УДК 159.9
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
© 2011 Т.В.Фадеева, В.М.Минияров
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 28.02.2011
В данной статье обосновывается необходимость адаптировать детей старшего дошкольного возраста к поликультурной среде, представлена авторская программа тренинга по формированию у детей старшего дошкольного возраста психологической адаптированности к поликультурной среде, проанализированы данные формирования основных компонентов психологической адаптации до и после проведенной работы по программе, полученные с помощью специально подобранных автором диагностических методик.
Ключевые слова: психологическая адаптация, этническая идентичность, поликультурная среда, психологический тренинг, толерантность, психологическое здоровье.
Процессы глобализации, демократизации гражданского общества, открытость и доступность самых последних достижений мировой культуры свидетельствуют о том, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. В современных условиях международные контакты становятся всё более интенсивными и всё более разнообразными. Всё большее количество людей непосредственно вовлекается в различные формы межэтнического взаимодействия. Студенты-иностранцы в вузах, рабочие и специалисты в международных коллективах, учёные на международных конференциях, деятели культуры на гастролях и турне, туристы, политические деятели, члены различного рода делегаций и т.д.
В современной многонациональной России, как и в целом мире, происходят изменения. Речь идёт о процессах движения населения - эмиграции, реэмиграции; тенденции этнического ренессанса, увеличении миграционных потоков, интернационализации общественной жизни и усилении интеграционных процессов, и мн. др. Даже в тех регионах, где эти процессы практически на «нулевом уровне», переосмысление культурной принадлежности заметно активизировалось. Самыми незащищёнными в этой ситуации оказываются дети, которым по какой-либо причине пришлось жить в чужой для них культурной среде. Инокультурные дети сталкиваются с про-
Фадеева Татьяна Васильевна, психолог Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад №50 «Синяя птица». Тольятти, соискатель кафедры психологии образования. E-mail: Tatfadeeva 1981 @yandex. ru
Минияров Валерий Максимович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования. E-mail: vminiyarov@mail. ru
явлениями интолерантности по отношению к ним детей из групп этнического большинства. Т.В.Макарова и Г.Ф.Лари-онова в своей работе «Толерантность и правовая культура дошкольников»1 пишут, что, несмотря на то, что обычно дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликты с людьми других национальностей, были замечены другие проявления нетерпимого отношения к ним: выражение пренебрежения; осмеяние, оскорбления, насмешки, передразнивание, этноцентризм, предубеждения, предрассудки, основывающиеся на отрицательных чертах и качествах; опасение и т.д. В их основе, по замечанию авторов, лежат следующие факторы: 1) детская непосредственность; 2) ограниченный жизненный опыт; 3) отсутствие представлений о людях других национальностей и их культуре, общения с ними; 4) детская бестактность и т.д. Кроме того, дети доминирующей группы могут выражать негативные оценки по отношению к детям из других этнических групп. По мнению ряда учёных2, это связано с тем, что дошкольники могут неточно категоризировать людей в соответствии с этничностью. Они могут воспринимать определённое сходство между людьми на основе одной - двух характеристик, связанных с этничностью, они могут быть не способны идентифицировать многие характеристики. Более того, они склонны в большей степени замечать различия между людьми, чем взрослые, и меньше замечать сходство. Таким образом, вследствие ограниченности когнитивного развития у детей к семи годам почти неизбежно появляются «негативные установки по
1 Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. - М.: 2008.
2 Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. - М.: 2004.
отношению к социальным группам, которые называют предубеждениями. При этом предубеждения у детей - это не миниатюрная копия предубеждений взрослых, но отражения их развития и функционирования. При этом дети часто бывают более предубеждены, чем их родители. От предубеждений страдают обе стороны - как те, кто является их объектом, так и те, кто их переживает - это мешает когнитивному и эмоциональному развитию личности ребёнка, создавая искажения в восприятии и переработке информации. В связи с этим у детей этнического меньшинства могут появиться негативные установки по отношению к собственной этнической общности, включающие в себя неудовлетворённость собственной этничностью, чувство униженности, ощущение собственной неполноценности или даже отрицание собственной этнической идентичности, желание её спрятать, предпочтение других групп. А сомнение в собственной позитивной социальной группе, как правило, сопровождается потерей позитивной социальной идентичности, а значит, и потерей самоуважения, ощущением неполноценности, ущемлённости и даже стыда за представителей своего этноса.
Неблагоприятна негативная этническая идентичность и для личностного роста индивида. В эмпирических исследованиях не раз подтверждалось, что дети, чья национальная принадлежность отличается от большинства в коллективе, имеют низкую самооценку и проявляют недостаток уверенности3. И в этом случае ситуацию в детских садах можно назвать этническим конфликтом, где дошкольники разных национальностей могут редко вступать в межэтнические контакты, иметь низкий статус в коллективе детей отличной от них этничности или вовсе не иметь друзей среди инокультурных сверстников, проявлять безразличное или агрессивное отношение к ним. В этом случае этнический фактор становится чрезмерно выпуклым и приобретает особое значение как признак идентичности индивидов. При этом детям приходится адаптироваться к новым культурным условиям, что связано с необходимостью походить на своих сверстников - и внешним видом, и манерами, и языком, и даже мыслями. Эта ситуация может усугубляться расставанием со своими родственниками, друзьями, близкими людьми, которые остались на родине.
Также могут возникнуть противоречия между ценностями и нормами, транслируемыми различными институтами социализации (в детском саду учат одному, а дома внушают другое), что может привести к внутренней дисгармонии и
3 Bargal D. Lewinian Approach to Intergroup Workshops
for Arab-Palestinian and Jewish Youth // Journal of Social Issues. - 1992. - Vol. 48. - P. 139 - 154.
ситуации неопределённости при формировании этнической идентичности. Наконец, ситуация политической и экономической нестабильности, обострение межэтнической напряжённости, вооружённые конфликты на постсоветском пространстве усиливают миграционные потоки. Всё это может создать для ребёнка стрессовую ситуацию, которая приводит к росту психологических, психических и физических нарушений у детей. Именно потому сегодня перед социально-психологическими службами стоит задача разработки новых стратегий и подходов психологической адаптации подрастающего поколения к условиям чужой для них культуры. А в условиях Среднего Поволжья с присущими ему такими особенностями как поликультурность, многона-циональность, потоки беженцев и вынужденных переселенцев, - эта проблема приобретает первостепенное значение. Одним из выходов из такой ситуации мы видим в создании психологической программы по формированию психологической адаптированности детей.
Предлагаемая нами программа тренинга состоит из двух разделов: «Работа с детьми» и «Работа с родителями». При разработке занятий мы опирались на теоретические и практические исследования отечественных педагогов и психологов, таких как Г.Ф.Ларионова, Н.М.Лебедева, О.В.Лунева, Т.В.Макарова, М.Орлова, Т.В.По-штарева, Т.Г.Стефаненко, М.Ю.Стожарова, О.В.Хухлаева и др. При подготовке материалов для работы с педагогами и родителями воспитанников мы опирались на теоретические и практические исследования отечественных педагогов и психологов, таких как Т.В.Верисокина, Е.В.Ви-тенко, С.Я.Григорьева, Н.М.Лебедева, О.В.Лунева, С.В.Мажаренко, Т.В.Поштарева, Т.Г.Стефаненко, М.Ю.Стожарова, Н.А.Чуркина, О.В.Хухлаева, и др. Психопрофилактическая и психокоррекционная работа, направленная на психологическую адаптацию детей старшего дошкольного возраста к поликультурной среде, по нашему мнению, должна быть направлена на сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников, формирование позитивной этнической идентичности и толерантности.
Цель первого раздела программы: формирование психологической адаптированности детей старшего дошкольного возраста к поликультурной среде. Задачи: 1) коррекция эмоциональных трудностей детей (снижение тревожности, агрессивности, изживание страхов); 2) формирование у детей позитивного отношения к самим себе, уверенности в своих силах, повышение самооценки; 3) формирование коммуникативных навыков; 4) обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям, а также простейшим навыкам снятия психоэмоциональ-
ного и мышечного напряжения; 5) формирование этнической толерантности как позитивного отношения к своей и иным этническим культурам; 6) развитие этнокультурной компетентности и навыков межкультурного взаимодействия; 7) формирование позитивной этнической идентичности, предоставление детям возможности для этнической идентификации и одновременно осознания своей принадлежности к общероссийскому и мировому сообществу. Психопросветительская и консультативная работа с ближайшим окружением ребёнка, призванна помочь ему адаптироваться к поликультурной среде за счёт просвещения родителей и педагогов по вопросам психологического здоровья детей, повышению этнокультурной компетентности, обучению приёмам эффективного межкультурного диалога. Исходя из этого, мы выделили цели и задачи программы.
Цель второго раздела программы: способствовать успешной психологической адаптации дошкольников к поликультурной среде. Задачи: 1) расширение знаний педагогов ДОУ и родителей воспитанников о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников; 2) формирование навыков правильного реагирования родителей и педагогов на различные проявления детей в практическом игровом тренинге; 3) повышение этнокультурной компетентности педагогов и родителей; 4) расширение и углубление теоретической подготовки педагогов и родителей по организации образовательного пространства на толерантной основе, развитие толерантного сознания и установок толерантного отношения к детям; 5) обучение навыкам межкультурного взаимопонимания и эффективного взаимодействия.
Результативность, эффективность программы выявлялась путём обследования на начало и конца курса занятий. Статистическая достоверность различий проверялась с помощью методов статистической обработки данных с помощью Т-критерия Вилкоксона и ^критерия Стьюдента. Для выявления результатов работы использовался следующий инструментарий: Для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой, нами был использован тест «Лесенка»4 который представляет собой модификацию известной методики Д.Рубинштейна «Самооценочные шкалы». Для того, чтобы определить уровень эмоционального благополучия ребят, а также для выявления удовлетворения детей своим статусным положением в
4 Стожарова М. Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников. - Ростов н/Д.: 2007.
группе мы использовали социометрический тест «Маски»5, так как он помогает увидеть не только выявить особенности взаимодействия в группе детского сада, статус ребенка в группе (лидерство или отверженность), но и удовлетворенность детей тем местом, которое они занимают.
Методику Е.В.Кучеровой «Эмоциональное самочувствие ребёнка в детском саду»6 мы использовали с целью выявления эмоционального благополучия дошкольников в детском саду, получения общего представления о позитивном и негативном эмоциональном самочувствии детей в группе детского сада по результатам кратковременного наблюдения, индивидуальных собеседований и индивидуальных экспериментов с детьми.
Методика, разработанная О.А.Овсянниковой, затрагивается характер взаимоотношений детей, и позволяет изучить такие важные аспекты толерантности как уровень позитивных установок и индивидуальных качеств личности7.
«Метод исследования фрустрационной толерантности» С.Розенцвейга8 применялся нами для исследования изучения психологической устойчивости - одного из показателей толерантности, психофизических возможностей детей стойко переносить проблемные и кризисные жизненные ситуации. Данная методика направлена также на диагностику качества и уровня нервно-психической устойчивости дошкольников к стрессу и психотравмирующим ситуациям, на исследование способности справляться с фрустрациями, обусловленными сменой привычной обстановки, изоляцией, депривацией, а также различными экстремальными ситуациями. Для исследования таких показателей толерантности как установки и индивидуальные качества личности (способность к эмпатии, коммуникативная толерантность, альтруизм и т.д.), социально-психологическая устойчивость (установки и ценности личности к культурным, этническим, социальным различиям и т.д.), а также для выявления симптомов детской нетерпимости мы использовали «Методику исследования проявлений детской нетерпимости» и опросный лист, включающий формы проявления детской нетерпимости, разработанный на основе вопросов, предложенных Б.Э.Риэдон, Е.Ю.Клепцовой9.
5 Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. проф. Г.С.Никифорова. - СПб.: 2007.
6 Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие / Сост. С.В.Ве-лиева. -СПб.: 2007.
7 Овсянникова О. А. Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам средствами искусства: Дис....канд. пед. наук. - Екатеринбург: 2003.
8 Метод исследования фрустрационной толерантности С.Розенцвейга. - Архангельск: 1995.
9 Клепцова Е.Ю. Детская нетерпимость // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 7. - С. 78 - 81.
Для изучения этнической идентичности, её аффективного и когнитивного компонентов мы использовали модифицированный вариант методики британских психологов Г.Тэжфела и Г.Ягоды (1966), разработанный и апробированный О.Л.Романовой10. Для изучения этнической идентичности мы также использовали стандартизированную беседу. Особенности психологической напряжённости, связанной с этнической идентичностью в структуре самосознания личности мы диагностировали с помощью «Проективного метода депривации структурных звеньев самосознания», разработанного В.С.Мухиной и К.А.Хвостовым11.
До внедрения экспериментальной программы в обеих группах у инокультурных детей старшего дошкольного возраста имелись нарушения психологического здоровья. В частности, у 60% детей в экспериментальной группе и у 75% ребят в контрольной группе наблюдается высокий уровень тревожности. При изучении ценностного показателя психологической адаптации мы выявили у 60% детей экспериментальной группы и у 40% дошкольников контрольной группы неадекватно завышенную самооценку и у 10% детей экспериментальной группы и 25% ребят контрольной группы заниженную самооценку, что является тревожным симптомом и может свидетельствовать об отклонениях в личностном развитии. В исследуемых группах около половины детей находятся в негативном эмоциональном состоянии в группе детского сада (50% - в экспериментальной группе и 40% - в контрольной группе), испытывают чувство неудовлетворённости своим статусным положением в коллективе (60% детей из экспериментальной группы и 70% ребят из контрольной группы), что является сигналом эмоционального неблагополучия детей. Из полученных данных мы видим, что дети в экспериментальной и контрольной группах имеют практически одинаковое соотношение признаков нарушения психологического здоровья.
При изучении этнической идентичности и когнитивного показателя психологической адаптации мы обнаружили, что как в контрольной, так и в экспериментальной группе дети мало знают о национальностях - своей и чужих, их истории и традициях, психологических особенностях и различиях между ними, что свидетельствует о плохой этнической осведомлённости дошкольников. Многие ребята не используют этнический «ярлык», не могут дать себе пра-
10 Романова О. Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. дис....канд. психолог. наук. - М.: 1994.
11 Мухина В.С. Психодиагностика развивающейся личности: Проективный метод депривации структурных методов самосознания: Ч. 1. - Архангельск: 1996.
вильный этноним (75% дошкольников экспериментальной группы и 85% ребят контрольной группы) и идентифицировать людей своей национальности по внешности (65% в экспериментальной группе и 50% в контрольной группе). Всё это указывает на то, что дети испытывают затруднения с этнической самоидентификацией. Говоря об этнической идентичности и в частности об аффективном показателе психологической адаптации, следует отметить, что около половины дошкольников как в экспериментальной так и в контрольной группе сделали выбор в пользу другой национальности (45% в экспериментальной группе и 60% в контрольной группе). У таких детей можно прогнозировать заниженную самооценку, непринятие себя и своей этнической группы, то есть нарушения этнической идентичности. В обеих исследуемых группах в ситуации этнических взаимодействий наблюдаются тенденции к более высокой фрустрированности на депривирующие другие этносы такие, как повышение агрессивного типа поведения по отношению к сверстникам (50% в каждой из групп) и повышение неадекватной лояльности по отношению к взрослым (80% в экспериментальной группе и 70% в контрольной группе). Следует подчеркнуть, что дошкольники и экспериментальной, и контрольной группы имеют низкие уровни когнитивного и аффективного показателей психологической адаптации.
Исследование толерантности как «психофизиологической устойчивости личности» (методика С.Розенцвейга) выявило, что в обеих группах (60% - в экспериментальной группе и 45% - в контрольной группе) преобладают экстрапуни-тивные, препятственно-доминантные тип и направленность поведения. Анализ такого аспекта толерантности как «интегральная характеристика личности» (методика О.А.Овсянниковой) показал, что 85% испытуемых, как в экспериментальной, так и в контрольной группе, имеют относительно низкий и низкий уровни толерантного отношения к сверстникам.
Изучив данные методики Е.Клепцовой по выявлению такой составляющей толерантности как «социально-психологическая устойчивость», мы увидели, что в каждой из обследуемых групп наблюдается высокий процент интолерантных детей с преобладанием нетерпимого отношения (30% ребят экспериментальной группы и 37% детей контрольной группы). Следовательно, и в контрольной, и в экспериментальной группе наблюдается равный процент детей, которые нуждаются в проведении психопофилактической или психокоррекционной работы. Анализ результатов, полученных в процессе проведения экспериментального исследования показал, что в компонентах психологической адаптации таких как
состояние психологического здоровья, этнической идентичности и толерантности произошли более существенные и значимые позитивные изменения в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой. Говоря о психологическом здоровье, следует отметить, что в экспериментальной группе у ребят снизился высокий уровень тревожности на 30%, в контрольной группе - на 15%. Низкий уровень тревожности повысился на 25% в экспериментальной группе, а в контрольной группе ребята с таким уровнем не были выявлены. При изучении ценностного показателя психологической адаптации мы выявили снижение на 25% уровня неадекватно завышенной самооценки у детей в экспериментальной группе, у дошкольников контрольной группы на 5%. На 5% в каждой группе сократилось количество ребят, имеющих заниженную самооценку.
В экспериментальной группе детей, количество детей, имеющих негативное эмоциональное состояние в группе детского сада снизилось на 30%, а в контрольной - лишь на 5%. Процент детей, имеющих благоприятное эмоциональное состояние увеличился на 45% в экспериментальной группе и на 5% в контрольной группе. Неудовлетворённость своим статусным положением в коллективе у детей из экспериментальной группы снизилась на 40%, а у ребят из контрольной группы только на 5%. Анализ полученных данных позволил нам выявить у детей в экспериментальной группе положительную динамику в улучшении состояния психологического здоровья, а в контрольной группе большинство дошкольников по-прежнему имеет много признаков нарушения психологического здоровья.
При изучении этнической идентичности и когнитивного показателя психологической адаптации мы обнаружили, что после внедрения экспериментальной программы уровень этнической осведомлённости у ребят экспериментальной группы значительно вырос. А повторное исследование в контрольной группе показало, что дети по-прежнему мало знают о национальностях - своей и чужих, их истории и традициях, психологических особенностях и различиях между ними, что свидетельствует о плохой этнической осведомлённости этих дошкольников. Многие ребята в экспериментальной группе после проведённой с ними работы стали использовать этнический «ярлык», могут себе дать правильный этноним. Количество таких ребят увеличилось на 50% в контрольной группе и на 15% - в контрольной. Идентифицировать людей своей национальности по внешности в экспериментальной группе смогли на 25% больше детей, в контрольной группе - на 15%, чем в процессе констатирующего эксперимента. Всё это указывает
на то, что большинство детей контрольной группы испытывает затруднения с этнической самоидентификацией, а в экспериментальной группе количество таких детей значительно снизилось.
Говоря об этнической идентичности и в частности об аффективном показателе психологической адаптации, следует отметить позитивные изменения в экспериментальной группе: на 30% сократилось число дошкольников сделавших выбор в пользу другой национальности. В контрольной же группе их число уменьшилось лишь на 5%. Это говорит о том, что существенных изменений в контрольной группе не произошло и у большинства детей можно прогнозировать заниженную самооценку, непринятие себя и своей этнической группы, то есть нарушения этнической идентичности.
В ситуации этнического взаимодействия при повторной диагностике были выявлены такие тенденции в реагировании на ситуацию фруст-рированности другими этносами у ребят экспериментальной группы такие как повышение адекватно-лояльного типа поведения (по отношению к сверстникам - на 40%, по отношению к взрослым - на 60%). Уровень неадекватной лояльности по отношению к взрослым снизился на 40%, а уровень агрессивности по отношению к сверстникам - на 25%. Следует подчеркнуть, что дошкольники контрольной группы имеют низкие уровни когнитивного и аффективного показателей психологической адаптации тогда как в экспериментальной группе эти показатели стали значительно выше.
Повторное исследование толерантности как «психофизиологической устойчивости личности» (методика С.Розенцвейга) выявило, что в экспериментальной группе преобладают экстрапуни-тивные, необходимо-упорствующие и интрапуни-тивные, необходимо-упорствующие типы и направленность реакции. На 40% сократился в данной группе экстрапунитивный, препятствен-но-доминантный тип и направленность поведения. В контрольной же группе преобладает экс-трапунитивный, препятственно-доминантный тип и направленность реакции, а экстрапунитивные, необходимо-упорствующие тип и направленность повендения повысился лишь на 5%. Всё это говорит о том, что в экспериментальной группе дети стремятся к разрешению фрустрирующей ситуации и готовы сами взяться за её разрешение открыто признавая свою вину. В контрольной же группе дети фиксируются на препятствии, на ситуации, которая их беспокоит и досаждает и не стремятся каким-либо способом её разрешить. Анализ такого аспекта толерантности как «интегральная характеристика личности» (методика О.А.Овсянниковой) показал, что в экспериментальной группе большинство детей
имеют высокий и средний уровни толерантного отношения к сверстникам, а в контрольной группе доминирует относительно низкий уровень толерантности.
Изучив данные методики Е.Клепцовой по выявлению такой составляющей толерантности как «социально-психологическая устойчивость» после проведённой экспериментальной работы, мы увидели, что в экспериментальной группе процент интолерантных детей с преобладанием нетерпимого отношения снизился в среднем на 16%, а в контрольной группе только на 3%.
Процент ребят, которые умеют сдерживаться, понимать состояние другого (радость, боль, агрессия), искать выход из трудной ситуации в учебной, игровой деятельности и т.д. значительно вырос в экспериментальной группе (от 9% до25%), а в контрольной группе процент таких детей увеличился максимально до 7%. Таким образом, результаты экспериментального исследования подтверждают эффективность предложенной программы тренинговых занятий «Психологическая адаптация детей старшего дошкольного возраста к условиям чужой культуры».
PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN TO POLYCULTURAL ENVIRONMENT
© 2011 T.V.Fadeeva, V.M.Miniyarov Volga Region State Social Humanitarian Academy
The article proves it necessary to adapt children of senior preschool age to polycultural environment. The author presents a training program devoted to the formation of psychological adaptation of children of senior preschool age to polycultural environment and analyses the information on basic components of psychological adaptation development before and after the research on the program, the data being obtained with the help of specific methods chosen by the author.
Keywords: psychological adaptation, ethnic identity, the polycultural environment, psychological training, tolerance, psychological health.
Tatyana Vasilyevna Fadeeva, Psychologist, Municipal preschool educational institution -Kindergarten №50 «Blue Bird». Togliatti, Post-graduate student, Psychology of education department. E-mail: Tatfadeeva 1981 @yandex. ru Valery Maksimovich Miniyarov, Doctor of Pedagogical Science, Professor, Head of the Psychology of Education Department. E-mail: vminiyarov@mail. ru