Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций при изучении дисциплины "Картография почв" обучающимися по направлению подготовки 35. 03. 03 Агрохимия и агропочвоведение'

Формирование профессиональных компетенций при изучении дисциплины "Картография почв" обучающимися по направлению подготовки 35. 03. 03 Агрохимия и агропочвоведение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТОГРАФИЯ ПОЧВ / CARTOGRAPHY OF SOILS / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / STUDYING / БАКАЛАВРИАТ / UNDERGRADUATE / ДЕШИФРИРОВАНИЕ / INTERPRETATION / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / КАРТОГРАММА / CARTOGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаяхметов Марат Рахимбердыевич, Шойкин Олжас Даулетжанович

Показано формирование профессиональных компетенций, обучающихся по направлению 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение в ходе изучения дисциплины Картография почв. Раскрыта структура и разделы дисциплины, при изучении которых формируются умения и навыки в оставлении и обобщении картографического материала, а также использование теоретических знаний на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаяхметов Марат Рахимбердыевич, Шойкин Олжас Даулетжанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Professional Competences in the Studying of Discipline " Soil Cartography " within the Training Programme 35.03.03 Agrochemistry and Soil Science

Shows the formation of professional competencies of students in the direction 35.03.03 Agrochemistry and soil science in the study of the discipline of Cartography of soils. The structure and sections of the discipline, in the study of which formed the skills in the abandonment and generalization of cartographic material, as well as the use of theoretical knowledge in practice.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций при изучении дисциплины "Картография почв" обучающимися по направлению подготовки 35. 03. 03 Агрохимия и агропочвоведение»

Эмфронный н<учяо-жтодичесгу.й журнал

Омского

Шаяхметов М.Р., Шойкин О.Д. Формирование профессиональных компетенций при изучении дисциплины «Картография почв» обучающимися по направлению подготовки 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№2 (13) апрель - июнь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/2/00590.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 378.147 : 631.4

Шаяхметов Марат Рахимбердыевич

кандидат биологических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск mr.shayakhmetov@omgau.org

Шойкин Олжас Даулетжанович

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск od.shoykin@omgau.org

Формирование профессиональных компетенций при изучении дисциплины «Картография почв» обучающимися по направлению подготовки 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение

Аннотация: Показано формирование профессиональных компетенций, обучающихся по направлению 35.03.03 - Агрохимия и агропочвоведение в ходе изучения дисциплины Картография почв. Раскрыта структура и разделы дисциплины, при изучении которых формируются умения и навыки в оставлении и обобщении картографического материала, а также использование теоретических знаний на практике.

Ключевые слова: картография почв, обучающиеся, бакалавриат, дешифрирование, компетенции, картограмма.

Дисциплина картография почв относится к вариативной части блока Б1.В учебного плана является обязательной для изучения обучающимися по направлению подготовки 35.03.03 - Агрохимия и агропочвоведение (профиль Агроэкология). Процесс изучения дисциплины направлен на подготовку обучающихся к составлению почвенных, агроэкологических карт, созданию агрохимических картограмм, а также к решению ими профессиональных задач, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО). При изучении дисциплины «Картография почв» обучающиеся готовятся участвовать в проведении почвенных, агрохимических и агроэкологических обследованиях земель сельскохозяйственного назначения, проведению оценки и группировки земель по их пригодности для сельскохозяйственных культур.

В ходе изучения дисциплины осваиваются профессиональные компетенции ПК-2 -способностью составить почвенные, агроэкологические и агрохимические карты и картограммы и ПК-4 - способностью проводить оценку и группировку земель по их пригодности для сельскохозяйственных культур. С дисциплиной параллельно могут осваиваться дисциплины, предусмотренные учебным планом: Агрохимические методы исследований, Агрохимия, Защита растений, Агрохимия в овощеводстве и садоводстве, Элективные курсы по физической культуре.

Формирование профессиональных компетенций включает показатель оценивая в знании картографических основ, их преимуществ и недостатков, умении проводить полевую почвенную съемку, владении навыками составления, корректировки и оформления почвенных карт [1, 2]. Формирование профессиональной компетенции предусматривает у обучающегося знание видов картограмм, их назначении, особенностях почвенного покрова природно-климатических зон. При освоении дисциплины приобретаются умения в проведении агропроизводственной группировки и бонитировку почв с учетом их свойств и владении навыками составления различных видов картограмм [3, 4, 5].

Дисциплина Картография почв ставит своей целью в изучении обучающимися агроэкологического профиля почвенно-ландшафтного картографирования, видов почвенных съемок, дешифрирования, методик составления почвенных карт и картограмм и формирование умения проводить полевую съемку обследуемой территории [1, 3].

После ликвидации почвенной службы в Российской Федерации основной проблемой картографии является отсутствие материалов почвенной съемки, удовлетворяющей потребностям производства [6, 7]. Картография почв как дисциплина должна подготовить будущего специалиста к самостоятельному составлению и обновлению картографического материала для рационального использования земельных ресурсов и планированию агротехнических мероприятий.

При изучении практического материала обучающиеся знакомятся с классическими и новейшими методиками картографирования. Ряд практических занятий посвящены дешифрированию аэрокосмической информации с целью выявления объектов на местности. Используются фотопланы с новейших спутников Земли (дата съемки не позднее 2015 г.): космические аппараты (КА) landsat 8 (USA), Rapid Eye (Germany), TH-1 (China) и т.д. При выявлении объектов на основе аэрокосмических материалов (в масштабе 1:25000) обучающиеся не только выявляют ареал распространения объекта, но и указывают его характер (дорожное покрытие, водоемы (засоленность, сапробность, приблизительная глубина), породный состав лесных массивов, особенности ведения производства сельскохозяйственной продукции). После перенесения объектов на бумажный носитель (с соблюдением масштаба) проводится процесс генерализации (перевод первичного картографического материала из масштаба 1:25000 в масштаб 1:100000).

Второй этап практических работ по дисциплине подразумевает обучение корректировки устаревших почвенных карт, где каждый обучающийся получает индивидуальное задание (почвенную карту хозяйств в масштабе 1:25000). Используя методическое пособие и научную литературу, редактируется экспликация почв изучаемой территории согласно классификации почв 1977 г. После обновления и редактирования почвенной карты составляется агропроизводственная группировка почв, где указываются помимо площади ареалов распространения их использование и мероприятия по сохранению плодородия.

На третьем этапе изучения дисциплины обучающиеся знакомятся с новейшими технологиями составления картографического материала на основе материалов дистанционного зондирования Земли:

а) Осваивают методику получения материалов ДЗЗ с открытых интернет источников NASA для составления на их основе крупномасштабных почвенных планов;

б) Осваивают программное обеспечение QGIS, которое предназначено для обработки данных ДЗЗ и создания картографических баз данных.

При закреплении теоретических знаний на практических занятиях обучающиеся 3 курса на производственной практике в НИИ, ЗАО, КФХ и т.д. могут заниматься созданием электронных картографических материалов для рационального ведения землепользования.

Процесс освоения дисциплины, приобретение умений и навыков в ходе ее изучения контролируется контрольно-оценочными мероприятиями, самостоятельной работой, лабораторными и практическими занятиями предусмотренные рабочей программой.

Изучение дисциплины «Картография почв» обучающимися по направлению подготовки 35.03.03 - Агрохимия и агропочвоведение способствует выработке профессиональных компетенций в области картографирования обследуемой территории, дешифрировании космических материалов и умение применять знания на практике при составлении почвенных карт, их корректировке и созданию агрохимических картограмм.

Ссылки на источники

1. Азаренко Ю.А. Формирование профессиональных компетенций обучающихся по направлению «Экология и природопользование» в ходе изучения дисциплины «Ландшафтоведение» / Ю.А. Азаренко // Всемирный день охраны окружающей среды (Экологические чтения - 2017) : Материалы Международной научно-практической конференции (3-5 июня 2017 г.). - Омск: ЛИТЕРА, 2017. - С. 3-4.

2. Шойкин О.Д. Процесс обучения и роль дисциплины почвоведение / О.Д. Шойкин, М.Р. Шаяхметов // Актуальные проблемы науки и образования в области естественных и сельскохозяйственных наук : Материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию СКГУ им. М.Козыбаева, 2017. - С. 104-106.

3. Бобренко И.А. Подготовка бакалавров агроэкологического профиля по направлению подготовки 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение / И.А. Бобренко, М.А. Склярова, Л.Н. Андриенко // Международная научно-практическая конференция «Всемирный день охраны окружающей среды (Экологические чтения - 2017)». - Омск: ЛИТЕРА, 2017. - С. 54-57.

4. Шаяхметов М.Р. Изучение особенностей дешифрирования почвенного покрова степной зоны Западной Сибири на основе материалов дистанционного зондирования земли / М.Р. Шаяхметов, О.Д. Шойкин, Е.Ю. Федяева // Омский научный вестник. Сер. Ресурсы земли. Человек. - 2015. - № 1 (138). - С. 191-194.

5. Шойкин О.Д. Изучение дисциплины почвоведение с основами геологии бакалаврами агрономического профиля заочной формы обучения / О. Д. Шойкин, М. Р. Шаяхметов // Актуальные проблемы науки и образования в области естественных и сельскохозяйственных наук : Материалы VI Международной научно-практической конференции. Т.1. -Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2018. - С. 305-308.

6. Шаяхметов М.Р. Точное земледелие - (Precision Agriculture) путь к ресурсосбережению / М.Р. Шаяхметов, И.А. Дубровин // Омский научный вестник. Сер. Ресурсы земли. Человек. - 2013. - № 1 (118). - С. 197-200.

7. Шаяхметов М.Р. Новый способ почвенно-агрохимического обследования земель равнинных регионов / В.М. Красницкий, А.Г. Шмидт, Л.В. Березин, М.Р. Шаяхметов // Плодородие. - 2016. - № 1 (88). - С. 24-30

Marat Shayakhmetov

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Olzhas Shoykin

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Formation of Professional Competences in the Studying of Discipline « Soil Cartography » within the Training Programme 35.03.03 Agrochemistry and Soil Science

Abstract: Shows the formation of professional competencies of students in the direction 35.03.03 - Agrochemistry and soil science in the study of the discipline of Cartography of soils. The structure and sections of the discipline, in the study of which formed the skills in the

abandonment and generalization of cartographic material, as well as the use of theoretical knowledge in practice.

Keywords: cartography of soils, studying, undergraduate, interpretation, competence, cartogram.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.