ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Елаева Елена Евгеньевна, Шестакова Марина Николаевна, Макаров Павел Вячеславович, Ермошкина Кристина Петровна, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск
E-mail: [email protected]
Аннотация. В работе представлены результаты апробации системы диагностики типа психологической культуры общения в образовательной организации, программ оптимизации психологической культуры общения и формирования психологической готовности будущих специалистов-педагогов в сфере физкультуры и спорта, что может в дальнейшем использоваться в практической работе со студентами и преподавателями физкультурных факультетов.
Ключевые слова: психологическая готовность, физическая культура, спорт, профессиональная деятельность.
Современное общественное развитие предъявляет высокие требования к подготовке специалистов-педагогов в сфере физической культуры и спорта. Эти требования все больше приближаются к стандартам профессионализма. В этой связи закономерным является вопрос о критериях профессионализма и отличительных признаках профессионала в данной сфере педагогической и организационной деятельности. В исследованиях последнего времени этот вопрос ставится и разрешается на основе системно-личностного, ценностно-смыслового и нравственно-духовного подхода [2; 3].
В связи с этим, важнейшей задачей современного ВУЗа является формирование такой психологической готовности выпускников, которая бы отвечала требованиям к современному специалисту - педагогу и организатору в области физкультуры и спорта как профессионалу [1; 4].
Перед началом исследования мы предполагали, что наиболее существенным фактором формирования психологической готовности будущих специалистов-педагогов и организаторов физической культуры и спорта к профессиональной деятельности в современных условиях является психологическая культура общения в образовательной организации. Также
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
предполагалось, что специальная психологическая подготовка будет наиболее эффективной в условиях доминирующей личностно-ориентированной, диалогической культуры общения.
Исследование проводилось на базе факультета физической культуры. В нем приняли участие студенты предвыпускного курса профиля Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности. Контрольную группу (КГ) составили студенты группы КДБ-120 в количестве 19 человек, экспериментальную (ЭГ) -студенты группы КДБ-220 в количестве 20 человек. Студенты, обучающиеся по индивидуальному плану, в исследовании участие не принимали.
Со студентами ЭГ в течение 2023-2024 учебного года проводилась работа по программе психологической подготовки, состоящей из таких блоков, как когнитивная, мотивационно-целевая, операциональная и ценностно-смысловая подготовка.
Диагностика по всем показателям проводилась дважды: в начале эксперимента (в сентябре 2023 года) и в конце учебного года (апрель 2024 г.). Результаты начальной диагностики мотивационно-целевой готовности студентов представлены в виде процентных распределений по уровням развития и проявления диагностируемых показателей и рассчитанных на этой основе средних уровневых показателей всей изучаемой выборки.
Работа в блоке когнитивной подготовки была направлена на расширение ориентировочной основы профессиональной деятельности будущих специалистов физкультурно-спортивной сферы через формирование представлений о направлениях работы педагога и организатора физкультурно-спортивной деятельности, его функциях, целях и результатах деятельности.
Работа по блоку мотивационно-целевой подготовки включала пактические задания, которые были ориентированы на осознание студентами потребности в самоактуализации как преобладающего мотива профессиональной деятельности, формирование индивидуального профиля самосовершенствования, определение целей развития своей профессиональной деятельности, определение и понимание смысла будущей профессиональной деятельности и собственной профессиональной личности.
Основная форма работы при формировании операционального компонента - практические занятия по теоретическому и практическому моделированию, решению и разбору профессионально значимых ситуаций деятельности специалиста и профессионала сферы физкультуры и спорта.
Ценностно-смысловая подготовка заключалась в том, что наряду со знакомством с информационными материалами о месте нравственно-духовной составляющей в структуре профессионализма, было моделирование, анализ, решение и разбор профессионально значимых конфликтных ситуаций. В каждой ситуации принятие того или иного решения связано с нравственно-ценностным, выбором, с определением собственной жизненной позиции.
По данным контент-анализа сочинений студентов выявлено только 12 % студентов с высоким уровнем мотивационно-целевого развития, при
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
котором имеется ясное представление о цели профессионализации и сформированность мотивов профессиональной подготовки и будущей деятельности. Более половины студентов имеют средний и около трети - низкий уровень мотивационно-целевого развития.
Результаты первоначальной диагностики когнитивной и операциональной готовности студентов были представлены в виде процентных распределений студентов по уровням готовности и средних уровневых показателей. Данные результаты, полученные в наблюдениях, контент-анализе сочинений и с помощью методики «Конфликтные ситуации», оказались вполне согласованными. Их качественный анализ позволяет сделать следующие заключения и размышления, преимущественно по поводу решения студентами профессионально значимых конфликтных ситуаций:
- уровень когнитивной готовности статистически ниже среднего уровня, что свидетельствует о необходимости специальной работы по его повышению;
- как показывают данные, только 16 % студентов проявляют в решении ситуаций открытость взаимодействия и ответственность за принятие решения.
Результаты диагностики рефлексивной готовности студентов позволяют отметить высокий уровень самооценки студентами своего эмоционально-личностного состояния страха неудачи, показатель которого существенно снижает общий показатель рефлексивной готовности обучающихся.
Результаты диагностики по методике самоотношения выявили средний уровень самоуважения, представляющий собой когнитивный аспект интегрального самоотношения и пониженный уровень аутосимпатии, выражающей эмоциональный аспект личностной рефлексии. И хотя выявленные уровни этих показателей статистически не значимо отличаются от теоретического среднего, все же эти данные не слишком благоприятны при оценке общего уровня рефлексивной готовности студентов выборки.
Анализируя данные диагностики ценностно-смысловой и нравственной готовности, отметим прежде всего, что наиболее важную информацию о состоянии ценностно-смысловой и нравственной готовности студентов мы получили с помо-щью методики «Конфликтные ситуации». Высокий уровень ценностно-смысловых и нравственных ориентаций в принятии решений характерен только для 18 % студентов, которые предлагают отказаться от незаконных, хотя и выгодных действий, но при этом ищут приемлемых решений на законных основаниях. Более трети студентов (36 %) предпочитают риск и нарушение ради достижения хороших выгодных результатов. В результате такого распределения уровневый показатель ценностно-смысловой и нравственной готовности по этой методике оказался статистически ниже теоретического среднего.
Получив обобщенные данные по психологической готовности всех студентов, участвующих в проводимом эксперименте, и сравнив их с рекомендуемыми средними значениями, мы выявили «слабые стороны» и в течение учебного года проводили целенаправленную работу со студентами ЭГ.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Контрольная диагностика психологической готовности студентов проводилась по той же методике, что и на констатирующем этапе исследования.
В результате проделанной работы произошли позитивные статистически значимые изменения по всем блокам и показателям психологической готовности студентов ЭГ.
Полученные данные позволяют утверждать, что на формирование высокого уровня психологической готовности будущего специалиста, отвечающей критериям профессионализма будущего педагога и организатора физкультурно-спортивной сферы, совокупно влияют условия специальной психологической подготовки. Они определяют формирование когнитивных, операциональных и рефлексивных компонентов психологической готовности, связаны с содержательной стороной профессиональной подготовки, обеспечивают формирование необходимого уровня профессиональной компетентности будущего профессионала.
Перспективы исследования мы видим в изучении представлений о психологической культуре общения и ее роли в профессиональной подготовке применительно к специалистам физкультурно-спортивной сферы, а также в уточнении и углублении выявленного психологического механизма.
Литература:
1. Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала диало -га: методическое пособие. - Псков: Психолог, 1997. - 230 с.
2. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. - 1999. - № 5. - С. 38-44.
3. Ефремова Е.Н., Ефремов А.В. Особенности мотивации профессиональной деятельности педагога по физической культуре // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2019. - Том 4. - № 2. - С. 91 -101.
4. Маркова А.К. Психология профессионализма: монография. - М.: Просвещение, 1996. - 308 с.