Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ КАК ОФИЦИАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ РОССИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

СОЦИАЛЬНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ КАК ОФИЦИАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ РОССИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
146
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы управления
ВАК
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ИДЕАЛЫ / НОРМЫ / ЦЕННОСТИ / СОЗНАНИЕ / УБЕЖДЕНИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / IDEOLOGY / IDEALS / STANDARDS / VALUES / CONSCIOUSNESS / PERSUASION / METHODOLOGY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Подгорный Владимир Васильевич

Постановка проблемы. Рост конкуренции в глобальном мире обусловливает необходимость обеспечения устойчивого развития России. Соответствующая общегосударственная идея является системообразующим элементом официальной идеологии России. Действующая официальная идеология не отвечает требованиям устойчивого развития и соответствует цивилизационной культуре русского народа, что актуализирует необходимость разработки новой официальной идеологии страны.Цель: обоснование методологии формирования структурной организации модели официальной идеологии России.Методологическая база. В работе обоснована методология формирования структурной организации модели официальной идеологии России, включающая аргументацию целесообразности синергии её основных элементов: идеи устойчивого развития страны, соответствующих целей, общечеловеческих идеалов, норм и изменяющихся ценностей, общественного сознания и убеждений.Методы исследования. Для обоснования структурной организации модели официальной идеологии России были использованы методы анализа, синтеза, индукции и дедукции, метод системной идентификации исследуемых объектов.Результаты. Сформирована модель официальной идеологии России, в основе которой положено взаимодействие идеалов, норм и изменяющихся ценностей. Проведён анализ существующих видов идеологий, в результате которого сделан вывод о целесообразности выбора идеологии социального детерминизма в качестве идейно-содержательной основы официальной идеологии России. Обоснована структурная организация и сформирована модель официальной идеологии России, включающая в себя системообразующий элемент - идею устойчивого развития, движущую силу - соответствующие цели, принципиальную основу - идеалы, функциональный центр - нормы, методическую основу - изменение ценностей, регулятор - общественное сознание и регулируемые параметры - убеждения, синергия которых способствует формированию адекватного общественного мировоззрения и менталитета.Практическая значимость. Предложенная модель официальной идеологии страны может быть использована в теории и практике управления развитием России, а также в законотворческом процессе.Научная новизна: состоит в обосновании теоретико-методологического подхода к формированию модели официальной идеологии России в современных условиях глобальной нестабильности.Выводы. Применение официальной идеологии в предложенном виде способствует формированию адекватного общественного мировоззрения и менталитета, поддерживает мотивацию общественных настроений в направлении успешной реализации целей устойчивого развития, а государство при этом становится эффективным лидером и инициатором социальных преобразований в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL DETERMINISM AS THE OFFICIAL IDEOLOGY OF RUSSIA: METHODOLOGICAL ASPECT

Problem definition. The growth of competition in the global world makes it necessary to ensure the sustainable development of Russia. The corresponding national idea is a system-forming element of the official ideology of Russia. The current official ideology does not meet the requirements of sustainable development and corresponds to the civilizational culture of the Russian people, which updates the need to develop a new official ideology of the country.Purpose: to substantiate the methodology for the structural responsibility development of the official ideology model in Russia.Methodological base. The paper substantiates the methodology for the structural responsibility development of the official ideology model in Russia, which includes arguments for the advisability of synergy of its main elements: the idea of sustainable development of the country, relevant goals, universal ideals, standards and changing values, public consciousness and beliefs.Method of research. To substantiate the structural responsibility of the model of the official ideology of Russia, methods of analysis, synthesis, induction and deduction, and the method of system identification of the studied objects were used.Results. A model of the official ideology of Russia is formed. It is based on the interaction of ideals, standards and changing values. The analysis of the existing types of ideologies is carried out, as a result of which the conclusion is made about the expediency of choosing the ideology of social determinism as the ideological and content basis of the official ideology of Russia. The structural responsibility is substantiated and the model of the official ideology of Russia is formed. It includes a strategic element - the idea of sustainability, a driving force - objectives, basic principles - ideals, a functional center - standards, a methodical basis - changing values, a regulator - the public consciousness and adjustable parameters - the persuasion, the synergy of which contributes to the development of an adequate social philosophy and mentality.Practical significance. The proposed model of the official ideology of the country can be used in the theory and practice of managing the development of Russia, as well as in the legislative process.Scientific novelty: it consists in substantiating a theoretical and methodological approach to the formation of a model of the official ideology of Russia in modern conditions of global instability.Conclusions. The use of official ideology in the proposed form contributes to the development of an adequate public outlook and mentality, supports the motivation of public sentiment towards the successful implementation of the sustainable development goals, and the state becomes an effective leader and initiator of social transformations in the country.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ КАК ОФИЦИАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ РОССИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

DOI: 10.22394/2304-3369-2020-4-6-18 ВАК: 22.00.08

СОЦИАЛЬНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ КАК ОФИЦИАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ РОССИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В.В. Подгорный10

аДонецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики

АННОТАЦИЯ:

Постановка проблемы. Рост конкуренции в глобальном мире обусловливает необходимость обеспечения устойчивого развития России. Соответствующая общегосударственная идея является системообразующим элементом официальной идеологии России. Действующая официальная идеология не отвечает требованиям устойчивого развития и соответствует цивилизационной культуре русского народа, что актуализирует необходимость разработки новой официальной идеологии страны.

Цель: обоснование методологии формирования структурной организации модели официальной идеологии России.

Методологическая база. В работе обоснована методология формирования структурной организации модели официальной идеологии России, включающая аргументацию целесообразности синергии её основных элементов: идеи устойчивого развития страны, соответствующих целей, общечеловеческих идеалов, норм и изменяющихся ценностей, общественного сознания и убеждений.

Методы исследования. Для обоснования структурной организации модели официальной идеологии России были использованы методы анализа, синтеза, индукции и дедукции, метод системной идентификации исследуемых объектов.

Результаты. Сформирована модель официальной идеологии России, в основе которой положено взаимодействие идеалов, норм и изменяющихся ценностей. Проведён анализ существующих видов идеологий, в результате которого сделан вывод о целесообразности выбора идеологии социального детерминизма в качестве идейно-содержательной основы официальной идеологии России. Обоснована структурная организация и сформирована модель официальной идеологии России, включающая в себя системообразующий элемент - идею устойчивого развития, движущую силу -соответствующие цели, принципиальную основу - идеалы, функциональный центр - нормы, методическую основу - изменение ценностей, регулятор - общественное сознание и регулируемые параметры - убеждения, синергия которых способствует формированию адекватного общественного мировоззрения и менталитета.

Практическая значимость. Предложенная модель официальной идеологии страны может быть использована в теории и практике управления развитием России, а также в законотворческом процессе.

Научная новизна: состоит в обосновании теоретико-методологического подхода к формированию модели официальной идеологии России в современных условиях глобальной нестабильности.

Выводы. Применение официальной идеологии в предложенном виде способствует формированию адекватного общественного мировоззрения и менталитета, поддерживает мотивацию обще-§ ственных настроений в направлении успешной реализации целей устойчивого развития, а госу-, дарство при этом становится эффективным лидером и инициатором социальных преобразований □□ в стране.

>5 .о

^ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: идеология, идеалы, нормы, ценности, сознание, убеждения, методология, устой-1| чивое развитие.

^иШогГО РИНЦ: 869815

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Подгорный В.В. (2020). Социальный детерминизм как официальная идеология России: методологический аспект // Вопросы управления. № 4. С. 6-18.

Обострение конкуренции на глобальном уровне, политические, экономические и социальные вызовы современности обусловили необходимость поиска решения проблемы устойчивого развития России и всего комплекса связанных с этим вопросов, к которым следует отнести разработку концепции и парадигмы устойчивого развития, изменение формулы жизнеустройства российского общества, формирование и внедрение общегосударственной модели управления Россией и т. д. Сегодня для России жизненно необходимы устойчивость страны, рост качества и уровня жизни населения, стабильность, устойчивое развитие и общественная консолидация. Последнее является особо значимым, поскольку внутреннее единство народа является, прежде всего, его солидарным ответом на дестабилизирующее влияние проблематичной карты социальной реальности и матрицы, по которым создаётся общественное мировоззрение и менталитет.

Формирование общественного мировоззрения и менталитета обусловлено влиянием официальной идеологии, в качестве которой в современной России выступает капитализм. Чуждая по своей природе, насаждающая власть денег в российском обществе, деформирующая коллективистское общественное сознание, эта западная идеология не прижилась в России. Закрепление идеологии капитализма и одновременный запрет на государственную (официальную) идеологию в Конституции России с момента её создания способствовали легитимизации внешнего управления со стороны западного мира. Это обусловило активизацию деградационных процессов во всех сферах общественной жизни, обострило социальную ситуацию в стране и поставило её на грань самоликвидации. Наложение чуждой западной идеологической доктрины на сознание русского человека породило большое количество противоречий в современном российском обществе и обусловило необходимость идеологического возрождения России, её возврат к духовным истокам русской (евразийской) цивилизации.

Изменение сложившейся ситуации возможно лишь при условии разработки новой методологической конструкции официальной идеологии России, которая будет способствовать формированию ценностных установок, направленных на устойчивое развитие страны, формирование соответствующего общественного мировоззрения и менталитета.

Сегодня российское общество находится под тлетворным влиянием западной идеологической доктрины, что не позволяет вырабатывать те идеалы, нормы и ценности, которые бы способствовали воплощению в жизнь задач устойчивого развития. Более того, сегодня, согласно действующей Конституции России, её развитие находится под запретом по причине наличия в статье 13 нормы, не позволяющей стране иметь собственную государственную (официальную) идеологию. А без этого страна обречена на постепенную деградацию, демонтаж государственности и самоликвидацию.

В научной литературе решению проблемы формирования официальной идеологии России отводится достаточно большое внимание. Этой актуальной тематике посвящены многочисленные публикации исследователей, в ряду которых можно выделить работы Е.В. Зарубиной [1, с. 51-53], И.В. Радикова [2, с. 5473], Р.Ю. Царёва [3, с. 20-25], О.В. Вольтер [4, с. 134-139], О.Ю. Ролдугиной [5, с. 86-89], П.Ю. Гурушкина [6, с. 13-19], К.А.Лотарёва [7, с. 34-41] и др.

Спектр высказываемых авторами мнений достаточно широк и разнообразен - от полного неприятия идеи формирования собственной российской официальной идеологии до поощрения идеологического плюрализма. При этом признаётся, что плюрализм идеологий должен иметь закономерный результат - идеологический консенсус в рамках Конституции. Это даёт возможность избежать угрозы подрыва устойчивости и стабильности страны, хаоса и сползания к гражданскому противостоянию.

Следует отметить, что все дискуссии, ведущиеся по поводу идеологических перспектив современной России, в большей степени

представляют собой теоретизирование и обмен мнениями по заявленной тематике и не приводят к обоснованию понятной методологической конструкции, которая могла бы стать основой структурной организации модели официальной идеологии России. Во многом это связано с тем, что исследователи не учитывают весьма значимый аспект современной идейно-политической ситуации, которая неразрывно связана с глобализацией. Официальная идеология России должна быть практическим ответом на глобальные вызовы текущего момента.

Кроме того, официальная идеология должна быть ориентирована на интересы русского народа, который характеризуется полинациональностью и поликонфессиональностью. Она должна руководствоваться здравым смыслом, историческим опытом и цивилизацион-ной принадлежностью территории. В этом самоидентификация русского человека, его ци-вилизационная культура, уходящая корнями в глубокую древность и глубинный смысл общегосударственной идеи, суть которой состоит в устойчивом развитии России. Следует отметить, что термин «национальная идея» в данном случае неуместен, поскольку речь идёт не о смысле существования народа, этноса или нации, а о концепции (замысле), по которой живёт общество и которая отражает собой взгляд каждого человека на свою общую историю, своё настоящее и будущее и способ изменения своей жизни к лучшему в соответствии с происходящими изменениями, каковым является устойчивое развитие страны.

Общегосударственная идея в таком виде даёт толчок к дальнейшему развитию теории устойчивого развития, что позволяет обосновать его цели в рамках каждой из сфер жизни страны и обозначить мотивы для движения общества в этом направлении. Движение общества в направлении устойчивого развития невозможно без осознания определённых идеалов, норм и ценностей и следования им, что обеспечивает адекватное отражение в сознании людей общественного бытия и формирование соответствующих убеждений, формирующих конструктивную направленность поведения общества - обеспечение устойчивого развития страны.

Всё это подводит к выводу о необходимости обоснования методологии, отражающей структуру, логическую организацию, методы формирования официальной идеологии России, направленной на формирование адекватного общественного мировоззрения и менталитета. В этой связи обоснование методологии и формирование на этой основе концептуальной модели официальной идеологии России является актуальной проблемой, требующей неотложного решения.

Цель статьи - обоснование методологии формирования структурной организации модели официальной идеологии России.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

- проанализировано содержание современных идеологий;

- выбран метод моделирования структурной организации модели официальной идеологии России;

- обоснована структурная организация официальной идеологии России и сформирована соответствующая модель.

Для обоснования структурной организации модели официальной идеологии России необходимо, прежде всего, исследовать логическое содержание современных идеологий. Такой подход будет способствовать формированию оптимальной структурной организации модели официальной идеологии России.

Исторически сложились следующие виды идеологий: анархизм, консерватизм, демократия, либерализм, капитализм, социализм, гуманизм, социальный детерминизм [8, с. 13-24]. Результаты исследования содержания идеологий дают основания утверждать, что ни одна из них за исключением идеологии социального детерминизма не даёт исчерпывающего ответа на вопрос, какой же должна быть оптимальная структурная организация официальной идеологии России и как обеспечить формирование адекватного общественного мировоззрения и менталитета, направленного на созидание и устойчивое развитие страны.

Выбор идеологии социального детерминизма обусловлен тем обстоятельством, что сегодня мировое сообщество переживает ци-вилизационный слом, вызванный влиянием

глобальных тенденций, под воздействием которых происходит трансформация системы глобального жизнеустройства. В современном мире, где переплетены между собой проблемы локальной и глобальной значимости, где процессы различной сложности (политические, экономические и социальные) становятся всё более динамичными, особенно возрастает методологическое значение идеологии социального детерминизма.

Доминирующая в общественном сознании на протяжении последних столетий идеология капитализма с её экономической и политической составляющей - либерализмом и демократией - показала свою несостоятельность, поставив мир на грань глобальной катастрофы. Вульгарный характер капитализма, упростившего до крайности смысл жизни человека посредством насаждения в обществе власти денег, определил избыточное потребление в качестве основного принципа жизнедеятельности большей части общества (толпы) и обеспечил возможность обогащаться за счёт этого владельцам средств производства и власть имущему меньшинству (элите).

Кроме того, механизм выживания и воспроизводства капиталистического общества построен на необходимости обеспечивать своё социальное благополучие на основе внешнего управления в отношении других стран, определяющего характер взаимоотношений метрополии и колоний и осуществляемого с целью блокировки возможности их развития, достижения за счёт этого роста конкурентоспособности метрополии и бесконтрольного использования ресурсов колонии в целях получения сверхприбыли. Всё это привело к катастрофическому разрыву между богатыми и бедными, дестабилизации мировых рынков, увеличению количества и глубины кризисов, критическому обострению глобальных интересов стран, что фактически поставило человечество на грань ядерной катастрофы. Всё это и обусловило необходимость смены капиталистической системы жизнеустройства, что сегодня рассматривается как одна из главных возможностей сохранения человеческой цивилизации.

Переход от системы капитализма к системе социального детерминизма сопровождается

сменой научной картины мира и в частности традиционной парадигмы устойчивого развития. Очевидно, что всеобщая неудовлетворённость классическим типом устойчивого развития, основанном на синергии экологического, экономического и социального развития и культивируемым в рамках капиталистической системы, значительно снизила авторитет, привлекательность классической парадигмы устойчивого развития, подтолкнув исследователей к поиску его новой формулы с использованием базы знаний по различным направлениям научной мысли. Вследствие умножения вариантов научного объяснения мира актуализируется полипарадигмальное видение устойчивого развития, особое значение приобретает междисциплинарный подход в исследовании его закономерностей. В условиях проникновения в ранее неизвестные сферы деятельности, выявления новых форм взаимодействия и единства глобального мира, усложнения устойчивого развития, идеология социального детерминизма получила новые импульсы своего развития и практического применения.

В результате возникло новое сочетание системного, диатропического и синергетическо-го видения логики устойчивого развития, воплощённое в идеологии социального детерминизма, которая позволяет в новом ракурсе, с новых методологических посылок решать проблему детерминированности устойчивого развития России, усложнения хода истории, повышения ответственности государства и общества за уровень развития страны и её роль в современном мире.

Исследование логики и особенностей идеологии социального детерминизма показало, что формирование адекватного общественного мировоззрения и менталитета невозможно без наличия в структуре официальной идеологии трёх базовых элементов, определяющих направленность, регламентацию и значимость деятельности общества по обеспечению устойчивого развития страны. В этой связи в структурной организации официальной идеологии следует различать общечеловеческие идеалы, нормы и ценности. Поэтому для обоснования модели официальной идеологии

России, в качестве идейно-содержательной основы которой выступает социальный детерминизм, необходимо сформулировать базовую идею, раскрывающую содержание методологического подхода к формированию её структурной организации, реализация которого предполагает синергию трёх основных элементов:

- высших ценностей, стремление к которым активизирует побудительные мотивы в общественном поведении для поддержания стремления к развитию и обеспечения за счёт этого функциональности страны в стабильном режиме - идеалов;

- правил или предписаний, действующих в каждой сфере жизни страны и требующих своего выполнения - норм;

- понятийныхуниверсалий, обозначающих в самом общем виде значимость деятельности общества по обеспечению устойчивого развития - ценностей.

При формировании модели официальной идеологии России был применён авторский

метод системной идентификации исследуемых объектов, являющийся оптимальным способом научного исследования и позволяющим объективно и всесторонне анализировать и выявлять рабочие параметры официальной идеологии [9, с. 87].

Моделирование, проведённое с помощью метода системной идентификации исследуемых объектов, позволило выявить характерные особенности официальной идеологии России, которую можно представить как структурную организацию идеологической деятельности органов государственной власти, направленную на воплощение общегосударственной идеи устойчивого развития страны в рамках поставленных целей, реализация которых обеспечивается посредством общечеловеческих идеалов, норм и меняющихся ценностей для формирования соответствующей установки в общественном сознании и убеждений с целью формирования адекватного общественного мировоззрения и менталитета (рис. 1).

Рисунок 1 - Структурная организация модели официальной идеологии России Figure 1 - Structural organization of the model of the official ideology of Russia

Официальная идеология в силу своей нацеленности на общественное мировоззрение и менталитет отражает общегосударственную идею устойчивого развития страны, осуществляемого в рамках всех сфер жизни страны, которая представлена как совокупность масштабных, разумных и хорошо обоснованных предложений по поводу того, как сделать жизнь в России лучше. Общегосударственная идея устойчивого развития выражает необратимое, направленное, закономерное изменение страны, которое должно привести к возникновению её нового качественного состояния. Это духовное явление, способное консолидировать общество, объединить интересы людей, обеспечив тем самым единство и сплочённость особой общности - народа. Духовно единый народ, объединённый общегосударственной идеей устойчивого развития, становится творцом, формирующим новую реальность в соответствии с определённым замыслом [10, с. 78-92].

Общегосударственная идея устойчивого развития России как мысленный прообраз развития России, выделяющий её основные, главные и существенные черты, являющаяся результатом осмысления закономерностей устойчивого развития и углубления познания этого процесса, транслируется на основные сферы жизни страны: сферу управления, организационную сферу, сферу государственного строительства, а также институциональную, политическую, экономическую и социальную сферы. После этого проводится анализ состояния каждой сферы жизни России и выявляются перспективы их качественного изменения.

Результаты анализа позволяют обосновать и сформулировать цели устойчивого развития - ориентиры, - в направлении которых следует двигаться обществу в ходе осуществления созидательной деятельности, обозначить проекцию дальнейшего познания и практического преобразования России в целесообразном контексте.

В наиболее общем виде генеральные цели устойчивого развития в рамках вышеназванных сфер жизни России можно представить следующим образом:

- сфера управления - достижение социально значимых результатов;

- организационная сфера - преобразование культуры и социального поведения;

- сфера государственного строительства -повышение эффективности государственной власти;

- институциональная сфера - совершенствование стимулов для хозяйствующих субъектов;

- политическая сфера - улучшение взаимодействия власти и народа;

- экономическая сфера - создание материальных предпосылок для повышения благосостояния общества;

- социальная сфера - обеспечение роста качества и уровня жизни населения.

В процессе формирования структурной организации модели официальной идеологии представляется особо значимым не только сформулировать общегосударственную идею устойчивого развития России и поставить соответствующие цели, но и обеспечить возможность формирования необходимых для этого установок в общественном сознании и соответствующих убеждений. Здесь следует учитывать, что достижением поставленных целей развитие не заканчивается. Оно должно иметь продолжение (воспроизводиться) и иметь положительную динамику, т. е. быть устойчивым. Для обеспечения преемственности положительных целей устойчивого развития, т. е. постановки целей более высокого порядка после достижения поставленных целей на предыдущем этапе, и поддержания тем самым состояния постоянной целеустремлённости общества необходим соответствующий механизм. Его формирование обеспечивается посредством включения в структурную организацию модели официальной идеологии трёх ключевых элементов - общечеловеческих идеалов, норм и изменяющихся ценностей.

Идеалы как принципиальная основа официальной идеологии представляют собой высшие ценности, генерируемые общественным сознанием и отражающие представления о совершенном устройстве жизни страны. Они есть суть, отражение исторического опыта общественной жизнедеятельности. Стремление к идеалам (законность, учёт различных интересов, триединство власти, государственный суверенитет, гуманизм, профессионализм, вы-

ражение воли народа) позволяет создать требуемую социально-психологическую установку в обществе, способствующую формированию общественной нравственности и солидарности, которые на этапе регламентации деятельности общества посредством установления норм трансформируются в общественное самосознание и саморазвитие.

Поэтому стремление к идеалам неразрывно связано с соблюдением норм (правил, регулирующих общественное поведение), совокупность которых образует функциональную основу официальной идеологии России: корпоративные нормы, нормы права, нормы морали (нравственности) и нормы обычаев. По сути норма есть то, что является этически обоснованным, нормальным с точки зрения общепринятого понимания. Это правила внешнего поведения, которые рассматриваются членами социального объединения как обяза-тельныелибо на основании непосредственных условий жизни страны, либо на основании какого-либо общественного авторитета.

Функции официальной идеологии способствуют ориентации представлений общества о собственном будущем, устойчивом развитии, принципах деятельности власти, мобилизуют общество и консолидируют общественные усилия в направлении созидания и прогресса, сглаживают социальные противоречия. Тем самым обществу задаются определённые ценностные ориентации, которые, впрочем, могут не всегда совпадать с ценностными ориентациями личности, которые формируются под влиянием разнообразных факторов. В этой связи актуализируется необходимость приведения системы ценностных ори-ентаций в состояние, способствующее устойчивому развитию России путём коррекции направленности поведения общества в соответствующем направлении на основе изменения ценностных установок. Поэтому осуществление официальной идеологией своих функций предполагает изменение ценностей, структура которых представлена на рисунке 2.

Ключевые взаимосвязанные и взаимообусловленные ценности официальной идеологии России, к которым относятся информация, рынок, финансы, право и промышленное производство, определяют логику и со-

держание воспроизводственного процесса в масштабе страны в виде следующего алгоритма: формирование установки в общественном сознании на конструктивную деятельность по обеспечению устойчивого развития страны ^ установление баланса совокупного спроса и предложения ^ оптимизация финансовых потоков в экономике ^ правовая регламентация жизнедеятельности общества ^ создание благоприятных условий для эффективного использования факторов производства. Такой подход позволит формировать и аккумулировать собственные средства, полученные в результате эффективного функционирования промышленного производства не за счёт добычи и экспорта сырья, а на основе его глубокой высокотехнологичной переработки, для последующего их инвестирования и реинвестирования в реальный сектор, обеспечивая тем самым независимость экономики России от внешних заимствований и реальную возможность устойчивого развития страны.

Структура вышеперечисленных ценностей не является жёсткой конструкцией и подвержена постоянным изменениям, происходящим в экономике под влиянием динамично меняющихся условий жизни страны, под которой понимается активная форма существования общества в совокупности управленческих, организационных, государственных, институциональных, политических, экономических и социальных процессов, обеспечивающих адаптацию общества к окружающей среде. Меняется жизнь страны - меняется её экономика, что, в свою очередь, стимулирует дальнейшие изменения жизни страны. В этом заключена логика взаимосвязи и взаимообусловленности экономики и жизни страны.

Изменение ценностей не происходит самопроизвольно, оно обусловлено трансформацией официальной идеологии. Изменение ценностей, происходящее в результате трансформации официальной идеологии страны, неизбежно приводит к изменению ценностных ориентаций общества и способствует его адаптации к динамичным изменениям жизни страны, которые затрагивают все её сферы. В процессе трансформации официальной идеологии страны происходит преобразование одного её вида в другой в соответ-

ствии с изменением области её применения - сферой жизни страны: идеология управления ^ организационная идеология ^ государственная идеология ^ институциональная идеология ^ политическая идеология ^ экономическая идеология ^ общественная идеология (табл. 1). При этом отличительной чертой, характеристикой динамики ценностей являются:

- их рационализация;

- снижение влияния мифологизированных целей и средств, далёких от собственных потребностей общества как конкретного субъекта поведения;

- обеспечение баланса материальных и духовных ценностных приоритетов.

Тем самым, после принятия и утверждения обществом новых ценностей в результа-

те их изменения, последние становятся обобщенными и устойчивыми мотивационно-ценностными ориентациями, регулирующими поведение и деятельность общества. Последнее есть результат восприятия и понимания окружающей действительности, способности общества осмысленно воспринимать окружающее, т. е. общественного сознания. В этом проявляется связь ценностей и сознания, отражающая избирательность сознания, его ориентацию на выработанные обществом и принятые им ценности. Чем выше нравственный уровень ценностей, тем выше уровень сознания. Чем выше уровень сознания, тем более восприимчивыми и целостными становятся люди.

Традиционно сознание классифицируют в пределах трёх уровней: высокий, средний

Информация (гуманитарные ценности)

Образовательные ценности

Информационные ценности

Научно-технические ценности

Культурные ценности

Духовные ценности

Стремление к идеалам

Выполнение норм

3

Изменение ценностей

i > 1 1

Рынок (рыночные ценности) Финансы (финансовые ценности) Право (правовые ценности) Производство (производственные ценности)

V V V V

Структурные ценности Ценности социальной защиты населения Хозяйственно-правовые ценности Предпринимательские ценности

V 11 V ^ 1

Инфраструктурные ценности Налоговые ценности Ценности трудового права Инновационные ценности

i i А

Конкурентные ценности Антиинфляционные ценности Финансово-правовые ценности Инвестиционные ценности

i > 4 X

Имущественные ценности Денежно-кредитные ценности Административные ценности Ценности использования трудовых ресурсов

> 1

Ценности ресурсо-пользования Экологические ценности Конституционно-правовые ценности Ценности землепользования

Изменение сознания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование убеждений

Рисунок 2 - Логическая схема стректуры ценностей Figure 2 - Logical diagram of the structure of values

Таблица 1 - Логическая схема трансформации официальной идеологии Table 1 - Logical diagram of the transformation of the official ideology

Меха- Сферы жизни России

низм Управленческая Организацио- Сфера государ- Институцио- Политическая Экономическая Социальная

офици- сфера нная сфера ственного нальная сфера сфера сфера сфера

альной строительства

идеоло- Составляющие официальной идеологии страны

гии Управленческая Организацион- Государственная Институцио- Политическая Экономическая Социальная

страны идеология ная идеология идеология нальная идеол. идеология идеология идеология

Идеалы 1. Единоначалие 1. Централизм 1. Новаторство 1. Институто- 1. Служение 1. Информаци- 1. Свобода

2. Коллегиаль- 2. Автономность 2. Интенсифика- центризм 2. Инициатив- онная свобода личности

ность 3. Законность ция производ- 2. Несводимость ность 2. Экономиче- 2. Свобода

3. Гласность 4. Плановость ства 3. Методологи- 3. Публичность ская свобода самореализации

4. Делегирова- 5. Непрерыв- 3. Экономиче- ческий социа- 4. Моральность 3. Обязатель- 3. Причастность

ние полномочий ность ский рост лизм 5. Полная ность налогооб- к обществу

5. Мотивацион- 6. Оптималь- 4. Сбалансиро- 4. Единство рациональность ложения 4. Духовность

ность ность ванность 5. Взаимозави- 6. Системность 4. Распределение 5. Равенство

6. Экономич- 7. Эффектив- 5. Социальная симость 7. Эффектив- ресурсов перед законом

ность ность стабильность 6. Историзм ность 5. Стимулирова- 6. Социальная

7. Эффектив- 6. Стимулирова- 7. Холизм или ние. справедливость

ность ние междисципли- 6. Эффектив- 7. Социальное

7. Результатив- нарный подход ность благополучие

ность 7. Устойчивость

Нормы 1. Корпоративные нормы. 2. Нормы права 3. Нормы морали (нравственности). 4. Нормы обычаев.

Ценно- 1. Психологиче- 1. Порядочность 1. Права челове- 1. Образование 1. Общественная 1. Информация 1. Личная неза-

сти ский климат 2. Творческий ка 2. Права соб- безопасность 2. Рынок висимость

2. Организаци- подход 2. Защита обще- ственности 2. Международ- 3. Финансы 2. Трудолюбие

онный порядок 3. Сотрудниче- ственных цен- 3. Заработная ная безопас- 4. Право 3. Ориентация

3. Стимулирова- ство ностей плата ность и сотруд- 5. Промышлен- на прошлое,

ние 4. Исполнитель- 3. Защита кон- 4. Законы ничество ное производ- настоящее и

4. Администри- ность ституционного 5. Работа 3. Патриотизм ство будущее

рование 5. Самостоятель- строя 4. Гуманность 4. Профессиона-

5. Самооргани- ность 4. Устойчивое 5. Свобода лизм

зация развитие страны 5. Стремление к

5. Укрепление достижениям

межнациональ-

ного согласия

Цели Достижение Преобразование Повышение Совершенство- Улучшение Создание Рост качества и

разви- социально культуры и эффективности вание стимулов взаимодействия материальных уровня жизни

тия значимых социального государствен- для хозяйствую- власти и народа предпосылок населения

сфер результатов поведения ной власти щих субъектов для повышения

жизни благосостояния

страны общества

Цель трансформации официальной идеологии - адаптация общества к изменениям внешней среды посредством изменения общественного сознания и убеждений

и низкий. С переходом на более высокий уровень сознания человек приобретает способность к рефлексии (умение человека осознанно направлять внимание вглубь себя, наблюдать своё психическое пространство, сосредотачиваясь на внутреннем содержании) способности мыслить, рассуждать глубоко и осознанно, иметь твёрдые убеждения и соответствующие переживания [11, с. 96-99].

В каждом человеке заключена сила убеждения, которая способна преодолевать сопротивление влияния внешних факторов, удерживающих сознание на низших уровнях, и переводить его на более высокий уровень, на котором становится возможной реализация целей и задач устойчивого развития России. Убеждения и есть те самые программы, которые определяют жизненные переживания

человека. Переживания человека, происходящие в его сознании, воплощаются в соответствующих мыслеформах. Этот волновой поток психической энергии, преобразуясь в физическую энергию, производит воплощение человеческой мысли в жизненную реальность. Это указывает на то, что существующая и динамично меняющаяся реальность формируется под воздействием силы убеждений.

Поэтому одна из главных задач конструктивного и прогрессивного по своему характеру идеологического воздействия государства на общество состоит в том, чтобы вывести общество на более высокий уровень сознания с тем, чтобы обеспечить такую силу убеждений, которая бы обеспечивала проявление конечного результата совместной деятельности го-

сударства и общества в реальности, т. е. материализовала бы устойчивое развитие России.

Убеждения несут в себе единое субъективно-объективное начало, обеспечивают осуществление оценки, целеполагания, выбор конструктивных действий. Под воздействием убеждений в обществе начинает формироваться система взглядов, оценок и образных представлений о стране и месте в ней каждого человека, общее отношение человека к окружающей действительности, к самому себе, т. е. общественное мировоззрение. Для него характерно восприятие мира как целостного явления, достигаемого посредством возвышения над существующей реальностью, что возможно лишь при наличии жизненного опыта. Общественное мировоззрение выступает, прежде всего, как определённым образом упорядоченная система. Именно системный характер мировоззрения способствует формированию целостности общества, рациональности его поведения и адекватного отношения к происходящим в стране и мире событиям.

Под воздействием формирующегося мировоззрения с течением времени у людей начинает вырабатываться соответствующий склад ума, совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, отражающих суть общественного менталитета. Менталитет как сформировавшийся на базе социального и духовного опыта, а также мировоззренческих установок предыдущих поколений устойчивый комплекс представлений и проявлений общества обусловливает его сознание и поведение. Менталитет создаёт требуемые условия для творческого приспособления личности к среде обитания и деятельностного её преобразования, в ходе которого обеспечивается как развитие самой личности, так и общества в целом.

В результате общество становится способным адекватно воспринимать окружающую действительность и осознанно направлять своё поведение в конструктивное русло решения задач устойчивого развития, а государство при этом становится эффективным лидером и инициатором социальных преобразований на своей территории, своевременные и эффективные решения которого будут спо-

собствовать выстраиванию доверительных отношений между государством и обществом, способствовать формированию атмосферы плодотворного сотрудничества между ними и способствовать поддержанию устойчивости России, росту качества и уровня жизни населения. Это обеспечит России лидерскую позицию в мировом сообществе, укрепит её влияние в глобальной среде, повысит уровень экономического и социального развития и обеспечит создание необходимых условий для интеграции на постсоветском пространстве.

Научная значимость исследования состоит:

- в обосновании структурной организации модели официальной идеологии России, методологический подход к формированию которой заключается в изменении действующей в России идеологии капитализма, а именно переходе от методов, направленных на укрепление власти денег в обществе и формирование потребительских настроений в обществе, что способствует возникновению кризисных ситуаций в экономике и социальной дифференциации, к методам, предписывающим императив принципа социальной справедливости в общественных отношениях, укрепляющим гармонию духовного и материального в общественной жизни, обеспечивающим свободу самореализации и гармоничного развития личности, способствующим устойчивому развитию страны;

- в формировании логической модели официальной идеологии России, применение которой способствует формированию адекватного общественного мировоззрения и менталитета, что во многом определяет устойчивость страны, рост качества и уровня жизни населения и отвечает государственной стратегии, направленной на общественную консолидацию и единение, активизацию новаторского потенциала общества, обеспечение достойного уровня жизни населения.

Практическая значимость полученных в результате проведения исследования результатов определяется тем, что основные научные положения доведены до уровня конкретных практических рекомендаций по формированию модели официальной идеологии России.

Перспективным направлением будущих исследований является разработка модели куль-

туры российского государства, формирующейся под воздействием официальной идеологии страны и определяющей процессы са-

мообучения и саморазвития государственных служащих и повышение эффективности деятельности государственных структур.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Зарубина Е.В. (2016). Проблема формирования общенациональной идеологии в России // Манускрипт. № 11 (73). С. 51-53.

2. Радиков И.В. (2019). Поиск идеологических ориентиров в постсоветской России // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. № 1 (834). С. 54-73.

3. Царёв Р.Ю. (2017). Какая идеология нужна современной России? // Социум и власть. № 5 (67). С. 20-25.

4. Вольтер О.В. (2009). Феномен идеологии в современной России // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. № 1 (15). С. 134-139.

5. Ролдугина О.Ю. (2014). Национальная идеология и её роль в управлении российским обществом в условиях глобализации // Вестник университета. № 4. С. 86-89.

6. Гурушкин П.Ю. (2015). Консервативные идеологии в политической системе современной России: концепции, тенденции и применение в

государственном управлении // Вопросы управления. № 4. С. 13-19.

7. Лотарёв К.А. (2016). К вопросу интерпретации и поиска идеологии: возможности консерватизма в условиях идеологической конвергенции современной России (часть 1) // Философия права. №3 (76). С. 34-41.

8. Подгорный В.В. (2016). Феномен идеологии в управлении социальным развитием общества // Вопросы управления. № 2 (20). С. 13-24.

9. Подгорный В.В. (2015). Моделирование -главный принцип структурирования управления социальным развитием общества // Менеджмент в России и за рубежом. № 2. С. 40-48.

10. Подгорный В.В. (2019). Особенности устойчивого развития и технология его обеспечения на государственном уровне // Менеджер. № 4 (90). С. 78-92.

11. Кривошеин И.Т. (2011). О сущности сознания // Вестник Томского государственного университета. № 348. С. 96-99.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:

Подгорный Владимир Васильевич — доктор экономических наук, доцент; Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики (83015, Донецк, ул. Челюскинцев, 163а); vlad60127@mail.ru.

SOCIAL DETERMINISM AS THE OFFICIAL IDEOLOGY OF RUSSIA:

METHODOLOGICAL ASPECT

V.V. Podgomyy20

"Donetsk Academy of Management and Civil Service under the Head of the Donetsk People's Republic ABSTRACT:

Problem definition. The growth of competition in the global world makes it necessary to ensure the sustainable development of Russia. The corresponding national idea is a system-forming element of the official ideology of Russia. The current official ideology does not meet the requirements of sustainable development and corresponds to the civilizational culture of the Russian people, which updates the need to develop a new official ideology of the country.

2RSCIAuthorID: 869815

Purpose: to substantiate the methodology for the structural responsibility development of the official ideology model in Russia.

Methodological base. The paper substantiates the methodology for the structural responsibility development of the official ideology model in Russia, which includes arguments for the advisability of synergy of its main elements: the idea of sustainable development of the country, relevant goals, universal ideals, standards and changing values, public consciousness and beliefs.

Method of research. To substantiate the structural responsibility of the model of the official ideology of Russia, methods of analysis, synthesis, induction and deduction, and the method of system identification of the studied objects were used.

Results. A model of the official ideology of Russia is formed. It is based on the interaction of ideals, standards and changing values. The analysis of the existing types of ideologies is carried out, as a result of which the conclusion is made about the expediency of choosing the ideology of social determinism as the ideological and content basis of the official ideology of Russia. The structural responsibility is substantiated and the model of the official ideology of Russia is formed. It includes a strategic element - the idea of sustainability, a driving force - objectives, basic principles - ideals, a functional center - standards, a methodical basis - changing values, a regulator - the public consciousness and adjustable parameters -the persuasion, the synergy of which contributes to the development of an adequate social philosophy and mentality.

Practical significance. The proposed model of the official ideology of the country can be used in the theory and practice of managing the development of Russia, as well as in the legislative process.

Scientific novelty: it consists in substantiating a theoretical and methodological approach to the formation of a model of the official ideology of Russia in modern conditions of global instability.

Conclusions. The use of official ideology in the proposed form contributes to the development of an adequate public outlook and mentality, supports the motivation of public sentiment towards the successful implementation of the sustainable development goals, and the state becomes an effective leader and initiator of social transformations in the country.

KEYWORDS: ideology, ideals, standards, values, consciousness, persuasion, methodology, sustainable development.

FOR CITATION: Podgornyy VV. (2020). Social determinism as the official ideology of Russia: methodological aspect, Management Issues, no. 4, pp. 6-18.

REFERENCES

1.Zarubina E.V. (2016). The problem of the formation of a nationwide ideology in Russia, Manuscript, no. 11 (73), pp. 51-53.

2. Radikov I.V. (2019). Search for ideological guidelines in post-Soviet Russia, Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Social Sciences, no. 1 (834), pp. 54-73.

3. Tsarev R.Yu. (2017). What ideology does modern Russia need?, Society and Power, no. 5 (67), pp. 20-25.

4. Volter O.V. (2009). The phenomenon of ideology in modern Russia, Bulletin of the Volgograd State University. Series 4. History, no. 1 (15), pp. 134-139.

5. Roldugina O.Yu. (2014). National ideology and its role in the management of Russian society in the context of globalization, University Bulletin, no. 4, pp. 86-89.

6. Gurushkin P.Yu. (2015). Conservative ideologies in the political system of modern Russia: concepts, trends and application in public administration, Management Issues, no. 4, pp. 13-19.

7. Lotarev K.A. (2016). On the question of interpretation and search for ideology: the possibilities of conservatism in the conditions ofideological convergence of modern Russia (part 1), Philosophy of Law, no. 3 (76), pp. 34-41.

8. Podgorny VV. (2016). The phenomenon ofide-ology in the management of social development of society, Management Issues, no. 2 (20), pp. 13-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Podgorny VV. (2015). Modeling is the main principle of structuring the management of social development of society, Management in Russia and Abroad, no. 2, pp. 40-48.

10. PodgornyVV. (2019). Features of sustainable 11. Krivoshein I.T. (2011). On the essence of

development and technology of its support at the consciousness, Bulletin of Tomsk State University, state level, Manager, no. 4 (90), pp. 78-92. no. 348, pp. 96-99.

AUTHORS' INFORMATION:

Vladimir V. Podgornyy — Advanced Doctor in Economic Sciences, Associate Professor; Donetsk Academy of Management and Civil Service under the Head of the Donetsk People's Republic (163a, Chelyuskintsev St., Donetsk, 83015); vlad60127@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.