проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (23 июня 2017 г.) Том II. Краснодар, 2017. С. 313-319.
2. Постановление правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 297 (ред. от 19 февраля2015 г.) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации Доступная среда на 2011 - 2015 гг.» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 17. Ст. 2060.
3. Приказ Министерства внутренних дел России от 12 мая 2015 г. № 544 «Об утверждении порядка определения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, исполнение обязанностей по которым требует владения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации навыками русского жестового языка» // Текст документа официально опубликован не был.
4. Приказ Министерства внутренних дел России, Минобрнауки России от 15 июня2015 г. № 681/587 «Об объеме владения навыками русского жестового языка сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, замещающими отдельные должности в органах внутренних дел Российской Федерации» // Текст документа официально опубликован не был.
5. Смирнова М.И., Лисецкая И.А. Русский жестовый язык как предмет изучения сотрудниками органов внутренних дел России // Проблемы современного педагогического образования. Серия Педагогика и психология. №56 (2). Ялта. 2017. С. 219 -226.
6. Смирнова М.И., Коршунова И.Г. Стратегии познавательной лингвистической деятельности. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. 310-1 (64). С. 193-195.
7. Смирнова М.И., Коршунова И.Г. Виды и формы самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов. Грамота. 2015. №11 (53): в 3-х ч. ЧЛ. С. 155-160.
8. Базоев В.З., Паленный В.А. Человек из мира тишины. М.: ИКЦ «Академкнига». 815 с.
9. Зайцева Г. Л. Жест и слово: научные и методические статьи. М.: ВОГ. 2006. 631 с.
10. Зайцева Г. Л. Методы изучения системы жестового общения глухих // Дефектология. № 1. С. 3-11.
Педагогика
УДК 378. 1
ассистент Смирнова Оксана Юрьевна
Институт экономики и управления (структурное подразделение) Федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассмотрены и проанализированы подходы (системно-деятельностный подход, инновационный подход, индивидуально-творческий), которые позволяют формировать готовность будущих педагогов к профессиональной деятельности; вопросы качества подготовки современного выпускника образовательной организации высшего образования педагогического направления, уровень его готовности к решению функциональных задач профессиональной деятельности.
Ключевые слова готовность, педагог, образовательная организация высшего образования, профессиональная деятельность, системно-деятельностный подход, инновационный подход, индивидуально-творческий подход.
Annotation. In the article, approaches (system-activity approach, innovative approach, individual-creative approach) that allow to form the readiness of future teachers for professional activity are considered and analyzed; questions of the quality of the training of a modern graduate of an educational organization of higher education in the pedagogical area, the level of his readiness to solve the functional problems of professional activity.
Keywords readiness, teacher, educational organization of higher education, professional activity, system-activity approach, innovative approach, an individually creative approach.
Введение. «Единственная возможность заставить человека сделать что-либо - это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это» (Д. Карнеги).
В эпоху инноваций, современная школа нуждается в компетентных психолого-педагогических кадрах, способных обеспечить успешную и эффективную реализацию образовательного процесса с позиции субъект-субъектной парадигмы, в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов. Модернизация российского образования и, как следствие, переход от сложившейся отечественной системы образования, коренное преобразование принципов построения образовательного процесса и взаимодействия субъектов этого процесса: преподавателя и обучающегося, являются сегодняшней реальностью. В значительной степени организационно-методические проблемы этого взаимодействия в условиях модернизации обусловлены отказом от субъект-объектной образовательной парадигмы (преподаватель - субъект, обучающийся - объект) и переходом к субъект-субъектной парадигме, при осуществлении которой обучающийся и преподаватель - полноправные субъекты, причём функция преподавателя сводится к обеспечению запросов и потребностей обучающегося посредством оказания помощи, консультаций и т.п. [7, с. 16]. Остается открытым вопрос о качестве подготовки современного выпускника образовательной организации высшего образования (ООВО) педагогического направления, об уровне его готовности к решению функциональных задач профессиональной деятельности [3].
Формулировка цели статьи. Проанализировать подходы, позволяющие сформировать готовность к профессиональной деятельности обучающихся педагогических специальностей.
Изложение основного материала статьи. В современных образовательных преобразованиях достаточно высокие требования предъявляются к уровню знаний по теоретическим дисциплинам и практической готовности педагога к осуществлению профессиональной деятельности. Педагогу необходимо направлять учебно-воспитательный процесс на личность обучающегося, организовывать свою профессиональную деятельность, таким образом, чтобы каждый обучающийся располагал неограниченными возможностями для самостоятельного и творческого развития. Все это в различных измерениях
обусловливает проблематику и содержание профессиональной подготовки педагога, необходимость создания педагогических систем становится актуальной, которые ориентированы на инновационную деятельность, поиск современных подходов к подготовке педагога. В процессе обучения у будущих педагогов необходимо сформировать и развить:
■ творческое воображение;
■ систему психолого-педагогических знаний;
■ способность целенаправленно генерировать нестандартные идеи с использованием интеллектуальных инструментов и механизмов самореализации;
■ специальные психолого-педагогические методы, приемы и средства, предоставляющие возможность активно проводить педагогическую деятельность.
Все это предполагает реализацию индивидуально-творческого подхода к готовности педагогов заниматься профессиональной деятельностью. Суть индивидуально-творческого подхода состоит, в развитии индивидуальной, самобытной личности; в слиянии социального и личностного значений. Главное назначение индивидуально-творческого подхода - создание условий необходимых для самореализации личности педагога, раскрытия и развития творческих возможностей, собственного мировоззрения и мнения. Реализация творческого потенциала педагога взаимосвязана с продуктивностью психосоматических процессов и проявлением креативности, поскольку творческого потенциала имеет прямо пропорциональную зависимость с уровнем креативной самореализации и самостоятельного развития. Творческий потенциал -динамическая структура личности педагога, которая содержит совокупность креативных способностей и психологических инноваций личности в период обучения и развития [8, с. 44]. Рассмотрим критерии креативности, которые помогут педагогу быть готовым к осуществлению профессиональной деятельности: оригинальность, гибкость, чувствительность, самостоятельность, независимость, открытость, спонтанность. Применение индивидуально-творческого подхода предполагает формирование у педагога идеального образа «Я-концепция», что в свою очередь связано с реформированием мотивационной сферы, трансформирование «что я должен сделать» в «сделанное». Возникновение цели внутри личности, осознание личностного смысла профессиональной деятельности является результатом такого реформирования.
Системообразующим фактором готовности педагога к профессиональной деятельности является потребность в трансформировании, совершенствовании профессиональной деятельности с помощью косвенного отношения к педагогической профессии и обучающимся. В основе проявления индивидуальности находится механизм само актуализации потенциальных возможностей личности педагога. Процесс трансформации потенциальных возможностей личности педагога в актуальные, составляет внутренний, психофизический, сценарий развития личности, означает само актуализацию как механизм развития. Содержательные компоненты само актуализации обусловливают потенциальные особенности личности; процессуальные компоненты выявляют особенности и указывают на актуализирующиеся действия. Синергетический подход является одним из условий развития креативности педагога, и позволяет переориентировать образовательную стратегию на обучающегося, демонстрирует и учитывает непрерывность, четкое отсутствие заранее определенного алгоритма развития личности в образовательном процессе, многозначность педагогических воздействий. Отказ от установленной парадигмы обучения и воспитания, манипулятивной педагогики, свобода самовыражения и самореализации личности в образовательном пространстве ООВО, смещение акцента с накопления знаний и способностей на поиск индивидуальной стратегии самоопределения, актуализация принципов активности, диалогичности, самостоятельности и творчества позволяют перейти к открытым саморегулирующимся системам в процессе профессионального обучения будущих педагогов.
Проанализируем инновационный подход, применяемый к формированию готовности будущих педагогов к профессиональной педагогической деятельности. Такой подход, вызывает положительное отношение при появлении проблемных ситуаций в профессиональной деятельности педагога, непрерывное стремление к переоценке сложившихся ценностей, и его возможно реализовать за счет изменения технологий педагогического процесса. Термин инновационность зачастую трактуется как открытость, проницаемость другого мнения, в отличии от личного. Готовность педагога изменить свою позицию и рассмотреть другие аспекты осуществления образовательного процесса, способность координировать свое мнение и точку зрения с другими людьми, осознание собственной субъективности необходимо формировать в период обучения в образовательной организации высшего образования, прохождения педагогической практики.
С позиций системно-деятельностного подхода модель профессионального стандарта педагогической деятельности содержит группу компетентностей, которые обеспечивают разрешение основных функциональных задач педагога и спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации. Компетентность -системное выражение знаний, способностей и личностных качеств, которые позволят успешно решать поставленные задачи, входящие профессиональные обязанности [6]. Такая модель может быть конкретизирована в соответствии с психологическим анализом деятельности педагога (компонентным; функциональным; мотивационно-смысловым) как совместной деятельности, где преподаватель и обучающийся выступают как равноценные субъекты образовательного процесса. Готовность педагога к профессиональной деятельности - совокупность компетентностей, представленных на рисунке 1.
ё компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности
ё компетентность в области личностных качеств
ё компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности
ё компетентность в мотивировании обучающихся на осуществление учебной деятельности
ё компетентность в организации педагогической деятельности
ё компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений
Рисунок 1. Составляющие готовности педагога к профессиональной деятельности с позиции
системно-деятельностного подхода
Соответствующие показатели готовности позволяют оценить, деятельность педагога при осуществлении целеполагания, мотивации обучающихся, разработке программ и принятии педагогических решений, организации деятельности, обеспечении ее информационного наполнения [5].
Актуальность поиска инновационных подходов, моделей, технологий оценки готовности педагога к профессиональной деятельности определена перечнем аспектов [9, с. 288]:
S новые требования к качеству начального и общего образования, отраженные в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС);
S введение профессионального стандарта педагога;
S поиск инновационных подходов к пониманию содержания профессиональной деятельности педагога в информационном обществе;
S государственный заказ в сфере образования;
S оценка деятельности ООВО по результатам мониторингов эффективности образовательной деятельности.
Общее образование, которое находится в процессе реформирования, требует от педагога разрешение возникающих профессиональных задач при подготовке обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС. Поливекторность подготовки педагога к профессиональной деятельности, исследование профессиональных и образовательных недостатков в обучении, персонификация образовательных запросов обучающихся подвергается анализу в педагогической науке и практике с помощью аттестации педагогических кадров и повышения квалификации. Одновременно с тем, подготовка педагогов к профессиональной деятельности требует глубоких изменений, которые связаны с определением роли и места профессионального стандарта педагога при разработке основных профессиональных образовательных программах (ОПОП) высшего образования, с чередованием компетентностей выпускника по направлению подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки» для каждого уровня высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) и с определением образовательных недостатков самого обучающегося, определяющих направление профессионального становления [1, с. 58]. Качество современного профессионального образования обусловливается перечнем признаков, которые связаны с образовательными результатами обучающихся, с характером условий обучения образовательных организаций высшего образования для достижения требуемых результатов. При проектировании процесса подготовки обучающихся в основе лежит задачный подход, предполагающий решение профессиональных задач, определенных профессиональным стандартом педагога [4, с. 111], в динамично-информационной
профессиональной среде, что станет залогом эффективности его профессиональной деятельности на рабочем месте.
Оценка компетентностей педагогов, на основе анализа конспектов уроков (как отражения реальной деятельности), которые были проведены обучающимися во время педагогической практики, позволила выяснить, к решению каких функциональных задач и в какой мере подготовлены выпускники ООВО в условиях существующего образовательного процесса; а также, увидеть реальную картину готовности современных обучающихся-выпускников к профессиональной деятельности [2, с. 237]. По проведенным наблюдениям, выпускники слабо ориентируются в области целеполагания на различных этапах урока, не владеют методами перевода цели в учебную задачу, часто отождествляя тему и цель урока; не владеют методами мотивации учебной деятельности, методами педагогического оценивания, создания ситуации успеха для обучающегося; в информационной области основы деятельности будущие педагоги хотя и достаточно отразили знания преподаваемой дисциплины, нормативных методик обучения, информационных технологий, но при этом, в организации учебного процесса, не учитываются индивидуальные особенности обучающихся; будущие педагоги слабо ориентируются в субъективных условиях деятельности; обнаруживают недостаточное владение методами разработки программ и принятия педагогических решений; знания же ограничиваются рамками одной темы урока; также, будущие педагоги недостаточно проявили способность принимать решения в различных педагогических ситуациях; внутренние условия учебной деятельности при организации учебного процесса не находят своего отражения; в области организации учебной деятельности обучающиеся не отразили владение способами установления субъект-субъектных отношений взаимного сотрудничества и взаимопонимания, не владеют методами выявления уровня понимания и усвоения обучающимися учебного материала на различных этапах урока; недостаточно владеют методами формирования и организации использования интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче; также, проявилась неготовность к воспитательной работе, обозначилась тенденция к дегероизации поколения, испытуемые обнаруживают трудности в способах формирования нравственно-личностных качеств.
Выводы. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день, существующая система подготовки будущих педагогов, ориентированная на применение теоретических знаний, не обеспечивает достаточного уровня формирования профессиональных компетентностей. Приходя на должность в школу, «молодой специалист» формирует у обучающихся неправильные навыки учебной деятельности. Таким образом, современный выпускник ООВО педагогической специальности не готов к решению основных функциональных задач профессиональной деятельности, способствующих реализации главной цели педагогической деятельности - созданию условий для того, чтобы научить обучающегося учиться. Полученную картину дополняют и результаты самооценки профессиональной деятельности, характеризующие представления о собственной готовности обучающихся к решению функциональных задач. Испытуемые обучающиеся отметили у себя неадекватно высокий уровень развития педагогических компетентностей, превосходящий результаты самооценки педагогической деятельности педагогов с многолетним стажем работы [5], что свидетельствует о несформированности адекватных осознанных представлений у обучающихся о собственной профессиональной компетентности. Существующая система подготовки обучающихся будущих педагогов требует перестройки педагогического процесса с целью повышения уровня развития педагогических компетентностей как показателей готовности выпускников ООВО педагогического направления к профессиональной деятельности.
Литература:
1. Везетиу, Е.В. Критерии оценки педагогического мастерства преподавателя / Е.В.Везетиу, О.Ю.Смирнова // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 56. - Ч. 1. - С. 56-62.
2. Гордиенко, Т.П. Методика преподавания в социокультурном поле Республики Крым / Т. П. Гордиенко, О. Ю. Смирнова, С. А. Усманова // Российская провинция как социокультурное поле формирования гражданской и национальной идентичности Сборник научных статей: Материалы VIII Международных Стахеевских чтений. Составители: И.В. Маслова, И.Е. Крапоткина, Г.В. Бурдина. 2017. С. 236-238.
3. Квалификационные характеристики должностей работников образования // Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. N 18638. от 31 октября 2010 г.
4. Крисковец, Т.Н. Социально-исторические особенности и современная специфика управления профессиональной карьерой учителя / Т. Н. Крисковец // Вестник ЧГПУ. - 2012. - №3. - С. 135-147.
5. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под науч. ред. В. Д. Шадрикова. - М.: Логос, 2011.
6. Профессиональный стандарт педагогической деятельности / под ред. Я. И. Кузьминова, В. Л. Матросова, В. Д. Шадрикова. - М., 2006.
7. Сазонов, Б.А. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как условие модернизации высшего образования / Б. А. Сазонов. - Высшее образование в России. - 2011. - № 4. - С. 10-24.
8. Сластенин, В. А. Готовность педагога к инновационной деятельности / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова / Сибирский педагогический журнал. 2007. №1.
9. Смирнова, О.Ю. Теоретические аспекты самостоятельной работы студентов в контексте информатизации образования / О.Ю.Смирнова // Проблемы современного педагогического образования. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. - Ч. 1. - С. 284-295.
Педагогика
УДК 376.1
кандидат педагогических наук, доцент Сухонина Наталья Сергеевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО КОМПЕНСАТОРНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается проблема компенсации зрительного дефекта слабовидящих младших школьников средствами включения системы коррекционно-развивающих упражнений Раскрыто содержание термина «сенсорно-перцептивная деятельность», принципов процесса обучения, которые способствуют компенсаторному развитию и активизируют компенсаторные механизмы. Основной тезис статьи - утверждение, что сенсорные и перцептивные процессы как регуляторы взаимодействия человека с предметами и явлениями окружающего мира являются основой психического развития человека и важным условием человеческой жизнедеятельности в целом, а построенная на этой основе система коррекционно-развивающих упражнений будет оптимизировать учебный процесс слабовидящих младших школьников.
Ключевые слова: слабовидящие младшие школьники, система коррекционно-развивающих упражнений, сенсорно-перцептивная деятельность, компенсация зрительных функций, взаимоотношения анализаторов, общедидактические принципы обучения, тифлопедагогические принципы обучения.
Annotation. The article considers the problem of compensating a visual defect visually impaired Junior schoolchildren by means of inclusion of system of correctional-developmental exercises Revealed the contents of the term «sensory-perceptual activities», principles of the learning process that contribute to the development of compensatory and activate compensatory mechanisms. The main thesis of the article is the statement that sensory and perceptual processes as regulators of human interaction with objects and phenomena of the surrounding world are the basis of human mental development and an important condition of human life in General, and the system of correctional and developmental exercises built on this basis will optimize the educational process of visually impaired younger students.Key words: visually impaired primary school children, sensory-perceptual activities, compensation of visual function, relationship of analyzers, General didactic principles of teaching, tiflopedagogics learning principles.
Keywords: visually impaired Junior high school students, the system of correctional-developing exercises, sensory-perceptual activities, compensation of visual function, relationship of analyzers, General didactic principles of teaching, tiflopedagogics learning principles.
Введение. Роль зрительной системы в психической деятельности человека невозможно переоценить. Именно «зрение дает нам наиболее совершенное, настоящее восприятие предметов» [4]. Однако получение информации об окружающем мире происходит за счет сформированной сложной системы анализаторов (чувственного восприятия), а также с помощью перцептивных действий. В связи с этим встает вопрос о необходимости создания специальных подходов обучения школьников с нарушениями зрения, учебная деятельность которых в основном построена на активном включении зрительного анализатора. По данным отечественной тифлологии, компенсация осуществляется на основе условно-рефлекторной выработки в процессе деятельности тонких анализаторных дифференциаций путем расширения задействованных афферентаций из сохраненных анализаторов и через создание новых динамических перво - и второсигнальных связей, обеспечивающих эту деятельность [3].
Формулировка цели статьи. В статье рассматривается проблема компенсации зрительного дефекта слабовидящих младших школьников средствами включения в учебный процесс комплекса коррекционно-развивающих упражнений, активизирующих сенсорно-перцептивную деятельность.
Изложение основного материала статьи. В системе коррекционного обучения одновременно с поэтапным развитием сенсорно-перцептивной деятельности с прогнозированием возможных трудностей у слабовидящих младших школьников необходимо обеспечить создание базовой основы для формирования элементарных представлений и практических умений. Для этого вводится система коррекционно-развивающих упражнений, тесно связанных с темой и основным учебным задачам урока, направленная на подготовку учащихся к усвоению базовых понятий.
Содержание коррекционно-развивающих упражнений, построенных на основе использования перцептивных действий, а также познавательной и игровой деятельности детей, предполагает активное взаимодействие сохранных анализаторов (остаточное зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Система дидактических упражнений должна учитывать психолого-педагогические закономерности становления перцептивных действий и уровень сенсорного развития слабовидящих младших школьников.
Цель данного коррекционно-развивающего комплекса упражнений заключается в формировании:
- четких конкретных представлений о сенсорных эталонах;
- навыков осязательной дифференцировки признаков и свойств предметов;
- умения ориентироваться на слух, использовать прикосновение и кинестетическое ощущение при выполнении практических упражнений;
- представлений о предметном мире за счет использования обонятельного и вкусового восприятия в познании окружающей среды;
- усвоения четких, полных представлений о свойствах и отношениях предметов, а также их размещении в пространстве и на плоскости.
Для усиления эффективности данного коррекционного обучения следует придерживаться следующих организационно-педагогических условий, в частности:
- учет психофизических особенностей, уровня сформированности сенсорной перцепции младших школьников со сниженным зрением;
- организация индивидуального и дифференцированного подходов с учетом познавательных возможностей в усвоении сенсорных эталонов;
- привлечение к предметно-практической деятельности игры, рисования, дидактических вербальных заданий;