Научно-практическая статья
УДК 159 © Мецлер Д. В., Кузнецова И. А., 2024
doi: 10. 24412/1999-6241-2024-499-404-412
5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности
Формирование психологической культуры сотрудников исправительного учреждения посредством психологического просвещения
Дмитрий Викторович Мецлер, старший психолог психологической лаборатории лечебно-исправительного учреждения 10 1 [email protected]; https://orcid.org/0009-0008-8422-5157
Ирина Алексеевна Кузнецова, преподаватель кафедры психологии и педагогики в деятельности органов внутренних дел 2; [email protected]; https://orcid.org/0009-0007-2514-4413 ' УФСИН России по Омской области, 644089, Омск, ул. Энтузиастов, '8А, Россия 2 Омская академия МВД России, 644092, Омск, пр. Комарова, 7, Россия
Реферат. Введение. Рассматривается проблема становления психологической культуры личности сотрудников исправительного учреждения, обусловленная гуманизацией отношений в пенитенциарных учреждениях. Кроме того, профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы неразрывно связана с общением, является по сути коммуникативной, общение имеет профессионально-функциональную нагрузку, т. е. профессионализируется. Цель — выявить эффективность психологического просвещения сотрудников исправительного учреждения, направленного на становление психологической культуры личности. Материалы и методы. Применялись тест О. И. Моткова «Психологическая культура личности»; тест Томаса «Стили поведения в конфликте»; анкетирование; методы описательной и математической статистики. Исследование проводилось среди сотрудников пенитенциарного учреждения г. Омска, проходящих службу в должности младшего инспектора отдела безопасности от 1 года до 25 лет, в количестве 20 человек. Результаты и обсуждение. Рассматривается суть психологической культуры как процесса саморазвития, направленного на постоянное становление «Я» как одного из базовых свойств личности, определяющего уровень самопознания, саморегуляции, саморазвития, влияющего на эффективность воспитательной работы сотрудников исправительного учреждения. Приводятся данные эмпирического исследования соотношения уровней культурно-психологических стремлений и степени их реализации личностью. Выявлен допустимый (низкий) уровень развития психологической культуры сотрудников исправительного учреждения. Представлены потенциальные мишени психологического просвещения сотрудников. Разработан комплекс мер психологического просвещения сотрудников в области становления психологической культуры личности. Выводы. У значительной части сотрудников динамические характеристики культурно-психологических стремлений имеют низкую степень реализации, допустимый (низкий) уровень развития психологической культуры личности. Противоречия в профилях структуры «сила стремлений» и «степень их реализации» свидетельствуют о дисгармоничности развития психологической культуры сотрудников, о том, что она находится в стадии становления. Следовательно, имеет смысл создавать благоприятные психологические условия для ее становления. Выявлены потенциальные мишени психологического просвещения «конструктивное общение», «творчество» и «саморазвитие». Разработан и реализован комплекс мер по психологическому просвещению сотрудников исправительного учреждения, доказана его результативность на 0,05% уровне.
Ключевые слова: психологическая культура личности, культурно-психологические стремления личности, психологическое просвещение, сотрудник пенитенциарного учреждения
Для цитирования: Мецлер Д. В., Кузнецова И. А. Формирование психологической культуры сотрудников исправительного учреждения средствами психологического просвещения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 4(99). С. 404-412. https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2024-499-404-412
Scientific and Practical Article UDC 159 © Metsler D. V., Kuznetsova I. A., 2024 doi: 10. 24412/1999-6241-2024-499-404-412 5.3.9. Legal Psychology and Psychology of Security
Formation of Penitentiary Officers' Psychological Culture via Psychological Education
Dmitry V. Mеtsler, senior psychologist in the Psychological Laboratory of a medical correctional facility No. 10 1 [email protected]; https://orcid.org/0009-0008-8422-5157
Irina А. Kuznetsova, lecturer at the chair of Psychology 2; [email protected]; https://orcid.org/0009-0007-2514-4413 ' Directorate of Russian Penitentiary Service in Omsk region, 18 A Entuziastov st., Omsk, 644089, Russia 2 the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, 7 Komarov st., Omsk, 644092, Russia
Abstract. Introduction. The problem of the formation of the psychological culture of the personality of correctional institution officers determined by the humanization of relations in penitentiary institutions is under study. In addition, the professional activity of employees of the penal enforcement system is inextricably connected with communication, is essentially communicative, communication has a professional and functional load, i. e. it is professionalized. The purpose of the research is to reveal the effectiveness of psychological education of correctional institution staff aimed at the formation of psychological culture of an individual. Materials
and Methods. The following methods were used: O. I. Motkov's test «Psychological Culture of Personality» ; Thomas's test «Styles of Behavior in Conflict» , questionnaire survey; methods of descriptive and mathematical statistics. The study was conducted among the staff of the penitentiary institution in Omsk, serving as junior inspectors of the security department from 1 year to 25 years, numbering 20people. Results and Discussion. The paper examines the essence of psychological culture as the process of self-development aimed at the constant formation of the «I» , as one of the basic personality traits that determines the level of self-cognition, self-regulation, self-development, influencing the effectiveness of the educational work of penitentiary officers. The data of an empirical study of the correlation of the levels of cultural and psychological aspirations and the degree of their realization by a person are presented. An acceptable (low) level of development of the psychological culture of the penitentiary officers is revealed. The paper comprises potential targets of psychological education of employees, a set of measures of psychological education of employees in the field of formation of psychological culture of the individual being developed. Conclusions. For a significant part of the employees, the dynamic characteristics of cultural and psychological aspirations have a low degree of realization, an acceptable (low) level of development of the psychological culture of an individual. The contradictions in the profiles of the structure «the strength of aspirations» and «the degree of their realization» indicate the disharmony of the development of the officers' psychological culture, that it is in the stage of formation. Therefore, it makes sense to create favorable psychological conditions for its formation. Potential targets of psychological education «constructive communication» , «creativity» and «self-development» are identified. A set of measures for psychological education of penitentiary officers has been developed and implemented, its effectiveness proven at the 0.05% level.
Keywords: personal psychological culture, cultural and psychological aspirations of personality, psychological education,
penitentiary officer
Citation: Metsler D. V., Kuznetsova I. А. Formation of Penitentiary Officers' Psychological Culture via Psychological Education. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2024. Vol. 29. No. 4(99). Pp. 404-412 (In Russ). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2024-499-404-412
Основные положения
1. Высокий уровень конфликтогенности рабочей среды и недостаточный уровень психологической культуры сотрудников указывают на наличие проблемы гуманизации отношений между сотрудниками и осужденными в пенитенциарном учреждении.
2. Содействие психолога в становлении психологической культуры сотрудников пенитенциарных учреждений достигается путем реализации психологического просвещения, направленного на содействие саморазвитию и гармонизации (оптимизации) культурно-психологических стремлений личности сотрудников. Комплекс мероприятий по психологическому просвещению содействует расширению кругозора сотрудников исправительных учреждений в области конструктивного общения и актуализации потребности личности в саморазвитии.
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы. Актуальность проблемы гуманизации отношений в уголовно-исполнительной системе связана с тем, что психологическая культура личности проявляется во всех областях человеческих отношений '. Она основана на признании ценности внутреннего мира и многообразия проявлений личности каждого человека 2.
Кроме того, профессиональная деятельность сотрудников учреждений неразрывно связана с общением, является коммуникативной, общение в данном случае профессионализируется, что требует содействия психолога в становлении их психологической (коммуникативной) культуры [1-3].
Психологический аспект проблемы гуманизации отношений в уголовно-исполнительной системе (далее — УИС) обусловлен известным дефицитом психологических знаний, низким уровнем психологической культуры (психологической осведомленности и психологической компетентности) личности сотрудников УИС и формированием потребности личности в их совершенствовании; обеспечением психологом повышения грамотности коммуникативных воздействий сотрудника на осужденных [4].
Воспитательный аспект связан с проблемой выбора психологом содержания и средств психологического просвещения в совершенствовании психологической грамотности (осведомленности) личности сотрудников [5].
Проблема имеет и социальный аспект, который заключается во влиянии психолога психологической лаборатории исправительного учреждения (далее — ИУ) на сотрудников, а через них — на межличностные отношения между персоналом и осужденными, что способствует ресоциализации последних. По мнению М. Г. Де-больского, роль психологической службы УИС состоит в повышении профессиональной и психологической культуры сотрудников, гуманизации отношений между персоналом и осужденными [6]. Но решение существующей проблемы в ИУ осложняется имеющимся уровнем организационной, криминальной субкультуры и культуры профессиональной среды, а также уровнем общей и психологической культуры информируемого субъекта. Психологическое просвещение выступает в качестве основного способа и одновременно одной из активных форм реализации задач психопрофилактической рабо-
1 Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 43, ст. 5544.
2 Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) : федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-Ф3 (ред. от 23 июля 2013 г.) // Там же. № 31, ст. 4162.
ты в области становления психологической культуры сотрудников, при этом содержание его определяется с учетом специфики, вида и профиля учреждения 3.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что пока не разрешены противоречия между существующей проблемой допустимого уровня развития психологической культуры личности и отсутствием определенной теоретической и методической базы, касающейся психологической помощи (психологического просвещения), приводящей к повышению психологической грамотности и компетентности сотрудников [7].
Цель — выявить результативность комплекса мер психологического просвещения, направленного на становление психологической культуры личности сотрудников ИУ.
Теоретические предпосылки, обзор проблемы.
Многие авторы (Л. С. Колмогорова, О. И. Мотков, Н. Н. Обозов и др.) описывают психологическую культуру как важный компонент культуры личности. Так, Л. С. Колмогорова и О. И. Мотков раскрывают сущность, структуру, функции и методы изучения психологической культуры личности [8; 9]. Интересно мнение о психологической культуре межличностных взаимных отношений Н. Н. Обозова [10]. Особенностям психологической культуры в рамках профессиональной культуры государственного служащего посвящены исследования Г. А. Гусевой [11] и В. И. Долговой [12]. Ученые отмечают, что психологическая культура личности в широком смысле — уровень самопознания человечества, объем и содержание психологических знаний, накопленных человечеством. В узком смысле психологическая культура — это система индивидуальных психологических представлений, понятий, умозаключений, а также спонтанного житейского опыта. Такой уровень индивидуальной психологической культуры является докон-цептуальным, стихийно формирующимся в процессе социализации. Становление психологической культуры личности в узком смысле происходит в процессе специально организованного обучения. В этом случае индивидуальная психологическая культура приобретает системный целостный характер.
Так, O. И. Moткoв определяет пcиxoлoгичecкую кyльтypу ^к xapaктepиcтику личности, выражающую высокое кaчecтвo caмoopгaнизaции и caмopeгyляции любoй жизнeдeятeльнocти чeлoвeкa, oтнoшeний личнocти к ceбe, к людям, к живoй и нeживoй пpиpoдe, к миpy в цeлoм. Л. С. Колмогорова под психологической культурой взрослого понимает часть общей культуры человека, благодаря которой он способен понимать свой внутренний мир и внутренний мир других людей и эффективно взаимодействовать с ними; оптимально решать профессиональные и жизненные психологические проблемы; имеет опыт самореализации; стремится к саморазвитию;
гармонизации внутреннего мира, к проектированию собственной жизни. К структуре психологической культуры личности автор относит следующие составляющие: психологическую грамотность, психологическую компетентность, ценностно-смысловой компонент, рефлексию и культуротворчество. Считаем справедливым замечание В. В. Семикина о том, что первые два компонента, указанные Л. С. Колмогоровой, можно отнести к уровням развития психологической культуры. В генезисе психологической культуры следует выделять три основных уровня: психологическую грамотность; психологическую компетентность; собственно психологическую культуру как развитый механизм личностной саморегуляции.
И. И. Oбoзoв отмечает, что в структуру психологической культуры входят три компонента: понимание и знание себя и других людей; адекватная самооценка и оценка других людей; саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляция деятельности, регулирование отношений c другими людьми. В. В. Семикин рассматривает высший уровень развития психологической культуры личности как зрелую психологическую культуру, которая служит универсальным психологическим механизмом саморегуляции человека в различных формах социального взаимодействия, обеспечивающим гуманное взаимодействие с людьми, главным критерием психологической компетентности предлагает считать эффективность и успешность взаимодействия человека с социумом [13].
О. И. Мотков отмечает, что на допустимый уровень развития психологической культуры личности указывают низкий уровень гармонизации (оптимальности) культурно-психологических стремлений и противоречия в структурах культурно-психологических стремлений и степень их реализации личностью. B. M. Aллaxвepдoв, И. Б. Бeляк, M. Б. Ивaнoв в качестве компонентов психологической культуры профессионала выдeляют пониман^ пpaктичecкиx задач, которьи может peшaть специалист; пoнимaниe cпeцифики пcиxoлoгичecкoгo (в отличте от обы^нного) aнaлизa пoвeдeния; cтpeмлeниe к caмoпoзнaнию и caмocoвepшeнcтвoвaнию. Следует отметить, что в этом случае общение из фактора, сопровождающего профессиональную деятельность, превращается в категорию профессионально значимую — психологическую (коммуникативную) культуру профессионала [14]. Коммуникативная культура — совокупность знаний законов межличностного общения, умений и навыков пользования его средствами в различных жизненных и производственных ситуациях и личностных коммуникативных качеств. Как часть базовой, психологической культуры коммуникативная культура обеспечивает готовность к саморазвитию, жизненному самоопределению личности, установлению гармоничных отношений внутри себя и с окружающей действительностью [2; 15]. Вместе с тем И. В. Дубровина разводит
3 Чупров Л. Ф. Психолого-педагогическое просвещение как важный аспект профилактической работы психолога. URL: https://zabgu.ru/files/html_document/pdf_files/fixed/Psixologo_pedagogicheskoe_prosveshhenie/CHuprov_L.F._Psixologo-peda-gogicheskoe_prosveshhenie (дата обращения: 24.01.2023).
понятия «психологические знания» и «психологическая культура». По мнению автора, психологическая культура — это и психологические знания, и общечеловеческие гуманистические ценности. Такое сочетание исключает возможное манипулирование людьми, управление их поведением и мышлением [16].
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы можно заключить, что психологическая культура личности — комплексное понятие, которое включает знания человека об основных факторах и законах развития внутреннего мира человека, способах и приемах психической саморегуляции. Под психологической культурой личности вслед за О. И. Мотковым мы понимаем характеристику личности, выражающую высокое качество самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, отношений личности к себе, к людям, к природе, миру. Структура психологической культуры, предложенная автором, включает: регулярно совершаемое самопознание, конструктивное общение с людьми, помогающее продуктивному разрешению личных, деловых и общественных вопросов; саморегуляцию своих эмоций, действий и мыслей, развитые стремления и умения поддерживать положительный эмоциональный тон; гармонично организованное творчество — наличие интересного творческого дела; конструктивное ведение дел, умение работать систематично, с отдыхом; гармонизирующее саморазвитие — наличие целей и деятельности по самовоспитанию личностных установок и поведения. Считаем важным замечание Е. А. Климова: «Не следует думать, что удовлетворительный уровень психологической культуры может возникнуть сам собой. Здесь требуется именно бум специальных просветительских усилий, которому должен систематически предшествовать и бум исследовательских усилий» [17, с. 310-311].
Рассмотрев сущность, уровни, структуру и функции психологической культуры личности, обратимся к раскрытию сущности психологического просвещения, под которым понимается раздел профилактической деятельности психолога, направленной на формирование положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога и расширение кругозора в области психологического знания [18-19]. При этом важно подчеркнуть, что давний вопрос о целесообразности психологического просвещения на сегодняшний день является нерешенным. Так. И. В. Дубровина и В. Э. Паха-льян обозначают это направление как самостоятельное, специфическим особенностям которого уделяется неправомерно мало внимания. В. Э. Пахальян связывает это с тем, что отечественная практическая психология сравнительно молода, она только недавно стала частью помогающих практик в России и не нарастила достаточного потенциала для решения множества существующих задач. Автор отмечает, что проблемы психологического просвещения редко являются предметом специального рассмотрения профессионалами. Такого рода факты
В. Э. Пахальян считает методологической некорректностью [20]. Интересно высказывание известного социального психолога Д. Майерса: «Попытки убедить людей в чем-либо иногда аморальны, а иногда благотворны, иногда эффективны, а иногда тщетны. Сами по себе они не хороши и не плохи. Оценка сообщения как „хорошего" или „плохого" соотносится обычно лишь с его содержанием. Если это содержание не нравится нам, мы называем данное сообщение „пропагандой", если нравится — „просвещением". По смыслу слова просвещение должно быть в большей степени основано на фактах и менее принудительно, чем простая пропаганда. И все же, как правило, мы говорим: „просвещение", если доверяем информации, и „пропаганда" — если нет» [21, с. 312].
Вместе с тем в настоящее время востребован потенциал психологического просвещения как разновидности неформального образования. Однако, в отличие от системы образования, психологическое просвещение не имеет среди своих задач научение «правильным» действиям или указание «правильных» путей и способов поведения. Кроме того, психологическое просвещение осуществляется и как психологическая помощь, и как психологическая услуга. В нашем исследовании психологическое просвещение, как любая профилактическая деятельность, относится к разряду психологической помощи. Цель психологического просвещения: реализация общей задачи практической психологии по психологизации микро- и макросоциума, повышение психологической культуры населения [22]. Однако достижение оптимального уровня психологической культуры невозможно без мотивации и самообразования сотрудников, что в свою очередь актуализирует мотивационную функцию психологического просвещения сотрудников как составную часть профилактической деятельности психолога ИУ. Идеальным результатом психологического просвещения является способность человека самостоятельно принимать решения в каждой конкретной ситуации на основе полученной психологической информации 4. В исследовании Е. Н. Гришиной указывается значительная роль методов обучения в развитии психологической культуры госслужащих, что дает возможность существенно активизировать механизмы саморазвития и самореализации в профессиональной деятельности, а также повышать целостность личностного конструкта «Я-профессионал» и развивать творческие способности личности в управленческой деятельности [23].
И. В. Дубровина отмечает, что любое мероприятие по психологическому просвещению одновременно имеет психопрофилактическую и познавательную направленность и предъявляет особые требования к психологу: к его педагогическим и лингвистическим компетенциям и творческим возможностями. Он должен владеть литературными навыками для написания качественного текста и ораторским мастерством для продуктивного публичного выступления. Кроме того, психологическое
4 ЧупровЛ. Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: основы теории и методика. М., 2003 (дата обращения: 23.03.2023).
знание специфично, поэтому психолог должен владеть феноменологией жизненного опыта, который появляется в ходе личностной рефлексии своего опыта переживания трудных ситуаций и рефлексивного анализа опыта клиентов. Материалы, которые специалист размещает на разнообразных сайтах, лекции, беседы, брошюры, содержание информационных стендов, методички, презентации и т. п. становятся эффективными только тогда, когда непосредственно связаны с происходящим в реальной жизни людей, состоят из анализа конкретных психологических проблем, касающихся непосредственно личности тех, для которых все это делается, их деятельности в данной сфере, учреждении и т. п. Осуществляя психологическое просвещение, психолог чаще всего является популяризатором психологических знаний, выступая в СМИ; он информирует, консультирует реципиента психологической информации, но не несет ответственности за ее результат. Однако, играя роль эксперта, психолог уже ответственен за то, как отзовется его слово. Рассматривая психологическое просвещение как особый вариант педагогической деятельности, уместно предположить осуществление его специалистом-психологом самостоятельно или в сотрудничестве со специалистами другого профиля, помогающими более эффективно достичь целей распространения психологических знаний [15].
Следует отметить, что психологическая культура в нашем обществе формируется стихийно, находится на допустимом уровне, а многие российские культурные стереотипы, скорее, противоречат нормам психогигиены. Однако психологическая информация может выполнять функцию так называемого нормирования. Она снимает излишнюю тревогу и излишнюю ответственность с человека, позволяет ему узнать, какие существуют способы решения аналогичных проблем, формирует способность к запросу на психологическую помощь. Вместе с тем психологу следует учитывать и уникальность индивидуального опыта человека. Так, в ходе занятий иногда возникают возражения слушателей, которые не могут сопоставить свои личные ситуации и общие закономерности. Они проявляются через индивидуальные ситуации, за которыми их трудно разглядеть. Психолог должен уметь понять и показать, как в уникальности и оригинальности человека наблюдается ряд общих закономерностей социального поведения и развития.
Итак, можно утверждать, что в быстроменяющемся мире проблемы становления психологической культуры личности в целом, наличие допустимого уровня развития психологической грамотности и психологической компетентности сотрудников является одной их главных причин множества проблем, конфликтов, стрессов, болезненных состояний, кризисов и даже катастроф в жизни и деятельности как отдельных людей, так и жизнедеятельности общества в целом. В таком контексте очевидно, что психологическое просвещение — одно из важнейших условий психологического благополучия личности.
В настоящее время востребован потенциал психологического просвещения как разновидности нефор-
мального образования сотрудников УИС. Основная цель просветительской деятельности психолога — психологизация социума ИУ, актуализация потребности личности в совершенствовании и саморазвитии в целях гармонизации культурно-психологических стремлений. Именно в просвещении существует оптимальная возможность без особого труда и без создания специальных условий наглядно показать многим людям, что психологические знания имеют прямое отношение к решению их конкретных проблем. Однако сегодня, с одной стороны, мы имеем признание необходимости такой работы, а с другой — отсутствует система, обеспечивающая ее практическое внедрение. Вместе с тем важно, что интерес к возможностям получать психологическое просвещение лично для себя носит гораздо более локальный, эгоцентрический характер, чем видение возможностей просвещения в целом. Не менее важно и то, что возможное тематическое содержание психологического просвещения имеет тендерные различия, определяется с учетом специфики, вида и профиля учреждения. Кроме того, следует учитывать, что информационные источники, в которых реализуется психологическое просвещение, воспринимаются по-разному с точки зрения эффективности. Наименьшая эффективность приписывается программам, реализуемым практическими психологами и традиционно рассматриваемым как целенаправленные и адресные. Вместе с тем важно отметить такие аспекты, как «контекстуаль-ность» работы практического психолога (зависимость содержания от места приложения); ее подчиненность задачам той сферы, которая определяет место и роль каждого вида профессиональной деятельности и к которой прикладывается все имеющееся психологическое знание [24]. М. К. Мамардашвили, уточняя свое понимание психологического просвещения, рассматривает его не только как способность, но и как право мыслить своим умом, самому понимать свое дело, т. е. право личности на реализацию своей свободы, на самоопределение во всех областях своей жизни, «ведь мы постоянно живем в ситуации, когда вместо „голоса души" слышим „шум сознания"». Избежать этого, по мнению автора, люди могут путем просвещения, понимаемого им как взрослое состояние человечества, т. е. способность людей думать своим умом и ориентироваться без внешних наставников и авторитетов [25, с. 168].
Материалы и методы
Определение уровня развития психологической культуры личности сотрудников было осуществлено при помощи методики «Психологическая культура личности» О. И. Моткова [26]. Состояние психологической культуры определялось по двум частным показателям: силе культурно-психологических стремлений и степени их реализации, и одному общему: уровню их гармоничности (оптимальности). Для изучения личностной предрасположенности сотрудников к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации использован опросник Томаса-Килманна (в адаптации Н. В. Гришиной) «Стили поведения в конфликте». Для обработки собранных данных применя-
лись анкетирование, офисная программа Microsoft Excel, Psihometric Expert, методы описательной и математической статистики. Выборку составили младшие инспектора отдела безопасности, со стажем службы от 1 года до 25 лет, в количестве 20 человек. Все мужчины.
Результаты и обсуждение
Анализ результатов выявил высокий уровень кон-фликтогенности рабочей среды ИУ и недостаточный уровень психологической грамотности сотрудников ИУ. Так, сотрудники отмечают, что конфликты в среде осужденных случаются часто (61,7%), причины конфликтов расположены в сфере бытовых отношений (57%) или возникают на эмоциональной почве (43%); часто конфликт остается неразрешенным (44%) либо временно затихает и вскоре может повториться (32%). Результаты анкетирования сотрудников о психологической грамотности в области социально-психологического анализа конфликта показали, что 75% из них интуитивно участвуют в разрешении конфликтов и, проявляя высокую самооценку владения соответствующими навыками, признают наличие дефицита коммуникативной компетенции, недостаточность речевых коммуникативных средств, позволяющих выразить свою позицию приемлемым для партнера образом; преобладание у сотрудников авторитарного стиля общения. Вместе с тем сотрудники отличаются определенной гибкостью во взаимодействии с осужденными (опросник Томаса), чаще выбирая такие стили поведения в конфликте, как компромисс (24,5%), избегание (22,1%) и соперничество (21,3%). Реже — сотрудничество (18,8%) и приспособление (13,3%).
Использовав методику О. И. Моткова «Психологическая культура личности», мы получили результаты, представленные ниже в таблице. Так, сила культурно-психологических проявлений (далее — КПС) сотрудников находится на среднем уровне (4,1 балла), степень их реализации (2,83 балла) — на низком, что свидетельствует о дисгармоничности КПС и указывает на то, что психологическая культура пребывает в стадии становления. Исключение составляют показатели компонента «конструктивное ведение дел»: высокий уровень силы КПС (4,3 балла) и средний уровень (2,99 балла) их реализации.
В ходе анализа данных выявлен потенциал сотрудников к самопознанию (4,18 балла) и саморегуляции (3,97 балла); однако уровень саморазвития личности — низкий (3,8 балла). Самые низкие показатели у компонента психологической культуры «конструктивное общение» — сила КПС 3,68 балла и степень их реализации 2,82 балла, а также у компонента «творческое поведение», степень реализации КПС которого 2,58 балла. По результатам исследования можно заключить, что высокий уровень конфликтогенно-сти рабочей среды и допустимый, неоптимальный уровень психологической культуры сотрудников, деятельность которых неразрывно связана с общением, указывают на наличие проблемы гуманизации отношений между сотрудниками и осужденными; на объективные предпосылки для профилактической работы психолога в области разрешения конфликта и саморазвития.
Таблица. Средние показатели культурно-психологических стремлений и психологической культуры личности сотрудников
(Table. Average indicators of cultural-psychological aspirations and psychological culture of an officer personality)
Показатели культурно-психологических стремлений и психологической культуры Сила культурно-психологических стремлений Степень реализации Уровень гармонизации (оптимизации)
Балл Уровень Балл Уровень
Самопознание 4,18 средний 2,89 низкий низкий
Конструктивное общение 3,68 средний 2,82 низкий низкий
Саморегуляция 3,97 средний 2,85 низкий низкий
Творческое поведение 4,13 средний 2,58 низкий низкий
Конструктивное ведение дел 4,30 высокий 2,99 средний средний
Саморазвитие 3,80 средний 2,82 низкий низкий
Психологическая культура 4,1 средний 2,83 низкий низкий
Модель психологического просвещения сотрудников ИУ с затрудненным общением. Актуальность разработки модели связана с тенденцией к гуманизации всех сфер социальной практики в России, с результатами первичной диагностики испытуемых. Она обусловлена особенностями психологической помощи сотрудникам учреждений УИС в области затрудненного общения (27-30 и др.); положениями Л. Ф. Чупрова о психологическом просвещении населения; концепцией психологической культуры личности О. И. Моткова; потенциальными мишенями психологического просвещения: «конструктивное общение», «творческое поведение», «саморазвитие». Цель психологического просвещения — содействовать повышению уровня психологической грамотности сотрудников; расширению их кругозора в области конструктивного общения, творчества и саморазвития; осознанию причин неудач и нахождению путей решения; психологизации рабочей среды. Основной принцип просвещения сотрудников — полученное знание должно быть «живым», органично вплетено в процесс практической деятельности: знание как ответ на осознаваемый запрос сотрудников или самозапрос психолога.
При разработке комплекса мероприятий мы исходили из того, что психологическое просвещение сотрудников ИУ с затрудненным общением — это особый вид профилактической работы, который сложно планировать и предписывать. При определении психологической грамотности (осведомленности) как цели психологического просвещения мы исходили из модели: осведомлен — значит знаю (знания). В данном случае знания — это базовый уровень ценностного отношения к себе, миру и другому, который позволит обнаружить, создать эффективный способ поведения в каждой конкретной жизненной ситуации. Внедрение психологических знаний в повседневную жизнь предполагает изменение привычек, стереотипов поведения и мышления, систематической работы над собой и направлено на формирование у сотрудников
положительных установок к психологической помощи, к деятельности психолога и при необходимости — индивидуальное психологическое консультирование.
Участники психологического просвещения характеризуются авторитарным стилем общения в конфликтной ситуации, но определенной гибкостью во взаимодействии с партнерами по общению, чаще выбирают такие стили поведения в конфликте, как компромисс, избегание и соперничество, а также отличаются «медиативным нигилизмом» и допустимым, неоптимальным уровнем развития психологической культуры. Самый высокий показатель культурно-психологических поведенческих проявлений испытуемых по критерию «конструктивное ведение своих дел» — для них характерно реалистичное планирование, доведение начатого дела до конца, систематичная работа, а не импульсивная, с отдыхом. Вместе с тем они отличаются низкой степенью реализации стремлений по критериям «конструктивное общение», «творчество» и «саморазвитие», что позволяет судить о низком уровне психологической грамотности и компетентности сотрудников.
Модель представляет собой комплекс мероприятий, который состоит из 10 занятий по 1 академическому часу каждое, 1 раз в неделю.
Формы организации психологического просвещения. Определились групповые (тематические) и публичные выступления (мини-лекция), по степени взаимодействия субъектов информирования: монологические (мини-лекции), диалогические (дискуссии, обсуждения) и групповые (диспуты). Использование той или иной формы обусловливалось не только компетентностью психолога, но и конкретной ситуацией аудитории, по запросу которой проводился этот вид работы. По виду деятельности это контактное общение участников образовательного пространства. В ходе реализации комплекса мероприятий мы обращались к вербальным, невербальным, наглядным и интерактивным средствам психологического просвещения. Так, нами разработаны памятки «Способность управлять собой»; «Продолжающееся саморазвитие»; «Творческий подход»; «Умение влиять на окружающих» [31]. Для психологического просвещения были использованы возможности, которые предоставляет интернет. Например, в ходе обсуждения видеофильма «Треугольник Карпмана» участники взаимодействовали друг с другом, обменивались информацией при моделировании исходов конфликтной ситуации. В процессе психологического просвещения сотрудников применялись следующие стратегии обучения взрослых: коммуникативная стратегия обучения взрослых, элементы стратегического тренинга и самоуправляемого обучения.
Содержание психологического просвещения. Исходя из специфики, вида и профиля учреждения тематика занятий определена достаточно условно, среди них: групповая консультация на основе диагностики уровня психологической культуры слушателей; мини-лекции; продолжающееся саморазвитие; творческий подход; умение влиять на окружающих. Дискуссия по видеофильму «Треугольник Карпмана», в котором представлена
социальная модель взаимоотношений между людьми, когда люди играют три ключевые роли: Контролер (преследователь), Жертва и Спаситель (избавитель). Практические занятия (медиативные техники конструктивного общения). Помощь отдельным специалистам в подборе психологической литературы для самообразования.
Результаты реализации комплекса мероприятий психологического просвещения. Анализируя результаты исследования психологического просвещения как разновидности неформального образования, отметим, что в целом цель комплекса мер можно считать достигнутой. Наблюдаются повышение уровня осведомленности в области психологической культуры сотрудников через обучение существующим методам конструктивного общения; содействие актуализации мотивации на развитие творческого поведения, саморазвитию личности и гармонизации (оптимальности) психологической культуры личности сотрудников.
В ходе рефлексии сотрудники отмечали, что интересным был тот факт, что предметом обсуждения послужили конкретные проблемы данного исправительного учреждения, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению проблем конструктивного общения и саморазвития личности сотрудников. Вместе с тем такая форма просвещения, как дискуссия, вызывала у них трудности. Более эффективной являлась работа в парах, участники наблюдали и анализировали свои действия, признавая ценность личности своего партнера и равенство позиций; а также иллюстрированная мини-лекция, предполагающая монолог преподавателя, который перемежается ответами на вопросы, часть которых провоцируется игровыми приемами, передачей управления слушателям. Для обнаружения различий показателей уровня развития и гармонизации культурно-психологических стремлений испытуемых до и после эксперимента был использован Т-критерий Вилкоксона, который применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых умеренной численности, который выявил статистически значимые различия на 0,05% уровне. В результатах вторичной диагностики у сотрудников с затрудненным общением наблюдалось количественное повышение уровня силы КПС, несколько менее — уровня их реализации. Более других изменение выражено по критерию «конструктивное общение», менее других — по критерию «творческое поведение». Показатели критерия «саморазвитие» остались неизменными. Выявленные отличия можно объяснить следующим образом: необходимо учитывать, что время реализации комплекса мер было слишком коротким для больших ожиданий. Полагаем, это связано и со страхом саморазвития, открывающимися в ходе занятий смыслами происходящего и необходимостью корректировать свою картину мира.
Выводы
1. У сотрудников исправительных учреждений сила культурно-психологических стремлений личности представлена на среднем уровне, а степень их реализации — на низком, что свидетельствует о низком, т. е. до-
пустимом, уровне развития психологической культуры сотрудников. Исключение составляют показатели компонента «конструктивное ведение дел»: высокий уровень силы культурно-психологических стремлений и средний уровень их реализации.
Выявленная дисгармоничность развития культурно-психологических стремлений указывает на то, что психологическая культура находится в стадии становления. Следовательно, имеет смысл создавать благоприятные психологические условия для ее становления посредством профилактической работы.
2. В ходе анализа данных выявлен потенциал сотрудников к самопознанию и саморегуляции; однако уровень саморазвития личности — низкий; сотрудники более ориентированы на подтверждение своей значимости в настоящем через самопознание и саморегуляцию, чем на процесс саморазвития, что инициирует психологическое просвещение и психологическое консультирование в работе психолога.
3. Самые низкие показатели сформированности компонентов психологической культуры указывают на приоритетные мишени психологического просвеще-
ния: «конструктивное общение», «творческое поведение» и «саморазвитие», динамические характеристики которых имеют низкую степень реализации, что позволяет судить о низком уровне психологической грамотности и компетентности сотрудников. Психопрофилактическая работа с этими сотрудниками предполагает необходимость сочетать при оказании им психологической помощи психологическое просвещение и консультирование, направленные на саморазвитие личности.
4. В ходе исследования доказана результативность разработанной нами модели психологического просвещения сотрудников исправительного учреждения с затрудненным общением.
Область применения и перспективы. В целях совершенствования комплекса мер по психологическому просвещению сотрудников исправительных учреждений в дальнейших исследованиях предполагается работа по расширению исследований о дополнительных средствах влияния психологического просвещения на развитие творческих способностей сотрудников, актуализацию потребности в саморазвитии в контексте становления психологической (коммуникативной) культуры сотрудников.
Список источников / References
1. Мурашёва С. В. Анализ актуальных проблем выбора оптимального метода оценки инновационной деятельности регионов // Журнал правовых и экономических исследований. 2013. № 1. С. 139-142.
2. Гусевская О. В. Формирование коммуникативной культуры личности как основа общекультурной компетентности // Ценности и смыслы. 2009. № 1. C. 131-141.
3. Ракитская О. Н. О коммуникативной компетентности как проблеме профессиональной подготовки сотрудников // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития : сб. мат-лов всерос. симпозиума. Рязань, 2019. С. 978-988.
4. Дементьева Е. В. Психологическая культура человека: современное состояние проблемы // Вестник Мордовского университета. 2011. № 2. С. 12-17.
5. Белых Т. В., Шершнева А. С. Влияние выраженности компонентов психологической культуры на эффективность деловой коммуникации // Наука. Инновации. Технологии. 2012. № 2. С. 136-140.
6. Дебольский М. Г. Психологической службе уголовно-исполнительной системы 20 лет: организация и развитие // Прикладная юридическая психология. 2012. № 1. С. 33-52.
7. СкороваЛ. В. К проблеме психологической культуры обучающихся как условия формирования универсальных учебных действий // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». 2014. Т. 10. С. 58-66.
8. Колмогорова Л. С. Возрастные возможности и особенности становления психологической культуры учащихся : дис. ... д-ра психол. наук. М., 2001. 471 с.
9. Мотков О. И. Психология самопознания личности. М., 2003. 278 с.
10. Обозов Н. Н. Психологическая культура взаимных отношений. М., 1986. 47 с.
11. Гусева Г. А. Формирование ценностных ориентаций государственных служащих : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1999. 185 с.
12. Долгова В. И. Особенности профессионально-ролевых представлений госслужащих : дис. ... канд. психол. наук. М., 2000. 210 с.
13. Семикин В. В. Психологическая культура в педагогическом взаимодействии : дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2004. 305 с.
14. Aллaxвepдoв B. M., Бeляк H. B., Ивaнoв M. B. О формировании психологической культуры у студентов технического вуза. Л., 1985. C. 28-46.
15. Дубровина И. В. Психологическая культура личности в структуре профессиональной компетенции // Гуманизация образования. 2013. № 5. С. 40-47.
16. Все ли спокойно в датском королевстве? Интервью с И. В. Дубровиной подготовила О. Решетникова // Школьный психолог. 2004. № 35. С. 14-16.
17. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1998. 349 с.
18. Чупров Л. Ф. Актуальные задачи психологического просвещения // Психология XXI столетия. Т. 2, 2012. С. 321-323.
19. Пахальян В. Э. Введение в профессию. Практическая психология. М., 2010. 160 с.
20. Пахальян В. Э. Психологическое просвещение в контексте проблем отечественной практической психологии // Вестник практической психологии образования. 2016. Т. 13, № 4. С. 32-42.
21. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1996. 682 с.
22. Чупров Л. Ф. Перспективы использования Интернет-технологий в психологическом просвещении // Психология и современное российское образование : мат-лы IV всерос. съезда психологов образования России. М., 2008. С. 196-197.
23. Гришина Е. Н. Становление психологической культуры государственного служащего средствами развивающих игр : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2001. 24 с.
24. Караваев А. Ф. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел : монография. Омск, 2005. 284 с.
25. Мамардашвили М. К. Сознание и цивилизация. М., 2004. 272 с.
26. Мотков О. И. Методика «Психологическая культура личности». М., 1999. С. 89.
27. Волобуева Н. М. Психологическая культура как условие успешной адаптации молодого специалиста // Ломоносов-2010 : мат-лы междунар. молодеж. науч. форума : [электрон. сб.]. М., 2010. 205 с. URL: http://www.psy.msu.ru/.
28. Богомаз С. Л. Тренинг самосознания личности. Витебск, 2004. 99 с.
29. Мокрецов А. И. Программа тренинга сотрудников УИС по развитию навыков адаптивного поведения и разрешению конфликтов. М., 2012. 55 с.
30. Куницына В. Н. Межличностное общение. СПб., 2001. 544 с.
31. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991. 320 с.
Поступила 14.10.2023; одобрена после рецензирования 12.01.2024; принята к публикации 30.08.2024.
Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.