Научная статья на тему 'Формирование личности специалиста и профессиональных компетенций у студентов и магистрантов биологического и медицинского направлений с помощью учебных курсов по истории и методологии биологии и медицины'

Формирование личности специалиста и профессиональных компетенций у студентов и магистрантов биологического и медицинского направлений с помощью учебных курсов по истории и методологии биологии и медицины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
441
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / БИОЛОГИЯ / МЕДИЦИНА / КОМПЕТЕНЦИИ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / МЕТОДОЛОГИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / HISTORY / BIOLOGY / MEDICINE / COMPETENCE / HIGH SCHOOL / METHODOLOGY / METHODS OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Ольга Анатольевна, Сазонов Вячеслав Фёдорович, Ананьева Светлана Ивановна

Обсуждаются значение, формы, место и особенности дисциплин «История биологии» и «История медицины» в подготовке студентов и магистрантов современных медицинских и биологических высших учебных заведений России к профессиональной деятельности с позиций компетенций личности. Рассматривается развитие мировоззренческой системы знаний студентов и магистрантов, включающей в себя материалистический, исторический и патриотический компоненты. Разбирается роль исторического подхода в развитии естественнонаучных знаний, значение и формирование основных профессиональных компетенций. Приводится пример преподавания некоторых тем данных дисциплин с использование региональных особенностей развития науки и образования в Рязанском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Ольга Анатольевна, Сазонов Вячеслав Фёдорович, Ананьева Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of specialist personality and professional competences of students and undergraduates of biological and medicsal directions with a training courses of the history and metodology of biology and medicine

The significance, forms, place and characteristics of the discipline “History of Biology” and “History of Medicine” in the training of students and undergraduates in modern biological and medical universities in Russia for profession from the standpoint of the individual competencies are discussed. The development of the ideological system of knowledge of students and undergraduates, including materialistic, historical and patriotic components is considered. The role of the historical approach in the development of scientific knowledge, the value and the formation of basic professional competencies is seen into. An example of the teaching of some topics of these disciplines with the use of regional features of development of science and education in the Ryazan region is given.

Текст научной работы на тему «Формирование личности специалиста и профессиональных компетенций у студентов и магистрантов биологического и медицинского направлений с помощью учебных курсов по истории и методологии биологии и медицины»

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО И МЕДИЦИНСКОГО НАПРАВЛЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ УЧЕБНЫХ КУРСОВ ПО ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ БИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЫ

О.А. Белова, В.Ф. Сазонов, С.И. Ананьева

ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» Естественно-географический факультет Кафедра биологии и методики её преподавания Рязань, Россия

Аннотация. Обсуждаются значение, формы, место и особенности дисциплин «История биологии» и «История медицины» в подготовке студентов и магистрантов современных медицинских и биологических высших учебных заведений России к профессиональной деятельности с позиций компетенций личности. Рассматривается развитие мировоззренческой системы знаний студентов и магистрантов, включающей в себя материалистический, исторический и патриотический компоненты. Разбирается роль исторического подхода в развитии естественнонаучных знаний, значение и формирование основных профессиональных компетенций. Приводится пример преподавания некоторых тем данных дисциплин с использование региональных особенностей развития науки и образования в Рязанском крае.

Ключевые слова: история, биология, медицина, компетенции, высшая школа, методология, методика преподавания.

Подготовка специалистов высокой квалификации в России — ведущая задача современности. В XXI веке в условиях кризиса и конкурентной борьбы за ресурсы и умы обострилась необходимость формирования у студентов и магистрантов мировоззренческой системы знаний, включающей в себя материалистический, исторический и патриотический компоненты. В связи с этим усиливается роль знаний об истории формирования наук, связанных с будущей профессией студентов, и, в частности, изучение закономерностей развития естественных дисциплин в историческом аспекте. Важную роль в этом плане имеют не только мировые процессы развития естествознания, но и региональные достижения в развитии дисциплин медико-биологической направленности.

Новизна: проведён анализ роли и значения предметов истории биологии и истории медицины для формирования естественнонаучных взглядов у студентов и магистрантов, развития у них профессиональных компетенций, а также возможность преподавания с привлечением региональных материалов.

Исторический подход в отношении медицины и биологии предполагает изучение методологических аспектов развития данных дисциплин, освещение особого характера взаимодействия представлений различных эпох в процессе становлении естественнонаучного знания [1; 2]. Значение исто-рико-медицинской и историко-биологической подготовки в формировании естественнонаучного

—--—-

~ 224 ~

мышления специалистов всё время возрастает. Такая подготовка развивает системное и дискурсивное мышление, то есть именно то, что невозможно в полной мере обеспечить с помощью самообразования и использования ресурсов Интернета. Учебные курсы и отдельные темы по истории биологии и медицины, на наш взгляд, способствуют формированию у студентов и магистрантов важных профессиональных компетенций.

Как известно, понятие компетенции было введено в научный обиход первоначально в области менеджмента благодаря работе R. Boyatzis [13].

С позиций личностного подхода компетен -ция — это основополагающая характеристика человека, которая обусловливает причинно-следственную связь с критериями эффективности и/или высокого качества выполнения им задач в рамках профессиональной деятельности или в определенных ситуациях [14]. Получается, что компетенция — это не поверхностное качество, а глубинная и устойчивая черта личности, определяющая поведение работника при выполнении различных производственных заданий. Именно личная компетенция заставляет одного человека выполнять свою работу хорошо, а другого — плохо. И в процессе получения образования существует возможность развития ряда компетенций, востребованных в будущей профессиональной деятельности. Однако этому необходимо уделять специальное внимание в процессе преподавания дисциплин, способных формировать те или иные компетенции. К таким дисциплинам мы относим учебные курсы по истории и методологии биологии и медицины. Личностные качества, которые надлежит формировать в рамках этого подхода и этого предмета, должны быть востребованными не только в учебной деятельности, но и в будущей профессиональной деятельности биологов и медиков.

С позиций поведенческого подхода компетенция — это совокупность поведения, знаний, мыслительных процессов и/или отношений, которая обычно сказывается на производственной деятельности, что соответствует её элементарному, основному и высшему стандартам [15]

Компетенцию, согласно С Woodruffe [16, с. 17], можно рассматривать как показатель проявленного наблюдаемого поведения, которое позво-

ляет индивиду действовать компетентно, то есть в соответствии с профессиональными требованиями. Понятие «показатели поведения» в этом определении можно понимать как определенные кластеры поведенческих действий, приводящих к успехам (или неудачам) в работе.

Так, к компетенциям С Woodruffe относит нацеленность на результат, при этом командные интересы и достижение результата ставятся выше личных интересов. Например, при необходимости, специалист готов задерживаться на работе.

Восприимчивость к различным и альтернативным точкам зрения также является важной компетенцией. Совершенно очевидно, что изучение истории развития биологических и медицинских идей и знаний стимулирует развитие этой компетенции у студентов. Ведь они в процессе изучения истории развития научных идей неизбежно сталкиваются с противоположными подходами разных учёных и научных школ к объяснению различных явлений.

Такая компетенция, как нацеленность на чёткое понимание, также формируется при изучении истории биологии и медицины.

У С Woodruffe [16, p. 18] эта компетенция расшифровывается следующим образом: специалист проясняет имеющийся предмет рассмотрения; точно усваивает информацию; соотносит между собой различные элементы информации; определяет случайные взаимосвязи; принимает проблемы близко к сердцу; выявляет наиболее продуктивные пути исследования; оценивает все возможные факторы; воздействующие на предмет рассмотрения; определяет лимит информации; адаптируется к новой информации; совмещает и обрабатывает противоречивые данные и идеи. И это в полной мере можно отнести к задачам и результатам учебных курсов по истории и методологии биологии и медицины.

Важно подчеркнуть, что благодаря развитию соответствующих компетенций при компетент-ностном подходе высокие результаты, полученные в учебной деятельности, должны закономерно приводить к таким же высоким результатам в будущей профессиональной деятельности, чтобы не было разрыва между высокой академической успеваемостью и низкими показателями в реальной профессиональной деятельности.

—--—-

~ 225 ~

—--—

Сопоставляя личностный и поведенческий подход к пониманию компетенций, Р. Уильямс [12] подводит нас к мысли о том, что личные характеристики являются предпосылками к поведению определенного типа, которое, в свою очередь, предопределяет результаты производственной (профессиональной) деятельности. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что в процессе обучения студентов необходимо формировать у них как личностные качества, так и поведенческие паттерны, полезные будущим специалистам для достижения высоких результатов в профессии.

В настоящее время возрастает роль применения новых инновационных и методических приемов, организационных мероприятий, связанных с формированием творчески-ориентированного подхода в профессиональной деятельности студента и магистранта в период освоения учебной дисциплины. Современный молодой специалист, вы-пускаясь из высшего учебного заведения, должен обладать высокой эрудицией; находить подход к различным группам учащихся; владеть знаниями и навыками профессионального самосовершенствования, культурой поведения. В высших учебных заведениях на современном этапе происходит активная разработка новых подходов в обучении. Всему этому способствует развитие новых технологий изучения естественнонаучных дисциплин.

Большое влияние на учебный процесс оказывают новые биокибернетические подходы, связанные с использованием таких современных дефиниций, как «система», «биосистемы» «информация», «нейросети», «нейрокомпьютеры» которые используются при разработке принципов компьютерного моделирования нейросистем и в перспективе — для системного управления организмом человека и в целом живыми системами [9—11].

Понятие «системный подход» в медико-биологических разработках заставляет подходить к структурам организма, их развитию и деятельности с точки зрения биосистемы. В частности, такой подход в своей образовательной и исследовательской работе со студентами мы применили к рассмотрению микробиоты желудочно-кишечного тракта [ 8.]

Итак, системный подход, на наш взгляд, относится к важным приёмам в современном обучении студентов с различными направлениями и про-

филями высшего образования. Он является адекватным в преподавании исторического развитии научной мысли как для предмета «Концепции современного естествознания», так и для более углубленных курсов, предназначенных для старшекурсников и магистрантов, таких как, например, «История и методология биологии и медицины».

В древности говорили: «Historia est magistra vitae» — «История — учитель жизни». Важными путеводными нитями в изучении биологии является эволюционный подход и знакомство с историческим развитием естественнонаучных дисциплин медико-биологического профиля. Работая с конкретными фактами, на конкретном материале удается в логическом единстве воссоздать перед студентами значение и роль важных этапов становления научной мысли, значение и роль экспериментальных исследований, тех или иных разделов естественнонаучного знания. «История и методология биологии и медицины» ведёт студента и магистра от неизвестного к известному, а затем опять к ещё не известному. Системно-исторический подход помогает учащемуся не только познать сложный мир живой природы, но и логику формирования основополагающих понятий биологии и медицины, закономерностей их развития [2]. Мы считаем, что в образовательной деятельности очень важен системный подход, позволяющий использовать междисциплинарные связи и интегрировать в общем образовательном поле логику развития биологии, ботаники, зоологии, физиологии, медицины, географии, экологии и других смежных дисциплин. Мы считаем важным в рамках нашего курса раскрыть студентам взаимосвязь между различными биологическими и медицинскими направлениями, а также связать их с практической и экспериментальной деятельностью [1; 3].

В настоящее время имеются различные взгляды на развитие естественных наук. В философии естествознания существуют различные подходы к данному процессу. Одним из самых близких к медико-биологическим представлениям является антропоцентрический подход, в основе которого лежит признание человека в качестве высшей ценности мира. В отличие от неоднозначного отношения к этому подходу в философии, в педагогике по отношению к развитию и вос-

—--—-

~ 226 ~

питанию ребёнка антропоцентрический подход вполне уместен. Как ребёнок, так и любой учащийся, должны чувствовать себя желанным и любимым, ощущать внимание и заботу по отношению к себе. Вместе с тем в этом необходимо чувство меры, и наряду с опекой следует поддерживать и поощрять развитие самостоятельности, формирование личной мотивации, стимулировать процессы самопознания и самообразования. От степени освоения студентом учебной деятельности, особенностей социализации, приобретения умения учиться зависит во многом развитие его как субъекта учебного процесса и как личности, формирование его отношения к вузу и будущей профессии.

Предмет «Истории и методологии биологии и медицины» — это для студентов биологических и медицинских специальностей определенно новая ступень в познании науки, понимании логики ее развития. Предмет акцентирует внимание студентов на исторических этапах развития естественнонаучных дисциплин. Объективные научные законы получают связь с личностью открывавших их людей. Непроизвольно ассоциируя себя с выдающимися учеными, студенты мотивируют себя на познание и на исследовательскую деятельность в подражание этим авторитетным людям. Трудно переоценить положительное значение этого учебного предмета для воспитания и формирования личности специалиста.

Помимо всего этого, благодаря данной дисциплине студент, работая над выпускной квалификационной работой, либо магистрант в процессе подготовки магистерской диссертации, учится правильно использовать методы исследования, выдвигать гипотезы, проводить собственные наблюдения, писать литературные обзоры по изучаемой проблеме, правильно выбирать существующие факты по теме исследования, доказывая и подтверждая их.

Учебный предмет «Истории и методологии биологии и медицины» позволяет уделять внимание и системному подходу в процессе преподавания. В частности, изучая вклад в биологию и медицину академика И. П. Павлова, мы вслед за ним отмечаем, что организм — это сложная система, подчеркиваем значение процессов постоянного уравновешивания внутренней среды со средой

обитания, что осуществляется благодаря наличию процессов саморегуляции. В основе преподавания данного курса находится диалектическая логика и всеобщая методологическая основа со своими универсальными категориями. Мы считаем, что такие специальные естественнонаучные понятия, как «функция», «регуляция», «система», «гомеостаз», «закономерность», «целенаправленная деятельность», «достижение полезного приспособительного результата», «рефлекс» и другие, не могут обойтись без всеобщих категорий, имеющих материалистическое значение, таких как «единичное», «частное» и «общее», «причина» и «следствие». Раскрытие специальных и общих дефиниций на материале преподаваемого курса, как мы считаем, играет важную роль в формировании научного мировоззрения студента-биолога или медика.

В плане повышения интереса к предмету, улучшению его усвоения, определенное место отводится тематическим семинарам, в которых студенты и магистранты высказывают свои личные мнения и суждения об определённом учёном или об определённом историческом этапе развития науки. Таким путём мы формируем самостоятельность в суждениях и тренируем дискуссионные навыки.

Не менее важно умение рассуждать и выстраивать длинные причинно-следственно связанные цепочки из отдельных этапов процесса или из отдельных аргументов. Не секрет, что повсеместное внедрение тестирования способствует востребованности и, соответственно, развития интуитивного мышления в ущерб дискурсивному, в то время как для преподавательской и научно-исследовательской деятельности от специалистов требуется дискурсивное мышление. Особенно это важно, на наш взгляд, для магистрантов.

Напряженная политическая и военная обстановка в современном мире заставляет нас уделять особое внимание формированию патриотических чувств у учащихся. Поэтому большое значение в настоящее время приобретает изучение в рамках нашего курса общественной медицинской и просветительской мысли в родной стране — России, а также в том регионе, где располагается вуз. Нам есть чем гордиться, ведь, например, вторая половина XIX века является значимым этапом в оте-

—--—-

~ 227 ~

—--—

чественной медико-биологической науке. Включение этого раздела, на наш взгляд, необходимо при изучении таких предметов медико-биологического блока, как «История биология» для студентов и «История и методология биологии и медицины» для магистрантов.

Исследование истории земского движения середины XIX — начала XX века представляется нам актуальным в научном, методологическом и мировоззренческом отношении, особенно в современных условиях реформирования социально-экономического уклада России [3; 6]. Неуклонное увеличение из года в год численности детей и школьников-подростков, имеющих серьезные отклонения в психофизиологическом развитии, ухудшение санитарно-гигиенического состояния общеобразовательных учреждений заставляют задуматься о принятии соответствующих мер, направленных на исправление такой ситуации. Однако вопрос этот слишком сложен, чтобы его можно было быстро и полностью решить. Одним из способов поиска выхода из этого положения является исследование подобных процессов в период земских реформ в царской России, и особенно в изучении деятельности местных органов самоуправления.

Основными источниками для разработки этого раздела курса явились для нас архивные документы, материалы губернских и уездных земских собраний, отчёты медицинских и благотворительных обществ (организаций), уставы учебных заведений, «Школьные начала» и другие документы. Свой вклад внесли протоколы губернских и уездных съездов врачей и учителей, касающиеся развития вопросов школьной гигиены, а также влияния на неё милосердно-благотворительного движения. Кроме того, источниками важной информации стали материалы периодической печати тех лет: газеты, журналы, мемуарная литература, частности, воспоминания земцев. В качестве наглядного материала нам служили таблицы, схемы, фотографии, полученные из архивных фондов: как государственных, так и личных. Для оценки значения земского периода в развитии школьно-санитарного надзора в Рязанской губернии определенное внимание уделялось работам первых гигиенистов России, так как середина

XIX века характеризуется активным развитием физико-химических наук, которые способствовали развитию медицины и гигиены.

В историческом аспекте развитие медико-биологических дисциплин отличается своеобразием, утонченностью и специфическими особенностями, которые вытекают из проблемы соотношения материального и идеального в живых организмах, их функционировании, да и в явлении жизни в целом [5]. Поэтому именно в этом ключе нами разбираются проблемы деятельности и творчества великих ученых, их роль и влияние на научные и общественные процессы, а также прямые и обратные связи в координации развития науки. Наряду с этим мы считаем важным то, что методологическая актуальность лекций, семинарских и практических занятий усиливается благодаря постоянным ссылкам как преподавателей, так и учащихся, на современные достижения естественнонаучных дисциплин. Формирование материалистического мировоззрения у будущих учителей, бакалавров, магистров в процессе обучения в вузе и прохождения дисциплин медико-биологической и психологической направленности является важной составной частью в подготовке их к преподавательской и исследовательской деятельности. Ценным умением, вырабатываемым у студентов и магистрантов, является поиск и правильный выбор фактологического материала, а также его умелое использование в соответствующем месте выступления или презентации. Преподавателю же нужно подбирать и приводить такие примеры и иллюстрации из истории науки, которые будут оказывать положительное идейно-воспитательное воздействие на студентов [6; 7].

Крупные изменения в медико-биологических представлениях мы можем охарактеризовать как эпохальные события, когда «морфологическую» эпоху сменяет «функциональная», а затем «системная» и «информационная». При проведении занятий нами широко используются активные формы обучения, популярные в настоящее время, и включающие в себя методические приемы, которые стимулируют интерес к предмету и повышают активность обучающихся, побуждая их не просто запоминать фактический материал, но и анализировать его, логически осмысливая и делая самостоятельные выводы.

—--—-

~ 228 ~

Мы вводим в учебный процесс исследовательский принцип, с помощью которого происходит творческое овладение материалом. Данный подход используется не только при проведении семинарских и лабораторно-практических занятий, но и на лекциях. Использование в лекционном материале исследовательского принципа осуществляется в виде проблемного обучения. Чаще в такой лекции разбирается основная концепция и методология решения определённого научного вопроса, рассматривается определённый уровень состояния науки изучаемого периода, возможные пути дальнейшего развития рассматриваемого направления. Такая постановка вопроса позволяет обучающимся творчески додумать и осмыслить материал по определенной теме. В процессе такой лекции легко возникают дискуссии, которые затем выносятся на семинарское занятие, для чего студентам приходится ознакомиться с данной тематикой и прочитать дополнительную литературу — всё это является проявлением самостоятельной творческой познавательной активности обучающихся.

Итак, для развития и повышения познавательной и творческой активности перед студентами ставится определённая учебная задача, требующая от студентов проявления собственной активности для ее решения. В некоторых случаях для повышения наглядности и подключения образного мышления целесообразна демонстрация презентации или видеофильма.

Целесообразен также исследовательский подход, который реализуется в виде теоретических исследований, оформленных в виде реферативных сообщений, практических эвристических занятий и курсовых работ, основанных на эксперименте. Магистрантам предлагается провести исторический анализ литературного материала по теме уже выполненной ими ранее выпускной квалификационной работы, либо по подготавливаемой магистерской диссертации.

Как уже было упомянуто нами выше, активные формы исследовательской деятельности студентов и магистрантов также заключаются в реферировании научной литературы, результатом чего могут стать письменные рефераты или устные сообщения по предложенной тематике, презентации, дискуссии, разработанные ими самостоятельно

или в составе временной творческой микрогруппы. Важно, чтобы студенты в процессе выполнения своих заданий научились правильно использовать библиографические справочники, оформлять научные статьи, подбирать литературные источники, разрабатывать план — схемы учебных занятий и/или исследований по заданным темам. Результаты самостоятельной работы учащихся могут в дальнейшем найти отражение в научных докладах на конференциях, обзорах литературы, чтении лекций для населения и в проведении уроков в общеобразовательных школах. В текущей деятельности они выражаются в виде оформления альбомов и таблиц, в создании презентаций.

Важное значение в воспитании, как уже было сказано, имеет «привязка» учебного материала и, соответственно, студентов, которые его изучают, к родной стране и родному краю.

Преподавателями кафедры «Биологии и методики ее преподавания» РГУ имени С.А. Есенина были разработаны специальные занятия для изучения регионального компонента в развитии биологии и медицины. В частности, исследование истории земского движения середины XIX и начала XX века представляется актуальным в научном и методологическом отношении, особенно в современных условиях реформирования социально-экономического уклада России. Неуклонное увеличение из года в год численности детей и школьников-подростков с серьезными отклонениями в психофизиологическом развитии, ухудшение санитарно-гигиенического состояния общеобразовательных учреждений заставляют серьезно задуматься об устранении этих проблем. Однако вопрос этот слишком сложен, чтобы его можно было быстро и полностью решить в директивном порядке. Одним из способов поиска выхода из этого положения является исследование этих процессов в период земских реформ в России, в изучении деятельности местных органов самоуправления. Для понимания значения земского периода в развитии школьно-санитарного надзора в Рязанской губернии мы уделили определённое внимание работам первых гигиенистов России, так как середина XIX века характеризуется активным развитием физико-химических наук, которые способствовали прогрессу и развитию современной медицины и гигиены.

—--—-

~ 229 ~

—--—

При проведении исследования земского движения использовались следующие методы: исторический, проблемно-хронологический, метод выборки основных санитарно-гигиенических показателей из «Докладов», а также методы классификации, исторического моделирования, системного анализа и статистический метод. Впервые было проведено системное исследование развития элементов школьной гигиены в сельских земских школах Рязанской губернии во второй половине XIX — начале XX века. Были выявлены социально-медицинские факторы, способствующие созданию прообразов правил санитарного надзора, а также определено значение съездов врачей губернии в формировании основ школьной гигиены. Проведен многоступенчатый историко-медицин-ский и историко-хронологический анализ закономерностей формирования элементов школьной гигиены и возрастной физиологии, зависящий от сочетания исторических, социально-экономических, социально-демографических факторов. В результате было показано различие в темпах развития школьно-санитарного надзора в закрытых и смешанных учебных заведениях Рязанского края. Исследовались вопросы формирования милосердно-благотворительного движения в медико-социальной сфере как одного из факторов формирования школьной гигиены. В целом это позволило разработать полезную для обучения студентов и магистрантов наглядную графологическую модель, в которой отражены цель, задачи, источники, методы исследования.

Знакомство с логикой и методологией применения исторического подхода в области санитарии, гигиены и возрастной физиологии на примере региональных данных, на наш взгляд, очень полезно для студентов. Оно наглядно демонстрирует им особенности исторического метода исследования и вызывает чувство личной сопричастности к истории родного края и родной страны. Подчёркиваем, что мы считаем важным знакомить студентов не только с общемировыми процессами развития биологии и медицины, но и с историческими процессами, имеющими связь с тем регионом, где расположен вуз, в котором обучаются студенты. Это важный шаг к такой компетенции, как принятие корпоративной культуры, которой придают большое значение современные компании и фирмы.

В результате исследования исторических материалов было установлено, что у истоков формирования возрастной физиологии и школьной гигиены в Рязанской губернии стояла совместная деятельность земских врачей и учителей, гласных губернского и уездных земских собраний. На основании анализа фактического архивного материала стало возможным выделить шесть основных этапов развития данного направления [3; 6].

Переходя к конкретному историческому материалу, мы можем сказать, что развитию школьной гигиены в Рязанской губернии, несомненно, способствовало формирование русской гигиенической школы в целом.. Оно началось в Казани, когда в 1865 году Александр Иванович Якобий стал первым профессором гигиены в России. Все первые гигиенисты России проходили стажировку в научной лаборатории М. Петтенкофера в Германии и получали передовые знания того времени.

В Московском университете в 1868 году было решено учредить самостоятельную кафедру гигиены, однако её организовали реально только в 1876 году. Организатором и первым руководителем кафедры (по совместительству) был назначен резанец — П.И. Медведев (1820—1885), выпускник медицинского факультета Московского университета. Он может служить для студентов наглядным примером широты научных интересов и ответственного отношения к своему делу.

Знакомство с историей его жизни позволяет студентам установить свои собственные личные ассоциации как с родным краем, так и с деятельностью в области здравоохранения и, в частности, охраны здоровья школьников.

Итак, рязанец П.И. Медведев поступил в Московский университет казенным воспитанником в августе 1838 года, и закончил его 9 июля 1843 года со званием лекаря 1-го отделения. Затем был назначен городовым врачом г. Сольвычегорска Вологодской губернии. В январе 1844 переведен Медицинским Департаментом городовым врачом в г. Скопин Рязанской губернии (с 10 января 1844 года), в 1845 году получил звание акушера. В 1849 году П.И. Медведев поступил на службу сверхштатным врачом Московской полиции, а в 1860 стал доктором медицины, защитив диссертацию на тему: «О кровотечении в полость черепа, в приложении к судебной медицине». С этого же года он назначен инспектором вра-

—--—-

~ 230 ~

чебной управы. Работал частным врачом Сретенской части Москвы. С 1863 он — адъюнкт по кафедре судебной медицины с эпизоотическими болезнями при Московском университете (по совместительству). Он активно участвовал в научной и общественной жизни университета, его статьи часто публиковались в «Московской медицинской газете». Некоторые его работы были посвящены вопросам школьной гигиены: «Значение школьной гигиены» (1872), «Гигиеническая одежда и одежда школьная» (1874). В ряде статей излагались также вопросы санитарно-гигиенического состояния городов, климата, водоснабжения. После ухода в 1881 году П.И. Медведева в отставку на его место в качестве заведующего кафедрой гигиены Московского университета избирается ведущий специалист в области школьной гигиены профессор Фёдор Фёдорович Эрисман (1843—1915).

Существенную роль в развитии и становлении школьной гигиены в Рязанской губернии сыграло «Руководство к гигиене» Ф. Ф. Эрисмана, вышедшее в 1872 году. Члены Рязанского Училищного Совета бывали у Ф.Ф. Эрисмана, подробно знакомились с «Проектом образцовой классной комнаты». Хотя «Школьные начала» (1875), а позднее, «Школьные правила» (1880, 1897) полностью не отвечали общим нормам школьной гигиены (поскольку на полную их реализацию не имелись соответствующие денежные средства), в них, тем не менее, нашли своё отражение ряд положений гигиены. Впервые некоторые положения стали использоваться при постройке новых школ, хотя их гигиенические показатели еще оставались ниже требуемых норм в 3,5—4 раза. Земством была введена должность агента по надзору за школами. О результатах обследования школ он был обязан докладывать в Губернскую Земскую Управу. Такая система надзора за школами соответствовала требованиям школьной гигиены, — и всё это способствовало укреплению надзора за здоровьем детей.

В результате знакомства с этими историческими сведениями мы вместе со студентами делаем вывод о том, что период становления школьной гигиены в Рязанской губернии (1874—1883) является периодом развития в ней школьной гигиены как базовой науки по отношению к прикладной санитарии.

Мы привели здесь только один пример включения регионального компонента в учебный курс

по истории и методологии биологии и медицины. Но подобные исторические описания мы получаем также при заслушивании студенческих рефератов, посвященых деятельности известных земляков в области биологии и медицины.

Кроме лекций, заслушивания и обсуждения рефератов нами также используются в обучении студентов и особенно магистрантов такие приемы, как «деловые игры», которые в последнее время получают все большее распространение, вызывают особый интерес к предмету, а также в игровой форме стимулирует активность умственной деятельности обучающихся.

Изложенный материал не претендует на охват всех возможных форм внедрения исторического подхода в сознание студентов биологического и медицинского направления. Перед нами стояла задача показать, что в формате курсов истории биологии и медицины можно заниматься формированием черт личности специалиста и компетенций, полезных в будущей профессиональной деятельности, и привлечь внимание к этому направлению педагогической деятельности. И далее перед нами встает очередная задача — внедрять в учебный процесс и совершенствовать методы учебно-исследовательской деятельности студентов и магистрантов, как одного из основных способов формирования компетенций, направленного на воспитание высококвалифицированного и творчески активного специалиста.

Выводы

1. Проведение курсов и отдельных учебных тем, включающих в себя исторических подход, позволяет формировать личностные качества будущего специалиста и его профессиональные компетенции, прививать творческий подход, мотивацию на самосовершенствование, развивать процессуальное, дискурсивное и дивергентное мышление, активировать познавательные процессы, нацеленность на результат, вырабатывать восприимчивость к альтернативным точкам зрения и гибкость мышления.

2. Важными приемами по формированию специалиста при проведении учебных занятий со студентами и магистрантами биологического и медицинского направлений являются системный подход, использование исторического метода, персонификация научных знаний.

—--—-

~ 231 ~

ЛИТЕРАТУРА

1. Архангельский Г.В. Научные заблуждения в медицине (исторический аспект) // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1996. № 5. С. 35—37.

2. Белова О.А. Дистанционное обучение биологическим дисциплинам студентов-инвалидов // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 1. С.128—130.

3. Белова О.А., Белов А.Ф. Русская медицина в работах «Общества рязанских врачей» (1874—1908): монография. М.: РУДН, 2012.

4. Белова О. А. Особенности преподавания «Возрастной физиологии, анатомии» и «Нейрофизиологии с основами ВНД» для студентов дефектологических специальностей» // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 7. С. 70—71.

5. Белова О.А. Болонский процесс: модульная система обучения, комплексная программа по возрастной анатомии и физиологии // Успехи современного естествознания. 2010. № 2. С. 29—30.

6. Белова О.А. Роль съездов земских врачей и учителей в развитии школьно-санитарного надзора и состояния здоровья детей в Рязанской губернии (вторая половина XIX — начало XX века). Монография. Рязань, 2006.

7. Еремкина О.В. Формирование психодиагностической культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования: монография. Изд. дом Рос. академии образования; Московский Психолого-социальный институт. М., 2006.

8. Сазонов В. Ф. Проблемы совместимости мик-робиоты желудочно-кишечного тракта человека и био-

технологии / О.А. Белова, А. Л Васин // Инновации в науке: Сб. ст. по материалам XL VII межднар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд. «СибАК», 2015. № 7 (44). С. 18—27.

9. Сазонов В.Ф., Сазонов И.В., Вьяль Д.В. Нейрофизиологические постулаты для компьютерного моделирования пластичности нервной системы // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2014. № 7. С. 46—52.

10. Сазонов В.Ф., Вьяль Д.В. Интерактивное динамическое визуализированное моделирование движения нервного возбуждения в нейронной сети с помощью компьютерной программы «Импульсация» // Нейро-наука для медицины и психологии: 7-й Международ. междисциплинарный конгресс. М.: МАКС Пресс, 2011. С. 369—370.

11. Сазонов В.Ф., Сазонов И.В., Вьяль Д.В. Нейрофизиологические принципы в компьютерном моделировании самоорганизующейся самообучающейся саморегулирующейся системы // Материалы XXI Съезда Физиологического общества им. И.П. Павлова. М.-Ка-луга, 2010. С. 534.

12. Уильямс Р. Управление деятельностью служащих. СПб.: Питер, 2003.

13. Boyatzis R.E. The Competent Manager: A Model for Effective Performance. NewYork: Wiley. 1982.

14. Spencer L.M., Spencer S.M. Competence at Work: models for superior performance. New York: Wiley. 1993.

15. Warr P., Conner M. Job Competence and Cognition // Research in Organizational Behaviour. 1991. № 14. P. 91—127.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Woodruffe C. What is meant by a competency // R. Boam and P. Sparrow (eds) Designing and Achieving Competency. Maidenhead: McGraw-Hill. 1992. P. 17.

FORMATION OF SPECIALIST PERSONALITY AND PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS AND UNDERGRADUATES OF BIOLOGICAL AND MEDICSAL DIRECTIONS WITH A TRAINING COURSES OF THE HISTORY AND METODOLOGY OF BIOLOGY AND MEDICINE

O.A. Belova, V.F. Sazonov, S.I. Ananieva

Ryazan State University named for S.A. Yesenin Faculty of Science and Geography Department of Biology and Teaching Methods Ryazan, Russia

Annotation. The significance, forms, place and characteristics of the discipline "History of Biology" and "History of Medicine" in the training of students and undergraduates in modern biological and medical universities in Russia for profession from the standpoint of the individual competencies are discussed. The development of the ideological system of knowledge of

—--—-

~ 232 ~

----—

students and undergraduates, including materialistic, historical and patriotic components is considered. The role of the historical approach in the development of scientific knowledge, the value and the formation of basic professional competencies is seen into. An example of the teaching of some topics of these disciplines with the use of regional features of development of science and education in the Ryazan region is given.

Key words: history, biology, medicine, competence, high school, methodology, methods of teaching.

REFERENCES

1. Arhangel'skij G.V. Nauchnye zabluzhdenija v medicine (istoricheskij aspekt). Probl. soc. gig. i istorii med, 1996, no. 5, pp. 35—37.

2. Belova O.A. Distancionnoe obuchenie biologi-cheskim disciplinam studentov — invalidov. Mezhduna-rodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija, 2013, no. 1, pp. 128—130.

3. Belova O.A., Belov A.F. Russkaja medicina v ra-botah «Obshhestva Rjazanskih vrachej» (1874—1908): monografija. M.: RUDN, 2012.

4. Belova O.A. Osobennosti prepodavanija «Voz-rastnoj fiziologii, anatomii» i «Nejrofiziologii s osnovami VND» dlja studentov defektologicheskih special'nostej». Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija, 2010, no. 7, pp. 70—71.

5. Belova O.A. Bolonskij process: modul'naja sistema obuchenija, kompleksnaja programma po vozrastnoj ana-tomii i fiziologii. Uspehi sovremennogo estestvoznanija, 2010, no. 2, pp. 29—30.

6. Belova O.A. Rol' s#ezdov zemskih vrachej i uchi-telej v razvitii shkol'no-sanitarnogo nadzora i sostojanija zdorov'ja detej v Rjazanskoj gubernii (vtoraja polovina XIX — nachalo XX veka): monografija. Rjazan', 2006.

7. Eremkina O.V. Formirovanie psihodiagnostiche-skoj kul'tury uchitelja v sisteme nepreryvnogo pedagogi-cheskogo obrazovanija: monografija. Izd. dom Ros. akade-mii obrazovanija; Mosk. Psihologo-social'nyj institut. Moscow, 2006.

8. Sazonov V.F. Problemy sovmestimosti mikrobioty zheludochno-kishechnogo trakta cheloveka i biotehnologii. O.A. Belova, A.L. Vasin. Innovacii v nauke: Sb. st. po ma-

terialam XLVII mezhdnar. nauch.-prakt. konf. Novosibirsk: Izd. «SibAK», 2015. N 7 (44). S. 18—27.

9. Sazonov V.F., Sazonov I.V., Vjal' D.V. Nejrofizi-ologicheskie postulaty dlja komp'juternogo modelirovanija plastichnosti nervnoj sistemy. Nejrokomp'jutery: razrabotka, primenenie, 2014, no. 7, pp. 46—52.

10. Sazonov V.F. Interaktivnoe dinamicheskoe vizua-lizirovannoe modelirovanie dvizhenija nervnogo vozbuzh-denija v nejronnoj seti s pomoshh'ju komp'juternoj pro-grammy "Impul'sacija" / I.V. Sazonov D.V. Vjal'. Nejro-nauka dlja mediciny i psihologii: 7-j Mezhdunarod. mezhdis-ciplinarnyj kongress... Moskow: MAKS Press, 2011. P. 369—370.

11. Sazonov V.F., Sazonov I.V., Vjal' D.V. Nejrofizio-logicheskie principy v komp'juternom modelirovanii samo-organizujushhejsja samoobuchajushhejsja samoreguliru-jushhejsja sistemy / I.V. Sazonov, D.V. Vjal'. Materialy XXIS#ezda Fiziologicheskogo obshhestva im. I.P. Pavlova. M.-Kaluga, 2010. S. 534.

12. Uil'jams R. Upravlenie dejatel'nost'ju sluzhashhih. St. Petersburg, Piter, 2003.

13. Boyatzis R.E. The Competent Manager: A Model for Effective Performance. NewYork: Wiley. 1982.

14. Spencer L.M., Spencer S.M. Competence at Work: models for superior performance. New York: Wiley. 1993.

15. Warr P., Conner M. Job Competence and Cognition. Research in Organizational Behaviour, 1991, no. 14, pp. 91—127.

16. Woodruffe C. What is meant by a competency. In: R. Boam and P. Sparrow (eds) Designing and Achieving Competency. Maidenhead: McGraw-Hill. 1992. P. 17.

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Байкова Лариса Анатольевна — директор Института педагогики, психологии и социальной работы ФГБОУ ВО «РГУ имени С, А. Есенина», доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии педагогических наук и социальных наук, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина»

Ушатиков Александр Иванович — профессор, доктор психологических наук, профессор кафедры юридической психологии и педагогики Академии права и управления МЮ России, Заслуженный работник высшей школы РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.