продуктивности обучения;
первичности образовательной продукции;
- ситуативности обучения;
- образовательной рефлексии [5].
Выводы. Резюмируя вышеизложенное, заключим, что формирование коммуникативной компетентности будущих педагогов на основе идей личностно-ориентированного подхода основывается на позициях направленности учебного процесса на развитие личности студента, максимального содействия его коммуникативному развитию, утверждению субъектной роли студента в процессе обучения.
Реализация формирования коммуникативной компетентности будущих учителей в контексте личностно-ориентированного подхода возможна путем соблюдения профессионально-педагогических, психологических и методических условий, а также на основе учета принципов анализируемого в данном исследовании концептуального подхода.
Литература:
1. Буртовая Н.Б. Изучение коммуникативной компетентности педагогов-психологов // 8-я Всеросс. конф. студ., аспирантов и молод. ученых «Наука и образование». - Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. - Т. 2, ч. 2. -С. 19-21.
2. Жуков Ю.П. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю.П.Жуков, Л.А.Петровская, П.В. Растянников. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 96 с.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
4. Селевко, Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование. - 2004. - № 4 (№ 1337). - С. 138-142.
5. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения: пособие для учителя / А.В. Хуторской. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 383 с.
6. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996. - 96 с.
Педагогика
УДК 378:371.13:371.38
доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной и инновационной деятельности Гордиенко Татьяна Петровна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь); ассистент Смирнова Оксана Юрьевна
Институт экономики и управления (структурное подразделение) Федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ
МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы, возникающие при получении обучающимися профессионального образования в образовательных организациях высшего образования, а также формирования профессиональных способностей у обучающихся в образовательных организациях высшего образования, с помощью ментальных карт. Использование ментальных карт на семинарских занятиях относится к современным методикам структурирования научной информации и учебного материала. Ментальная карта способствует творческому мышлению, запоминанию и организации умственной деятельности.
Ключевые слова: образовательная организация высшего образования, обучающиеся, профессиональное образование, самостоятельная работа, семинарские занятия, ментальные карты.
Annotation. The article deals with the problems that arise when students receive professional education in educational institutions of higher education, as well as the formation of professional abilities among students in educational institutions of higher education, with the help of mental maps. The use of mental maps in seminary classes refers to modern methods of structuring educational material and scientific information. The mental map promotes creative thinking, remembering and organizing mental activity.
Keywords: educational organization of higher education, students, professional education, independent work, seminars, mental maps.
Введение. Многие проблемы, возникающие у обучающихся в процессе обучения в образовательных организациях высшего образования (ООВО) связаны с неосознанным выбором будущей специальности, а также не способностью работать самостоятельно. Исследования в педагогике и психологии, отечественные и зарубежные демонстрируют, что не все обучающиеся первого курса сознательно выбрали профиль подготовки, на котором обучаются. На втором курсе количество обучающихся, которые не хотят дальше обучаться на выбранном профиле подготовки, достигает пика, на летней сессии второго курса происходит «отчисление» совершенно случайных людей, которые совсем не знают, зачем они поступили учиться в образовательную организацию высшего образования. Следовательно, необходимо дифференцировать обучающихся по их осознанному отношению к будущей профессиональной деятельности, соответственно разграничивая и психолого-педагогические подходы влияния на них. Становление личности обучающихся как будущих профессионалов крайне усложняется, если все-таки специальность была выбрана компромиссно, а не исходя из собственных желаний и наклонностей.
Формулировка цели статьи. Проанализированы проблемы и предложены пути их решения, возникающие при получении обучающимися профессионального образования в образовательных организациях высшего образования, а также формирование профессиональных способностей у обучающихся в образовательных организациях высшего образования, с помощью ментальных карт.
Изложение основного материала статьи. При получении профессии, то есть при обучении в образовательной организации высшего образования, некоторые ученые считают, что разочарование в выбранной специальности переживает большое количество обучающихся. Появляется неудовлетворение изучаемыми дисциплинами, возникают сомнения в правильности выбора профессии. Это так называемый кризис профессионального выбора [3, с. 37]. Задача преподавателей ООВО - помочь преодолеть этот кризис. Поэтому вопрос личностного развития обучающегося и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности - ключевые в теории и практике усовершенствования работы современной ООВО. При этом одной из ведущих проблем является посторенние такой системы образовательного процесса, которая бы оптимально учитывала закономерности не только личностного развития обучающегося, но и его профессиональное становление как специалиста.
На студенческую пору выпадает возможность развития интеллектуального комплекса, сенсорных процессов и восприятия, наибольшая пластичность в создании сложных психомоторных и других способностей. В этом возрасте проявляется наибольшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, способность к решению вербально-логических задач и тому прочее. Это «золотая пора» молодой личности для высокого развития комплекса его функциональных уровней, достижения самых высоких результатов, которые основываются на всех предыдущих процессах его биологического, психологического и социального развития, относительно большая свобода и независимость от родителей [4, с. 170].
Современная педагогика отказывается от «авторитарного управления», в котором обучающийся является «объектом» обучающих влияний, и переходит к системе организации поддержки и стимуляции познавательной самостоятельности объекта обучающегося, созданию условий для творчества, то есть к педагогике сотрудничества. Поэтому перед преподавателями ООВО возникает вопрос создания и применения таких методов обучения, которые будут составляющей частью современных инновационных технологий, и которые помогут обучающимся раскрыться как личности, а также выступят как условия подготовки конкурентоспособного специалиста. Интерактивные методы обучения (информационные, познавательные, мотивационные, регулятивные) позволяют уже в учебных аудиториях приобретать профессиональные качества, потому что привлекают обучающихся к решению проблем, максимально приближенных к будущей деятельности. Кроме того, применение этих методов обучения развивают внимание, память, мышление, творческие способности, способность находить оптимальные и простые решения. Они позволяют упростить приобщение к нормам общества, адаптировать к условиям окружения, совершать контроль, усовершенствовать способность выражать свои мысли, способность слушать собеседника и другое. В последние года интерактивные методы обучения принимают новые аспекты, которые заставляют активизировать мышление, в свою очередь обучающийся должен быть активным вне зависимости от личного желания.
Разработка комплекса учебно-воспитательных методик, внедрение инновационных методов обучения, направлены на самообразование будущих специалистов. При этом самостоятельная работа обучающихся выступает, как деятельность обучения, в соответствии с которой самостоятельность обучающегося формируется при условии интериоризации им всей совокупности целесообразных действий, выполненных в заданных условиях. Интериоризация (от лат interior - внутренний) - процесс превращения внешних, реальных действий с предметами на внутренние, идеальные действия. При этом они подлежат специфической трансформации - обобщаются, вербализуются, структурируются, сокращаются и главное, становятся способными к дальнейшему развитию. Интериоризация дает возможность человеку оперировать образами предметов, которых в определенный момент времени нет в ее поле восприятия, мысленно перемещаться в прошлое, будущее и тому подобное. Благодаря интериоризации внешние факторы человеческого поведения превращаются в устоявшиеся внутренние качества личности [8, с. 251].
Организационно-психологическая структура самостоятельной деятельности, смысловые аспекты ее элементов, их взаимосвязь и методика разработки учебной дисциплины; подходы, условия, критерии, принципы и методы; система организационного и методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся, которая включает ее планирование, организацию, методику разработки учебных материалов, что в совокупности создают надлежащие условия для реализации самообразования [7, с. 286].
Небольшое количество выпускников педагогических специальностей с высоким уровнем профессиональной подготовки объясняется, прежде всего, недостатком введения современных технологий, форм и методов интерактивного обучения фундаментальных дисциплин. Для формирования профессиональной направленности у обучающихся, повышения у них уровня мотивации к самостоятельной работе над материалами практических занятий, к усвоению материала, обобщения и систематизации знаний целесообразно использовать интерактивные методы обучения с применением прикладных задач и межпредметных связей, которые активизируют их познавательную деятельность. Процесс формирования умения самостоятельно работать, способствует формированию профессиональной направленности, профессионально-деловых качеств на первых курсах обучения, что в конечном результате повышает качество профессиональной подготовки специалистов, которые способны конкурировать на рынке труда.
На современном этапе наблюдается резкое возрастание объемов информации, теоретических и практических знаний и способностей, необходимых высококвалифицированному специалисту. Если увеличить учебные планы и программы новыми материалами, без увеличения сроков обучения, то это может привести к снижению квалификации выпускников. Следовательно, необходимо коренное изменение технологий обучения, которое позволит удовлетворить нужды государственных, корпоративных, акционерных и других предприятий в высококвалифицированных специалистах.
Задача высшего педагогического образования подразумевают разработку концептуальных основ формирования личности профессионала на новой предметной основе, которая содержит интеграцию учебной, научной и педагогической деятельности обучающегося. Целью его деятельности становится не просто усвоение некоторой части социального опыта, зафиксированного в виде учебной информации, но и формирование способности к выполнению профессиональной деятельности на основе этих знаний.
Успех формирования стойкого профессионального интереса зависит от создания дидактической системы, которая предвидит и охватывает главные направления, как в профессиональной подготовке, так и в формировании личности современного специалиста в условиях научно-технического прогресса. Под дидактической системой формирования профессиональных интересов понимается взаимосвязанная совокупность психолого-педагогических условий, методических приемов и способов обучения и воспитания,
которые наиболее эффективно способствуют пробуждению и становлению интереса. Профессиональный интерес - это направленность личности на успешное овладение выбранной специальностью вследствие осознания ее общественной и личной значимости и эмоциональной привлекательности. Он выражается в стремлении обучающихся глубже познать свою профессию, в добросовестном отношении к освоению профессиональных способностей, в психологической и практической готовности работать по выбранной профессии.
Количество часов, которые выделяются для изучения дисциплины «Педагогика» учебной программой, не достаточно для полного изучения в аудитории. По последним учебным и рабочим планам в условиях кредитно-модульной системы на самостоятельную работу обучающихся отведено 2/3 объема общего времени. Например, для обучающихся педагогических специальностей при изучении дисциплины «Педагогика», для повышения профессионального интереса, можно проводить семинарские занятия с помощью ментальных карт, где обучающиеся составляют ментальные карты по предложенному заданию или теме семинарского занятия, самостоятельно находят пути решения прикладных задач, с помощью приобретенных теоретических знаний. Главной целью такого занятия является развитие творческого мышления, умение синтезировать полученные знания, видеть проблему и пути ее решения, способность к анализу результатов, способность публичного выступления, языковой культуры, а также способность самостоятельно работать с учебно-методической и научной литературой. Многие педагогические задачи решаются на базе знаний, которые были получены в результате изучения дисциплин базовой части учебной программы.
На таком семинарском занятии обговариваются ментальные карты, составленные обучающимися, преподаватель выставляет баллы. Кроме того, как показал наш опыт, обучающиеся, которые учатся удовлетворительно, тоже стараются повысить свой рейтинг и активно принимают участие на таких семинарских занятиях.
В ООВО у обучающихся в процессе обучения развиваются потенциальные возможности в научно-исследовательской деятельности, креативное мышление, которое обеспечивает последующее совершенствование в профессиональной деятельности. Применение информационных и цифровых технологий в образовательном процессе позволяет ускорить формирование и развитие познавательной самостоятельности обучающихся. Формирование способностей к самостоятельной работе с учебно-методической, научной и справочными источниками информации, является неотъемлемой задачей образовательных организаций. Для того чтобы постоянно увеличивающийся объема учебного материала был усвоен обучающимися за ограниченный промежуток времени, необходимо интенсифицировать образовательный процесс, за счет систематизации и структурирования информации. Избрание инновационных методов и активных средств обучения позволят решить существующую проблему [2, с. 2709].
Использование ментальных карт на семинарских занятиях относится к современным методикам структурирования учебного материала и научной информации. Ментальная карта (Mind Mapping) или «карта ума», способствует творческому мышлению, запоминанию и организации умственной деятельности. Автор методики - психолог Тони Бьюзен, продемонстрировал немалую весомость использования образов в разнообразных видах профессиональной деятельности. В образовательном процессе, наглядные пространственные модели, отображающие связь и отношения объектов, выступают в виде разных схем, чертежей, карт, графиков, объемных моделей, которые передают взаимосвязь объектов [6, с. 46].
Ментальные карты позволяют систематизировать знания с помощью схем; также, можно сказать, что это технология изображения научной информации в необычном графическом виде. Доказано, что ментальные карты обучающимися воспринимаются лучше, чем созданные ими же списки, графики, таблицы или конспекты лекций, благодаря тому, что соответствуют структуре мышления обучающихся. Ментальные карты - это не альтернатива таблицам, графикам, а скорее их дополнение, так как такая методика структурирования учебного материала позволяет уйти от мономерного линейного мышления к полимерному. Во первых, ментальная карта - это простая древовидная структура, во вторых, такая карта ума отражает структуру мышления обучающегося, присущую юношескому мозгу. Инновация этой методики заключается в необычном визуальном способе представления научной информации, не в словесной ее передаче, а с помощью возникающих образов и цветовой палитры. По мнению ученых открытием стало еще и то, что цветовая палитра - прекрасный инструмент для структурирования информации. С помощью набора цветов одним вещам придается акцент, а остальные становятся второстепенными. Необходимо отметить, что рисование карт - очень интересное и полезное занятие, в отличие от ввода информации в базу данных, занесения в каталоги. Фактически любую информацию, которую необходимо проанализировать и запомнить, можно представить с помощью ментальных карт [1, с. 59].
Британский психолог разработал методику составления карт ума для ее применения в обучении, преподавании и другой профессиональной деятельности. Спектр использования ментальных карт достаточно обширен: обучение; запоминание; презентация; планирование; мозговой штурм (рождение новых идей, научное творчество, групповое решение задач повышенной сложности); принятие решений в сложных ситуациях. В процессе обучения ментальные карты необходимы для создания четких и понятных конспектов лекционных занятий, начальных этапов проектов и научно-исследовательских работ. При структурировании научной информации с помощью ментальных карт обучающийся получает КПД = 90% усвоения информации. Структурирование и визуализация материала помогает при запоминании правил и их воспроизведении, а также при подготовке к промежуточной аттестации и итоговому контролю в виде зачета или экзамена. Информация с «оперативной» (кратковременной) памяти обучающегося переходит в «постоянную» (долговременную) память, уже проанализированной и систематизированной междисциплинарными связями других знаний, что усиливает эффективность процесса запоминания. При использовании карт ума в презентации за меньшее время дается больше информации, так как при этом обучающиеся лучше понимают и запоминают материал. Объемная структура карты позволяет докладчику в любой момент времени изменить вектор выступления и не испытывать при этом затруднений (отличительная особенность от линейного доклада). Ментальные карты позволяют проводить четкий анализ всех плюсов и минусов, получать в результате взвешенное решение. Преимущества использования карт в преподавании при объяснении новой темы:
1. Сложные для усвоения понятия, процессы и явления разъясняются и представляются как часть системы.
2. Разборчивее определяются основные понятия и взаимосвязи.
3. Снижается вероятность пропуска или неправильной интерпретации важных понятий.
4. При закреплении пройденного учебного материала облегчается понимание и запоминание научной информации через визуализацию основных понятий и обобщение их отношений.
5. Применение ментальных карт в процессе проверки знаний обучающихся с помощью тестирования помогает преподавателю оценить качество знаний через выявление неправильно понятых или пропущенных понятий [6, с. 47].
Ментальная карта, по сути, символическая схема пройденного учебного материала, объяснение отдельных частей схемы многократно варьируется, при устном выступлении. Вариативное синонимическое повторение позволяет раскрыть учебный материал с разных сторон, сохраняя в памяти всю его целостность и внутреннюю структуру. При этом вербально и визуально выделяются главные и вспомогательные информационные единицы схемы [5, с. 1441]. Все больше проведенных исследований, подтверждают, что ментальные карты повышают уровень креативности и продуктивности человека [1, с. 59] Использование такой методики проведения семинарских занятий с ментальными картами помогает представить идеи, концепции, информацию в ясной, привлекательной и убедительной форме, даёт их целостное видение, облегчает запоминание содержащейся в карте информации, т. к. использование рисунков ведет к ликвидации разрыва между словом и образом. Использование «карт ума» обеспечивает повышение эффективности обучения и развития потребностей обучающихся в процессе обучения.
Выводы. В результате у обучающихся педагогических специальностей, после проведения семинарского занятия с помощью ментальных карт, повышается уровень усвоения знаний, способностей применять изученный материал при решении прикладных задач, развития творческого мышления; умения синтезировать приобретенные знания из разных дисциплин, выделять проблему и видеть пути ее решения, анализировать результаты; формирования навыков публичного выступления, языковой культуры, самостоятельной работы с учебно-методической и научной литературой, приобретения обучающимися способности преподавательской деятельности и научно-исследовательской работы.
Литература:
1. Балан, И. В. Использование ментальных карт в обучении / И. В. Балан // Молодой ученый. - 2015. -№11.1. - С. 58-59.
2. Балан, И.В. Формирование познавательной самостоятельности студентов как ключевой профессиональной компетенции / И. В. Балан // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ. - 2014. - С. 2706-2711.
3. Зеер, Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Симанюк // Психологический журнал. - 2011. - №6. - С. 35-44.
4. Муратова, А. С. Психологические особенности студенческого возраста и их учёт в процессе обучения иностранному языку в неязыковом ВУЗе / А.С. Муратова // Альманах современной науки и образования Тамбов: Грамота, 2007. - № 3 (3): в 3-х ч. - Ч. I. - C. 170.
5. Назарова, О. В. Технология картирования знаний как фактор повышения качества обучения / О. В. Назарова, А. Г. Перов, С. П. Шмалько // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. - 2013. -№ 89. - С. 1436-1445.
6. Симонова, М. В. Использование ментальных карт в деле обеспечения качества знаний на разных этапах обучения / М. В. Симонова // Научные исследования в образовании. - 2008. - № 6. - С.44-47.
7. Смирнова, О. Ю. Теоретические аспекты самостоятельной работы студентов в контексте информатизации образования / О. Ю. Смирнова // Проблемы современного педагогического образования. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. - Ч. 1. - С. 284-295.
8. Смирнова, О. Ю. Методика организации самостоятельной работы обучающихся с помощью программных продуктов / О. Ю. Смирнова // Проблемы современного педагогического образования. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 56. - Ч. 1. - С. 250-262.
Педагогика
УДК 37
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Горшкова Марина Абдуловна
ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Шейнова Татьяна Геннадьевна
ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); студент 2 курса психолого-педагогического факультета Горшков Егор Сергеевич
ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация. Данное исследование посвящено исследованию современных тенденций инновационного развития и модернизации высшего образования в рамках глобализационных процессов актуализируют в обществе проблему поиска инновационных путей создания воспитательных систем в современном вузе. В первую очередь это обусловлено сменой парадигм ценностных установок и ориентаций общества, изменением соответствующих приоритетов, оказавших влияние, в том числе, и на трансформацию мировоззрения молодёжи.
Ключевые слова: социализация, воспитательное пространство, воспитание, социализированность студента.
Annotation. This research is devoted to the research of modern tendencies of innovative development and modernization of higher education within the framework of globalization processes, which actualizes in society the problem of searching for innovative ways of creating educational systems in a modern university. First of all, this is