Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В НЕСТАНДАРТНЫХ СИТУАЦИЯХ У БУДУЩИХ МЕДИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В НЕСТАНДАРТНЫХ СИТУАЦИЯХ У БУДУЩИХ МЕДИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
88
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / НЕСТАНДАРТНЫЕ СИТУАЦИИ / ПАНДЕМИЯ COVID-19

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рябова Т.В., Данькова И.С.

Актуальность данного исследования обусловлена проблемой кардинальных изменений в здравоохранении в условиях продолжающейся пандемии COVID-19, что требует от современного высшего медицинского образования практикоориентированной подготовки специалиста, готового к профессиональным действиям в нестандартных ситуациях. Целью статьи является представление психолого-педагогической технологии формирования психологической готовности к профессиональным действиям, принятию решений в нестандартных ситуациях у будущих медиков. Ведущим методом к исследованию данной проблемы является психолого-педагогический эксперимент, для проведения которого разработаны теоретическая модель «ЭМПАТИК» и программа психолого-педагогического тренинга. А также чек - лист для определения психологической готовности, включающий семь компонентов готовности (эмоционально - волевой, мотивационный, процессуальный, антипационный/предвосхищающий, творческий/креативный, информационный, коммуникативный). Исследование доказало эффективность предложенной психолого-педагогической технологии. Материалы статьи могут быть полезны профессорско-преподавательскому составу для повышения эффективности обучения и совершенствования содержания образовательных дисциплин с целью соответствия профессиональным стандартам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рябова Т.В., Данькова И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF FUTURE DOCTORS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY IN NON-STANDARD SITUATIONS

The relevance of this research is caused due to the problem of fundamental changes in the healthcare amid the ongoing COVID-19 pandemic, requiring practice-oriented training of a specialist in a modern higher medical education, who is ready for professional activity in non-standard situations, The purpose of the article is to present a psychological and pedagogical technique of formation of the future healthcare professionals’ psychological readiness to perform, and to make decisions in non - standard situations. The key approach to study the given problem is a psychological and pedagogical experiment, and to carry it out, an “EMPATHIC” theoretical model and a psychology and pedagogical training program; as well as a checklist to define the psychological readiness including seven components of readiness (emotional-volitional, motivational, procedural, anticipatory, creative, informative, and communicative) were developed. The research proved efficiency of the suggested psychological and pedagogical technique. The materials of the article can be helpful for the higher-education teaching personnel to increase the learning efficiency and improve the content of educational disciplines for the purpose of compliance to the professional standards.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В НЕСТАНДАРТНЫХ СИТУАЦИЯХ У БУДУЩИХ МЕДИКОВ»

УДК 159.9:378

Формирование психологической готовности к профессиональным действиям в нестандартных ситуациях у будущих медиков

Formation of psychological readiness of future doctors for professional activity in non-standard situations

Рябова Т.В., ФГБОУ ВО Казанский Государственный медицинский университет, tatry@rambler. ru

Данькова И.С., ФГБОУ ВО Казанский Государственный медицинский университет, irinadankova2002@gmail. com

Ryabova T., Kazan State Medical University, tatry@rambler.ru Dan'kova I., Kazan State Medical University, irinadankova2002@gmail.com

DOI: 10.51379/KPJ.2022.151.1.022

Ключевые слова: медицинское образование, психолого-педагогическая технология, психологическая готовность, нестандартные ситуации, пандемия COVID-19.

Keywords: medical education, psychological and pedagogical technique, psychological readiness, non-standard situations, COVID-19 pandemic.

Аннотация. Актуальность данного исследования обусловлена проблемой кардинальных изменений в здравоохранении в условиях продолжающейся пандемии COVID-19, что требует от современного высшего медицинского образования практикоориентированной подготовки специалиста, готового к профессиональным действиям в нестандартных ситуациях.

Целью статьи является представление психолого-педагогической технологии формирования психологической готовности к профессиональным действиям, принятию решений в нестандартных ситуациях у будущих медиков. Ведущим методом к исследованию данной проблемы является психолого-педагогический эксперимент, для проведения которого разработаны теоретическая модель «ЭМПАТИК» и программа психолого-педагогического тренинга. А также чек - лист для определения психологической готовности, включающий семь компонентов готовности (эмоционально - волевой, мотивационный, процессуальный, антипационный/предвосхищающий, творческий/креативный, информационный, коммуникативный).

Исследование доказало эффективность предложенной психолого-педагогической технологии. Материалы статьи могут быть полезны профессорско-преподавательскому составу для повышения эффективности обучения и совершенствования содержания образовательных дисциплин с целью соответствия профессиональным стандартам.

Abstract. The relevance of this research is caused due to the problem of fundamental changes in the healthcare amid the ongoing COVID-19 pandemic, requiring practice-oriented training of a specialist in a modern higher medical education, who is ready for professional activity in non-standard situations,

The purpose of the article is to present a psychological and pedagogical technique of formation of the future healthcare professionals' psychological readiness to perform, and to make decisions in non - standard situations.

The key approach to study the given problem is a psychological and pedagogical experiment, and to carry it out, an "EMPATHIC" theoretical model and a psychology and pedagogical training program; as well as a checklist to define the psychological readiness including seven components of readiness (emotional-volitional, motivational, procedural, anticipatory, creative, informative, and communicative) were developed.

The research proved efficiency of the suggested psychological and pedagogical technique. The materials of the article can be helpful for the higher-education teaching personnel to increase the learning efficiency and improve the content of educational disciplines for the purpose of compliance to the professional standards.

Введение. Актуальность данного кардинальных изменений в здравоохранении в

исследования обусловлена проблемой условиях продолжающейся пандемии COVID-19,

что требует от современного высшего медицинского образования

практикоориентированной подготовки

специалиста, готового к профессиональным действиям, принятию решений в нестандартных, чрезвычайных ситуациях. В 2020 году в письме министра здравоохранения Российской Федерации М.А. Мурашко «Об особенностях реализации образовательных программ среднего и высшего медицинского образования в условиях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции СОУГО-19» № 16-2/И/2-16645 от 02.11.2020 г. предложены изменения, которые внесены в Основные профессиональные образовательные программы медицинских университетов. Так, в программы лечебного и педиатрического факультетов были внесены такие общекультурные компетенции, как «способность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения»; «готовность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций».

Ряд исследователей до начала пандемии подчеркивали важность психологической подготовки, формированию готовности к эффективным профессиональным действиям медицинских работников в нестандартных, экстремальных ситуациях [4;10; 11]. По мнению Н.В. Елисеевой с соавторами, «даже самый высокий уровень развития мотивационных установок, теоретических знаний, практических умений и навыков без психологической подготовленности не сможет обеспечить эффективные и адекватные действия человека в условиях возникновения экстремальной ситуации» [2].

В новой реальности с высокой угрозой здоровью, психологическому благополучию и жизни человека исследования ученых посвящены социально - психологическому аспекту реагирования человека в нестандартной, чрезвычайной ситуации СОУГО-19,

психологическим особенностям переживания неопределенности при эпидемии [1;6;12; 15]. Авторы сходятся во мнении, что существование человека радикально изменилось, это проявляется и в профессиональной деятельности.

Связанные с пандемией новые условия работы (экстремальные условия труда, физический, эмоциональные перегрузки, риск заражения и другое) оказывают негативное эмоциональное воздействие на медицинских работников, влияют на их психологическое благополучие, показывают неготовность к

эффективным действиям в нестандартных, экстремальных ситуациях [7;9;13;15].

Целью статьи является представление психолого-педагогической технологии

формирования психологической готовности к профессиональным действиям, принятию решений в нестандартных ситуациях у будущих медиков. Для решения данной проблемы были разработаны теоретическая модель

«ЭМПАТИК», программа психолого-педагогического тренинга и чек - лист для определения психологической готовности, которые включают в себя семь компонентов готовности, обуславливающие быструю адаптацию, самоконтроль, стрессоустойчивость, эмоциональную стабильность студентов (будущих медиков) в нестандартных, чрезвычайных ситуациях. Предлагаемая технология позволяет развивать «мягкие» надпрофессиональные навыки, помогающие решать сложные задачи в условиях неопределенности и нестабильности, а также успешно взаимодействовать и работать с другими людьми.

Материалы и методы. Ведущим методом к исследованию проблемы являлся педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольные этапы эксперимента), а также метод оценок, статистической обработки

количественных результатов исследования. В эксперименте приняли участие 75 студентов, обучающихся на педиатрическом, медико -профилактическом факультетах, а также факультета социальной работы и высшего сестринского образования. Проведение психолого-педагогического тренинга

осуществляется на первых, вторых курсах в рамках дисциплин «Психология и педагогика», «Психология», и на пятом курсе педиатрического факультета в рамках дисциплины «Медицинская психология», что обеспечивает этапность развития профессиональной компетенции от репродуктивного уровня к продуктивному, творческому уровню.

Результаты исследования. Разработанная на основе анализа литературы и многолетних эмпирических исследований [11] модель «ЭМПАТИК» получила свое название по заглавным буквам названий компонентов психологической готовности, играющих ключевую роль в профессиональных действиях в нестандартных ситуациях (Эмоционально -волевой, Мотивационный, Процессуальный, Антипационный/предвосхищающий, Творческий/креативный, Информационный, Коммуникативный). Отметим, что в переводе с

английского «empathie» означает «эмпатия», «сопереживание», «чуткий», а тренинг по модели «ЭМПАТИК», помогает развить, в частности, и эти важные профессиональные качества врача.

На низком (репродуктивном) и среднем (продуктивном) уровне сформированности психологической готовности у студентов преобладают информационный,

коммуникативный, мотивационный компоненты [11]. Высокий уровень сформированности характеризуется высокими значениями творческого/креативного и антиципационного компонентов. В рамках психолого-педагогического эксперимента проводился тренинг с целью развития психологической готовности к действию с нестандартной ситуации до высокого уровня. В зависимости от специфики компонента в программу обучающего тренинга включались и использовались различные информационно - развивающие, проблемно -поисковые методы. Например, при освоении мотивационного компонента преобладали устные микрогрупповые беседы; при освоении творческого/креативного активно использовались тренинговые упражнения; для освоения процессуального компонента, направленного на развитие когнитивных составляющих, студентам предлагались упражнения на совершенствование критического мышления.

Универсальным методом для развития всех компонентов психологической готовности

являлись деловые игры, которые разработаны авторами на основе ситуаций, возникающих в лечебных учреждениях с начала периода пандемии по настоящее время. Знания о возможных нестандартных ситуациях, возникающих в процессе профессиональной деятельности, развивают у студентов понимание смысла и меры социальной и этической ответственности, возникающей в ситуациях реализации профессиональных действий. Анализ выбора студентов способов и действий в нестандартных ситуациях, обсуждение выявленных рисков и возможных последствий принятых решений позволяет формировать готовность к этим ситуациям. Анализ составленного студентами перечня эффективных способов и алгоритмов разрешения нестандартных ситуаций формирует умение действовать и принимать решения, соблюдая принципы социальной и этической ответственности.

Для характеристики уровней

сформированности психологической готовности к профессиональным действиям в нестандартных ситуациях студенты оценивали себя по авторскому чек - листу (представлены семь компонентов готовности, по каждому даются семь утверждений). Результаты поэтапной диагностики формирования психологической готовности первокурсников представлены на рисунке 1.

Эмоционально -волевой ХХХХХХХ'Ч]

Мотивационный Г*^* гГ*^ гГ*^ гГ*^ ^^

Процессуальный ^^^^^^^"Ч. Х X1 Антипационный

Творческий ххучххучхШ

Информационный

Коммуникативный ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

0 20 40 60 80 100

□ после тренинга □ до тренинга

Рисунок 1. -Результаты формирования психологической готовности первокурсников

до и после обучающего тренинга

Статистические исследования показали, что у студентов первых курсов до проведения тренинга обнаружены высокие показатели по

информационному, мотивационному

компонентам компетентности и низкие по творческому, коммуникативному. После

проведения обучающего тренинга значительно повышаются показатели эмоционально -волевого, творческого, коммуникативного, антиципационного/предвосхищающего компонентов. Студенты улучшают навыки взаимодействия, кооперации, а повышение

значений по эмоционально - волевому компоненту показывает развитие способностей к самоконтролю, стрессоустойчивости. Результаты поэтапной диагностики формирования эмоционально - волевого компонента первокурсников представлены на рисунке 2.

ответственен за принятие решения 100

готов противостоять стрессовым факторам

независим от настроения

уверен в правильности решений;

успешно сочетаю риск с осмотрительностью

решителен, мобилизован и готов к действию

использую эмоциональный интеллект

—о—до тренинга--после тренинга

Рисунок 2. -Результаты формирования эмоционально - волевого компонента первокурсников

до и после обучающего тренинга

Согласно анализу результатов исследования, у студентов пятого курса до проведения тренинга наблюдались высокие показатели по эмоционально - волевому, мотивационному, коммуникативному компонентам

компетентности, что свидетельствует об их более осознанном, ответственном подходе (по

сравнению со студентами младших курсов), сложившемуся после прохождения практик в лечебных учреждениях. Результаты поэтапной диагностики формирования психологической готовности пятикурсников представлены на рисунке 3.

Эмоционально -волевой

Мотивационный ^

Процессуальный Антипационный Творческий Информационный Коммуникативный

0 10 20 30 40 50 60 70 80 ^ после тренинга 1 до тренинга

Рисунок 3. -Результаты формирования психологической готовности пятикурсников

до и после обучающего тренинга

Низкие показатели по творческому и антипационному компонентам до начала тренинга могут говорить о недостаточной готовности будущих врачей к профессиональным действиям и принятию решения в условиях неопределенности, сложности, неоднозначности, которые характеризуют сегодняшнее состояние здравоохранения в продолжающуюся пандемию. Проблема психологических особенностей принятия решения в нестандартных условиях студентами, в том числе медицинских вузов, освещена в работах отечественных и зарубежных ученых [3;5;8;14;16]. Авторы показывают, что предикторами эффективного принятия решения в

профессиональной деятельности являются толерантность к неопределенности,

адаптационная готовность, бдительность, готовность к риску и другие. После окончания тренинга у студентов старших курсов значения по креативному и антиципационному/

предвосхищающему компонентам значительно повысились, что свидетельствует о развитии творческого потенциала личности, переходе с репродуктивного уровня сформированности психологической готовности на продуктивный и творческий. Результаты поэтапной диагностики формирования креативного компонента пятикурсников представлены на рисунке 4.

умею предлагать оригинальные идеи

умею быстро формировать 4-5 варианта решений

комбинирую факты, информацию 80 70 60 50 40 30

слонен не использовать алгоритмы решений

предпочитаю следовать своему мнению

склонен учитывать нетипичные факты

легко группирую элементы ситуации

до тренинга

после тренинга

Рисунок 4. -Результаты формирования креативного компонента пятикурсников до и после обучающего тренинга

Заключение. эффективность педагогической психологической

Исследование доказало предложенной психолого-технологии формирования готовности к

профессиональным действиям, принятию решений в нестандартных ситуациях. Овладение технологией способствует совершенствованию содержательных, технологических основ образовательного процесса, что повышает качество подготовки студентов. В дальнейшем предполагается проведение психолого-

педагогических тренингов со студентами, получающими медицинское образование, а также организация мастер - классов для преподавателей по освоению технологии.

Материалы статьи могут быть полезны профессорско-преподавательскому составу для повышения эффективности обучения и совершенствования содержания образовательных дисциплин с целью соответствия профессиональным стандартам.

Литература:

1. Асмолов А.Г., Иванников В.А. Культурно-деятельностная психология в экстремальной ситуации: вызов пандемии: Материалы обсуждения / А.Г.

Асмолов, В.А. Иванников, М.Ш. Магомед-Эминов и др. // Человек. - 2020. - Т. 31. - № 4. - С. 7-40. БО1; 10.31857/8023620070010929-8.

2. Елисеева Н.В., Иналова Е.А., Кирпиченко Е.В. Значение психологической подготовки в формировании готовности к эффективным действиям в экстремальных ситуациях / Н.В. Елисеева, Е.А. Иналова, Е.В. Кирпиченко // Концепт. - 2014. - № 18. -С. 1-5.

3. Войнова В.И., Костина Л.А. Психологические особенности процесса принятия решений студентами вузов / В.И. Войнова, Л.А. Костина, М.А. Сергеева, А.С. Кубекова // Мир науки. Педагогика и психология.

- 2019. - Т.7. - № 2. - С. 43-50.

4. Дронова Е.А., Еремина М.В. Оценка формирования готовности врача к профессиональной деятельности в экстремальных условиях / Е.А. Дронова, М.В. Еремина // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 8. - С. 11-14.

5. Корнилова Т.В., Павлова Е.М. Связь фрейминг-эффекта с индивидуальными различиями у студентов - медиков и студентов - психологов / Т.В. Корнилова, Е.М. Павлова, Ю.В. Красавцева, А.Я. Разваляева // Национальный психологический журнал.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 2017. - № 4(28). - С. 17-29.

6. Мусхаджиева Т.А., Дубаева Е.Ч. Социально -психологический аспект реагирования человека в чрезвычайной ситуации СОУТО-19 / Т.А. Мусхаджиева, Е.Ч. Дубаева // Гуманитарные науки. -2020. - № 4. - С. 145-149.

7. Овсяник О.А. Социально-психологические особенности адаптации врачей к возникновению пандемии / Овсяник О.А. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2020. - № 4. - С. 75-81. БО1; 10.18384/2310-7235-2020-4-75-81.

8. Павлова Е.М., Корнилова Т.В. Личностный профиль и регуляция принятия решений лицами медицинских специальностей: от студента до практикующего врача / Е.М. Павлова, Т.В. Корнилова, Ю.В. Красавцева, Н.В. Богачева // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». - 2019.

- № 2 - С. 97-115. БО1; 10.28995/2073-6398-2019-2-97115.

9. Первичко Е.И., Конюховская Ю.Е. Психологическое благополучие врачей и медицинского персонала в условиях пандемии СОУЮ-

19: обзор зарубежных исследований / Е.И. Первичко, Ю.Е. Конюховская // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. - 2020. - № 11(3). - С. 598608.

10. Поройский С.В., Доника А.Д., Еремина М.В. Профессиональная готовность врача к действиям в экстремальных условиях / С.В. Поройский, А.Д. Доника, М.В. Еремина // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. - 2014. -№ 2 (50). - С. 109-113.

11. Рябова Т.В. Формирование готовности принимать решения и действовать в нестандартных условиях у будущих специалистов здравоохранения / Т.В. Рябова // Современные исследования социальных проблем. - 2017. - Т. 8. - № 6 (2). - С. 329-337.

12. Скотникова И.Г., Егорова П.И. Психологические особенности переживания неопределенности при эпидемии COVID-19 / И.Г. Скотникова, П.И. Егорова, Ю.Л. Огаркова (Дубинская), Л.С. Жиганов // Институт психологии РАН. Социальная и экономическая психология. - 2020. - Т. 5. - № 2. - С. 245-268.

13. Холмогорова А.Б., Петриков С.С., Суроегина А.Ю. Профессиональное выгорание и его факторы у медицинских работников, участвующих в оказании помощи больным COVID-19 на разных этапах пандемии / А.Б. Холмогорова, С.С. Петриков, А.Ю. Суроегина, О.Ю. Микита, А.А. Рахманина, А.П. Рой // Журнал им. Н.В. Склифосовского. Неотложная медицинская помощь. - 2020. - № 3. - С. 321-333.

14. Шамионов Р.М. Соотношение толерантности к неопределенности и адаптационной готовности личности к изменениям / Р.М. Шамионов // Вестник Российского университета Дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2016. - № 3. - С. 28-39.

15. Dilawar S.M., Durrani D.K., Li X.Y., Anjum M.A. Decision-making in highly stressful emergencies: The interactive effects of trait emotional intelligence. Current psychology. - 2021. - V. 30. - I. 6. - P. 2988-3005. DOI 10.1007/s12144-019-00231-y.

16. Starcke K., Brand M. Decision making under stress: A selective review. Neuroscience and Biobehavioral Reviews. - 2012. - V. 36(4). - P. 1228-1248. D0I10.1016/j.neubiorev.2012.02.003.

Reference:

1. Asmolov A.G., Ivannikov V.A. Cultural and activity psychology in an extreme situation: the challenge of a pandemic: Discussion materials / A.G. Asmolov, V.A. Ivannikov, M.Sh. Magomed-Eminov, and etc. // Man. -2020. - T. 31. - № 4. - S. 7-40. DOI: 10.31857/S023620070010929-8.

2. Eliseeva N.V., Inalova E.A., Kirpichenko E.V. The value of psychological preparation in the formation of readiness for effective actions in extreme situations / N.V. Eliseeva, E.A. Inalova, E.V. Kirpichenko // Concept. -2014. - № 18. - S. 1-5.

3. Voinova V.I., Kostina L.A. Psychological features of the decision-making process by university students / V.I. Voinova, L.A. Kostina, M.A. Sergeeva, A.S. Kubekova //

World of Science. Pedagogy and psychology. - 2019. - V.7. - № 2. - S. 43-50.

4. Dronova E.A., Eremina M.V. Evaluation of the formation of the doctor's readiness for professional activity in extreme conditions / E.A. Dronova, M.V. Eremina // Successes of modern natural sciences. - 2011. - № 8. - S. 11-14.

5. Kornilova T.V., Pavlova E.M. Relationship between the framing effect and individual differences in medical students and students-psychologists / T.V. Kornilova, E.M. Pavlova, Yu.V. Krasavtseva, A.Ya. Razvalyaeva // National Psychological Journal. - 2017. - № 4 (28). - S. 1729.

6. Muskhadzhieva T.A., Dubaeva E.Ch. Socio-psychological aspect of human response in an emergency

COVID-19 / T.A. Muskhadzhieva, E.Ch. Dubaeva // Humanities. - 2020. - № 4. - P. 145-149.

7. Ovsyanik O.A. Socio-psychological features of the adaptation of doctors to the emergence of a pandemic / Ovsyanik O.A. // Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Psychological sciences. - 2020. - № 4. -S. 75-81. DOI: 10.18384/2310-7235-2020-4-75-81.

8. Pavlova E.M., Kornilova T.V. Personal profile and regulation of decision-making by representatives of medical specialties: from a student to a practicing doctor / E.M. Pavlova, T.V. Kornilova, Yu.V. Krasavtseva, N.V. Bogacheva // Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Series "Psychology. Pedagogy. Education". - 2019. - № 2 - S. 97-115. DOI: 10.28995/2073-6398-2019-2-97-115.

9. Pervichko E.I., Konyukhovskaya Yu.E. Psychological well-being of doctors and medical personnel in the context of the COVID-19 pandemic: a review of foreign studies / E.I. Pervichko, Yu.E. Konyukhovskaya // Psychiatry, psychotherapy and clinical psychology. - 2020.

- № 11(3). - S. 598-608.

10. Poroisky S.V., Donika A.D., Eremina M.V. Professional readiness of a doctor for actions in extreme conditions / S.V. Poroisky, A.D. Donika, M.V. Eremina // Bulletin of the Volgograd State Medical University. - 2014.

- № 2 (50). - S. 109-113.

11. Ryabova T.V. Formation of readiness to make decisions and act in non-standard conditions among future healthcare professionals / T.V. Ryabova // Modern studies of social problems. - 2017. - T. 8. - № 6 (2). - S. 329-337.

12. Skotnikova I.G., Egorova P.I. Psychological features of experiencing uncertainty during the COVID-19 epidemic / I.G. Skotnikova, P.I. Egorova, Yu.L. Ogarkova (Dubinskaya), L.S. Zhiganov // Institute of Psychology RAS. Social and economic psychology. - 2020. - V. 5. - № 2. - S. 245-268.

13. Kholmogorova A. B, Petrikov S. S., and Suroyegina A. Yu. Occupational burnout and its factors among medical workers involved in providing care to patients with COVID-19 at different stages of the pandemic / A.B. Kholmogorova, S.S. Petrikov, A.Yu. Suroyegina, O.Yu. Mikita, A.A. Rakhmanina, A.P. Roy // Zhurnal im. N.V. Sklifosovsky. Emergency medical care. - 2020. - № 3. - S. 321-333.

14. Shamionov R.M. The ratio of tolerance to uncertainty and adaptive readiness of the individual to change / R.M. Shamionov // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy. - 2016. - № 3. - S. 28-39.

15. Dilawar S.M., Durrani D.K., Li X.Y., Anjum M.A. Decision-making in highly stressful emergencies: The interactive effects of trait emotional intelligence. current psychology. - 2021. - V. 30. - I. 6. - P. 2988-3005. DOI 10.1007/s12144-019-00231-y.

16. Starcke K., Brand M. Decision making under stress: A selective review. Neuroscience and Biobehavioral Reviews. - 2012. - V. 36(4). - P. 1228-1248. DOI10.1016/j.neubiorev.2012.02.003.

5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред

(19.00.07 - Педагогическая психология)

Сведения об авторах:

Рябова Татьяна Владимировна (г. Казань, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии, руководитель Центра исследования медицинского образования, ФГБОУ ВО Казанский Государственный медицинский университет, e-mail: tatry@rambler.ru

Данькова Ирина Сергеевна (г. Казань, Россия), студентка 2 курса медико-профилактического факультета, ФГБОУ ВО Казанский Государственный медицинский университет, e-mail: irinadankova2002@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.