Научная статья на тему 'Культурно-психологические стремления студентов с различным уровнем жизнестойкости'

Культурно-психологические стремления студентов с различным уровнем жизнестойкости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
303
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СТРЕМЛЕНИЯ / САМОСОЗНАНИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / САМООТНОШЕНИЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Исаева Н. И., Волобуева Н. М.

В статье представлены результаты эмпирического исследования культурно-психологических стремлений к саморазвитию студентов, имеющих различный уровень жизнестойкости. Показано, что жизнестойкие студенты имеют более развитые стремления к саморазвитию по сравнению с нежизнестойкими. Данные различия выявлены в силе стремлений и степени их реализации у студентов рассматриваемых групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-психологические стремления студентов с различным уровнем жизнестойкости»

УДК 159.923-057.875

КУЛЬТУРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СТРЕМЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

Н. И. Исаева Н. М. Волобуева

В статье представлены результаты эмпирического исследования культурно-психологических стремлений к саморазвитию студентов, имеющих различный уровень жизнестойкости. Показано, что жизнестойкие студенты имеют более развитые стремления к саморазвитию по сравнению с нежизнестойкими. Данные различия выявлены в силе стремлений и степени их реализации у студентов рассматриваемых групп.

е-таИ:

[email protected] [email protected]

Ключевые слова: жизнестойкость, культурно-психологические стремления, самосознание, самопознание, самоотношение, саморегуляция.

Российская система образования находится на стадии перестройки и пересмотра основных положений, поиска ценностей и построения новой системы, ориентированной на мировые стандарты, взамен старой. Такое неустойчивое положение сказывается на процессе и особенностях образования современных студентов. Перед вузами ставится задача подготовки конкурентоспособного специалиста, мобильного и готового к любым изменениям и новшествам. Однако, по данным большинства исследователей, эта задача учебными заведениями в полной мере не осуществляется. Основным моментом для получения такого результата является не только обучение студентов профессиональным знаниям и навыкам, но также воспитание и развитие полноценной, здоровой и гармоничной личности, с развитым стремлением к саморазвитию. Именно это, по нашему мнению, позволяет будущим специалистам реализовывать себя в полной мере в своей учебной и профессиональной жизни, активно приспосабливаться ко всем изменениям и новшествам образовательной среды.

В нашем исследовании мы рассматриваем жизнестойкость как характеристику личности, которая позволяет студенту развиваться в любых условиях, и ориентирует его на процесс развития и самосовершенствования. Благодаря наличию этого качества студент делает выбор в пользу будущего, нового, неизведанного, а не «стоит на месте», боясь сделать шаг вперед. Любые испытания (сессии, ответы на семинарах, участие в конференциях, исследованиях, конкурсах, грантах и т. д.) жизнестойкий студент воспринимает как опыт и активно включается в предлагаемую деятельность.

Это происходит благодаря высокому развитию компонентов жизнестойкости (вовлеченность, контроль, принятие риска). Как отмечает Л. А. Александрова, вовлечённость является важной особенностью представлений в отношении себя, окружающего мира и характера взаимодействий между ними, которая мотивирует человека к самореализации, лидерству, здоровому образу жизни и поведению. Вовлечённость позволяет чувствовать себя значимым и ценным и включаться в решение жизненных задач даже при наличии стрессогенных факторов и изменений [2, с. 83 - 84]. Люди с развитым компонентом контроля убеждены в том, что борьба может повлиять на результат происходящего, и они сами строят свою судьбу. Д. А. Циринг считает, чем более выражен этот компонент, тем больше человек уверен в эффективности собственной активной позиции [7].

Те, кто имеет развитый компонент принятия риска (вызов), воспринимают все происходящее с ними (и позитивное, и негативное) как опыт, на основе которого можно научиться чему-либо. Он помогает человеку оставаться открытым окружающей

среде и обществу. Благодаря развитию данного компонента, любое событие переживается как в качестве стимула для развития собственных возможностей.

Мы задались вопросом о том, есть ли различия в стремлениях жизнестойких и нежизнестойких студентов. Для этого, провели исследование жизнестойкости и культурологических стремлений среди студентов различных факультетов НИУ «Белгородский государственный университет». В качестве основных методик использовались следующие: Тест жизнестойкости (Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова), психологическая культура личности (модификация методики О. И. Моткова).

По данным пилотажного исследования жизнестойкости студентов (в рамках внутривузовского гранта на тему «Развитие жизнестойкости как условие подготовки молодежи к жизнедеятельности в инновационном обществе» 2010 г), мы выяснили, что лишь 16 % учащейся молодежи (студенты НИУ «Белгородский государственный университет») обладают развитой жизнестойкостью, у большинства (60 %) жизнестойкость развита на среднем уровне. По нашему мнению, среднего уровня развития данного качества недостаточно для оптимального функционирования в условиях современного образования. Поэтому мы считаем развитие жизнестойкости у современных студентов актуальной проблемой современного образования. Развитию жизнестойкости будет способствовать оптимальная выраженность культурно-психологических стремлений у студентов в соотнесении с их реализацией в собственной жизни.

О. И. Мотков вводит понятие «базовой личности», которая, по его мнению, является «каркасом» личности. Она определяет характер отношений человека с самим собой и окружающим миром. Включает в себя: базовые стремления, характерологические и культурологические тенденции, жизненные предназначения, функциональные тенденции [6]. Через соразмерность культурно-психологических стремлений и степень их реализации, проявляется психологическая культура личности. Она обеспечивает устойчивое и гармоничное функционирование личности в целом. Н. И. Исаева считает, что психологическая культура отражает высокий уровень самосознания, саморегуляции и готовности личности к целенаправленной работе по личностному и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию [3]. В качестве культурно-психологических стремлений мы выделяем те, которые относятся к сфере самосознания. Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности. Кроме того, в юношеском возрасте оно является наиболее важным процессом. Оно развивается за счет рефлексии и самоуглубления (К. С. Абульханова-Славская, И. С. Кон, В. В. Ряшина и т. д). Студенчество - возраст становления профессионального и личностного самосознания, которое является следствием и условием освоения студентом значимых для него сфер деятельности, основой саморегуляции и самоуправления [1].

Степень осознания внутреннего состояния и настроя очень важно для учебной, а в последствии и профессиональной деятельности, а также оно является показателем успешности личности в ее профессиональном, социально-экономическом и интеллектуальном развитии.

Для нашего исследования представляет интерес, насколько выражены стремления к саморазвитию у студентов с различной жизнестойкостью, в какой степени они реализуются, и в каком соотношении они находятся между собой. Эти параметры оценки приводят нас к гармоничности внутреннего мира студента. Гармоничность проявляется через согласие с собой и другими людьми. Гармоничные люди не ставят перед собой цели обязательно достигнуть в чем-то максимума, особенно если достигнуть его не могут. Для них важнее реализовать задуманное, нежели «парить» в мечтах, которые никогда не смогут осуществиться. Они ориентируется на достижение и сохранение оптимального процесса жизнедеятельности.

Опишем особенности выраженности культурно-псхологических стремлений к саморазвитию у студентов с развитой жизнестойкостью. У них выражены стремления

(ср. знач. = 4,31) к саморазвитию и самосовершенствованию. Это говорит о том, что они считают процесс познания своих сил, возможностей, формирования адекватного отношения к себе и умение регулировать собственное поведение важным для своего профессионального и личностного развития. По их мнению, они реализуют эти стремления в полной мере (ср. знач = 3,85). То есть, для данной группы студентов характерна установка на преобразование собственного внутреннего мира, на поиск способов его гармонизации.

Рассмотрим в отдельности стремления к самопознанию, самоотношению и саморегуляции. Стремление к самопознанию (Ме = 4,35) у студентов с высокой жизнестойкостью выражено сильно. В структуре самопознания описанную ситуацию обеспечивают следующие стремления (таблица 2): к поиску психологических причин своего настроения, своих ошибок (ср. знач = 4,39) и осознанию своего предназначения, жизненного пути (ср. знач = 4,36). Это можно объяснить тем, что для адаптации к различным жизненным ситуациям (ужесточение требований обучения, сложности в интимно-личностном общении или взаимодействии с преподавателями) жизнестойким студентам важнее осознавать причины своего состояния и совершенных поступков, для того, чтобы получить возможность повлиять на последствия или скорректировать свое поведение в подобных ситуациях в будущем. Осознание своего предназначения позволяет повысить осмысленность происходящих событий. Что приводит к распределению существующих вопросов на главные и второстепенные, позволяет студенту определиться с целями и способами их достижения. Степень реализации данных стремлений Высокая (ср. знач = 3,85). Это говорит о том, что жизнестойкие студенты в полной мере осуществляют функцию познания своих особенностей, интересов, эмоций. Они осознают свое предназначение и можно говорить о том, что выбрали специальность, на которой обучаются в настоящий момент не случайно, и нашли в ней смысл своего обучения и развития.

Так как все стремления к самопознанию достаточно сильны и реализуются в полной мере, то уровни гармоничности каждого стремления являются высокими. Это свидетельствует о том, что гармонично развита сфера стремлений к самопознанию.

Стремления к позитивному самоотношению у студентов с развитой жизнестойкостью - высокие (ср. знач = 4,35). Общий уровень этих стремлений обеспечивается за счет (таблица 3) высоких стремлений к принятию своих достоинств и недостатков (ср. знач = 4,33) и несколько завышенных стремлений к уважению себя и своего внутреннего мира (ср. знач = 4,68). Эти стремления обеспечивают жизнестойким людям достаточный уровень уверенности в собственных силах, который позволяет им не бояться сложностей и не избегать их, а напротив стремиться к получению нового опыта. Для них не является слишком важным постоянное одобрение своих планов и поступков, так они допускают возможность ошибки. Это также является признаком адекватной самооценки. В целом стремления к позитивному самоотношению реализуются на высоком уровне (ср. знач = 3,92). Это свидетельствует о том, что у студентов с высокой жизнестойкостью развито уважение к себе и сформирована адекватная самооценка.

Гармоничность стремлений к адекватному самоотношению является высокой. Это проявляется в том, что два из трех анализируемых стремлений выражены достаточно высоко и реализуются в полной мере, а третье не противоречит им.

Стремление к регуляции собственного поведения в целом развито на среднем уровне (ср. знач = 4,31), с тенденцией к высокому. Средний уровень обеспечивается такими стремлениями как: гибко управлять своим настроением, желаниями и действиями (ср. знач = 4,25) и культурному и приемлемому для других людей выражению своих «отрицательных» эмоций (ср. знач = 4,14).Однако высоко выражены стремления к быстрому реагированию на своё плохое состояние и поиску способов его улучшения (ср. знач = 4,36). Для жизнестойких студентов более значимо умение регулировать собственное состояние в сторону его улучшения, это обеспечивает снижение травмирующего воздействия неблагоприятных ситуаций на них. Так как они само-

стоятельно могут изменять собственное восприятие ситуации. Реализация стремлений к саморегуляции у представителей данной группы является полной (ср. знач = 3,64), наиболее полно среди изученных реализуется стремление управлять своими эмоциями и состоянием (ср. знач = 4,36).

Следует отметить, что уровень гармоничности стремлений жизнестойких студентов к гибкому управлению своим настроением, желаниями и действиями является средним, культурному, приемлемому для других людей, выражению своих «отрицательных» стремлений и эмоций - высоким, быстрому реагированию на своё плохое состояние и поиску способов его улучшения - высоким. Такое соотношение стремлений, по нашему мнению является оптимальным, так как нет противоречивых тенденций и все стремления выражены и реализуются на необходимом уровне.

Анализ культурно-психологических стремлений жизнестойких студентов позволил выявить следующие факты:

- наиболее сильно выражены стремления к самопознанию и позитивному самоотношению. Стремление к саморегуляции выражено средне, но имеет тенденцию к повышению. Полученные данные полностью соответствуют механизму функционирования самосознания. В соответствии основой сомосознания является самопознание, на основе него развивается самоотношение и саморегуляция;

- среди стремлений к самопознанию наибольший вес имеет стремление поиску психологических причин своего настроения, своих ошибок. Это говорит о том, что для жизнестойких студентов главным является познание своих эмоций, и поиск возможностей изменить сложившуюся ситуацию. Это позитивно сказывается на процессе обучения, так как они не боятся ошибиться, зная, что всегда могут исправить ошибки и получить новый опыт, который позволяет им развиваться;

- среди стремлений к позитивному самоотношению доминирует стремление к уважению себя, своего внутреннего мира. И реализуются все стремления данной системы высоко. Это говорит о том, что жизнестойкие студенты стремятся имеют адекватную самооценку, с уважением относятся к себе и умеют находить положительные моменты в своей деятельности. Все это позволяет им быть заинтересованными в процессе обучения и включенными в различные виды деятельности;

- среди стремлений к саморегуляции наиболее выражено стремление к быстрому реагированию на своё плохое состояние и поиску способов его улучшения. То есть они настроены на поиск своих недоработок, в процессе обучения и склонны активно действовать, чтобы улучшить свое состояние. Кроме того, они стремятся сохранить оптимальный уровень отношений с окружающими, за счет культурного и приемлемого выражения своих негативных эмоций. То есть, если их что-то не устраивает в процессе общения, то они предпочтут это обсудить, сделают это так, чтобы не обидеть человека и не вступить с ним в конфликт, а конструктивно разрешить противоречии. Они не избегают контактов, а скорее стремятся к ним, чтобы получить новые знания и опыт;

- наблюдается оптимальный баланс стремлений внутри каждой из рассматриваемых сфер, а также меду к самопознанию, самоотношению и саморегуляции. Это свидетельствует о том, что жизнестойкие студенты идут по пути гармоничного развития и функционирования.

Таким образом, жизнестойкие студенты имеют высокие стремления познавать свой внутренний мир, уважать и ценить себя, регулировать свои эмоции и состояния. Они не ставят цели обязательно достигнуть в чем-то максимума. Больше ориентируется на достижение и сохранение оптимального процесса жизнедеятельности, то есть в большей степени на параметры процесса жизни, а не на некие конкретные предметные результаты. Они, на получение полных знаний о своих особенностях, формирование адекватного отношения к себе и умения регулировать собственные эмоции, действия и мысли. Их стремления гармонично соотносятся друг с другом.

Перейдем к анализу особенностей культурно-психологических стремлений нежизнестойких студентов. У них на среднем уровне выражены стремления к самораз-

витию и самосовершенствованию (ср. знач = 4,13). Они также как и жизнестойкие студенты, считают процесс познания своих сил, возможностей, формирования адекватного отношения к себе и умение регулировать собственное поведение важным для своего профессионального и личностного развития. То есть видимых различий в силе стремлений, по общему уровню, между двумя выделенными группами нет. Это моет быть связанно с особенностями процесса обучения в вузе и теми стандартами, которые прививаются подрастающему поколению в процессе обучения. Однако, в отличие от жизнестойких студентов, представители данной группы практически не реализуют свои стремления. Наблюдается выраженный конфликт между существующей установкой на собственное развитие и отсутствие возможности реализовать это. Попробуем найти причины этого.

Рассмотрим более конкретно стремления к самопознанию, самоотношению и саморегуляции. В системе стремлений к самопознанию ведущим является стремление чётко осознавать и понимать себя, свои желания, свой характер (ср. знач = 4,55). К юношескому возрасту должна быть сформированная система представлений о себе, поэтому доминирующие позиции должны занимать другие стремления. Высокое желание познать себя (в сравнении с другими) может свидетельствовать о некоторой степени неопределенности (возможно профессиональной) данной группы студентов. Это стремление реализуется в средней ими степени. По нашему мнению, неполная реализация данного стремления связанна с низкой реализацией стремления осознавать своё предназначение, жизненный путь (ср. знач = 2). В данном возрасте это стремление должно занимать первостепенные позиции в системе самопознания, а у представителей данной группы оно находится на последнем месте, среди остальных.

Если оценивать гармоничность соотношения данных стремлений то можно сказать, что в данной системе относительно гармоничное соотношение стремлений. Это связанно с невысокой силой большинства стремлений, и низкой реализацией центрального (по нашему мнению) стремления для данного возраста. Ярких противоречий между стремлениями и степенью их реализации нет. Такое состояние системы говорит не позволяет студентам, с неразвитой жизнестойкостью осуществлять процесс самопознания в полной мере.

В системе стремлений к адекватному самоотношению ведущим является стремлений к уважению себя и своего внутреннего мира. (ср. знач = 4,48). Оно имеет высокое значение для студентов с неразвитой жизнестойкостью. Доминирующую позицию это стремление занимает и в структуре стремлений к адекватному самоотношению жизнестойких студентов. Стремления к одобрению своих планов и поступков (ср. знач = 4,17) и принятию своих достоинств и недостатков (ср. знач = 4,10) выражены на среднем уровне. Все стремления этой системы реализуются не в полной мере. Особое внимание следует обратить на низкий уровень реализации (ср. знач = 2,9) стремления к одобрению своих планов и поступков. Не жизнестойкие студенты неуверенны в своих действиях, и своем выборе. Это может быть связанно со слабо реализуемым стремлением к самопознанию и той неопределенностью, которую мы описывали выше.

Гармоничность данной системы также как и системы самопознания, находится в процессе развития. Выраженных противоречий нет. Однако неполная реализация стремлений и средняя сила большинства из них, не позволяют студентам данной группы формировать адекватное отношение к себе и окружающему миру.

В системе стремлений к саморегуляции ведущую роль играет стремление быстрому реагированию на своё плохое состояние и поиску способов его улучшения (ср. значение = 4,24). Оно имеет среднюю степень выраженности. Стремление к культурному, приемлемому для других людей, выражению своих «отрицательных» стремлений и эмоций выражена у нежизнестойких студентов низко. Это свидетельствует о эгоцентрической позиции по отношению к окружающим. На первое место ставятся собственные желания испытывать положительные эмоции, безотносительно того, как

это влияет на окружающих. Степень реализации стремлений к гибкому управлению своим настроением, желаниями и действиями (ср. знач = 2,86) и быстрому реагированию на своё плохое состояние, поиску способов его улучшения (ср. знач = 2,69) является низкой. То есть, нежизнестойким студентам сложно управлять и отслеживать собственные эмоции даже на уровне своих невысоких стремлений.

В системе саморегуляции наблюдается низкая гармоничность как меду самими стремлениями, так и между их силой и степенью реализации. По нашему мнению это напрямую связанно с слабым развитием системы стремлений к самопознанию. Не имея достаточных знаний о себе, невозможно научиться управлять собственным поведением.

Анализ культурно-психологических стремлений жизнестойких студентов позволил выявить следующие факты:

- наиболее сильным стремлением нежизнестоких студентов является стремление к позитивному и адекватному самоотношению. Так как стремление к самопознанию выражено более слабо, это говорит о том, что самоотношение данной группы студентов не может быть адекватным, так как нет достаточных знаний о себе. То есть, у данной них доминирует либо завышенная, либо заниженная самооценка своих возможностей и способностей;

- практически все стремления выражены на среднем уровне и имеют схожие тенденции со стремлениями жизнестойких студентов. Однако главной особенностью является то, что они не реализуются в полной мере. Мы объясняем это тем, что все обследуемые учатся в вузе, и в процессе обучения им даются одинаковые ориентиры к саморазвитию. Однако жизнестойкие студенты могут их использовать и реализовы-вать в собственной жизни, а не жизнестойкие нет;

- среди стремлений к самопознанию наиболее выражено стремление чётко осознавать и понимать себя, свои желания, свой характер. По нашему мнению, доминирование данного стремления должно наблюдаться в подростковом возрасте, а для данного возрастного периода более адекватным будет стремление к осознанию своего предназначения, жизненного пути;

- среди стремлений к позитивному и адекватному самоотношению по степени выраженности лидирует стремление уважению себя и своего внутреннего мира. Но реализуется оно не в полной мере. Стремление к одобрению своих планов и поступков практически реализуется на очень низком уровне. Это свидетельствует о том, что не-жизнестокие студенты могут сомневаться в правильности своего профессионального выбора, постоянно испытывать противоречивые тенденции в процессе обучения и избегать проявления активности, инициативы и мотивации к познанию. Такая ситуация может привести к тому, что некоторые из них могут не завершить процесс обучения, а некоторые, отучившись в вузе будут стремиться найти работу не связанную с их непосредственной профессией. То есть, жизнестойкие студенты за счет испытываемой неуверенности в собственных силах и правильности совершаемого выбора и действий попадают в группу риска. Можно сказать, что у них процесс адаптации идет на протяжении всего обучения. Это мешает им становиться полноценными профессионалами;

- система стремлений к саморегуляции у студентов наименее развита по сравнению с самопознанием и самоотношением. Это проявляется в недостаточном уровне выраженности силы стремлений и низкой степени реализации данных стремлений;

- в системе саморегуляции наиболее выражено стремление быстро реагировать на своё плохое состояние и искать способы его улучшения (средний уровень). В то же время стремление к культурному, приемлемому для других людей, выражению своих «отрицательных» стремлений и эмоций является слабым. То есть, первостепенное значение для студентов с низкой жизнестойкостью имеет свой внутренний мир, а не взаимоотношения с окружающими. Они не стремятся к налаживанию гармоничных отношений с другими и, скорее всего, сложно идут на контакты. Кроме того, стремления с саморегуляции практически не реализуются. Можно сделать вывод, что нежиз-

нестойкие студенты испытывают сложности в поддержании позитивного эмоционального фона, сложные ситуации (сессии, ссоры с одногруппниками, непонимание со стороны преподавателей и т.д) могут надолго выбивать их из колеи. Они не заботятся о том, чтобы быть более корректными по отношению к окружающим и поэтому маловероятно наличие у них позитивных и долговременных социальных связей;

- гармоничного функционирования как внутри систем стремлений к самопознанию, позитивному самоотношению и саморегуляции, так и между ними у студентов с низкой жизнестойкостью не обнаружено. Есть основания для формирования установки на саморазвитие и самосовершенствование. Однако, за счет первостепенного значения позитивного самоотношения идет перекос в структуре развития самосознания и поэтому, даже сильно выраженные стремления практически не реализуются.

Мы сравнили особенности силы и степени реализации стремлений к саморазвитию и самосовершенствованию студентов с высокой и низкой жизнестойкостью с помощью критерия Колмогорова-Смирнова. Были обнаружены статистически значимые различия по следующим параметрам: общей силе стремлений к развитию (X = 1,36, при р > 0,05), общей степени реализации стремлений к развитию (X = 2,53, при р > 0,01), реализации стремлений к самопознанию (X = 2,72, при р > 0,01), реализации стремлений к позитивному самоотношению (X = 1,74, при р > 0,01), силе стремлений к саморегуляции (X = 1,47, при р > 0,05), реализации стремлений к саморегуляции (X = 1,73, при р > 0,01), реализации стремлений чётко осознавать и понимать себя, свои желания, свой характер (X = 1,74, при р > 0,01), реализации стремлений осознавать своё предназначение, жизненный путь (X = 2,67, при р > 0,01), реализации стремлений одобрять свои планы и поступки (X = 1,47, при р > 0,05), реализации стремлений ценить и уважать себя и свой внутренний мир (X = 1,47, при р > 0,05), реализации стремлений гибко управлять своим настроением, желаниями и действиями (X = 2, при р > 0,01), реализации стремлений культурно, приемлемо для других людей, выражать свои «отрицательные» стремления и эмоции (X = 1,36, при р > 0,05), реализации стремлений быстро реагировать на своё плохое состояние и находить способы его улучшения (X = 1,73, при р > 0,01). По остальным параметрам статистически значимых различий обнаружено не было.

На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что есть различия в особенностях стремлений к саморазвитию жизнестойких и не жизнестойких студентов. У жизнестойких студентов стремления к саморазвитию и самосовершенствованию выше, чем у не жизнестойких. Этот факт, в первую очередь связан с различиями, обнаруженными в силе стремлений к саморегуляции и степень их реализации у них. То есть, жизнестойкие студенты больше стремятся регулировать собственные действия, эмоции, состояния, чем не жизнестойкие. И у них это получается лучше. Они способны отслеживать и преобразовывать собственные негативные состояния. Они ставят перед собой конкретные цели и имеют четкие жизненные ориентиры. Для них процесс обучения является значимым и они заинтересованы в том, чтобы стать хорошими специалистами. Относятся к себе с уважением и более уверенны в собственных силах, чем не жизнестойкие. Именно поэтому, сталкиваясь со сложными ситуациями (сессия, сложности во взаимоотношениях с одногруппниками или преподавателями, выступления на конференциях, коллоквиумах и т. д), или новыми заданиями они не стараются их избегать, а стремятся к получению нового опыта. Нежизнестойкие студенты, напротив, боятся участия в подобных мероприятиях, так как неуверенны в собственных силах.

Различия в стремлениях жизнестойких и не жизнестойких студентов наблюдаются также в общем уровне гармоничности системы стремлений и гармоничности систем стремлений к самопознанию, самоотношению, саморегуляции. У жизнестойких студентов высокая гармоничность сферы стремлений к саморазвитию, а у не жизнестойких низкая. Это связанно, прежде всего, с различной степенью реализации культурно-психологических стремлений представителями первой и второй групп.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Типология личности и некоторые задачи психологической службы в вузе//Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы- М.: НИИВО, 1993. - 215 с.

2. Александрова Л. А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Гуманитарные проблемы современной психологии». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. - № 7 (51).

3. Исаева Н.И. Профессиональная культура психолога образования. - М.; Белгород: МПГУЮ, БелГУ, 2002. - 235 с.

4. Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. — 256 с.

5. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл., 2006. - 63 с.

6. Мотков О. И. Основные понятия теории природной и гармоничной личности // http://www.psychology-online.net/docs/papersi.html

7. Циринг Д. А. Психология выученной беспомощности: Учеб. пособие. М.: Академия, 2005. - 120 с.

С. 83 - 84.

GULTURALY-PSYCHOLOGICAL ASPIRATIONS OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF VIABILITY

Belgorod National Research University

N. I. Isaeva N. M. Volobueva

The paper presents the results of an empirical study of cultural and psychological aspirations for self-development of students with different levels of viability. It is shown that resilient students have developed a desire for self-development as compared with low viability. These differences are revealed in the valid aspirations and their degree of implementation of the groups of students.

e-mail:

[email protected] [email protected]

Key words: viability, culturally-psychological aspirations, self-awareness, self-knowledge, self-relation, self-regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.