Научная статья на тему 'Роль педагогических технологий в формировании общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров-религиоведов'

Роль педагогических технологий в формировании общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров-религиоведов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / RELIGIOUS STUDIES / CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES / PEDAGOGICAL TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Добрыдина Татьяна Ильинична, Лежнина Галина Викторовна, Лымарева Марина Сергеевна

В статье рассматривается, как использование педагогических технологий предоставляет широкие возможности для формирования у студентов-бакалавров общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных Федеральным государственным стандартом ВПО по направлению подготовки «Религиоведение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Добрыдина Татьяна Ильинична, Лежнина Галина Викторовна, Лымарева Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PEDAGOGICAL TECHNIQUES IN FORMING BACHELORS CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES UNDER THE RELIGIOUS STUDIES PROGRAMME

The article examines how the use of pedagogical techniques provides a vast range of opportunities to enable students to acquire Bachelors cultural and professional competences specified by the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education for the Religious Studies Programme.

Текст научной работы на тему «Роль педагогических технологий в формировании общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров-религиоведов»

УДК 378.14

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ-РЕЛИГИОВЕДОВ

Т. И. Добрыдина, Г. В. Лежнина, М. С. Лымарева

THE ROLE OF PEDAGOGICAL TECHNIQUES IN FORMING BACHELOR’S CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES UNDER THE RELIGIOUS STUDIES PROGRAMME T. I. Dobrydina, G. V. Lezhnina, M. S. Lymareva

В статье рассматривается, как использование педагогических технологий предоставляет широкие возможности для формирования у студентов-бакалавров общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных Федеральным государственным стандартом ВПО по направлению подготовки «Религиоведение».

The article examines how the use of pedagogical techniques provides a vast range of opportunities to enable students to acquire Bachelor’s cultural and professional competences specified by the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education for the “Religious Studies” Programme.

Ключевые слова: религиоведение, общекультурные и профессиональные компетенции, педагогические технологии.

Keywords: religious studies, cultural and professional competences, pedagogical techniques.

«Религиоведение» - это сравнительно новое для российского образования направление подготовки бакалавриата. Введение этого направления в российских вузах вызвано острой необходимостью в высококвалифицированных кадрах, обладающих не только глубокими религиоведческими знаниями, но и теми компетенциями, которые позволят им грамотно, толерантно, логично и убедительно предлагать решения весьма непростых вопросов, которые, несомненно, будут вставать перед ними в их будущей профессиональной деятельности. И, как предусматривается в Федеральном государственном стандарте по данному направлению, объекты профессиональной деятельности бакалавров достаточно разноплановы: обучение учащихся среднего общего и среднего профессионального образования; организация, технологическое сопровождение, консультирование в учебном процессе; обработка и описание музейных экспонатов и ведение экскурсий; каталогизация религиозных и религиоведческих материалов и литературы в библиотеках и архивах; консультирование, обработка и предоставление материалов о религии в СМИ; общая и научная редакция религиозной и религиоведческой литературы в издательствах; осуществление взаимодействия с религиозными организациями в рамках деятельности соответствующих государственных и муниципальных органов.

Введение данного направления подготовки в вузах даёт возможность профессионально подготовить специалистов в области религиоведения, которые, работая в дальнейшем в учебных заведениях, в различных государственных и муниципальных учреждениях по взаимодействию с религиозными объединениями и т. п. и владея определенной базой научных знаний в этой сфере, смогут донести до подрастающего поколения, до широких масс населения, что в наше время глобальных природных катаклизмов, угрозы развязывания термоядерной войны во всемирном масштабе, во все увеличивающемся количестве террористических актов, происходящих преимущественно на религиозной почве, необходим диалог различных видов

мировоззрения, что чрезвычайно актуально для нашей страны, которая является многонациональным и, соответственно, многоконфессиональным государством.

В последние несколько десятилетий со стороны огромного количества россиян наблюдается резкий подъем интереса к религии. Считается, что это связано, прежде всего, с экологическими и демографическими проблемами, с негативными явлениями затянувшегося социального кризиса и распадом существовавшей экономической и идеологической систем в России [1].

С другой стороны, в начале 90-х годов была создана новая модель отношений между церковью и государством, в стране законодательно была провозглашена полная свобода религиозного выбора, равенство всех религий и религиозных культов, признаны права на существование различных религиозных объединений. Всё это привело к появлению в России религиозных движений и объединений, которые предлагали проекты радикального переустройства мира, а также дало возможность импортирования новых религиозных объединений и групп иностранных миссионеров, поскольку после ликвидации атеистического образования появившаяся пустота не была заполнена даже слабым подобием какого-то религиозного образования. Эту пустоту стали самодеятельно заполнять религиозные организации самого различного толка внутри страны и из-за рубежа [3].

Современному человеку достаточно сложно разобраться в многообразии религиозных верований и сделать свой собственный мировоззренческий выбор. Чтобы иметь возможность сделать подобный выбор, человеку необходимы различные варианты решений. В период обучения в вузе бакалавры-религиоведы смогут приобрести навыки ведения мировоззренческого диалога, овладеть искусством понимания других людей, чей образ мышления является иным, а также овладеть навыками образовательной и просветительской работы с населением в области религии, философии, культуры.

При обучении бакалавров-религиоведов от преподавателей требуется не только владение определенным минимумом религиозно-философских знаний, но и максимальная мировоззренческая нейтральность, свобода от идеологических пристрастий, так как кроме рассмотрения тем, связанных непосредственно с преподаванием соответствующих разделов их дисциплины, в ходе занятий могут обсуждаться вопросы, касающиеся, например, взаимоотношений церкви и государства, религиозного и нерелигиозного мировоззрения человека, соблюдения норм терпимости и уважительности к убеждениям окружающих, вопросы справедливости, мира и другие.

Одним из требований к условиям реализации основной образовательных программ бакалавриата на основе ФГОС является широкое использование в учебном процессе педагогических технологий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин.

В воспитательно-образовательном процессе в вузе преподаватель иностранного языка имеет широкие возможности использования современных педагогических технологий для того, чтобы вся студенческая аудитория была задействована в учебном процессе и стремилась активно применять знания, умения и навыки в различных видах деятельности. Поэтому на занятиях необходимо создавать такие условия, при которых процесс общения был бы постоянным, так как при традиционных формах проведения занятий общение в аудитории на иностранном языке весьма ограничено, не каждый студент имеет возможность высказаться, некоторые уклоняются от общения из-за боязни сделать ошибку при выполнении того или иного задания.

В качестве примера успешной формы актуализации имеющихся знаний, умений и навыков и приобретения новых можно предложить проведение деловой игры «Встреча представителей различных конфессий Кузбасса в департаменте образования Администрации области по проблемам нравственного воспитания школьников». Данная деловая игра позволяет решать задачи формирования таких компетенций, как владение одним из иностранных языков на уровне, необходимом для решения профессиональных задач выпускника бакалавриата (ОК-19); расовая, национальная и религиозная терпимость (ОК-12); способность понимать, критически анализировать и излагать базовую религиоведческую информацию (ПК-2.14); готовность к сотрудничеству с коллегами, умение работать в коллективе (ОК-14) и другие.

Рассматриваемая игра относится к играм дискуссионного типа; роли в ней могут быть постоянные и сменяемые, индивидуальные и командные. Для ее проведения в группе из 10 - 15 студентов под руководством одного преподавателя необходимо примерно 90 минут.

На первом этапе происходит генерация идей. Участники индивидуально выявляют 3 - 4 проблемы, которые, по их мнению, являются определяющими в рамках заданной темы. Второй этап: командное обсу-

ждение. Формируются команды. В командах проводится обсуждение, в результате которого должны быть выбраны и сформулированы две наиболее важные проблемы либо из числа проблем, предварительно выдвинутых членами команды на первом этапе, либо из числа выработанных в процессе обсуждения.

Третий этап: коллективное обсуждение. Все команды поочередно предлагают для обсуждения свои проблемы. После коллективного обсуждения выявляются, например, две основные проблемы.

Четвертый этап: выработка программы действий. Обсуждаются необходимые для решения выбранных проблем структурные роли (представители департамента Администрации, представители конфессий), которые распределяются между командами. Перед командами ставится задача выработать программу действий по решению заданных проблем.

Пятый этап: дискуссия. Проводится коллективное обсуждение отработанных программ действий. Для участников игры в составе команд используются индивидуальные роли (начальник департамента, директора школ и другие). В ходе обсуждения программы действий другим командам, выступающим в роли экспертов, могут быть даны дополнительные роли, например:

- оптимисты с тактикой видения преимуществ, выгоды в результатах действий;

- критики, в суждениях которых преобладает осторожность, истина, здравый смысл;

- творцы с тактикой исследований, предложений, новых идей, возможных альтернатив;

- «деловые люди», для которых важны только факты, цифры и информация;

- «чувственные натуры» с описанием их эмоций, чувств, с проявлением интуиции.

После этого докладчиком становится другая команда, и цикл обсуждения повторяется.

Шестой этап: оценка игровой деятельности. Система оценивания предусматривает сравнение действий команд по качеству доклада (язык и стиль изложения, содержание, форма презентации), по соблюдению ролевой функции команды и отдельных участников, по участию в обсуждении и поведению на игровой площадке.

Схема данной игры довольно универсальна и может быть использована при рассмотрении различных тем.

Общепризнанно, что одной из наиболее эффективных форм работы в Интернете со студентами, находящимися на продвинутом уровне изучения языка, являются Интернет-проекты. Проведение проектов с помощью Интернета придает им больший динамизм, меняет его временные рамки, позволяет одновременно развивать умения и навыки в различных областях знаний. Проекты могут выполняться как на занятиях, так и во внеурочное время.

Проекты носят междисциплинарный характер, способствуют формированию таких компетенций ба-калавров-религиоведов, как способность использовать теоретические религиоведческие знания и методы религиоведческого исследования на практике (ОК-8); способность осуществлять научно-исследовательскую деятельность в составе научных коллективов, работа

которых затрагивает религиоведческую проблематику (ПК-1.5); умение организовывать и выполнять книжные, журнальные, словарные и энциклопедические проекты, организовывать деятельность авторских коллективов (ПК-3.4) и другие.

Для организации Интернет-проектов необходимо проводить подготовительную работу: находить необходимые адреса в Интернете, определять, какие материалы, кроме сетевых, могут быть использованы, определять план действий, сроки промежуточных и итоговых результатов, оптимальную форму их представления, временные рамки проекта, состав групп для совместной работы и т. д. Во время выполнения проектов работа преподавателя может усложниться тем, что даже при самой тщательной подготовке результаты поиска в Интернете не всегда предсказуемы. Необходимо адекватно реагировать на вопросы студентов, помогать им, систематически контролировать и направлять их работу.

В качестве подобных проектов студентам-рели-гиоведам можно предложить задание приготовить материалы для создания сайта по нравственному воспитанию молодежи или проанализировать и представить информацию о возможностях получения профессионального образования за рубежом.

Одной из профессиональных компетенций направления «Религиоведения» является умение пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в средней школе базовыми знаниями в области иностранного языка (чтение текстов). Для формирования у студентов данной компетенции (ПК-2.10) необходимо научить их грамотно работать с иностранным текстом. Обучающийся должен уметь понять общее содержание и основные факты, о которых сообщается в тексте, найти в нем необходимую информацию и точно озвучить ее. В связи с этим преподавателю необходимо обращать внимание на все этапы работы с текстом: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. Правильная работа с текстом позволит расширить лексический запас студентов, сформирует умение понимать значения незнакомых слов из контекста, поможет закреплению различных разделов грамматики, совершенствованию речевых навыков. В соответствии с направлением подготовки «Религиоведение» корпус иностранных текстов должен состоять преимущественно из текстов религиозного характера, которые бы не только обогатили словарный запас студентов, но и способствовали формированию таких общекультурных компетенций, как готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, способность развить в себе расовую, национальную и религиозную терпимость. Ключевыми темами таких текстов должны быть «религия в истории и современности», «национальные религии», «священные книги» и т. п.

Работа с текстовым материалом может выглядеть следующим образом: каждый студент или группа студентов получают микротексты на тему «Функции и роль религии в различных национальных культурах» (например, России, Китая, Германии, Израиля и т. д.). Данные тексты сопровождаются определенными

предтекстовыми заданиями с целью снять лексикограмматические трудности и расширить лексический запас, далее следуют притекстовые (заполнение таблицы, ориентированной на поиск главной информации), послетекстовые задания (обсуждение и сопоставление особенностей культуры представленных стран, принадлежность и отношение их жителей к религии). Использование на занятиях иностранного языка текстов с подобным содержанием позволяет преподавателю формировать у студентов умение уважительно относиться к культурным традициям разных стран, грамотно и толерантно вести дискуссии на религиозные вопросы на этапе обсуждения предложенной темы.

Помимо того, что хорошо подобранные оригинальные тексты должны помочь в ознакомлении с новым лексическим материалом и явиться хорошей базой для употребления ранее усвоенных лексических единиц, они должны быть интересны обучающемуся, затрагивать актуальные проблемы общества и способствовать формированию у студента собственного взгляда на предложенную ситуацию, то есть развивать и совершенствовать навыки и умения устной речи.

Очень полезным с точки зрения формирования навыков понимания иностранной речи на слух и владения устной речью представляется работа с подкастами (аудиотрэками, профессионально озвученными носителями языка с множеством проверочных упражнений и ответами). Наиболее интересными с точки зрения затрагиваемых тем, а также полезными с точки зрения информативности, употребляемой лексики и грамматических особенностей, являются подкасты медиакомпании БеШзсЬе Welle. Они охватывают разнообразные темы и помогают не только учить немецкий, но и получать знания об истории и культуре не-мецкоговорящих стран. Все треки имеют очень хорошее качество, различны по степени сложности подачи аудиоматериала, имеют различную степень длительности звучания, к каждому из них прилагается печатная версия, содержащая озвученный текст, необходимую лексику к нему, задания на понимание и творческое задание, направленное на формирование у обучаемого умения самостоятельно анализировать предложенную ситуацию, выражать свое мнение на иностранном языке и даже делать свой собственный проект.

Так, например, в подкасте «2шиск КлгсИе»

(«Назад в церковь») затрагивается такая актуальная тема, как снижение количества прихожан евангелист-ской церкви в некоторых землях Германии. После прослушивания аудифайла, обсуждения проблемных (малопонятных) мест записи и выполнения ряда заданий студенты могут зайти на сайт Евангелистской Церкви Германии (www.ekd.de) и посмотреть, каким образом при помощи интернета церковь пытается привлечь внимание жителей, мотивировать их посещать церковные службы, крестить детей и т. п. Затем студентам можно предложить обсудить в группах следующий вопрос: какие еще есть возможности у церкви заинтересовать прихожан, какие советы можно дать разработчикам данного сайта? В заключении было бы интересно проанализировать данную ситуа-

цию в России (обсудить, есть ли вообще сейчас в нашей стране такая проблема и как её решает православная церковь).

Мы живем в мультикультурном обществе и одной из важнейших на сегодняшний день задач, стоящих перед преподавателем, является воспитание молодежи в духе уважения ко всем народам, искоренение негативных представлений о людях других национальностей. В этой связи представляется интересной работа с подкастом «Gegen Ка551зти5 т Klassen-zimmeD> («Против расизма в классной комнате»), в котором затрагивается тема дискриминации в немецких школах. В качестве успешного примера борьбы с данной проблемой приводится опыт одной из профессиональных школ немецкого города Кельн. В непринужденной обстановке: рисуя, танцуя, общаясь с бывшими узниками концентрационных лагерей, - ребята поднимают тему расизма и борьбы с его проявлениями. Один из учителей данной школы использовал интересный прием: он поделил класс на две равные группы и дал им следующее задание: в течение целого дня одна группа школьников должна высказывать недовольство внешним видом другой группы класса. Целью такого радикального метода должно было стать осознание учениками того ужаса, который испытывает на себе жертва дискриминации. Данный подкаст позволит студентам не только обсудить все плюсы и минусы такого «погружения» в ситуацию, но и разработать самостоятельно или при помощи преподавателя свой проект на тему борьбы с любыми формами проявления расизма в университете. В качестве дополнительного задания студентам можно предложить придумать слоганы (например, для нанесения их на футболки). Такая работа на уроке иностранного языка поможет развитию у обучающихся толерантности к представителям других этнических культур, внесет определенный вклад в формирование компетенций в сфере межкультурной коммуникации.

Видео объединяет звуковое изображение и анимацию в единое целое, становясь тем самым поли-функциональным средством обучения. Демонстрация фильмов положительно воздействует на результативный, личностный и процессуальный аспекты мотивационной сферы обучаемых. Однако, преподавателю следует помнить, что видео как техническое средство обучения эффективно только в том случае, если оно используется в органической связи со всем учебным материалом занятия и строго подчинено его целевым установкам. Планируя уроки с использованием видеоматериалов, преподавателю следует тщательно продумывать коммуникативные задачи, нацеленные на совершенствование навыков аудирования и развитие речевой активности студентов. Все упражнения или обсуждение увиденного должны быть направлены на закрепление фонетического, грамматического и лексического материала, на отработку речевых образцов, на развитие навыков говорения. Только в этом случае видео будет эффективным средством обучения иностранному языку.

Использование видео, которое можно отнести к нетекстовым видам информации, позволило бы формировать у студентов-религиоведов такие компетенции, как понимание ценности культуры и науки

(ОК-9), понимание необходимости постоянного процесса обучения, владение навыками самостоятельной работы (ОК-11), расовая, национальная и религиозная терпимость (ОК-12), владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности (ОК-13), готовность к сотрудничеству с коллегами, умение работать в коллективе (ОК-14), владение одним из иностранных языков на уровне, необходимом для решения профессиональных задач выпускника бакалавриата (ОК-19).

При работе с видеофильмом преподавателю целесообразно придерживаться соблюдения определенных этапов: 1 - преддемонстрационный этап, 2 - демонстрационный этап, 3 - последемонстрационный этап.

На первом этапе снимаются языковые трудности, которые могут возникнуть при просмотре: вводятся и закрепляются новые слова, например: sin, blessing, worship, resurraction (грех, благословение, культ, воскрешение) и т. п.; анализируются непривычные для обучаемых аутентичные разговорные формулы, лингвострановедческие реалии, например: parson, mool-lah, archimandrite, rabbi, Wahabiism (пастор, мулла, архимандрит, раввин, ваххабизм) и т. д.

Студентам могут предлагаться следующие пред-фильмовые ориентиры:

1) вопросы по содержанию;

2) вопросы и варианты ответов к ним для выбора правильного варианта (multiple choice);

3) задания, связанные с последующим пересказом содержания видеофрагмента;

4) составление самими студентами списка возможных вопросов по теме фильма с последующим просмотром видео и нахождением ответов на эти вопросы.

Второй этап должен сопровождаться активной учебной деятельностью зрителей - обучаемых. Студенты могут делать заметки по ходу видеофрагмента. Задача преподавателя - четко сформулировать коммуникативную задачу, например: Watch the 1st episode of the film “Science and Islam” and fill in the following table (Посмотрите первый фрагмент фильма “Наука и ислам” и заполните следующую таблицу).

Если видеофрагмент занимает более 20 - 25 минут, то лучше организовать его пошаговый просмотр: студенты смотрят фрагмент, обсуждают его, потом смотрят следующий фрагмент и т. д. Подобный прием обеспечивает более глубокое проникновение в сюжет фильма, способствует лучшему запоминанию основных фактов.

Различают несколько видов просмотров видео: глобальный, интенсивный и селективный. При глобальном просмотре нужно понять только центральную тему фильма, ситуацию, действующих лиц. Во время интенсивного просмотра вся информация важна, не следует игнорировать детали. Селективный (выборочный) просмотр предполагает работу только с определенной информацией, на что преподаватель обращает внимание перед просмотром, например: While watching the following extract of the film make up a plan to help you retell the topic “New religions in Russia” (Во время просмотра следующего видеофрагмента составьте план, который поможет вам пере-

сказать тему “Новые религиозные направления в России ”).

На последнем этапе можно проверить эффективность использования обучаемыми предложенных им на преддемонстрационном этапе ориентиров восприятия фильма. Целесообразно использовать вопросноответную работу (при этом вовлекая как можно больше студентов в дискуссию), ролевое воспроизведение текста (особенно диалогов), расширение показанных в фильме ситуаций общения, их дополнение, перенос ситуации в обыденную жизнь обучаемых. Преподаватель может дать такие задания, как Describe... (Опишите...), Comment on ... (Прокомментируйте...), Reproduce the dialogue between... (Воспроизведите диалог между.), Characterize ... (Охарактеризуйте ...), Prove that ... (Докажите, что) ..., How would you act if you were... (Как бы вы поступили, если бы вы.) и т. д. Желательно ставить проблемные вопросы, чтобы провоцировать студентов на инициативную речь, например: Do you believe in life after death? (Верите ли вы в жизнь после смерти?).

Особое внимание на этом этапе стоит уделить различным видам пересказа (сжатого, избирательного, коммуникативно-ориентированного), можно попросить студентов придумать предысторию сюжета или продолжение фильма, написать аннотацию или краткое резюме, обработать дополнительный материал по теме и представить его в виде доклада, прочитать краткое резюме по содержанию фрагмента и найти во время просмотра те его части, которые неверны, не соответствует действительности; выявить основ-

ную проблему сюжета и сравнить ее с собственной ситуацией и др.

Использование видеоматериалов на занятиях по иностранному языку, безусловно, необходимо. Однако, преподавателю следует тщательно и продуманно осуществлять подбор фильмов для просмотра. В них, на наш взгляд, должна объективно и беспристрастно освещаться важнейшая и неоспоримая роль в жизни общества как религии, так и науки. Мировоззренческий выбор и в пользу религии, и в пользу атеизма должен быть добровольным и осознанным.

Следовательно, при использовании таких педагогических технологий, как ролевые игры и Интернет-проекты, при работе с различными источниками информации: текстами, аудио и видеоматериалами, -при соблюдении принципов взаимодействия, активности обучаемых, опоры на групповой опыт, обязательной обратной связи создается образовательная среда, которая характеризуется открытостью, желанием участников общаться, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

Подводя итог вышесказанному, можно предположить, что систематическое использование в процессе обучения в вузе совокупности педагогических технологий и включение в содержание изучаемых учебных дисциплин тематических разделов, содержание которых также позволяет формировать целый ряд общекультурных и профессиональных компетенций, будет способствовать овладению бакалаврами-религиове-дами готовностью и способностью к выполнению задач будущей профессиональной деятельности и эффективной жизнедеятельности в обществе.

Литература

1. Писманик, М. Г. Религиоведение: его предмет и структура / М. Г. Писманик // Теоретические и прикладные исследования в религиоведении: сб. статей. - Барнаул, 2009. - Вып. 1 - 2.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 31 б - религиоведение. - Режим доступа: http://umo.msu.ru/docs/projects/religion.pdf

3. Яблоков, И. Н. Философия религии. Актуальные проблемы / И. Н. Яблоков. - М.: РАГС, 2007. - 248 с.

Информация об авторах:

Добрыдина Татьяна Ильинична - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков факультета истории и международных отношений КемГУ, 8 (3824) 580586, tdobrydina@rambler.ru. Tatiana I. Dobrydina - Candidate of Pedagogics, Head of the Department of Foreign Languages of the Faculty of History and International Relations, Kemerovo State University

Лежнина Галина Викторовна - доцент кафедры иностранных языков факультета истории и международных отношений КемГУ, 8 (3824) 580586, galina.lezhnina@yandex.ru.

Galina V. Lezhnina - Assistant Professor at the Department of Foreign Languages of the Faculty of History and International Relations, Kemerovo State University.

Лымарева Марина Сергеевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета истории и международных отношений КемГУ, 8 (3824) 580586, abrikol 13 @mail. ru.

Marina S. Lymareva - Candidate of Philology, Assistant Professor at the Department of Foreign Languages of the Faculty of History and International Relations, Kemerovo State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.