Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ SMART-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ SMART-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SMART-ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ SMART-ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анникова Людмила Владимировна, Литвинова Екатерина Юрьевна

В статье авторами проведен теоретико-методологический анализ содержания понятия «психологическая готовность педагога к использованию SMART-технологий в образовательном процессе вуза» в современной психолого-педагогической литературе; выделены ее структурные компоненты (познавательный, мотивационный, праксиологический и аксиологический); определены особенности данного процесса применительно к образовательной среде высшего учебного заведения. Авторами сделан вывод об особенностях формирования компонентов психологической готовности педагога к использованию SMART-технологий в образовательном процессе вуза на трех уровнях: репродуктивном, продуктивном и креативно-аналитическом, каждый из которых ставит свои задачи по развитию отдельных компонентов психологической готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анникова Людмила Владимировна, Литвинова Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF TEACHER FOR USE OF SMART TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS OF UNIVERSITY

In the article, the authors carried out a theoretical and methodological analysis of the content of the concept "psychological readiness of a teacher to use SMART technologies in the educational process of a university" in modern psychological and pedagogical literature; its structural components (cognitive, motivational, praxeological and axiological) are highlighted; the features of this process in relation to the educational environment of a higher educational institution are determined. The authors concluded about the peculiarities of the formation of the components of the teacher's psychological readiness to use SMART technologies in the educational process of the university at three levels: reproductive, productive and creative-analytical, each of which sets its own tasks for the development of individual components of psychological readiness.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ SMART-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА»

дали такие ответы: «не курю» - 86,4%; «курил, но бросил» - 7,7%; «курю» - 5,9%. И вопрос курящим (5,9% -10 студентам), поэтому за 100% берется 10 студентов. Выкуривают менее 1 пачки в день - 70%; более одной пачки в день - 20%; 1 пачку в день - 10%.

На вопрос «Пробовали ли вы когда-нибудь наркотические или токсические вещества?» были такие ответы: «нет» - 97%; «да» - 3%. И среди пробовавших 3% был дополнительный вопрос «Сколько раз вы употребляли ПАВ?" и был такой ответ «1 раз». Данные единичные случаи были в подростковом периоде по причинам: «за компанию», «любопытно», «назло родителям, после ссоры».

Далее вопрос «Часто ли вы подвержены стрессам?». Ответы - «время от времени» - 58,6%; «нет» -21,9%; «да» - 19,5%. В «группе риска» 19,5% студентов и частично - 58,6%, поэтому следующий вопрос был направлен на указание причин стресса и мы получили следующие результаты, что поводом для стресса в студенческой среде выступают: «проблемы с учебой» - 62,1%; «финансовые трудности» - 42,6%; «проблемы в семье» - 38,5%; «одиночество» - 37,9%; «проблемы в коллективе» - 17,2%; «внутренний конфликт» - 0,6% и др.

Одним из важных компонентов, который необходимо учитывать при ведении здорового образа жизни -это уровень здоровья, поэтому нами был задан вопрос «Есть ли у Вас какие-либо из указанных заболеваний?» и были даны следующие ответы: «заболевания сердечно-сосудистой системы» - 22,5%; «заболевания опорно-двигательного аппарата» - 7,1%; «заболевания желудочно-кишечного тракта» - 18,9%; «сахарный диабет» -0,6%; «здоров» - 51,5%. Более половины контингента не имеют хронических заболеваний, но значителен процент студентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта, что отражается запросе на мероприятия, которые хотели бы студенты в стенах вуза - это ежедневные выходы на стадион желающих, лектории по запросу, а не по шаблону, посещение анатомического музея с последствиями не соблюдения ЗОЖ, лекционные и практические занятия по правильному питания, просвещение по соблюдению правильного питания, побольше соревнований по разным видам спорта, не увлекаться нормативами, эстафета факультетов, современный формат пропаганды ЗОЖ, тренинги по правильному питанию и формированию полезных привычек, мероприятия по правильному питанию, ежемесячно проводить «Один день правильного питания в вузе», профилактические беседы с привлечением психологов в живом формате, игры и игровые тренинги по формированию полезных привычек, квесты, курсы по преодолению стрессов, курсы формирования гармонии внутри себя, проводить «День ЗОЖ», бесплатная чистая вода в свободном доступе, акции здоровья по подразделениям и т.д.

Выводы. Анализ запросов показал, что студенты желают физическую активность, но чтобы занятия физической культуры не сводились к нормативам, а именно на них формировали ЗОЖ (рекомендации по упражнениям на осанку, правильное поднятие тяжестей, «умение падать», как делать утреннюю зарядку и т.д. Чтобы ЗОЖ стал неотъемлемой частью студенческой жизни, т.е. это не разовые мероприятия, а, например, питание в столовых по принципам ЗОЖ, бесплатная чистая вода в свободном доступе, привлечение медиков и психологов для формирования полезных привычек. Студенты отмечают, что мероприятий в вузе много (слишком навязчиво подается ЗОЖ), но у некоторых формат неинтересный (устарелый), поэтому 60,9% не принимает участие в них.

Литература:

1. Рахматов А.А. Научные основы здорового образа жизни / А.А. Рахматов. - Текст // Образование и воспитание. - 2016. - №2(7). - С. 5-7.

2. https://mmtшd.gov.ш/uploads/editor/e4/60/НП%20Демография.pdf

3. https://mintrud.gov.rU/ministry/programms/demography/4

4.https://mintrud.gov.ru/uploads/magic/ru-RU/Ministry-0-1175-src-1611074036.5029.pdf

5. https://mintrud.gov.rU/ministry/programms/demography/3

6. https://infourok.ru/anketa-zdoroviy-obraz-zhizni-1855262.html

Педагогика

УДК 378.4

кандидат социологических наук, доцент Анникова Людмила Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук Литвинова Екатерина Юрьевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшег образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ SMART-ТЕХНОЛОГИЙ в образовательном процессе вуза

Аннотация. В статье авторами проведен теоретико-методологический анализ содержания понятия «психологическая готовность педагога к использованию SMART-технологий в образовательном процессе вуза» в современной психолого-педагогической литературе; выделены ее структурные компоненты (познавательный, мотивационный, праксиологический и аксиологический); определены особенности данного процесса применительно к образовательной среде высшего учебного заведения. Авторами сделан вывод об особенностях формирования компонентов психологической готовности педагога к использованию SMART-технологий в образовательном процессе вуза на трех уровнях: репродуктивном, продуктивном и креативно-аналитическом, каждый из которых ставит свои задачи по развитию отдельных компонентов психологической готовности.

Ключевые слова: SMART-технологии, информационно-коммуникационные технологии, информационно-коммуникационная компетентность педагогов, психологическая готовность педагога к использованию SMART-технологий.

Annоtation. In the article, the authors carried out a theoretical and methodological analysis of the content of the concept "psychological readiness of a teacher to use SMART technologies in the educational process of a university" in modern psychological and pedagogical literature; its structural components (cognitive, motivational, praxeological and axiological) are highlighted; the features of this process in relation to the educational environment of a higher

educational institution are determined. The authors concluded about the peculiarities of the formation of the components of the teacher's psychological readiness to use SMART technologies in the educational process of the university at three levels: reproductive, productive and creative-analytical, each of which sets its own tasks for the development of individual components of psychological readiness.

Keywords: SMART technologies, information and communication technologies, information and communication competence of teachers, psychological readiness of a teacher to use SMART technologies.

Введение. В связи с интенсивным развитием информационных средств и сетей в современной системе образования сегодня широко используются новые образовательные технологии, в частности SMART-технологии.

При этом в качестве SMART-технологий рассматривается эффективная информационно-коммуникационная технология обучения, соответствующая 5 основным критериям оценки цели: конкретность (Specific), измеримость (Measurable), достижимость (Attainable), значимость (Relevant) и определенности во времени (Time-bounded). Иначе говоря, применение SMART-технологий предполагает использование различных компьютерных систем и микропроцессоров, позволяющих решать каждодневные задачи и осуществлять коммуникацию между субъектами [1, с. 21].

Первое употребление термина «SMART-технологии» в образовательном процессе связывается с именем Питера Друкера - популярного исследователя, экономиста, публициста, педагога, теоретика менеджмента прошлого столетия.

В последнее время SMART-технологии широко используются в самых разнообразных сферах жизнедеятельности - управленческой, экономической социальной, и других. Все более популярным становится формирование «SMART-сообщества», представляющего собой тип инновационной социальной организации, в которой работают профессионалы, применяющие новейшие технические средства, способствующие повышению эффективности профессиональной деятельности и налаживанию коммуникаций в деловой и межличностной сферах.

В настоящее время создание образовательных программ осуществляется посредством интеграции в каждое занятие SMART-технологий, что позволяет как студентам, так и преподавателям, совершенствовать навыки работы со SMART-дисплеем, интерактивной доской, и т.д.; выполнять одновременно загрузку информации различной степени сложности и типа; решать образовательные задачи как индивидуально, так и в ходе коллективной работы; экономить свое время для поиска необходимых сведений. При этом главным компонентом, интегрирующим решение образовательных задач, становится активный образовательный контент, на основе которого создаются единые хранилища данных, позволяющие снять временные и пространственные рамки.

В итоге, применение SMART-технологий в образовательном процессе вуза имеет ряд достоинств: это позволяет создать качественную методическую платформу для реализации различных образовательных и профессиональных целей педагогов; для обучающихся - это возможность обеспечить непрерывный уровень их саморазвития в условиях современной SMART-среды вуза, в частности, формирует их аналитическую компетенцию; для самих педагогов это значительно облегчает их возможности управлять процессом обучения и воздействовать на уровень образованности студентов благодаря расширению возможностей образовательной среды; сам образовательный процесс начинает приобретать творческий характер, у обучающихся формируется устойчивый интерес к знаниям и мотивация на их получение, развивается креативное мышление и способность к выработке разнообразных путей решения одной проблемы.

Изложение основного материала статьи. Эффективная организация образовательного процесса с использованием SMART-технологий в настоящее время является важной составляющей единого процесса профессиональной подготовки обучающихся. Данное обстоятельство нашло подтверждение в перечне основных требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО), а также законодательно закреплено в положениях ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в РФ», определяющих специфику применения средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [5]. В данном Законе дана интерпретация понятий: «электронное обучение», «дистанционные образовательные технологии»; уточнено место реализации образовательной деятельности с использованием данных технологий (статья 16).

Тем не менее, на практике применение существующих SMART-технологий педагогами вуза часто затруднено в силу ряда обстоятельств: их недостаточной информационно-коммуникационной компетентностью в данной области, стереотипного неприятия инноваций, либо неготовности педагогов старшего поколения к переподготовке в данной сфере. Подобное обстоятельство усугубляется недостаточной разработанностью информационной среды профессиональной деятельности педагогов вузов (особенно это отмечается в регионах) [2, с. 40].

Вышесказанное делает актуальным изучение вопроса развития психологической готовности педагогов к мобилизации своих умений и навыков к применению SMART-технологий в образовательном процессе вуза.

С целью определения особенностей формирования психологической готовности педагогов к использованию SMART-технологий в образовательном процессе высшего учебного заведения, проанализируем ее содержание в современных психолого-педагогических исследованиях.

Проблемы формирования психологической готовности педагогов к использованию различных образовательных технологий рассматривались в работах исследователей: Т.А. Головятенко (готовность педагогов к применению субъектно-деятельностных образовательных технологий), М.М. Куваевой (психологическая готовность педагогов вуза к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий), Л.А. Харитоновой (психологическая готовность педагогов к использованию информационных технологий), С.А. Деевой, Н.В. Ломовцевой, И.Н. Останний (готовность педагогов к использованию дистанционных образовательных технологий), Р.М. Абдулгалимова, С.Н. Исаковой, С.Л. Мищенко, С.А. Осокина, С.А. Печерской, О.Ю. Прудовской, И.В. Раковой, А.В. Тимофеева, Э.В. Хачатрян (готовность педагогов к применению информационно-коммуникационных технологий), И.В. Ракова и др. (готовность педагогов к использованию инновационных технологий).

В контексте нашего исследования мы исходим из общего представления сущности и структуры психологической готовности педагогов к реализации современных информационно-коммуникационных технологий, понимая под психологической готовностью педагогов к применению SMART-технологий один

из видов готовности к использованию информационно-коммуникационных технологий, т.к. владение SMART-технологиями входит в содержание информационно-коммуникационной компетентности педагога.

Учитывая данное обстоятельство, основными особенностями формирования психологической готовности педагогов к использованию указанных технологий будут следующие:

- наличие динамической структуры, когда психологическая готовность способна к изменению и развитию в ходе применения SMART-технологий в профессиональной деятельности;

- интегративный характер психологической готовности, предполагающий неразрывную взаимосвязь и взаимозависимость ее компонентов, обеспечивающих целостность функционирования;

- направленность на включение SMART-технологий в свою профессиональную деятельность как необходимую и неотъемлемую составляющую данной деятельности;

- использование операционального инструментария для овладения современной компьютерной техникой (плазменные устройства отображения информации, интерактивные доски, SMART-мониторы, доступ к сети Интернет, и др.).

Уровень развития психологической готовности к применению SMART-технологий детерминируется уровнем развития ее структурных компонентов, содержание которых, в зависимости от вида психологической готовности (к применению дистанционных, инновационных, интерактивных, информационно-коммуникационных технологий и т.п.) будет отличаться. Но обычно исследователи (Е.А. Андреева, А.А. Деркач, А.Н. Иноземцева, Т.Б. Курбацкая, Е.В. Матухно, В.А. Толочек и другие) выделяют от трех до четырех таких компонентов.

В определении уровня формирования психологической готовности педагогов мы склонны разделять точку зрения А.Н. Иноземцевой, которая выделяет в ее структуре три основных компонента: мотивационно-ориентационный, содержательно-операциональный и контрольно-оценочный [4, с. 101].

Обобщение традиционных подходов к изучению содержания психологической готовности педагогов позволяет нам выделить следующие компоненты психологической готовности педагогов к использованию SMART-технологий в образовательном процессе вуза: познавательный (знания и представления педагогов о возможностях использования SMART-технологий и об уровне собственной информационной культуры); мотивационный (отношение педагогов к инновационным технологиям и их мотивы применения SMART-технологий в образовательном процессе, готовность к самосовершенствованию и саморазвитию); праксиологический (способность непосредственно использовать SMART-технологии в образовательном процессе и осуществлять руководство своими действиями в процессе данной деятельности) и аксиологический (уровень самоконтроля и рефлексии собственной деятельности в процессе применения SMART-технологий, толерантность к ситуациям неопределенности).

Выделенные нами четыре компонента психологической готовности педагогов к использованию SMART-технологий в образовательном процессе отражают в целом его профессиональную компетентность в данной области и позволяют определить уровень сформированности психологической готовности к данной деятельности.

Следующим шагом в нашем теоретическом исследовании вопроса формирования психологической готовности педагогов к использованию SMART-технологий в образовательном процессе вуза является изучение направлений ее развития.

Представители деятельностного (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и др.), системного (П.К. Анохин, В.Г. Афанасьев, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков) и компетентностного (Л.В. Занина, А.К. Маркова, Н.П. Меньшикова, Л.В. Мудрик, Д. Равен, О.С. Таизова, Н.Ф. Талызина, А.В. Хуторской и др.) подходов в педагогической психологии при рассмотрении содержательной части информационно-коммуникационной компетентности педагога указывают на возможность развития данной характеристики в трех направлениях:

1. Формирование информационной мотивации педагога, состоящей в наличии установки на работу с информацией. Применительно к предмету нашего исследования мы можем добавить, что в процессе информационной мотивации реализуются мотивационный и аксиологический компоненты психологической готовности педагогов к использованию SMART-технологий, который в данном контексте можно представить как один ценностно-мотивационный компонент. Это объясняется тем, что формирование психологической готовности применять SMART-технологии в образовательном процессе напрямую определяется наличием установок на данное действие, воспринимаемое как желаемое поведение (ценностно-значимое), и наличием собственно мотивации и осознанного стремления у педагога [3, с. 45]. То есть, взаимосвязь этих двух составляющих процесса формирования информационной мотивации педагога очевидна.

2. Формирование способности педагогов к информационной деятельности, понимаемой как умение работать с информацией и в дальнейшем применять ее в своей профессиональной деятельности, усвоение знаний о возможностях применения SMART-технологий, в ходе чего воспроизводится познавательный компонент психологической готовности педагогов к использованию SMART-технологий.

3. Формирование способности педагогов к осуществлению информационной коммуникации как владение коммуникативными приемами по обработке и использованию разнообразной информации, в ходе чего воспроизводится праксиологический компонент психологической готовности педагогов к использованию SMART-технологий [3, с. 46].

Учитывая выделенные направления развития информационно-коммуникационной компетентности педагога, при ее оценке и измерении, так же, как и при диагностике уровня психологической готовности педагогов к использованию SMART-технологий в образовательном процессе, следует опираться на представление о том, что развитие информационно-коммуникационной компетентности педагогов будет более успешным в том случае, когда его цели будут соответствовать уровню прогнозируемых и сформированных профессиональных компетенций педагогов.

В итоге при проведении диагностики уровня сформированности психологической готовности педагогов к использованию SMART-технологий в образовательном процессе вуза можно осуществлять анализ ее компонентов последовательно: изначально диагностируется познавательный компонент, затем -мотивационный, праксиологический и аксиологический.

По нашему мнению, диагностика формирования психологической готовности педагогов к использованию SMART-технологии в образовательном процессе вуза, реализуемая последовательно, приведет к снижению сопротивления педагогов к инновациям, инициирует их познавательную и

инновационную деятельность в сфере применения современных информационно-коммуникационных технологий, расширит возможности педагогов по разработке ими собственных проектов использования потенциала SMART-технологий в вузе.

Формирование каждого из компонентов психологической готовности педагога к использованию SMART-технологий в образовательном процессе вуза будет осуществляться на трех уровнях: репродуктивном, продуктивном и креативно-аналитическом, каждый из которых ставит свои задачи по развитию отдельных компонентов психологической готовности (таблица 1).

Таблица 1

Уровни сформированности психологической готовности педагогов к использованию SMART-технологий в образовательном процессе вуза

Компоненты Уровни сформированности психологической готовности педагогов к

психологической использованию SMART-технологий

готовности Репродуктивный Продуктивный Креативно-

педагогов (низкий) (средний) аналитический

(высокий)

Познавательный Недостаточная Средняя степень Высокая степень

динамичность, ориентации в ориентации в

системность и информационном информационном

логичность мышления; пространстве, пространстве,

низкий уровень характеризуемая средним характеризуемая высоким

развития уровнем динамичности, уровнем динамичности,

прогностических системности и логичности системности и логичности

навыков и обучаемости; мышления; средним мышления; высоким

недостаточная уровнем развития уровнем развития

эмоциональная прогностических навыков прогностических навыков

устойчивость; и обучаемости; и обучаемости; высоким

недостаточная сформированность уровнем эмоциональной

сформированность эмоциональной устойчивости и навыков

навыков саморегуляции; устойчивости; саморегуляции; высоким

недостаточный уровень сформированностью уровнем знаний и

знаний и представлений навыков саморегуляции; представлений о SMART-

о SMART-технологиях наличием знаний и технологиях и о

и о собственной представлений о SMART- собственной

информационной технологиях и о информационной

культуре собственной культуре

информационной культуре

Мотивационный Низкий уровень целевой Средний уровень целевой Высокий уровень

установки и потребности установки и потребности в целевой установки и

в работе с информацией и работе с информацией и потребности в работе с

использованию SMART- использованию SMART- информацией и

технологий, в частности; технологий, в частности; использованию SMART-

отсутствие внутренних наличие внутренних технологий, в частности;

мотивов к этому; мотивов к этому; устойчивые внутренние

недостаточная сформированность мотивы к этому; высокий

сформированность установок на применение уровень

установок на применение инновационных подходов сформированности

инновационных подходов в данной деятельности; установок на применение

в данной деятельности; сформированность инновационных

низкий уровень принятия способности принимать на подходов в данной

ответственности за себя ответственность за деятельности; высокий

результаты данной результаты данной уровень принятия

деятельности; деятельности; может быть ответственности за

невыраженность применен творческий результаты данной

творческого подхода при подход при использовании деятельности; активное

применении SMART- SMART-технологий. применение творческого

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

технологий. подхода при

использовании SMART-

технологий.

Праксиологический Низкая степень настойчивости, способности к самоорганизации, к активному использованию SMART-технологий в образовательном процессе; недостаточно развитая способность руководить своими действиями, чувствами, поведением в процессе данной деятельности; отсутствие стремления к самообразованию. Средняя степень настойчивости, способности к самоорганизации, к активному использованию SMART-технологий в образовательном процессе; сформированная способность руководить своими действиями, чувствами, поведением в процессе данной деятельности; стремление к самообразованию. Высокая степень настойчивости, способности к самоорганизации, к активному использованию SMART-технологий в образовательном процессе; развитая способность руководить своими действиями, чувствами, поведением в процессе данной деятельности; активное стремление к самообразованию.

Аксиологический Низкий уровень самоконтроля и рефлексивности; низкая степень толерантности к неопределенности, полноты и адекватности отражения сущности применения SMART-технологий в образовательном процессе. Средний уровень самоконтроля и рефлексивности; средняя степень толерантности к неопределенности, полноты и адекватности отражения сущности применения SMART-технологий в образовательном процессе. Высокий уровень самоконтроля и рефлексивности; высокая степень толерантности к неопределенности, полноты и адекватности отражения сущности применения SMART-технологий в образовательном процессе.

Поэтапное развитие уровней сформированности психологической готовности к использованию SMART-технологий у педагогов позволяет сформировать в них инновационное информационное мышление, и, в конечном итоге, информационно-коммуникационную компетентность.

Выводы. Таким образом, анализ существующих дефиниций психологической готовности педагогов и ее содержания в современной психолого-педагогической науке позволил нам прийти к следующему определению психологической готовности педагогов к использованию SMART-технологий - это интегральное образование познавательного, мотивационного, праксиологического и аксиологического компонентов, выступающих необходимым условием успешного выполнения профессиональной деятельности педагога по применению SMART-технологий в образовательном процессе, представленных набором личностных и профессиональных качеств: знаний, умений и навыков в сфере применения SMART-технологий, непосредственной внутренней мотивацией личности на их использование в учебном процессе (ситуативная готовность и информационное самосознание).

Ключевой идеей нашей концепции формирования психологической готовности педагогов к использованию SMART-технологий является то, что особо значимым в процессе освоения педагогами применения SMART-технологий выступает целенаправленное формирование исследуемой характеристики у современных педагогов посредством присвоения информационных ценностей в сфере применения SMART-технологий в педагогической деятельности, в частности, в региональной системе высшего образования, испытывающей особый «дефицит» применения SMART-технологий в образовательном процессе вуза, что определяется общей социально-экономической ситуацией развития регионов.

В этой связи важным, на наш взгляд, представляется теоретическое обоснование использования знаний о возможностях и организационно-управленческих условиях применения SMART-технологий в региональной системе высшего образования.

Литература:

1. Евсюков И.С. SMART-технологии как средство формирования компетенций студентов вуза (на примере направлений подготовки «Реклама и связи с общественностью» и «Лингвистика») // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. Т. 6. N 3. С. 20-22.

2. Коняев А.С., Коняева Е.А. Готовность будущих педагогов профессионального обучения к применению современных образовательных технологий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. N 12. С. 35-45.

3. Крюкова Е.М. Теоретические аспекты изучения психологической готовности педагогов к инновационной деятельности // Педагогическое образование в России. 2015. N 2. С. 44-48.

4. Фадеева В.В., Дембров В.А. Применение технологических инноваций в сфере образования // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2012. N 2(20). С. 99-105.

5. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 21.02.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.