Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций в процессе обучения в педагогическом вузе'

Формирование профессиональных компетенций в процессе обучения в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
634
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / РОЛЕВАЯ ИГРА / ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMPETENCE / TEACHING ACTIVITIES / BUSINESS GAME / SIMULATION GAME / TEACHING PRACTICE / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салангина Надежда Яковлевна

В статье рассматриваются способы формирования профессиональных компетенций в педагогическом вузе. Показаны возможности использования деловых и имитационных игр, а также непрерывной педагогической практики, в ходе которой студенты могут участвовать в организации и проведении внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салангина Надежда Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES IN THE PROCESS OF EDUCATION IN THE TEACHERS’ TRAINING UNIVERSITY

The article is concerned with modes of professional competences formation in the teachers’ training university. The author discusses potentialities of the business and simulation games implementation, as well as continuous teaching practice in the course of which students may participate in organization of the extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций в процессе обучения в педагогическом вузе»

УДК 378.147 Салангина Надежда Яковлевна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета dom-hors@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Salangina Nadezhda Yakovlevna

PhD in Education Science, Assistant Professor of the Computer Science Department Amur State University for the Humanities and Education Science dom-hors@mail.ru

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES IN THE PROCESS OF EDUCATION IN THE TEACHERS’ TRAINING UNIVERSITY

Аннотация:

В статье рассматриваются способы формирования профессиональных компетенций в педагогическом вузе. Показаны возможности использования деловых и имитационных игр, а также непрерывной педагогической практики, в ходе которой студенты могут участвовать в организации и проведении внеурочной деятельности.

Ключевые слова:

компетенция, педагогическая деятельность, деловая игра, ролевая игра, имитационная игра, педагогическая практика, внеурочная деятельность.

Summary:

The article is concerned with modes of professional competences formation in the teachers’ training university. The author discusses potentialities of the business and simulation games implementation, as well as continuous teaching practice in the course of which students may participate in organization of the extracurricular activities.

Keywords:

competence, teaching activities, business game, simulation game, teaching practice, extracurricular activities.

Процесс глобализации общества ведет к значительным изменениям во всех сферах деятельности и на рынке труда. Человеку приходится постоянно осваивать что-то новое, поэтому главной задачей школы становится подготовка подрастающего поколения, способного адаптироваться к происходящим изменениям, умеющего использовать современные технические средства и информационные ресурсы для самообразования.

Новые требования уже нашли отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), на работу по которым в настоящее время переходят школы. Одновременно с внедрением в школах ФГОС происходит развитие информационной образовательной среды, появляются новые формы и методы образовательной деятельности, основанные на использовании компьютерной техники и сетевых ресурсов.

Все это предъявляет новые требования к подготовке учителя, особенно учителя информатики, которому приходится не только вести свой предмет, но и выполнять ряд дополнительных функций. Например, консультировать других учителей по вопросам внедрения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательную деятельность, выступать руководителем или консультантом школьных команд, участвующих в сетевых конкурсах и проектах и т.п.

Новые требования ставят перед педагогическими вузами задачу подготовки педагога, способного создать условия для творческой самореализации подрастающего поколения. Реализацию данных требований связывают с внедрением в вузах компетентностного подхода. Согласно новым ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», модель выпускника строится в виде перечня компетенций, которые должны формироваться как на занятиях, так и в рамках самостоятельной работы.

Во всех исследованиях, посвященных природе компетентности [1; 2], отмечается, что они могут формироваться только в деятельности. Рассмотрим, какая деятельность позволяет формировать компетенции, необходимые учителю в процессе его подготовки в вузе.

Одним из наиболее интересных методов, который позволяет формировать различные, в том числе и педагогические компетенции, является деловая игра. Исследования профессора В.И. Рыбальского показали, что при лекционной подаче материала усваивается только 20 % информации, тогда как в деловой игре - 90 %. Применение деловых игр в вузах позволяет не только увеличить эффект усвоения материала, но и уменьшить время, отводимое на изучение некоторых дисциплин на 30-50 % [3]. Деловая игра развивает знания, умения, навыки, ак-

тивизирует мыслительную деятельность, формирует личностные качества, что, в соответствии с существующими определениями, входит в понятие «компетенция».

В процессе проведения деловых игр, в которых моделируются педагогические ситуации, происходит интенсивный обмен информацией, идет поиск таких действий, которые дадут положительный эффект. Выделяют два вида деловых игр: ролевые и имитационные.

Применение ролевых игр позволяет студентам выступить в разных ролях, которые ждут их в школе. На занятиях в игре участвует вся группа, и когда один исполняет роль учителя, остальные берут на себя роли отличников и двоечников, примерных и непослушных, тем самым заставляя своих товарищей искать подходы к каждому. В результате, как правило, выдвигается большое количество идей и предлагается несколько способов их реализации. Однако сказать, какое из предлагаемых решений верно невозможно в силу того, что в работе с детьми такого решения просто не может быть. Каждый человек уникален, и то, что подходит для одного учителя, может оказаться неприемлемо для другого. Ценность ролевой игры состоит именно в стимулировании поиска разнообразных решений, из которых каждый участник может выбрать те, которые наиболее подходят для него.

Деловая игра предоставляет большие возможности для изучения внеурочной деятельности, в которой практически нет пределов для творческой фантазии. С завершением проведения «урока» или «мероприятия» игра не заканчивается, а переходит на следующий этап - этап оценивания. Его тоже можно провести в форме деловой игры, например, провести «методическое объединение» или «педсовет», на котором бывшие «ученики» превращаются в коллег и проводят разбор представленного мероприятия, обсуждают его достоинства и недостатки, предлагают свои рекомендации по разрешению тех или иных ситуаций и т.п.

Кроме ролевой игры для подготовки педагогов могут применяться имитационные игры. Они отличаются от ролевых игр тем, что в них, как правило, роль только одна, зато ее должен сыграть каждый студент и что дает ему возможность показать свой способ решения поставленной педагогической задачи. Такие игры позволяют отрабатывать отдельные действия учителя.

Несмотря на большие дидактические возможности деловых игр, они не дают точной информации об эффективности решений, предлагаемых студентами. С возрастом взгляды и поведение меняются, поэтому действия студентов в роли учеников отличается от действия реальных школьников. Совсем другое дело - реальная работа со школьниками.

В учебные планы педагогических вузов включены летняя (после 3 курса) и две школьные (на 4 и 5 курсах) педагогические практики, поэтому на свои первые уроки студенты идут с достаточной теоретической подготовкой, но с минимальным опытом работы со школьниками.

До 80-х г. ХХ в. педагогическая практика начиналась с первого курса [4; 5] и в течение трех лет шла параллельно с учебным процессом. В рамках непрерывной практики студенты знакомились с педагогической деятельностью, в том числе с работой классных руководителей, посещали уроки и внеклассные мероприятия, принимали участие в организации и проведении внеурочной деятельности. В результате приобретался личный опыт, наличие которого очень важно, так как педагогу постоянно приходится решать профессиональные задачи, опираясь на неполные данные, при этом у него редко бывает возможность отложить решение и поразмышлять над проблемой.

Одним из первых тезис о необходимости опираться на опыт учителя в процессе его профессионального образования выдвинул М.М. Рубинштейн. С переходом на компетентностную модель подготовки учителя этот тезис становится особенно актуальным. Приобретение личного опыта с первых курсов позволит студентам плавно перейти от роли ученика к роли учителя. В ходе педагогической практики студент учится, приобретает опыт, у него формируются профессиональные компетенции.

Знакомство с существующими публикациями, а также многолетний опыт преподавания методических дисциплин и руководства педагогической практикой позволяют сделать вывод о том, что студенты на первой школьной практике испытывают большие затруднения, в частности, им сложно дается установление контакта с учениками. На 5 курсе таких проблем оказывается уже меньше. Это говорит о том, что необходима систематическая работа по формированию у будущих учителей профессионального опыта, которая должна начинаться с первых дней обучения в вузе. На первом курсе студентам еще не хватает знаний для проведения уроков, зато идет изучение педагогики, поэтому педагогическая работа может начинаться с изучения и выполнения деятельности классного руководителя и организатора внеурочной деятельности по предмету.

Внеурочная работа в школе, как и самостоятельная работа студентов, проходит преимущественно во второй половине дня, поэтому привлечение студентов к внеурочной деятельности со школьниками может проводиться в рамках организации самостоятельной работы по профессиональным дисциплинам.

Подводя итог сказанному, можно отметить, что компетенции формируются только в ходе деятельности, поэтому в вузе необходимо использовать такие формы и методы организации работы, которые позволят включать студентов в профессиональную деятельность как можно раньше. Частично ее можно смоделировать, проводя деловые игры. Однако имитация деятельности будущего учителя не дает представления о том многообразии ситуаций, которые могут возникнуть в школе. Следовательно, студенты должны учиться не только имитируя работу учителя, но и реально выполняя ее. Это будет возможно, если в учебные планы подготовки педагогов будет возвращена непрерывная педагогическая практика, в ходе которой студенты будут участвовать в организации и проведении внеурочной деятельности. Для будущих учителей информатики это может и должна быть как традиционная, так и быстро развивающаяся в настоящее время сетевая внеурочная деятельность.

Ссылки:

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. 2003. № 5. С. 55-61.

3. Деловые игры в дистанционном обучении. URL: http://solom1956.narod.ru/games.htm (дата обращения: 16.10.2012).

4. Программа педагогической практики студентов педагогических институтов. М., 1972.

5. Программы педагогических институтов. М., 1987.

References (transliterated):

1. Zimnyaya I.A. Klyuchevie kompetentsii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya // Vysshee obrazovanie segodnya. 2003. № 5. P. 34-42.

2. Khutorskoy A.V. Klyuchevie kompetentsii: tekhnologiya konstruirovaniya // Narodnoe obrazovanie. 2003. № 5. P. 55-61.

3. Delovie igry v distantsionnom obuchenii. URL: http://solom1956.narod.ru/games.htm (date of access: 16.10.2012).

4. Programma pedagogicheskoy praktiki studentov pedagogicheskikh institutov. M., 1972.

5. Programmy pedagogicheskikh institutov. M., 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.