Научная статья на тему 'Студенческая научная конференция как форма мониторинга качества иноязычной подготовки в магистратуре по естественнонаучным специальностям'

Студенческая научная конференция как форма мониторинга качества иноязычной подготовки в магистратуре по естественнонаучным специальностям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ В МАГИСТРАТУРЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МАГИСТРАНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «БИОЛОГИЯ» / STUDENTS’ SCIENTIFIC CONFERENCE / MONITORING OF THE QUALITY OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF BIOLOGY MASTERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирошникова Ольга Христьевна

Рассматривается студенческая научная конференция как форма мониторинга качества языковой подготовки магистрантов по направлению «Биология». Описываются различные формы контроля образовательных достижений студентов (круглые столы на английском языке по широкой биологической тематике, дискуссии, совещания, симпозиумы, вебинары и т.д.). Общий уровень сформированности профессиональных компетенций будущего магистра биологии определяется накопленными им иноязычными материалами (эссе, статьи, презентации, переводы, глоссарии), которые затем собираются в портфолио или языковой портфель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирошникова Ольга Христьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student Scientific Conference as a Form of Monitoring of the Quality of Foreign Language Training in the Magistracy of Natural Sciences

Students’ Scientific Conferences as a form of monitoring of the quality of foreign language education in the Biology Masters’ programme is considered. Various forms of control of educational achievement of students (round tables in English on general biological topics, discussions, meetings, workshops, webinars, etc.) are described. The overall level of development of professional skills of the future Masters of Biology is determined by the accumulated by them multilingual materials (essays, articles, presentations, translations, glossaries), which then are assembled into a portfolio or a linguistic portfolio.

Текст научной работы на тему «Студенческая научная конференция как форма мониторинга качества иноязычной подготовки в магистратуре по естественнонаучным специальностям»

УДК 378.6.147.88

СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ КАК ФОРМА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ В МАГИСТРАТУРЕ ПО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

© 2013 г. О.Х. Мирошникова

Мирошникова Ольга Христьевна -кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра английского языка естественных факультетов, Южный федеральный университет, ул. Зорге, 5, г. Ростов-на-Дону, 344090. E-mail: miroshnikova@sfedu.ru.

Miroshnikova Olga Khristyevna -Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of English Language of Natural Faculties, Southern Federal University, Sorge St., 5, Rostov-on-Don, 344090. E-mail: miroshnikova@sfedu.ru.

Рассматривается студенческая научная конференция как форма мониторинга качества языковой подготовки магистрантов по направлению «Биология». Описываются различные формы контроля образовательных достижений студентов (круглые столы на английском языке по широкой биологической тематике, дискуссии, совещания, симпозиумы, вебинары и т.д.). Общий уровень сформированности профессиональных компетенций будущего магистра биологии определяется накопленными им иноязычными материалами (эссе, статьи, презентации, переводы, глоссарии), которые затем собираются в портфолио или языковой портфель.

Ключевые слова: студенческая научная конференция, мониторинг качества иноязычной подготовки в магистратуре, формирование профессиональных компетенций магистрантов по направлению «Биология».

Students' Scientific Conferences as a form of monitoring of the quality offoreign language education in the Biology Masters' programme is considered. Various forms of control of educational achievement of students (round tables in English on general biological topics, discussions, meetings, workshops, webinars, etc.) are described. The overall level of development ofprofessional skills of the future Masters of Biology is determined by the accumulated by them multilingual materials (essays, articles, presentations, translations, glossaries), which then are assembled into a portfolio or a linguistic portfolio.

Keywords: Students' Scientific Conference, monitoring of the quality of Foreign Language education, development ofprofessional competences of biology masters.

Качественная иноязычная подготовка студентов магистратуры является одним из условий получения конкурентоспособного образования в соответствии с запросами заказчиков и потребителей образовательных услуг. В этом отношении мониторинг индивидуальных образовательных достижений выступает как инструмент педагогического прогнозирования, направленный на долгосрочную перспективу и обеспечивающий сознательное формирование будущими специалистами компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности в современном индустриальном обществе.

Формы мониторинга образовательных достижений обучающихся в том числе в сфере иноязычной (нелингвистической) подготовки могут быть различными (тестирование, учебное анкетирование, накопительное оценивание в форме портфолио, всевозможные виды контрольных заданий, моделирование, практика, деловые (ролевые) игры, интервью, дневники самооценивания и т.д.) [1]. Разнообразие форм и методов контроля делает образовательный процесс более результативным, обеспечивая конструктивную «обратную связь» преподавателя и студента.

Одной из эффективных форм образовательного мониторинга является проведение студенческих научно-практических конференций различного масштаба (в группе, на уровне курса, отделения, факультета), преимущество которых - в возможности целенаправленного формирования системы общенаучных, профессиональных и коммуникативных компетенций, определяемых требованиями ФГОС ВПО в соответствии с тем или иным направлением специализации. Применительно к направлению подготовки 020400 «Биология» (квалификационная степень «магистр»), к таким компетенциям можно отнести способности выпускника:

- к творчеству (креативность) и системному мышлению (ОК-1);

- инновационной деятельности (ОК-2);

- адаптации и повышению своего научного и культурного уровня (ОК-3);

- самостоятельному приобретению с помощью информационных технологий и использованию в практической деятельности новых знаний и умений, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);

- использованию основных теорий, концепций и принципов в избранной области деятельности, способности к системному мышлению (ПК-2);

- демонстрации знания истории и методологии биологических наук, расширяющее общепрофессиональную, фундаментальную подготовку (ПК-4);

- пониманию и глубокому осмыслению философских концепций естествознания, места естественных наук в выработке научного мировоззрения (ПК-7);

- использованию навыков организации и руководства работой профессиональных коллективов, способности к междисциплинарному общению и свободному деловому общению на русском и иностранных языках, работе в международных коллективах (ПК-8);

- профессиональному оформлению, представлению и докладу результатов научно-исследовательских и производственно-технологических работ по утвержденным формам (ПК-9);

- планированию и реализации профессиональных мероприятий (в соответствии с целями магистерской программы) (ПК-11);

- развитии навыков к формированию учебного материала, чтению лекций, готовно-

сти к преподаванию в высшей школе и руководству научно-исследовательскими работами (НИР) студентов, умению представлять учебный материал в устной, письменной и графической форме для различных контингентов слушателей (ПК-16) и др.

Методологическими принципами разработки и проведения студенческих научных конференций как формы мониторинга качества образования являются [2]:

- деятельностная направленность мероприятия с акцентом на самостоятельную работу магистранта как субъекта образовательного процесса;

- культуросообразность, предполагающая осуществление процессов мониторинга и менеджмента качества иноязычной подготовки на широком культурно-историческом, политико-экономическом и институциональном фоне;

- проектность, рассматривающая мониторинг как непрерывно совершающийся процесс проектирования, реализации и рефлексии результатов.

При правильной организации итоговые конференции по иностранному языку могут и должны способствовать формированию навыков в области учебно-исследовательской (УИРС) и научно-исследовательской (НИРС) работы студентов с учетом направлений образовательной, научно-исследовательской и региональной политики вуза. При определении тематики конференции важным фактором является сотрудничество преподавателя с научным студенческим обществом (научными кружками, лабораториями, проблемными группами и другими научными студенческими объединениями), а также с советом НИРС университета.

Языковая конференция в магистратуре представляет собой начальное звено в иерархии факультетских, кафедральных и вузовских научно-практических конференций. В процессе отбора оригинального языкового материала особенно актуальна нацеленность на научную тематику, связанную с подготовкой магистрантом магистерской диссертации по специальности. Подобный подход способствует повышению мотивации к научной деятельности, позволяя формировать у магистрантов весьма актуальную компетенцию, предусмотренную требованиями ФГОС ВПО, согласно которой обучающийся «глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельно-

сти знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы (ПК-10)». Определение тематики конференции и выбор темы доклада осуществляется студентом совместно с преподавателем в начале академического года, что позволяет в дальнейшем корректировать индивидуальную образовательную траекторию магистранта в процессе занятий по иностранному языку с учетом уровня его иноязычной и общенаучной подготовки.

Главными принципами, которыми следует руководствоваться преподавателю, организуя конференционные проекты, являются принципы актуальности и новизны и, в частности, опора на современный актуальный языковой материал, например на материалы международных научных и научно-практических конференций в области естественных наук. Опыт организации групповых и курсовых языковых конференций магистрантов естественнонаучных специальностей (биология) показывает, что наиболее востребованными в настоящее время являются следующие направления, которые конкретизируются при выборе тематики статей, тезисов и стендовых докладов в зависимости от направления магистерской подготовки студентов:

- Биология - наука XXI в. Современные методы исследований в биологии (биотехнология, микробиология, микротехника, нано-технологии, геномные и постгеномные методы анализа, цитогенетические исследования, методы иммуноферментного анализа, информационные технологии и математическое моделирование в биологии и медицине, и др.).

- Жизнь в биологическом разнообразии. Флора и фауна. Проблемы охраны и рационального использования растительных ресурсов. Охрана и рациональное использование животного мира. Актуальные проблемы экологии животных.

- Биоэкология. Промышленная экология и биомониторинг. Современные методы биоэкологических исследований, проблемы рационального природопользования. Экспериментальная биология и природоохранные исследования.

- Вопросы биоэтики (абортивные методы, новые репродуктивные технологии, суррогатное материнство и т.д.).

- Медико-биологические и социобиологи-ческие исследования. Эпидемиология наследственных заболеваний. Проблемы адаптации и сохранения здоровья человека и др.

Помимо итоговых языковых научных конференций, одной из эффективных форм семестрового мониторинга является проведение в ходе семинарских занятий круглых столов на английском языке по широкой биологической тематике, включая обсуждение популярных, а также неразрешенных в биологии проблем, в том числе вопросы, касающиеся эволюции человека как биологического вида, например:

- эволюция и поведение человека (Evolution and Human Behavior);

- биологические часы и биоритмы (Biological Clocks and Rhythms);

- проблемы астробиологии и происхождение жизни (Astrobiology: Life in the Universe);

- современные противоречия в биологии (Current Controversies in Biology);

- биологическое воздействие климатических изменений (Biological Impacts of Climate Change);

- биомедицинские и социобиологические технологии (Biomedical Advances and Society) и др.

Семестровые занятия по иностранному языку и самостоятельная работа студента планируются таким образом, чтобы последовательно подготовить магистранта к итоговому мониторингу в форме конференции. Для этого оригинальный языковой материал занятий должен включать знакомство обучающихся с формами коммуникации, принятыми в современном научном сообществе (научные конференции, дискуссии, совещания, симпозиумы, вебинары и т.д.), в особенности на актуальном материале современных конферен-ционных проектов международного уровня в области биологии и биомедицины, ежегодно организуемых известными научными сообществами, такими как американская ассоциация FASEB (Federation of American Societies for Experimental Biology), которая проводит конференции с 1982 г.; международная ассоциация CBEES (Asia-Pacific Chemical, Biological & Environmental Engineering Society) и др. Необходимо также дать сведения о популярных англоязычных веб-ресурсах, рекламирующих проведение научных конференций в области естественных наук, биологии и биомедицины, например, таких как Conference Management System (COMS), World Academy of Science и др.

Важно ознакомить магистрантов с основными формами представления результатов научно-исследовательской деятельности студента, ко-

торые практикуются в западных вузах, включая чтение и перевод информационных писем, тезисов и статей международных конференций по специальности; знакомство с правилами написания эссе и статей (Scientific Manuscript Writing); принципами составления грантов (Grant Writing), ознакомление с типами индивидуальных исследований (Independent Study or Research), включая магистерскую (Master's Thesis) и докторскую (Doctoral Dissertation) диссертации. Одной из популярных форм научного общения в естественных науках, включая научные конференции, является создание видеофильмов (Video Storytelling in Biology), что также приветствуется как форма итогового представления материала магистрантом. В зарубежной университетской практике популярна форма квиза (quiz), представляющая собой краткое и наглядное изложение материала в форме «вопрос» - «ответ» (обычно не более 15 вопросов). Применяются и короткие, преимущественно 10-минутные, презентации со слайдами, которые в зависимости от тематики могут быть результатом как индивидуальной, так и групповой работы студентов. Все это определяет историко-культурный контекст лингвистической подготовки магистранта как неотъемлемый феномен языкового образования в условиях инновационного университета [3].

Поступила в редакцию

Все накопленные студентом иноязычные материалы (эссе, статьи, презентации, переводы, глоссарии и т.д.), использованные при подготовке доклада для конференции, собираются в портфолио или языковой портфель [4], который служит основной формой мониторинга качества иноязычной подготовки, а также общего уровня сформированности профессиональных компетенций будущего магистра биологии.

Литература

1. Чернявская А.П., Гречин Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб.-метод. пособие. Ярославль, 2008. 98 с.

2. Бермус А.Г. Рабочая программа дисциплины «Мониторинг и менеджмент в образовании (вариативная часть)». Ростов н/Д, 2010. 12 с.

3. Сафроненко О.И. Система и качество языковой подготовки студентов в условиях многоуровневого образования в неязыковых вузах России: дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2006. 465 с.

4. Мирошникова О.Х. Технология профессионально-языкового портфеля как инструмент обеспечения качества в системе иноязычной подготовки в высшей школе // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2008. № 33 (73). С. 124 - 128.

25 апреля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.