Научная статья на тему 'Формирование профессиональных навыков будущих педагогов при прохождении практики в межшкольных учебных комбинатах'

Формирование профессиональных навыков будущих педагогов при прохождении практики в межшкольных учебных комбинатах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ И КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ПРАКТИКА / БИНОКУЛЯРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / МЕЖШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМБИНАТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ВИРТУАЛЬНОЕ РАБОЧЕЕ МЕ­СТО / PROFESSIONAL THE COM­PETENCE / A TECHNOLOGICAL AND QUALIFYING PRACTICE / BINOCULAR PERCEPTION / INTERSCHOOL EDUCATIONAL COMBINE / THE COMPETENCE OF RESPONSIBLE SOCIAL BEHAVIOUR / A VIRTUAL WORKPLACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Россиина Нина Сергеевна, Чучко Владимир Михайлович

В статье рассмотрена структура организации практической деятельности студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение». В основу функционирования системы студенческой практики как залог формирования эко­номического мышления положен принцип бинокулярного восприятия экономических знаний. В организации учебно-воспитательного процесса это позволяет реализовать деятельностный подход к обучению работников, способных трудиться в сфере профессионального обучения и содействовать становлению среднего класса страны. Выбор межшкольных учебных комбинатов в качестве базы практической деятельности студентов авторы обосновыва­ют, исходя из специфики этого типа и вида учебных заведений. Межшкольные учебные комбинаты обеспечивают интегра­цию общего и начального профессионального образования, содействуя функционированию системы непрерывного образо­вания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Россиина Нина Сергеевна, Чучко Владимир Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of formation of skills of professional behaviour of the future experts-teachers at passage of practice to interschool educational combines

In clause the structure of the organization of practical activities of the students trained on a speciality "Vocational training" is considered. In a basis of functioning of system of student's practice as the mortgage of formation of economic thinking is put a prin­ciple of binocular perception of economic knowledge. At the organization of teaching and educational process it allows to train workers directly in the practical activities, capable to work in sphere of vocational training and to promote becoming of middle class of the country. As base of practical activities of students the author proves a choice of interschool educational combines, proceeding from speci­ficity of this type and a kind of educational institutions. Interschool educational combines provide integration of the general and ini­tial vocational training, promoting functioning of system of continuous formation.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных навыков будущих педагогов при прохождении практики в межшкольных учебных комбинатах»

Н.С. Россиина, В.М. Чучко, А.С. Россиина

Формирование профессиональных навыков будущих педагогов при прохождении практики

в межшкольных учебных комбинатах

В статье рассмотрена структура организации практической деятельности студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение». В основу функционирования системы студенческой практики как залог формирования экономического мышления положен принцип бинокулярного восприятия экономических знаний. В организации учебно-воспитательного процесса это позволяет реализовать деятельностный подход к обучению работников, способных трудиться в сфере профессионального обучения и содействовать становлению среднего класса страны.

Выбор межшкольных учебных комбинатов в качестве базы практической деятельности студентов авторы обосновывают, исходя из специфики этого типа и вида учебных заведений. Межшкольные учебные комбинаты обеспечивают интеграцию общего и начального профессионального образования, содействуя функционированию системы непрерывного образования.

Ключевые слова: технологическая и квалификационная практика, бинокулярное восприятие, межшкольный учебный комбинат, профессиональные компетенции, компетенция ответственного социального поведения, виртуальное рабочее место.

N.S. Rossiina, V.M. Chuchko, АХ Rossiina

Features of formation of skills of professional behaviour of the future experts-teachers at passage

of practice to interschool educational combines

In clause the structure of the organization of practical activities of the students trained on a speciality "Vocational training" is considered. In a basis of functioning of system of student's practice as the mortgage of formation of economic thinking is put a principle of binocular perception of economic knowledge. At the organization of teaching and educational process it allows to train workers directly in the practical activities, capable to work in sphere of vocational training and to promote becoming of middle class of the country.

As base of practical activities of students the author proves a choice of interschool educational combines, proceeding from specificity of this type and a kind of educational institutions. Interschool educational combines provide integration of the general and initial vocational training, promoting functioning of system of continuous formation.

Key words: a technological and qualifying practice, binocular perception, interschool educational combine, professional the competence, the competence of responsible social behaviour, a virtual workplace.

Организация деятельности студентов в рамках практики как составной части учебно-воспитательного процесса, предусмотренного учебными планами и программами, обеспечивающая апробирование ранее полученных знаний, сформированных умений и навыков, в условиях практики позволяет совместить представления о практической деятельности с реалиями самостоятельной работы.

Специальность «Профессиональное обучение» (специализация «Экономика и управление») является относительно новой сферой образовательной деятельности, поэтому не умолкают споры о вариантах возможного приложения сил и способностей будущих выпускников, а также о том, какими качественными характеристиками они должны обладать и что должно ставиться во

© Россиина Н.С., Чучко В.М., Россиина А.С., 2010

главу угла при организации педагогического процесса.

Появление необходимости подготовки специалистов по специальности «Профессиональное обучение» обусловлено насущной задачей обеспечить наличие профессионалов, способных не только трудиться в пограничных сферах деятельности, обусловленных специализацией, но и умеющих организовать подготовку специалистов, занимающихся коммерческой деятельностью (то есть содействовать процессу становления среднего класса в стране).

При оценке возможности концептуального обоснования организации практик в рамках различных учебных заведений наиболее мотивированным стало убеждение необходимости выбора межшкольных учебных комбинатов.

В рамках учебного процесса в межшкольных учебных комбинатах происходит подготовка учащихся к будущему профессиональному вы-Н.С. Россиина, В.М. Чучко, А.С. Россиина

бору. Специфика межшкольных учебных комбинатов дает возможность организовать поддержку системы предпрофильной и профильной подготовки школьников, содействующей экономии государственных ресурсов за счет уменьшения расходования средств на подготовку специалистов, работающих не по полученной специальности, а для гражданина обеспечить поступательное развитие, обоснованное способностями, склонностями, логикой избрания жизненного пути.

В ходе организации практик всех видов студенты педагогического университета получают возможность продолжить формирование знаний, умений, навыков в соответствии со спросом работодателей и повышение профессионального мастерства. В межшкольных учебных комбинатах они попадают в условия, обеспечивающие бинокулярное восприятие экономических знаний. Педагогическая практика предоставляет им возможность дальнейшего совершенствования способности передачи знаний, умений, навыков, полученных на предметах по специализации и при прохождении летней (технологической и квалификационной) практики. В ходе же квалификационной и технологической практик эти знания, умения, навыки приобретают иное смысловое содержание, являясь основой квазипредпринимательской деятельности, обеспечивающей пропедевтически перспективу становления многогранного специалиста. Это способствует развитию будущих специалистов как педагогов-профессионалов и обеспечивает инструментально их педагогическую деятельность.

Для организации системы практик в рамках специальности «Профессиональное обучение» межшкольные учебные комбинаты являются в настоящее время той структурой, которая функционально обеспечивает всестороннее формирование будущего профессионала.

Учебные межшкольные комбинаты в системе профессионального обучения занимают особое и достаточно значимое место (определяемое в специальной литературе неоднозначно) [6, 8].

Представляется возможным в рамках настоящего исследования предложить следующее определение.

Межшкольный учебный комбинат - общеобразовательное учреждение, являющееся начальным элементом в системе непрерывного профессионального образования, ориентированное на формирование у обучающихся способности выбора сферы профессиональной деятельности, готовности к выбору конкретной профессии, оптимально соответствующей не только их индивидуальным способностям, целям, но и запросам предполагаемых работодателей; имеющее право проводить научные социологические исследования, организовывать работу профориентацион-ного характера, в рамках реальных и виртуальных рабочих мест, что дает возможность использовать их в качестве баз всех видов практик.

В ходе прохождения практик всех видов, в рамках межшкольных учебных комбинатов, студенты постепенно приобщаются к реализации задач непрерывного образования на одном из его начальных этапов, что обеспечивает их становление как профессионалов и адаптацию к реальным условиям педагогической деятельности.

Становление в России новой модели экономической системы обусловило появление спроса на педагогические кадры нового типа - специалистов специальности «Профессиональное обучение» - способных не только самостоятельно создавать рабочие места при организации предпринимательской деятельности, но и обучать этому других.

В ходе организации учебного процесса в педагогическом университете на основе традиционных и инновационных подходов эти качества частично вырабатываются. Однако этого недостаточно для формирования профессиональных качеств устойчивого и полноценного характера. Поэтому практическая деятельность во всех ее проявлениях является той основой, которая не только обеспечивает их развитие, но и высвечивает реальные достижения, недостатки и позволяет осуществлять преодоление последних и совершенствование первых.

В режиме организации подготовки специалистов в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского предусмотрено проведение одной технологической, трех квалификационных и двух педагогических практик, характеристика которых представлена в табл. 1.

Формирование профессиональных навыков будущих педагогов при прохождении практики в межшкольных учебных комбинатах 150

Таблица 1

Характеристика системы практики студентов специальности «Профессиональное обучение»

Перечень практик Цели практики Задачи практики

1. Технологиическая практика Приобретение конкретных знаний, умений, навыков практической работы, соответствующих профессии «менеджер малого предпринимательства», на уровне начального профессионального образования (формирование готовности к организации занятий в сфере профессионального обучения, осуществлению производственно-технологической, управленческой и культурно-просветительской деятельности, ведению научно-исследовательской, методической работы) Получение практических навыков в области технологии, лежащей в основе конкретного вида деятельности, обеспечивающей создание и функционирование малого предприятия

2. Квалификационная практика после первого курса Получение практических навыков по организации и приобретению активов для осуществления хозяйственной деятельности малого предприятия

3. Квалификационная практика после второго курса Получение практических навыков по организации и осуществлению сбыта продукции субъекта малого предпринимательства

4. Квалификационная практика после третьего курса Получение практических навыков подготовки и осуществления регистрации субъекта малого предпринимательства, организации учета, подготовки обязательных отчетных материалов в соответствии с действующим законодательством РФ

5. Педагогическая практика на четвертом курсе Исследование особенностей организации реального образовательного процесса в рамках непрерывного профессионального образования и участие в нем 1. Ознакомление с профессиональной педагогической деятельностью, связанной с преподаванием дисциплин экономического и предпринимательского профиля, приобретение умений проведения занятий различных типов. 2. Ознакомление с организацией учебно-воспитательного процесса, приобретение умений проведения воспитательных мероприятий. 3. Выбор каждым студентом учебно-воспитательных проблем в качестве основы для исследовательской деятельности в рамках ВКР

6. Педагогическая практика на пятом курсе Участие в реальном образовательном процессе в рамках непрерывного профессионального образования, получение, анализ и обобщение результатов исследовательской деятельности с целью обоснования содержания ВКР 1. Освоение основных элементов профессиональной деятельности, связанной с преподаванием дисциплин экономического и предпринимательского профиля, приобретение умений проведения занятий различных типов. 2. Участие в организации учебно-воспитательного процесса и приобретение навыков проведения воспитательных мероприятий. 3. Самостоятельная методическая разработка решения учебных и воспитательных проблем, избранных студентами ранее, и практическая апробация этих разработок.

Результатом прохождения технологической и квалификационных практик должно стать появление знаний, позволяющих не только самому организовать малое предприятие в избранной сфере деятельности, и умения обосновывать поэтапную производственно-технологическую дея-

тельность; навыков: передачи знаний и умений в рамках профессионального обучения, осуществления организационно-управленческой деятельности, культурно-просветительской работы. Это соответствует квалификации «менеджер малого

160

Н.С. Россиина, В.М. Чучко, А.С. Россиина

предпринимательства» на уровне начального профессионального образования.

В системе организации практической деятельности студентов по специальности «Профессиональное обучение» первостепенную роль играет наличие двух педагогических практик.

В ходе первой педагогической практики студенты изучают историю развития конкретного учебного заведения, специфику организации образовательной деятельности, исследуют программно-методическое обеспечение, организуют воспитательные мероприятия, проводят занятия под руководством опытных педагогов, являющихся специалистами в разных областях профессиональной деятельности (обладающих опытом интеграции школьных предметов в рамках своих дисциплин профориентационного характера), по курсам дополнительных образовательных программ, элективных предметов и элективных курсов экономического содержания, проводят психологические исследования среди обучающихся. В этот период студентами выявляются учебные и воспитательные проблемы в образовательном процессе на начальном уровне непрерывного профессионального образования и выборочно исследуются с помощью руководителей практик от межшкольных учебных комбинатов.

В ходе второй педагогической практики студенты переходят на иную ступень исследовательской работы, поскольку от них требуется разработка педагогических решений избранных на предшествующей практике проблем и практическая апробация этих решений. Такая разветвленная структура многоаспектной практики, окрашенная спецификой будущей деятельности, необходима при подготовке по специальности «Профессиональное обучение» и определена насущной потребностью обеспечить наличие работников, способных не только трудиться в пограничных сферах деятельности, обусловленных специализацией, но и способных организовать подготовку тех, кто будет самодостаточен для организации коммерческой деятельности, т.е. способных содействию процессу становления среднего класса.

Все составляющие практики являются взаимодополняющими элементами, обеспечивающими реализацию единой цели полноценной подготовки специалиста данного профиля.

Стратегической целью организации и прохождения совокупности технологической, квалификационной, педагогической практик является приобретение практических навыков организа-

ции и осуществления образовательного процесса в рамках профессионального обучения.

Задачи, решаемые в процессе прохождения практики, являются традиционными. Однако их решение на основе совокупности последовательно организуемых практик обеспечивает возможность подготовки специалиста, вооруженного конкретными знаниями, умениями, навыками в рамках организации предпринимательской деятельности (технологическая, квалификационная практики) и в сфере передачи полученных знаний по предметам специальности, специализации будущим менеджерам, предпринимателям, организаторам производства, педагогам и т.д. В ходе практической деятельности обеспечивается освоение нормативного поведения будущего педагога, исследование методических и методологических особенностей организации преподавания с использованием виртуального рабочего места. Формирование будущего специалиста в учебном заведении осуществляется последовательно, поэтапно, в соответствии с требованиями стандарта и приводит к появлению особого сплава знаний, умений и навыков, обеспечивающих достаточность для реализации целей и задач различных практик и готовность работы по специальности.

Педагогическая практика позволяет студенту установить вполне определенную связь между профессиональным знанием и профессиональным действием и наметить необходимые шаги для восполнения знаний, умений, навыков и становления профессиональных компетенций, в ряду которых компетенция социальной ответственности имеет приоритетное значение.

Библиографический список

1. Сластенин, В.Ф., Мищенко, А.И. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя [Текст] // Современная педагогика. -1991. - № 10. - С. 21.

2. Сластенин, В.А. Интегративные тенденции в системе психолого-педагогической подготовки учителя [Текст] // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. - Воронеж, 1992.

3. Филиппов, В.М. Типовое положение о межшкольном учебном комбинате [Текст] / В.М. Филиппов // Школа и производство. - 2000. - № 4. -С. 9-12.

4. Энциклопедия профессионального образования [Текст]. - М., 2004. - Т. 2. - С. 383.

5. http://www.vestnik.vsu.ru

Формирование профессиональных навыков будущих педагогов при прохождении практики в межшкольных учебных комбинатах 16 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.