Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ ОБУЧЕНИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / компетенция / компетентность / интерактивность / вебинар / проектная работа / distance learning / competence / interactivity / webinar / project work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жамборов Анзор Анатольевич, Сухомлинова Татьяна Викторовна, Даньшин Александр Сергеевич

В статье рассмотрены особенности дистанционного обучения, ключевые цели и задачи. Методы и технологии, используемые для формирования профессиональных компетенций при дистанционном обучении и рекомендации по оптимизации процесса формирования профессиональных компетенций при дистанционном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жамборов Анзор Анатольевич, Сухомлинова Татьяна Викторовна, Даньшин Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the features of distance learning, key goals and objectives. Methods and technologies used for the formation of professional competencies in distance learning and recommendations for optimizing the process of forming professional competencies in distance learning.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ ОБУЧЕНИИ»

Таблица 1

Взаимодействие речевых поступков в ДЕ

Типы речевых поступков

Утверждение! Сомнение Побуждение

у

Реплика - стимул

Виды речевых поступков СИ...ЗИ...ПА

Реплика - реакция

Виды речевых поступков СИ..ПА

Исходя из данной из данной классификации в двучленном диалоге очевидно, что ведущим видом речевого поступка как в реплике - стимул, так и в реплике - реакция является сообщение информации (СИ). Данный речевой поступок выражен эксплицитно и требует от собеседника его субъективного отношения к содержанию высказывания.

Выводы. В современной методике предопределена актуализация «дихотомической структуры плана» диалогического высказывания [10], при котором диктум является доминирующим в речевом акте и побуждающим к включению модуса (собственного мнения, переживаний и эмоций собеседников средствами языковых форм). В ходе исследования диалоговых единств было выявлено, что диалог как лингвистическая категория находит своё выражение через объективную и субъективную модальности, актуализируемые в предметном и модальном диалоге, что не противоречит теоретическому обоснованию реализации категории модуса (по Ш.Балли, З.М.Ужаховой) в диалогической форме речи [9, С. 44]. Диалогическая модальность характеризуется атрактивными лексико-грамматическим единицами говорящих, которые априори заложены в языковую структуру языка: модальные слова, слова-заменители, структура предложения. Однако владение языковыми формами модальности диалоговых высказываний требует разработки комплекса упражнений сначала на уровне двучленов, далее расширяя диапазон высказываний, от владения определёнными штампами, до собственного реплицирования, включающего речевую инициативу говорящих, осознанный выбор модных знаков в зависимости от жанра высказывания. Это изыскание другого исследования.

Литература:

1. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов [Текст]: [Около 7 ООО терминов] / О.С. Ахманова. - 2-е изд., стер. - Москва: Сов. энциклопедия, 1969. -607 с.

2. Ирвинг, В. Новеллы. Сборник. Сост. Ю.В. Ковалёв. - На англ. яз. - М.: Прогресс - 1982. - 504 с.

3. Киплинг, Р. Избранное. - На англ. яз. / Р. Киплинг. - М., 1983. - 458 с.

4. Марриет, Ф. Мичман Тихоня: [Роман] / Ф. Марриет; [Пер. с англ. В. Томилова]. - Москва: ACT: Ермак, 2003 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). -431 с.

5. Панфилов, В.З. Категория модальности и её роль в конструировании структуры предложения / В.З. Панфилов // Вопросы языкознания - 1977. - №4,- С. 37-49

6. Проблемы этносемантики // Сборник научно-аналитических обзоров. - М., 1998. - 167 с.

7. Практический курс английского языка. 5 курс: Учеб. для П69 высш. учеб, заведений / Под ред. В.Д. Аракина. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 232 с.

8. Рюкова, А.Р. Предикаты модуса в современном английском и русском языках: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.02.20 / А.Р. Рюкова. - Башкир, гос. ун-т. - Уфа, 2006. - 26 с.

9. Ужахова, З.М. К проблеме реализации категорий модуса в диалогической форме речи / З.М. Ужахова // Вестник УРАО. - 2010. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-realizatsii-kategoriy-modusa-v-dialogicheskoy-forme-rechi (дата обращения: 22.08.2023)

10. Шакирзянова, P.M. Роль модальности в лингвистике / P.M. Шакирзянова // Ученые записки КГАВМ им. Н.Э. Баумана. -2011. -№4. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/rol-modalnosti-v-lingvistike (дата обращения: 08.08.2023)

11. Gordon, A.C. Solv-A-Crime Puzzles /A.C. Gordon. - New York: Dover Publication, INC. - 1995.-53 p.

Педагогика

УДК 378.12

кандидат юридических наук Жамборов Анзор Анатольевич

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Сухомлинова Татьяна Викторовна Краснодарский университет МВД России (г. Краснодар); старший преподаватель кафедры огневой подготовки Дань шин Александр Сергеевич Воронежский институт МВД России (г. Воронеж)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДИСТАНЦИОННОМ

ФОРМАТЕ ОБУЧЕНИИ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности дистанционного обучения, ключевые цели и задачи. Методы и технологии, используемые для формирования профессиональных компетенций при дистанционном обучении и рекомендации по оптимизации процесса формирования профессиональных компетенций при дистанционном обучении.

Ключевые слова: дистанционное обучение, компетенция, компетентность, интерактивность, вебинар, проектная работа. Annotation. The article discusses the features of distance learning, key goals and objectives. Methods and technologies used for the formation of professional competencies in distance learning and recommendations for optimizing the process of forming professional competencies in distance learning.

Key words: distance learning, competence, interactivity, webinar, project work.

Введение. Дистанционное обучение - это новый формат образования, который стал особенно актуальным в условиях пандемии, но и сейчас в свете последних событий (проведение специальной военной операции) приобретает актуальность. Он предоставляет возможность получения знаний и навыков без привязки к месту проживания и времени. Однако, чтобы дистанционное обучение было эффективным, необходимо правильно организовать процесс формирования профессиональных компетенций у обучающихся.

Изложение основного материала статьи. Формирование профессиональных компетенций является одной из основных задач любого образовательного процесса. При дистанционном обучении преподаватели сталкиваются с рядом новых вызовов:

- как поддерживать мотивацию обучающихся;

- как организовать самостоятельную работу;

- как контролировать результаты и т.д.

В данной работе мы рассмотрим основные методы и технологии формирования профессиональных компетенций при дистанционном обучении.

Термин «дистанционное обучение» описывает способ обучения, который позволяет преподавателю и обучающимся выйти за узкие рамки обучения в аудитории. Дистанционное обучение - это совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучающимся основного объема информации, интерактивное взаимодействие преподавателей и обучающихся, предоставление им возможности самостоятельной работы по освоению материала. Взаимодействие обеспечивается разными способами, такими, как обмен печатными материалами через почту, чаты, аудиоконференции, видеоконференции [1].

В современном мире, когда информационные технологии развиваются стремительно, дистанционное обучение становится все более популярным и востребованным видом образования. Оно позволяет учиться в любом уголке мира, где есть доступ в интернет, избегать проблем с переездами и расходами на проживание в другом городе или стране. Дистанционное обучение также является отличной возможностью для тех, кто не может по каким-то причинам посещать очные занятия - например, для работающих людей или людей с ограниченными возможностями здоровья, либо людей, проживающих в отдаленных небезопасных районах на линии боевого соприкосновения.

Однако дистанционное обучение имеет свои особенности, которые следует учитывать при формировании профессиональных компетенций у обучающихся. В своей работе мы рассмотрим некоторые из этих особенностей.

Первая и, возможно, самая важная особенность дистанционного обучения - это отсутствие физического контакта между преподавателем и обучающимся. При очном обучении преподаватель может контролировать поведение обучающихся, следить за их вниманием и пониманием материала, помогать им в случае затруднений. При дистанционном обучении все это невозможно. Преподаватель не видит обучающихся, не может контролировать их поведение и внимание, а также помогать преодолевать трудности, с которыми они могут столкнуться при изучении материала.

Вторая особенность дистанционного обучения - это большая свобода учебного процесса. Обучающиеся получают задания и материалы для самостоятельной работы, а преподаватель выступает в роли консультанта. Это требует от обучающихся большой ответственности за свое обучение и самодисциплины. Возможность выбирать время и место для учебы - преимущество дистанционного обучения, может также быть его недостатком, если у обучающихся нет достаточной самодисциплины или определенных навыков самоорганизации.

Третья особенность дистанционного обучения - это использование информационных технологий как основного инструмента образования. Обучающиеся должны иметь навыки работы с компьютером и интернетом, а также знать основные принципы использования различных программ для обучения и коммуникации с преподавателем и другими обучающимися. Если у обучающихся нет достаточной компьютерной грамотности, это может повлиять на качество их образования.

Четвертая особенность дистанционного обучения - это необходимость использования различных форм коммуникации. Общение между обучающимися и преподавателем происходит через электронную почту, онлайн-конференции, форумы или чаты. Это требует от участников образовательного процесса умения ясно выражать свои мысли письменно, быстро реагировать на вопросы и комментарии других участников.

В целом, дистанционное обучение - это новый подход к образованию, который требует от всех его участников большой самостоятельности и ответственности за результат. Однако при правильном подходе оно может стать эффективным инструментом формирования профессиональных компетенций у обучающихся.

Дистанционное обучение - это форма обучения, которая предполагает осуществление учебного процесса на удалении от преподавателя и в большинстве случаев с использованием технических средств связи. В условиях дистанционной формы обучения, обучающиеся получают возможность не только овладеть глубокими знаниями в своей специальности, но и развить соответствующие профессиональные компетенции.

Одной из ключевых целей дистанционного обучения является формирование у обучающихся высокой мотивации к самостоятельному приобретению новых знаний и навыков. Для достижения этой цели используются различные методы и технологии, позволяющие создать комфортную атмосферу для изучения материала [8, 9].

Одна из главных задач дистанционного обучения - развитие ключевых компетенций у обучающихся. Ключевые компетенции определяются как набор знаний, умений и навыков, которые необходимы для успешной реализации личности в современном обществе. Они включают в себя такие категории, как коммуникативные, информационно-технологические, проектные и лидерские.

Коммуникативные компетенции, обучающиеся могут развить при дистанционном обучении путем участия в онлайн-дискуссиях и форумах. Это поможет им научиться аргументировать свои мысли, грамотно выражаться и слушать собеседника. Кроме того, при работе в группах обучающиеся могут научиться эффективно распределять задачи и координировать свою работу с другими участниками команды.

Информационно-технологические компетенции - это навыки работы с различными программами и сервисами, которые используются для дистанционного обучения. Обучающимся необходимо знать, как работать с электронными почтовыми сервисами, файловыми хранилищами и программами для видеоконференций. Развитие информационно-технологических компетенций является особенно актуальным в условиях современного информационного общества.

Проектные компетенции можно формировать при выполнении заданий на создание проектных работ. При этом обучающиеся учатся планировать свою работу, определять сроки и ресурсы, необходимые для выполнения проекта, а также оценивать его результаты.

Лидерские компетенции - это навыки управления группой людей. В рамках дистанционного обучения обучающиеся могут научиться эффективно управлять своим временем и координировать работу других членов команды.

Дистанционное обучение предоставляет обучающимся возможность развития различных профессиональных компетенций. Каждая категория компетенций имеет свои особенности и требует от обучающегося определенных знаний и навыков. Однако все они важны для успешной реализации личности в современном обществе.

Дистанционное обучение - это мощный инструмент, который позволяет обучающимся получать знания и навыки в любом месте и в любое время. Однако, чтобы гарантировать формирование профессиональных компетенций у обучающихся при дистанционном обучении, необходимо использовать специальные методы и технологии.

Один из наиболее эффективных методов формирования профессиональных компетенций при дистанционном обучении - это метод проектной работы. Данный метод предполагает выполнение обучающимися определенного задания или проекта, который имеет четко определенные цели и результаты. Проектная работа позволяет обучающимся развивать ключевые навыки, такие как коммуникация, решение проблем, критическое мышление и т.д. Одной из технологий, которая может помочь при проведении проектной работы в дистанционном режиме является совместное использование онлайн-инструментов для работы в команде. К примеру, GoogleDocs или МлсговойОГйсе 365 позволяют пользователям создавать документы онлайн и работать с ними одновременно.

Ещё один метод формирования профессиональных компетенций при дистанционном обучении - это использование интерактивных вебинаров. Вебинары позволяют обучающимся получить доступ к лекциям и семинарам, которые проводятся в режиме реального времени, а также задавать вопросы преподавателям. Вебинары могут быть записаны, чтобы обучающиеся могли просмотреть их позже.

Другой метод формирования профессиональных компетенций при дистанционном обучении - это использование электронных учебников и онлайн-курсов. Это особенно полезно для тех обучающихся, которые не могут посещать занятия в определенное время или не имеют возможности посещать курс лично.

Однако, для того чтобы электронные учебники и онлайн-курсы были эффективными инструментами формирования профессиональных компетенций, они должны быть хорошо разработанными и предоставлять достаточное количество информации. Кроме этого, они должны содержать интерактивные элементы (тесты, задания) для проверки знаний.

Несмотря на то, что дистанционное обучение позволяет обучающимся изучать материалы в любое время и в любом месте, оно может вызывать чувство одиночества. Это может привести к недостатку мотивации и уменьшению продуктивности.

Поэтому один из методов формирования профессиональных компетенций при дистанционном обучении - это повышение социальной активности обучающихся. Онлайн-дискуссии, форумы, чаты или группы в социальных сетях, способствующие общению обучающихся между собой и формированию дружеских отношений. Это может помочь обучающимся лучше понимать материал и ускорить процесс его усвоения. Использование онлайн-форумов и других инструментов для общения также позволяет преподавателям получать обратную связь от обучающихся по результатам проведенного занятия или курса.

Формирование профессиональных компетенций при дистанционном обучении требует использования различных методов и технологий. Проектная работа, интерактивные вебинары, электронные учебники и онлайн-курсы - это полезные инструменты, которые могут помочь обучающимся получить знания и навыки в любом месте и в любое время. Кроме того, повышение социальной активности обучающихся позволяет формировать дружеские отношения и ускорить процесс усвоения материала.

Одной из ключевых задач дистанционного обучения является формирование профессиональных компетенций у обучающихся. Для оценки эффективности данного процесса необходимо применять различные методы и инструменты. В данном подразделе рассмотрим основные подходы к оценке формирования профессиональных компетенций при дистанционном обучении.

Одним из наиболее распространённых методов оценки эффективности формирования профессиональных компетенций является тестирование. Тестирование позволяет выявить степень усвоения материала, а также определить недостатки в знаниях и умениях обучающихся. При проведении тестов необходимо учитывать специфику курса и выбирать соответствующие типы заданий (задания с выбором ответа, открытые вопросы, выполнение практических заданий). Кроме того, для достоверной оценки результатов тестирования необходимо использовать систему контроля времени выполнения заданий.

Другой способ оценки эффективности формирования профессиональных компетенций при дистанционном обучении -это проверка работ, выполненных обучающимися. Особенно эффективна такая оценка при работе над проектами. Проверка проектов позволяет выявить уровень понимания материала, а также способность обучающихся к применению полученных знаний на практике. При этом следует учитывать не только содержательную часть работы, но и её оформление.

Для оценки эффективности формирования профессиональных компетенций при дистанционном обучении можно использовать методы, которые позволяют измерять активность обучающегося в образовательном процессе. Например, можно отслеживать количество посещений онлайн-курса или форума, наличие заданных ответов на поставленные вопросы и комментарии к работам других обучающихся. Такой подход помогает выявить мотивацию обучающегося и его готовность к самостоятельной работе.

Для определения эффективности формирования профессиональных компетенций можно использовать сравнение результатов, обучающихся до и после прохождения курса. Такой подход позволяет оценить, насколько хорошо был усвоен материал курса и какие новые знания и умения получили обучающиеся. Для этого необходимо проводить входной контроль, начальное анкетирование или тестирование перед началом дисциплины.

При формировании профессиональных компетенций не менее важными являются междисциплинарные компетенции, такие как коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, лидерские качества и т.д. Для оценки эффективности формирования этих компетенций можно использовать методы социальной сетевой аналитики (8ома1№1шогкАпа1уз1з). Этот подход позволяет изучать связи между обучающимися (количество общих сообщений, количество отзывов на работы друг друга) и определять лидеров группы.

Таким образом, для оценки эффективности формирования профессиональных компетенций при дистанционном обучении можно применять различные методы и инструменты. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, поэтому для достоверной оценки эффективности необходимо использовать комплексный подход.

Дистанционное обучение является неотъемлемой частью современной системы образования. Оно позволяет учиться в любом месте и в любое время, что делает его очень привлекательным для многих обучающихся. Однако, формирование профессиональных компетенций при дистанционном обучении может быть более сложным, чем при традиционном обучении.

Для оптимизации процесса формирования профессиональных компетенций у обучающихся при дистанционном обучении следует использовать следующие инструменты:

1. Разработка курсов.

Разработка курсов является основой формирования профессиональных компетенций у обучающихся. При создании курсов необходимо использовать современные методы и технологии, которые способствуют эффективному изучению

материала. Кроме того, необходимо учитывать различия в потребностях и стили обучения у разных направлений подготовки.

2. Использование интерактивных инструментов.

Интерактивные инструменты играют ключевую роль в формировании профессиональных компетенций, которые позволяют обучающимся активно участвовать в учебном процессе, работать с другими обучающимися и преподавателями, а также получать обратную связь по результатам своей работы. Интерактивные инструменты также могут использоваться для создания виртуальных лабораторий и тренировочных сред.

3. Организация групповой работы.

Групповая работа является эффективным методом формирования профессиональных компетенций у обучающихся. При организации групповой работы необходимо учитывать различия в потребностях и стиле обучения у разных обучающихся, а также предоставлять возможность для коммуникации и сотрудничества между членами группы.

4. Предоставление доступной обратной связи.

Преподаватель должен предоставлять доступную и конструктивную обратную связь по результатам выполнения заданий и тестов, чтобы помочь обучающимся понять свои ошибки и улучшить свои знания.

5. Создание мотивации для обучения.

Мотивация является ключевым фактором в формировании профессиональных компетенций у обучающихся при дистанционном обучении. Преподаватель должен создавать разнообразные интересные задания, которые будут стимулировать обучающихся к изучению материала и закреплению знаний. Кроме того, преподаватель должен оказывать поддержку и выражать признание за достигнутые результаты.

6. Организация работы с литературой.

Работа с литературой также играет важную роль в формировании профессиональных компетенций у обучающихся при дистанционном обучении. Преподаватель должен предоставлять доступ к электронным библиотекам и базам данных, чтобы обучающиеся могли получать доступ к актуальной информации по своей специальности.

Существует и ряд негативных факторов, влияющих на обучение в дистанционном формате. В процессе перевода учебных программ в онлайн-формат авторы столкнулись с недостатком технических возможностей, отсутствием доступа к интернету у некоторых обучающихся, а также наличием различных социально-экономических факторов, которые могут повлиять на эффективность обучения удаленным способом. Кроме того, при дистанционном обучении возникает проблема с доступностью к современным технологиям. Для успешного прохождения онлайн-курсов или вебинаров необходимо иметь надежное интернет-соединение, а также компьютер или другое устройство для работы с софтом. Это может оказаться непосильным для людей из отдаленных районов.

Выводы. В заключении можно отметить, что оптимизация процесса формирования профессиональных компетенций у обучающихся при дистанционном обучении требует использования современных методов и технологий, а также индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Правильная организация учебного процесса позволит достичь высоких результатов в формировании профессиональных компетенций у обучающихся и подготовить их к успешной карьере в будущем.

Литература:

1. Алешкина, О.В. Дистанционные образовательные технологии — ключ к массовому образованию XXI века [Текст] / О.В. Алешкина, М.А. Миналиева, Рачителева Н. А. // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 63-65.

2. Аллен, М. E-learning [Текст]: как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным: [0+] / М. Аллен; пер. с англ. [Ирина Окунькова]. - Москва: Альпина Паблишер, 2016. - 195 с.

3. Зайченко, Т.П. Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис: учебное пособие / Т.П. Зайченко. - СПб. :Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. - 2004. - 167 с.

4. Калмыков, A.A. Дистанционное обучение. Введение в педагогическую технологию / A.A. Калмыков. -М.- 2005.

5. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических Вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый. -М.: ВЛАДОС-пресс. -2008. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.

6. Полат, Е.С. Дистанционное обучение: каким ему быть? Текст / Е.С. Полат, А.Е. Петров // Педагогика. 1999. - № 7. - С. 29-34.

7. Романов, А.И. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования Текст / А.Н. Романов, B.C. Торопцов, Д.Б. Григорович; Всерос. заоч. фин.-экон. ин-т. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2000. - 302 с.

8. Светличный, Е.Г. Роль мотивации, в формировании профессиональной культуры будущих специалистов в области юриспруденции / Е.Г. Светличный // Материалы I международной научно-практической конференции «Проблемы социальной сферы и их решения» 25 сентября 2017 г. - Самара. - 2017. - С. 61-69

9. Светличный, Е.Г. Мотивация будущих юристов к формированию профессиональной культуры на основе контекстного обучения / Е.Г. Светличный, Н.В. Горбунова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Научное обеспечение психолого-педагогической и социальной работы в уголовно-исполнительной системе» 30 марта 2018 года. - Рязань. -2018. - С. 201-209

10. Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева. - М.: Издательский центр «Академия». - 2004. - 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.