Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций студентов сервисных направлений (на примере вузов НГО)'

Формирование профессиональных компетенций студентов сервисных направлений (на примере вузов НГО) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРВИС И ТУРИЗМ / СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ / ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жохова В.В., Соловьева Е.Н.

Сервис и туризм являются развивающими и доходными экономическими отраслями Приморского края. Вузы региона готовят студентов сервисных специальностей для трудовой деятельности в данных секторах экономики. Актуальность исследования формирования профессиональных компетенций студентов заключается в совершенствование профессиональных качеств молодых специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма для обеспечения трудоустройства молодежи на предприятия данной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций студентов сервисных направлений (на примере вузов НГО)»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СЕРВИСНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВ НГО)

© Жохова В.В.*, Соловьева Е.Н.*

Филиал Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Находка

Сервис и туризм являются развивающими и доходными экономическими отраслями Приморского края. Вузы региона готовят студентов сервисных специальностей для трудовой деятельности в данных секторах экономики. Актуальность исследования формирования профессиональных компетенций студентов заключается в совершенствование профессиональных качеств молодых специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма для обеспечения трудоустройства молодежи на предприятия данной отрасли.

Ключевые слова: сервис и туризм, сервисная деятельность, формирование компетенций, профессиональные компетенции студентов, трудовая занятость молодежи.

Сервис и туризм являются одними из доходных видов бизнеса, они играют заметную роль в мировой экономике, в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного населения и повышение благосостояния нации.

За период 2006-2009 годов только в туристском секторе Приморского края было создано 1,3 тыс. рабочих мест. Налоговые поступления в консолидированный бюджет Приморского края в 2009 году от обслуживания одного международного туриста составили 62,9 рубля с ростом к уровню 2008 года в 1,6 раза. Большая часть из 277 официально зарегистрированных туристских организаций Приморского края осуществляют деятельность в области внутреннего туризма. Объем внутреннего туризма в Приморском крае стабильно увеличивается с ежегодным темпом роста 10-15 процентов [1].

309 вузов Российской Федерации готовит молодых специалистов для сервисной и туристской деятельности, среди них Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Приморского края и филиал «ВГУЭС» в г. Находке. Университет в настоящее время реализует образовательные программы сервисных направлений: Социально-культурный сервис и туризм, Гостиничный сервис, Туризм, Экономика и управление на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства.

* Доцент кафедры Дизайна и сервиса, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник.

* Студент (специальность «Социально-культурный сервис и туризм»).

Формирование профессиональных качеств выпускника, повышение его умений и практических навыков, исследование и совершенствование профессионального уровня кадрового состава в области сервиса и туризма, позволит существенно повлиять на востребованность молодых специалистов на рынке труда. Обеспечение трудоустройством молодых специалистов в сфере сервиса и туризма, по окончании вуза, является одной из основных задач учебного заведения в подготовке специалистов в данном направлении.

Актуальность предпринятого нами исследования формирования профессиональных компетенций студентов заключается в совершенствование профессиональных качеств молодых специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма для обеспечения трудоустройства молодежи на предприятия данной отрасли.

Цель - исследование методов по формированию и совершенствованию профессиональных компетенций студентов сервисных направлений на примере вузов Находкинского городского округа (НГО).

Объектом исследования являются выпускники вузов, молодые специалисты в области социально-культурного сервиса НГО. Предметом - исследование процесса формирования профессиональных компетенций студентов в сфере социально-культурного сервиса на примере вузов НГО.

Сервисная деятельность НГО включает более 50 организаций, среди них гостиничные комплексы: ООО «Горизонт», ООО «Бумеранг», ООО «Пи-рамид-отель», ООО «ПРИСКО РЕНТ» (гостиницы «Рент», «Надежда»), «Диалог», «Сюань-Юань-Гонконг»; предприятия туристской деятельности: «Мирабель-тур», ООО «ПРИМОРЬЕ», ООО «ПЕТРА-ТУР», ООО «Виктория», ООО «Галатур», ООО «Диалог народов» и другие.

Выпускники данных специальностей и направлений, согласно государственного стандарта, приобретают различные навыки по проектной, производственно-технологической; организационно-управленческой; сервисной; научно-исследовательской видам деятельности. При этом, выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями: способностью к диверсификации сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями; выделять и учитывать основные психологические особенности потребителя в процессе сервисной деятельности; готовностью к разработке и реализации технологии процесса сервиса, формированию клиентурных отношений; готовностью внедрять и использовать современные информационные технологии в процессе профессиональной деятельности; способностью к планированию производственно-хозяйственной деятельности предприятия сервиса в зависимости от изменения конъюнктуры рынка услуг и спроса потребителей, в том числе с учетом социальной политики государства; к участию в проведении исследований социально-психологических особенностей потребителя с учетом национально-региональных и демографических факторов; к выполнению инновационных проектов в сфере сервиса и другие [2].

Исследование сущности компетенции Е.В. Харитоновой в статье «Об определении понятий «компетентность» и «компетенция»» определило компетентность как характеристику личности и реализацию функций; совокупность коммуникабельных, конструктивных, организаторских умений личности; личное качество субъекта, его специализированной деятельности в системе социального и технического разделения; как совокупность умений, а также способность и готовность практически использовать эти умения в своей работе.

К существенным признакам компетентности был отнесен уровень, определяемый комбинацией следующих критериев:

- уровень усвоения знаний и умений (качество знаний и умений);

- диапазон и широта знаний и умений;

- способность выполнять специальные задания;

- способность рационально организовывать и планировать свою работу;

- способность использования знания в нестандартных ситуациях (быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда) [3].

Но, приобретая основной объем знаний, умений и навыков у молодых специалистов возникают трудности при трудоустройстве на предприятия сервисной деятельности. Выпускники высших учебных заведений часто остаются невостребованными, так как организации при приеме соискателя на работу предъявляют требования к наличию практического опыта в данной деятельности. При этом следует отметить, что в индустрии сервиса и туризма отмечен недостаток квалифицированных кадров.

По данным Ростуризма, профильные вузы выпускают в два раза меньше специалистов, чем требуется отрасли. Результаты опроса, проведенного Московским государственным институтом индустрии туризма, показали, что туристский рынок в Москве нуждается в 6 тыс. человек, профильные же учебные заведения выпускают чуть более 3 тыс. студентов. Как показывает российская статистика, более 65 % выпускников вузов трудоустраиваются не по специальности, это касается и специалистов по сервису и туризму, в регионах, где преобладает выездной туризм у туристских компаний, штат укомплектован, новые предприятия, если и создаются, то имеют небольшой штат. Следовательно, и спрос на специалистов невысок [4].

Российскими учеными В.Н. Шубкиным, А.Г. Чередниченко, М.Х. Тит-ма, изучались вопросы занятости молодежи, исследовались показатели профессиональной ориентации и жизненных планов студентов. Анализом функций современного социального института профессионального образования занимались исследователи И.С. Болотин, В.И. Добреньков, В.Я. Нечаев. В работах обсуждалась трансформация российского общества, определяющая качественно новые задачи теоретического осмысления и конкретизации

важнейших аспектов деятельности высшей школы по социальной адаптации студенческой молодежи к профессиональной деятельности. Региональные особенности занятости и функционирования рынка труда вытекают из специфики формирования экономически активного населения, сложившегося уровня и структуры занятости, обусловленных специализацией и комплексностью хозяйства, его обеспеченностью сырьевой базой, динамикой и эффективностью производства, инвестиционной активностью и привлекательностью территорий, характером поддержки предприятий со стороны федеральных и региональных органов власти [5].

В Приморском крае численность населения на 1 января 2012 года составила 1950,4 тыс. человек. Выявлена стабильная устойчивость естественной убыли населения края (2-2,5 % на 1000 населения) и предполагается, по инерционному прогнозу, сокращение численности населения Приморского края в трудоспособном возрасте до 50 тысяч человек до 2017 года. За 2011 год занятое население увеличилось на 12,7 тыс. человек, число безработных граждан уменьшилось на 17,4 тыс. человек. Удельный вес занятого населения Приморья в 2012 году составляет 30,1 % от всех занятых в округе, безработного - 33,1 %, экономически неактивного населения - 32,9 %. Возможности притока русских и русскоязычных мигрантов в Приморский край незначительны. В 2011 году приток соотечественников на территорию Приморского края - 1,6 тыс. человек, что не решает проблемы депопуляции населения. Следовательно, экономике Приморского края необходимы дополнительные источники рабочей силы, что относится и к отрасли сервиса и туризма [6].

Согласно материалам городской научно-практической конференции молодых исследователей в Находкинском городском округе «20 лет социально-экономических реформ в России глазами молодых», проводимой в 2013 году отмечается, что численность жителей НГО также ежегодно сокращается. Так, в период 1990-1991 годов численность населения составляла 193,4 тысяч человек, а в 2011 году уже 159,8 тысяч человек. Исследование жизненных планов молодёжи показало, что 32 % респондентов экономических, юридических и морских специальностей готовы открыть своё дело. Получив профессию, после завершения образования, 27 % респондентов хотели бы работать на государственных предприятиях, из них 30 % молодёжи желали бы стать руководителями структурных подразделений. Руководителями структурных подразделений определены: 29 % - профессии «экономист», 18 % - «юрист», 14 % - «системный администратор» и «психолог». 45 % респондентов при поиске работы рассчитывали только на собственные силы. Данное исследование показало, что студенты специальности сервиса и туризма предпочитали работать в большей степени по специальности [7].

Производственная практика студентов является обязательным разделом основной образовательной программы вузов. Целью практик обозначено комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятель-

ности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение опыта практической работы студентами.

Исследование основных направлений подготовки студентов филиала «Владивостокского государственного университета экономики и сервиса» в г. Находке к прохождению производственной практики на предприятиях НГО отмечает обеспечение активной реализации профессиональных компетенций студентов, табл. 1.

Таблица 1

Основные направления подготовки студентов к прохождению производственной практики

Мероприятия Период прохождения Примечания

Применение активных и интерактивных форм обучения студентов перед прохождением производственной практики: 1. Проведение тренингов: - составление резюме; - прохождение собеседования. 2. Деловые игры по профессиональной подготовке. С марта по апрель (ежегодно) В ходе прохождения практики, студенты получают знания и умения по составлению резюме, по прохождению собеседования, по способности презентовать себя перед работодателями.

Проведение производственной практики: - изучение деятельности предприятий сервиса и туризма; - исследование учредительных документов, правовых и нормативных документов производственной деятельности; - исследование организационно-управленческой структуры предприятия; - ознакомление с деятельностью структурных подразделений предприятий и различных категорий работников, их должностными обязанностями; - анализ стратегии развития предприятия; - исследование финансовых и экономических показателей предприятия. С июля по август (ежегодно) В ходе прохождения производственной практики, студенты знакомятся с предприятиями сервиса и туризма, изучают учредительные документы, организационную структуру предприятия, с работой различных категорий работников, с основными показателями развития предприятия.

Формирование текста отчета, согласно установленных стандартов, защита отчета по прохождению производственной практики. Октябрь Студенты оформляют тексты отчетов, готовят презентации и защищают отчеты по производственной практике с привлечением на данное мероприятие работодателей.

Студентами филиала «ВГУЭС» в г. Находке, в рамках компетентностно-го подхода, перед прохождением производственной практики на предприятиях НГО, осваиваются компьютерные симуляции, проводятся деловые и ролевые игры с разбором конкретных ситуаций, мастер-классы, написание эссе, решение кейсов, проведение психологических и различных тренингов,

анализ производственной проблемы с использованием обучающих компьютерных программ: 1С: Предприятие - (Отдел кадров; Бухгалтерия: заработная плата; Бухгалтерский и налоговый учет; Учет материальных ценностей; Управленческий учет; Учет договоров на образовательные услуги), библиотечного абонемента и электронного каталога (библиотека), ИСУСС (учебное управление), правовых программ (Консультант Плюс, Кодекс), специализированных автоматизированных рабочих мест (АРМ).

Наряду с основными видами обучения, в рамках изучения производственной деятельности, в аудиторное время в филиале проводится самостоятельная работа студентов. Студенты осуществляют работу со справочной и методической литературой; решают производственные задачи, связанные с сервисной и туристской деятельностью; выполняют домашние задания с использованием аудиовизуальных учебных материалов, электронных каталогов ВГУЭС (ЭК), электронных учебников, обучающих программ; осуществляют ведение портфолио по профессиональным дисциплинам и работу со специализированными базами данных по заданиям профессионального и проектного практикума, проводят деловые игры, тестируются.

Филиал «ВГУЭС» в г. Находке способствует развитию профессиональных компетенций студентов и заботится о будущей их карьере с первого курса: организует места для прохождения практики и стажировки, содействует в трудоустройстве и адаптации на рабочем месте студентов и выпускников, помогает найти работу для временной занятости и начать успешную карьеру по направлению подготовки, для этого создан Центр «Старт-Карьера», который устанавливает взаимодействие с ведущими организациями Находкинского городского округа. Сотрудники Центра совместно с партнерами филиала и преподавателями проводят «День карьеры», тренинги и презентации, мастер-классы. Потенциальные работодатели регулярно посещают филиал, как в качестве приглашённых спикеров, так и в качестве членов аттестационных комиссий. Устраиваются разнообразные ярмарки вакансий и круглые столы с работодателями, для студентов организуются экскурсии и практики в организации города, способствующие внедрению практикоориентированного подхода в обучение студентов. Практико-ориентированная направленность обучения студентов проявляется в содержании учебных дисциплин, выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ. Целью данных мероприятий является информирование студентов и выпускников об организациях региона и их предложениях на рынке труда.

Организация вузом мероприятий с привлечением представителей организаций, специалистов кадровых служб, бизнес-тренеров предприятий, учреждений всех форм собственности региона способствуют личному контакту студента с руководителями и предпринимателями посредством:

- свободного обсуждения проблем в форме круглого стола;

- обучающих семинаров, тренингов, деловых игр;

- консультаций специалистов по занятости населения о ситуации на региональном рынке труда;

- разъяснения юристов по правовым вопросам, касающихся социально-трудовых отношений в соответствии с действующим трудовым законодательством.

В ходе таких мероприятий у студентов появляется возможность лично встретиться с представителями компаний, задать им вопросы, пройти собеседование, получить отзыв и, в последствие, быть приглашенными для трудоустройства на предприятие.

Для развития качественных профессиональных показателей у студентов в филиале создано инновационное научно-практическое объединение студентов (ИНПОСТ). Основной целью ИНПОСТ является формирование особой научно-образовательной среды нового типа, необходимой для обеспечения повышения качества подготовки студентов в филиале, конкурентоспособности филиала и его выпускников путем инновационного подхода к научно-практической деятельности студентов, обеспечения возможности для каждого студента реализовать свое право на творческое развитие личности в соответствии с его способностями и потребностями. ИНПОСТ содействует в повышении уровня научной и качества профессиональной подготовки студентов, созданию условий для практико-ориентированного обучения, в самостоятельном научном поиске и организационном обеспечение научной деятельности студентов, в организации и координации работы студенческой инновационной научно-практической секции подразделений филиала по приоритетным направлениям научных исследований производственной сферы.

Рис 1. Выбор студентами предприятий социально-культурного сервиса и туризма для прохождения производственной практики

Проблема не востребованности молодых специалистов в области сервиса и туризма была обозначена в ходе прохождения практик студентами ву-

зов Находкинского городского округа. При выборе предприятий для прохождения производственной практики в период 2011-2012 годов студентами специальностей социально-культурного сервиса и туризма были выбраны направления, связанные с сервисом и туризмом (рис. 1).

На предприятиях сервиса г. Находки предприниматели более активно показывают готовность предоставить студентам рабочие места для прохождения производственной практики по специальностям: официанты, помощники администратора, бармены, где студенты наглядно получают профессиональный опыт в данной сфере. Руководители предприятий туризма ограничивают производственную деятельность студентов и предпочитают в данный период для трудоустройства более опытных и высокопрофессиональных специалистов в области туризма и не готовы использовать время на дополнительное обучения практикантов с целью дальнейшей работы студентов на данном предприятии.

В анализируемый период 2012-2013 годов было предпринято исследование студентов старших курсов и выпускников специальности сервиса и туризма ВУЗов Находкинского городского округа по вопросам содействия в трудоустройстве студенческой молодежи и выявлению ее заинтересованности и мотивации к трудовой деятельности в данной области.

Для исследования и анализа потребностей и мотивации в трудоустройстве молодежи было опрошено более двухсот респондентов г. Находки. Анализ результатов опроса показал: 87 % респондентов были трудоустроены на предприятиях НГО; из работающих респондентов только 45 % работают по специальности на предприятиях сервиса и туризма; 23 % - оказались не востребованы на предприятиях по специальности, из них - 62 % респондентов, не обращались в КГКУ «Центр занятости населения г. Находки» и искали работу самостоятельно с использованием разработанного резюме; 27 % респондентов обращались за консультацией в Центр занятости населения, предпочитая работу по специальности. Результаты анализа выявили, что наибольшее количество студентов и выпускников специальности сервиса и туризма вузов НГО заинтересованы в трудоустройстве, связанной с будущей профессией.

При этом была определена тесная корреляционная зависимость между мотивацией молодого специалиста в трудоустройстве по специальности и потребительским ожиданием его заработной платой (0,631). Исследование вопроса об имеющемся размере заработной платы работающих студентов на предприятиях сервиса и туризма, показало: 20 % получают зарплату от 5000 до 9000 рублей, 51 % - от 9000 до 12000 рублей, 26 % - от 12000 до 15000 рублей и у 3 % заработок составляет свыше 15000 рублей. 71 % респондентов отмечали, что одной из проблем оттока молодёжи с Находкинского городского округа - это желание уехать из региона для поиска трудоустройства с более высоким заработком и в соответствии с полученной специальностью. Заинтересованность в трудоустройстве и мотивация студен-

ческой молодежи к высокопроизводительному труду создает предпосылки к увеличению его заработной платы.

Среднедушевой денежный доход трудоспособного населения Приморского края за III квартал 2011 года достиг 18886 рублей в месяц, что составляет 2,6 прожиточного минимума; среднемесячная номинальная заработная плата одного работающего, по оценке, составила 23952 рубля [8]. Исследование показало, ежемесячный денежный доход в пределах 20 тыс. рублей не отвечает основным требованиям молодого специалиста в области сервиса и туризма в Находкинском городском округе.

Для эффективности подготовки студентов к производственной профессиональной деятельности и заинтересованности работодателей в молодых специалистах следует: совершенствовать активные и интерактивные методы обучения по решению производственных проблем совместно с работодателями в период прохождений практик на предприятиях; производить анализ знаний и умений студентов, с использованием групповой организации обучения, в области различных проблемных ситуаций на производстве; исследовать организационный процесс предприятий сервиса и туризма и вносить коррективы в программу практик студентов в зависимости от обозначенных проблемных ситуаций и осуществлять тесную связь с организациями и Центрами занятости населения региона.

При подготовке специалиста в вузах необходимо учитывать и зарубежный опыт обучения молодых специалистов. Зарубежные образовательные вузы также исследуют карьерный рост своих выпускников, поддерживают личные и деловые контакты с выпускниками, тем самым подчеркивая заинтересованность в перспективах роста своих студентов. При поиске работы студентами, вузы организовывают ярмарки вакансий, дни карьеры, сотрудничают с Центрами занятости населения. Зарубежные организации проявляют интерес к взаимовыгодному сотрудничеству с вузами по организации практик студентов и трудоустройства выпускников с самых первых курсов обучения, к примеру, Институт туризма и гостиничного бизнеса в Швейцарии таким образом трудоустраивает до 99 % своих выпускников [9].

Формирование профессиональных компетенций студентов, обеспечение тесного сотрудничества вуза с руководителями предприятий, качественное прохождение производственных практик студентами, позволят будущим молодым специалистам изучить все сферы деятельности данной профессии и повысить уровень их профессиональных качеств, а также показать свои профессиональные знания и умения, деловые качества при трудоустройстве в организации НГО.

Список литературы:

1. Краевая целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Приморском крае на 2011-2016 годы» [Электронный ресурс]. - Ре-

жим доступа: http://www.rg.ru/2011/11/18/primorie-prog-turizm-reg-dok.html (дата обращения: 28.03.2014).

2. Приказ от 28 октября 2009 г. № 489 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 Туризм (квалификация (степень) «Бакалавр») (дата обращения: 15.02.2014).

3. Харитонова Е.В. Об определении понятий «компетентность» и «компетенция» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rae.ru/use/? section=content&op=show_art (дата обращения: 18.03.14).

4. Электронный журнал об образовании. Система образования в туризме не отвечает требованиям отрасли [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.akvobr.ru/sistema_obrazovania_Y_turizme.html (дата обращения: 15.02.2014).

5. Библиофонд. Проблемы трудоустройства молодых специалистов после окончания ВУЗа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.biblio fond.шMew.aspx?id=560395 (дата обращения: 15.02.2014).

6. Жохова В.В. Модель формирования потенциала занятости студенческой молодежи на региональном рынке труда (на примере Находкинского городского округа) / В.В. Жохова, Ю.О. Бокая // Журнал «Молодой ученый». -2013. - № 11 (58). - С. 24-26.

7. Зарубин Н.И., Черепанова А.М. 20 лет социально-экономических реформ в России глазами молодых / Н.И. Зарубин, А.М. Черепанова // Материалы городской научно-практической конференции молодых исследователей города Находки. - Находка: РИО ИТИБ, 2013. - С. 8-15.

8. Информационное агентство Приморье 24. Прожиточный минимум установлен в 7156 рублей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pi!-morye24.ru/news/pressa/8437-prozhitochnyj-minimum-v-primore-ustamvIe.htшI (дата обращения: 08.05.2013).

9. WinWay Rеsumееprogram. Программа, помогающая правильно написать резюме [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.damngood.com (дата обращения: 20.02.14).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.