Научная статья на тему 'Формирование психологической готовности к правомерному применению оружияу курсантов и сотрудников ОВД'

Формирование психологической готовности к правомерному применению оружияу курсантов и сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
214
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Снегирева Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование психологической готовности к правомерному применению оружияу курсантов и сотрудников ОВД»

Перед пулеприемным валом может быть оборудован мишенный павильон, оснащенный механическими мишенными установками «Василек» (двигает и поворачивает мишени для осмотра).

Проект тира полностью соответствует всем требованиям Указаний по проектированию тиров и стрельбищ ВСН 6-71.

Внутри первого тира на расстоянии 2 м от левого внутреннего края располагаются две параллельные 100-метровые полосы препятствий, которые начинаются за пределами комплекса и заканчиваются на огневом рубеже 20 м. Предназначены для выполнения упражнений в стрельбе из пистолета после отработки задач преследования вооруженного преступника, пытающегося скрыться с места совершения преступления.

Помещения для расходных материалов и инвентаря располагаются в начале галереи, представляют из себя подсобное помещение (стены и дверь из металлической сетки), в котором расположен на стеллажах весь необходимый расходный материал и инвентарь для уборки и проведения мелкого ремонта, также установлены столы для чистки оружия и выполнения нормативов.

Тактический (разборный) городок может занимать площадь более 1000 кв. м (30х35 м) и включает:

— тактический лабиринт, оборудованный различными переносными конструкциями из сборных элементов для отработки тактики одиночных и групповых действий при применении оружия в различной обстановке, закрыт стенами высотой 3 м. Предназначен для стрельбы из различного имитационного стрелкового оружия и травматического;

— площадку (с правой стороны от полигона) для выполнения небоевого гранатометания. Данный многофункциональный полигон позволит проводить занятия по четыре группы одновременно, что не маловажно при возросшей учебной нагрузке.

3. В обязательном порядке необходимо оборудовать запасной выход из небоевого интерактивного тира (ауд. № 036).

4. Также желательно дооснастить интерактивный небоевой тир четвертой рабочей стеной (реальная обстановка предполагает работу на все 360 градусов).

5. Необходимо установить интерактивное оборудование и 5 тренажеров СКАТ в тире ФПО.

Есть и ряд других вопросов, связанных с поддержанием базы огневой подготовки в рабочем

состоянии, в решении которых нам необходима помощь коллег из ОИТОУП.

Л.А. Снегирева, кандидат психологических наук, доцент, начальник кафедры психологии и педагогики

Формирование психологической готовности к правомерному применению оружия

у курсантов и сотрудников ОВД

Огневая подготовка является обязательной для каждого курсанта и сотрудника ОВД. При обучении курсантов и сотрудников ОВД применению оружия на учебных занятиях преподаватели сталкиваются с определенными трудностями в рамках усвоения знаний на теоретических занятиях, навыков и умений во время проведения практических упражнений, приближенных к реальным ситуациям.

По проведенным исследованиям (на кафедре психологии и педагогики совместно с кафедрой огневой подготовки) одной из причин, влияющих на правомерное применение оружия, является уровень психологической готовности курсанта и сотрудника ОВД.

Выделяют три уровня психологической готовности: низкий, средний и высокий. На этапе обучения преобладает низкий уровень психологической готовности.

Курсанты и сотрудники с низким уровнем психологической готовности имеют: низкий уровень мотивации к службе, специальных знаний, умений, навыков правомерного применения огнестрельного оружия. В ситуации, приближенной к экстремальной, действуют в основном интуитивно, главным мотивом является необходимость в собственной защите. Они медленно адаптируются к новым условиям, тревожны, у них снижен уровень эмоциональной устойчивости. Недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, в отдельных ситуациях они могут сами спровоцировать конфликтную ситуацию.

378

Юридическая наука и практика

У курсантов и сотрудников со средним уровнем психологической готовности доминируют два основных мотива: к службе в ОВД, оказания помощи людям и обеспечение безопасности. В ситуации выбора данные сотрудники предпочитают разрешить ситуацию мирным путем (используя переговоры). Они имеют средний и высокий уровень интеллектуальных способностей и специальных знаний, умений и навыков. Доминирующие защитные механизмы — интеллектуализация и реактивное образование. У них достаточно развиты коммуникативные качества, в большинстве случаев принимают решения самостоятельно, стараются прогнозировать ситуацию, однако результат не всегда оценивают с точки зрения правомерности совершенных действий.

У курсантов и сотрудников с высоким уровнем психологической готовности преобладают мотив служения и профессиональная компетентность. Они стремятся к достижению успеха в профессиональной деятельности. Обладают средним и высоким уровнем интеллектуальных способностей и высоким уровнем специальных знаний, умений и навыков. Доминирующий защитный механизм — интеллектуализация. Для них характерен высокий уровень коммуникативных и лидерских качеств: умение разрешить конфликтную ситуацию без применения оружия, умение ведения переговоров, самостоятельность в принятии решения, умение прогнозировать ситуацию.

Анализ отечественной литературы и практики по проблеме применения оружия сотрудниками органов внутренних дел показывает, что основными направлениями решения данной проблемы являются:

— правовая готовность сотрудников ОВД к применению оружия;

— обучение сотрудников ОВД навыкам владения оружием;

— анализ ситуаций, связанных с применением оружия.

Однако подготовка сотрудников полиции только по данным трем направлениям не позволяет сформировать у них необходимый уровень психологической готовности к правомерному применению оружия. Поэтому при проведении психологического обследования ряд сотрудников не допускаются к несению службы с оружием. Встает вопрос о последующей психокоррекционной работе с сотрудниками, результаты которой не всегда положительны. Необходимо предупредить эту ситуацию и уже на первом этапе при обучении сотрудников навыкам владения оружием использовать модель формирования психологической готовности для правомерного применения оружия.

Структура модели формирования психологической готовности для правомерного применения оружия

1. Психологическое сопровождение правовой подготовки (по правомерному применению сотрудниками оружия).

2. Психологическое сопровождение огневой подготовки (обучения навыкам владения оружием).

3. Психологическая подготовка к правомерному применению оружия сотрудниками ОВД:

1) теоретическая подготовка;

2) формирование психологической устойчивости к правомерному применению оружия:

— обучение методам психологической саморегуляции. Формирование психологических установок;

— формирование умения разрабатывать четкий план правомерных действий в ситуациях применения оружия;

— развитие умения прогнозировать ситуацию;

— обучение методам ведения переговоров с преступниками;

— формирование умения анализировать ситуацию после выполнения задания с фиксацией ее в протоколе;

— оценка сотрудниками ОВД своего психологического состояния (после участия в ситуации применения оружия). Информирование о необходимости проведения реабилитационной работы.

Данная модель была использована с курсантами 4 курсов, адъюнктами, сотрудниками, проходящими первоначальную подготовку. Она позволила своевременно снизить уровень ситуативной тревожности, повысить мотивацию к службе, уровень специальных знаний, умений, навыков, личностный адаптационный потенциал, моральную нормативность, тем самым повысив уровень психологической готовности у всех обучаемых (что позволило также успешно сдать зачеты по огневой подготовке).

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 4 (36)

379

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.