ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2015. Вып. 15
УДК 378.016:58
Формирование компетенций в процессе изучения курса «История и методология биологии»
магистерского направления 06.04.01 Биология
© Ловцова Наталья Михайловна
кандидат биологических наук, доцент кафедры ботаники Бурятского государственного университета
Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а
E-mail: [email protected]
«История и методология биологии» является одной из ведущих дисциплин магистерской программы направления 06.04.01 Биология. Цель изучения курса: углубленное изучение истории предмета как учебной модели соответствующей науки; методологических оснований и принципов их функционирования и применения. В процессе освоения курса «История и методология биологии» у магистрантов формируется несколько важных компетенций. Методика формирования компетенций имеет свою специфику, обусловленную уровнем ее формирования. Пороговый уровень — знание фактического материала. Базовый — знание методологии биологических исследований, умения отбирать и анализировать материал. Высокий уровень — способность применить на практике освоенные в ходе изучения курса знания. Формирование компетенций в процессе освоения курса магистерской программы направления «Биология» позволяет магистрантам использовать знания методологии биологических исследований для написания магистерских работ в выбранной области биологии.
Ключевые слова: магистерское направление — биология, история и методология биологии, формирование компетенции.
Formation of competences in the process of studying the course "History and Methodology of Biology"
Natalya M. Lovtsova
PhD in Biology, A/Professor, Department of Botany, Buryat State University
24a Smolirn St., Ulan-Ude, 670000 Russia
The discipline "History and Methodology of Biology" is one of the leading disciplines in Master's Program 06.04.01 - "Biology". The aim of the course is the profound study of the history of the subject as an academic model of the corresponding science; methodological bases and principles. In the process of acquisition the course some important competences should be formed. The methodology of competence development has its specificity conditioned by the level of its formation. The threshold level consists in knowledge of factual material. The basic one - in knowledge of methodology of biological research, skill of choosing and analyzing material. High level means the ability to apply in practice the knowledge acquired while studying the course. Development of competence in the process of acquisition the course of Master's Program allows graduate students use knowledge of methodology of biological researches for writing Master's works in the chosen field of biology.
Keywords: Master's Program direction - Biology, history and methodology of biology, formation of competence.
Магистратура является более высокой ступенью профессионального высшего образования, чем бакалавриат. Это обусловлено тем, что магистратура как второй уровень системы высшего профессионального образования выпускает профессионалов с более углубленной специализацией, способных на решение сложных задач. В процессе обучения магистранты не только овладевают основательной научной базой, методологией научного труда, современными компьютерными технологиями, но и получают возможность заниматься научно-исследовательской работой в интересующей их научной сфере.
В процессе реализации магистерской программы направления 06.04.01 Биология, составленной на основе ФГОС 3-го поколения, дисциплина «История и методология биологии» является одной из ведущих.
Цель изучения данного курса: углубленное изучение истории предмета как учебной модели соответствующей науки; методологических оснований и принципов их функционирования и применения. Исходными данными для изучения курса «История и методология биологии» являются знания, полученные при изучении курсов «Общая биология», «Науки о биологическом разнообразии», «Философия». В результате освоения дисциплины магистрант должен знать историю возникновения и становления биологии как науки; основные понятия биологии, современные проблемы и перспективы развития биологии в XXI веке; роль наиболее выдающихся ученых-биологов в развитии науки, в том числе российских. Они также должны знать методологию науки и методологические аспекты биологических наук, роль методологии в возникновении новых направлений в XX и XXI вв.; владеть навыками устанавливать междисциплинарные связи на основе конкретных методологических подходов.
Н. М. Ловцова. Формирование компетенций в процессе изучения курса «История и методология биологии» магистерского направления 06.04.01 Биология_
Курс «История и методология биологии» расширяет представления магистрантов о науке и методологии биологических научных исследований, систематизировать знания об этапах развития биологической науки и методологии современных исследований. В процессе изучения курса магистры могут проследить, как запросы общества влияют на развитие биологии как науки, а биология выделяется из естествознания в отдельную науку. Содержание этого курса позволяет преподавателю привлекать знания магистрантов в области гуманитарных наук — философии, истории, культурологии — при обсуждении важнейших биологических теорий, концепций, учений и взглядов известных биологов и естествоиспытателей на фундаментальные и прикладные проблемы биологии. Освоению этого курса способствует учебное пособие «История и методология биология» авторов Н. М. Ловцовой и Б. Б. Намзалова, которое было издано под грифом УМО по классическому университетскому образованию в 2014 г. [1]. В процессе освоения курса «История и методология биологии» у магистрантов формируется несколько важных компетенций.
Компетенция ПК-2 — знание и использование основных теорий, концепций и принципы в избранной области деятельности, способности к системности мышления. Компетенция ПК-4 — знание истории и биологии методологии биологических наук, расширяющие общепрофессиональную, фундаментальную подготовку. Формирование компетенций обеспечивается созданием паспорта компетенций для каждой дисциплины. Рассмотрим формирование компетенций курса «История и методология биологии» на примере паспорта компетенций ПК-4 (табл. 1).
Таблица 1
Показатели оценивания Результаты обучения Критерии оценивания
Пороговый уровень (как обязательный для всех студентов) Знает этапы развития биологии как науки дает определения основных этапов развития биологии, воспроизводит основные биологические исследования и открытия каждого этапа развития биологии
Умеет соотносить уровень развития биологических наук с социально-экономическим этапом развития общества и его потребностями умеет работать с учебной и научной литературой
Владеет способами получения информации владеет терминологией предметной области знания, способен корректно представить знания в описательной форме
Базовый уровень Знает особенности развития биологической науки на каждом этапе развития биологии: основные направления исследований, научные достижения ученых-биологов, биологические открытия, теории, учения, гипотезы, законы. Знает методологию проведения биологических исследований понимает связи между потребностями общества и уровнем развития наук на каждом этапе развития биологии. Знает вклад зарубежных и отечественных ученых-биологов в развитие биологии по всем направлениям биологических исследований
Умеет выделить основные достижения биологических исследований на каждом этапе развития биологии, фундаментальные биологические теории, персоналии ученых-биологов умеет корректно выражать и аргументированно обосновывать положения предметной области знания
Владеет методами и принципами проведения биологических исследований в области своей специализации самостоятельно выбирает методы исследований, подбирает и готовит к работе необходимое оборудование, критически осмысливает полученные знания, компетентен в различных ситуациях (работа в междисциплинарной команде)
Высокий уровень Знает достижения биологической науки в выбранной предметной области знает работы зарубежных и отечественных биологов по теме магистерской работы; умеет работать с научной, справочной литературой, интернет-ресурсами для реализации целей и задач магистерской работы, устанавливает связи между разными биологическими дисциплинами, областями знаний и т. д., необходимыми при проведении научных исследований по теме магистерской работы
Умеет планировать и осуществлять работу по теме магистерской диссертации, используя знания методологии биологических исследований в выбранной области биологии оценивает различные методы исследования и выбирает оптимальный метод при решении целей и задач магистерской работы; применяет компьютерные и математические программы, оценивает достоверность результата
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА_2015. Вып. 15
Владеет методами и принципами методологии биологических исследований по теме магистерской работы интерпретирует знания предметной области, способен передавать результат проведенных исследований в виде конкретных практических рекомендаций в терминах предметной области знания
Компетенция ПК-4 — знание истории биологии и методологии биологических наук, расширяющее общепрофессиональную, фундаментальную подготовку.
Методика формирования компетенций имеет свою специфику, обусловленную уровнем ее формирования. Для компетенций на пороговом уровне магистранту достаточно знать фактический материал и репродуцировать основные знания по персоналиям и биологическим исследованиям и открытиям каждого этапа развития биологии. Эти знания они получают на занятиях, а также в процессе работы с учебной и научной литературой. Пороговый уровень можно проверить с помощью тестов и контрольных работ.
На базовом уровне магистрант владеет большим объемом теоретических и практических знаний и умений. Компетенции продолжают формироваться в процессе аналитической работы с литературой, информационными ресурсами. Показателем формирования компетенций является способность магистранта не только знать особенности развития биологической науки на каждом этапе развития биологии (методология исследований, научные достижения ученых-биологов, биологические открытия, теории, учения, гипотезы, законы), но и связь между потребностями общества и уровнем развития наук на каждом этапе развития биологии. Кроме того, магистранты знают методологические принципы и методы исследования и владеют методами и принципами проведения биологических исследований в области своей специализации. Уровень формирования компетенций проверяется в процессе проведения семинарских занятий и коллоквиумах, способности получать и анализировать информацию и представлять ее в виде докладов, рефератов, аналитических таблиц.
Высокий уровень формирования компетенций — это способность магистранта реализовать их в виде магистерской диссертации. На этом уровне магистрант самостоятельно планирует и осуществляет работу по теме магистерской диссертации, используя знания методологии биологических исследований в выбранной области биологии, знает работы зарубежных и отечественных биологов и достижения по теме магистерской работы, умеет работать с научной, справочной литературой, интернет-ресурсами для реализации целей и задач магистерской работы.
Таким образом, формирование компетенции проходит поэтапно — от уровня знаний и умений на пороговом уровне до знаний и умений на высоком уровне. Магистранты, у которых компетенции сформировались на базовом и высоком уровнях, не только хорошо владеют теорией и методологией биологических исследований, но и могут практически планировать и осуществлять работу по теме магистерской диссертации, используя знания методологии биологических исследований по этой теме. На практике об этом свидетельствует высокий уровень магистерских работ, которые были защищены магистрантами факультета биологии, географии и землепользования в 2015 г. Качество знаний и абсолютная успеваемость выпускников-магистрантов направления 06.04.01 Биология составили 100 %.
Магистры направления 06.04.01 Биология на основе сформированных в процессе освоения курса «История и методология биологии» компетенций получают возможность продолжить профессиональное обучение в аспирантуре.
Литература
1. История и методология биологии: учеб. пособие / Н. М. Ловцова, Б. Б. Намзалов. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. унта, 2014. — 122 с.
2. History and Methodology of Biology / N. M. Lovtsova, B. B. Namzalov. — Ulan-Ude: BGU, 2014. — 122 p.
References
1. Lovtsova N. M., Namzalov B. B. Istoriya i metodologiya biologii [History and Methodology of Biology]. Ulan-Ude: Buryat State University Publ., 2014. 122 p.