УДК 377.5 ОДИНОКОВ А.С.
преподаватель, филиал Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I в г. Орле E-mail: [email protected]
UDC 377.5 ODINOKOV A.S.
teacher, Emperor Alexander I St. Petersburg, State Transport University in Orel, Orel branch оf the University
E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ТЕХНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES AMONG FUTURE RAILWAY TECHNICIANS IN THE ORGANIZATION OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION AS A PEDAGOGICAL PROBLEM
Статья посвящена проблеме формирования профессиональных компетенций у студентов образовательных организаций системы СПО, которая представляется особенно актуальной в связи со стремительным изменением требований работодателей к квалифицированным рабочим, служащим и специалистам среднего звена, а также повышением значимости среднего звена профессионального образования в индивидуальных карьерных стратегиях россиян. Рассматриваются теоретические подходы к определению исследуемого феномена, нормативно-правовые основы, определяющие состав профессиональных компетенций. Сравниваются требования к формируемым у выпускников профессиональных компетенций, содержащихся в ФГОС СПО - 3 и проекте нового ФГОС СПО - 4 по конкретной специальности.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, ФГОС СПО, профессиональные компетенции, профессиональные стандарты.
The article is devoted to the problem of the professional competencies formation among students at the secondary vocational education system. The relevance of the topic is due to the rapid change in the requirements of employers for skilled workers, employees and mid-level specialists, as well as the increasing importance of vocational education in the individual career strategies of Russians. Theoretical approaches to the definition of the studied phenomenon are considered. The article examines the regulatory framework that determines the composition of professional competencies. The author compares the requirements for the professional competencies formed in graduates, contained in the FSES SPE - 3 and the draft of the new FSES SPE - 4 for a specific specialty.
Keywords: среднее профессиональное образование, ФГОС СПО, профессиональные компетенции, профессиональные стандарты.
В последние годы в России фиксируется рост спроса на услуги среднего профессионального образования, что связано как с ужесточением селективности в старшей школе (особенно в гимназиях и лицеях), сокращением бюджетных мест и повышением оплаты образовательных услуг в вузах, снижением уровня благосостояния населения и изменением подходов населения к карьерной и образовательной стратегии. Если в 2017 г. только 42,3 % выпускников 9 класса поступали в учреждения и организации среднего профессионального образования, то в 2019 г. такой выбор был свойственен более 50% девятиклассников. Прием студентов на программы подготовки специалистов среднего звена за указанный период увеличился с 744 до 832 тыс. чел. (на 11,8%), на программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих - с 206 до 210 тыс. чел. (на 2,9%) [7].
Успешность профессиональной деятельности в различных сферах специализации сегодня требует от выпускников организаций СПО нового комплекса компетенций, в связи с чем повышается значимость
скорости трансформации системы среднего профессионального образования в соответствии с изменением требований работодателей и рынка труда в целом. Данное замечание особенно актуально для отраслевых организаций СПО, в том числе осуществляющих подготовку будущих рабочих и служащих в сфере железнодорожного транспорта.
Изменение структуры и требований рынка труда способствовали осознанию на высшем государственном уровне эффективности сотрудничества с объединениями работодателей для разработки профессиональных и образовательных стандартов подготовки специалистов среднего звена, рабочих и служащих. Основой современной российской системы национальной квалификации являются национальная рамка квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты и система независимой оценки квалификации. Профессиональные стандарты представляют собой ядро национальной системы квалификаций и разрабатываются на основании национальной рамки квалификаций, описывающей в общем виде квалификационные уровни и основные
© Одиноков А.с. © Odinokov A.S.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
пути их достижения. Для образовательной системы СПО профессиональные стандарты являются ориентиром для корректировки и обновления образовательных стандартов и программ в соответствии с актуальными требованиями рынка труда.
В соответствии с Федеральным законом №2 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное образование направлено на приобретение обучающимися компетенций определенного объема и уровня в целях осуществления профессиональной деятельности по определенной специальности или профессии, выполнения служебных и трудовых функций [1]. Каждый федеральный государственный образовательный стандарт СПО в качестве результата образовательного процесса предусматривает сформированные у выпускников общие и профессиональные компетенции. Первая группа компетенций объединяет универсальные компетенции, характеризующие понимание значимости конкретной профессии и предъявляемых к ней общественных требований, способности к саморазвитию, поиску и использованию информации, принятию решений, командной работе и по своему характеру являющиеся относительно стабильными. Профессиональные компетенции по задумке законодателя являются как раз той переменной частью результата СПО, которая должна соответствовать актуальным требованиям работодателей к рабочим, служащим и специалистам конкретной профессии и трансформироваться в соответствии с изменениями их трудовых функций, зафиксированных в профессиональных стандартах.
Проблемы формирования профессиональных компетенций у студентов образовательных организаций СПО вызывают повышенный исследовательский интерес и рассматриваются в работах Н.Н. Ершовой [6], И.В. Капц [5], И.В. Непрокиной [6], И.А. Чебанной [9] и др. Однако до сегодняшнего дня отсутствует ясность в установлении содержания базовых понятий и средств оптимизации образовательного процесса в системе СПО для соответствия его результата ожиданиям работодателей.
В Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании» определение компетенции отсутствует, что обостряет научную дискуссию по поводу его содержания. В отраслевых рекомендациях данное понятие понимается как динамическая комбинация знаний, умений и способности их применять для успешной профессиональной деятельности [4]. Федеральный институт развития образования определяет компетенцию как способность применять в практике эффективной трудовой деятельности имеющиеся знания, умения и практический опыт [8]. Нормативная обусловленность исследуемого понятия как его неотъемлемое качество в российской образовательной системе не вызывает сомнений: требования к составу компетенций по каждой специальности устанавливаются ФГОС.
Обзор специальной литературы по теме формирования профессиональных компетенций у студентов организаций СПО показывает, что приводимые уче-
ными определения профессиональных компетенций значительно различаются. Так, в диссертационном исследовании И.А. Чебанной под профессиональными компетенциями понимается потенциальная активность выпускника колледжа как субъекта профессиональной деятельности, его стремление и готовность к продуктивной активности, сопровождающиеся ответственностью за ее результаты. В структуре данного вида компетенций выделяется индивидуально-психологическая, ценностно-смысловая, инструментальная и мотива-ционная основы. Так же предлагается делить профессиональные компетенции на общепрофессиональные и специальные [9].
И.В. Капц предлагает понимать профессиональные компетенции как интегративное свойство личности, которое характеризует ее готовность к деятельности по профессии, непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию и говорит о ее системообразующем влиянии на образование специалиста среднего звена, рабочего или служащего. В числе компонентов профессиональной компетенции рассматриваются знания, умения, практический опыт профессионально-направленной деятельности, готовность к работе по специальности и взаимодействие субъектов деятельности [5].
Отсутствие единства в понимании и содержании понятия «формирование профессиональных компетенций» на уровне СПО порождает значительные проблемы в педагогической практике. Так, несмотря на изменение концепции среднего образования за счет внедрения компетентностного подхода, 46% преподавателей колледжей применяют традиционные методы оценивания знаний, умений и навыков, еще 12% преподавателей затрудняются в выборе методики для оценки уровня сформированное™ профессиональных компетенций [6].
На основе анализа требований нормативных правовых актов в сфере среднего профессионального образования, специальной литературы по теме исследования, а также собственного педагогического опыта предлагаем определять профессиональную компетенцию как интегративное качество личности, формируемое в образовательном процессе при освоении конкретной специальности и включающее в себя знания, умения, практический опыт и готовность их развивать и применять для успешной профессиональной деятельности.
Такое определение учитывает требования существующей нормативно-правовой базы (знания, умения, практический опыт как компоненты компетенции), динамичный характер профессиональной компетенции и необходимость постоянного развития ее компонентов для соответствия требованиям рынка. Отражено и ее влияние на успешность будущей профессиональной деятельности, ее характер как новообразования обучения и воспитания. Предлагаемый подход к содержанию исследуемого термина позволяет понимать профессиональные компетенции не только как набор актуализированных знаний, умений и практических навыков студента, но и как качество личности, позволяющее ре-
шать профессиональные задачи в условиях дефицита необходимых ресурсов и информации.
При сопоставлении установленных ФГОС СПО требований и соответствующего профессионального стандарта следует учитывать существующие терминологические отличия, обусловленные предметом нормативного описания и регулирования. Профессиональным компетенциям, состав которых зафиксирован в профессиональном стандарте по каждому виду деятельности, соответствуют детализированные трудовые функции и трудовые действия. При конкретизации перечня профессиональных компетенций, формируемых в рамках конкретной учебной дисциплины, целесообразно учитывать не только требования ФГОС СПО, но и требования профессионального стандарта по конкретной профессии.
Терминологическая неопределенность понятия профессиональных компетенций и частичное несоответствие их состава, закрепленного ФГОС СПО, набору отраженных в соответствующих профессиональных стандартах трудовых функций порождают проблемы в педагогической практике. Даже если перечень формируемых профессиональных компетенций прописан в рабочей программе по конкретной дисциплине в соответствии с требованиями ФГОС СПО-3, то инструменты и способы их формирования в ходе ее преподавания не конкретизированы. Аналогичная ситуация наблюдается и в учебно-методической литературе, предназначенной для обучения студентов колледжей и техникумов. Это негативно влияет на отбор содержания и структуру материала преподаваемых им дисциплин. Изучаемые темы могут дублироваться, не поддерживаться отработкой практических навыков профессионально-направленной деятельности, сопровождаться решением прикладных задач, в достаточной степени не отражающих специфику изучаемых дисциплин в контексте осваиваемой специальности и профессии.
Специальность 11.02.06 «Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта)» входит в перечень специальностей и профессий для разработки ФГОС СПО четвертого поколения, соответствуя направлению «Радиотехника» укрупненной группы профессий «Электроника, радиотехника и системы связи». Новые ФГОС СПО будут разрабатываться по направлениям подготовки, объединенным по принципу общности формируемых в образовательном процессе общепрофессиональных компетенций. В каждой укрупненной группе профессий будет выделено 1-7 направлений подготовки. Образовательный стандарт будет являться основой для разработки не одной образовательной программы по конкретной специальности, а множества программ по всем профессиям для данного направления. По мнению авторов реформы, это позволит сократить число федеральных стандартов с 700 (как во ФГОС СПО-3) до 70-120 (во ФГОС СПО-4) и будет способствовать их своевременной адаптации к динамичным требованиям работодателей и рынка труда. Сопоставление переч-
ня профессиональных компетенций для техника, указанных в действующем ФГОС СПО-3 [2], с перечнем, приведенным в проекте ФГОС четвертого поколения [3], позволяют сделать вывод об их идентичности. При этом проект нового ФГОС СПО не содержит перечня компетенций для старшего техника, но указывает перечень профессиональных стандартов, которые соответствуют профессиональной деятельности выпускников по данной специальности. В их числе - специалисты по обслуживанию коммуникаций, по монтажу телекоммуникационного оборудования и сборщики электронных систем.
В контексте содержания нового поколения ФГОС СПО-4 целесообразно обеспечить соответствие профессиональных компетенций как результата образовательного процесса конкретным трудовым функциям, указанным в профессиональном стандарте. Далее с учетом потенциала учебной дисциплины, ее содержания необходимо осуществить отбор тех профессиональных компетенций, которые могут быть сформированы у обучающихся в рамках ее освоения. И на завершающем этапе рассмотреть состав учебного материала, практических работ, педагогических методов, средств и технологий, которые будут применяться преподавателем для формирования соответствующей профессиональной компетенции. Не менее важным условием представляется разработка фонда оценочных средств, основанного на критериях и показателях для определения уровня сформированности той или иной компетенции.
ФГОС СПО по специальности 11.02.06 «Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта)» предусматривает формирование у техника 14 профессиональных компетенций, сгруппированных в соответствии с 5 видами будущей профессиональной деятельности, и 25 профессиональных компетенций у старшего техника, сгруппированных в соответствии с 7 видами будущей профессиональной деятельности [2]. По итогам сравнения можно сделать вывод о том, что для старшего техника предусматривается не только большее число видов будущей профессиональной деятельности (дополнительно включаются в перечень контрольные и административные функции, в частности, участие в проектировании электронных и радиосетей связи в транспортной сфере, контроль качества сетей и оборудования, организация производства в структурном подразделении), но и расширенный состав профессиональных компетенций по видам деятельности, идентичным профессиональной деятельности техника. Так, по виду деятельности, связанному с технической эксплуатацией сетей и устройств связи, для старшего техника предусмотрено формирование профессиональной компетенции по диагностике и устранению неисправностей сетей и аппаратуры [2].
Виды профессиональной деятельности будущего техника железнодорожного транспорта предопределяют перечень осваиваемых ими профессиональных модулей. По каждому виду деятельности разработан модуль,
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
включающий в себя рабочую программу, фонд оценочных средств, программы учебной или производственной практики. Каждый компонент модуля дублирует перечень профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у студента организации СПО по окончании его освоения, а также устанавливает требования к знаниям, умениям и практическому опыту специалиста. В рабочей программе профессионального модуля определяются общие требования к контролю и оценке результатов его освоения по компетенциям. Так, об успешном освоении профессиональной компетенции ПК-1.1 «Монтаж, ввод в действие, демонтаж сетей связи, систем для передачи данных и радиоэлектронного оборудования на транспорте» говорит скорость и точность чтения чертежей и схем, обнаружения неполадок в оборудовании, оформления технологической документации, применения измерительных средств и т.п. Для оценки и контроля уровня сформированности данной компетенции используются как формы текущего (защита результатов практических занятий и лабораторных работ), так и формы итогового контроля (зачеты по производственной и учебной практикам, комплексный экзамен по профессиональному модулю).
Использование профессиональных модулей, не идентичных по своим требованиям и содержанию конкретным учебным дисциплинам, в профессиональном обучении будущих техников на транспорте оправдано. Конкретная профессиональная компетенция может формироваться в рамках нескольких учебных дисциплин, в связи с чем представляется актуальным использовать
потенциал междисциплинарных связей для обеспечения целостности компетенции как новообразования. Значительным потенциалом при решении данной задачи обладает интеграция естественнонаучных и прикладных профильных учебных дисциплин, позволяющая сформировать устойчивую взаимосвязь между фундаментальными знаниями, прикладными навыками и умениями, практическим опытом их реализации. Анализ ФГОС СПО по специальности 11.02.06 «Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта)» позволяет сделать вывод о том, что, например ПК-1.3 «Готовность и способность произведения пуско-наладочных работ по приведению в действие транспортного радиоэлектронного оборудования различных систем передачи данных и видов связи» формируется в рамках прикладной математики, информатики, электротехнического черчения, теории электросвязи, теории электрических цепей и целого ряда других специальных дисциплин. После определения общей компетенции целесообразно организовать параллельное изучение общих тематических разделов в рамках данных дисциплин с целью освоения теоретических знаний в рамках естественнонаучной дисциплины и формирования профессионально-значимых прикладных навыков и умений в рамках дисциплины общепрофессиональной. Это позволит избежать дублирования учебного материала на занятиях и позволит выстроить единый логически организованный и практически ориентированный образовательный процесс в организации СПО.
Библиографический список
1. Федеральный закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012 г. №53 (Ч.1). Ст. 7598.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ № 808 от 28.07.2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 11.02.06 Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта)» [электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70727 318/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 15.10.2020 г.).
3. ФГОС СПО по специальности 11.02.06 «Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта)» (проект) // [электронный ресурс]. URL: http://spo-new-fgos.firo-nir.ru/images/110206.pdf (дата обращения: 15.10.2020 г.).
4. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утв. Министерством образования и науки РФ № ДЛ-1/05вн от 22.01.2015 г.) // Бюллетень «Официальные документы в образовании». 2015. №8.
5. Капц И.В. Формирование профессиональных компетенций специалиста в политехническом колледже: при изучении физико-математических дисциплин: автореферат дисс. .. .к.пед.н. Елец, 2008. 22 с.
6. Непрокина И.В., Ершова Н.Н. Опыт реализации ФГОС СПО по формированию и мониторингу профессиональных компетенций в колледже // Вестник Самарского государственного технического университета. 2015. № 2. С. 149-154.
7. Образование в цифрах - 2020: краткий стат. Сборник / Л.М. Гохберг, О.К. Озерова, Е.В. Саутина, Н.Б. Шугаль. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 120 с.
8. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / авт.-сост.: В. И. Блинов, И. А. Волошина, Е. Ю. Есенина, А. Н. Лейбович, П. Н. Новиков. М.: ФИРО, 2010.
9. Чебанная И.А. Формирование профессиональных компетенций выпускников колледжа: автореферат дисс. .к.пед.н. - , Астрахань, 2008. 27 с.
References
1. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 «On Education in the Russian Federation» // Collected Legislation of the Russian Federation. 31.12.2012 №53 (Part 1). Art. 7598.
2. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 808 of July 28, 2014 «On approval of the federal state educational standard of secondary vocational education in the specialty 11.02.06 Technical operation of transport radio-electronic equipment (by mode of transport)» [electronic resource]. URL: https://base.garant.ru/70727318/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (date of access: 15.10.2020).
3. FSES SPЕ in specialty 11.02.06 «Technical operation of transport radio-electronic equipment (by mode of transport)» (draft) //
[electronic resource]. URL: http://spo-new-fgos.firo-nir.ru/images/110206.pdf (date of access: 10/15/2020).
4. Guidelines for the development of basic professional educational programs and additional professional programs, taking into account the relevant professional standards (approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation № DL-1 / 05vn dated January 22, 2015) // Bulletin «Official documents in education». 2015. No. 8.
5. KaptsI.V. Formation of professional competencies of a specialist in a polytechnic college: in the study of physical and mathematical disciplines: abstract dissertation. Yelets, 2008. 22 p.
6. NeprokinaI.V., ErshovaN.N. Experience in the implementation of the FSES SPE on the formation and monitoring of professional competencies in college // Bulletin of the Samara State Technical University. 2015. №2. P. 149-154.
7. Education in Figures - 2020: Brief Stat. Collection / L.M. Gokhberg, O.K. Ozerova, E.V. Sautin, N.B. Shugal. Moscow: HSE. 2020. 120 p.
8. Dictionary-reference book of modern Russian vocational education / author-comp.: V I. Blinov, I.A. Voloshin, E.Y. Yesenina, A.N. Leibovich, P. N. Novikov. M.: FIRO, 2010.
9. Chebannaya I.A. Formation of professional competencies of college graduates: abstract dissertation. Astrakhan, 2008. 27 p.