Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ 12-13 ЛЕТ К СОРЕВНОВАНИЯМ ПО ТАНЦЕВАЛЬНОМУ СПОРТУ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ 12-13 ЛЕТ К СОРЕВНОВАНИЯМ ПО ТАНЦЕВАЛЬНОМУ СПОРТУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ СПОРТ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жигайлова Л.В., Береславская Н.В., Кузьменко В.А., Жигайлов Ф.Ю.

Требования к соревновательным программам с учетом современных тенденций развития в танцевальном спорте, повышенная конкуренция, выступления на соревнованиях - важный компонент в системе подготовки спортсменов. Поэтому психологическая подготовка танцевальных пар, формирование психоэмоцональной устойчивости выступает как один из способов повышения результативности, а особенно у подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жигайлова Л.В., Береславская Н.В., Кузьменко В.А., Жигайлов Ф.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PSYCHOEMOTIONAL STABILITY OF ADOLESCENTS 12-13 YEARS OLD TO COMPETITION IN DANCE SPORT

Requirements for competitive programs, taking into account modern development trends in dance sports, increased competition, performances at competitions are an important component in the system of training athletes. Therefore, the psychological preparation of dance couples, the formation of psycho-emotional stability is one of the ways to improve performance, especially among adolescents.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ 12-13 ЛЕТ К СОРЕВНОВАНИЯМ ПО ТАНЦЕВАЛЬНОМУ СПОРТУ»

использование физических упражнений, направленных на развитие и совершенствование физической подготовленности, то есть развитие физических качеств, для дальнейшего сохранение сил.

В процессе двигательной деятельности необходимо решать задачи, связанные с анатомо-физиологическими, эстетическими, нравственными воздействиями на учащихся, должны удовлетворяться многообразные расширяющиеся потребности обучающихся. Список использованной литературы:

1. Горская, Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: учебное пособие / Г.Б. Горская. - Краснодар: КГУФКСТ, 2008. - 220 с.

2. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2006. - 512 с.

3. Чирков, В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция / В.И. Чирков // Вопросы психологии, 1997. - №3. - С. 102-109.

© Жигайлова Л.В., Береславская Н.В., Кузьменко В. А., Жигайлов Ф.Ю., 2021

УДК 796.01:159.9+793.3

Л.В. Жигайлова, канд. пед. наук, доцент Н.В. Береславская, канд. пед. наук, доцент В.А. Кузьменко, преподаватель Ф.Ю. Жигайлов, студент

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ 12-13 ЛЕТ К СОРЕВНОВАНИЯМ ПО ТАНЦЕВАЛЬНОМУ СПОРТУ

Аннотация

Требования к соревновательным программам с учетом современных тенденций развития в танцевальном спорте, повышенная конкуренция, выступления на соревнованиях - важный компонент в системе подготовки спортсменов. Поэтому психологическая подготовка танцевальных пар, формирование психоэмоцональной устойчивости выступает как один из способов повышения результативности, а особенно у подростков.

Ключевые слова:

Танцевальный спорт, психоэмоциональная устойчивость.

L.V. Zhigailova

Cand. ped. Sciences, Associate Professor N.V. Bereslavskaya Cand. ped. Sciences, Associate Professor V.A. Kuzmenko teacher

F.Yu. Zhigailov

student

FORMATION OF PSYCHOEMOTIONAL STABILITY OF ADOLESCENTS 12-13 YEARS OLD TO

COMPETITION IN DANCE SPORT

Аnnotation

Requirements for competitive programs, taking into account modern development trends in dance sports,

increased competition, performances at competitions are an important component in the system of training athletes. Therefore, the psychological preparation of dance couples, the formation of psycho-emotional stability is one of the ways to improve performance, especially among adolescents.

Keywords: Dance sports, psycho-emotional stability.

Танцевальный спорт - это спорт сложный и многогранный в системе подготовки пары к конкурсным выступлениям. Выполнение технически сложных элементов, требует от спортсмена выполнения в условиях тренировочных занятий заданий физической подготовки, что требует при подготовке к соревнованиям уделять внимание психологической подготовке для формирования психоэмоциональной устойчивости [1].

Изучая эмоциональные переживания во время соревнований по танцевальному спорту у подростков 12-13 лет при использовании опросника «Эмоциональный интеллект» Н. Холла, было выявлено, что не умеют управлять своими эмоциями 90% подростков, у 65% - несформированный эмоциональный интеллект, у 52% низкая эмпатия, 45% опрошенных не распознают эмоции других людей, самомотивация -38% (рис. 1).

Самомотивация Распознавание эмоций других людей

Эмпатия

Эмоциональный интеллект Управление своими эмоциями\

20

40

60

80

100

0

□ высокое (%) □ среднее (%) □ низкое (%)

Рисунок 1 - Эмоциональные переживания подростков 12-13 лет по опроснику Н. Холла

Результаты обследования говорят о том, что у подростков 12-13 лет еще не сформирована эмоциональная устойчивость, а в связи с этим и искаженная, неадекватная переработка информации, искаженное восприятие окружающих, что говорит о психофизиологических особенностях подростков.

В ходе анкетирования почти все спортсмены отметили основной чертой хорошего тренера - наличие педагогического таланта, характеризуемого как стиль руководства.

Выполнение соревновательных программ в танцевальном спорте - работа в паре, и поэтому приходится добиваться взаимопонимания как личностного, так и танцевального. Эти препятствия создаются личным мировосприятием каждого из партнеров, их взглядами на то, какова должна быть их пара, как должны быть распределены их роли и в танце, и в тренировочном процессе [2].

Одним из особенностей многолетней работы с одним партнером является взаимная зависимость, на которой многие партнеры и партнерши используют самые разные средства, и могут танцоры думать не столько о танце, сколько о своих внутренних, «внутрипарных» противостояниях, что сказывается на эмоциональном состоянии и результатах выступления.

Учитывая то, что работа в спортивных танцах - это дуэтный танец, значит должны быть взаимопонимание, взаимодополнение и взаимоподдержка в паре [2, 3].

На вопрос: «Как часто вы ссоритесь на занятии?» спортсмены 12-13 лет оветили: 21,1% юношей и 5,4% девочек ответили редко, неоднократно - соответственно 42,2% и 63,1%, через занятие - 36,8% юношей и 31,5% девочек (рис. 2).

-

международный научный журнал «символ науки»

issn 2410-700x

№ 7 /2021

Юноши Даючкл

Рисунок 2 - Частота ссор между танцорами на тренировочных занятиях

Причины конфликтов могут скрываться в самых разных моментах, сопутствующих выполнении танцевальных программ и общению партнера и партнерши (рис. 3).

"Звездная болезнь" Рисунок 3 - Причины ссор между танцорами

Вот основные из них - «Звездная болезнь» одного из партнеров (42,1% до 47,4%). Комплекс неполноценности: спортивной несостоятельности (42,1%), финансовой несостоятельности (31,5%-42,1%) одного из партнеров. А бывает, и обоих. Разница в танцевальном уровне партнеров. На рабочие моменты (100%) указывает каждый из танцоров-партнеров.

Таким образом, основными причинами по которым не могут выступать танцевальные пары, так и не добившиеся дуэтности, стабильности карьеры, станцованности в своем танце и танцевальной судьбы - это увлеченность своей собственной персоной, влюбленность в себя, как в личность, как в танцора. В возрасте 12-13 лет занимающиеся не могут понять природу конфликтов и природу поведения своей «второй половины» и нежелание этого делать, что сказывается на эмоциональном состоянии. Отсюда и происходят абсолютно все танцевальные конфликты, каждый уверен в своей собственной уникальности, и как танцора, и как личности, не дорожит ни сотрудничеством с ней, ни уже сложившимися отношениями.

Список использованной литературы:

1. Горская, Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: учебное пособие / Г.Б. Горская. - Краснодар: КГУФКСТ, 2008. - 220 с.

2. Лысакова, А.Н. Психологические особенности спортивно-танцевальной деятельности / А.Н. Лысакова, М.С. Новицкая // Вестник Университета. - 2014. - № 2. - С. 254.

3. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2003. - 456 с.

© Жигайлова Л.В., Береславская Н.В.,

-( >0> )-

Кузьменко В.А., Жигайлов Ф.Ю., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.