Научная статья на тему 'Сущностная характеристика ключевых понятий исследования проблемы формирования социокультурного пространства учреждения дополнительного образования детей'

Сущностная характеристика ключевых понятий исследования проблемы формирования социокультурного пространства учреждения дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горнышева А. А.

В статье раскрывается взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимозависимость понятий: «социокультурное образовательное пространство», «социокультурная образовательная среда».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущностная характеристика ключевых понятий исследования проблемы формирования социокультурного пространства учреждения дополнительного образования детей»

А.А.Горнышева

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

В статье раскрывается взаимосвязь , взаимообусловленность и взаимозависимость понятий: «социокультурное образовательное пространство», «социокультурная образовательная среда».

Ключевые слова: социокультурная среда, социокультурное пространство, образовательное пространство, образовательная среда, социокультурное образовательное пространство.

A.A.Gornysheva Essential characteristic of the key concepts of the study of the forming problem of social and cultural space institutions of additional education of children.

This article deals with the interrelation, and interdependence of concepts, "the social and cultural educational space ", "social and cultural educational environment."

Keywords: social and cultural environment, social and cultural space, educational space, educational environment, social and cultural educational environment.

Понятия социокультурной среды и социокультурного пространства вошли в научное употребление сравнительно недавно. В этой связи проблема уточнения понятийнотерминологической системы педагогики крайне важна и представляет одну из существенных задач, поскольку система нечетких, многозначных понятий ведет к размытости постановок направлений, выводов, результатов исследований. Ключевые понятия должны быть взаимообусловлены, взаимосвязаны, взаимозависимы. Только в этом случае они могут представлять собой систему, в которой понятиям «социокультурная среда» и «социокультурное пространство» должно найтись достойное место.

В ходе проведенного анализа генезиса двух основных дефиниций нашей работы -«социокультурная образовательная среда» и «социокультурное образовательное пространство» было определено, что они имеют четкую взаимозависимость и взаимообусловленность в контексте современных тенденций культуры. Оба определения относятся к бытийным характеристикам культуры. Социокультурная образовательная среда является функцией по трансляции социального и индивидуального опыта, освоению культуры.

В виду того, что «социокультурная образовательная среда» получает более широкую коннотацию (функция трансляции социального и индивидуального опыта), необходимо рассмотреть ее взаимодействие и взаимозависимость с другими философскими дефинициями, ближайшей из которых является категория «пространство». Соотношение с этим понятием не случайно. Категория «функция» предполагает ее реализацию в пространственно-временном континууме, где она получает бытийность. Таким образом, возникает необходимость в четком категориальном соотношении понятий «образовательная среда» и «образовательное пространство».

«Пространство» - одно из фундаментальных понятий философии и науки, и разрабатывалось оно как лежащие в основании картины мира еще с эпохи древнегреческой философии. Тем не менее, в контексте социального бытия это понятие начинает фигурировать в общественных науках только в ХХ веке.

Категория пространства в научной литературе представлена в широком и узком контекстах. В широком смысле этого слова пространство определяется как «одна из форм существования материи, протяженность, место, не ограниченное видимыми пределами». Это понятие включает в себя порядок расположения объектов, присутствующих одновременно, протяженность, взаимодействие этих объектов.

Пространство обладает характеристиками конструируемости, организуемости, проектирования. Эти характеристики выступают основанием для использования понятия пространства в исследовательской деятельности научного, педагогического и психолого-педегогического, сообщества. Пространство в современных работах - результат специально организованной деятельности: образовательной, воспитательной, психолого-педагогической.

Важной характеристикой, которая подразумевается при обсуждении характеристик пространства, является указание на наличие взаимодействия субъектов.

Обратимся к междисциплинарному исследованию понятий «образовательная среда» и «образовательное пространство» некоторых авторов. Они предполагают, что современная «образовательная среда» стала более открытой вследствие открытости самого образовательного процесса. В результате открытости к воздействиям окружающей социальной среды (отличные от российских требования к соискателю при принятии на работу в зарубежных странах; возможность получения образования за рубежом; внедрение экспериментальных моделей образовательного процесса и т.д.), социальное и пространственно-предметное окружение вышло за рамки образовательного учреждения.

Вследствие делокализации образовательного процесса за пределы образовательного учреждения, его границы не являются более единственным условием и возможностью, которое определяет образовательную среду. Поэтому редукционистский подход к определению «обра-зова-тельной среды» границами образовательного учреждения более не отвечает социальнокультурным потребностям современного общества. Полагаем, что более уместно «образовательную среду» не рассматривать только как условие и возможность формирования личности в стенах образова-тельного учреждения, необходимо учитывать присутствие в формировании «среды» и других компонентов. Сегодня средовой подход, в той или иной степени его выражения, довольно широко представлен в многочленных работах по проблемам образования, воспитания и развития личности. Как правило, в них «социокультурная образовательная среда» рассматривается с точки зрения наличия/отсутствия условий или возможностей, механизмов, способствующих воспитанию, образо-ванию и развитию, поэтому выделение наиболее значимых элементов, содержащихся в социо-культурной образовательной среде, рассматривается в значительном числе исследований в качестве критериев оценки, выраженности ее образовательного потенциала.

Для решения поставленной задачи следует обратиться к определению дефиниции «социокультурное образовательное пространство».

Социокультурное образовательное пространство - особая форма трансляции социального опыта от поколения к поколению, имеющее место быть и без специально организованных процессов обучения и воспитания.

В этом случае можно говорить о многоуровневом «социокультурном образовательном пространстве», вышедшем за рамки образовательного учреждения, которое может эффективно функционировать в современных условиях только в режиме открытости/проницаемости. Г лавной характеристикой такого «социокультурного образовательного пространства» является его открытость.

Будучи открытым, «социокультурное образовательное пространство» представляет собой нелинейную, неравновесную, в значительной степени самоорганизующуюся систему. Самоорганизация «образовательного пространства» становится возможной благодаря «полифоничности» воспитательных парадигм, которые создают гибкие границы и функциональные связи внутри «образовательного пространства».

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным говорить о необходимости специально организованного социокультурного образовательного пространства, в рамках которого будет эффективно протекать процесс гармонизации процессов социализации и индивидуализации. Такая гармонизация представляет собой проектирование и последовательную реализацию педагогических циклов, способствующих социальной интеграции индивида через формирование социальных качеств с одновременным предоставлением индивиду возможности в безопасной среде накопить опыт переживания позитивных актов культуросозидания и культуротворчества. Образование, как социальнокультурный феномен, по мнению Ю.Н.Давыдова, М.С.Кагана, В.М.Межуева и ряда авторов, представляется как оппозиционный процесс. С одной стороны, образование в своей сущностной характеристике есть культуроосвоение, то есть в результате образования происходит интериоризация культурных ценностей. С другой стороны, процесс образования

есть процесс культуросозидания, начиная с самого акта культуроосвоения, так как присвоение культурных ценностей ведет к трансформации матрицы личностного функционирования.

Культура как результат представляет собой сумму ценностей, норм, смыслов, знаковых сис-тем, характерных для социальной общности и выполняющих функции ориентации, обеспечивающих консолидацию сообществ, индивидуальную идентификацию личности. Как процесс культура представляет собой деятельность (индивидуумов, социальных групп, институтов, общества в целом) в различных сферах бытия и сознания. Деятельность представляет собой человеческий специфический способ преобразования природных задатков и возможностей. Деятель-ность можно представить как диалектическое единство процессов опредемечивания (производ-ства) и распредмечивания (потребления) - создания традиций, норм, ценностей, идей и их ос-воения, хранения, трансляции, превращения их во внутренние свойства личности.

Социализация в образовательной деятельности, как составной части социальнокультурной деятельности, обеспечивается через «вхождение» человека в общее жизненное пространство путем усвоения знаний об окружающем мире (норм нравственности, морали, ценностных характеристик общения) и принципов деятельности (взаимодействия, познания и трансформации артефактов окружающего мира). Индивидуализация происходит через осознание человеком своих духовных, душевных, физических границ. Осознание границ приводит к формированию личностно-индивидуального смысла жизни, композиции нравственных и моральных императивов личности, реализации уникального жизненного пути.

Делая промежуточный вывод, можно, присоединяясь к мнению Л.А.Барановской, сказать, что социокультурное пространство - это «часть исторически определенной социальнокультурной реальности, возникающей в процессе значимого взаимодействия личности, общества, культуры, их ценностном влиянии друг на друга посредством артефактов».

Структурными компонентами социально-культурного пространства выступают:

• Субъекты взаимодействия, в качестве которых могут функционировать индивиды и общности индивидов. Взаимодействие может осуществляться на микроуровне (между отдельными индивидуумами), на макроуровне (между группами и общностями групп);

• Значения, ценности, нормы, благодаря которым субъекты взаимодействуют;

• Действия и материальные предметы, с помощью которых объективизируются нематериальные ценности, значения, смыслы - социально-культурная деятельность.

Социально-культурное пространство является формой реализации социально-культурной деятель-ности и представляется в неспецифических и специфических вариантах. Социокультурное образова-тельное пространство как вариант социально-культурного пространства, может рассматриваться как фактор разрешения противоречия между уровнем культурных притязаний членов общества и по-требностью общества в регулярности и системности трансляции культурных ценностей индивидам.

Литература

1.Давыдов Ю.Н. «История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. Изд.3е.-М.6 КомКнига, 2010г.

2. Каган М.С. Культурология Дос. Учебник /Под ред. М.С.Кагана.- М.: Высшее образование, 2007 г.

3.Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. М.: Прогресс -Традиция.2006г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.