ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ МДК 02.01 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ Бойко Т.Г.
Бойко Татьяна Гавриловна - преподаватель высшей категории, Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства, г. Благовещенск
Аннотация: в статье на примере собственного опыта раскрываются приемы и методы активации познавательной деятельности студентов и особенности формирования у них профессиональных компетенций через преподавание МДК 02.01 Производственные организации дорожной отрасли.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, познавательная активность, профессиональная деятельность, экскурсия.
Формирование профессиональной компетентности студентов - основная задача современного профессионального образования. Именно профессиональные компетенции позволят будущим выпускникам ССУЗов вести конкурентоспособную профессиональную деятельность и выполнять работу по своей специальности.
Каким образом в ССУЗе можно формировать и развивать эти компетенции? Технологиями обучения, которые инициируют активную учебно-познавательную деятельность студента, развивают его личностные качества, позволяют построить индивидуальный образовательный маршрут [2].
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося. Обучение -целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни [1].
МДК 02.01 Производственные организации дорожной отрасли входит в состав ПМ.02 Участие в организации работ по производству дорожно-строительных материалов. Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение студентами специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями. Формированию системы универсальных знаний, умений, навыков, компетенций, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности студентов способствует применение образовательных технологий, направленных на развитие познавательных способностей, исследовательских умений и повышения мотивации к образованию.
Техническая направленность ССУЗа определяет темы практических работ студентов. Как правило, это расчёты и составление математических моделей процессов. При изучении МДК 02.01 Производственные организации дорожной отрасли это ещё и схемы технологических процессов производства и схемы размещения производственного оборудования на предприятии, при составлении которых студенты выступают в роли технологов-исследователей. Основная компетенция, осваиваемая при изучении междисциплинарного курса - ПК 2.1 Участие в организации работ в организациях по производству дорожно-строительных материалов. А это значит, что обучающиеся должны не только хорошо знать дорожно-строительные материалы, технологические процессы их производства, но
37
так же оборудование, технологические особенности и схемы размещения производственных предприятий в организациях дорожной отрасли. И добиться этого не возможно используя только традиционные методы обучения. Технологии производства строительных материалов постоянно изменяются, усовершенствуются, на рынок выбрасывается огромное множество новых материалов, изучение которых не возможно без использования компьютерных и информационных технологий. Требуется самостоятельность и активность познавательной деятельности студентов.
Активная переработка информации необходима в содержании любого предмета. Активность обучаемых должна быть направлена не столько на простое запоминание и проявление внимания, сколько на процесс самостоятельного добывания знаний, когда они сами усваивают новые знания, исследуют факты и делают доступные выводы и обобщения, конкретизируют свои знания, выявляя и исправляя ошибки, неточности, намечая план новых действий по овладению знаниями [2]. То есть обучение должно быть проблемным, обучающиеся должны видеть проблему, искать пути её решения, роль преподавателя - грамотно направлять эти поиски к правильному решению.
Но изучать дорожные предприятия по книгам и компьютерным статьям не самое благодарное занятие, поэтому при изучении междисциплинарного курса Производственные организации дорожной отрасли в колледже широко используются экскурсии. Это и реальные экскурсии, например, в лабораторию строительных материалов и конструкций ООО «САР-Холдинг», где студенты знакомятся с формами работы лаборатории, оборудованием, наглядно изучают метод переформовки образцов асфальтобетона из покрытия, самостоятельно работают на прессе с образцами-кубами из дорожного цементобетона.
Проходят экскурсии по цеху производства дорожной цементобетонной плитки. Ребята здесь знакомятся с технологическим процессом производства, составляют технологическую схему, рассматривают и анализируют возможные последствия от не точного соблюдения режима твердения.
Используются и виртуальные экскурсии, благо медиа-материалы всегда доступны в интернете. Таким образом, студенты посетили Сажаевский рудник, изучили буровзрывные работы в карьере, познакомились со стационарным оборудованием ЗАО «Асфальт».
Есть в нашей копилке экскурсий и те, которые на первый взгляд не имеют отношения к строительству дорог. Например, экскурсия в музей современного авангардного искусства. Данное занятие совмещает эстетическое и профессиональное образование, давая возможность студентам узнать такие понятия, как инсталляция, перфоманс, русский авангард и обыграть их применительно к профессии. Например, группы ребят получают в качестве домашнего задания фотографии, где изображены различные способы разработки карьеров. Необходимо эти фотографии представить в действии, так чтобы зрители данного перфоманса легко догадались о том, что это такое. Или, студенты знакомятся с картинами русских авангардистов и должны нарисовать картину в стиле авангарда, представив технологический процесс производства, например, асфальтобетона или получения тротуарных плит из природного камня. Из различных образцов горных пород, минералов и других материалов создать инсталляцию на определенную тему и т.д. Вариантов заданий очень много и все они направлены на самостоятельную поисковую деятельность студентов и на их творческое мышление. Такие занятия развивают личностные качества, повышают культурный уровень обучающихся, раскрывают у них художественные таланты, при этом студенты, проводя тщательный анализ и самоанализ имеющихся знаний, приобретают опыт их практического применения, а в результате самостоятельных поисков получают новые знания. Активное, сознательное участие студентов в обучении формирует у них компетенции, необходимые для осуществления будущей профессиональной деятельности специалиста.
Таким образом, достигается основной результат профессионального образования -культурный, многогранный, целеустремленный профессионал с большим потенциалом желаний и возможностей.
Список литературы
1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»: № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
2. Донская Т.М. Формирование и развитие профессиональных компетенций через активные формы и методы обучения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xnp1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/60411 4/ (дата обращения: 01.03.2018).