Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов в процессе обучения иностранному языку'

Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
593
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБУЧЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FORMATION / FUTURE TEACHER / PROFESSIONAL COMPETENCES / FOREIGN LANGUAGE TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Добрыдина Т. И.

В статье рассматриваются проблемы формирования компетенций студентов будущих педагогов в процессе обучения иностранному языку, что особенно актуально сейчас в связи с введением новых федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования. Использование интерактивных форм деятельности, работа с аутентичными материалами, внедрение новых информационных технологий на занятиях по иностранному языку дают широкие возможности для формирования у студентов тех знаний, умений и навыков, которые перерастут в необходимые профессиональные компетенции педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Добрыдина Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF FUTURE TEACHERS PROFESSIONAL COMPETENCES IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

The article considers the problems of the formation of future teachers professional competences in the process of foreign language teaching which are particularly actual at preset due to the introduction of new Federal State Educational Standards for Higher Professional Education. Interactive teaching, authentic materials and use of new information technologies give great possibilities for developing students abilities, skills and knowledge, which will grow into the required teachers professional competences.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов в процессе обучения иностранному языку»

УДК 378.14

Т. И. Добрыдина

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье рассматриваются проблемы формирования компетенций студентов - будущих педагогов в процессе обучения иностранному языку, что особенно актуально сейчас в связи с введением новых федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования. Использование интерактивных форм деятельности, работа с аутентичными материалами, внедрение новых информационных технологий на занятиях по иностранному языку дают широкие возможности для формирования у студентов тех знаний, умений и навыков, которые перерастут в необходимые профессиональные компетенции педагога.

Ключевые слова: формирование, педагог, профессиональные компетенции, обучение, иностранный язык.

Переоценка ценностей в современном обществе, переосмысление роли образования меняют условия организации процесса обучения. Особенности методики преподавания, форм, средств организации воспитательно-образовательного процесса ученые связывают с целями образования. Не вызывает сомнения то, что для профессионального становления будущего специалиста в рамках высшего учебного заведения необходимо создавать условия, при которых у студентов появится стремление и будет сформирована готовность личности к деятельности по овладению компетенциями в определенной профессиональной сфере. Это позволит расширить возможности вхождения в реальные ситуации профессиональной деятельности, наиболее четко представить себя в соответствии с собственными мотивами, интересами.

В рамках педагогического образования формирование психолого-педагогических компетенций специалистов реализуется в первую очередь через деятельность преподавателя в зависимости от уровня его компетентности. И поэтому выбор тех или иных форм и методов организации воспитательно-образовательной работы с будущими педагогами чрезвычайно важен и ответственен.

Особенность дисциплины «иностранный язык» заключается в том, что цель и средство обучения совпадают. Общение на иностранном языке (как цель обучения) дает широкие возможности преподавателю для формирования у студентов тех знаний, умений и навыков, которые перерастут в необходимые профессиональные компетенции педагога.

Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. В процессе такого обучения практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый

индивидуальный вклад, обмениваясь знаниями, идеями, способами деятельности.

На практических занятиях по иностранному языку интерактивное обучение имеет ряд преимуществ перед традиционной формой проведения занятий. Среди этих преимуществ - возможность решения нескольких конкретных задач в условиях ограниченного времени, активное участие всей группы студентов, развитие взаимопонимания и сотрудничества между преподавателями и студентами и между самими студентами, свободная форма демонстрации и активизации своих знаний, а также проявление различных качеств своей личности, таких как целеустремленность, познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, с одной стороны, и воображение, фантазия -с другой. Кроме того, формируется желание и готовность вступать в процесс общения, определенная уверенность в своих силах, умение понимать своих собеседников, при необходимости находить компромиссы, а также способность реализовывать цели коммуникативного акта. Актуальным сейчас является и решение такой воспитательной задачи, как развитие у студентов толерантности.

Формированию профессиональных и общекультурных компетенций будущих педагогов при изучении иностранного языка способствует организация занятий в таких формах, как занятия-конкурсы, занятия-конференции, занятия-олимпиады, мини-уроки, занятия-дискуссии, занятия-проекты, видеозанятия, занятия-консультации, занятия-де-ловые игры и некоторые другие.

Анализ теоретических исследований и наш практический опыт работы с использованием нетрадиционно построенных занятий при подготовке будущих специалистов в вузе позволяют нам говорить о том, что в ряду перечисляемых авторами приемов и методов деловая игра является одним из наиболее действенных и многоплановых. В психологической концепции игровой деятельности игра определяется как деятельность, предмет и мотив которой лежат в самом процессе ее осуществления

[1; 2]. Игра обеспечивает деятельностный характер усвоения знаний, умений и навыков, «применяется в качестве способа ускоренного развития личности и интеллекта, знаний и умений в учебном процессе, для формирования качеств, необходимых в сфере управленческой деятельности...» [3, с. 117].

Игра позволяет в увлекательной для ее участников форме решать вопросы актуализации имеющихся знаний, умений и навыков и передачи новых, дает возможность оценить их необходимость, вызывает высокое эмоциональное напряжение, помогает преодолевать возможные психологические трудности.

Схема проведения деловых игр достаточно универсальна и хорошо описана в литературе. Со студентами - будущими преподавателями иностранного языка в форме деловой игры мы обсуждаем темы, связанные с введением единого государственного экзамена, продлением периода обучения в школах до 12 лет, другими реформами образования. Игра организуется в соответствии с изучаемым грамматическим и лексическим материалом по иностранному языку и имеющимися у студентов знаниями по изученным специальным дисциплинам их будущей профессиональной деятельности. Важно также, чтобы уровень обсуждения позволял перейти от узких вопросов к широкой постановке проблемы. Например, при изучении темы «Образование» после рассмотрения различных форм контроля в учебных заведениях можно предложить студентам проанализировать во время деловой игры мнение зарубежной и отечественной педагогической общественности о рейтинговой системе оценки знаний.

Для формирования профессиональных компетенций в области педагогической деятельности особенно важным является обучение учению как виду деятельности. Это постоянная работа в течение всего периода обучения в высшей школе. Цель этой работы - научить студентов на материале своего курса решать различные учебные задачи и задачи, значимые для их будущей профессиональной деятельности. Среди них - формирование таких умений и навыков, как умение видеть проблему, обосновывать подходы к ее решению, ставить цель, определять задачи, осуществлять самоконтроль, правильно распределять время и т. п. Студентам первого курса на занятиях и в качестве домашнего задания для чтения, перевода, пересказа, обсуждения мы предлагаем материалы, которые содержат информацию о том, как научиться учиться. Это могут быть тексты из пособий зарубежных психологов, публикации в средствах массовой информации, отрывки из специально подобранных художественных произведений и другое. Вместе мы составляем на иностранном языке памятки для

будущих первокурсников по организации того или иного вида учебной работы. Таким образом студенты учатся самостоятельно организовывать свою деятельность для достижения наиболее эффективных результатов в вузе.

На дальнейших этапах предлагаются оригинальные тексты, в которых можно понять позицию автора или основных героев при решении некоторых жизненно важных или профессионально значимых проблем, а затем принять или отвергнуть эту позицию и выработать собственный взгляд на ситуацию.

Способность и готовность студентов использовать имеющиеся знания для решения профессиональных задач формируется при организации деятельности студентов как субъектов обучения, например проведение мини-уроков в качестве преподавателя в течение определенной части практического занятия. Последующее обсуждение мини-урока с одногруппниками позволяет объяснить при необходимости обоснованность использования выбранной методики работы, вникнув в тонкости педагогического труда, детали своей будущей профессиональной деятельности. Таким образом, усвоение теоретического материала происходит в практической деятельности будущего специалиста. При этом использование своих знаний, творческого потенциала и накопленного опыта помогает студентам проявить себя в реальной профессиональной работе.

Большой интерес вызывает у студентов проведение учебных дискуссий. Как отмечает М. В. Кларин, дискуссия диалогична по самой своей сути -и как форма организации обучения, и как способ работы с содержанием материала. Ее применение помогает развитию критического мышления [4]. При выборе тем дискуссий мы руководствуемся их соответствием дидактическим задачам, интересом и значимостью для студентов, а также уровнем подготовленности преподавателя и самих студентов. Такая тема, как «Почему современные школьники мало читают?», при грамотно организованном обсуждении помогает осознать общественную значимость своей будущей профессиональной деятельности и создать мотивацию к ее выполнению. В рамках темы «Здоровье» совместными усилиями студенты в ходе дискуссии могут предложить программы по социальной защите детей-инвалидов в России с учетом зарубежного опыта.

При обучении иностранному языку мы уделяем большое внимание работе с аутентичными материалами, в том числе видеофильмами. Использование видеофильмов способствует решению таких задач, как, например, мотивация речевой деятельности студентов, развитие различных сторон их психической деятельности и, прежде всего, внима-

ния и памяти и др. Но большую значимость имеет здесь возможность формирования компетенции, которая определяется в методике преподавания иностранных языков как социокультурная компетенция и которая «является инструментом воспитания международно-ориентированной личности, осознающей взаимосвязь и целостность мира, необходимость межкультурного сотрудничества в решении глобальных проблем человечества» [5, с. 8]. В проекте третьего поколения Федерального ГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» эта компетенция определяется как готовность «к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям» [6].

При организации работы с видеофильмом мы очень тщательно подходим к его выбору. Важна поднимаемая в фильме проблема: ее соответствие программным требованиям, интересам студентов, актуальности в данное время и т. д. Речь, по крайней мере, главных героев в основном должна быть доступна для восприятия и понимания студентами. Для студентов младших курсов мы подбираем видеофильмы с субтитрами на иностранном языке. Кроме того, принципиально, с нашей точки зрения, и то, что «декларируется» в фильме, -стремление к достижению общечеловеческих ценностей или пропаганда насилия и т. п. При этом студенты начинают осознавать необходимость учитывать и некоторые индивидуальные особенности их одногруппников, а в будущем - учеников. Например, в одной из групп при предварительном обсуждении проблемы фильма «Человек дождя», где главный герой страдает аутизмом, выяснилось, что один молодой человек - аутист и, по его словам, «совсем не страдает от этого». В данном случае преподаватель и другие студенты должны были быть чрезвычайно корректными, комментируя действия героя и те или иные сюжетные линии фильма.

Часто бывает, что интерес к фильму и работа преподавателя, направленная на создание возможности для студентов реализовывать свои знания и способности, побуждают их к проявлению активности. Если студенты выражают свою заинтересованность и готовность организовать работу с частями видеофильма, то они могут составлять друг для друга вопросы по содержанию; для завершения работы с фильмом - приготовить для группы различного рода задания и упражнения, таким образом готовя себя к будущей педагогической де-

ятельности. Нередко студенты представляют большое разнообразие заданий по фильму, причем не только типичных фонетических (написать транскрипцию, правильно произнести слова, проинто-нировать предложения и т. д.), лексических (найти синонимы, антонимы, дериваты слов и т. д.) и грамматических (поставить глаголы в нужную форму, определить функцию модальных глаголов в предложениях, правильно употребить артикли, предлоги и т. д.), но и творческих. Например, это задания в устной или письменной форме предложить другой конец просмотренного видеофильма (индивидуально и группами) или пересказать сюжет, передать основную идею фильма от имени того или иного персонажа, придумать рекламу для фильма и некоторые другие.

Информатизация общества непосредственно повлияла и продолжает интенсивно влиять на систему высшего образования, которая по своей сути призвана готовить студентов с опережением требований общества. При обучении иностранному языку ком -пьютер и Интернет применяются как средство обучения и инструмент для решения профессиональных задач. Это представляется нам важным при формировании у будущих педагогов готовности умело использовать информационную среду для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

На практических занятиях по иностранному языку и в самостоятельной внеаудиторной деятельности студентов мы используем такие возможности Интернета, как работу с библиотечными каталогами, справочной информацией, в том числе электронными словарями, энциклопедиями, справочниками страноведческого характера; российскими и зарубежными периодическими изданиями; электронными курсами изучения иностранного языка, а также с новейшими электронными грамматическими и лексическими справочниками и предлагаемыми в них упражнениями; электронной почтой; во Всемирной сети и др. Большой популярностью пользуются интернет-проекты. Таким образом, используя НИТ в процессе обучения, студенты осваивают методы будущей профессиональной деятельности.

Суммируя вышесказанное, можно говорить о том, что занятия по дисциплине «иностранный язык» в вузах с применением интерактивных форм деятельности, с аутентичными материалами и новыми информационными технологиями предоставляют компетентному преподавателю широкие возможности для успешного формирования профессиональных, а также общекультурных компетенций будущих педагогов.

Список литературы

1. Вербицкий А. А. Развивают ли деловые игры: к проблеме классификации игровых процедур // Проблемы психологии образования. 1994. Вып. 2. С. 12-24.

2. Леонтьев А. А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков // ВВШ. 1998. № 12. С. 1318.

3. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб.: Питер, 2001. 224 с.

4. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). Рига:

НПЦ «Эксперимент», 1995. 176 с.

5. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. М., 2002. 239 с.

6. Проекты ФГОС высшего профессионального образования // Министерство образования и науки Российской Федерации: [сайт]. URL:

http://mon.gov.ru/pro/fgos/vpo/

Добрыдина Т. И., кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой.

Кемеровский государственный университет.

Ул. Красная, 6, г Кемерово, Кемеровская обл., Россия, 650043.

E-mail: lexis@kemsu.ru

Материал поступил в редакцию 05.12.2009.

T. I. Dobrydina

THE FORMATION OF FUTURE TEACHERS’ PROFESSIONAL COMPETENCES IN THE PROCESS

OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

The article considers the problems of the formation of future teachers’ professional competences in the process of foreign language teaching which are particularly actual at preset due to the introduction of new Federal State Educational Standards for Higher Professional Education. Interactive teaching, authentic materials and use of new information technologies give great possibilities for developing students’ abilities, skills and knowledge, which will grow into the required teachers’ professional competences.

Key words: formation, future teacher, professional competences, foreign language teaching

Kemerov State University.

Ul. Krasnaya, 6, Kemerovo, Kemerov oblast, Russia, 650043.

E-mail: lexis@kemsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.