5. Ташлыков В.А. Личностные механизмы совладания (копинг - поведение) и защиты у больных неврозами в процессе психотерапии // Медико-психологические аспекты охраны психического здоровья. -Томск, 1990. - С. 60-61.
6. Удова О.В. Особенности и коррекция взаимоотношений в ситуации принятия - непринятия ребенка родителем: автореф. дисс. канд...псх...наук. - Иркутск, 2005. - 20 с.
Психология
УДК 37.015.3, 159.222
инженер отделения технического надзора Гущин Александр Михайлович
ФГКУ «2 Центр заказчика застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Ростов-на-Дону);
кандидат психологических наук Дьячков Алексей Анатольевич
ФГКВОУ ВО «Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург); аспирант кафедры социологии и психологии Карташов Андрей Викторович
ФГБОУ ВО "Нижегородский институт управления - Российская академия народного хозяйства при президенте Российской Федерации" (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ РОСГВАРДИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА
Аннотация. Статья посвящена изучению актуальной проблемы формирования психической устойчивости будущих офицеров новой для государства структуры - Росгвардии. Обосновывается актуальность выбранной проблемы и влияние ее на жизнь Российского общества в целом. Рассмотрены требования к психологическим качествам военнослужащих за рубежом. Представлены источники формирования психической устойчивости будущих офицеров Росгвардии при решении профессиональных задач и факторы, оказывающие них влияние. В соответствии с представленным материалом сделан логический вывод.
Ключевые слова: психическая устойчивость, будущие офицеры, Росгвардия, источники психической устойчивости, факторы формирования психической устойчивости.
Annоtation. The article is devoted to the study of the actual problem of the formation of the mental stability of future officers of a new structure for the state - Rosgvardia. The relevance of the chosen problem and its influence on the life of Russian society as a whole are substantiated. Considered requirements for the psychological qualities of military personnel abroad. The sources of formation of the mental stability of future officers of the Russian Guard under the solution of professional tasks and the factors influencing them are presented. In accordance with the material presented, a logical conclusion was made.
Keywords: mental stability, future officers, Rosgvardiya, sources of mental stability, factors in the formation of mental stability.
Введение. Вопросы формирования профессиональной психической устойчивости военнослужащих является достаточно хорошо изученным. Это обусловлено тем, что военная служба вид деятельности весьма специфический, связанный с большим воздействием на психику различных стрессов и психотравмирующих факторов, а также тем, что само предназначение военного человека - вооруженная защита государства, общества и граждан своей Родины является фактором, обуславливающим проявления неустойчивости эмоционально-волевого компонента сознания. Психическая неустойчивость как противоположность устойчивости может принести колоссальные потери и привести к срыву поставленной задачи или отвлечет на себя лишние ресурсы или личный состав. С древнейших времен формированию эмоциональной готовности военнослужащих к выполнению боевых задач в системе воинской подготовки отводилось заметное место, что не осталось без внимания выдающихся отечественных и зарубежных полководцев. Более того, именно благодаря духу, психическому настрою и моральной выдержке русские солдаты выполняли заведомо невыполнимые задачи и побеждали врага в бою [1].
Жизненно важна проблема формирования стрессоустойчивости в военной среде. В экстремальных условиях нарушается обычный режим работы и отдых, психические и другие напряжения превышают допустимые нормы, результатом которых является усталость, нервное истощение. От способности противостоять этим факторам, своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям зависят не только от качество и эффективность военной службы и ведения боевых действий, но и психическое здоровье, и профессиональное долголетие военнослужащего.
Изложение основного материала статьи. В наши дни особую актуальность приобретает формирование психической устойчивости будущих офицеров Росгвардии. Данная задача продиктована тем обстоятельством, что страны, негативно относящиеся к нашему государству не готовы к открытому вооруженному противостоянию, таковое исключает наличие на вооружении ядерных боеприпасов, действия переходят в политико психическую плоскость и направлены на дестабилизацию обстановки внутри страны. Как показали события на Украине, проведение стратегии «Цветной революции» одно из популярных средств достижения целей на чужой территории. При этом основной силовой составляющей, готовой противостоять инициированному из-за рубежа протестному движению становятся войска Росгвардии. Выполняя возложенные на войска национальной гвардии задач, офицер сталкивается с дополнительными психологическими трудностями, связанными с тем, что ему приходиться противостоять гражданам Российской Федерации, которые не только совершают противоправные действия, но и могут оказывать моральное давление на офицера и его психику [5]. Принять то, что эти граждане могут действовать в ущерб своей стране, очень сложная психологическая задача, поскольку сам гражданин будет убеждать военнослужащего в обратном, на понятном для него языке.
Факторы, способствующие возникновению напряжения психической устойчивости, могут носить объективный и субъективный характер [4]:
- эмоционально-когнитивные факторы (факторы, вызвавшие недостаток информации, негативный прогноз, чувство беспомощности и т.д.);
- чрезмерное напряжение, превышающее адаптивную способность организма;
- продолжительный стресс, приводящий к истощению ресурса адаптации.
К рассмотрению формирования психической устойчивости будущих офицеров Росгвардии при выполнении профессиональных задач именно как психолого-педагогической проблемы нас наталкивают эмпирические данные и теоретические обобщения, которые указывают на то, что в современных условиях психическую устойчивость не всегда возможно сформировать в стенах военного вуза. Ее формирование зависит от многих социокультурных, организационных, бытовых, материально-технических, субъектных и иных формирующих факторов [7]. Однако, современные условия образования ставят в тупик педагогов, воспитателей пытающихся выполнить задачу по формированию интересующих качеств [6].
В зарубежных армиях к этому подход следующий. Военная служба в настоящее время подвергается оценке жесткими критериями к психологическим качествам военнослужащих, имеющих возможность противостоять оказанию мощного психологического воздействия на комбатантов. В боевых условиях функцию обеспечения психической устойчивости выполняют командиры и специалисты по психическому здоровью [2].
Психическая устойчивость военнослужащего определяется наличием у него следующих основных личностных образований:
а) развитые когнитивные возможности, которые обеспечат поиск и нахождение решений возникающих проблем;
б) обученность военнослужащего эффективному противодействию стрессогенным факторам;
в) наличие хорошо налаженного контакта с семьей, друзьями и близкими, возможность воспользоваться их помощью в конкретный момент времени;
г) развитая система ценностных ориентаций на военную службу;
д) высокая физическая выносливость [3].
Показателем, отражающим результаты обучения и воспитания и взаимодействия с окружающей средой является психическая устойчивость. Ценным является то, что данный психологический феномен позволяет человеку сохранять основные необходимые характеристики в условиях стресса или сложной ситуации. Психическая устойчивость позволяет человеку противостоять жизненным трудностям, отрицательному давлению обстоятельств и стрессов, поддерживать здоровье и работоспособность в различных ситуациях [8].
По нашему мнению, прежде чем рассмотреть данные факторы необходимо сначала установить, что является источниками формирования психической устойчивости. Рассмотрим их более тщательно.
Источниками формирования психической устойчивости будущих офицеров Росгвардии при решении профессиональных задач являются:
- виды деятельности и потенциалы личности курсанта (познавательный, преобразовательный, ценностно-ориентационный, художественный, коммуникативный);
- социальное происхождение и сформированность профессиональных качеств;
- субъектность будущего офицера;
- общественная и государственная потребность, формируемая как стихийно, так и в форме социального заказа;
- содержание образования.
Приступая к формированию психической устойчивости необходимо подвергать тщательному анализу следующие факторные направления:
1) требования к событию;
2) стресс и совладание;
3) индивидуальные факторы;
4) организационные факторы;
5) результат [2].
Непосредственное влияние на формирование психической устойчивости будущих офицеров оказывают следующие факторы:
- адаптационный потенциал с одной стороны военной среды с другой личности курсанта;
- особенности образовательной деятельности в военной образовательной организации высшего образования;
- специфика традиций, ценностей, воинских ритуалов и повседневной деятельности;
- конструирование в системе подготовки курсантов преднамеренных и непреднамеренных экстремальных ситуаций;
- высокий уровень психологической сложности военной службы и специфики выполняемых задач;
- обучение совпадает с периодом взросления и основным этапом формирования личности;
- ценностный конфликт субъектов военного образования, в структуру которого входят ценности курсанта и ценности военной службы, закрепленные в нормативных документах, традициях и воинских ритуалах, плюральность которых формирует конфликт;
- недостаточный уровень психологической подготовленности вчерашнего школьника к выполнению обязанностей военной службы и военно-педагогическому процессу.
К средствам, с помощью которых возможно формирование психической устойчивости будущих офицеров является:
- занятия в рамках основной образовательной программы (физическая подготовка, общевоинские уставы, правоохранительные органы, медицинская подготовка, огневая подготовка, строевая подготовка, радиационная, химическая и биологическая защита, инженерная подготовка);
- стажировки, выезды в учебный центр, участие в учениях;
- специальный модуль в рамках морально-психологической подготовки;
- учебники и учебные пособие, средства наглядности, электронная образовательная среда;
- профессиональная ориентация и профессиональный психологический отбор;
- факультативные учебные дисциплины, обогащение их различными темами занятий и модулями;
- готовность и способность командиров подразделений, офицеров органов по работе с личным составом и преподавателей к формированию психической готовности будущих офицеров в повседневной деятельности и учебных занятиях;
- воздействие воинского коллектива (преднамеренное и непреднамеренное).
К особой группе следует отнести комплекс, в который включаются методы и упражнения самоконтроля, направленных на устранение нейро - психологического стресса [8]. Основной упор в этих методиках делается на возможности использования самогипноза для достижения максимальных результатов вследствие полного использования потенциала человека, мотивационного настроя военнослужащего, привлечения физиологических механизмов успокоения вследствие правильного дыхания. Коме того эффективность показывают определенные физические упражнения.
Выводы. В настоящих условиях имеется увеличивающаяся потребность в изучении психологической устойчивости профессионала как его способности управлять своим эмоциональным состоянием, избирательно относиться к внешним влияниям, сопоставлять мнение и поступки других людей, свои поступки с устоявшимися нормами, оптимально организовывать свое поведение в трудных ситуациях профессионального взаимодействия. Для планомерного и поэтапного построения процесса формирования психической устойчивости необходимо качественно изучить и рационально применять систему факторов, оказывающих влияние на формирование искомого феномена.
Литература:
1. Дарвиш О.Б., Психологические особенности проявления стрессоустойчивости личности в экстремальных ситуациях. Электронный журнал «Психологическая наука и образование»., www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885, 2012, № 1. - С. 1-13.
2. Караяни А.Г. «Психическая устойчивость: прочность или гибкость?»: рецензия на книгу «Формирование психологической устойчивости у военнослужащих» // Национальный психологический журнал. 2016. - № 4 (24). - С. 72-75.
3. Караяни А.Г. Превентивно-адаптивные» технологии в психологической подготовке военнослужащих // Юридическая психология. - 2015. - № 3. - С. 11-15.
4. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1982. - 124 с.
5. Скворцов И.М., Наумов П.Ю., Дьячков А.А. Основания формирования профессиональной субъектности будущих офицеров [Текст] / И.М. Скворцов, П.Ю. Наумов, А.А. Дьячков // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика сборник научных статей по материалам IX Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. 2018. - С. 113-116.
6. Слободчиков В.И. Гуманитарно-политический кризис отечественного образования [Текст] / В.И. Слободчиков // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 1 (41). - С. 10-14.
7. Смирнов Д.В., Дьячков А.А. Эмпирическое исследование эффективности комплекса условий, средств и программы развития профессиональной психологической пригодности будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза / Д.В. Смирнов, А.А. Дьячков // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. 2017. № 8. - С. 2546.
8. Фадеев О. В. Формирование психологической устойчивости средствами физической подготовки // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 239-241. — URL https://moluch.ru/archive/66/11077/ (дата обращения: 20.08.2019).
Психология
УДК 159.9
учащаяся магистратуры по направлению «Психология»,
профиль «Практическая психология» Егорова Светлана Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород); доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и клинической психологии Семенова Лидия Эдуардовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ (г. Нижний Новгород)
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН С
РАЗНОЙ КАРЬЕРНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ
Аннотация. В статье представлены результаты пилотного исследования, посвященного изучению некоторых психологических особенностей женщин с разной карьерной ориентацией. Предметом сравнительного анализа в нем выступили основные структурные компоненты и общий уровень психологического благополучия, а также такие личностные характеристики, как толерантность к неопределенности и степень выраженности макиавеллизма. Установлен факт специфики проявления психологического благополучия у женщин с разной карьерной ориентацией и, напротив, отсутствия статистически значимых различий по изучаемым личностным характеристикам.
Ключевые слова: карьерная ориентация, женщины, психологическое благополучие, макиавеллизм, толерантность к неопределенности.
Annotation. The article presents the results of a pilot study devoted to the study of some psychological characteristics of women with different career orientations. The subject of comparative analysis in it was the main structural components and the overall level of psychological well-being, as well as personal characteristics such as tolerance to uncertainty and the degree of machiavellianism. The fact of specificity of manifestation of psychological well-being at women with different career orientation and, on the contrary, absence of statistically significant differences on the studied personal characteristics is established.
Keywords: career orientation, women, psychological well-being, machiavellianism, tolerance for uncertainty.
Введение. В современном российском обществе многие женщины наравне с мужчинами делают карьеру. Однако общественное мнение по-прежнему приписывает им в качестве значимых совершенно другие роли - семейные, что нередко приводит к ролевым и внутренним конфликтам, возникновению экзистенциального кризиса в отношении своего предназначения и, как следствие, к ощущению неудовлетворенности собой и своей жизнью [3; 4 и др.]. Соответственно весьма актуальной становится проблема психологического благополучия и личностных особенностей женщин с разной карьерной ориентацией.
Изложение основного материала статьи. В ряде современных исследований авторами констатируется факт того, что высокая динамичность и нестабильность жизни в эпоху перемен негативно сказывается на психологическом благополучии личности [11; 14 и др.]. При этом утверждается, что особую группу риска для становления психологического благополучия составляют люди, чей образ жизни и личные предпочтения расходится с устоявшимися нормами и традициями [1; 2; 9 и др.]. К числу таких людей относятся женщины с высокими карьерными притязаниями и системой ценностей профессиональной самореализации, чье положение и самочувствие отягощается наличием в нашем обществе сексистских предубеждений и дискриминационной практики [12].
С другой стороны известно, что одним из значимых факторов карьерного успеха являются личностные предпосылки, т.е. определенные личностные характеристики. В частности, с точки зрения Г.Уикл, речь в данном случае может идти о следующих чертах и навыках: адаптивность к различным ситуациям; высокая активность; готовность действовать в социальной среде; настойчивость; решительность; уверенность в себе; ориентация на достижения; устойчивость к стрессу; стремление брать на себя ответственность и некоторые другие [цит. по: 10].
Как можно видеть, в выше приведенный список попадают несколько характеристик, которые также входят и в структуру психологического благополучия по К.Рифф, представленную шестью основными компонентами: позитивные отношения с другими людьми, личностная автономия, управление средой, личностный рост, целенаправленность жизни и самопринятие [15]. А значит, карьерные притязания и психологическое благополучие личности имеют реальные точки соприкосновения.
В то же время, на наш взгляд, к числу важных личностных ресурсов современной женщины, ориентированной на карьерный успех, следует отнести толерантность к неопределенности, под которой принято понимать способность чувствовать себя вполне комфортно в условиях постоянной изменчивости ситуации, отсутствия устойчивых ориентиров, дефицита информации (или наличия противоречивой информации) и невозможности применения устоявшихся клише или готовых решений, а также отсутствия возможности контролировать происходящее [8 и др.].
Кроме того, особый интерес, с нашей точки зрения, представляет такой личностный ресурс ориентированных на карьеру женщин как степень выраженности макиавеллизма или склонности к осознанной манипуляции другими людьми с целью достижения собственной выгоды [5; 6 и др.].
Заметим, что в одном из своих предыдущих исследований мы уже осуществляли анализ психологического благополучия и таких личностных характеристик, как толерантность к неопределенности и макиавеллизм у студентов - будущих психологов в сравнении с уже практикующими психологами и студентами других направлений подготовки [13]. Однако что касается специфики проявления основных структурных компонентов и общего уровня психологического благополучия, а также выше обозначенных личностных ресурсов у женщин с разной карьерной ориентацией, то подобного рода информация в научной литературе до сих пор остается практически не освещенной. Именно этим фактом и определяется актуальность проведенного нами исследования, в ходе которого осуществлялась проверка следующих гипотез:
1. Психологическое благополучие женщин с разной карьерной ориентацией будет иметь свою специфику как по количественным, так и по качественным (содержательным) характеристикам, в частности, у женщин, ориентированных на успех в карьере, в отличие от их сверстниц, не ориентированных на карьеру, будут наблюдаться более высокие показатели, как по большинству основных компонентов, так и по общему уровню психологического благополучия.
2. Карьерно ориентированные женщины будут характеризоваться более низкой степенью выраженности макиавеллизма и более высокими показателями толерантности к неопределенности по сравнению с женщинами, не ориентированными на карьеру.
Для проверки обозначенных гипотез нами были использованы три методики: опросник «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф в модификации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко; опросник «Шкала макиавеллизма личности - Мак-шкала» Р. Кристи и Ф. Гейс; «Шкала толерантности к неопределенности» Д. МакЛейна в адаптации Е.Г. Луковицкой.
В нашем исследовании принимали участие женщины в возрасте от 22 до 60 лет в количестве 40 человек; из них 18 ориентированных на карьеру и 22 не ориентированных на карьеру.
Поясним, что в рамках данной статьи процедуру определения карьерной ориентации испытуемых мы не описываем.
Используя логику пошагового анализа, кратко изложим полученные результаты.
Для начала обратимся к данным таблицы 1, где представлены результаты сравнительного анализа относительно особенностей проявления основных структурных компонентов и общего уровня психологического благополучия у женщин с разной карьерной ориентацией.
Основные структурные компоненты и общий уровень психологического благополучия женщин с
разной карьерной ориентацией
Составляющие психологического благополучия Испытуемые ^критерий Стъюдента
Женщины, ориентированные на карьеру Женщины, не ориентированные на карьеру
х±: х±--
Позитивные отношения с другими 36,7 ± 9,5 68,7 ± 11,7 9,55 (р<0,001)
Автономия 58,61 10,5 37,8+ 5,1 7,70 (р<0,001)
Управление окружением 46,8 ± 5,1 52,3 ± 11,7 1,99
Личностный рост 57,6+ 8,3 39,3+ 6,7 7,56 (р<0,001)
Цели в жизни 61,5 ± 11,7 44,3 ± 5,7 5,73 (р<0,001)
Самопринятие 64,91 13,5 47,6+ 9,4 4,60 (р<0,001)
Общий уровень 326,1+ 36,4 290 ± 34,7 3,19 (р<0,01)
Итак, как следует из таблицы 1, в структуре психологического благополучия женщин, ориентированных на карьеру, наиболее высокие показатели отмечаются по таким компонентам, как самопринятие (Х=64,9; 8=13,5) и целенаправленность жизни (Х=61,5; 8=11,7), тогда как самые низкие - по параметрам управления окружением (Х=46,8; 8=5,1) и позитивных отношений с другими людьми (Х=36,7; 8=9,5). Другими словами, эти женщины имеют четко осмысленные жизненные цели, уверены в себе, однако в то же время полагают, что недостаточно успешно решают свои повседневные задачи и испытывают трудности во взаимоотношениях с другими людьми, что, на наш взгляд, может косвенно свидетельствовать о социальном непринятии женщин, делающих карьеру, и их социальной дистанцированности от окружающих.
Что же касается испытуемых другой группы - женщин, не ориентированных на карьеру, то, согласно полученным в нашем исследовании результатам, у них обнаружена совершенно иная тенденция, при которой самые высокие показатели в структуре психологического благополучия наблюдаются по параметру конструктивных межличностных отношений с социальным окружением (Х=68,7; 8=11,7), тогда как по всем остальным структурным компонентам зафиксированы гораздо более низкие показатели, и особенно в плане личностной автономии (Х=37,8; 8=5,1) и возможности саморазвития (Х=39,3; 8=6,7). Выходит, что отсутствие ярко выраженных карьерных притязаний делает женщину более уверенной в своих социальных контактах, в том числе способности выстраивать близкие доверительные отношения с другими людьми, проявлять в их адрес заботу и эмпатию. Заметим, что именно такие качества входят в традиционный стереотип женственности и приписываются «настоящей» женщине, что в свою очередь позволяет относить компетентность в сфере межличностных отношений к базовым константам женской идентичности [7].
Вместе с тем, по итогам сравнительного анализа, как мы и предполагали, по абсолютному большинству структурных компонентов психологического благополучия, равно как и по его общему уровню были констатированы статистически значимые различия в пользу женщин, ориентированных на карьеру. Исключение здесь составили только два параметра, а именно: управление средой, по которому достоверно значимые различия отсутствовали, и позитивные отношения с другими, по которому статистически значимые различия были выявлены в пользу женщин, не ориентированных на карьеру. А значит, наша первая гипотеза полностью подтвердилась.
Таким образом, как показало наше исследование, ориентированные на успех в карьере женщины в отличие от своих сверстниц, не ориентированных на карьеру, обладают гораздо большей самостоятельностью и независимостью, намного чаще признают наличие у себя осмысленных целей и субъективных переживаний личностного роста, а также демонстрируют более ярко выраженное позитивное самоотношение, что в целом позволяет считать их психологически более благополучными, нежели женщин без карьерной ориентации.
Далее обратимся к результатам изучения личностных особенностей женщин с разной карьерной ориентацией, и в частности, степени выраженности у них макиавеллизма и толерантности к неопределенности. Все полученные в этом плане данные нашли свое отражение в таблице 2.
Личностные особенности женщин с разной карьерной ориентацией
Испытуемые Уровень макиавеллизма (кол. / %) Уровень толерантности к неопределенности (кол. / %)
высокий низкий высокий низкий
Женщины, ориентированные на карьеру 10 / 56% 8 / 44% 11 / 62% 7 / 38%
Женщины, не ориентированные на карьеру 15/68% 7 / 32% 10 / 45% 12 / 55%
ф-критерий Фишера 0,78 1,08
Как показало наше исследование, у большинства испытуемых был констатирован высокий уровень макиавеллизма, свидетельствующий об их склонности к манипулированию другими людьми. Так, в группе женщин, ориентированных на карьеру, высокая степень выраженности макиавеллизма оказалась характерна для 56% испытуемых, тогда как в группе женщин, не ориентированных на карьеру, - вообще для 68%. При этом отсутствие статистически значимых различий позволяет говорить о том, что склонность к использованию других людей в своих интересах оказывается мало зависимой от карьерных притязаний женщин.
Во многом аналогичную тенденцию мы находим и в отношении толерантности к неопределенности, высокие показатели которой, как мы и предполагали, хотя и встречаются чаще у женщин, ориентированных на карьеру (62%), в отличие от их сверстниц без карьерной ориентации (45%), однако и в этом случае не достигают уровня статистически значимых различий. А значит, данную личностную характеристику будет некорректным считать отличительной особенностью карьерно ориентированных женщин.
Иными словами, наша вторая гипотеза не нашла своего подтверждения.
Выводы. В целом, резюмируя полученные в нашем исследовании результаты, мы может сделать заключение о том, что психологически более благополучными являются женщины, ориентированные на карьеру, хотя их личностные ресурсы в плане толерантности к неопределенности и степени выраженности макиавеллизма мало отличаются от таковых у женщин без карьерной ориентации. Однако, поскольку наше исследование носило пилотный характер с ограниченным числом испытуемых, мы вполне допускаем, что выявленные в нем тенденции могут носить только предварительный характер, и потому полагаем, что для более убедительных выводов необходимы дальнейшие исследования с привлечением гораздо большего количества испытуемых.
Литература:
1. Бем С.Л. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов [Текст] / С. Бем. -М.: РОССПЭН, 2004. - 336 с.
2. Берн Ш. Гендерная психология [Текст] / Ш.Берн. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 320 с.
3. Бучацкая М.В. Психологическое благополучие работающих женщин [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / М.В.Бучацкая. - М., 2006. - 25 с.
4. Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины [Текст] / О.А. Гаврилица // Вопросы психологии. - 1998. - №4. - С. 65-70.
5. Знаков В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования [Текст] / В.В. Знаков // Психологический журнал. - 2000. - Том 21. - №5. - С. 16-22.
6. Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении [Текст] / В.В. Знаков // Вопросы психологии. - 2002. - №6. - С. 45-54.
7. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика [Текст] / И.С. Клецина. - СПб.: Алетейя, 2004. - 408 с.
8. Леонов И.Н. Толерантность к неопределенности как психологический феномен: история становления конструкта [Текст] / И.Н. Леонов // Вестник Удмурдского университета. Философия. Психология. Педагогика. - 2014. - Выпуск 4. - С. 43-52.
9. Мелков С. Сексуальная идентичность в контексте современной культуры [Текст] / С. Мелков // Развитие личности. - 2007. - №2. - С. 100-108.
10. Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера [Текст] / Е.Г. Молл. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.
11. Петрушин В.И. Психология здоровья [Текст]: учебник для академического бакалавриата / В.И. Петрушин, Н.В. Петрушина. - М.: Юрайт, 2018. - 431 с.
12. Сексизм остается препятствием в женской карьере [Электронный ресурс] // NEWS.RU. - 11 сентября 2018. - URL: https://news.rambler.m/other/40779504/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 07.09.2019)
13. Семенова Л.Э. Психологическое благополучие студентов-психологов с разными личностными ресурсами профессионально значимых характеристик [Электронный ресурс] / Л.Э. Семенова, Т.А. Серебрякова // Вестник Мининского университета. - 2018. - Том 6. - №3(24). - С. 10. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/871 (дата обращения: 07.09.2019)
14. Сигида Е.А. Основные социально-психологические проблемы современного общества: анализ, пути решения [Текст] / Е.А. Сигида, К. Мель, И.Е. Лукьянова // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. -2010. - №3. - С. 53-60.
15. Ryff C.D. Psychological well-being [Text] / C.D. Ryff // J.E. Birren (Ed.). Encyclopedia of gerontology: age, aging, and the aged. - San Diego, CA: Academic Press, 1996. - Р. 365-369.
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, старший преподаватель Жукова Татьяна Вячеславовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНОЙ МОТИВАЦИЕЙ
Аннотация. В статье отражены результаты исследования особенностей психологической готовности к обучению в педагогическом вузе студентов с различной мотивацией. Исследование психологической готовности студентов с различной мотивацией к обучению в педагогическом вузе проводилось в рамках теоретических положений системогенеза профессиональной деятельности (В.Д. Шадриков); понятийного аппарата, разработанного в отношении изучения учебной деятельности на этапе школьного обучения (Н.В. Нижегородцева). Для определения особенностей психологической готовности студентов к обучению в вузе с различной мотивацией использовалась комплексная методика «КДГс», направленная на диагностику учебно-важных качеств, а также в целом психологической готовности к обучению в вузе. Представлены основные показатели развития структуры психологической готовности к обучению студентов вуза с различной мотивацией. Выявлены различия в психологической готовности к обучению в педагогическом вузе студентов с различной мотивацией.
Ключевые слова: студенты, учебно-важные качества, методика «КДГс», базовые и ведущие качества, психологическая готовность к обучению, мотивация.
Annotation. The article reflects the results of a study of the characteristics of psychological readiness for training students with various motivations at a pedagogical university. The study of the psychological readiness of students with different motivations for studying at a pedagogical university was carried out in the framework of the theoretical principles of the systemogenesis of professional activity (V. Shadrikov); conceptual apparatus developed in relation to the study of educational activities at the stage of schooling (N. Nizhegorodtseva). To determine the peculiarities of students' psychological readiness to study at a university with different motivations, we used the comprehensive "CDRs" methodology, aimed at diagnosing educationally important qualities, as well as generally psychological readiness for studying at a university. The main indicators of the development of the structure of psychological readiness for teaching university students with different motivations are presented. Differences in psychological readiness for teaching at a pedagogical university of students with different motivation are revealed.
Keywords: students, educationally important qualities, CDRs methodology, basic and leading qualities, psychological readiness for training, motivation.
Введение. Психологическая готовность студентов к обучению в вузе выступает одним из актуальных вопросов юношей и девушек, заканчивающих основную среднюю образовательную школу. Данный факт связан с тем, что психологическая готовность студентов к обучению в вузе является главной составляющей их успешного обучения в нем. В настоящее время большое количество молодых людей имеет желание обучаться в вузах, однако мотивация у всех различная: для одних высшее образование является необходимым условием для будущего трудоустройства, другим нравятся лишь отдельные предметы, а кто-то поступает в вуз лишь ради веселого окружения.
Исследования психологической готовности студентов к обучению в вузе представлены в работах следующих авторов: И.И. Ахматова, М.И. Дьяченко, В.Я. Ерастов, И.А. Зимняя, Л.А. Кандыбович, С.Н. Кусакина, Н.В. Нижегородцева, Н.Н. Савельева и другие. Исследования мотивации студентов к обучению представлены в работах таких авторов, как: А.М. Василькова, А.И. Вишнякова, И. Гебос, В.А. Иванникова, С.С. Иванова, О.А. Ковалева, К.С. Козлякова, Я.Л. Коломенский, С.И. Оксянич, А. Реан и других. Вместе с тем, возможности системогенетического подхода к анализу специфики психологической готовности к вузовскому обучению студентов педагогического вуза с различной мотивацией реализованы не в полной мере. В тоже время проблема психологической готовности к обучению в вузе студентов с различной мотивацией представляет научный интерес и актуальна в отношении личностного и профессионального развития студентов вуза в период их обучения.
Изложение основного материала статьи. Основой изучения психологической готовности к вузовскому обучению студентов педагогического вуза c различной мотивацией выступила системогенетическая концепция учебной деятельности и готовности к обучению (Н.В. Нижегородцева) [5, 6].
Психологическая готовность к обучению в вузе - это сложное структурно-системное образование, включающее личностно-мотивационную сферу, системы обобщений знаний и представлений, познавательные способности, отражает готовность студентов к усвоению знаний и умений, предусмотренных вузовской программой, в форме учебной деятельности [3].
В основу структуры психологической готовности к обучению в вузе положена психологическая структура учебной деятельности. Компоненты структуры психологической готовности к обучению в вузе (учебно-важные качества, которые составляют структуру готовности) выделяются на основе анализа специфики учебной деятельности и учебного материала на этапе обучения.
Н.В. Нижегородцева определяет учебно-важные качества (УВК) как психические качества, оказывающие влияние на успешность обучения [6].
Учебно-важные качества, которые определяют структуру готовности, взаимосвязаны между собой, при этом они имеют не одинаковое значение в обеспечении учебной деятельности, ее успешности. В структуре психологической готовности к обучению в вузе выделяют базовые и ведущие учебно-важные качества.
Базовые качества в структуре психологической готовности имеют наибольшее количество взаимосвязей с другими учебно-важными качествами и обладают тем самым наибольшим весом в структуре. Базовые качества объединяют вокруг себя остальные компоненты структуры в соответствии с целями обучения.
Ведущие учебно-важные качества - это качества, которые непосредственно влияют на успешность обучения (имеют взаимосвязь с показателем академической успеваемости).