Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ КАК МЕТОД СОЗДАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА БАНКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ КАК МЕТОД СОЗДАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА БАНКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инструменты продвижения / финансовая грамотность / целевые аудитории / имидж / репутация / promotion tools / financial literacy / target audiences / image / reputation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — П.Н. Новокшонова, С.В. Стрельникова

В данной статье рассматриваются инструменты улучшение имиджа через формирование финансовой грамотности молодого поколения. Изучен опыт российских банков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FINANCIAL LITERACY PROGRAMS AMONG TEENAGERS AS A METHOD OF CREATING A POSITIVE IMAGE OF BANKS

This article discusses the tools to improve the image through the formation of financial literacy of the younger generation. Consider the experience of Russian banks.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ КАК МЕТОД СОЗДАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА БАНКОВ»

Секция «Фундаментальные; и прикладные проблемы гуманитарных наук»

УДК 070+654.19

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ КАК МЕТОД СОЗДАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА БАНКОВ

П. Н. Новокшонова* Научный руководитель - С. В. Стрельникова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: *novoksonovapolina@gmail.com

В данной статье рассматриваются инструменты улучшение имиджа через формирование финансовой грамотности молодого поколения. Изучен опыт российских банков.

Ключевые слова: инструменты продвижения, финансовая грамотность, целевые аудитории, имидж, репутация.

FORMATION OF FINANCIAL LITERACY PROGRAMS AMONG TEENAGERS AS A METHOD OF CREATING A POSITIVE IMAGE OF BANKS

P. N. Novokshonova Scientific supervisor - S. V. Strelnikova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: *novoksonovapolina@gmail.com

This article discusses the tools to improve the image through the formation of financial literacy of the younger generation. Consider the experience of Russian banks.

Key words: promotion tools, financial literacy, target audiences, image, reputation.

В условиях нестабильной экономической ситуации умение правильно распоряжаться денежными средствами становиться актуально не только взрослому поколению, но и подрастающему. Поэтому, формирование и развитие финансовой грамотности населения является трендовым направлением современного общества. Развитие данного тренда учитывается банками при формировании коммуникационной программы. Банковские структуры регулярно обновляют форматы и методы для продвижения «экономической подкованности», в частности, в целях сохранения и улучшения собственной репутации.

По данным аналитического центра «НАФИ», 75% подростков хотели бы повышать свою финансовую грамотность [1]. Для начала рассмотрим эффективность применения обучения финансовой грамотности, направленной на подростков. Данный возраст отличается наиболее высоким уровнем усвоения информации при том случае, если формат ее подачи заинтересует школьника. Основными методами привлечения внимания подростков являются интерактивные занятия, игры и системы поощрений.

Одним из первых банков, продвигающих финансовую грамотность среди молодёжи, стал крупнейший универсальный банк России и Восточной Европы - «СберБанк». Пройдя ребрендинг в 2020 году, банк не прекращал своё развитие во всех сферах жизни общества, постепенно вводя новые суббренды. Особенное внимание «Сбер» уделил развитию

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

экономической грамотности среди школьников. Например, фонд «Сбера» «Вклад в будущее» подготовил ряд интерактивных образовательных материалов для детей и подростков. Стоит отметить, что данные разработки активно интегрируются в образовательные программы школьников с 7 по 11 класс и поддерживаются Министерством Образования РФ [2].

Разберём рекламную значимость мероприятий для банка. Одним из первых достоинств такого метода продвижения стало поддержание репутации банка в лице его потенциальных клиентов - родителей несовершеннолетних школьников. Наблюдая за тем, с какой заботой «Сбер» относится к детям, потенциальные клиенты будут уверенны, что с таким же вниманием и заботой отнесутся к ним и их финансам.

Следующим положительным откликом для «Сбера» стала так называемая «подготовка будущих клиентов». Пока дети не являются работоспособными и имеющими собственные финансы, банк предоставляет карты для молодёжи и ряд льгот и скидок. «Будущий клиент» запоминает «Сбер» как качественный и лояльный банк, а, следовательно, с большой вероятностью в будущем обратится к нему для решения более серьёзных финансовых дел.

Таким образом, программа формирования финансовой грамотности «Сбера» может быть эффективна не только в образовательных целях, но и в целях улучшения имиджа банка, привлечения новых клиентов.

Следующим по масштабности стал «Газпромбанк» - банк, не имеющий физических филиалов. В отличие от предыдущего примера, банк предлагает услуги по обучению финансовой грамотности не только для детей, но и для взрослых. Более того, программа такого обучения является платной и закрытой, будто дублируя концепцию «Газпромбанка» как одного из самых конфиденциальных банков России. Среди предложений банка: «школы» финансовой грамотности, технологий будущего и юного инвестора [3].

Разбирая методы продвижения финансовой грамотности «Газпромбанка», стоит отметить, что банк не отходит от собственного имиджа - он специализируется на бизнесе и инвестировании, а, следовательно, предлагает услуги по обучению аналогичного направления. Эффективен ли такой метод продвижения? Вероятнее всего, люди старше 18 лет будут заинтересованы в изучении методов инвестирования в личных целях. Однако для исследуемой целевой аудитории это едва ли окажется актуальным.

Таким образом, мы можем прийти к выводу, что программа данного банка с учетом их специфики направлена не столько на подростков, сколько на молодое поколение возрастом от 18 лет.

Одним из крупнейших коммерческих интернет-банков России, осуществляющих рекламную политику, направленную на молодое поколение, является банк «Тинькофф». Основной акцент для привлечения молодых людей сделан на систему «кешбэк» и брендированное оформление карт. Кроме этого, для привлечения потенциальных и будущих клиентов банка разработана программа «Тинькофф Журнал», где непосредственно рассмотрен топ самых актуальных вопросов в сфере финансовой грамотности для подростков [4]. Такой метод продвижения формирует у потенциального клиента чувство нужности и важности собственного выбора. Банк не принуждает изучать данную информацию, а предоставляет выбор среди ряда бытовых вопросов, способствующих улучшению знаний о хранении и распределении финансов.

Стоит отметить, что банк сохраняет репутацию современного интернет-банка. Сфера освещения экономической грамотности для подростков в данном случае может служить инструментом поддержания репутации банка «Тинькофф».

Вопрос актуальности продвижения финансовой грамотности среди подрастающего поколения остаётся открытым. При интенсивной работе банка в сфере сотрудничества с Министерством Образования России такой метод продвижения привлекает колоссальное количество потенциальных и будущих клиентов, формирует и улучшает репутацию банка. В противном случае, обучение финансовой грамотности от банков имеет место быть лишь в

Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»

целях финансового дохода. Это актуально в случае, когда услуга является платной, а тематически мало привлекательна для большинства потенциальных клиентов. Подводя итог вышесказанному, мы убеждаемся, что инструменты формирования и поддержания репутации организации эффективны лишь при его добросовестном использовании.

Библиографические ссылки

1. Аналитический центр «НАФИ» [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/75-podrostkov-khotyat-povyshat-svoyu-finansovuyu-gramotnost/ (дата обращения: 30.03.2022).

2. СберБанк [Электронный ресурс]. URL: https://www.sberbank.com/ru/news-and-media/press-releases/ (Дата обращения: 30.03.2022).

3. Газпромбанк [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazprombank.ru/private/ (дата обращения: 31.03.2022).

4. Тинькофф Журнал [Электронный ресурс]. URL: https://journal.tinkoff.ru/selected/baby/ (дата обращения: 31.03.2022).

© Новокшонова П. Н., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.