об особенностях дискурса и законах его планирования и управления позволяет обучаемому постичь ментальную и духовную сущность носителей изучаемого языка.
Таким образом, мы считаем, что, исходя из специфичности спортивной речи, курс обучения студентов-спортсменов должен быть построен на ограниченном грамматическом материале, с большой степенью аппроксимации в фонологическом компоненте лингвистической компетенции, с учетом минимизации семантического компонента и с использованием профессиональной лексики. Коммуникативная способность обучаемых развивается через вовлечение их в решение широкого круга значимых, реалистичных, имеющих смысл и достижимых задач, успешное решение которых является конечной целью обучения. Организация обучения с использованием спортивной тематики служит развитию коммуникативной компетенции обучаемых в необходимых им пределах.
Список литературы:
1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лин-гводидактика и методика: учебное пособие для студ. лингв. ун-тов. и фак. ин-яз высш. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2004. - 336 с.
2. Масалкова Э.В. Обучение общению на английском языке студентов факультета физической культуры: дис. ... канд. пед. наук, 2006. - 207 с.
3. Мильруд Р.П. Компетентность и иноязычное образование // Сборник научных статей Таганрогского государственного радиотехнического университета. - Таганрог, 2004. - С. 65-79.
4. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка. - Страсбург: Cambridge University Press, МГЛУ; 2003. - 256 с.
5. Hymes D. On Communication Competence. University of Pennsylvania Press. - 1971.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ К РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ)
© Тягунова Е.А.*
Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга, г. Петропавловск-Камчатский
В статье освещен вопрос подготовки студентов-логопедов. Автором обращается внимание на то, что в связи с изменением стандартов обу-
* Доцент кафедры Общей и специальной психологии, кандидат психологических наук.
чения в вузах, снижением успеваемости учащихся по родному языку, растет поколение неграмотных детей, что требует особой готовности от студентов специальности «Логопедия». Необходимо формировать комплекс функций, задач, компетенций для всесторонней готовности к осуществлению профессионально деятельности.
Ключевые слова высшее образование; логопедия; логопеды; логопедическая помощь; коррекционная педагогика; подготовка логопедов.
Проблема подготовки будущих учителей-логопедов к профессиональной деятельности в современных педагогических исследованиях рассматривается полно и многосторонне. Повышение качества подготовки студентов-логопедов требует научно-обоснованного подхода к выбору наилучших вариантов построения учебно-воспитательного процесса. Государственный образовательный стандарт, очерчивающий требования к современному учителю-логопеду и содержанию его профессиональной подготовки, обозначает необходимый профессиональный уровень выпускника вуза по этой специальности. Основное место в подготовке учителей-логопедов отводится умению распознавать и устранять речевые дефекты у лиц, имеющих нарушения речи.
Вопросы общей профессиональной подготовки логопедов в вузе рассматриваются в работах ряда ведущих исследователей (Л.И. Белякова, 1986, 1998; Л.С. Волкова, 1989, 1998, 2003; Р.Е. Левина, 1968; О.В. Правдина, 1959; В.И. Селиверстов, 1995; Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 1987, 1989).
Языковое образование и речевое развитие учащихся - это та реальность, с которой столкнется каждый студент, ступивший на путь логопеда-профессионала. Доктор педагогических наук, академик РАО, Т.Г Рамзаева считает, что возросшая потребность в логопедической помощи на начальной ступени обучения обусловлена рядом факторов. Прежде всего, на современном этапе проходит публичное агрессивное насаждение искаженного русского языка. Во-вторых, изменился психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу. Увеличился поток учащихся с нерезко выраженными недостатками слуха, зрения, познавательной деятельности, высших психических функций. У этих детей отмечаются недостатки речевого развития первичного или вторичного генеза, что в свою очередь обуславливает появление трудностей в освоении программы начальной и средней школы.
В результате меняются роль и место логопеда в общеобразовательных учреждениях - он становится экспертом номер один по причинам затруднений, появляющихся у детей по русскому языку, а совместно с психологом -и по проблемам успеваемости по другим предметам [1, с. 45]. Задачи формирования профессионального мышления рассматриваются этими специалистами как формирование умения адекватно оценивать результативность собственной работы и критически относиться к литературным источникам, т.е. опираясь на полученные научные и профессиональные знания, свободно
ориентироваться в большом количестве современных пособий, нередко низкого качества. В процессе обучения новой профессии учителя-логопеда реализуются адаптированные к целям и задачам профессиональной подготовки программы, в которых основное внимание уделяется разделам, формирующим профессиональные знания, умения и навыки. В ходе реализации данных программ решается ряд целей и задач:
- формирование профессиональных представлений о системе работы логопеда по восполнению пробелов в развитии речи детей как одного из условий формирования полноценной речевой и учебной деятельности воспитанников дошкольных и учащихся школьных образовательных учреждений;
- формирование теоретических основ, понятийно-терминологической базы логопедии; знакомство с основными понятиями, наиболее широко используемыми в современной логопедии;
- формирование понятия о речи, как о деятельности, требующей высокой активности обучаемого во всех ее видах, имеющих определенную лингвистическую структуру, что обуславливает необходимость реализации деятельностно-операционального подхода в логопедии;
- формирование представлений о развитии речи в онтогенезе во взаимосвязи с развитием базовых предпосылок психической деятельности ребенка, понятий возрастных и социальных нормативах уровня сформированное™ различных сторон речи;
- раскрытие психолингвистических механизмов, обеспечивающих успешную реализацию коммуникативного взаимодействия во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме;
- обобщение современных представлений об особенностях формирования данных механизмов в условиях недоразвития речи первичного генеза;
- развитие практических навыков работы в соответствии с современными подходами к содержанию и направлениям реализации кор-рекционной работы, т.е. освоение современной технологии коррек-ционного обучения детей с недоразвитием речи первичного генеза [1, а 47].
Проблема подготовки учителей-логопедов в первую очередь связана с формированием готовности к предстоящей профессиональной деятельности. Под готовностью к профессиональной деятельности понимают сложное динамическое образование личности, позволяющее определенному субъекту успешно осуществлять педагогическую деятельность. На сегодняшний день выделяют два основных подхода в проблеме готовности к педагогической деятельности: личностный и функциональный. Функциональный подход рассматривает готовность как определенное функциональное состояние человека, как психологическое условие успешного выполнения деятельно-
сти. Личностный подход подразумевает под готовностью многоуровневую структуру качеств, свойств и состояний, позволяющих более или менее успешно осуществлять деятельность [2, с. 16]. Готовность к педагогической деятельности студента-логопеда является и результатом его профессиональной подготовки в процессе обучения в ВУЗе, и условием его успешной предстоящей деятельности.
Теоретическую готовность студент приобретает в результате освоения дисциплин предметного блока, осваивая тезаурус предстоящей профессиональной деятельности. В ходе освоения дисциплин предметного блока студент осознает цели специального образования, социальную ценность профессии логопеда не только для общества, но и для конкретной личности как субъекта коррекционно-развивающего процесса, ответственность перед обществом за результат педагогической деятельности, необходимость развития в себе профессионально-значимых личностных качеств.
Практическая готовность взаимосвязана и взаимообусловлена теоретической готовностью. Однако, как показывают наблюдения за деятельностью студентов 4-5 курсов специальности «Логопедия» Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга во время педагогической практики, практическая готовность претерпевает существенные качественные изменения по мере приобретения опыта взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушениям. К выпускному курсу у большинства студентов формируются профессиональные ценности - отношения: к себе, к логопатам (детям с речевыми нарушениями), к коллегам, к родителям, к профессиональной деятельности.
В результате исследований, проведенных Б.Д. Зодбаевой и др., были выделены основные функции педагога-дефектолога, на основе которых были сформулированы функции учителя-логопеда, готового к взаимодействию с детьми логопатами.
Воспитательно-образовательная функция:
- обеспечение целенаправленного взаимодействия с детьми - логопатами и ближайшим окружением (прежде всего семьей);
- полноценное использование возможностей личности ребенка как субъекта педагогической деятельности;
- расширение кругозора ребенка и оказание помощи в процессе социализации, формирование осознанного отношения к своему речевому дефекту и мотивации к его преодолению.
Диагностическая функция:
- овладение методами дифференциальной диагностики с целью их применения в педагогической деятельности;
- выявление этиологии речевых нарушений;
- изучение патогенеза речевых нарушений.
Коррекционная функция:
- планирование целей, задач, основных направлений, осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами;
- осуществление отбора методик с учетом формы, структуры и степени выраженности речевого нарушения;
- преодоление вторичных отклонений, возникающих на основе первичных нарушений устной речи;
- осуществление контроля динамики хода коррекционной работы.
Организационная функция:
- устранение неблагоприятных факторов, негативно влияющих на становление речи;
- создание благоприятных условий для развития ребенка на специальных занятиях;
- установление педагогически целесообразных отношений с детьми-логопатами, их родителями;
- выработка рекомендаций, соответствующих речевому дефекту, для продолжения занятий в условиях семьи.
Содержательная сторона деятельности учителя-логопеда определяется перечнем профессиональных знаний, умений и навыков. Они формируются в процессе овладения дисциплинами общекультурного, психолого-педагогического и предметного циклов.
Теоретические знания включают перечень психо лого-педагогических знаний:
- понятие «речевое нарушение» и области его применения в психолого-педагогической литературе;
- форм речевых нарушений и их дифференциальной диагностики;
- этиологии речевых нарушений;
- закономерностей речевого онтогенеза;
- принципов организации коррекционно-образовательного процесса в различных образовательных учреждениях.
Методические знания предполагают знания приемов и способов педагогического воздействия:
- знание педагогических методов коррекции речевых недостатков;
- знание способов оказания логопедической помощи детям с нарушениями речи;
- знание содержания и методов логопедической диагностики.
Технологические знания включают знание конкретных способов, приемов логопедического воздействия в частных педагогических ситуациях:
- знание способов коррекции речи у детей дошкольного, младшего школьного возрастов;
- знание технологий коррекции различных речевых нарушений.
Перечисленные профессиональные знания являются основой формирования профессиональных умений, т.к. в случае их недостаточного уровня
развития будущие учителя-логопеды не сумеют обеспечить практическую реализацию приобретенных знаний в процессе коррекционно-развивающей работы [5, с. 33]. Организационные, диагностические и коррекционные умения выступают основополагающими в структуре профессиональной готовности учителя-логопеда и содействуют успешному взаимодействию с детьми, имеющими нарушения речи.
Диагностические умения - это умения:
- учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей с нарушениями речи;
- самостоятельно выбирать диагностические методики для выявления степени сложности речевого дефекта, соотношение первичного и вторичного дефектов;
- на основе результатов речевого обследования отбирать и использовать формы и методы коррекционного обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- определение степени успешности проведенной коррекционной работы.
Коррекционные умения - это умения:
- осуществлять выбор коррекционных технологий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с речевыми нарушениями;
- планировать и осуществлять коррекционно-развивающие занятия, направленные на преодоление речевого дефекта;
- преодолевать отрицательное отношение к своему дефекту.
Организационные умения - это умения:
- устранять факторы, влияющие на появление вторичных отклонений у детей с нарушениями речи;
- создавать адекватные условия для стимулирования речевой коммуникации детей с нарушениями речи;
- содействовать психическому развитию детей с речевыми нарушениями;
- владеть способами организации игровых заданий и упражнений [2, с. 20].
Нет сомнений в том, что студент, успешно овладевший перечисленными выше знаниями и умениями, будет в состоянии не только с успехом вести логопедическую коррекцию, но и руководить коррекционными и логопедическими учреждениями.
Анализ теории и практики подготовки учителей-логопедов позволил выделить ряд противоречий.
Разрешение этих противоречий привело бы к повышению не только качества образования со стороны государства, но с другой стороны привело к повышению мотивационного компонента обучения самих студентов, стрем-
лению в полном объеме усваивать не только теоретические основы логопедии, но и в практической деятельности находить собственный стиль работы.
Задача повышения эффективности и качества обучения студентов-логопедов требует введения в этот процесс методов, повышающих творческую и профессиональную активность студентов, их практическую подготовленность. Для полноценного усвоения профессиональных знаний и формирования профессиональных умений и навыков необходима организация выполнения тех действий, которые отражали бы будущую профессиональную деятельность учителя. Это должны быть действия, выполняемые осознанно, с пониманием их роли и способов реализации. Но при этом важно, чтобы первые профессиональные пробы таких действий осуществлялись не на детях, а ещё в аудитории.
Впоследствии на производственных практиках студентам необходима полноценная поддержка всех участников их образовательного процесса - методистов, руководителей практики. Заинтересованность в них, желание расширить их практические знания и навыки профессиональной деятельности ведут к формированию адекватного, полноценного представления об образе логопеда и специфике логопедической работы в различных типах образовательных учреждений.
Повышение эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования и, конечно, улучшение качества профессиональной подготовки учителей-логопедов детских садов и школ. Решение этой проблемы, поставленной жизнью перед высшей школой, будет возможно, если вузы будут совершенствовать формы, методы подготовки специалистов, вооружая студентов новейшими технологиями обучения. Проходя на пути обучения все этапы формирования студента как личности, усваивая учебный стандарт и знакомясь с реальной деятельностью логопеда, студенты могут составить целостную картину специфики работы учителя-логопеда. Это и будет свидетельствовать о его профессиональной готовности реализовывать все направления логопедической работы.
Список литературы:
1. Грибова О.Е., Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Специфика реализации программ профессиональной переподготовки по специальности «Логопедия» // Коррекционная педагогика и специальная психология: актуальные проблемы, основные направления развития и перспективы научного поиска. Сборнник научных трудов. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 73 с.
2. Зодбаева, Б. Д. Формирование у студентов-дефектологов практической готовности к взаимодействию с дошкольниками с нарушением интеллекта // Школьный логопед: науч.-метод, журн. - 2005. - № 2 (5). - С. 16-22.
3. Корнева Г.Г., Соколова С.М. О готовности студентов первого курса дефектологического факультета к приобретению специальности олигрофе-
нопедагога // Учитель-дефектолог: проблемы подготовки. Межвузовский сборник научных трудов. - М.: МГПИ имени В.И. Ленина, 1989. - 215 с.
4. Лынская М.И. Информационные технологии в контексте подготовки бакалавров и магистров специального (дефектологического) образования / М.И. Лынская // Логопедия сегодня. - 2010. - N 1 (январь-март). - С. 29-32.
5. Рау Ф.А. Профиль подготовки специалиста-логопеда / Ф.А. Рау // Логопедия сегодня. - 2010. - N 1 (январь-март). - С. 33-36.
6. Шипилова Е.В. Особенности подготовки педагогов-психологов к работе с детьми с речевыми нарушениями // Школьный логопед. - 2005. -№ 2. - С. 23-27.
КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ДЕТСКОМ ТЕАТРЕ МОДЫ «БЕРЕГИНЯ»
© Цыганова М.В.*, Пономарева Е.В.*
Детско-юношеский центр Волгограда, г. Волгоград
Статья посвящена проблемам формирования ключевых образовательных компетенций у учащихся детского театра моды. Авторы показывают, что организация коллективного творчества, соблюдение необходимого ряда условий способствует формированию ключевых компетенций. Для каждого уровня приведены показатели освоения той или иной компетенции.
Ключевые слова: ключевые образовательные компетенции; продукт коллективного творчества; детский театр моды; три образовательных модуля.
В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.
Жан Жак Руссо видел в ребенке существо особой телесной и духовной организации. При формировании и развитии ребенка следует учитывать его
* Заведующий отделом, педагог дополнительного образования.
* Педагог дополнительного образования, педагог-организатор.