Научная статья на тему 'Формирование профессиональной самооценки у студентов педагогических вузов'

Формирование профессиональной самооценки у студентов педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМООЦЕНКА / Я-КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ / САМООЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА / САМООЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / SELF-ASSESSMENT / PROFESSIONAL SELF ASSESSMENT / I-CONCEPT OF THE PERSONALITY / SELF ASSESSMENT OF THE RESULT / ROFESSIONAL PEDAGOGICAL REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белого Наталья Владимировна, Гавришева Наталья Александровна

Рассматривается рефлексивное отношение будущего педагога к собственной деятельности, которое является одним из важнейших педагогических и психологических условий формирования личности, глубокого критического анализа и осмысления своей профессиональной деятельности и дальнейшего конструктивного совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of students' professional self-appraisal in teacher training institutes

Reflective attitude of the future teacher to his/her activities is discussed as it is one of the main pedagogical and psychological conditions of personality formation, profound critical analysis and understanding the professional activities and its further constructive development.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной самооценки у студентов педагогических вузов»

УДК 378.147 ББК 74.58

Н.В. Белого, Н.А. Гавришева

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

го

ш

ф

Э

s ср ш го

< ±

0 ц

ф

LD 0Q

1

Рассматривается рефлексивное отношение будущего педагога к собственной деятельности, которое является одним из важнейших педагогических и психологических условий формирования личности, глубокого критического анализа и осмысления своей профессиональной деятельности и дальнейшего конструктивного совершенствования.

Ключевые слова: самооценка, профессиональная самооценка, Я-концепция личности, самооценка результата, самооценка потенциала, профессиональная педагогическая рефлексия.

Новая социокультурная и экономическая ситуация требует от сегодняшних студентов гибкости мышления и способности к быстрому реагированию в нестандартных, стремительно меняющихся условиях.

Одним из ведущих направлений современной системы образования является обеспечение внутренних условий (потребностей, способностей, установок) для саморазвития через механизмы самопознания, рефлексии, деятельности самоосуществления. Для реализации данного направления становится необходимым анализ сущности, способов и путей повышения качества образовательного процесса, его динамики и особенностей организации в практической сфере.

В настоящее время школе необходимы учителя, которые могут анализировать, корректировать и совершенствовать самостоятельно свою педагогическуюдеятельность.Формирование этих важных качеств составляет основу профессиональной педагогической рефлексии и имеет большое значение в вузовской подготовке будущего учи-теля.Необходимость воспитания рефлексивного отношения учителя к собственной деятельности основана на формировании у студентов адекватной самооценки в профессиональной деятельности, которая должна стать

дополнительным стимулом в стремлении учителя к совершенствованию мастерства.

В рамках подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности необходимо не просто сформировать необходимые знания, умения и навыки, но и научить студента осмысливать результаты своих действий, специфику деятельности, личностные проявления, а также вырабатывать на этой основе профессионально-личностную направленность. Основанные на рефлексии самоанализ и самооценка в учебной и профессиональной деятельности обеспечивают контроль, коррекцию и побуждают студентов к саморазвитию и самосовершенствованию.

Понятие самооценки непосредственно связано с тем, как человек оценивает свои собственные качества. Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. При этом одни и те же качества могут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане (и тогда они повышают самооценку), а другим - в негативном (и тогда они ее, естественно, понижают).

Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру, в значительной мере определяя социальную адаптацию личности и являясь регулятором ее поведения и деятельности. При этом следует понимать, что само ее

формирование происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.

Профессиональная самооценка может быть рассмотрена как важнейший элемент в структуре профессиональной Я-концепции личности. Рассматривая профессиональную самооценку как образование, от которого в значительной степени зависит профессиональная успешность личности, А.А. Реан выделяет в ней операционально-деятельност-ный и личностный аспекты.

Операционально-деятельностный аспект самооценки связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в оценке своего профессионального уровня (сформированности умений и навыков) и уровня компетентности (системы знаний). Личностный аспект профессиональной самооценки выражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа Я-профессионального. Самооценка по этим двум аспектам не обязательно согласована. Рассогласование самооценки по операционально-деятельностному и личностному аспектам влияет на профессиональную адаптацию, профессиональную успешность и профессиональное развитие личности.

В структуре профессиональной самооценки целесообразно также выделять: самооценку результата и самооценку потенциала.

Самооценка результата связана с оценкой достигнутого и отражает удовлетворенность/неудовлетворенность достижениями. Самооценка потенциала связана с оценкой своих профессиональных возможностей и отражает, таким образом, веру в себя и уверенность в своих силах. Низкая самооценка результата в сочетании с высокой самооценкой потенциала является фактором профессионального саморазвития личности. Указанный самооценочный паттерн лежит в основе позитивной мотивации саморазвития и коррелирует с социальным и профессиональным успехом личности, в том числе и в педагогической деятельности. В тео-

ретическом и прикладном плане важно изучать не просто недифференцированную самооценку, а конкретные ее составляющие и их соотношение. Именно с самооценочными паттернами, а не с упрощенной обобщенной самооценкой связаны объяснительные механизмы профессиональной успешности и динамичного профессионального развития личности. Исследования А. Реан показали, что образ «Я» у педагогов наиболее отдален от идеала по таким качествам, как уступчивость, лидерство и доверчивость. Причем, по лидерству отклонение отрицательное, а по двум другим качествам - положительное. Это означает, что лидерство, по самооценке педагогов, выражено у них недостаточно; имеется желание развивать в себе это качество, приближаясь к «идеальному» образу педагога-профессионала.

Формирование у будущих учителей самооценки есть психологическое условие для интенсификации процесса обучения в вузе, открывающее путь к совершенствованию процесса подготовки специалиста педагогической профессии. При реализации такого подхода в действие включаются «рефлексивные механизмы», способствующие формированию важнейших умений и навыков педагога. Задача преподавателей вуза заключается в том, чтобы направить рефлексивные процессы; оценочное отношение, корректировку и самоконтроль в ходе подготовки будущего учителя в нужное направление, активизировать деятельность студентов через формирование самооценки студентами своей профессиональной готовности как стимула к развитию педагогических умений и навыков.

Изучением особенностей самооценки и способов ее формирования у студентов занимались А.В. Захарова, Н.В. Кузьмина, В.Ф. Сафин. Исследователи отмечают, что процесс формирования самооценки во многом способствует восприятию себя как активного субъекта деятельности, начиная с первых дней обучения в вузе. От уровня сформированности

га ч: ш

о

е

го m <u Э

s ü ш го

<С ±

0 ^

ф

LD

0Q

самооценки напрямую зависит степень продуктивности и самоэффективности, что нашло свое подтверждение в работах Р. Бернса, Л.В. Бороздиной, А.И. Лип-киной, Е.А. Серебряковой. Изучению вопросов формирования самооценки в процессе включения субъекта в профессиональную деятельность посвящены работы С.Х. Асадулина, И.С. Кона,

H.В. Кузьминой, А.М. Матюшкина, А.А. Реана, И.И. Чесноковой. Анализ научных источников показывает, что стержневым смыслообразующим фактором, обеспечивающим степень готовности выпускника педвуза к осуществлению педагогической деятельности, является сформированность следующих интегральных характеристик личности педагога: профессиональное самосознание, профессиональная рефлексия и профессиональная самооценка. Формирование профессиональной самооценки у будущего учителя как одного из важнейших элементов профессионально-педагогической рефлексии -основа совершенствования профессиональных качеств учителя.

Знание и сопоставление личностью своих психологических особенностей с требованиями профессиональной деятельности может стимулировать у будущих педагогов активность, направленную на самосовершенствование, самовоспитание.

Развити самооценки профессио-наль-но значимых качеств будущего учителя зависит от содержания и условий организации его учебно-практической деятельности. К условиям, стимулирующим развитие самооценки профессионально значимых качеств у студентов педвуза как важного фактора профе-сиональной коррекции и самосовершенствования, относятся следущие:

I. Формирование установки личности на самовоспитание и учет своих индивидуально-психологических качеств процесса выполнения учебно-практических задач, обращенность на себя как субъекта деятельности;

2. Использование коллективных форм познавательной деятельности, ролевых заданий, в которых благодаря групповой апперцепции происходит активное усвоение необходимых профессиональных эталонов и образцов;

3. Организация оценочной деятельности студентов (самооценка и групповая оценка профессионально значимых качеств).

Основными условиями формирования профессиональной самооценки являются следующие:

• создание рефлексивной среды обучения, постоянное обращение к самоанализу на основе концептуальных позиций и эталонных видов деятельности;

• последовательное введение в учебный процесс новых структур профессиональной деятельности, которые составляют предмет изучения;

• организация групповых, коллективных обсуждений и экспертных оценок в целях корректирования неадекватности самооценки;

• выработка потребности у студентов и стремления к достижению высших нормативных показателей и оценок профессиональной деятельности и к самосовершенствованию профессиональных умений;

• постоянное повышение требований к уровню оценки профессиональной деятельности и развитие самооценки на основе этих требований;

• индивидуализация процесса формирования у студентов самооценки и потребности к самоанализу.

В ходе организации учебного процесса желательно создать психологическую обстановку делового коллективного обсуждения содержания задач и заданий, способов их выполнения отдельными студентами, стимулировать стремление студентов к критическому анализу и коррекции своих действий, направить их внимание на повыше-ние качества своих профессио-нальных умений. Таким образом, в ходе профессиональной подготовки будущего педагога рефлексивное

отношение его к собственной деятельности является одним из важнейших педагогических и психологических условий формирования личности, глубокого критического анализа и осмысления своей профессиональной деятельности и дальнейшего конструктивного совершенствования ее. Неотъемлемой составляющей рефлексивных процессов выступает самооценка, которая, в свою очередь, служит началом многих рефлексивных процессов. В основу профессиональной подготовки будущих учителей должны быть положены принципы рефлексивной модели профессионального мастерства.

Результативность профессионального самосовершенствования будущих педагогов зависит от следующих факторов:

• степени овладения теорией и методикой профессиональной педагогической рефлексии;

• уровня сформированности профессиональной самооценки у будущего учителя, как одного из ведущих элементов профессиональной педагогической рефлексии;

• наличия положительной установки на работу по совершенствованию профессионально значимых качеств своей личности и обеспечения систематической и последовательной работы над собой.

Центральным элементом формирования профессиональной самооценки студентов должно быть стремление ее к адекватности. Формирование адекватной самооценки состоит в том, что студенты объективно могут понять позитивные и недостаточные успехи в профессиональном образовании, испытывают потребность соизмерять свои возможности и достижения в соответствии с условиями и эталонами, регулировать процесс самосовершенствования.

Необходимыми условиями при формировании профессиональной самооценки являются следующие: создание рефлексивной среды обучения, постоянное обращение к самоанализу на основе концептуальных позиций и эталонных видов

деятельности; последовательное введение в учебный процесс новых структур профессиональной деятельности, которые составляют предмет изучения; организация групповых, коллективных обсуждений и экспертных оценок в целях корректирования неадекватности самооценки; выработка потребности у студентов стремления к достижению высших нормативных показателей и оценок профессиональной деятельности, к самосовершенствованию профессиональных умений; постоянное повышение требований к уровню оценки профессиональной деятельности и развитие самооценки на основе этих требований; индивидуализация процесса формирования у студентов самооценки и потребности к самоанализу.

В ходе учебного процесса у будущих учителей по мере освоения педагогической деятельности происходит формирование и развитие приемов и способов рефлексирования (рефлексивных умений), выраженность которых является основой формирования адекватной самооценки.

Одним из способов активизации педагогической рефлексии является система специальных заданий, установки наблюдать, оценивать, анализировать собственные действия, а также подвергать их самоанализу и самооценке. Сформированное в процессе вузовской подготовки студентов умение адекватно оценивать собственные профессионально-педагогические знания и умения способствует в целом реализации индивидуального творческого потенциала будущего учителя, обеспечивает перспективы его дальнейшего профессионального совершенствования. Библиографический список

1. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993. - 100 с.

2. Кондаков И.М. Проблемы профессиональной социализации личности. -СПб.: Питер, 1996. - 200 с.

3. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. - М., 1990. - 200 с.

га ч: ш

о

е

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Академия, 1996. - 308 с.

5. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Академия, 2004. - 320 с.

6. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 58-64.

7. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Воронеж, 1996.

8. Реан А.А., Бордовская Н.В., Ро-зум С.И. Психология и педагогика. -СПб.: Питер, 2000. - 300 с.

УДК 378.147 ББК 74.58

Н.Ю. Кифик

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Раскрываются педагогические условия формирования самообразования будущих учителей при кредитной системе обучения; раскрывается роль педагога и самих студентов в данном процессе.

Ключевые слова: кредитная система обучения, педагогические условия, самообразовательная компетенция, будущие учителя, элективный курс.

s

О. i

Для выявления педагогических условий формирования самообразования будущих учителей при кредитной системе обучения мы определили стратегию исследования, в качестве которой выступают личностно-деятельностный и информационный подходы.

Прежде, чем непосредственно рассмотреть педагогические условия эффективного функционирования и развития системы формирования самообразования будущего учителя в условиях кредитной системы обучения, необходимо остановиться на определении понятия «условие». Условие как философская категория выражает отношения предмета или процесса к окружающим его явлениям, без которых он не может существовать. В отличие от причины, которая непосредственно порождает то или иное явление (процесс), условия составляют ту сферу, обстановку, в которой процесс возникает, существует и развивается [1].

Исходя из социального заказа высшей школе в аспекте исследуемой проблемы сущностной характеристики кредитной системы обучения, специфи-

ки процесса формирования самообразовательной компетентности студентов, особенностей их готовности к образовательной деятельности, возможностей лич-ностно - деятельностного и информационного подходов, нами выявлены следующие педагогические условия: формирование у будущего учителя положительной мотивации осуществления самообразовательной деятельности; активизация самообразовательной деятельности будущих учителей посредством использования интерактивных материалов (электронного учебного пособия, активного раздаточного материала); включение будущего учителя в творческо-поисковую деятельность, обеспечивающую личностный рост будущего учителя. Рассматриваемые педагогические условия направлены на реализацию следующих задач:

• формирование внутренних мотивов будущего учителя, формирования самообразовательной компетентности, потребности в непрерывной самообразовательной деятельности;

• формирование личности студента как активного субъекта деятельности;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.