Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенции студентов с использованием образовательного потенциала социокультурного пространства'

Формирование профессиональных компетенции студентов с использованием образовательного потенциала социокультурного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ФУНКЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / CULTURAL ENVIRONMENT / SOCIAL ENVIRONMENT / SOCIAL CULTURAL ENVIRONMENT / PROFESSIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгополова Е. Г.

Проанализированы понятия «культурное пространство», «социальное пространство», «социокультурное пространство», названы свойства, определяющие природу и специфику последнего, раскрыты социально-адаптационная, культурологическая, гуманистическая, воспитательная функции социокультурного пространства; выявлен образовательный потенциал социокультурного пространства в формировании профессиональных компетенций студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS' PROFESSIONAL COMPETENCES BY MEANS OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF SOCIAL CULTURAL ENVIRONMENT

The article analyses such concepts as «cultural environment», «social environment», «social cultural environment», names the features determining its nature and peculiarities, considers educational potential of social cultural environment in students' professional competences formation.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенции студентов с использованием образовательного потенциала социокультурного пространства»

УДК 378.014+378.01 ББК 4481

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

Е.Г. Долгополоеа

Южно-Уральский государственный университет

FORMATION OF STUDENTS' PROFESSIONAL COMPETENCES BY MEANS OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF SOCIAL CULTURAL ENVIRONMENT

£. G. Dolgopolova South Ural State University

Проанализированы понятия «культурное пространство», «социальное пространство», «социокультурное пространство», названы свойства, определяющие природу и специфику последнего, раскрыты социально-адаптационная, культурологическая, гуманистическая, воспитательная функции социокультурного пространства; выявлен образовательный потенциал социокультурного пространства в формировании профессиональных компетенций студентов.

Ключевые слова: культурное пространство, социальное пространство, социокультурное пространство, функции, профессиональные компетенции, образовательный потенциал.

The article analyses such concepts as «cultural environment», «social environment», «social cultural environment», names the features determining its nature and peculiarities, considers educational potential of social cultural environment in students' professional competences formation.

Keywords: cultural environment, social environment, social cultural environment, professional competences.

Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой переориентацию оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «образованность», «воспитанность», «общая культура» на понятия «компетенция», «компетентность». Профессиональная компетентность специалиста представляет собой интегрированную систему универсальных и профессиональных компетенций, характеризующихся наличием сложных внутренних связей, зависимостью от времени и уровневой структурой. Сформированное^ универсальных и профессиональных компетенций обуславливает востребованность специалиста на рынке труда, его мобильность, умение реагировать на изменения социально-экономических условий, а также определяет его социальную значимость, его вклад в развитие социума.

В рамках предмета нашего исследования наибольший интерес представляют собой профессиональные компетенции, зафиксированные в новом поколении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. В нашем исследовании мы опираемся на определение профессиональных компетенций, зафиксированное в постановлении правительства Свердловской области «О региональном (областном) компоненте государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования». Профессиональные компетенции представляют собой уникальные для каждой профессии компетенции, способствующие достижению конкурентных преимуществ в условиях конкретного производства и связанные непосредственно с профессиональными функциями, востребованными в конкрет-

ной профессиональной области [15]. Процесс освоения человеком профессиональных компетенций, необходимых для осуществления продуктивной самостоятельной деятельности в сфере труда осуществляется в рамках профессионального образования.

Однако в процессе формирования профессиональных компетенций принимают участие не только вузы, но и другие социальные институты, являющиеся, в свою очередь, компонентами социокультурного пространства. В данной статье мы ставим перед собой задачу определить, как социокультурное пространство способствует формированию профессиональных компетенций специалистов в вузе и каким образовательным потенциалом оно обладает. Для этого необходимо выяснить сущность понятия «социокультурное пространство», его функции и структуру, взаимосвязи этого явления с информационным и культурным пространством.

Категория «пространство» характеризует все основные формы движения материи - механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную. Универсальность понятия «пространство» обусловлено уровне-вой структурой.

Различают реальное, концептуальное (основанное на научном представлении о реальном пространстве) и перцептуальное пространство (как его воспринимает человек своими органами чувств) [6, с. 72].

Для пространства в целом характерно наличие ряда признаков: пространственно-временные отношения, наличие структуры, существование и взаимодействие элементов. Исходя из предмета исследования, наибольший интерес вызывают определения понятия «пространство», представленные в культурологи и социологии.

В социологии существуют различные подходы к определению понятия «социальное пространство». Под социальным пространством понимают «населенную и социально освоенную человеком часть земли как среды обитания» [20, с. 400]; сеть событий, протекающих в определенный момент времени [21]; систематизированные пересечения связей между социальными позициями, обладающими силовым воздействием на людей, занимающих данную социальную позицию; способ проявления социального контроля, форму власти [3].

Таким образом, социальное пространство, возникающее в результате социального взаимодействия, с одной стороны, субъективно

(субъект деятельности сам определяет его границы), с другой стороны - объективно, так как подобно естественному пространству существует и развивается по своим законам (имеет пространственно-временные характеристики, структуру, вступающие во взаимодействие элементы).

Под социальным пространством мы вслед за Г. Зиммелем будем понимать ту сферу, которую субъект деятельности считает своей и отделяет условной границей от сфер влияния других людей или социальных групп [5]. Данное определение представляет для нашего исследования особый интерес, так как отражает характер взаимодействия участников социальной деятельности, воздействие каждого индивида на социальное пространство и его «самостоятельность» в определении границ социального пространства. Эти аспекты имеют для нас первостепенное значение, так как в центре нашего исследования находится именно индивид, и социальное пространство мы изучаем как компонент социокультурного пространства с целью определения значимости образовательного потенциала последнего. В нашем исследовании мы не уделяем пристального внимания силовому воздействию социального пространства на индивида, географическому и событийному аспектам, однако приведенные выше определения позволяют нам получить четкое представление, а также охарактеризовать социальное пространство во всех его проявлениях, что позволит в дальнейшем определить его место в рамках понятия «социокультурное пространство».

В рамках предмета нашего исследования важно рассмотреть понятия «культура» и «культурное пространство».

В современной науке понятие «культура» достаточно полно изучено, существует несколько подходов к рассмотрению этого понятия. Культура рассматривается как система артефактов, представляющая собой совокупность всех объектов, сотворенных человеком, а также его мысли, идеи, способы деятельности [4]; с аксиологической точки зрения, как «совокупность лучших творений человеческого духа, высших непреходящих духовных ценностей» [7, с. 9]; с позиции семиотики -как мир знаков (под знаками понимаются всевозможные языки, символы, тексты, несущие в себе информацию) [18], как информационный процесс посредством, которого артефакты, символы, знаки аккумулируются и передаются [8].

Долгополова ET.

Формирование профессиональных компетенций студентов с использованием образовательного...

Под культурой мы вслед за П. Штомпкой будем понимать весь совокупный образ жизни, характерный для данной группы, в котором аккумулируется все, что люди как члены данного общества «делают, думают», и все, чем они «обладают» [21]. Данное определение является наиболее обобщенным и включает в себя все названные выше аспекты рассмотрения понятия «культура».

Понятийное поле культурного пространства входит в понятийное поле культуры, однако введение категории «пространство» вносит в понятие «культура» характерные для пространства признаки (а именно наличие пространственно-временных отношений, структурность, взаимодействие элементов).

Центральной фигурой культуры и соответственно культурного пространства является человек, обладающий определенными потребностями, в том числе и культурными. Культурное пространство возникает под воздействием общественных запросов и потребностей. При этом оно создает условия для реализации индивидом собственного творческого потенциала и социального развития личности. Материал (идеи, формы, образы) для реализации творческого потенциала индивид черпает и реализует в окружающей его культурной среде. В этом проявляется социо-динамика культуры (термин А. Моля). А. Моль акцентирует внимание на коммуникативном аспекте культурного пространства, обуславливающем «передачу знаний из пространства коллективной культуры в индивидуально-культурное пространство» [11].

В нашем исследовании мы вслед за A.C. Карминным под культурным пространством будем понимать пространство, образованное множеством феноменов культуры, переплетающихся и взаимодействующих друг с другом [7]. Данное определение представляет для нас интерес, так как отражает взаимодействие и взаимозависимость феноменов культуры, а важные для нашего исследования аспекты, такие как культурная деятельность индивидов, процесс накопления передачи культурных ценностей и информации, социодинамика могут быть рассмотрены как феномены культуры.

Для определения социального и культурного пространства характерно наличие социальных субъектов, осуществляющих свою деятельность посредством взаимодействия в процессе обмена информацией.

Понятие «социокультурное пространство» включает в себя понятия «социальное

пространство» и «культурное пространство». Соотношение понятий, составляющих категорию «социокультурное пространство» носит характер взаимодополняемости. «Социальное» указывает на субъект деятельности, а «культурное» - на сферу его активности.

Для определения сущности социокультурного пространства необходимо определить, какое смысловое наполнение вносят в данное явление социальное и культурное пространство.

Социокультурное пространство, как и социальное пространство, является, в известной степени, «географическим» понятием, так как определяет территориальные границы отдельных социумов и культур. Для социокультурного пространства, как и для любого другого, характерно наличие пространственно-временных отношений. В нем фиксируются социальные и культурные события настоящего, прошлого, а также зачатки будущего. Социокультурное пространство обуславливает процесс социализации, имеющий первостепенное значение для развития личности индивида в социуме. Под социализацией мы понимаем «процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; социализация включает как целенаправленное воздействие на личность, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование» [2, с. 1131].

Целенаправленное воздействие включает в себя организованную регулирующую, образовательную и воспитательную деятельность социальных институтов (запреты, предписания, ограничения, побуждения, посвящение, пропаганду и другие), в то время как спонтанное воздействие на индивида оказывается посредством социальных и культурных процессов, протекающих стихийно в социокультурной среде отдельного индивида или социальной группы. Данное воздействие является субъективным, его сложно измерить и спрогнозировать.

Однако культурное пространство также обладает регулирующими функциями. Ассимилируя культурные, духовные ценности, обычаи и обряды социокультурное пространство воздействует на индивида и участвует в процессе его социализации. Социокультурное пространство, «вобрав» в себя всё многообразие созданных человеком знаков (языки, тексты, символы, несущие в себе информацию),

вступает во взаимодействие с информационным пространством, в рамках которого осуществляется аккумуляция и передача информации.

Таким образом, социальное и культурное пространства находят отражения в социокультурном пространстве. Связующим звеном этих двух пространств является человек, осуществляющий деятельность.

Понятие «социокультура» близко понятию «социокультурное пространство». Под социо-культурой П.А. Сорокин в широком смысле понимал всю «вселенную», созданную человеком, в узком смысле - одну из цивилизаций [17, с. 298]. В широком смысле речь идет о пространстве, созданном человеком в виде социальных институтов, социальных структур, социальных и духовных ценностей, социально-регулирующих факторов (церемонии, ритуалы, поступки и пр.). В узком смысле социокультура понимается как непосредственное социальное окружение, среда обитания, в которой осуществляется процесс становления и развития личности.

В рамках предмета нашего исследования нам представляется нецелесообразным рассматривать социокультурное пространство на микро- и макроуровнях. Под социокультурным пространством мы вслед за A.B. Соколовым будем понимать «исторически сложившуюся совокупность субъектов, учреждений, средств и методов, служащих для осуществления социально-культурной деятельности» [16, с. 19].

В современной науке свойства и функции социокультурного пространства достаточно полно изучены. В нашем исследовании мы ставим перед собой задачу определить значимость свойств и функций социокультурного пространства для процесса формирования профессиональных компетенций.

Основываясь на работах ряда авторов [19], мы выделяем следующие свойства социокультурного пространства: рукотворность (пространство реального мира становится социокультурным в процессе его целенаправленного освоения субъектами социокультурной деятельности), направленность на человека (человек является созидателем, организатором и потребителем культурных действий), аккумулирование накопленных обществом культурных ценностей, пространственно-временная зависимость (осуществляется связь прошлого с настоящим и будущим), тесная взаимосвязь с жизнедеятельностью общества.

Социокультурное пространство является идеальной средой для реализации человеком своей субъектности. В результате взаимодействия человек реструктурирует свою многоуровневую жизненную среду, испытывая, в свою очередь, воздействие всех элементов этой среды.

Опираясь на исследования ряда авторов [10, 13], мы выделяем следующие функции социокультурного пространства: социально-адаптационную, гуманистическую, культурологическую, воспитательную.

Элементами социокультурного пространства являются образовательные институты (как виды социальных институтов). Их функции во многом схожи с функциями социокультурного пространства, что еще раз подтверждает то, что социокультурное пространство обладает образовательным потенциалом.

Выделяют социальную (воспроизведение социальной структуры общества), профессиональную (подготовка членов общества к выполнению определённой профессиональной деятельности), гуманистическую (передача знаний и культуры новым поколениям), идеологическую (формирование у подрастающего поколения идейной направленности, жизненной позиции) функции образовательных институтов.

Все эти функции реализуются при формировании профессиональных компетенций, что является важной задачей вуза как социального института. Реализация социально-адаптационной функции социокультурного пространства способствует тому, что профессиональная и учебная деятельность осуществляются успешно, если субъекты взаимодействия в достаточной мере социально адаптированы, так как социокультурное пространство является важным условием оптимальной жизнедеятельности общества. Обеспечение социализации - важнейшая функция социокультурного пространства вуза (так как социокультурное пространство вуза является частью социокультурного пространства). Данная функция является основополагающей для формирования как общекультурных, так и профессиональных компетенций в единстве, так как данный блок компетенций ориентируется на способность и готовность к социальному взаимодействию с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности, уважению и принятию другого мнения; к социальной мобильности. При этом

Долгополова Е.Г.

Формирование профессиональных компетенций студентов с использованием образовательного...

важную роль играет и воспитательная функция социокультурного пространства, способствующая осознанию индивидом своего места в обществе.

Культурологическая функция проявляется в том, что социокультурное пространство «предлагает» систему духовных и культурных ценностей, а индивид, в свою очередь, может выбрать из них те, которые удовлетворяют его собственным духовным, культурным потребностям и способствуют развитию творческого, культурного и духовного потенциала.

Реализация гуманистической функции способствует передаче знаний и культуры новым поколениям, данная функция имеет решающее значение для формирования профессиональных компетенций, предполагающих умение научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Кроме того, необходимо владеть культурой мышления, знать его общие законы, уметь в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты. В этой связи нам представляется важным такое свойство социокультурного пространства как «руко-творность» и познаваемость. «Пространство реального мира становится социокультурным в процессе его целенаправленного освоения субъектами и, принимая участие в конструировании его различных форм, человек самоактуализируется, развивает свои творческие силы» [19, с. 46].

Воспитательная функция социокультурного пространства способствует формированию у подрастающего поколения жизненной позиции, а также системы ценностей.

Для формирования профессиональных компетенций важным свойством социокультурного пространства является его способность аккумулировать и накапливать в себе социальную информацию. Социокультурное пространство взаимосвязано с информационным пространством, так как информация является важным элементом формирования социокультурных и профессиональных общностей.

В современной науке информационное пространство определяется как «материально-духовный конструкт, обеспечивающий сосуществование и взаимодействие различных видов коммуникаций, в том числе вербальной и документальной коммуникации» [1, с. 9]; способ реализации культурных и социальных

связей субъекта и является мерой его вовлеченности в общественный прогресс [14]. Под информационным пространством мы, следуя А.И. Каптереву, так понимаем форму существования социальной информации. «Информационное пространство общества представляет собой совокупность информационных ресурсов, информационно-коммуникативных инфраструктур, средств информатизации, информационных продуктов и услуг» [6, с. 502]. В соответствии с предметом исследования данное определение представляет для нас особый интерес. Профессиональные компетенции (способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке и необходимое знание второго языка; готовность работать с информацией из различных источников; способность и готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики) обращены именно к социальной информации. Для формирования профессиональных компетенций большое значение имеет умение использовать информационные ресурсы и средства, а также применять и производить информационные продукты и услуги.

Очевидно, что в современном обществе формирование системы теоретических знаний не является главной целью образования. Знания и умения - необходимые компоненты образовательного результата, но их недостаточно в современном информационном обществе. Знания и умения не ориентированные на социокультурную среду, не имеющие практического значения для социума и нереализуемые в нем не отвечают требованиям современного общества.

Изучение функций и влияния социокультурного пространства на человека показало, что оно обладает образовательным потенциалом. Под образовательным потенциалом, как правило, понимается «комплекс характеристик, описывающих способность решать не только текущие, но и будущие задачи», «реализация своего предназначения, создание широкого спектра возможностей для субъектов пространства», «совокупность материальных и нематериальных средств, необходимых для эффективной деятельности» [9, с. 77].

Подводя итог проведенного в статье анализа, правомерно сделать выводы о том, что образовательный потенциал социокультурного пространства имеет многообразные проявления:

1) именно в социокультурном пространстве человек осуществляет свою деятельность, развивает творческие силы, реализует свой потенциал, развивает личностные качества;

2) человек, являясь центром социокультурного пространства, в процессе своей жизнедеятельности вступая во взаимодействие с другими людьми, оказывает влияние на содержание пространства, в свою очередь испытывает на себе его воздействие;

3) социокультурное пространство, находясь в тесной взаимосвязи с информационным пространством, накапливает информацию и регулирует информационные потоки, тем самым обеспечивает деятельность социальных субъектов всех уровней;

4) социокультурное пространство аккумулирует в себе весь объем накопленных культурных ценностей, осуществляет «связь времен», отражает духовное состояние общества.

Литература

1. Берестова, Т.Ф. О соотношении понятий «социокультурное пространство» и «информационное пространство» / Т.Ф. Берестова // Единое социокультурное пространство: теоретические и управленческо-техно-логические проблемы: материалы междунар. науч.-практ. конф. / ЧГАКИ. — Челябинск, 2009. -217 с.

2. Большой энциклопедический словарь. — М; БРЭ; СПб. : Норинт, 2002. - 1456 с.

3. Бурдье, П. Социология социального пространства: пер. с франц. /П. Бурдье; отв. ред. H.A. Шматко. -М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб. : Алетея, 2005. - 288 с.

4. Гуревич, П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич. -М.: Аспект Пресс, 1995. - 288 с.

5. Зиммель, Г. Избранное / Г. Зиммель. -М.: Юрист, 1996. -Т. 2.- 671 с.

6. Каптерев, А.И. Информатизация социокультурного пространства / А.И. Каптерев. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 512 с.

7. Кармин, A.C. Культурология/A.C. Кармин. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Изд-во «Лань», 2003. - 928 с.

8. Каган, М.С. Философская теория ценностей / М.С. Каган. — СПб.: Петрополис, 1997.-205 с.

9. Кондаурова, Т.Н. Научно-образовательный потенциал российской провинции //

Культура и интеллигенция России в переломные эпохи: тез. докл. всерос. науч. -практ. конф. - Омск, 1993. - С 77-79.

10. Литвак, P.A. Социокультурное образование и развитие личности будущего специалиста: теория и практика: монография / А.Р. Литвак, М.Е. Дуранов, И.И. Дуранов; под общ. ред. P.A. Литвак. - М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 2009. - 242 с.

11. Моль, А. Социодинамика культуры: пер. с франц. / А. Моль. —М.: КомКнига, 2005. -416 с.

12. Павлова, Е.Д. Сознание в информационном пространстве / Е.Д. Павлова. - М.: Academia, 2007. — 688с.

13. Педагогика профессионального образования / Е.П. Белозерцев, АД. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издат. центр «Академия», 2006. - 368 с.

14. Писачкин, В.А. Информационное пространство социума: структура, трансформация и региональная специфика / В.А. Писачкин, И.Е. Поверенное. — Саранск: Изд-во Мордовского ин-та, 2005. - 188 с.

15. Постановление правительства Свердловской области о региональном (областном) компоненте государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области от 05.10.2009, № 1152-ПП. -http://www. regionz. ru/index.php ?ds=405818

16. Соколов, A.B. Феномен социокультурной деятельности: моногр. / A.B. Соколов. -СПб.: СПбГУП; 2003. - 204 с.

17. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество /ПА. Сорокин. -М; ИПЛ, 1992. -543 с.

18. Степанов, Ю.С. Константы: словарь русской культуры /Ю.С. Степанов. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 922 с.

19. Суртаев, В.Я. Психологический аспект функционирования социокультурного пространства / В.Я. Суртаев // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2009. -№4. - С. 46.

20. Хоруженко, K.M. Культурология: энцикл. словарь / K.M. Хоруженко. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 640 с.

21. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества / П. Штомпка; пер. М.С. Червонной. -М.: Логос, 2008. - 664 с.

Поступила в редакцию 5 декабря 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.