Научная статья на тему 'Формирование профессиональных навыков студентов-дизайнеров методом свободного конструирования из бумаги'

Формирование профессиональных навыков студентов-дизайнеров методом свободного конструирования из бумаги Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DESIGNING / SKILLS / TECHNICAL DRAWING / DESIGN GRAPHICS / LAYOUT / PAPER / КОНСТРУИРОВАНИЕ / НАВЫКИ / ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК / ПРОЕКТНАЯ ГРАФИКА / МАКЕТ / БУМАГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гадзина Е.В.

В статье рассматривается процесс формирования профессиональных навыков студентов дизайнеров с помощью метода свободного конструирования из бумаги. Художественное конструирование имеет свои внутренние законы, обусловленные законами общественного развития. Графическое и объемно-пластическое мастерство студента определяется специфическим характером взаимосвязи его мышления и графического изложения. Графическое мастерство является средством не только выражения мыслей, но в то же время образования и развития их. Метод свободного конструирования из бумаги выстраивается в определенную систему, где студенты-дизайнеры постоянно изучают приемы соединения и преобразования бумажных поверхностей, знакомятся с различными видами композиций. Развитие творческого воображения у студентов в процессе художественного конструирования помогает осваивать образный язык каждого вида искусства и приобретать новые навыки в работе с бумагой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS OF DESIGN STUDENTS WITH THE HELP OF A METHOD OF FREE CONSTRUCTION OUT OF PAPER

The article considers a process of formation of professional skills of design students using the method of free construction out of paper. Artistic construction has its own internal laws, determined by the laws of social development. Graphic and volume-plastic skill of the student is determined by the specific nature of the relationship of his thinking and graphic presentation. Graphic skills are a means not only of expressing thoughts, but at the same time of their education and development. Free paper design method is arranged in a system where students-designers constantly study the techniques of compounds and converting paper surfaces, become familiar with different types of compositions. The development of creative imagination of students in the process of artistic design helps to master the figurative language of each art form and acquire new skills in working with paper.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных навыков студентов-дизайнеров методом свободного конструирования из бумаги»

Система развития массового студенческого движения выстраивается при взаимодействии Министерств спорта России и Татарстана, регионального отделения Российского студенческого спортивного союза - МФСО «Буревестник», студенческих организаций и вузов. Методическую помощь в организации студенческого спорта оказывает Совет заведующих кафедрами физического воспитания вузов и ссузов [5].

При поддержке Совета ректоров вузов Татарстана реализован ряд студенческих инициатив по созданию спортивных проектов. Общественная организация Лига студентов Республики Татарстан проводит ежегодную спартакиаду среди органов студенческого самоуправления вузов по 10 видам спорта, спартакиаду среди студенческих общежитий, а студенческие активы соревнуются в рамках проекта «Неделя студенческого спорта». Все эти соревнования студенты организуют самостоятельно, вузы только предоставляют площадки и спортинвентарь для их проведения. В результате все большее количество студентов включают здоровый образ жизни в число своих личных приоритетов.

Однако с развитием массового студенческого спорта все чаще говорится о том, что массовый студенческий спорт имеет огромный воспитательный потенциал в развитии не только собственно физических качеств, но и разнообразных качеств личности студентов, впоследствии способствующих их успешной социализации и конкурентоспособности на рынке труда [6].

Как показали исследования, социальные связи представителей студенческого спортивного сообщества университета характеризуются более высокой

Библиографический список

регулярностью и интенсивностью. В ядре студенческого спортивного сообщества более выражена взаимопомощь и моральная поддержка, по сравнению с периферией общины и респондентами, не занимающимися спортом. Таким образом, становится очевидно, что участие в соревнованиях по массовому студенческому спорту оказывает существенное влияние на всю личность студента. В частности, оказывается огромное влияние на развитие волевых, коммуникативных качеств, формирование коллективистских качеств - взаимовыручки и взаимоподдержки. Кроме этого, получены результаты по эффективному формированию патриотических качеств у студентов средствами массового студенческого спорта и т. д.

Анализ практики организации процесса физического воспитания и занятий спортом в вузах Республики Татарстан [5] показал, что в настоящий момент актуальны следующие показатели: 87,5% ведущих вузов Республики Татарстан в своей структуре имеют студенческие спортивные клубы, в которых культивируется от 17 до 37 видов спорта, при этом к занятиям в спортивных секциях привлечено до 33% студентов; на организацию физкультурно-спортивной работы ведущие вузы РТ затрачивают от 1 до 47,3 миллионов рублей [5].

Тем самым массовый студенческий спорт становятся мощнейшим инструментом формирования личности современного студенчества. Прежде всего, необходимо максимально эффективно использовать его потенциал, постоянно корректируя и совершенствуя воспитательную деятельность вуза в данном направлении.

1. Шилько В.Г, Шилько Т.А., Гусева Н.Л. Педагогические технологии в физкультурно-спортивной деятельности студентов. Теория и практика физической культуры. 2014; 11: 52 - 53.

2. Материалы Заседания Совета по развитию физической культуры и спорта от 24.03.2014 г. Москва, 2014.

3. Черняновская Т.Б., Антонюк С.Д. Массовый спорт как инструмент патриотического воспитания студенческой молодежи. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016; Т. 21; № 7-8: 57 - 63.

4. Лубышева Л.И., Пешкова Н.В. Анализ развития студенческого спорта: состояния и перспективы. Теория и практика физической культуры. 2014; 1: 39 - 41.

5. Зотова Ф.Р, Файзуллин И.Ф. Студенческий спорт в регионе: состояние, проблемы и перспективы. Наука и спорт: современные тенденции. 2015; Т. 6; № 1 (6): 32 - 38.

6. Хазова С.А. Студенческий спорт как сфера развития конкурентоспособности обучающихся. Мир науки, культуры, образования. 2018; 5 (72): 214 - 216.

References

1. Shil'ko V.G., Shil'ko T.A., Guseva N.L. Pedagogicheskie tehnologii v fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti studentov. Teoriya ipraktika fizicheskojkultury. 2014; 11: 52 - 53.

2. Materialy Zasedaniya Soveta po razvitiyu fizicheskoj kultury i sporta ot 24.03.2014 g. Moskva, 2014.

3. Chernyanovskaya T.B., Antonyuk S.D. Massovyj sport kak instrument patrioticheskogo vospitaniya studencheskoj molodezhi. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2016; T. 21; № 7-8: 57 - 63.

4. Lubysheva L.I., Peshkova N.V. Analiz razvitiya studencheskogo sporta: sostoyaniya i perspektivy. Teoriya ipraktika fizicheskojkultury. 2014; 1: 39 - 41.

5. Zotova F.R., Fajzullin I.F. Studencheskij sport v regione: sostoyanie, problemy i perspektivy. Nauka i sport: sovremennye tendencii. 2015; T. 6; № 1 (6): 32 - 38.

6. Hazova S.A. Studencheskij sport kak sfera razvitiya konkurentosposobnosti obuchayuschihsya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 5 (72): 214 - 216.

Статья поступила в редакцию 07.02.19

УДК 371

Gadzina E.V., teaching assistant, Humanities and Education Science Academy (Branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: viza_1986@ukr.net

FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS OF DESIGN STUDENTS WITH THE HELP OF A METHOD OF FREE CONSTRUCTION OUT OF PAPER. The

article considers a process of formation of professional skills of design students using the method of free construction out of paper. Artistic construction has its own internal laws, determined by the laws of social development. Graphic and volume-plastic skill of the student is determined by the specific nature of the relationship of his thinking and graphic presentation. Graphic skills are a means not only of expressing thoughts, but at the same time of their education and development. Free paper design method is arranged in a system where students-designers constantly study the techniques of compounds and converting paper surfaces, become familiar with different types of compositions. The development of creative imagination of students in the process of artistic design helps to master the figurative language of each art form and acquire new skills in working with paper.

Key words: designing, skills, technical drawing, design graphics, layout, paper.

Е.В. Гадзина, ассистент каф. изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: viza_1986@ukr.net

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ МЕТОДОМ СВОБОДНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ

В статье рассматривается процесс формирования профессиональных навыков студентов - дизайнеров с помощью метода свободного конструирования из бумаги. Художественное конструирование имеет свои внутренние законы, обусловленные законами общественного развития. Графическое и объемно-пластическое мастерство студента определяется специфическим характером взаимосвязи его мышления и графического изложения. Графическое мастерство является средством не только выражения мыслей, но в то же время образования и развития их. Метод свободного конструирования из бумаги выстраивается в определенную систему, где студенты-дизайнеры постоянно изучают приемы соединения и преобразования бумажных поверхностей, знакомятся с различными видами композиций. Развитие творческого воображения у студентов в процессе художественного конструирования помогает осваивать образный язык каждого вида искусства и приобретать новые навыки в работе с бумагой.

Ключевые слова: конструирование, навыки, технический рисунок, проектная графика, макет, бумага.

Рассматривая человека в единстве с окружающей средой, следует отметить, что его духовная жизнь неразрывно связана с природой и с «миром вещей», который он сам для себя создает. Предметная среда в современных условиях

оказывает большое влияние на формирование эстетического восприятия, художественно-оценочного сознания и мировоззрение человека в целом. Как отмечает технолог и эстетик искусства Р. Арнхейм, сегодня ряд проблем культуры и

профессиональной жизни требует от человека специальной визуальной образованности, более интенсивного, а, главное, массового подключения человека к изобразительному искусству, к произведениям полиграфической промышленности, дизайна и графики [1]. Художественное конструирование, являясь одним из видов художественного творчества, развивает художественный вкус, способность находить средства для организации художественной среды, позволяет разрабатывать более качественные изделия, новые красивые удобные конструкции.

Вопросу рассмотрения роли бумагопластики и её связи с вопросами конструирования в дизайне уделяется внимание в трудах отечественных авторов Б.Н. Рахманинова, В.Ф. Колейчука, А.И. Волкова, В.Н. Гамаюнова и других. Среди зарубежных публикаций можно отметить работы Ф. Цаера, являющегося преемником пропедевтических традиций «Баухауза», книги М. Чайтаны, К. Наказоы, посвященные традициям японской бумагопластики, и т. д. Работы этих и многих других авторов представляют бумагопластику как многогранное явление. В одних случаях подробно изучаются особенности бумаги как конструктивного материала для упаковки, в других как область постижения формальных законов композиции, методики моделирования, в третьих как инструмент развития творческих способностей.

Художественное конструирование - творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства. Это достигается путём приведения в единую систему функциональных и композиционных связей предметных комплексов и отдельных изделий, их эстетических и эксплуатационных характеристик [2; 3].

В процессе проектирования бытовых изделий массового спроса дизайнеру необходимо удовлетворить максимальное количество индивидуальных вкусов и склонностей. Но в основе его деятельности лежит безусловное следование закономерностям композиции, признание их основными критериями оценки и руководством к проектированию. На закономерностях же композиции основан метод свободного конструирования.

Для художественного конструирования характерно моделирование объекта на всех этапах его разработки, позволяющее проверять и отбирать оптимальные варианты композиционных, цветографических, эргономических решений.

Метод свободного конструирования складывается из художественно-конструкторского анализа (исследование поставленной задачи и разработка проектируемого объекта, композиционный анализ) и художественно-конструкторского синтеза (в процессе которого выполняются поисковые эскизы, идет работа над композицией объекта).

Успех будущей профессиональной деятельности студентов зависит от навыков. Навык - это совершенное владение действием, автоматизированный компонент сознательной деятельности. Чем больше навыков, тем успешнее и легче идет работа. Человек, в совершенстве обладающий навыками, имеет возможность сосредоточиться на главном, проявить творчество в своей деятельности, выполнить ее с большими количественными и качественными показателями.

Студенту - дизайнеру нужны навыки, связанные с решением различных вопросов своей будущей профессиональной деятельности: сенсорные, двигательные, умственные (интеллектуальные), речевые навыки, навыки коллективной работы и общения.

Сенсорные навыки относятся к работе органов чувств (зрения, слуха и т. д.) и в целом к чувственному познанию (особенности форм, колорит, цветовосприя-тие, композиция и т. п.).

Двигательные навыки - результат овладения движениями. Они нужны для чтения, письма, выполнения конструкций, макетов, графических и живописных работ и т. д.

Умственные навыки проявляются при выполнении умственных задач (навыки анализа поступающей информации, уяснения задачи, оценки обстановки, выработки и принятия решения и т. п.). Умственные навыки, включенные в конкретную деятельность, делают ее более рациональной и продуктивной.

Речевые навыки - автоматизированные компоненты речевой деятельности. Они входят в устную, письменную речь и общение. Навыки коллективной деятельности - результат освоения норм, правил и условий успешного взаимодействия между специалистами, итог выполнения общей задачи. Навыки коллективных действий - закрепление, фиксирование всеми членами коллектива темпа и ритма общей деятельности. Эти навыки обеспечивают синхронность, согласованность и эффективность работы всего коллектива. Навыки общения - это закрепившиеся выразительные движения и действия, включенные в общение с другими людьми. Они способствуют налаживанию контактов, взаимопониманию, созданию хорошего эмоционального и делового тона общения.

Все названные виды навыков тесно связаны между собой. В деятельности специалиста - дизайнера они проявляются в единстве, хотя могут играть разную роль в зависимости от задач и условий деятельности. Навыки студентов должны охватывать важнейшие типичные для будущей специальности операции, а также реакции и действия, необходимые для коллективной работы.

Совершенствование навыков зависит от их сложности, индивидуальных особенностей и психического состояния студента, приближения его к условиям выполнения профессиональных обязанностей и методики обучения.

Одним из способов формирования профессиональных навыков является конструирование с использованием техники бумагопластики. Термин «бумаго-

пластика» отражает как художественно-творческие особенности, так и специфику самого жанра.

Бумага - это особый конструктивный материал. С одной стороны, это очень непрочный материал. Бумага легко рвется и требует навыков осторожного обращения с ней. С другой стороны, она обладает богатыми возможностями для развития творческой деятельности.

В процессе изучения различных видов техник, используемых в рельефах, в объемных и глубинно-пространственных композициях, студенты осваивают приемы соединения и преобразования бумажных поверхностей, знакомятся с различными видами композиции. Это помогает понять образный язык каждого вида искусства, приобретать новые навыки в работе с бумагой, способствует развитию творческого воображения.

Основной методической целью учебных заданий по свободному конструированию из бумаги является возможность свободно строить структурные элементы формы и гибко оперировать ими для установления необходимых композиционных связей. В реальной практике такая свобода ограничивается разнообразными функциональными, конструктивными, технологическими требованиями к формообразованию. Профессиональная деятельность требует от дизайнера максимум композиционного мастерства, чтобы справиться с задачей пластической организации различных материалов. Конструирование из бумаги предполагает аналитический характер деятельности, прививает практические навыки в конструировании, формирует способность нестандартного мышления.

Часто в процессе изучения профессиональных дисциплин возникает необходимость в объемном проектировании. Поэтому свободное конструирование следует рассматривать как неотъемлемую часть всего процесса обучения.

Для успешной работы над заданиями объёмно-пластического цикла необходимо профессиональное понимание специфики композиционных закономерностей объемного проектирования, поэтому практической работе предшествует самостоятельное изучение теории формообразования. В цикле объемно-пластических работ осуществляется изучение композиционных принципов и художественно-образных средств организации материальных форм из бумаги.

Макет, выполненный из любого материала, обладает большей наглядностью, чем графическое изображение. По модели значительно легче судить об общем виде объекта, о соразмерности и пластике отдельных частей и всего макета в целом. Работа с бумагой требует знания её текстурных особенностей. Бумага по разному поддается сгибанию в зависимости от направления волокон. Для конструирования жестких и четких форм рекомендуется использовать плотную рисовальную или чертежную бумагу, которая позволяет выполнять такие операции как сгибание, скручивание, прорезы, гофрирование и т. п.

Проектируемые из бумаги структуры пустотелы и представляют собой оболочку изображаемого объекта. Формы конструируются сразу, с некоторыми уточнениями в выкройках и последующим добавлением некоторых элементов.

В основе любой структуры лежит конструкция, представляющая собой систему рёбер жёсткости, получаемых в результате сгиба листа бумаги. В целом структурные и конструктивные свойства всякого изделия из бумаги зависят от характера, количества и направления ребер жесткости.

Образ конструируемого объекта начинает зарождаться еще на подготовительной стадии. Но начало проектирования выявляется только при эскизирова-нии. При эскизировании средства проектной графики находят самое широкое применение. Эскиз может быть линейным и светотеневым.

Многообразие объектов конструирования подсказывает различные графические приемы эскизирования. Эскизы по своему характеру связаны с особенностями основной темы проекта. Первые наброски очень приблизительны. Автор графически (или пластически) выражает оформившиеся идеи.

В процессе конструирования из бумаги одинаково необходимо владение навыком графических зарисовок. Рисуя, можно очень быстро выявить характеристики моделируемой формы. Но рисунок лишь условно изображает трехмерную форму. Только макет может достоверно передать строение предмета. Для выполнения макетов, особенно поисковых, применяется бумага и картон. Из листа сначала делают выкройки, а потом их склеивают между собой. Проектируемые из бумаги объекты пустотелы и представляют собой оболочку изображаемого предмета. Формы конструируются сразу, с некоторыми уточнениями в выкройках и последующим добавлением некоторых элементов.

Художественное конструирование имеет свои внутренние законы, обусловленные законами общественного развития [2]. Графическое и объемно-пластическое мастерство студента определяется специфическим характером взаимосвязи его мышления и графического изложения. Графическое мастерство является средством не только выражения мыслей, но в то же время образования и развития их.

В итоге проектных поисков, выполняющихся методом свободного конструирования, появляется несколько эскизных макетов, принципиально отличающихся один от другого, и предстоит решить, какой из них следует предпочесть. Основными критериями отбора служит соотношение отдельных узлов и частей и целого, их пластическая, конструктивная и эстетическая взаимосвязь.

Объемное моделирование развивает пространственное воображение. При конструировании из бумаги присутствуют два вида практических навыков: изготовление модульных элементов и конструирование из них объемных структур.

Таким образом, соединяются в едином процессе воспроизводящий и творческий навыки.

Объем имеет целый ряд преимуществ перед графическим исполнением объекта, так как дает возможность наглядно увидеть результат. Как правило, объект, выполненный по чертежу, требует некоторого исправления. Метод свободного конструирования наряду с изобразительным помогает развитию у студентов навыка видеть за чертежом или рисунком истинные формы проектируемого объекта.

Метод свободного конструирования выстраивается в определенную систему, где студенты - дизайнеры постоянно изучают приемы соединения и преобразования бумажных поверхностей, знакомятся с различными видами композиций.

Конструкторские идеи выражаются в технических рисунках, чертежах и выкройках. Нахождение образов и конструирование идет по определенным этапам:

1. Умственное - задумывание образа, размышление над его частями, сопоставление с известными ранее конструкциями, выбор вида композиции (рельефное, объёмно-пространственное, глубинно-пространственное).

2. Графическое конструирование - осуществление по своему замыслу чертежей, рисунков, выкроек, определение размеров, формы и пропорции деталей, цвета и пр.

3. Выполнение работы с учетом выполненных выкроек и моделей.

В ходе свободного конструирования студенты-дизайнеры должны почувствовать органическую связь разных видов конструирования. Это способствует формированию их профессиональных навыков. Развитие творческого воображения помогает осваивать образный язык каждого вида искусства и приобретать новые навыки в работе с бумагой.

Библиографический список

1. Арнхейм Р Новые очерки по психологии искусства. Перевод с английского. Москва: Прометей, 1994.

2. Быков З.И., Минервин Г.Б. Художественное конструирование: учебник. Москва, 1986.

3. Волкотруб И.Т. Основы художественного конструирования: учебник. Киев, 1988.

References

1. Arnhejm R. Novye ocherki po psihologii iskusstva. Perevod s anglijskogo. Moskva: Prometej, 1994.

2. Bykov Z.I., Minervin G.B. Hudozhestvennoe konstruirovanie: uchebnik. Moskva, 1986.

3. Volkotrub I.T. Osnovy hudozhestvennogo konstruirovaniya: uchebnik. Kiev, 1988.

Статья поступила в редакцию 01.02.19

УДК 37

Shikhmatova E.S., Yevpatorian Institute of Social Science, Branch of Crimean Federal V.I. Vernadsky University (Yevpatoria, Russia),

E-mail: elichka_2010@mail.ru

ORGANIZATION AND STAGES OF DEVELOPMENT OF PRIMARY EDUCATION IN SOCIAL INSTITUTIONS FOR CHILDREN IN CRIMEA IN THE SECOND HALF OF THE XIX - EARLY XX CENTURIES. The article reveals general characteristics of elementary school education for pupils of social institutions for minor children in the Crimea, as well as the development and improvement of the system of primary education for children in orphanages in the second half of the XIX - early XX centuries. The author lists social institutions for minors in the Crimea, in which primary education existed during the period under study, describes its content and methodology, gives specific information about the number of students, periods of study, list of disciplines and the number of hours to study them. The paper lists the regulatory documents on the basis of which schooling took place in the social institutions of Crimea in the second half of the 19th - early 20th centuries, its strengths and weaknesses are indicated.

Key words: orphanages, social institutions for children, primary (elementary) education, periods of development of school education, orphans.

Э.С. Шихматова, ст. преп. каф. социальной педагогики и психологии Евпаторийского института социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Евпатория, E-mail: elichka_2010@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ В КРЫМУ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ.

Статья посвящена общей характеристике элементарного школьного образования воспитанников социальных заведений для несовершеннолетних детей в Крыму а также развитию и совершенствованию системы начального обучения детей в сиротских приютах во второй половине XIX - начале ХХ века. Автор перечисляет социальные учреждения для несовершеннолетних в Крыму в которых в исследуемый период существовало начальное обучение, описывает его содержание и методику дает конкретные сведения о контингенте обучающихся, сроках обучения, перечне дисциплин и количестве часов для их изучения. В работе названы нормативные документы, на основании которых происходило школьное образование в социальных заведениях Крыма во второй половине XIX - начале ХХ века, обозначены его достоинства и недостатки.

Ключевые слова: детские приюты, социальные заведения для детей, начальное образование, периоды развития школьного образования, дети-сироты.

В Крыму в конце XIX - начале ХХ века успешно функционировало около двадцати социальных учреждений для несовершеннолетних разного типа (сиротские дома, детские приюты, исправительные учреждения, убежища), где бесплатно получали круглосуточный приют, достойное воспитание и образование более 3 тысяч детей в год [1]. В каждом социальном заведении к концу XIX - началу ХХ века сложилась определенная система начального школьного образования, которое авторы мемуаров исследуемой эпохи называли умственным воспитанием.

Целью исследования является раскрыть основные тенденции и выделить периоды развития системы начального школьного образования в социальных заведениях для несовершеннолетних детей в Крыму во второй половине XIX -начале ХХ века.

Под социальными заведениями (учреждениями) для несовершеннолетних детей в данном исследовании понимаются учреждения всех форм собственности, бесплатно осуществляющие присмотр, уход, социальное воспитание, обучение и дающие образование детям до 18 лет, находящимся в трудной жизненной ситуации. К данной категории детей будем относить сирот и беспризорных несовершеннолетних, а также детей из бедных многодетных семей, ребят, пострадавших в результате военных действий [1].

Начальные школы в исследуемый период функционировали при Ялтинском городском детском приюте (1871), Севастопольском приюте для девочек-сирот (1882), приюте для мальчиков Керченского Свято-Троицкого православного братства (1885), Севастопольском приюте для мальчиков-сирот (1893), Симферопольском исправительном приюте для малолетних преступников (создан в 1890 г, но начальная школа при нем открыта в 1893 г.), Каратобийском земледельческом приюте для сирот, погибших в бою и раненых воинов в Евпаторийском уезде (1915), приюте для сирот-мальчиков в Ялте (1916) [2].

В целом в становлении элементарного школьного образования в социальных учреждениях для детей в Крыму во второй половине XIX - начале ХХ вв. можно выделить два периода.

1. Первый период (1854 - 1890 гг.) начинается с открытия первого детского приюта для сирот и беспризорных в Крыму (им. графини А.М. Адлерберг в Симферополе) до принятия нового «Устава детских приютов» (1891 г). Данный период характеризуется такими особенностями:

- обучение всех детей без деления по возрасту на классы;

- отсутствие системы планирования обучения и единых учебных программ;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.