Н. В. Шикина,
старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования, Евпаторийский институт социальных наук, РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)
УДК 371.13:81'271
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У СТУДЕНТОВ
В конце XX и начале XXI веков бурное развитие науки, общества, средств массовой коммуникации активизировало обмен информацией разного содержания, что привело к значительной интенсификации отношений в сфере общения, коммуникативному «взрыву» в языковой культуре, языковом образовании.
В связи с необходимостью подготовки педагога, успешно работающего в сложных условиях современности, справедливо усиливается внимание к проблеме формирования у студентов педагогических специальностей культуры общения, в основе которой лежит не только образцовая речь, но и умение создавать в коллективе детей атмосферу доверия и взаимного интереса.
Поэтому особенно остро встаёт вопрос о культуре речи профессионалов. И это не случайно. Актуальная для наших дней проблема - низкий уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение ярко выразить свою мысль. В настоящее время известна поговорка «Слово - визитная карточка человека». От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально это утверждение по
_О/1/Л(Ш1М<(^/и НДШ. 4С
отношению к речи педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.
Проблемы состояния языка в современном мире, анализа трансформационных процессов, происходящих в нём, освещаются в работах Е. Земской, Ю. Караулова, других [3; 5]. Вопросы, посвящённые формированию у студентов культуры речи, составлению «речевого портрета» современного интеллигента, рассматриваются в работах целого ряда исследователей, например, таких, как Н. Десяева, Т. Лебедева, О. Казар-цева, Л. Крысин [1; 2; 4].
Вместе с тем необходимо констатировать, что, несмотря на востребованность проблемы формирования профессиональных навыков культуры речи у студентов педагогической специальности, она требует дальнейшего изучения и рассмотрения.
Цель статьи - рассмотреть проблему формирования профессиональных навыков культуры речи у студентов педагогической специальности в процессе их языковой и методической подготовки.
Коммуникативная культура в целом -базовый элемент любого гуманитарного, а, тем более, педагогического образования. Нельзя забывать, что основной вид деятельности учителя - коммуникативно-вербальный, и курсы дисциплин «Современный русский язык с практикумом» и «Основы культуры и техники речи» нужно рассматривать как профессиональные. Знание русского языка и умение им пользоваться - цель подготовки учителя. Формирование основ педагогической речевой компетенции у будущих учителей в процессе прохождения практики - важнейшая задача всего профессорско-преподавательского коллектива вуза, педагогов и методистов, курирующих процесс проведения пробных уроков и занятий. К педагогической коммуникации как особой сфере педагогической деятельности, от организации которой во многом зависит эффективность учебно-воспитательного процесса в целом, повысился интерес психологов, педагогов, лингвистов.
Соврешенствование языковой культуры студентов педагогического вуза имеет особое значение, так как умение владеть языком -основа основ профессии учителя, так как сам процесс обучения мы можем рассматривать как процесс работы с текстами (устными или письменными), и успешность обучения студентов (впоследствии и их учеников -школьников) зависит от их коммуникативных навыков.
Учителя способны остановить падение речевой культуры общества. Причины падения речевой культуры в обществе многие учёные видят в языковой некомпетентности говорящих. «Главное - плохая языковая компетенция большинства наших современников <...> Прежде всего иной должна стать повседневная устная речь тех, кто обучает учителей, преподавателей (не такой серой, не такой шаблонной), а этого не достичь не только без коренной перестройки вузовского преподавания, но и без глубоких изменений в духовной культуре жизни общества в целом и отдельного человека.» [5, с. 16].
Для совершенствования профессиональных навыков культуры речи у студентов в процессе их языковой и методической подготовки нужно выделить компоненты профессиональной речи педагога и требования к ней.
Компоненты профессиональной речи педагога: 1) качество языкового оформления речи; 2) ценностно-личностные установки педагога; 3) коммуникативная компетентность; 4) чёткий отбор информации для создания высказывания; 5) ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
Среди основных профессиональных требований к речи учителя назовем следующие.
Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с учащимися педагог использует основные языковые нормы: орфоэпические (правила литературного произношения), словообразовательные и словоизменительные.
Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Учитель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, так как это способствует формированию у школьников навыков точности словоупотребления.
Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Учитель в общении с учениками учитывает, что в младшем школьном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития младших школьников (подражание), учитель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи учителя является мощным орудием воздействия на ученика. Педагог, владеющий различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса), способствует не только формированию выразительности речи ребёнка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать своё отношение к предмету разговора.
Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон учителя способствует расширению словарного запаса ребёнка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в младшем школьном возрасте формируются основы лексического запаса ребёнка.
Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи учителя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учёт специфики возраста младших школьников нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника).
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести также правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребёнком, но и слышать его.
Наблюдение и анализ профессиональной деятельности учителей и студентов во время прохождения педагогической практики, собственный опыт работы в вузе и в школе показывают, что недостаточно систематизированная работа по формированию профессионально-речевой культуры приводит к тому, что у большинства учителей отмечаются серьёзные затруднения в коммуникативной деятельности. Этот недостаток часто отмечается в научной литературе [1].
Таким образом, преподавание русского языка и культуры речи в педагогическом вузе определяется необходимостью оздоров-ления языковой обстановки, обеспечения высокого уровня профессионализма учителя в производственной, культурной и научной работе на государственном уровне. Л. Крысин справедливо отмечает: «Учителя школ - это интеллигенты. Основное качество речи интеллигента - „кодовые переключения", то есть способность, которая вырабатывается в процессе социализации человека в культурно-речевой среде. Усвоение системы социальных ролей, свойственных данному обществу, идёт в тесном взаимодействии с усвоением норм речевого поведения, обеспечивающих оптимальное исполнение той или иной роли.» [4, с. 100].
Систематические наблюдения за проведением уроков во время педагогической
практики позволили обобщить основные коммуникативные недочёты студентов: 1) неумение эмоционально, аргументировано говорить на уроке; 2) неумение наладить коммуникативный контакт с родителями; 3) неумение наладить коммуникативный контакт с каждым учащимся; 4) неумение эффективно поддерживать дисциплину в классе; 5) неумение работать со школьной документацией. Все эти недочёты обусловлены низкой речевой культурой студентов.
Культура речи педагога, педагогическая риторика, педагогический речевой этикет являются частью языкового воспитания.
Поднять культуру речи студента педагогического вуза преподаватели-филологи не в состоянии. Необходим тесный контакт со всем профессорско-педагогическим коллективом вуза. Повышение коммуникативной компетенции следует рассматривать не только как задачу, стоящую перед преподавателями-языковедами, но и как имеющую общее значение, задачу, в реализации которой принимают активное участие студенты и профессорско-преподавательский корпус.
Мы должны осуществлять основной принцип дидактики - единство требований. Результаты анкетирования среди студентов свидетельствуют: на некоторых семинарах студенты зачитывают тексты по тетрадям, основным способом работы с книгой считают её переписывание, нет единых университетских стандартов для письменных работ различных учебно-научных жанров.
Таким образом, при формировании культуры речи в процессе профессиональной подготовки учителей особое внимание должно быть обращено: 1) на единство требований к устным монологическим ответам студентов; 2) на рекомендации по работе с учебной литературой; 3) на стандартизацию разных жанров учебно-научных письменных работ; 4) на борьбу со сквернословием в стенах вуза. Особенно важно разработать систему контроля над коммуникативными навыками и умениями студентов.
Таким образом, можно прийти к выводу, что в процессе формирования культуры речи у студентов педагогической специальности особенно значимым является решение проблемы развития аналитических и творческих способностей студентов - как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств.
Оптимизации профессиональной (в частности, речевой) подготовки студентов на занятиях способствуют: 1) культура поведения преподавателя в вузовской аудитории, интегрирующая информативный и коммуникативный аспекты его деятельности, выполняющая одновременно нормативную и регулирующую функции; 2) активизация межпредметных связей, применение рациональных приёмов и прогрессивных средств обучения для успешной тренировки профессиональных коммуникативных умений студентов.
Актуализируя эти факторы, мы сможем воспитать специалиста с развитой речью, индивидуальной культурной моделью, максимально приближающейся к общественному идеалу современного учителя.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается актуальная проблема формирования профессиональных навыков культуры речи у студентов педагогической специальности в процессе их языковой и методической подготовки, раскрываются лингвометодические условия формирования навыков культуры речи будущих учителей начальных классов.
Ключевые слова: профессиональные навыки культуры речи, педагогическая специальность, профессиональная подготовка, лингвометодические условия.
АНОТАЦ1Я
У статт розглянуто актуальну проблему формування професшних навичок культури мовлення у студенлв педагопчно! спещальносл в процеа !х мовно! та методично! тдготовки, розкрито лшгво-методичш умови формування навичок
культури мовлення майбутшх учител1в початкових клаав.
Ключовi слова: професшш навички культури мови, педагогична спещальтсть, професшна щдготовка, лшгвометодичш умови.
SUMMARY
In the following article problem of the formation of speech skills in students majoring in teaching their language and methodological training, disclosed lingvometodicheskie conditions develop skills of speech primary school teachers.
Keywords: the skills of speech, teaching profession, training, lingvometodicheskie conditions.
ЛИТЕРАТУРА
1. Десяева Н. Д. Культура речи педагога / Н. Д. Десяева, Т. А. Лебедева, Л. В. Ассуирова. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
2. Казарцева О. М. Культура речевого общения : учебное пособие / О. М. Казарцева. -М. : Флинта : Наука, 1998. - 496 с.
3. Караулов Ю. Н. О состоянии русского языка современности / Ю. Н. Караулов // Проблемы и перспективы развития «русистики» и материалы почтовой дискуссии. - М., 1991. - С. 33-41.
4. Крысин Л. П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета / Л. П. Крысин // Русский язык в научном освещении. - № 1. - 2001. - С. 98-106.
5. Русский язык конца XX столетия (1985-1995) / [отв. ред. Е. А. Земская]. - М. : Ин-т рус. яз РАН, 2000. - 477 с.