УДК 376 ББК 74.5
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА ЗАКОННОСТИ
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ МИНЯЙЛЕНКО,
начальник адъюнктуры Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кандидат юридических наук, профессор МИХАИЛ ВАЛЕРЬЕВИЧ ЯКОВЛЕВ, адъюнкт кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России
E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируется процесс формирования профессиональной правовой культуры военнослужащих внутренних войск МВД России. Рассматриваются основные условия и факторы, обусловливающие формирование профессиональной правовой культуры через их дифференциацию на объективные и субъективные категории.
Ключевые слова: профессиональная правовая культура, право, формирование, законность, правомерная деятельность, условие, фактор.
Annotation. Analysed the process of formation of professional legal culture servicemen of internal troops of the MIA of Russia. Examined the main conditions and factors contributing to the formation of professional legal culture through their differentiation on objective and subjective categories.
Keywords: legal culture, law, formation, legality, legitimate activity, the condition factor.
В условиях развития и совершенствования новой российской государственности, упрочения позиций правящей политической конъюнктуры и гражданского общества существенно возрастают требования, предъявляемые к уровню общественной правовой культуры. Современная российская правовая культура находится в состоянии перехода к культуре персоноцентристского типа. Происходит не только количественное расширение прав и свобод граждан, но и качественная трансформация правовых механизмов осуществления этих прав, деятельности государственных учреждений. Правовая культура населения становится ключевым фактором, который должен обеспечить соблюдение режима законности и поддержание правопорядка.
Для военнослужащих внутренних войск МВД России эта проблема имеет особое значение. Военнослужащие внутренних войск МВД России - особая профессиональная группа со своим корпоративным сознанием, этикой и специфической ментальностью; они являются активными участниками правоприменительного процесса, в условиях реализации своего предназначения по обеспечению безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод
человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств1; от них во многом зависит состояние законности и правопорядка, а, в конечном счете - становление российского демократического, правового и социального государства.
В данной ситуации представляется особо важным понимание процесса формирования профессиональной правовой культуры военнослужащих внутренних войск МВД России как фактора, обусловливающего соблюдение режима законности.
Термин «формирование», как правило, употребляется для обозначения какой-либо длительной процедуры, конечным результатом которой станет порожденная форма, законченность. Формирование, применяемое к социальным явлениям, в частности, формирование правовой культуры, необходимо рассматривать как фрагмент развития, складывающийся в определенных условиях, под воздействием ряда взаимосвязанных факторов, которые представляют собой все те обстоятельства, которые вызывают определенную динамику в правовой культуре.
Сложность и многогранность процесса формирования правовой культуры обусловлены тем, что сама пра-
вовая культура включает в себя правовые отношения, правосознание, правовое поведение и деятельность, а также элементы правосознания, которое находится в тесной взаимосвязи с понятием правового менталитета, а последний сопряжен с правовой идеологией.
Проблемам правовой культуры и процессу ее формирования на сегодняшний день в юридической доктрине посвящено достаточно много исследований.
Значительный вклад в изучение понятийно-категориального аппарата правовой культуры, оказавший влияние на формирование выводов и научных положений большого количества исследований, внесли такие именитые ученые, как В.П. Сальников, исследовавший теоретико-методологический аспект правовой культуры, В.П. Малахов, рассматривающий современные подходы к взаимосвязи правовой культуры с правом, правовым сознанием, правовым менталитетом.
На официальном уровне также было подчеркнуто значение правовой культуры. Так, Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал, что «правовая культура должна прививаться с самого детства. Если уровень правовой грамотности у нас еще не очень высокий, то в этом виноваты не граждане, а само государство: значит, мы не уделяли должного внимания этой стороне деятельности»2.
Для рассмотрения влияния условий и факторов на формирование профессиональной правовой культуры военнослужащих и процесса их взаимосвязи необходимо провести их разграничение по категориям «объективное» и «субъективное».
Объективное можно рассматривать с нескольких позиций. В самом общем плане эту категорию можно рассматривать как все то, что существует независимо от сознания; в гносеологическом аспекте объективным является независящее от субъекта содержание сознания; в онтологическом - объективное выступает в качестве объективной реальности. Свойство объективности в социологии присуще всем общественным институтам, всем материальным и духовным отношениям. Субъективное же принято понимать как все то, что зависит непосредственно от субъекта-человека и человечества, как то, что не ограничено лишь сознанием. Таким образом, следует рассматривать факторы как элементы условий, как обстоятельства, субъективно влияющие на формирование профессиональной правовой культуры военнослужащего, а условия - как складывающиеся объективно обстоятельства.
К названным факторам можно отнести следующие:
а) правовое воспитание;
б) целенаправленная специальная деятельность соответствующих органов и должностных лиц, осуществляющих в пределах своей компетенции воздействие на военнослужащих (командиры, органы военной юстиции).
Правовое воспитание выступает не только в качестве влияющего на процесс формирования, но и
в качестве основного направления деятельности по формированию профессиональной правовой культуры военнослужащих; оно способствует перерастанию правовых знаний в правовую убежденность, которая, в свою очередь, является обязательным элементом правовой культуры.
Средства правового воспитания, формы, приемы и способы воздействия на сознание и волю военнослужащих детерминируют, прежде всего, динамику и качество формирования правовой культуры.
Задачи правового воспитания состоят в том, чтобы привить военнослужащему самостоятельность и ответственность в подходе к служебным и общественным делам, к активности в правовой сфере, уважение к нормам права, убежденность в необходимости их использования.
В рамках правового воспитания следует говорить и о правовом образовании как целенаправленном процессе формирования у военнослужащих убежденности в позитивном отношении к праву, истоки которого исходят от вузов внутренних войск.
Большинство военных образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск МВД России в сегодняшних условиях ориентированы на выполнение государственного заказа по подготовке кадрового потенциала по юридической специальности (40.05.01 - правовое обеспечение национальной безопасности), что обусловлено спецификой выполняемых внутренними войсками задач3.
Представляется необходимым подчеркнуть, что, исходя из специфики предназначения внутренних войск, в целях повышения профессионализма военнослужащих различных категорий, с 2001 г. в системе боевой подготовки войск в качестве предмета обучения введена правовая подготовка для солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров.
Более того, при назначении на вышестоящие воинские должности офицерам необходимо сдавать зачет по правовому минимуму, результаты которого учитываются аттестационной комиссией, что немаловажно для повышения правовой культуры руководителя, командира (начальника).
Заложенные основы права в процессе правового образования будущих офицеров внутренних войск выступают шагом на пути к профессиональной правовой компетентности и культуре, а сам процесс обучения курсантов праву направлен и на их общее развитие, на формирование у них новых способностей и возможность осуществления собственных действий в реальных ситуациях. По мнению А.А. Рогожиной, правовое образование способствует формированию ряда специфических особенностей, без которого становление будущего военнослужащего-профессионала невозможно. К таким особенностям она относит:
а) особый тип мышления. Каждый конкретно взятый правовой случай требует детального рассмотрения и исследования, а способность видеть отдельную
ситуацию через призму права и переносить правовую норму в конкретную ситуацию - это необходимая военнослужащему способность в ряде ситуаций, например, в случае привлечения военнослужащего к дисциплинарной или материальной ответственности;
б) особые языковые средства. Эта способность позволяет военнослужащему грамотно, с точки зрения права, излагать собственные мысли, уметь оценивать нормативные правовые акты на предмет соблюдения либо нарушения его собственных прав. Так, военнослужащий, ориентирующийся в правовой сфере, сможет применить правовой инструментарий, защищая свои права и законные интересы, осознавая при этом, что в силу специфики военной службы, заключая контракт о ее прохождении, сознательно ограничивает себя в реализации таких конституционных прав, как право на свободу передвижения, выбор места жительства и т.д.4
В процессе правового образования курсанты анализируют различные правовые ситуации, учатся разбираться в основной юридической терминологии, распознавать случаи нарушения правовых норм. Будущим офицерам внутренних войск прививают основы профессиональной правовой культуры, которые выражаются в возможности самостоятельного поиска и анализа информации правового характера, в приобретении общих навыков правомерного поведения.
В правовом воспитании, немаловажная роль принадлежит деятельности командиров по применению правовых норм, которые, осуществляя правоприменительную деятельность в рамках своей компетенции и применяя властные веления, оказывают непосредственное воздействие на сознание военнослужащих. Кроме того, широкий спектр воспитательных возможностей заложен в практике реализации норм законодательства о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел России. Найти инструмент воздействия и аккумулировать этот потенциал в единый, привести его в действие, - означает точно и неукоснительно соблюдать все правовые предписания как по существу рассмотрения жалоб, так и по соблюдению порядка и сроков их рассмотрения. Освоение курсантами вузов внутренних войск в рамках учебной программы юридических дисциплин, целенаправленная деятельность органов военного управления и командиров (начальников) по правовому воспитанию выступают детерминантами повышения уровня правовой культуры и преодоления правового нигилизма среди военнослужащих.
В доктринальной литературе высказываются мнения ученых о том, что правовое воспитание должно обогащаться более прогрессивными методами, в частности, использованием ролевых игр5. В игре такого характера передаются и усваиваются правовые ценности, которые приобретают высший
«статус» правил игры. Названное положение открывает широкие перспективы в разработке новых методик в правовом воспитании, а также в исследовании игрологических закономерностей правового регулирования.
Первый обозначенный нами фактор воздействует на формирование профессиональной правовой культуры во взаимосвязи со вторым, потому как субъектами и первого, и второго являются военнослужащие, преподаватели высших военных учебных заведений, командиры и должностные лица органов военного управления. Специальную их деятельность предлагаем представить в качестве многоуровневой, заключающейся, в частности, в использовании воспитательных возможностей воинских коллективов, юридической практики военных прокуратур. Первым уровнем воздействия можно считать влияние общественных институтов по предупреждению проступков и преступлений. Здесь воинские коллективы и иные объединения возлагают на себя обязанность осуществления превентивной функции, проводя соответствующего рода мероприятия с военнослужащими. Вторым уровнем воздействия можно справедливо назвать собрания воинского коллектива с целями обсуждения уже совершенного военнослужащим проступка или мелкого правонарушения, в выявлении их причин. Участвуя в обсуждении таких проступков, военнослужащие на конкретных фактах убеждаются в необходимости соблюдать законы и уставы, проникаются чувством нетерпимости к антиобщественным поступкам; усиливаются такие чувства, как справедливость и стремление к правопорядку.
Представляется актуальным, в данной многоуровневой деятельности, обозначить такой уровень воздействия, как построение правового диалога между органами военной прокуратуры и следствия и воинскими коллективами, истоком к которому служат факты возбуждения уголовных дел в отношении военнослужащих за посягательства на охраняемые уголовным законодательством общественные отношения.
Сведения и информация, обсуждаемая в диалогах такого характера, становится неким антипримером поведения, повышает активность военнослужащих в предупреждении негативных явлений. Разбирательство таких дел на судебной стадии уголовного судопроизводства становится своеобразной школой воспитания высокой гражданской позиции, ответственности перед законом и судом.
К условиям, складывающимся объективно, независимо от воли субъектов, предлагаем отнести следующее:
а) общественную макросреду, которая будет включать в себя политические, экономические, социальные, духовные факторы;
б) военную макросреду, т.е. специфические условия жизнедеятельности военнослужащих внутренних войск;
в) военную микросреду, т.е. конкретный коллектив, в котором проходит службу военнослужащий внутренних войск.
Как правовая культура воздействует на место человека в обществе, предопределяет его действия и поведенческие особенности, так и общество оказывает влияние на правовую культуру. Одним из главных воздействующих элементов общества на формирование правовой культуры является социальная среда, под которой понимаются условия жизнедеятельности людей. Она действует на формирование правовой культуры субъекта произвольно. В зависимости от характера социальной среды, от благоприятных или неблагоприятных ее условий и формируется правовая культура личности. Будучи военнослужащим внутренних войск МВД России, человек не перестает быть гражданином своего государства, не перестает быть личностью, находящейся в социуме, поэтому равно настолько же, насколько и человек, не имеющий отношения к военной службе, военнослужащий подвержен влиянию общества. Последнее характеризуется многогранностью и многоаспектностью, и каждая из сторон общества так или иначе оказывает влияние на формирование правовой культуры.
Так, экономический аспект воздействует на правовую культуру следующим образом. Общеизвестно, что экономический базис порождает и отражает состояние правовой надстройки, предопределяет характер и сущность права, а последнее теснейшим образом связано с категорией «правовая культура». Ухудшение экономического состояния государства, снижение уровня материального производства влекут за собой разрушение нравственных ценностей, отсутствие интереса к праву и, как следствие, снижение уровня правовой культуры.
Правовая сфера общества, несомненно, также оказывает свое формирующее влияние на правовую культуру. В законодательном порядке общество предъявляет целый комплекс требований к военнослужащим, к их деятельности и качествам. Названные требования содержат в себе правовые предписания, закрепляющие профессиональные обязанности военнослужащих. Однако, помимо обязанностей, закон предоставляет и права, которые могут быть ими реализованы. Так, в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»6 (ред. от 3 февраля 2014 г., с изм. от 4 июня 2014 г.) закреплены права военнослужащих и членов их семей. Но нельзя в данной связи не согласиться с И.В. Шебалкиным, который справедливо обращает внимание на отсутствие должного механизма реализации значимой части продекларированных в законе прав7.
Кроме того, одну из важных сторон в формировании профессиональной правовой культуры военнослужащих составляет правовая информация как элемент правового воздействия в рамках общественной макросреды. Несмотря на то, что формирование
правовой культуры нельзя рассматривать лишь как накапливание информации, знание и учет особенностей восприятия права имеет существенное значение в данном процессе. Человек далеко не всегда потребляет предлагаемую ему информацию, а в ряде случаев потребляет ее не совсем правильно. Фаза потребления представляет собой сложный процесс, характеризующийся активным влиянием психологических факторов, а в большей степени каналами передачи информации. Обилие информации из СМИ не всегда приводит автоматически к лучшим решениям и выводам. Различные источники правовой и иной информации в условиях развитого информационного российского общества становятся механизмами влияния на формирование правовой культуры. Таким образом, можно смело делать вывод о том, что средства массовой информации в рамках общественной макросреды играют немалую роль в процессе формирования профессиональной правовой культуры.
Следующий элемент общественной макросреды, который нельзя не отметить, - духовный. Эффективность существования всей правовой системы определяется наличием ценностей, которыми владеет общество, а возникновение этих ценностей непосредственно связано с индивидом, т.е. с субъектом, обладающим индивидуальным сознанием, деятельностью, мышлением. Правовая культура является частью общей культуры и соотносится с ней как часть и целое. Вбирая в себя два начала, юридическое и духовное, правовая культура является неким комплексом двух этих сфер, поэтому не только высокое развитие права, но также и высокий уровень развития культуры в обществе оказывает воздействие на ее формирование.
Несмотря на существенное влияние социальных институтов на формирование профессиональной правовой культуры военнослужащих, учитывая, что военнослужащие являются такими же членами общества, нельзя забывать о военной макросреде и ее специфике. Внутренние войска МВД России - это своеобразный социальный институт, и нельзя не учитывать его обособленность и относительную самостоятельность, его собственную логику функционирования, направления развития и внутренние законы и, проводя параллели между обществом в целом и макросредой военнослужащих, можно говорить об общем и специальном для двух этих категорий. Так, в первую очередь, отличительным и весьма специфичным фактором выступает воинский труд, неотъемлемая часть совокупного общественного труда, характеризующаяся в своей основе признаками целесообразности и общественной потребности.
Учитывая спрос и особую природу воинского труда, то, что этот труд не терпит никаких недочетов и брака, следует полагать, что он есть объективная предпосылка к тому, чтобы качество профессиональной правовой культуры было высоким.
Велико в формировании профессиональной правовой культуры и значение микросреды, т.е. конкретного воинского коллектива, в котором находится военнослужащий. Микросреда представляет собой совокупность материальных, политических, правовых и социально-психологических факторов, оказывающих непосредственное влияние на личность в процессе ее жизнедеятельности и осуществляющих с ней (личностью) взаимодействие. Влияние воинского коллектива как условие формирования профессиональной правовой культуры тесно взаимосвязано с вышеназванными факторами, а именно - с правовым воспитанием, потому как воздействующие субъекты первого и второго - командиры и начальники воинских подразделений. Так, чтобы преодолеть в правовом сознании военнослужащего существующие представления о фактах социальной несправедливости, например, таких, как протекционизм, волюнтаризм, грубость по отношению к подчиненным, несоблюдение уставного порядка, необходимо навести порядок в воинском коллективе. Только тогда, когда армия будет обеспечена всем необходимым, когда все члены воинского коллектива будут твердо следовать уставу, когда в той самой микросреде будет наведен порядок, тогда военнослужащий будет заинтересован в добросовестном исполнении своих служебных обязанностей, тогда в правильном русле будет развиваться его внутренняя правовая культура. Таким образом, налицо связь личного примера командира, военачальника как составной части целенаправленной специальной деятельности и, отчасти, правового воспитания как фактора формирования профессиональной правовой культуры и состояния внутренней микросреды как условия ее формирования. Представленная на конкретном примере взаимосвязь еще раз подчеркивает взаимодополняемость и взаимообусловленность условий и факторов в целом, подтверждает то, что их влияние на формирование правовой культуры военнослужащего внутренних войск МВД РФ возможно только в совокупности.
Таким образом, профессиональная правовая культура военнослужащих внутренних войск МВД России является ценностным ядром правой культуры современного российского общества; ее формирование осу-
ществляется комплексно, путем формирования таких ее структурных элементов, как правовая грамотность, правовая идеология, правосознание, правовое убеждение. Твердая позиция военнослужащих внутренних войск, заключающаяся в моделировании своих решений и действий через призму права, является неотъемлемой компонентой высоких результатов служеб-но-боевой деятельности. Специфика предназначения внутренних войск как важнейшего социально-политического института, от качества функционирования которого в значительной мере зависит эффективность деятельности институтов государства, является определенным цензом для военнослужащих в процессе выполнения задач по обеспечению соблюдения режима законности и поддержанию правопорядка, результаты которых детерминированы уровнем профессиональной правовой культуры.
1 Федеральный закон от 6 февраля 1997г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». Ст. 1.
2 Путин В.В.: Правовая культура должна прививаться с детства. URL: http://www. novopol.ru/-putin-pravovaya-kultura-dolj-na-privivatsya.
3 Приказ Министерства образования и науки от 12 сентября
2013 г. №1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования». Прил. № 3.
4 См.: Рогожина А.А. Правовая компетентность в системе общей профессиональной компетентности военнослужащего-специалиста по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации// Педагогические проблемы подготовки силовых структур. 2012. № 3. С. 31.
5 См.: Клепиков М.В. Правовые ценности как составная часть профессиональной правовой культуры будущих офицеров // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 1(26). С. 303.
6 Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ред. от 3 февраля 2014 г., с изм. от 4 июня
2014 г.) // СЗ РФ. 1998. №22. Ст.2331; 2014. №6. Ст.558.
7 Шебалкин И.В. Формирование правовой культуры военнослужащего как необходимое условие обеспечение законности и правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации в 21 веке// Российский военно-правовой сборник № 9: Военное право в XXI веке. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». М.: За права военнослужащих, 2007, Вып. 73. С. 334-338.