ВЕСТНИК ВИТЕБСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2017, ТОМ 16, №в4
11. Сазонов, С. В. Использование электронных образовательных ресурсов в обучении студентов на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии / С. В. Сазонов // Рос. медико-биол. вестн. им. акад. И. В. Павлова. -2016. - № 2, прил. - С. 178-179.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА КАФЕДРЕ ГИГИЕНЫ ТРУДА МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА АСТАНА
МУСИНА А.А.
Медицинский Университет Астана, г. Астана, Казахстан
Актуальность и значимость обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РК определяет необходимость повышения уровня подготовки кадрового потенциала для учреждений Агентств по защите прав потребителей.
На сегодняшний день базовая подготовка студентов по специальности «Медико-профилактическое дело» в АО «Медицинский университет Астана» определяется запросами санитарно-эпидемиологической службы РК. Конкуренция на рынке труда и образовательных услуг требует подготовки специалистов, способных вырабатывать и развивать новые идеи, творчески мыслить, адаптироваться и успешно трудиться в динамично развивающемся обществе.
Как и в других ВУЗах Республики Казахстан, в АО «Медицинский университет Астана» (далее МУА) проводится активная работа по внедрению инновационных методов и форм обучения [1].
В рамках подготовки специалистов в МУА внедрена программа, которая охватывает профильные компетенции, сгруппированные в обобщенные кластеры компетенций. Кластер включает 6 направлений предметно-специфичных компетенций, а именно: менеджмент; коммуникацию, партнерство и работу в команде; санэпидблагополучие; этику и профессионализм; профилактику и укрепление здоровья; универсальные.
Исследовательская компетенция играет одну из ведущих ролей в учебном процессе и формируется преимущественно в рамках учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов. Ее формирование у обучающихся одна из неотъемлемых задач в ходе направления учебно-познавательной деятельности обучающихся [3].
Для стимулирования учебно-познавательной деятельности в области санитарно-гигиенического мониторинга при кафедре гигиены труда и коммунальной гигиены используется неимитационная активная исследовательская методика, которая позволяет студентам личностно самореализоваться, творчески применить предметные знания и навыки при выполнении своих исследовательских работ [4].
Форма организации занятия чаще проходит в виде презентаций исследовательских работ студентов. На занятиях студенты демонстрируют поисковый, аналитический и практический этапы по объектам, показателям и факторам среды с последующим обобщением и систематизацией выводов тем исследований.
Групповой метод работы значительно повышает уровень проработки учебного материала базовых знаний и представлений по обсуждаемым вопросам. Студенты на занятиях анализируют данные Министерства труда и социальной защиты населения РК (далее - МТСЗН РК), научно-исследовательских институтов, отраслевые программы, ведомственные целевые программы предприятий и т.д. Учатся применять технологии выборки, сбора и группировки данных, использования современных методов статистической обработки, практикуют навыки планирования и разработки рекомендаций по снижению и устранению факторов риска с учетом специфик отраслей промышленности.
Методы обучения направлены, главным образом, на организацию у студентов навыков самостоятельного получения знаний, освоения умений и навыков надзора за факторами риска, которые необходимы будут им в процессе практической деятельности.
В качестве инновационной образовательной технологии нами также используется успешно зарекомендовавший себя кейс-метод, который применяется нами при проведении занятий по дисциплине «Гигиена труда». Методика позволяет совместными усилиями группы проанализировать производ-
VESTNIK VITEBSKOGO GOSUDARSTVENNOGO MEDITSINSKOGO UNIVERSITETA, 2017, VOL. 16, N4
ственную ситуацию - case, возникающую на конкретном предприятии и отрасли, выработать практическое решение; оценить предложенные группами алгоритм и выбрать лучший в контексте поставленной проблемы решение.
В процесс обучения нами интегрированы различные формы и методы, где традиционные проблемно-поисковые, иллюстративные методы сочетаются с интерактивными формами, а именно прикладными компьютерными технологиями.
Одним из таких новых компьютерных технологий стали интерактивные компьютерные тренажеры. Широкие возможности мультимедиа в сочетании с меньшими финансовыми затратами делают это направление для нас весьма привлекательным. Применение нами виртуальных интерактивных тренажеров для обучения студентов по специальности МПД позволяет отработать практические навыки по проведению санитарного надзора и тем самым заменить реальный объект виртуальным. Так, используемые модули позволяют создать различные ситуации с формированием линейного сюжета, в пределах которого отрабатываются знания и умения студента. Конструкторы программ позволяют создавать различные персонажи и виды производств (работодателя, работника, инспектора и т.д.), производственные ситуации, осмотры, тесты, моделирование диалогов и т.д. Основной их особенностью является максимально полное воспроизведение внешнего вида цехов, оборудования, рабочего места, спецодежды, а также отработка обучающимися всех действий специалиста санэпиднадзора при проведении санитарно-гигиенического обследования.
Литература
1. Жаксылыкова, Г. А. Компетентностный подход в сфере высшего образования / Г. А. Жаксылыкова, А. А. Абдулдаева // Медицина и экология. - 2015. - Спец. вып. - С. 166-167.
2. Эффективность использования виртуальных интерактивных тренажеров при оценке практических навыков санитарного надзора / Б. Т. Рахметова [и др.] // Медицина и экология. - 2015. - Спец. вып. - С. 299-300.
3. Березнева, Е. Ю. Роль научной деятельности в формировании исследовательской компетенции студентов первого курса / Е. Ю. Березнева, Л. В. Черная, С. И. Андреева // Профессиональная компетентность преподавателя медицинского вуза как условие повышения качества образования : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Омск, 2014. - С. 14-17.
4. Мусина А.А., Сембиева Ф.Т., Сулейменова Р.К., Мукашева К.М. Активный неиммитационный исследовательский метод обучения при подготовке специалиста медико-профилактического профиля. Свидетельство МЮ РК № 2413 от 24.12.2015 г. ИС 003362.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ: ИННОВАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
КОНЫШКО Н.А., КОЗЫРЕВ О.А., КРИКОВА А.В., ЗАЙЦЕВА В.М.
Смоленский государственный медицинский университет, г Смоленск, Российская Федерация
В последние десятилетия мы наблюдаем ряд противоречий в организации практической подготовки специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием. С одной стороны, специалисту необходимо быть аналитиком не только многовекового интеллектуального опыта, современных информационных технологий, но и инструктивно-предписывающих форм организации работы в системе здравоохранения. С другой стороны, подчёркивается высокая значимость реализации лич-ностно-ориентированного и компетентностного подхода в образовательном и лечебно-диагностическом процессах [1, 2, 3]. В то же время, при проектировании учебной и производственной практики студентов иногда не учитывается необходимость подготовки узких специалистов, владеющих новыми медицинскими и фармацевтическими технологиями, ориентированных на деятельность в условиях страховой и регламентированной медицины.
Таким образом, использование только традиционных форм организации подготовки студентов медицинского ВУЗа препятствует разрешению данной ситуации. Это актуализирует проблему анализа