Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
направленность личности / полифункциональная профессиональная компетентность / педагог в сфере туристско-краеведческой деятельности / дополнительное образование / professional competence / pro-fesssional competence of a teacher / additional education / tourist and local history orientation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лактионов Виктор Викторович

В статье осуществляется теоретический анализ и осмысление феномена «профессио-нальные компетенции педагогов туристско-краеведческой направленности» в сфере до-полнительного образования детей. Раскрыва-ются сущность, структура и функции деятель-ности специалиста в сфере дополнительного образования. Рассматриваются основные по-ложения полифункциональной профессиональ-ной компетентности педагогов в области ту-ристско-краеведческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лактионов Виктор Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of professional competences of teachers of tourism and regional studies in the system of additional education of children

The article provides a theoretical analysis and comprehension of the phenomenon of "profess-sional competencies of teachers of tourism and local history orientation" in the field of additionnal education for children. The essence, structure and functions of the activity of a specialist in the field of additional education are revealed. The main provisions of the polyfunctional professional com-petence of teachers in the field of tourism and local history activities are considered.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

28. Юськаева Э. И. Коллективная идентичность в дискурсе сетевых сообществ // Возможности и угрозы цифрового общества: матер. Всеросс. науч.-практ. конф. - Ярославль, 2021. - С. 303-308.

29. Poletta F., Jasper J. Collective Identity and Social Movements // Annual Review of Sociology. - 2001. - №° 27. - P. 285.

Ж

В. В. Лактионов

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Оведение. Модернизация системы образования предполагает обновление содержания и результативности обучения и воспитания, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии личности и формировании у нее гражданских, социальных и профессиональных компетенций. Тенденции в сфере образования основываются на возрастающих потребностях общества в профессиональной подготовке педагогических специалистов, предполагающей формирование духовно-нравственной культуры у будущих педагогов с развитым образным мышлением, умеющих творчески подойти к решению профессиональных задач в любых сферах деятельности.

Педагог дополнительного образования должен не только обладать высоким профессионализмом и развитыми ключевыми и специальными педагогическими компетенциями, но и осуществлять экспериментальные и перспективные разработки в проектной деятельности, определяющие основные условия формирования инновационной политики Российской Федерации, что позволяет повысить уровень, предоставляемых образовательных услуг, удовлетворить потребности современного общества.

Прогноз востребованности услуг дополнительного образования имеет большое значение для всего образования в целом, поскольку на его основе возможно рассчитать потребность вузов в тех или иных специальностях, формирование рынка образовательных услуг, проектирование сетей учреждений дополнительного образования, осуществление необходимого финансирования и планируемой подготовки педагогических кадров.

Формулировка цели статьи, ее актуальность. В связи с вышесказанным, целью статьи является обоснование социального заказа на педагогических работников, обладающих необходимыми полифункциональными профессиональными компетенциями, позволяющими обучать детей и подростков в рамках системы дополнительного образования.

Актуальность внедрения основ туристско-краеведческой направленности в образовательный процесс обучающихся определена Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, в рамках реализации которой определена необходимость создания всеобъемлющих условий для вовлечения детей в туристскую и краеведческую деятельность с целью ознакомления и изучения культуры, традиций, истории, природы, деятельности выдающихся людей соответствующего региона как малой родины, так и всего Отечества в целом.

Для развития туристско-краеведческой направленности существует потребность в организации походно-экспедиционных, экскурсионных, проектно-исследовательских и других профильных форм работы (походы, экспе-

диции, слеты, выездные школы и профильные смены и др.), обеспечить междисциплинарный подход в части интеграции с различными областями знаний (биология, география, геоэкономика, регионалистика, геология, культурология, литература, урбанистика и планирование городской среды, экология и др.), содействовать формированию у обучающихся знаний, умений и навыков, связанных с безопасным пребыванием в условиях природной и городской среды, создавать условия для воспитания и развития личности, а также для социализации детей и молодежи.

Эффективность обучения во многом зависит от мотивации, интереса, потребностей и возможностей, проявляющихся в педагогической деятельности педагогических работников. Только те педагоги, которые сформируют, будут развивать и реализовывать свои компетенции в процессе образовательной деятельности, регулярно самосовершенствовать знания и, в конечном счете, самореализуются в контексте образовательной среды, адаптируются под постоянно обновляющиеся образовательные стандарты, способны дать настоящие знания, обеспечивающие уровень образованности будущего поколения. Именно по данным причинам проблема развития полифункциональных компетенций педагогов, реализующих свое мастерство в процессе дополнительного и основного образования детей, своевременна и актуальна.

Изложение основного материала. Одним из важнейших вопросов формирования полифункциональной профессиональной компетентности является раскрытие сущности компетенций и профессиональной компетентности.

В общих чертах понятие «компетенция» достаточно широко проанализировано и используются в отечественной и зарубежной научной литературе. Так, компетенция включает качество человека, его способности, умения, знания в определенных областях деятельности, что придает авторитетность его действиям и личности в целом [8, с. 175-176]. Дж. Равен рассматривал компетентность как способности человека, выделяющиеся спецификой обеспе-

чения навыками и умениями, при выполнении того или иного вида деятельности, отдельных действий, операций. По его мнению, компетентность позволяет специализироваться на определенных отраслях путем реализации мыслительной и практической деятельности, а также с учетом реализации навыков стратегического мышления. Также немаловажным является наличие таких качеств, как оперативность, ответственность и рефлективность, позволяющие судить о компетенциях индивида.

С точки зрения Дж. Ровена, уровень способностей определяется базовыми умениями, которые реализуются в процессе практического применения знаний и умений в ходе разноуровневого развития личности. Человек, который имеет соответствующий набор компетенций в определенной области - различных областях деятельности, отличается тем, что ему присущи способности, позволяющие индивидуально подходить к процессу решения той или иной задачи, в рамках реализации компетенций. На высшем уровне данного человека формируются компетенции в части целенаправленности поступка, коммуникативности, организованности деятельности, а также рефлексивности, о чем было сказано ранее [9, с. 130].

На основании контент-анализа психолого-педагогической литературы выделены сущность, структура и функции профессиональных компетенций, которые отражены в таблице 1.

Таким образом, психологи и педагоги согласны с позициями отнесения к компетенциям профессионального уровня функциональной системы, имеющей смысловое значение в части компонентов, из которых, соответственно, профессиональная компетенция складывается. Говоря о компонентах, тут выделяется мотивация личности, ее стремление к самореализации, самообразованию и самосовершенствованию в профессиональной деятельности, на основе формирования и развития жизненно-смысловых ценностей и ориентаций на профессиональную деятельность, ответственности и психологической устойчивости.

Говоря о предмете данной статьи, по мнению О. П. Панкратовой и Н. В. Ледовской,

Таблица 1

Контент-анализ понятия «компетенция» в психологии и педагогике

№ Источник Определение

1. Аронова А. М. Педагогический словарь / авт.-сост. И. П. Андриади, С. Ю. Темина. - М.: ИНФРА-М, 2022 Компетенции как способность к деятельности, адаптация и включение в деятельность специалистом той или иной отрасли [8, с. 114]

2. Бермус А. Г. Основы топологической модели реализации компетентностного подхода // Вестник Московского государственного областного университета. - 2021. - № 2. - С. 149-157 Компетентность - «способность к решению задач и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности» [2, с. 156]

3. Зимняя И. А. Компетенция - компетентность: субъектная трансформация //Акмеология. - 2010. - № 2. -С. 47-51 Компетентность представляет личностную характеристику человека, меру соответствия требованию [5, с. 50]

4. Хуторской А. В. Методологические основания применения компетентностного подход к проектирова-нию образования // Высшее образование в России. - 2017. - № 12. -С.85-91 Компетентность - совокупность личностных качеств специалиста, определенных опытом его профессиональной деятельности [11, с. 90]

5. Андреев А. Л. Перспективы образования: компетенции, интеллектуальные среды, трансдисципли-нарность // Высшее образование в России. -2014. - № 3. - С. 30-41 Относительно профессиональной компетентности «нужно не столько располагать знания-ми как таковыми, сколько обладать определенными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством хранилищах информации» [1, с. 40]

6. Вербицкий А. А., Ильязова М. Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография. - М.: Логос, 2020. - 288 с. Авторы обращаются к психологической и социальной сторонам профессионализма и практически отождествляют его с понятием «профессиональная компетентность» [3]

7. Митина Л. М. Психология профессиональной деятельности педагога: системный личностно-развиваю-щий подход // М.: Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2012. - № 3. - С. 48-64 Под профессиональной компетенций следует понимать взаимосвязь элементов практической и теоретической активности, в контексте подготовленности специалиста, что определяет область профессиональной деятельности на основании мировоззренческих установок и ценностной ориентации человека [6, с. 50]

Ж)

Л-

.ц«лит<(/>ные шщКл,

Таблица 1 (продолжение) Контент-анализ понятия «компетенция» в психологии и педагогике

№ Источник Определение

8. Деркач А. А., Куликова Е. В., Селезнева Е. В. Акмеологические основания развития профессиональной компетентности кадров управления: монография. - М.; Псков: Псковский обл. ин-т повышения квалификации работников образования, 2007. - 113 с. На уровне профессиональной компетенции и ее определения стоит понимать пересечение и взаимосвязь областей профессиональной деятельности и жизненного опыта, самой личности. Таким образом, под профессиональной компетенцией понимается комплекс задач профессионального уровня, решение которых доступно профессионалу в данной области, на основании сформированных под опытом практической деятельности навыков и умений. Профессионализм имеет особенности развития в ходе практической деятельности и реализации на практике навыков и умений

профессиональная компетентность педагога туристско-краеведческой направленности включает систему теоретических знаний, а также практических умений и навыков, которые формируются у него в процессе подготовки и позволяют педагогу самостоятельно находить решение задач в предметной области туризма и краеведения [7, с. 288]. Для реализации возможностей повышения уровня специалистов в сфере туристско-краеведческой работы предлагается использовать ресурсы дополнительного образования детей. Одним из таких ресурсов является туристско-крае-ведческая деятельность детей, которая, по мнению Ю. С. Константинова, В. П. Голованова, П. И. Истомина, В. М. Куликова, А А. Остап-ца-Свешникова, Д. В. Смирнова имеет такие отличительные признаки:

- выполняет в системе непрерывного формального образования «восполняющую» роль, т. е. осуществляет «доведение образования до полноты»;

- обеспечивает органичное сочетание базового (основного) и дополнительного образования в практической деятельности;

- расширяет возможности социальной среды, в которой обучающийся раскрывает собственное «Я», реализует и развивает потенциальные способности, приобретает полезный жизненный опыт, адаптируется к современным социально-экономическим условиям;

- характеризуется динамичностью, исторической обусловленностью, многоплановостью, многофункциональностью, комплексностью воздействия на личности ребенка и взрослого, отношениями сотрудничества и сотворчества между ними, особой эмоционально-нравственной окрашенностью, обеспечивает взаимодействие воспитания и социализации в развитии личности;

- целью и одновременно результатом, «ядром» является обучающийся - личность, его особая внутренняя позиция субъекта деятельности;

- успешно реализует природные потребности, «естественные инстинкты» (в том числе инстинкт «кочевья») детей в их человеческом и гражданском становлении и развитии;

- способствует приобретению практико-ориентированных знаний, умений, навыков, компетенций;

- позволяет ребенку получить ориентацию по широкому спектру профессий, через социально-профессиональные пробы приобрести практический опыт начальной профессиональной деятельности;

- может стать индивидуальным маршрутом неформального образования ребенка при его активном взаимодействии с окружающим миром, высокой степени самодеятельности и познавательной активности, сочетании умственного и физического труда; обладает оздоровительным эффектом.

2О2.1/.3

Туристско-краеведческая деятельность использует наряду с основными педагогическими методами свои специфические методы, такие как краеведческий, экспедиционный, исследовательский, картографический, наблюдения, исторический и др. Применение этих методов в обучении, по мнению ученых И. В. Душиной, В. П. Дронова, В. П. Максаковского, М. А Ни-коновой, Л. М. Панчешниковой, В. А Щенева, направлено на формирование гуманистического мировоззрения, комплексного представления о планете Земля; знакомит с региональным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природно-социально-экономические процессы, а также развивает умения обучающегося самостоятельно и ответственно действовать при проектировании и реализации социально-профессиональных ролей в жизнедеятельности.

Степень разработанности темы исследования. Феномен «профессиональная компетентность» рассматривают такие ученые, как

A. Л. Андреев, А. А. Вербицкий, Э. Ф. Зеер, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Никитина, В. А. Сластенин, В. Д. Шад-риков, Е. Н. Шиянов и др.

Существенный вклад в разработку проблем развития внутриорганизационной системы методической работы, обучения и повышения квалификации педагогов образовательного учреждения внесли исследования В. И. Гончаровой, Г. И. Горской, Т. М. Давыденко, В. И. Зверевой, Ю. А. Конаржевского, С. В. Кульневича,

B. С. Лазарева, В. М. Лизинского, М. М. Поташника, А. М. Моисеева, В. П. Симонова, К. М. Ушакова, Р. Г. Чураковой и др.; инновационных подходов к организации методической работы: С. К. Абдуллиной, Л. П. Ильенко, В. М. Лизинского, Т. М. Макаровой, Н. В. Не-мовой; модернизации как инновационной формы повышения квалификации, создания научно-методического обеспечения подготовки специалистов в данной области: И. Р. Лазаренко, И. К. Шалаева; механизма осуществления лич-ностно ориентированного повышения профессионально-педагогической квалификации работников образования: Е. Я. Римской, Н. П. Поповой, М. Ф. Скрипченко.

В контексте исследования особую значимость представляют научные труды, рассматривающие проблемы повышения квалификации педагогических кадров Е. В. Андриенко,

B. В. Краевского, А. К. Марковой, Л. М. Мити-ной, А. М. Моисеева, Н. В. Немовой, Э. М. Никитина, В. И. Подобеда, И. М. Подушкиной, Г. Н. Подчалимовой, И. К. Шалаева, М. М. Поташника, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой.

Внимание исследователей Л. Н. Ваулиной,

C. А. Жезловой, И. Р. Лазаренко, А. М. Пе-ресыпкина, И. К. Шалаева сосредоточено на изучении модернизации как инновационной формы повышения квалификации, на создании научно-методического обеспечения подготовки специалистов в данной области.

Динамичное развитие современной турист-ско-краеведческой сферы для детей, молодежи и взрослого населения требует от системы образования поиска путей совершенствования системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в данной в сфере. Как справедливо утверждают ученые и практики наличие профессиональных кадров - залог успешного функционирования и совершенствования всех компонентов системы туристского и краеведческого дела.

В настоящее время актуальным является подготовка полифункциональных педагогов, имеющих квалификацию и возможности организовать работу в Центрах, секциях, объединениях, в которых проводиться огромная работа по развитию туризма и краеведения в регионах, городах и сельской местности. Круг профессиональной деятельности специалистов в данной области многогранный и разноплановый. Он опирается на профессиональные задачи педагога в сфере туристско-краеведче-ской работе, которые заключаются в:

- разрешении профессиональных ситуаций, связанных с организацией работы по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта в данной области знаний; определении вектора эффективной организационно-управленческой деятельности и корректного ведения аналитической и исследовательской работы;

- прогнозировании путей развития сферы туристско-краеведческой сферы на основе концепций, методов и подходов, с учетом законодательной базы и мировых тенденций на основе применения новейших, информационно-коммуникационных технологий;

- творческом отношении к профессиональным обязанностям; поиска новых, нестандартных решений профессиональных задач;

- обновлении имеющегося объема знаний в туристско-краеведческой сфере;

- консультировании детей и взрослых по проблемам, связанным с отечественным и зарубежным туризмом и краеведением;

- повышении квалификации, постоянном саморазвитии, самосовершенствовании, обучении в течение жизнедеятельности.

Отметим, что проблема профессиональной подготовки и повешения квалификации специалистов туристско-краеведческого дела в системе дополнительного образования еще недостаточно исследована в теоретическом и методическом аспектах. Это не позволяет в полной мере использовать мировой опыт теоретической и практической подготовки будущих педагогов в этой области, образовательный потенциал для повышения качества, обеспечения эффективности этой подготовки в соответствии с современными мировыми требованиями образовательного рынка.

Требования к качеству подготовки педагогов дополнительного образования в сфере ту-ристско-краеведческой деятельности предусматривают исследования научной базы этой подготовки, выяснения профессиональной компетентности и круга компетенций, необходимых для качественного выполнения производственно-образовательных задач.

В рамках сказанного необходимо проанализировать научно-теоретическую основу профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в сфере туристско-краеведческой деятельности в психолого-педагогической теории. Отмечается, что совершенствование человека, рост профессионализма населения страны достигается, прежде всего, за счет образования и профессиональной подготовки, становится залогом и содержанием национального про-

гресса (М. А. Назаренко). В этом смысле нам импонирует утверждение С. Беккера, что инвестиции в человеческий капитал являются главной составляющей экономического роста общества и страны.

Отметим, что миссия непрерывного образования заключается в подготовке и переподготовке специалистов соответствующего уровня, удовлетворении потребностей специалиста в углублении и расширении общекультурных и профессиональных знаний, развитии личностных качеств, позволяющих самосовершенствоваться на протяжении всей жизнедеятельности.

Подчеркнем, что в настоящее время при решении задач повышения уровня профессионализма особое внимание уделяется интеллектуальному, нравственно-этическому, культурному развитию, профессиональному росту и творческой самостоятельности специалиста ту-ристско-краеведческой в сфере. В реализации этих задач ведущую позицию занимает такая междисциплинарная область знаний в системе наук о человеке, как акмеология, предметом которой являются закономерности развития и саморазвития человека, творческой готовности к профессиональной деятельности. Акмео-логический подход при подготовке специалистов в сфере туризма и краеведения ориентирован, в первую очередь, на формирование их психологической и профессиональной готовности к личностно ориентированной работе по решению актуальных образовательно-просветительских задач. Основными вопросами, которые изучает эта наука, являются закономерности развития и саморазвития человека; самореализация творческого потенциала и готовности к будущей творческой деятельности; субъективные и объективные факторы, способствующие и препятствующие достижению вершин профессионализма; самообразование, самоорганизация, самоконтроль; самосовершенствование, самокоррекции и самореорганизации личных поступков и действий под влиянием новых требований профессии, общества, развития науки, культуры, осознание способностей и возможностей, достоинств и недостатков своей деятельности.

2023/3-

На основе теоретического анализа определено, что акмеология проводит сравнительные исследования профессиональной деятельности, рассматривает процесс деятельности как решение (интуитивное, сознательное, сверхсознательное) огромного количества репродуктивных и творческих задач. Вопрос акмеологии в разное время исследовали ученые А. А Бо-далев, Л. Е. Варфоломеева, Н. В. Кузьмина, А Л Деркач; Е. А. Климов, А А. Реан, И. Хо-зяинов. Благодаря исследованиям акмеологии в научный оборот введены такие понятия, как «уровень деятельности», «вершины деятельности», «условия», «факторы и стимулы продуктивной деятельности».

Основополагающими категориями акмео-логии является «компетентность» и «профессионализм». Наряду с широким взглядом на проблему успешности (вершинности) развития человека акмеология рассматривает «акме» и более узко, в рамках профессиональной траектории овладения человеком профессией и достижения в ней творческих результатов, мастерства. Отсюда следует особое значение для акмеологии выделения круга проблем профессионализма, а сама дефиниция определяется одной из центральных акмеологических категорий и понятий. Акцентируем внимание, что акмеологический профессионализм проявляется не только в высокой результативности деятельности, но также в гуманистической направленности на развитие личности специалиста в процессе подготовки и переподготовки в учреждениях высшего и дополнительного образования.

В контексте статьи важным представляется рассмотрение таких взаимосуществую-щих категорий, как «компетенция» и «компетентность».

В рекомендациях Совета Европы отмечается, что основным критерием качества подготовки высококвалифицированных специалистов является овладение ключевыми компетенциями, включающими:

- социально значимые компетенции, позволяющие демонстрировать корректное поведение в разных ситуациях и направлять свои действия в сторону предотвращения или раз-

решения общественно-политических, культурных и межличностных конфликтов;

- общекультурные компетенции, предполагающие уважение различных культур и религий;

- коммуникативные компетенции, определяющие возможности строить межличностные отношения на гуманистической основе;

- информационные компетенции, включающие дистанционные формы образования;

- компетенции по реализации жизненных и личностных планов, направленных на непрерывное личностное профессиональное саморазвитие [13, с. 27].

Как отмечается в данном документе, ключевая компетенция представляет собой оригинальное, особенно эффективное сочетание уникальных ресурсов и способностей фирмы или специалиста. Актуальность ключевых компетенций обусловлена теми функциями, которые они выполняют в жизнедеятельности каждого человека:

- формирование у человека способности учиться и самообразовываться на протяжении всей жизни;

- взаимодействие с работодателями;

- закрепление репрезентативности, а следовательно, растущей успешности (устойчивости) в конкурентной среде обитания.

В Универсальном справочнике компетенций персонала приведены такие ключевые компетенции: «профессионализм; качество работы; самостоятельность; позитивность; клиент-ориентированность; командная работа; корпоративность; интенсивность (готовность и способность сотрудников выполнять работу вне зависимости от ее объема); ориентация на развитие; результативность (результативность сотрудника и ее динамика за аттестационный период)» [12].

Выводы. Суммируя проведенный теоретический анализ научной базы профессиональной подготовки специалистов в области туризма и краеведения в педагогической теории, сформулируем вывод о том, что в настоящее время в общей педагогике, теории и практике профессионального образования проанализированы и обобщены такие ключевые по-

Щф}

jjZfuü/tOL

нятия, как «компетенция», «компетентность». Профессиональная подготовка специалистов определена как процесс овладения личностью ключевыми компетенциями в конкретной деятельности, которые на основе субъективного творческого опыта позволяют выполнять разнообразные интегративные задачи. Данные категории позволяют определить направленность основных положений компетентностного подхода, которые при разработке концепции, модели, педагогических условий и технологии формирования полифункциональной компетентности специалистов в туристско-краевед-ческой сфере станут главной методологической основой исследования. Научный тезарус основных положений компетенций и компетентности таких специалистов позволил создать се-матическое поле, определяющее направления дальнейшего исследования. Анализ психолого-педагогической литературы позволил раскрыть сущность, структуру и функции исследуемого понятия и дать авторскую трактовку основных теоретических понятий, которые в дальнейшем позволят рассмотреть феномен полифункциональной компетентности специалистов в туристско-краеведческой сфере.

АННОТАЦИЯ

В статье осуществляется теоретический анализ и осмысление феномена «профессиональные компетенции педагогов туристско-краеведческой направленности) в сфере дополнительного образования детей. Раскрываются сущность, структура и функции деятельности специалиста в сфере дополнительного образования. Рассматриваются основные положения полифункциональной профессиональной компетентности педагогов в области ту-ристско-краеведческой деятельности.

Ключевые слова: направленность личности, полифункциональная профессиональная компетентность, педагог в сфере турист-ско-краеведческой деятельности, дополнительное образование.

SUMMARY

The article provides a theoretical analysis and comprehension of the phenomenon of "profess-sional competencies of teachers of tourism and local history orientation" in the field of addition-

nal education for children. The essence, structure and functions of the activity of a specialist in the field of additional education are revealed. The main provisions of the polyfunctional professional competence of teachers in the field of tourism and local history activities are considered.

Keywords: professional competence, pro-fesssional competence of a teacher, additional education, tourist and local history orientation.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев А. Л. Перспективы образования: компетенции, интеллектуальные среды, трансдисциплинарность // Высшее образование в России. - 2014. - № 3. - С. 30-41.

2. Бермус А. Г. Основы топологической модели реализации компетентностного подхода // Вестник Московского государственного областного университета. - 2021. - № 2. -С. 149-157.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Вербицкий А. А., Ильязова М. Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография. - М.: Логос, 2020. - 288 с.

4. Деркач А. А., Куликова Е. В., Селезнева Е. В. Акмеологические основания развития профессиональной компетентности кадров управления: монография. - М.; Псков: Псковский обл. ин-т повышения квалификации работников образования, 2007. - 113 с.

5. Зимняя И.А. Компетенция - компетентность: субъектная трансформация //Акмеоло-гия. - 2010. - № 2. - С. 47-51.

6. Митина Л. М. Психология профессиональной деятельности педагога: системный личностно-развивающий подход // М.: Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2012. - № 3. -С. 48-64.

7. Панкратова О. П., Ледовская Н. В. Сущность и основные компоненты профессиональной компетентности педагога // Журнал «Кант». - 2020. - № 2 (35). - С. 288.

8. Педагогический словарь / авт.-сост. И. П. Андриади, С. Ю. Темина - М.: ИНФРА-М, 2022. - 224 с.

9. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация. - М.: Когито-Центр, 2002. - 394 с.

10. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 07.10.2022) // СЗ РФ. 2012 г. № 53 (часть Г), ст. 7598.

11. Хуторской А. В. Методологические основания применения компетентностного подход к проектированию образования // Высшее образование в России. - 2017. - № 12. -С. 85-91.

12. Универсальный справочник компетенций персонала: справочник [Электронный ресурс]. - URL: https://www.trn.ua/articles/4509/ (дата обращения: 12.11.2019).

13. Hutmacher W. Key competencies for Europe // Report of the Sympo sium Berne (Berne, 27-30 March, 1996). Counsil for Cultural Coop eration (CDCC) a Secondary Education for Europe. - Stretaburg, 1997. - P. 27-31.

Ш]

С. В. Оськина

УДК 37.075

СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ

(МЕДИАЦИИ)

КАК КОЛЛЕКТИВНЫЙ

СУБЪЕКТ

ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Оведение. Противоречия современно -го мира, несомненно, оказывают влияние на жизнь образовательной организации. Конфликт для нее - это неизбежное явление, т. к. участники образовательного процесса как никогда находятся в ситуации взаимных требований.

В течение 12 лет принимались программные федеральные и региональные документы, регулирующие деятельность служб примирения (медиации) (далее - СП(М)). Например, 17 мая 2023 года Указом Президента РФ была введена в действие Стратегия комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года, которая предусматривает реализацию «восстановительных технологий при работе с детьми (в том числе совершившими общественно опасные деяния, но не достигшими возраста, с которого наступает уголовная ответственность), включая развитие служб медиации (примирения) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» [18].

Сегодня активно занимаются разработкой методических и практических материалов с опорой на зарубежный опыт Центр «Судебно-правовая реформа» (А. Ю. Коновалов, Н. В. Пу-тинцева, Р. Р. Максудов, И. С. Маловичко и др.), Центр медиации и права (Ц. А. Шамли-кашвили и др.) и публикаций, определяющих векторы развития, правовые основы СП(М), исходя из нормативных и методических документов.

На современном этапе требуется научное осмысление психолого-педагогической значимости СП(М) в современной образовательной организации, ее роли в достижении личностных результатов обучающихся в соответствии с ФГОС.

Цель статьи - охарактеризовать СП(М) как коллективный субъект гуманистической воспитательной системы, описав его воспитательный потенциал и алгоритм действий по его включению в гуманистическую воспитательную систему.

Изложение основного материала статьи. СП(М) будет тогда действенной, когда органично войдет в систему образовательной организации как ее компонент. СП(М) реализует восстановительные программы: восстановительную медиацию, круги сообщества, школьную конференцию и др. Она обладает воспитательным потенциалом, т.е. возможностями и средствами для решения воспитательных за-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.