февралю - метелицы», «Вьюги да метели под февраль полетели». В зимние месяцы в России много бытовых и религиозных праздников, главные из которых Новый год, Старый Новый год и Рождество. В их праздновании тесно переплетаются языческие обряды и христианские традиции.
Жизненная философия русского человека проявляется в идеях о том, что каждому свое время. И эта мысль часто связано с зимним временем года: «Нет зимы, которая бы не кончалась», «Заковал мороз реки, но не навеки», «Зима лето пугает, да всё равно тает». Все в мире быстротечно, человек должен привыкнуть к смене времен года. Так рассуждает русский человек: «Зиме и лету перемены нету». Зима часто антиномична другим временам года: лету - «Лето проходит - зима настает», «Холодная зима — жаркое лето», «Зима не лето — в шубу одета»; весне - «Лютуй, февраль, не лютуй, а на весну брови не хмурь», «Январь - весне дедушка».
В паремиях русского языка наблюдается персонификация зимы и зимних явлений природы: «Зимой солнце сквозь слезы улыбается»; «Зимушка родная устали не знает». Зима ласково именуется зимушкой, используется эпитет родная.
Образ зимы - один из наиболее важных в русской языковой картине мира. Он формируется как собственно лингвистическими средствами, так и другими факторами, словесными образами (обще поэтическими и индивидуально-авторскими: русская молодка, белая лебедка), лингвокультурологическими (народными названиями месяцев, дат: Никола Зимний, пословицами, пословичными приметами, праздниками и обрядами, сохраняющимися в когнитивном сознании народа на протяжении многих поколений), лингвострановедческими (отражающими специфику страны). Список использованной литературы:
1. Гордиенко А.А. Человек и природа: автореф.дис... докт.филос.наук. Новосибирск, 2000. 46 с.
2. Кочнова К.А. Образ зимы в индивидуально-речевой системе А.П.Чехова // Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 9.
3. Кочнова К.А. О многообразии терминологии в вопросе изучения языковой картины мира писателя // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4-1. С. 56-59.
4. Кочнова К.А. Языковая модель пейзажа А.П.Чехова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 3-2 (45). С. 117-120.
5. Михеева Л.Н. Время в русской языковой картине мира: автореф. дис. ... канд.филол. наук. М., 2004. 24 с.
6. Салатник Т.В. Национально-культурная специфика концептов времен года: автореф. дис... канд. филол. наук. СПб., 2007. 21 с.
7. Чанчина А.В. Мотивированность: сущность понятия // Х Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки. Н.Новгород, 2006.
© Ю.С. Киселева, 2015
УДК 808.41
Т. А. Коренева
Студентка, экономический факультет Курганская государственная сельхозакадемия имени Т.С. Мальцева г. Курган, Российская Федерация
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ: ИЗУЧЕНИЕ МЕСТНЫХ
ГОВОРОВ СТУДЕНТАМИ СЕЛЬХОЗВУЗА
Аннотация
В статье освещается изучение местных говоров как прием формирования профессиональной языковой личности выпускника сельскохозяйственного вуза. Описываются диалектные приметы одного из районов
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
Курганской области, где велись наблюдения за речью с целью анализа культурно речевых ошибок.
Ключевые слова
Профессиональная языковая личность, профессиональная коммуникация, областные говоры, особенности
говоров, областная лексика.
Студент современного сельскохозяйственного вуза как профессиональная языковая личность нацелен на активную работу со словарями, кодифицирующими языковые нормы; работу по освоению научного и официально-делового стиля речи, приобретению навыков выступления с публичной речью и ведения дискуссии, совершенствованию коммуникативных качеств речи. Вчерашнему сельскому школьнику необходимо освободиться от речевых ошибок, связанных с диалектными языковыми явлениями, чему способствует научное представление об особенностях говоров родного края.
С другой стороны, приобретенное умение наблюдать за языковыми явлениями поможет выпускнику вуза осуществлять профессиональную деятельность, грамотно выстраивая коммуникативные стратегии и применяя речевые тактики. «При помощи речи побуждают партнера по коммуникации начать, изменить, закончить какую-либо деятельность, влияют на принятие им решений или на его представления о мире» [3, с. 22]. Начинающему специалисту, руководителю предприятия агропромышленного комплекса, фермеру предстоит не только работать с документами, использовать новые технологии, но (и это главное) устанавливать деловые связи, организовывать труд людей. Кроме того, работа над диалектными языковыми явлениями пробуждает интерес к истории языка и истории народа, к жизни села. Напомним, что «основу русского народного мировоззрения составляет крестьянское сознание, главным трудом считается земледельческое дело, хлебопашество. Именно этот вид деятельности является основным источником духовного и материального блага» [2].
Студентами Курганской ГСХА проводились наблюдения за языковыми явлениями Лебяжьевского района Курганской области. Сведения о говорах Курганской области имеются в работах М.А. Колосова, В.П. Бирюкова, А.Н Зырянова [4, с. 1]. Во-первых, нами были выявлены экстралингвистические факторы, связанные с историей освоения края. Пришлое население Курганской области было преимущественно из северных губерний России. Потомки носителей северновеликорусских говоров во многом сохранили звуковой состав, грамматический строй, лексический запас. Однако южные районы области заселялись казачеством, переселенцами с Украины, оставившими следы южнорусского наречия. В селах Лебяжьевского района можно встретить яркие приметы и тех и других говоров, что делает затруднительным общение с жителями названной местности.
Смущает своеобразная фонетическая окраска, например: на месте мягкого шипящего [щ'] произносится долгий твердый шипящий [шш] - черта северных говоров (пищит - пи[шш]ит, трещит -тре[шш]ит); в безударных слогах после твердых и мягких согласных на месте [и] произносится [а] - примета южного наречия (сестра - с'[а]стра). Характерная для северян вставка звуков [д], [т] (нравится - н[д]равится) соседствует с южным употреблением чередующихся согласных (слушай - слу[х]ай, беги - бе[ж]и). Приведем некоторые примеры морфологических особенностей: совпадение окончаний существительных в дательном и творительном падежах множественного числа (с конфетами - с конфет[ам], за коровами - за коров[ам]); в окончаниях глаголов 3-го лица отсутствует [т] (поможет - помож[е], заживет - зажив'[е]); в глаголах начальной формы на месте -чь употребляется -кчи (беречь - бере[кчи], подстричь - подстри[кчи]); примечательны формы личных местоимений 3-го лица (он -[й']он, она - [й']она, с ним - с [й'ом]); в то же время родительный падеж притяжательного местоимения его имеет форму евонный. В морфемный состав существительных привносятся своеобразные суффиксы (молоко - молочина, мясо - мясина). Синтаксические отклонения от литературной нормы в построении словосочетаний и предложений: используются частицы няуж, неш (неужели), ну дак ч[о] (ну что ж); (Ну дак ч[о], поехали.) и другие, также предлоги озли, гли (около, возле), (озли мосту); деепричастия на -лшы в роли сказуемого (сидят руки сложилшы; нанялшы строить). Областная лексика: спотки (варежки), лопотина, хахаряжка (одежда), будыльки (репей) и проч. [1]. Между тем, словарь носителей говоров отличается многозначностью, синонимией, омонимией, яркой фразеологией.
Грамотное восприятие диалектной народной речи играет важную роль в профессиональной коммуникации. Выпускник сельхозвуза, руководитель или специалист, проявляющий внимание к особенностям областных говоров, как профессиональная языковая личность сможет продемонстрировать стратегию положительной тональности общения, которая будет способствовать плодотворному решению производственных вопросов.
Список использованной литературы:
1.Архив кафедры русского и иностранных языков Курганской ГСХА. Лебяжьевский район-2015.
2.Голованова, Е.И. Категория профессионального деятеля в динамическом пространстве языка: лингвокогнитивный анализ: автореф. дисс. ...д-ра филол. наук. Челябинск, 2004. ULR: http: www. dissercat.com/ content/ kategoriya-professionalnogo-deyatelya. Дата обращения 7.11.2015.
3.Иссерс, О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О.С. Иссерс. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - 288 с.
4.Мясников, Г.Ф. Диалектные ошибки учащихся и работа над ними в школе / Г.Ф. Мясников. - Курган: Курганский пединститут, 1958. - 79 с.
© Коренева Т. А., 2015
УДК 659.4.011
Ш.А. Якупов
студент 4 курса гуманитарного факультета Нижневартовский государственный университет Научный руководитель: Ю.В. Корнейчук к. филол. н., преподаватель кафедры филологии и массовых коммуникаций
Нижневартовский государственный университет г. Нижневартовск, Российская Федерация
СПИЧРАЙТИНГ КАК ОДНА ИЗ РАЗНОВИДНОСТЕЙ РЯ
Аннотация
В статье раскрываются основные аспекты спичрайтинга как одной из разновидностей PR, указываются особенности письменных и устных речевых произведений как результата работы спичрайтера, а также проводится анализ особенностей возникновения спичрайтинга как явления современного общества.
Ключевые слова
Спичрайтинг, спичрайтер, публичные коммуникации, речевое произведение, текст.
Общество современности нельзя представить без напряжённых информационных обменов -предшествующее XX столетие в России примечательно ростом и созданием иной коммуникационной среды. Потоки информации становятся рычагами управления общественными процессами. Во многих странах, которые пошли по пути демократизации, в том числе и в России, в этот промежуток времени происходит формирование активных публичных коммуникаций. Действующими лицами этих коммуникаций становятся как граждане, так и общественные и государственные институты.
Становление активной публичной коммуникации нашло отражение в речевой практике общества: изменения произошли в языковой и речевой ситуации. В это время происходит становление и структурирование огромного массива, который правильно обозначить как устная публичная речь.
В устной публичной речи вырабатываются своеобразные речевые стратегии, индивидуальная система речевых актов, индивидуальные иные, качественно новые виды текстов. В совокупности это привлекает к себе особое внимание российского общества к проблемам русского языка, является причиной восстановления такой науки как риторика, а также активной практики общественности.