Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРЕССИВНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВОМ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРЕССИВНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВОМ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
10
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
NATIONAL NARRATIVE / ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / CIVILIZED CULTURE / PUBLIC ADMINISTRATION / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ / NATIONAL DEVELOPMENT STRATEGY / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / GOVERNMENT ECONOMIC REGULATION / УСТОЙЧИВАЯ ЭКОНОМИКА / SUSTAINABLE ECONOMY / УСТОЙЧИВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / SUSTAINABLE SOCIAL SYSTEM / ОФИЦИАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ СТРАНЫ / ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подгорный Владимир Васильевич

Настоящая работа направлена на исследование существующих представлений об особенностях решения проблемы жизнеустройства общества, обоснование его новой методологии и формирование прогрессивной модели жизнеустройства общества. Цель. Формирование прогрессивной модели жизнеустройства общества как совокупности государственно-управленческой деятельности, стратегии развития страны и государственного регулирования экономики, взаимосвязь и взаимозависимость которых устанавливаются посредством цивилизационной культуры. Задачи. Исследовать существующие представления об особенностях коммунистического и капиталистического жизнеустройства общества. Обосновать новую методологию формирования прогрессивной модели жизнеустройства общества. Сформировать прогрессивную модель жизнеустройства общества, представленную в виде совокупности государственноуправленческой деятельности, стратегии развития страны и государственного регулирования экономики, которые функционируют под воздействием движущей силы - цивилизационной культуры. Методология. В работе обоснована новая методология формирования прогрессивной модели жизнеустройства общества, включающая аргументацию ее структурных элементов - управленческой, государственной и общественной идеологий, взаимодействие которых лежит в основе государственно-управленческой деятельности, стратегии развития страны и государственного регулирования экономики и создает требуемые условия для достижения двуединого результата - формирования устойчивой экономики и устойчивой социальной системы. Результаты. Предложена новая методология формирования модели жизнеустройства общества, в основу которой положено взаимодействие управленческой, государственной и общественной идеологий. Данная методология позволяет обосновать структурную организацию прогрессивной модели жизнеустройства общества, включающую в себя государственно-управленческую деятельность, стратегию развития страны и государственное регулирование экономики, направленные на формирование устойчивой экономики и устойчивой социальной системы. Процесс формирования устойчивой экономики и устойчивой социальной системы представлен в виде замкнутого системного цикла. Движущей силой всех процессов внутри цикла является цивилизационная культура, влияние которой проявляется в результатах государственно-управленческой деятельности. Выводы. Исследование существующих представлений о сущности коммунистической и капиталистической моделей жизнеустройства позволило обосновать новую методологию формирования жизнеустройства общества, функционирование которой обеспечивается посредством разработки и реализации стратегии развития страны и государственного регулирования экономики, осуществляемых в процессе государственно-управленческой деятельности, что обеспечивает формирование устойчивой экономики и устойчивой социальной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a Progressive Model for the Improvement of the Population's Living Conditions

This study examines existing views regarding ways to solve the problem of improving the population's living conditions, substantiating its new methodology and developing a progressive model to help improve the population's living conditions. Aim. This study aims to develop a progressive model for improvement of the population's living conditions through a combination of public administration, national development strategy, and government economic regulation. Furthermore, the interrelation and interdependence of these factors is determined by examining the local culture. Tasks. The authors (1) examine existing views on specific aspects of communist and capitalist living conditions; (2) substantiate a new methodology for developing of a progressive model to help improve the population's living conditions; and (3) develop a progressive model to help improve the population's living conditions, which involves a combination of public administration, national development strategy, and government economic regulation, all driven by civil culture. Methods. The study substantiates a new methodology to develop a progressive model for improving the population's living conditions, including delineating its structural elements, namely, administrative, public, and social ideologies. Integration of these aspects lies at the heart of public administration, national development strategies, and government economic regulation, and creates the required conditions for a dual result, namely formation of a sustainable economy and social system. Results. A new methodology for developing a model to help improve the population's living conditions is proposed, on the basis of which the interaction of administrative, public, and social ideologies is established. The proposed methodology makes it possible to substantiate the model's structure, which includes public administration, national development strategy, and government economic regulation, all aimed at the formation of a sustainable economy and social system, which is represented as a closed system cycle. Civil culture is the driving force behind all processes within the cycle. Its impact manifests itself in the results of public administration activities. Conclusion. Examination of the existing views on the nature of communist and capitalist living conditions allows the authors to substantiate a new methodology for improving the population's living conditions, which functions through the development and implementation of a national development strategy and government economic regulation as part of public administration activities, thus ensuring the formation of a sustainable economy and social system.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРЕССИВНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВОМ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА»



> <с

Формирование прогрессивной модели управления жизнеустройством российского общества

Formation of a Progressive Model for the Improvement of the Population's Living Conditions

УДК 330.341

Подгорный Владимир Васильевич

профессор Донецкой академии управления и государственной службы при главе Донецкой Народной Республики (г. Донецк), доктор экономических наук, доцент 83015, г.Донецк, ул. Челюскинцев, д. 163А

Vladimir V. Podgornyy

Donetsk Academy of Management and Public Service at the Head of the Donetsk People's Republic

Chelyuskintsev Str. 163A, Donetsk, 83015

Настоящая работа направлена на исследование существующих представлений об особенностях решения проблемы жизнеустройства общества, обоснование его новой методологии и формирование прогрессивной модели жизнеустройства общества.

Цель. Формирование прогрессивной модели жизнеустройства общества как совокупности государственно-управленческой деятельности, стратегии развития страны и государственного регулирования экономики, взаимосвязь и взаимозависимость которых устанавливаются посредством цивилизационной культуры. Задачи. Исследовать существующие представления об особенностях коммунистического и капиталистического жизнеустройства общества. Обосновать новую методологию формирования прогрессивной модели жизнеустройства общества. Сформировать прогрессивную модель жизнеустройства общества, представленную в виде совокупности государственно-управленческой деятельности, стратегии развития страны и государственного регулирования экономики, которые функционируют под воздействием движущей силы — циви-лизационной культуры.

Методология. В работе обоснована новая методология формирования прогрессивной модели жизнеустройства общества, включающая аргументацию ее структурных элементов — управленческой, государственной и общественной идеологий, взаимодействие которых лежит в основе государственно-управленческой деятельности, стратегии развития страны и государственного регулирования экономики и создает требуемые условия для достижения двуединого результата — формирования устойчивой экономики и устойчивой социальной системы. Результаты. Предложена новая методология формирования модели жизнеустройства общества, в основу которой положено взаимодействие управленческой, государственной и общественной идеологий. Данная методо-

логия позволяет обосновать структурную организацию прогрессивной модели жизнеустройства общества, включающую в себя государственно-управленческую деятельность, стратегию развития страны и государственное регулирование экономики, направленные на формирование устойчивой экономики и устойчивой социальной системы. Процесс формирования устойчивой экономики и устойчивой социальной системы представлен в виде замкнутого системного цикла. Движущей силой всех процессов внутри цикла является цивилизационная культура, влияние которой проявляется в результатах государственно-управленческой деятельности. Выводы. Исследование существующих представлений о сущности коммунистической и капиталистической моделей жизнеустройства позволило обосновать новую методологию формирования жизнеустройства общества, функционирование которой обеспечивается посредством разработки и реализации стратегии развития страны и государственного регулирования экономики, осуществляемых в процессе государственно-управленческой деятельности, что обеспечивает формирование устойчивой экономики и устойчивой социальной системы.

Ключевые слова: официальная идеология страны, цивилизационная культура, государственно-управленческая деятельность, стратегия развития страны, государственное регулирование экономики, устойчивая экономика, устойчивая социальная система

This study examines existing views regarding ways to solve the problem of improving the population's living conditions, substantiating its new methodology and developing a progressive model to help improve the population's living conditions.

Aim. This study aims to develop a progressive model for improvement of the population's living conditions through a combination of pub-

lic administration, national development strategy, and government economic regulation. Furthermore, the interrelation and interdependence of these factors is determined by examining the local culture. Tasks. The authors (1) examine existing views on specific aspects of communist and capitalist living conditions; (2) substantiate a new methodology for developing of a progressive model to help improve the population's living conditions; and (3) develop a progressive model to help improve the population's living conditions, which involves a combination of public administration, national development strategy, and government economic regulation, all driven by civil culture.

Methods. The study substantiates a new methodology to develop a progressive model for improving the population's living conditions, including delineating its structural elements, namely, administrative, public, and social ideologies. Integration of these aspects lies at the heart of public administration, national development strategies, and government economic regulation, and creates the required conditions for a dual result, namely formation of a sustainable economy and social system. Results. A new methodology for developing a model to help improve the population's living conditions is proposed, on the basis of which the interaction of administrative, public, and social ideologies is established. The proposed methodology makes it possible to substantiate the model's structure, which includes public administration, national development strategy, and government economic regulation, all aimed at the formation of a sustainable economy and social system, which is represented as a closed system cycle. Civil culture is the driving force behind all processes within the cycle. Its impact manifests itself in the results of public administration activities.

Conclusion. Examination of the existing views on the nature of communist and capitalist living conditions allows the authors to substantiate a new methodology for improving the population's living conditions, which functions through the development and implementation of a national development strategy and government economic regulation as part of public administration activities, thus ensuring the formation of a sustainable economy and social system.

Keywords: national narrative, civilized culture, public administration, national development strategy, government economic regulation, sustainable economy, sustainable social system

Современный мир находится на пороге кардинальных перемен. Эволюционный процесс на планете Земля подошел к критической черте, за которой появляются первые признаки коренного сдвига в развитии основных цивилизаций — русской (евразийской), восточной, основу которой составляют религиозные отношения, и западной (атлантической). Об этом свидетельствует социальный (политический, экономический и организационный)

разлад, когда политические режимы оказыва- ^ ются беспомощными перед лицом неизбежных 5 глобальных перемен, а население стихийно х выплескивает свое недовольство в виде про- ш тестов против существующего порядка, опре- ^ деляемого несовершенством существующего ^ жизнеустройства общества на той или иной 1 территории. Преодоление деструктивного вли- ш яния общецивилизационного сдвига, поиск от- ™ ветов на глобальные вызовы надвигающейся ^ новой эпохи будоражат

политиков и общественных деятелей. ^

Отсюда необходимость скорейшей разработ- < ки прогрессивной модели жизнеустройства об- >= щества, которая даст ответ на вопрос о том, ^ какие механизмы необходи

мо использовать о_ государству для создания благоприятных ус- 2 ловий жизнедеятельности населения страны.

В современных условиях динамичных глобальных изменений выбор модели жизнеустройства является одной из самых важных задач российского общества. Ее решению посвящено большое количество исследований, в числе которых выделяются работы Н. А. Александровой [1], В. А. Скворца [2], Ч. С. Кирвеля [3], А. П. Назартяна [4], К. С. Гаджиева [5], В. Н. Сагатоского [6], А. А. Дрегало [7], Э. Гид-денса [8], Н. Л. Лумана [9] и др.

Указанные работы отражают общепринятый подход к решению проблемы выбора модели жизнеустройства общества на основе формулирования этических принципов как первоосновы жизнеустройства, обоснования роли науки как генератора форм жизнеустройства, ведущей роли социализации личности. Жизнеустройство общества в данном случае представляется как абстрактная система, в которой действуют суверенные и рациональные индивиды, оптимизирующие свои целевые функции: вся необходимая информация заключена в принципах этически обоснованного поведения и одинаково доступна всем участникам. Имеет место научно обоснованное проектирование структур жизнеустройства, которые со временем отмирают и заменяются новыми, более прогрессивными структурными формами.

Все изменения в системе происходят эво-люционно. Однако подобная система не дает однозначного представления о том, что необходимо делать обществу и государству, какие рычаги и механизмы при этом использовать для обеспечения нормальных условий жизни с точки зрения сложившихся в обществе соответствующих представлений и этических норм и каков конечный результат этих совместных усилий, воплощенный в желаемой модели жизнеустройства общества.

Все это подводит к выводу о необходимости обоснования такой модели жизнеустройства общества, которая по своему характеру была

^ бы прогрессивной относительно существующих ш и способной в условиях постоянно возрастах ющей глобальной нестабильности обеспечивать ш формирование устойчивой экономики как сре-^ ды хозяйствования и самореализации каждого х человека и устойчивой социальной системы,

1 результатом функционирования которой явля-ш ется стабильное развитие общественных отно-™ шений и максимально полное удовлетворение

^ общественных потребностей.

>

В этой связи особую актуальность приобре-

^ тают проведение специального исследования и

< формирование на основе полученных резуль-

1= татов прогрессивной модели жизнеустройства

^ общества.

^ Жизнеустройство общества является неотъ-

2 емлемой составной частью сложного много—

функционального и многопланового процесса управления обществом. Управление в данном случае предполагает, прежде всего, исчерпывающее понимание структуры и характеристик жизнеустройства общества, а также логики процесса управления. Ключевым в данном случае становится представление о том, каким образом можно обеспечить благоприятные условия жизни людей, проживающих на территории государственного образования. От этого зависят логика и успех всех последующих управленческих действий со стороны государства.

Поиск ответа на заданный вопрос приводит к необходимости выделения структурных элементов модели жизнеустройства и определения их характеристик с целью формирования критериев оценки для проведения сравнительного анализа двух наиболее распространенных моделей жизнеустройства общества — коммунистической и капиталистической. Результаты сравнительного анализа позволят выявить их возможности по созданию благоприятных условий для обеспечения жизни населения с учетом социальной справедливости. Выводы, сделанные по результатам сравнительного анализа, позволят сформулировать основные положения методологии, на основе которой будет формироваться структурная организация прогрессивной модели жизнеустройства общества.

Для выделения структурных элементов модели жизнеустройства общества и определения их характеристик была разработана специальная методика, в основе которой лежит определенный идейный замысел. Согласно последнему официальная идеология страны в процессе своей реализации трансформируется (воплощается) в составляющие прогрессивной модели жизнеустройства страны, которые в последующем и будут играть роль единых критериев оценки капиталистической и коммунистической моделей жизнеустройства (табл. 1).

Таблица 1

Логика воплощения официальной идеологии страны в составляющие модели жизнеустройства общества

Составля- Этапы воплощения официальной идеологии страны

ющие официальной идеологии/ модели жизнеустройства общества Возникновение идей Отражение идей в общественном сознании Воплощение идей в деятельности органов государственной власти Проектирование прогрессивного будущего общества Создание благоприятных условий для экономической деятельности общества Самореализация членов общества в процессе экономической деятельности Положительное изменение уровня жизни общества

1 2 3 4 5 6 7 8

Движущая Идеи Творчество Управляю- Стратегиче- Оптимиза- Экономиче- Обществен-

сила (ме- щее воздей- ское управ- ция эконо- ские инте- ные потреб-

ханизм) ствие ление мической ресы ности

системы среды

Идеалы/ Обществен- Обществен- Сбор и об- Стратегиче- Экономиче- Государ- Управление

принципы ные идеалы: ное созна- работка ин- ское прогно- ская страте- ственный социальной

1) единона- ние: формации: зирование: гия: сектор: деятельно-

чалие; 1) единона- 1) единона- 1) единона- 1)единона- 1) единона- стью:

2) коллеги- чалие; чалие; чалие; чалие; чалие; 1) единона-

альность; 2) коллеги- 2) коллеги- 2) коллеги- 2) коллеги- 2) коллеги- чалие;

3) гласность; альность; альность; альность; альность; альность; 2) коллеги-

4) делеги- 3) гласность; 3) гласность; 3) гласность; 3) гласность; 3) гласность; альность;

рование 4) делеги- 4) делеги- 4) делеги- 4) делеги- 4) делеги- 3) гласность;

полномо- рование рование рование рование рование 4)делеги-

чий; полномо- полномо- полномо- полномо- полномо- рование

5) мотиваци- чий; чий; чий; чий; чий; полномо-

онность; 5) мотиваци- 5) мотиваци- 5) мотиваци- 5) мотиваци- 5) мотиваци- чий;

6) экономич- онность; онность; онность; онность; онность; 5) мотиваци-

ность; 6) экономич- 6) экономич- 6) экономич- 6) экономич- 6) экономич- онность;

7) эффектив- ность; ность; ность; ность; ность; 6) экономич-

ность 7) эффектив- 7) эффектив- 7) эффектив- 7) эффектив- 7) эффектив- ность;

ность ность ность ность ность 7) эффективность

1 2 3 4 5 6 7 8

Нормы/ Обществен- Знания; Сбор и об- Стратегиче- Экономиче- Частный Обществен-

функции ные нормы: 1) миро- работка ин- ское плани- ское проек- сектор: ное воспро-

1) корпора- воззрен- формации: рование: тирование: 1) ценообра- изводство:

тивные ческая 1) постанов- 1) страте- 1) прогнози- зование; 1) производ-

нормы; функция; ка пробле- гический рование; 2) взаимо- ство;

2) нормы 2) трансля- мы; анализ; 2) планиро- действие 2) распреде-

права; ционная 2) форми- 2) выбор вание; спроса и ление;

3) нормы функция; рование миссии и 3) програм- предложе- 3) обмен;

морали 3) селек- решения; целей; мирова- ния; 4) потребле-

(нрав- ционная 3) выбор 3) выбор ние; 3) конкурен- ние

ственно- функция; варианта стратегии; 4) бюджети- ция;

сти); 4) нова- решения 4) выпол- рование 4) прибыль

4) нормы торская проблемы; нение и убытки

обычаев функция 4) решение проблемы стратегии

Ценности/ Обществен- Мышление: Реализация Реализация Экономиче- Реальный Развитие

методы ные ценно- 1) анализ; решения: стратегии: ская поли- сектор: социальных

сти: 2) синтез; 1)управ- 1) достиже- тика: 1) отрасли сил:

1)личная 3) индукция; ление ние гума- 1) гумани- гумани- 1) гумани-

независи- 4) дедукция; гумани- нитарных тарная тарной тарные

мость; 5) умозаклю- тарными целей; политика; ориента- институ-

2)трудолю- чение ценностя- 2) дости- 2) рыночная ции; ты;

бие; ми; жение политика; 2) отрасли 2) рыночные

3) ориента- 2) управле- рыночных 3) финансо- рыночной институ-

ция на ние ры- целей; вая по- ориента- ты;

прошлое, ночными 3) достиже- литика; ции; 3) финансо-

настоящее ценностя- ние фи- 4) правовая 3) отрасли вые ин-

и буду- ми; нансовых политика; финансо- ституты;

щее; 3) управ- целей; 5) производ- вой ори- 4) правовые

4) професси- ление 4) дости- ственная ентации; институ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

онализм; финансо- жение политика 4) отрасли ты;

5) стремле- выми цен- правовых правовой 5) производ-

ние ностями; целей; ориента- ственные

к дости- 4) управ- 5) дости- ции; институты

жениям ление правовыми ценностями; 5) управление производственны-ми ценностями жение производственных целей 5) отрасли производственной ориентации

Результат Обществен- Социальное Оценка и Нивели- Баланс Рациональ- Развитие об-

внутрен- ное мировоз- саморазвитие контроль рование государства ное исполь- щественных

ней транс- зрение выполнения внутренних и рынка зование отношений

формации решения и внешних угроз ресурсов

Результат Рост уровня Социальное Государ- Стратегиче- Экономиче- Экономиче- Удовлетворе-

внешней общественно- поведение ственное ское разви- ское разви- ский рост ние обще-

трансфор- го сознания развитие тие тие ственных

мации потребностей

Форми- Официаль- Цивили- Государ- Стратегия Государ- Экономика Социальная

руемые ная идеоло- зационная ственно- развития ственное ре- страны система

элементы гия страны культура управленче- общества гулирование

модели ская дея- экономики

жизне- тельность

устройства

общества

Жизнеустройство общества, направленное на обеспечение благоприятных условий жизни населения страны, невозможно реализовать без определенных идеалов, норм и ценностей, к ко-

торым должно стремиться общество в процессе формирования указанных условий, т. е. оно прямо связано с официальной идеологией страны [10]. Результаты исследования сущности офици-

^ альной идеологии показывают, что она является

ш первопричиной всех изменений, происходящих

х в жизни любого общества посредством реали-

ш зации идей. Идеологическое влияние на обще-

^ ственное сознание осуществляется на уровне

х психики человека. Ключевым моментом при

1 этом является тот факт, что мозг человека не ш отличает реальное, т. е. материальное, от идей. ™ Другими словами, реальность в жизни челове-

^ ческого общества напрямую связана с идеями,

>

< которые оно производит и реализует. Следо-^ вательно, идеи способны материализоваться

< в общественной жизни [11, с. 62].

1= Официальная идеология пронизывает всю ^ структуру жизнеустройства общества и ложится ^ в основу его составных элементов, определяя их

2 назначение и функции в системе жизнеустройства. В процессе трансформации и формирования системной структуры жизнеустройства общества официальная идеология страны проходит ряд последовательных этапов, представляющих собой определенный алгоритм: возникновение идей ^ их отражение в общественном сознании ^ воплощение идей в деятельности органов государственной власти ^ проектирование прогрессивного будущего общества ^ создание благоприятных условий для экономической деятельности общества ^ самореализация членов общества в процессе экономической деятельности ^ положительное изменение уровня жизни общества.

На каждом этапе официальная идеология трансформируется в системные формы жизнеустройства, что позволяет обеспечить формирование среды самореализации человека — экономику и социальную систему, — функционирование которой направлено на самообеспечение и поддержание целесообразной жизнедеятельности общества и его устойчивое развитие. Тем самым идеалы, нормы и ценности официальной идеологии ложатся в основу принципов, функций и методов организационных форм жизнеустройства. Причем если нормы и ценности в процессе трансформации официальной идеологии претерпевают изменения, т. е. интерпретируются сообразно содержанию той или иной организационной формы жизнеустройства общества, то идеалы остаются неизменными.

Стремление к единым идеалам придает этому процессу, во-первых, символизм, который предлагается интерпретировать как первооснову связи жизнедеятельности общества, мышления, личности и культуры, а во-вторых, логичность, что проявляется в формировании причинно-следственных связей между элементами модели жизнеустройства общества.

Кроме того, стремление к единым идеалам консолидирует общество и государство в направлении совместного решения проблем жизнеустройства, а также оптимизирует государ-

ственно-управленческую деятельность, придает ей свойство системности, а значит, делает ее целенаправленной и эффективной. В результате управление элементами модели жизнеустройства общества, формирующимися в процессе трансформации официальной идеологии страны, позволяет обеспечивать постоянное улучшение условий жизни населения страны.

В результате возникновения и влияния идей на общественное сознание составляющие официальной идеологии находят свое воплощение в структурных элементах жизнеустройства, которое также представляет собой определенную алгоритмическую последовательность: (возникновение идей ^ официальная идеология страны) ^ (отражение идей в общественном сознании ^ цивилизационная культура) ^ (воплощение идей в процессе деятельности органов государственной власти ^ государственно-управленческая деятельность) ^ (проектирование прогрессивного будущего общества ^ стратегия развития страны) ^ (создание благоприятных условий для экономической деятельности общества ^ государственное регулирование экономики) ^ (самореализация членов общества в экономической деятельности ^ экономика страны) ^ (положительное изменение уровня жизни общества ^ социальная система).

Полученные таким образом составные элементы модели жизнеустройства общества в качестве критериев формируют структуру сравнительного анализа, логика которого представлена в табл. 2.

Результаты анализа указывают на невозможность создания благоприятных условий для жизнедеятельности населения в рамках коммунистической и капиталистической моделей жизнеустройства общества. Причина этого обусловлена доминированием в первом случае коммунистической идеологии, а во втором — капиталистической.

Главная ошибка этих идеологий состоит в акценте на материальный фактор бытия — экономику и сферу потребления и распределения благ. Отсюда следует ошибочный вывод о том, что экономическая модель является ключевым фактором для обеспечения развития общества. В действительности таким фактором является прогрессивное изменение ценностей, связанное с характеристиками и качеством доминирующей в обществе официальной идеологии страны.

Это обусловливает необходимость формирования прогрессивной модели жизнеустройства общества, которая гармонично объединяла бы духовное и материальное для построения общества созидания и роста жизненного уровня населения страны, отвечая тем самым идеологическим установкам, лежащим в основе русской цивилизации. Первым шагом в этом направлении является разработка методологических основ будущей модели.

Таблица 2 <

Сравнительный анализ современных моделей жизнеустройства общества ш

№ п/п Критерии Сущностная характеристика модели жизнеустройства общества

Капиталистическая Коммунистическая

1 Официальная идеология страны Капитализм (политическая идеология — демократия, экономическая идеология — либерализм) Коммунизм (политическая идеология — ленинизм, экономическая идеология — марксизм)

2 Цивилизационная культура Западная (атлантическая) — крайний индивидуализм Русская (евразийская) советского типа — примат общественного над частным

3 Государственно-управленческая деятельность Форма правления — тяготение к парламентской форме. Форма государственного устройства — имеет место как унитаризм, так и федерация. Степень политического влияния администрации — сильное политическое влияние бюрократии. Парадигма государственного управления — сочетание менеджериальных, правовых и переговорных управленческих культур и признаков на всех уровнях государства Форма правления — советы депутатов трудящихся, перешедшие на заключительном этапе существования СССР в президентскую форму правления. Форма государственного устройства — федерация. Степень политического влияния администрации — сильное политическое влияние бюрократии. Парадигма государственного управления — исполнительная власть

4 Стратегия развития Предполагает кратко- и среднесрочное планирование развития страны, которое носит индикативный характер Долгосрочное планирование, обязательное для исполнения, направлено на прогрессивное преобразование будущего страны

5 Государственное регулирование экономики Ограничение сферы государственного регулирования в основном проведением макроэкономической политики Сфера государственного регулирования является абсолютной и оказывает влияние на всю экономику

6 Экономика Либеральная модель: • абсолютное преобладание частной собственности; • законодательное обеспечение максимальной свободы всех субъектов рынка; • относительно небольшая доля государственного бюджета в ВВП и удельного веса госинвестиций и выплат по линии социального обеспечения в структуре государственных расходов Плановая (административно-командная) модель: • абсолютное преобладание государственной собственности; • планы носят директивный характер; • приоритет в экономике — тяжелая промышленность; • прибыль, рыночные отношения рассматриваются как пережитки капитализма; • коллективизация сельского хозяйства

7 Социальная система Ориентирована на стимулирование роста потребления благ Ориентирована на тотальное распределение благ

Уровень возможности создания благоприятных условий для жизни и быта населения Низкий Низкий

Логика воплощения официальной идеологии страны в элементах прогрессивного жизнеустройства общества, представленная в табл. 1, дает основание полагать, что в основе методологии как совокупности методов организации жизнеустройства общества лежит взаимодействие управленческой, государственной и общественной идеологий.

Управленческая идеология — это система идеалов, норм и ценностей, определяющих направленность и характер управления. Она задает цели и форму их достижения. Ее первичные составляющие — идеи управления — представляют собой наиболее доступный и универсальный способ формулировки и передачи обществу определенного содержания действий, идей, настроений и т. д.

Государственная идеология представляет собой системно выстроенную иерархию идеалов,

норм и ценностей, отражающих волю граждан к совместной жизни. Она содержит в себе представления граждан о путях развития общества и государства и детерминирует приоритеты текущей государственной политики.

Общественная идеология — это система идеалов, норм и ценностей, прямо или опосредованно отражающая социальные (политические, экономические и организационные) особенности данного общества, его интегральные интересы и цели, направленные на сохранение или изменение существующего бытия.

Первый шаг к пониманию прогрессивной модели жизнеустройства общества — ее определение как специфического вида взаимодействия управленческой, государственной и общественной идеологий, реализуемого посредством установления специфических связей между ними в процессе взаимоотношений меж-

ш ду государством и обществом. Первая простей™ шая субстанционально-интеракционная схема

^ взаимодействия представлена на рис. 1.

>

Данная схема представляет собой первый шаг ^ к формированию общей логической схемы про-< грессивного жизнеустройства общества и задает |= направление теоретического анализа. Следую-^ щими шагами должны стать ответы на вопросы, ^ имплицитно содержащиеся в приведенном опи-2 сании методологии и иллюстрирующей ее схеме: каковы должны быть ее объекты, субстанция и характер взаимодействия, чтобы логика этого взаимодействия легла в основу логической конструкции прогрессивной модели жизнеустройства общества. Они являются фундаментальными вопросами, определяющими сущность прогрессивной модели жизнеустройства общества в рамках субстанционально-интеракционной методологической концепции.

Структурирование методологической конструкции прогрессивной модели жизнеустройства общества позволяет сформировать соответствующую модель. Для систематизации в данном случае целесообразно использовать научный метод системной идентификации исследуемых объектов, с помощью которого можно установить роль и место каждого элемента в формируемой системе и понять логику их взаимосвязи [12]. Проектирование прогрессивной модели жизнеустройства общества, осуществляемое на основе применения метода системной идентификации системных объектов, позволит поэлементно структурировать проектируемую модель и выделить принципы, функции и методы, на основе которых она функционирует (рис. 2).

Глобальные изменения, происходящие в современном мире, обнаруживают несоответствие западной экономической мысли, взятой на вооружение российским государством. Поэтому формирование прогрессивной модели жизнеустройства, которая была бы адекватной российским условиям, требует качественно нового идеологического фундамента. Положение осложняется тем, что влияние капиталистической и коммунистической идеологий, оказывающих влияние на общественное сознание, привело общество к расколу, что осложняет оздоровление общества и экономики.

России необходима принципиально новая официальная идеология, отражающая интересы государства и общества. Она должна базироваться на общепринятых, понятных и разделяемых большинством населения страны идеалах, нор-

мах и ценностях общественного бытия. И самое главное, она должна показать направление, в котором должна двигаться страна — тот единственный, собственный путь созидания и процветания, который присущ только российскому обществу и отражает его менталитет и мировоззрение.

Следовательно, новая официальная идеология страны не может быть выражением какой-либо частной идеологической доктрины в виде государственной. Она должна отражать оптимальное соотношение управленческой, государственной и общественной идеологий, т. е. базироваться на управленческих идеалах (единоначалие, коллегиальность, гласность, делегирование полномочий, мотивационность, экономичность, эффективность), нормах общественного бытия, разделяемых и поддерживаемых государством (корпоративные нормы, нормы права, нормы морали, нормы обычаев) и общественных ценностях (личная независимость, трудолюбие, ориентированность на прошлое, настоящее и будущее, профессионализм, стремление к достижениям).

Отсюда следует, что официальная идеология представляет собой мыслительную конструкцию общественного жизнеустройства и путей его достижения, которая формируется на основе функциональных интересов социальных общностей, групп, общественно-политических, конфессиональных объединений и движений, выражающихся в ценностно-оценочной более или менее логически систематизированной форме взглядов, идей, идеалов, норм, ценностей, ориентирующих социальные действия и придающих им определенный позитивный смысл.

Официальная идеология страны направлена на формирование адекватного общественного мировоззрения и обеспечение роста уровня общественного сознания, которое находит свое отражение прежде всего в цивилизационной культуре.

Цивилизационная культура как совокупность сознания, знаний и мышления выступает в прогрессивной модели жизнеустройства в качестве движущей силы. Это тот самый импульс, который толкает государство и общество в целом к действиям, направленным на творческое преобразование среды жизнедеятельности общества.

Русская цивилизационная культура позволяет культивировать в обществе такие значимые качества, как самовоспитание, самоконтроль, обеспечивающие гармоничное саморазвитие. Последнее определяет адекватное социальное поведение, являющееся залогом эффективной

Государственная идеология

Рис. 1. Управленческая идеология — движение субстанции С — государственная идеология движение субстанции С — общественная идеология

сл со

Цивилизационная культура

Государственно-управленческая деятельность

ПРИНЦИПЫ

Информационная свобода

Экономическая свобода

Обязательность налогообложения

ПРИНЦИПЫ

Распределение ресурсов

Стимулирование

Эффективность

Результативность

Стратегия развития

ФУНКЦИИ

ФУНКЦИИ

Стратегический анализ

>

Выбор миссии и целей

> к

Выбор стратегии

> к

Выполнение стратегии

>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государственное регулирование экономики

МЕТОДЫ

Гуманитарная политика

Рыночная политика

МЕТОДЫ

Финансовая политика

Правовая политика

Производственная политика

Экономика страны

Социальная система

Рис.2. Логическая схема прогрессивной модели жизнеустройства общества

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ И МЕН ЕДЧ'М Е НТА

^ государственно-управленческой деятельности, ш в ходе которой создаются благоприятные усло-х вия для реализации стратегии развития и госу-ш дарственного регулирования экономики. ^ Государственно-управленческая деятель-х ность — это функционирование субъектов ис-

1 полнительной власти и иных звеньев государ-ш ственного управления по реализации их задач ™ и функций. По сути, она представляет собой ^ программный блок прогрессивной модели

< жизнеустройства общества, определяющий ее ^ успешное функционирование.

< Залогом успешной государственно-управ-1= ленческой деятельности является стратегиче-^ ское мышление государственных служащих. ^ Оно должно акцентироваться на возможности,

2 а не на задаче, на будущем, а не на настоящем. И в этом смысле государственно-управленческая деятельность должна опираться на такие принципы, как единоначалие, коллегиальность, гласность, делегирование полномочий, моти-вационность, экономичность и эффективность.

Единоначалие, коллегиальность и гласность сопряжены с распределением полномочий и делегированием их части центральной властью нижестоящим органам государственной власти, представляющим территориальные образования единого политического пространства страны, для создания благоприятных условий жизнедеятельности общества как в текущий момент, так и на долгосрочную перспективу, т. е. для разработки стратегии развития страны.

Стратегия развития является организационным центром прогрессивной модели жизнеустройства общества. Разработка стратегии и создание благоприятных условий для ее реализации является главной задачей органов государственной власти на всех уровнях. Организующая роль стратегии развития в системе жизнеустройства реализуется посредством стратегического планирования, в ходе которого осуществляются стратегический анализ, определение миссии и целей, выбор стратегии и ее выполнение.

Реализация стратегии развития позволяет государству нивелировать внутренние и внешние угрозы, увеличивает стратегические возможности и способствует стратегическому развитию, в ходе которого формируется прогрессивное будущее страны. Стратегическое развитие поддерживается и обеспечивается посредством государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики представляет собой совокупность мер, предпринимаемых правительством для оптимизации экономической среды посредством реализации экономической стратегии, экономического проектирования и экономической политики с целью обеспечения баланса государства, рынка и экономического развития.

Государственное регулирование не тождественно администрированию экономикой. Оно носит ярко выраженный стимулирующий характер и направлено на обеспечение баланса государства и рынка, а также на экономическое развитие, представляющее собой расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики и производительных сил. Государственное регулирование в данном случае играет роль методической основы, с помощью которой реализуется экономическая политика государства в совокупности ее составляющих (рис. 3).

Реализация экономической политики в предложенном виде предполагает достижение двуединой цели формирования устойчивой экономики и устойчивой социальной системы. Устойчивая экономика — это совокупность субъектов хозяйствования, объединенных по имущественному и отраслевому признакам с целью рационального использования ресурсов и обеспечения устойчивого экономического роста. Посредством государственного сектора, доля которого в экономике составляет не менее 68%, государство получает возможность управления экономикой. Это способствует функционированию народного хозяйства в условиях, близких к экономическому оптимуму, обеспечивая возможность более эффективного использования общественных ресурсов и увеличения совокупного продукта [13].

Функционирование устойчивой экономики обеспечивает рациональное использование ресурсов и стабильный экономический рост в условиях постоянных изменений рыночной конъюнктуры, вызванных воздействием глобальных процессов.

Экономика — это еще и среда самореализации общества. Чем более она устойчива к внешним и внутренним изменениям, тем больше шансов появляется у каждого человека достичь успеха в своей деятельности. Устойчивость экономики является необходимой предпосылкой для преодоления социокультурного разрыва между большинством населения России и финансово-экономической верхушкой, которая все сильнее сливается с зарубежным капиталом для дальнейшей совместной эксплуатации ресурсов страны. Все это обеспечит устойчивость социальной системы, развитие общественных отношений и максимально полное удовлетворение общественных потребностей.

Таким образом, функционирование прогрессивной модели жизнеустройства общества в предложенном виде обеспечивает устойчивость экономики и социальной системы в условиях постоянных изменений рыночной конъюнктуры, вызванных воздействием глобальных процессов, негативное влияние которых на результаты экономической деятельности с течением времени постоянно возрастает.

Гуманитарная политика Рыночная политика Финансовая политика Правовая политика Производственная политика

+ + + + +

Духовная политика Политика в сфере ресурсопользования Социальная политика Политика в сфере конституционного права Политика в сфере землепользования

^ ^ ^ ^ ^

Политика в сфере культуры и искусства Политика в сфере отношений собственности Кредитно-денежная политика Политика в сфере административного права Политика в сфере использования трудовых ресурсов

+ + + ^ ^

Научно-техническая политика Конкурентная политика Антиинфляционная политика Политика в сфере трудового права Инвестиционная политика

+ + + + +

Информационная политика Инфраструктурная политика Налоговая политика Политика в сфере финансового права Инновационная политика

^ ^ ^ ^ ^

Образовательная политика Структурная политика Экологическая политика Политика в сфере хозяйственного права Политика в сфере предпринимательства

Рис. 3. Составляющие экономической политики государства

Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы. 1. Главным результатом проведения сравнительного анализа наиболее распространенных в современной практике коммунистической и капиталистической моделей жизнеустройства общества явилось:

◊ выявление необходимости расширения границ сложившихся представлений об особенностях жизнеустройства общества с точки зрения учета факторов, формирующих благоприятные условия для жизнедеятельности населения, оценки степени влияния недостатков коммунистической и капиталистической идеологий на модель жизнеустройства, усиления влияния глобальных процессов на развитие мировой системы жизнеустройства;

◊ выделение цивилизационной культуры в качестве движущей силы жизнеустройства общества, определяющей разработку и реализацию стратегии развития страны и государственного регулирования экономики, осуществляемых в ходе государственно-управленческой деятельности;

◊ понимание необходимости разработки новой методологии формирования жизнеустройства общества, идейный замысел которой должен быть положен в основу структурной организации прогрессивной модели жизнеустройства общества, функционирующей на основе взаимодействия управленческой, государственной и общественной идеологий;

◊ обоснование невозможности создания благоприятных условий для жизнедеятельно-

сти и быта населения в рамках капитали -стической и коммунистической моделей жизнеустройства общества.

2. Выводы, полученные в результате исследования, позволили обосновать новую методологию формирования прогрессивной модели жизнеустройства общества, включающую аргументацию ее структурных элементов — управленческой, государственной и общественной идеологий, — взаимодействие которых лежит в основе государственно-управленческой деятельности, стратегии развития страны и государственного регулирования народного хозяйства и обеспечивает формирование устойчивой экономики и социальной системы.

3. Обоснование взглядов, понятий и идей, изложенных в новой методологии формирования прогрессивной модели жизнеустройства общества, позволило разработать соответствующую логическую системную модель, включающую в себя государственно-управленческую деятельность, стратегию развития страны и государственное регулирование экономики, которые функционируют на основе определенных принципов, функций и методов. Так, в прогрессивной модели жизнеустройства общества роль принципиальной основы играет государственно-управленческая деятельность, функциональной основы — стратегия развития страны, методической — государственное регулирование экономики. Возможность их взаимодействия и совместного функционирования обусловлена действием движущей силы жизнеустройства общества — цивили-зационной культуры, а логика функциони-

рования — государственно-управленческой

ш деятельностью.

х Реализация данной модели способствует

ш успешной трансформации качественного ре-

^ зультата применения предложенного вариан-

s та жизнеустройства общества, выраженного

1 в формировании устойчивой экономики — как ш отражение влияния цивилизационной культу™ ры на результаты экономической деятельности

с общества, в количественный эффект — фор> «

< мирование устойчивой социальной системы ^ как результат воплощения официальной идео-

< логии страны в составляющие прогрессивной i= модели жизнеустройства.

^ Перспективным направлением дальнейших Ei исследований является разработка модели

2 управления жизнеустройством общества и выявление возможностей ее реализации в Российской Федерации.

Литература

1.Александрова Н. А. Роль этических оснований в жизнеустройстве человеческого общества // ГЕО-СИБИРЬ-2010: Сб. мат-лов VI Междунар. науч. конгр. (19-29 апреля 2010 г.). Новосибирск: Изд-во СГГА, 2010. Т. 6. С. 189-192.

2. Скворец В. А. Жизнеустройство народа и моделирование социального организма // Философия и общество. 2013. № 3. С. 87-104.

3. Кирвель Ч. С., Водопьянов П. А. Субъективный фактор как детерминанта жизнеустройства общества // Гуманитарный вестник Запорожской государственной инженерной академии: Сб. науч. тр. 2017. № 69 (1). С. 98-104.

4. Назаретян А. П. Психология в социальном прогнозировании: еще раз о причинных зависимостях // Вопросы философии. 2016. № 7. С. 115129.

5. Гаджиев К. С. Масса. Миф. Государство // Вопросы философии. 2006. № 6. С. 3-21.

6. Сагатовский В. Н. Что такое гуманистическое развитие общества? // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 3. С. 65-83.

7. Дрегало А. А., Ульяновский В. И. От идеи социального порядка к саморазвитию социальных систем // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 6. С.82-91.

8. Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации. 2-е изд. М.: Академич. проект, 2005. 528 с.

9. Луман Н. Общество как социальная система / Пер. с нем. А. Антоновского. М.: Лотос, 2004. 232 с.

10. Редков С. К. Влияние официальной идеологии на мировосприятие личности и правовую культуру современного российского общества // Научный поиск. 2017. № 2. С.41-43.

11. Диспенза Д. Сила подсознания, или Как изменить жизнь за 4 недели. М.: Эксмо, 2013. 480 с.

12. Подгорный В. В. Моделирование — главный принцип структурирования управления социальным развитием общества // Менеджмент в России и за рубежом. 2015. № 2. С.40-48.

13. Подгорный В. В. Устойчивая экономика в условиях глобализации: особенности структурной организации // Экономика и управление. 2017. № 2 (136). С. 49-59.

References

1. Aleksandrova N. A. Rol' eticheskikh osnovaniy v zhiz-neustroystve chelovecheskogo obshchestva [The role of ethical foundations in the life of human society]. GEO-SIBIR'-2010: sb. mat. VI Mezhdunar. nauch. kongr., Novosibirsk, 19-29 apr. 2010 g. [GEO-SIBIR'-2010: Proc. 6th int. sci. congr., Novosibirsk, April 19-29, 2010]. Novosibirsk, Siberian State Geodetic Academy, 2010, vol. 6, pp. 189-192.

2. Skvorets V. A. Zhizneustroystvo naroda i modeliro-vanie sotsial'nogo organizma [A people's life arrangement, and modeling of a social organism]. Fi-losofiya i obshchestvo, 2013, no. 3, pp. 87-104.

3. Kirvel' Ch. S., Vodop'yanov P. A. Sub"ektivnyy faktor kak determinanta zhizneustroystva obshchestva [The subjective factor as a determinant of the life of society]. Gumanitarnyy vestnik Zaporozhskoy gosudarstvennoy inzhenernoy akademii: sbornik nauchnykh trudov, 2017, no. 69 (1), pp.98-104.

4. Nazaretyan A. P. Psikhologiya v sotsial'nom prog-nozirovanii: eshche raz o prichinnykh zavisimostyakh [Psychology in social forecasting: Peering into the system causalities]. Voprosy filosofii, 2016, no. 7, pp.115-129.

5. Gadzhiev K. S. Massa. Mif. Gosudarstvo [Mass. Myth. The state]. Voprosy filosofii, 2006, no. 6, pp. 3-21.

6. Sagatovskiy V. N. Chto takoe gumanisticheskoe raz-vitie obshchestva? [What is the humanistic development of society?]. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya, 2002, no.3, pp.65-83.

7. Dregalo A. A., Ul'yanovskiy V. I. Ot idei sotsial'nogo poryadka k samorazvitiyu sotsial'nykh sistem [From the idea of social order to the self-development of social systems]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2016, no. 6, pp. 82-91.

8. Giddens A. The constitution of society: Outline of the theory of structuration. Cambridge: Polity Press Publ., 1986. 440 p. (Russ. ed.: Giddens A. Ustroenie obshchestva. Ocherk teorii strukturatsii. Moscow: Academic Project Publ., 2005. 528 p.).

9. Luhmann N. Gesellschaft als soziales System [Society as a social system]. Die Gesellschaft der Gesellschaft. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1997, pp. 11-189. (Russ. ed.: Luhmann N. Obshchestvo kak sotsial'naya sistema. Moscow: Lotos Publ., 2004. 232 p.).

10. Redkov S. K. Vliyanie ofitsial'noy ideologii na mi-rovospriyatie lichnosti i pravovuyu kul'turu sovre-mennogo rossiyskogo obshchestva [Influence of official ideology on a person's worldview and on the legal culture of a modern Russian society]. Nauchnyy poisk, 2017, no. 2, pp. 41-43.

11. Dispenza J. Breaking the habit of being yourself: How to lose your mind and create a new one. Ca-risbad, CA: Hay House Publ., 2012. 329 p. (Russ. ed.: Dispenza J. Sila podsoznaniya, ili kak izmen-it' zhizn' za 4 nedeli. Moscow: Eksmo Publ., 2013. 480 p.).

12. Podgornyy V. V. Modelirovanie — glavnyy printsip strukturirovaniya upravleniya sotsial'nym razvitiem obshchestva [Modeling as a key principle of social development structuring of society]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom, 2015, no. 2, pp. 40-48.

13. Podgornyy V. V. Ustoychivaya ekonomika v uslovi-yakh globalizatsii: osobennosti strukturnoy organi-zatsii [A sustainable economy in the context of globalization: Characteristic features of a structural organization]. Ekonomika i upravlenie, 2017, no. 2 (136), pp. 49-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.