АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЛОГОПЕДИИ И КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ-ЛОГОПАТОВ
© Гаврилова А.А.*
Центр психолого-медико-социального сопровождения Забайкальского края «ДАР», г. Чита
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме в современной логопедии с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями и их коррекция в комплексном подходе. Особое внимание уделено системному подходу в работе с детьми-логопатами и особенностям организации педагогического процесса.
Ключевые слова децелерация, комплексный, системный подход, коррекционно-развивающая среда, личность учителя-логопеда, трудности обучения в школе, дети-логопаты.
Несомненно, система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. За последнее время значительно увеличилось количество детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Очень часто в детском возрасте встречаются патологии, связанные с нарушениями речи.
Диагностико-корекционный отдел является структурным подразделением Государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центра психолого-медико-социального сопровождения «ДАР» Забайкальского края» [7]. На сегодняшний день, поступающие в диагностико-коррекционные группы ЦПМСС дети - это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Почти все они из неблагополучных семей и являются логопатами.
В последнее время в специальной литературе все чаще можно встретить информацию с нездоровой тенденции, появившейся в нашем обществе - де-целерация. Это замедленный темп физического и интеллектуального развития. Причины этого явления неединичны: массовая алкоголизация; неврозы родителей; неблагополучный семейный микроклимат; сокращение дошкольных учреждений; отсутствие узких специалистов в системе дошкольного образования; загруженность родителей; перенасыщенность воздействия на неустойчивую психику детей средствами массовой телекоммуникации. И это одни из многочисленных оснований вызывающие необходимость привлечения узких специалистов: логопедов, дефектологов, психологов для осуществления комплексного подхода к детям-логопатам в области дошкольного образования, где фундаментом коррекции должно быть медикаментозное лечение.
Речевые нарушения приобретают все более тяжелые формы дефектов, сочетающиеся с задержкой психического развития резедуально-органичес- У
У читель-логопед.
Коррекционная педагогика
67
кого и социального генеза. Необходимо отметить, что на сегодняшний день речевая патология становится все сложнее. Дети начинают говорить позже, чем их сверстники 10-15 лет назад. Количество детей с речевыми дефектами постоянно растет, а нарушения выражены более резко как в плане звукопроизношения, так и в отношении таких сторон речи как фонетико-фонетическая, лексико-грамматическая, связная речь. Патологии носят системный характер. Таким детям необходим комплексный подход. Родители в таких случаях, чаще всего, даже не придают нужного значения сложившейся ситуации, считают, что «перед школой все само собой пройдет». Далее в процессе обучения у таких первоклассников появляются значительные трудности в освоении образовательной программы.
Следует еще раз подчеркнуть, что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать и не учитывать личностный подход, особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно отразиться на его дальнейшей жизни. Так как нарушения речи различны по выраженности, симптоматике, структуре и становятся важнейшей причиной неподготовленности детей к обучению в школе родному языку. Так как у таких детей нарушено фонематическое восприятие, лексико-грамматический строй речи, слабо развиты графомоторные навыки, беден словарный запас все это значительно затрудняет обучение в школе.
Патологии в речевом воспитании носят разнообразный характер и по-различному отражаются на общем развитии ребенка и его познавательной деятельности, тем не менее, отставание в учебе неизбежно, если ребенку вовремя не оказать логопедическую помощь. Ненужно забывать, что дошкольное образование является основным этапом развития ребенка. Тем временем в нашей стране сформировалась совсем иная педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей, поступающих в школу. Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в логопедических группах, - одна из актуальных задач современной педагогики [5].
Таким образом, следует заметить, что для достижения поставленных целей учителю-логопеду, нужно уметь очень много. Поэтому здесь нельзя не сказать о личности логопеда. Логопед должен обладать множеством или даже системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний и умений, которые формируют правильное представление о структуре дефекта, аномалии развития. Знать о методах психолого-педагогического воздействия и способы коррегирования, предупреждения, преодоления речевого нарушения. Успех в достижениях учителя-логопеда может быть только при условии наличия у него глубоких профессиональных знаний и навыков, однако, этого не совсем достаточно, основным преимуществом для достижения результативности в работе - это творческий подход, активная,
68
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
инициативная позиция. Важнейшее значение для эффективности работы по обучению, развитию и коррекции нарушения речи детей имеет личность логопеда, который должен обладать следующими качествами: коммуникабельностью, терпением, самообладанием, скромностью, справедливостью, выдержкой, самокритичностью, наблюдательностью, ответственностью и т.д.
Логопед не только дает ребенку возможность свободного общения, он -проводник маленького человека в разнообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребенке уверенность в собственных силах и возможностях, забывая про комплексы и страхи.
Но среди групп диагностико-коррекционного отдела ЦПМСС мало детей, имеющих лишь речевые нарушения. Помимо этих отклонений встречаются дети с умственной отсталостью, с задержкой психического развития.
Очень важно, чтобы коррекционная работа учителя-логопеда осуществлялась в тесном контакте со специалистами: дефектологом, психологом, воспитателями, инструктором по физкультуре, музыкальным руководителем и воспитателем по изобразительной деятельности. Ведущий педагог В.А. Сла-стенина предлагает следующие принципы:
Единство диагностики и коррекции. Эта информация нужна педагогу для того, чтобы не навредить, выявить допустимые индивидуальные и функциональные возможности ребёнка, найти и проконтролировать возможный путь коррекции и развития.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Опираясь на данную информацию формируются подгруппы по сходным дефектам и возрасту.
Принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий заключается в возмещении недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счёт компенсаторных функций, т.е. сохранных функций и формирование «обходных путей».
Принцип учёта возрастных особенностей. Ребёнок с аномалиями в развитии овладевает все теме же стадиями развития, что и здоровый, но только этот процесс протекает более медленнее. Он является закономерным для всех детей, отличие состоит в том, что у ребёнка с отклонениями в развитии периоды ускорения (сенситивные периоды) наступают в среднем на 2-3 года позднее.
Принцип адекватности педагогических воздействий. Этот принцип подразумевает под собой осуществление одной из основных закономерностей учебно-педагогического процесса. Решение коррекционно-развивающих, компенсаторных, лечебно-восстановительных задач, подбор средств, методов, методических приёмов, которые должны соответствовать реальным функциональным возможностям, интересам и потребностям ребёнка.
Принцип оптимальности педагогических воздействий означает разумное дозированные нагрузки, рациональную стимуляцию адаптационных процессов.
Принцип вариативности педагогических воздействий. Это безграничное разнообразие способов регулирования эмоционального состояния, воздей-
Коррекционная педагогика
69
ствия на зрительные, тактильные, слуховые анализаторы, речь, общую, мелкую моторику ребенка.
Принцип приоритетной роли микросоциума состоит в целостности коррекционной работы с ребёнком и его окружением, прежде всего с родителями. Так как огромную роль в становлении личности ребёнка играет семья [8].
Таким образом, коррекционно-развивающая работа является одной из важнейших ступенью образования в системе психолого-педагогической помощи детям с разнообразными аномалиями физического и психического развития. Коррекция нарушений и социальная адаптация детей предполагает продолжительную совместную работу специалистов различного профиля. Еще К.Д. Ушинский говорил, что развитие речи может осуществляться только в деятельности, только в упражнениях, которые должны быть по возможности самостоятельными, систематическими, логическими, устными и письменными.
Список литературы:
1. Анисимова Т.Г. Физическое развитие детей 6 лет. - Волгоград: Учитель, 2009. - 140 с.
2. Бадалян Л.О. Невропатология. - М.: Просвещение, 1997. - 317 с.
3. Кириллова Ю.А. Физические упражнения и подвижные игры на свежем воздухе для детей логопедической группы (ОНР). - СПб., 2005. - 144 с.
4. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1992. - 95 с.
5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - СПб., 200 с.
6. Организация деятельности коррекционного образовательного учреждения / Сост. О.О. Водоватов и др. - М., 2000.
7. http://сpmssdar.e-stile.ru.
8. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластениной. -М., 2002.
К ВОПРОСУ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОРГАНИЗАТОРА ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ В УСЛОВИЯХ ПЕДВУЗА
© Дзидзоева С.М.*
Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ
В статье дан анализ актуальности исследуемой проблематики профессиональной подготовки педагогических кадров для работы с деть-
* Доцент кафедры Дошкольного образования, кандидат педагогических наук.