Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций студентов колледжа посредством изучения МДК 02. 01 Производственные организации дорожной отрасли'

Формирование профессиональных компетенций студентов колледжа посредством изучения МДК 02. 01 Производственные организации дорожной отрасли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСКУРСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойко Татьяна Гавриловна

В статье на примере собственного опыта раскрываются приемы и методы активации познавательной деятельности студентов и особенности формирования у них профессиональных компетенций через преподавание МДК 02.01 Производственные организации дорожной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бойко Татьяна Гавриловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций студентов колледжа посредством изучения МДК 02. 01 Производственные организации дорожной отрасли»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ МДК 02.01 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ Бойко Т.Г.

Бойко Татьяна Гавриловна - преподаватель высшей категории, Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства, г. Благовещенск

Аннотация: в статье на примере собственного опыта раскрываются приемы и методы активации познавательной деятельности студентов и особенности формирования у них профессиональных компетенций через преподавание МДК 02.01 Производственные организации дорожной отрасли.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, познавательная активность, профессиональная деятельность, экскурсия.

Формирование профессиональной компетентности студентов - основная задача современного профессионального образования. Именно профессиональные компетенции позволят будущим выпускникам ССУЗов вести конкурентоспособную профессиональную деятельность и выполнять работу по своей специальности.

Каким образом в ССУЗе можно формировать и развивать эти компетенции? Технологиями обучения, которые инициируют активную учебно-познавательную деятельность студента, развивают его личностные качества, позволяют построить индивидуальный образовательный маршрут [2].

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося. Обучение -целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни [1].

МДК 02.01 Производственные организации дорожной отрасли входит в состав ПМ.02 Участие в организации работ по производству дорожно-строительных материалов. Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение студентами специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями. Формированию системы универсальных знаний, умений, навыков, компетенций, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности студентов способствует применение образовательных технологий, направленных на развитие познавательных способностей, исследовательских умений и повышения мотивации к образованию.

Техническая направленность ССУЗа определяет темы практических работ студентов. Как правило, это расчёты и составление математических моделей процессов. При изучении МДК 02.01 Производственные организации дорожной отрасли это ещё и схемы технологических процессов производства и схемы размещения производственного оборудования на предприятии, при составлении которых студенты выступают в роли технологов-исследователей. Основная компетенция, осваиваемая при изучении междисциплинарного курса - ПК 2.1 Участие в организации работ в организациях по производству дорожно-строительных материалов. А это значит, что обучающиеся должны не только хорошо знать дорожно-строительные материалы, технологические процессы их производства, но

37

так же оборудование, технологические особенности и схемы размещения производственных предприятий в организациях дорожной отрасли. И добиться этого не возможно используя только традиционные методы обучения. Технологии производства строительных материалов постоянно изменяются, усовершенствуются, на рынок выбрасывается огромное множество новых материалов, изучение которых не возможно без использования компьютерных и информационных технологий. Требуется самостоятельность и активность познавательной деятельности студентов.

Активная переработка информации необходима в содержании любого предмета. Активность обучаемых должна быть направлена не столько на простое запоминание и проявление внимания, сколько на процесс самостоятельного добывания знаний, когда они сами усваивают новые знания, исследуют факты и делают доступные выводы и обобщения, конкретизируют свои знания, выявляя и исправляя ошибки, неточности, намечая план новых действий по овладению знаниями [2]. То есть обучение должно быть проблемным, обучающиеся должны видеть проблему, искать пути её решения, роль преподавателя - грамотно направлять эти поиски к правильному решению.

Но изучать дорожные предприятия по книгам и компьютерным статьям не самое благодарное занятие, поэтому при изучении междисциплинарного курса Производственные организации дорожной отрасли в колледже широко используются экскурсии. Это и реальные экскурсии, например, в лабораторию строительных материалов и конструкций ООО «САР-Холдинг», где студенты знакомятся с формами работы лаборатории, оборудованием, наглядно изучают метод переформовки образцов асфальтобетона из покрытия, самостоятельно работают на прессе с образцами-кубами из дорожного цементобетона.

Проходят экскурсии по цеху производства дорожной цементобетонной плитки. Ребята здесь знакомятся с технологическим процессом производства, составляют технологическую схему, рассматривают и анализируют возможные последствия от не точного соблюдения режима твердения.

Используются и виртуальные экскурсии, благо медиа-материалы всегда доступны в интернете. Таким образом, студенты посетили Сажаевский рудник, изучили буровзрывные работы в карьере, познакомились со стационарным оборудованием ЗАО «Асфальт».

Есть в нашей копилке экскурсий и те, которые на первый взгляд не имеют отношения к строительству дорог. Например, экскурсия в музей современного авангардного искусства. Данное занятие совмещает эстетическое и профессиональное образование, давая возможность студентам узнать такие понятия, как инсталляция, перфоманс, русский авангард и обыграть их применительно к профессии. Например, группы ребят получают в качестве домашнего задания фотографии, где изображены различные способы разработки карьеров. Необходимо эти фотографии представить в действии, так чтобы зрители данного перфоманса легко догадались о том, что это такое. Или, студенты знакомятся с картинами русских авангардистов и должны нарисовать картину в стиле авангарда, представив технологический процесс производства, например, асфальтобетона или получения тротуарных плит из природного камня. Из различных образцов горных пород, минералов и других материалов создать инсталляцию на определенную тему и т.д. Вариантов заданий очень много и все они направлены на самостоятельную поисковую деятельность студентов и на их творческое мышление. Такие занятия развивают личностные качества, повышают культурный уровень обучающихся, раскрывают у них художественные таланты, при этом студенты, проводя тщательный анализ и самоанализ имеющихся знаний, приобретают опыт их практического применения, а в результате самостоятельных поисков получают новые знания. Активное, сознательное участие студентов в обучении формирует у них компетенции, необходимые для осуществления будущей профессиональной деятельности специалиста.

Таким образом, достигается основной результат профессионального образования -культурный, многогранный, целеустремленный профессионал с большим потенциалом желаний и возможностей.

Список литературы

1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»: № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

2. Донская Т.М. Формирование и развитие профессиональных компетенций через активные формы и методы обучения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xnp1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/60411 4/ (дата обращения: 01.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.