Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» В ХОДЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» В ХОДЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
21
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная работа / социальная педагогика / образовательная подготовка студентов / практика / формирование профессиональных компетенций / методы обучения / мотивация / социально-педагогическая теория. / social work / social pedagogy / educational preparation of students / practice / formation of professional competencies / teaching methods / motivation / socio-pedagogical theory.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Пирмагомедова Эльмира Абудиновна

В статье исследуется процесс формирования профессиональных компетенций студентов по специальности «Социальная работа» в системе среднего и высшего профессионального педагогического образования в период прохождения практики. Автор обозначает ключевые компетенции, которые формируются в процессе прохождения практики учащимися, а именно: способность к организации и управлению социальными процессами, умение анализировать социальные проблемы и разрабатывать планы действий, навыки работы с посетителями различного рода государственных и муниципальных организаций, клиентами коммерческих структур и т.д. Отмечается, что для эффективного формирования обозначенных компетенций необходимо использовать методы активного обучения, такие как практические занятия, кейсы, ролевые игры и т.д. Подчеркивается, что образовательная подготовка студентов по специальности «Социальная работа» подкрепляется практикой, так как это является необходимым условием формирования необходимых профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Пирмагомедова Эльмира Абудиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS IN THE SPECIALTY «SOCIAL WORK» DURING PRACTICE

The article examines the process of studying the formation of professional competencies of students in the specialty «Social work» in the system of secondary and higher professional pedagogical education during the period of internship. The author identifies the key competencies that are formed in the process of internship by students, namely: the ability to organize and manage social processes, the ability to analyze social problems and develop action plans, the skills to work with visitors to various types of state and municipal organizations, clients of commercial structures, etc. d. It is noted that for the effective formation of the designated competencies, it is necessary to use active learning methods, such as practical exercises, case studies, role-playing games, etc. It is emphasized that the educational preparation of students in the specialty «Social work» is supported by practice, as this is a necessary condition for the formation of the necessary professional competencies.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» В ХОДЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ»

Эльмира Абудиновна ПИРМАГОМЕДОВА - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психолого-педагогического образования Дербентского филиала ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Россия, г. Дербент, e-mail: ea.pirmagomedova@mpgu.su

УДК 371.38

Для цитирования: Э.А. Пирмагомедова. Формирование профессиональных компетенций студентов по специальности

«Социальная работа» в ходе прохождения практики // Журнал «Общество и государство». 2023. № 3 (43). С. 30-33.

DOI: 10.24412/2224-9125-2023-3-30-33

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» В ХОДЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

АННОТАЦИЯ

В статье исследуется процесс формирования профессиональных компетенций студентов по специальности «Социальнаяработа» в системе среднего и высшего профессионального педагогического образования в период прохождения практики. Автор обозначает ключевые компетенции, которые формируются в процессе прохождения практики учащимися, а именно: способность к организации и управлению социальными процессами, умение анализировать социальные проблемы и разрабатывать планы действий, навыки работы с посетителями различного рода государственных и муниципальных организаций, клиентами коммерческих структур и т.д. Отмечается, что для эффективного формирования обозначенных компетенций необходимо использовать методы активного обучения, такие как практические занятия, кейсы, ролевые игры и т.д. Подчеркивается, что образовательная подготовка студентов по специальности «Социальная работа» подкрепляется практикой, так как это является необходимым условием формирования необходимых профессиональных компетенций.

Ключевые слова: социальная работа, социальная педагогика, образовательная подготовка студентов, практика, формирование профессиональных компетенций, методы обучения, мотивация, социально-педагогическая теория.

Elmira Abudinovna Pirmagomedova - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Psychological and Pedagogical Education, Derbent Branch of Moscow State Pedagogical University

Russia, Derbent, e-mail: ea.pirmagomedova@mpgu.su

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS IN THE SPECIALTY «SOCIAL WORK» DURING PRACTICE

ANNOTATION

The article examines the process of studying the formation of professional competencies of students in the specialty «Social work» in the system of secondary and higher professional pedagogical education during the period of internship. The author identifies the key competencies that areformed in the process of internship by students, namely: the ability to organize and manage social processes, the ability to analyze social problems and develop action plans, the skills to work with visitors to various types of state and municipal organizations, clients of commercial structures, etc. d. It is noted that for the effective formation of the designated competencies, it is necessary to use active learning methods, such as practical exercises, case studies, role-playing games, etc. It is emphasized that the educational preparation of students in the specialty «Social work» is supported by practice, as this is a necessary condition for the formation of the necessary professional competencies.

Keywords: social work, social pedagogy, educational preparation of students, practice, formation of professional competencies, teaching methods, motivation, socio-pedagogical theory.

Практическая деятельность в процессе обучения имеет долгую историю, которая началась задолго до нашей эры. В различных культурах и обществах

развивались разные прикладные подходы к воспитанию и обучению, и многие из них имеют свои корни ещё в древних временах [8].

В современном обществе практические циклы при постижении знаний также имеют свои корни в истории. С развитием промышленности и науки образование стало более доступным для всех, и появилось много новых подходов к обучению и воспитанию. Сегодня, к примеру, педагогическая практика включает в себя разнообразные методы и технологии, такие как дистанционное обучение, интерактивные уроки, компьютерные программы и многое другое.

Современное общество сталкивается с рядом социальных проблем, таких как безработица, наркомания, алкоголизм, насилие в семье и т.д. Решение этих проблем невозможно без наличия квалифицированных специалистов, в том числе, социальных работников [7; 10; 11]. И профессиональная подготовка студентов по данной специальности является сложной задачей, так как требует не только теоретических знаний, но и практических навыков [1; 2].

Одним из важных этапов профессиональной подготовки студентов по специальности «Социальная работа» является практика в период обучения. Цель данной практики — формирование профессиональных компетенций студентов, необходимых для решения социальных проблем. Однако процесс формирования компетенций является сложным и требует применения различных методов и подходов [6].

В ходе практики студенты получают практический опыт работы с населением, развивают навыки общения, управления временем и ресурсами, а также углубляют свои знания по социально-педагогической теории и методике.

Для эффективного формирования профессиональных компетенций студентов по специальности «Социальная работа» в ходе практики необходимо учитывать следующие аспекты:

— планирование практических заданий и мероприятий. Важно, чтобы практические задания, которые студенты выполняют в ходе практики, соответствовали профессиональным компетенциям, которые должны быть сформированы. Например, это может быть разработка индивидуального плана работы с гражданами, организация групповых занятий, анализ результатов работы с клиентами и т.д.;

— организация обратной связи. Важно, чтобы наставники в ходе практики давали студентам обратную связь по их работе, указывали на ошибки и показывали, как можно улучшить свою работу. Это позволит студентам быстрее развивать свои профессиональные навыки и компетенции;

— организация семинаров и тренингов. Семинары и тренинги помогают студентам углублять свои знания по социально-педагогической теории и методикам, а также развивать практические навыки. В рамках таких мероприятий можно проводить обучающие игры, моделировать ситуации, с которыми студенты могут столкнуться в своей практической работе;

— организация рефлексивных сессий. Рефлексия позволяет студентам осознавать свои профессио-

нальные успехи и трудности, а также планировать свое дальнейшее профессиональное развитие. В рамках рефлексивных сессий студенты могут обсуждать свой опыт работы, анализировать свои действия и решения, искать возможности для улучшения своей работы и развития своих профессиональных компетенций;

— обеспечение безопасности при работе с клиентами. Важно обеспечить безопасность студентов при работе с клиентами, особенно если речь идет о работе с людьми в трудных жизненных ситуациях. Студентам необходимо дать инструктаж по технике безопасности, а также обеспечить им возможность консультации со специалистами в случае возникновения проблемных ситуаций;

— организация мониторинга и оценки результатов. Важно отслеживать и оценивать результаты работы студентов в ходе практики, чтобы определить степень сформированности профессиональных компетенций. Мониторинг и оценка результатов могут проводиться как на этапе практики, так и после ее завершения.

В целом, формирование профессиональных компетенций студентов по специальности «Социальная работа» в ходе практики требует индивидуального подхода, учета специфики работы социального работника и обеспечения качественной подготовки студентов к практической работе. Всё это требует:

— организации рефлексии и самоанализа. Важно стимулировать студентов к рефлексии и самоанализу своей работы в ходе практики. Для этого можно использовать различные методы, например, дневниковую запись, проведение рефлексивных бесед, организацию групповых дискуссий и т.д. Рефлексия позволит студентам проанализировать свои действия и решения, выявить ошибки и недочеты, а также определить, какие компетенции нуждаются в дальнейшем развитии:

— проведение научно-исследовательской работы. Важно стимулировать студентов к проведению научно-исследовательской работы в ходе практики. Это позволит им получить дополнительные знания и опыт в области социальной педагогики, а также развить навыки научного анализа и обработки информации. Научно-исследовательская работа также может стать основой для написания курсовых работ и дипломных проектов;

— налаживания профориентационной работы. Важно помочь студентам определить свои профессиональные интересы и направления деятельности в области социальной педагогики. Для этого можно проводить профориентационные занятия, организовывать встречи с представителями различных организаций и учреждений, работающих в этой области, и т.д. [4].

Среди основных компетенций, которые формируются в ходе практики, можно выделить следующие:

— способность к планированию и организации. Коммуникативные навыки и умения работы с людьми различных возрастных категорий, культур и социальных групп;

— умение анализировать и оценивать педагогические ситуации, определять их проблемы и выделять основные цели и задачи;

— знание и умение применять методы и технологии социальной работы в различных сферах деятельности;

— умение работать в коллективе и решать конфликтные ситуации;

— способность к самоконтролю, саморегуляции и самообразованию.

Однако необходимо обратить внимание на проблемы, которые могут снижать эффективность формирования профессиональных компетенций студентов в ходе практики. Среди них можно выделить:

— недостаточная подготовка студентов к практике, необходимость дополнительной подготовки в рамках учебной программы;

— недостаточная индивидуальная работа со студентами на практике, необходимость более тесного сотрудничества преподавателей с студентами;

— низкий уровень оборудования и организации практики в некоторых учебных заведениях;

— отсутствие мотивации у студентов, что может привести к отсутствию заинтересованности и эффективности в ходе практики [5].

Для улучшения формирования профессиональных компетенций студентов на практике можно рекомендовать следующие меры:

— осуществлять дополнительную подготовку студентов перед практикой, чтобы они были более готовы к работе с людьми и понимали основные задачи и цели работы социального педагога;

— улучшать индивидуальную работу со студентами на практике, учитывая их индивидуальные потребности и возможности;

— обеспечивать высокий уровень оборудования и организации практики в учебных заведениях;

— повышать мотивацию студентов к практике путем внедрения интересных и разнообразных методик работы, стимулирования их достижений, а также предоставления возможностей для профессионального роста.

Также необходимо отметить, что во время практики студенты получают практический опыт в реальных условиях обучения, к примеру, работая в школах, колледжах или университетах. Они могут наблюдать за опытными преподавателями и работать вместе с ними, а также применять свои знания и умения в практических ситуациях. Это позволяет студентам развивать свои профессиональные компетенции [3; 9]. Практика также помогает студентам улучшать свои навыки коммуникации, развивать креативное мышление и умение решать проблемы в реальных ситуациях. Кроме того, практика позволяет студентам определить свои сильные и слабые стороны, а также найти области, в которых им необходимо еще больше развиваться. Это может помочь им более осознанно подходить к своей карьере и выбирать области, в которых они могут наиболее эффективно применить свои навыки и умения. В целом, практика является важ-

ным этапом в формировании профессиональных компетенций студентов и подготовке их к будущей карьере в области социальной работы. Она помогает студентам получить практический опыт, развить свои навыки и умения, а также лучше понять самих себя и свои цели в будущей профессии.

Важно отметить, что для более эффективного формирования компетенций необходимо усовершенствовать методики и организацию практики, а также уделять больше внимания индивидуальной работе со студентами. Кроме того, важно повышать мотивацию студентов к практике, чтобы достичь максимальной эффективности в формировании профессиональных компетенций.

Для более эффективного формирования компетенций необходимо улучшить организацию и методики практики, обеспечить индивидуальную работу со студентами и повысить их мотивацию к практике. Данные рекомендации могут быть использованы преподавателями и методистами в разработке учебных программ и организации практики для студентов по данной специальности.

В дальнейшем исследовании можно было бы углубиться в изучение конкретных методик работы социального работника на практике, а также провести анализ эффективности их применения. Также можно было бы рассмотреть опыт практической деятельности выпускников специальности «Социальная работа» и оценить влияние полученных на практике компетенций на их профессиональную деятельность.

Таким образом, исследование формирования профессиональных компетенций студентов по специальности «Социальная работа» на практике является актуальным вопросом в современном образовании. Владение такого рода информацией позволит достичь более полного понимания процесса формирования профессиональных компетенций студентов и повышения качественной практической подготовки будущих социальных работников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 февраля 2018 г. № 76 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_292298/ (дата обращения: 02.04.2023).

2. Приказ Министерства просвещения России от 26.08.2022 № 773 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 Социальная работа» [Электронный ресурс]. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202209290014 (дата обращения: 02.04.2023).

3. Гуковская М.В. К вопросу о формировании ключевых профессиональных компетентностей социального педагога [Электронный ресурс] /// Успехи

современного естествознания. 2QQ7. N 3. — URL: http://www.rae.ru/use/?article_id=7777979&op=show_ article§ion=content (дата обращения: Q2.Q4.2Q23).

4. Замараева З.П. Практическое обучение студентов направления подготовки «Социальнаяработа» в условиях вузовской системы // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal). 2Q16. N 11. — С. 138-141.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2QQ9. N 2 — С. 7-14.

6. Евдокимова Т.В. Роль социальной работы в России и статус специалиста по социальной работе в обществе [Электронный ресурс]// Молодой ученый. 2Q15. N12 (92). — С. 993-995. — URL: https://moluch. ru/archive/92/2QQ51/ (дата обращения: Q2.Q4.2Q23).

7. Социальная педагогика: учебник и практикум для вузов/В.С. Торохтий [и др.] /под общ. ред. В.С. То-рохтия. — М.: Юрайт, 2Q23. — 453 с.

8. Федосова И.В. Профессиональные ценности в контексте личностно-профессиональной подготовки социальных педагогов // Теория и практика социально-педагогического сопровождения личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации: психолого-педагогические и социальные аспекты / Материалы Международной научно-практической конференции. Иркутск, 19 октября 2Q18 г. — Иркутск: Иркут, 2Q18. — С. 15Q-159.

9. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе. — М.: Дашков и Ко, 2QQ6. — 233 с.

1Q. Шило А.С. Профессия социального работника в России: противоречия современного этапа развития [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). Modern Research of Social Problems. 2Q15. N б (5Q). — С. 111-123. — URL: www.sisp.nkras.ru (дата обращения: Q2.Q4.2Q23).

SPISOK LITERATURY:

1. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 5 fevralya 2Q18 g. N 7б «Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta vysshego obrazovaniya — bakalavriatpo napravleniyu podgotovki 39.Q3.Q2 Sotsialnaya rabota» (s izm. i dop.) [Elektronnyy resurs]. — URL: https://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 292298/ (data obrashcheniya:

02.04.2023).

2. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossii ot 26.08.2022 № 773 «Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta srednego professionalnogo obrazovaniya po spetsialnosti 39.02.01 Sotsialnaya rabota» [Elektronnyy resurs].

— URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202209290014 (data obrashcheniya: 02.04.2023).

3. Gukovskaya M.V. K voprosu o formirovanii klyuchevykh professionalnykh kompetentnostey sotsialnogo pedagoga [Elektronnyy resurs]/// Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 2007. № 3. — URL: http://www.rae.ru/ use/?article_id=7777979&op=show_article§ion=content (data obrashcheniya: 02.04.2023).

4. Zamarayeva Z.P. Prakticheskoye obucheniye studentov napravleniya podgotovki «Sotsialnaya rabota» v usloviyakh vuzovskoy sistemy // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (EastEuropean Scientific Journal). 2016. № 11. — S. 138-141.

5. Zimnyaya I.A. Klyuchevyye kompetentsii — novaya paradigma rezultata obrazovaniya // Eksperiment i innovatsii v shkole. 2009. № 2 — S. 7-14.

6. Evdokimova T.V. Rolsotsialnoyraboty vRossiiistatus spetsialistapo sotsialnoy rabote v obshchestve [Elektronnyy resurs]//Molodoy uchenyy. 2015. № 12 (92). — S. 993995. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20051/ (data obrashcheniya: 02.04.2023).

7. Sotsialnaya pedagogika: uchebnik i praktikum dlya vuzov/ V.S. Torokhtiy [i dr.]/pod obshch. red. V.S. Torokhtiya. — M.: Yurayt. 2023. — 453 s.

8. Fedosova I.V. Professionalnyye tsennosti v kontekste lichnostno-professionalnoy podgotovki sotsialnykh pedagogov//Teoriya i praktika sotsialno-pedagogicheskogo soprovozhdeniya lichnosti. okazavsheysya v trudnoy zhiznennoy situatsii: psikhologo-pedagogicheskiye i sotsialnyye aspekty / Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Irkutsk. 19oktyabrya 2018 g. — Irkutsk: Irkut. 2018. — S. 150-159.

9. Kholostova E.I. Professionalizm v sotsialnoy rabote.

— M.: Dashkov i Ko. 2006. — 233 s.

10. Shilo A.S. Professiya sotsialnogo rabotnika v Rossii: protivorechiya sovremennogo etapa razvitiya [Elektronnyy resurs]//Sovremennyye issledovaniya sotsialnykh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal). Modern Research of Social Problems. 2015. № 6 (50). — S. 111-123. — URL: www.sisp.nkras.ru (data obrashcheniya: 02.04.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.