Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций в курсе «Отраслевые информационные ресурсы»'

Формирование профессиональных компетенций в курсе «Отраслевые информационные ресурсы» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
626
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / информационные ресурсы / образовательная среда / профессиональные компетенции / Innovations / information resources / educational area / professional competens

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сбитнева Галина Ивановна

В статье приводится характеристика традиционной и инновационной образовательной среды. Рассматривается компетентностный подход к подготовке студентов, реализуемый в инновационной программе по курсу «Отраслевые информационные ресурсы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сбитнева Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies the characteristic of components for traditional and innovation educational area. The competence approach for preparing students implemented the innovation program on the course «Information resources for special fi elds» is considered.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций в курсе «Отраслевые информационные ресурсы»»

УДК 378.02

Г. И. Сбитнева

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В КУРСЕ «ОТРАСЛЕВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ»

В статье приводится характеристика традиционной и инновационной образовательной среды. Рассматривается компетентностный подход к подготовке студентов, реализуемый в инновационной программе по курсу «Отраслевые информационные ресурсы».

Ключевые слова: инновации, информационные ресурсы, образовательная среда, профессиональные компетенции.

G. I. Sbitneva

FORMING PROFESSIONAL COMPETENCES FOR THE COURSE «INFORMATION RESOURCES FOR SPECIAL FIELDS»

The article studies the characteristic of components for traditional and innovation educational area. The competence approach for preparing students implemented the innovation program on the course «Information resources for special fields» is considered.

Keywords: innovations, information resources, educational area, professional competens.

Современное экономическое пространство предъявляет жесткие требования к специалистам, которые оказываются в условиях ежедневной конкурентной борьбы за свои рабочие места. Экономические субъекты находятся в динамично изменяющемся окружении, а потому и современная профессиональная деятельность характеризуется высокой степенью непредсказуемости. Подготовка современного специалиста в настоящее время требует не только приобретения знаний, и умений, но овладение компетенциями - таким комплексом лично стных качеств, которые обеспечат конкурентоспособность в изменяющихся условиях профессиональной деятельности.

Отличие компетенции от знаний, умений, навыков

Компетенция:

■ в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней;

■ в отличие от умения совершенствуется не автоматически, путем превращения в навык, а путем интеграции с другими компетенциями;

■ в отличие от навыка осознана.

Компетенции:

■ выражают ожидаемые и измеряемые результаты обучения - конкретные достижения студентов (выпускников), которые определяют, что будет способен делать студент (выпускник) по завершении всей или части образовательной программы;

■ характеризуются утверждениями «могу делать», которые отражают тру-доустраиваемость выпускников, обучающихся по той или иной образовательной программе;

■ отвечают на вопрос, что должен знать, понимать и уметь студент, чтобы быть востребованным;

■ измеряются с помощью результатов обучения, которые составляют «реко-

мендательную рамку» или связующее звено для рынка труда, степени, получаемой по окончании образовательной программы (модуля), трудозатрат (БСТБ - Европейская система перевода и накопления кредитов), методов обучения и преподавания.

Компетентностный подход к вузовскому образованию требует создания инновационной образовательной среды, которая существенно отличается от современной.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) ориентирован на работу в инновационной среде, поэтому требования ФГОС касаются всех без исключения предметов.

Курс «Отраслевые информационные ресурсы» относится к базовым теоретическим и прикладным дисциплинам, обеспечивающим освоение методов создания

Таблица 1

Характеристика образовательной среды настоящего и будущего

Традиционная образовательная среда Инновационная образовательная среда

Содержание обучения

Студенты имеют доступ к информации, ограниченный выбором преподавателя или возможностями библиотеки Студенты имеют неограниченный доступ к источникам информации разного уровня

Студенты запоминают факты и лишь иногда критически анализируют информацию Студенты занимаются анализом, требующим навыков мышления высокого уровня, оценкой материала, обобщением фактов

Целью является поиск правильного ответа Целью является поиск одного или нескольких из возможных правильных ответов, генерирование новых идей

Педагог выбирает виды деятельности и предоставляет материалы подходящего уровня Студенты самостоятельно выбирают виды деятельности из предлагаемых преподавателем, а иногда сами выбирают уровень сложности выполняемой работы

Преподавание

Преподаватель - источник информации, помогает получать знания и формировать навыки Педагог - организатор, проводник и наблюдатель -создает возможность применить полученные умения для построения нового знания

Обучение - процесс инструктирования (объяснения) Обучение - творческий процесс созидания

Студенты выполняют короткие, изолированные задания и упражнения, связанные с изучаемым материалом Студенты работают над заданиями и проектами, связанными с долгосрочными задачами и нацеленными на глу -бокое понимание знаний и их последующее применение

Образовательное пространство

Студенты пассивны, занимаются в аудитории, где чаще всего царит тишина Аудитория - рабочее помещение, где идет работа, уровень шума зависит от того, чем занимаются студенты

Чаще всего работают индивидуально Часто работают совместно друг с другом

Оценка

Чаще всего индивидуально сдают письменные экзамены. Задачи и темы держатся в секрете, так что приходится учить весь материал, хотя только часть его будет проверена Заранее знают, как будет оцениваться их труд, понимают критерии, по которым их будут оценивать, получают обратную реакцию от своих педагогов и сокурсников и имеют множество возможностей для самооценки

и поиска информации. В проекте программы курса его содержание ограничивается традиционными и электронными ресурсами основных отраслей. В предлагаемой же нами программе курса вводится раздел «Структура информационных ресурсов», в котором рассматриваются правовые аспекты, государственная политика в сфере информационных ресурсов, их мониторинг, первичный и вторичный документный поток как информационный ресурс общества.

Формируемые курсом компетенции:

■ способность к анализу социально значимых проблем и процессов;

■ способность к выявлению, анализу и оценке информационных ресурсов общества;

■ способность к информационной диагностике предметной области и информационному моделированию;

■ готовность к созданию информационно-аналитической продукции на основе анализа информационных ресурсов.

В соответствии с формируемыми в дисциплине компетенциями изменилась цель, знания, умения, владения, которые должны приобрести студенты в результате его изучения.

Далее приводится раскрытие этих аспектов в традиционной программе (2006 г.) и инновационной программе, разработанной в настоящее время.

Цель обучения:

Традиционное Инновационное

Формирование знаний об общих проблемах создания и эксплуатации ИР, роли государства в этих процессах, правовой основе, мониторинге ИР, первичном и вторичном документном потоке, электронных ИР Формирование системы знаний и навыков использования методов и средств информационной теории и информационных технологий для поиска и последующей обработки профессиональной информации при удовлетворении разнообразных профессиональных информационных потребностей субъектов информационного рынка

Знать:

Традиционное Инновационное

• основной понятийный аппарат; • классы информационных ресурсов; • законодательную и нормативную основу, обеспечивающую создание и функционирование информационных ресурсов; • электронные информационные ресурсы; • закономерности развития первичного и вторичного документного потока; • состав и структуру отраслевых ИР • основной понятийный аппарат; • состав, структуру, свойства, классы информационных ресурсов; • законодательную и нормативную основу, обеспечивающую создание и функционирование информационных ресурсов; • государственную политику в сфере информационных ресурсов; • структуру мирового рынка информационных ресурсов и тенденции его развития; • особенности развития и функционирования информационных ресурсов, описывающих отдельные отрасли, узкоотраслевые направления, социально-значимые проблемы; • методы анализа информационных ресурсов

Уметь:

Традиционное Инновационное

• классифицировать и описывать информационные ресурсы; • выявлять ИР; • анализировать ИР по заданным признакам • выявлять, классифицировать и описывать информационные ресурсы; • анализировать информационные ресурсы; • изучать ИР по заданным признакам; • прогнозировать развитие ИР; • создавать информационную модель объекта; • проектировать и создавать информационные продукты и услуги, отвечающие информационным потребностям и запросам пользователей

Владеть:

Традиционное Инновационное

• навыками классификации и анализа ИР по заданным признакам • методами классификации и анализа информационных ресурсов; • методами проектирования и создания информационных продуктов и услуг; • навыками анализа социально значимых проблем посредством изучения закономерностей; функционирования и развития первичного документного потока; • методами моделирования информационной ситуации в отраслях, отраслевых направлениях, проблемах

В предлагаемой программе делается акцент на практическую составляющую курса за счет формируемых в нем умений и владений.

Компетентностый подход связан не только с получением знаний и умений в области информационных ресурсов, но и с владением методами описания, проектирования, информационных продуктов и услуг, в соответствии с информационными потребностями пользователей, методами моделирования информационной ситуации в определенной сфере.

Степень освоения компетенций зависит от содержания изучаемой темы: в некоторых темах делается упор на знания, в других - на формирование компетенций.

Пример темы, носящий в большей мере «знаниевый» характер:

Государственные информационные ресурсы

Компетенции: способность к анализу и оценке информационных ресурсов.

Знать: состав, структуру, свойства государственных информационных ресурсов.

Уметь: классифицировать и описывать государственные информационные ресурсы.

Владеть: методами анализа и прогнозирования государственных информационных ресурсов.

Виды учебных занятий:

Лекция «Государственные информационные ресурсы».

Практическое занятие «Структурный анализ информационных ресурсов ГСНТИ».

Компетентность^ подход реализуется в большей мере в теме «Первичный документальный поток как информационный ресурс общества».

Компетенции:

• способность к анализу социально значимых проблем;

• способность к информационной диагностике объекта;

• готовность к моделированию информационной ситуации.

• Знать: закономерности развития и функционирования первичного документального потока.

Уметь:

• изучать информационные ресурсы по заданным признакам;

• проектировать ИПУ;

• создавать информационную модель объекта.

Владеть:

• методами анализа социально значимых проблем;

• методами моделирования информационной ситуации;

• методами описания, анализа, диагностики объекта.

Виды учебных занятий:

Лекции:

• «Закономерности развития первичного документного потока».

• «Закономерности функционирования первичного документного потока».

Практические занятия:

• «Изучение закономерности старения первичного документного потока».

• «Изучение закономерности рассеяния первичного документного потока».

• «Изучение особенностей структурирования первичного документного потока».

• «Наукометрическое портретирова-ние» (кейс-анализ).

Компетентностый подход способствует усилению практической значимости предмета, готовности студентов к решению задач не только в информационно-библиотечной сфере, но и в любой другой, где функционируют информационные ресурсы.

Вместе с тем введение компетент-ностного подхода требует решения ряда проблем, среди которых: методические, организационные, экономические.

Должны быть четко зафиксированы межпредметные связи, определена очередность не только читаемых предметов и тем, но и выполняемых практических и самостоятельных занятий.

Необходимо увеличение количества автоматизированных рабочих мест студентов для аудиторных и внеаудиторных занятий.

Разработка инновационных практических занятий и заданий для самостоятельной работы студентов должна быть предусмотрена при планировании учебной нагрузки педагога.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Информационные ресурсы: учеб. программа по курсу «Информационные ресурсы» по специ-

альности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность», квалификации «Референт-аналитик информационных ресурсов» / сост.: Г. И. Сбитнева, О. Н. Морева. - Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2006. - 28 с.

2. Ли М. Г. Бакалавр и магистр: проектирование профессиональных компетенций // науч. и техн.

библиотеки. - 2008. - № 8. - С. 49-55.

3. Отраслевые информационные ресурсы: рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность», профиль подготовки «Информационно-аналитическая деятельность» (проект) / сост. Г. И. Сбитнева. - Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2011. - 30 с.

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.