Научная статья на тему 'Формирование профессиональной мотивации учащихся старших классов'

Формирование профессиональной мотивации учащихся старших классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ УРОК / SUBJECT ORIENTED INSTRUCTION / VOCATIONAL GUIDANCE / PROFESSIONAL MOTIVATION / VOCATIONAL GUIDANCE AND PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / VOCATIONAL GUIDANCE LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гнеушева Ирина Алексеевна

Методом анкетирования учащихся старших химико-биологических классов выявлены наиболее значимые факторы мотивации профессиональной деятельности. Рассмотрена взаимосвязь использования профориентационно-педагогических технологий в преподавании биологии с развитием профессионального самосознания и профессиональной мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гнеушева Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming professional motivation of senior classes students

The method of questioning students of senior chemical and biological classes revealed the most significant factors in the motivation of their professional activity. The interrelation of the use of vocational-pedagogical technologies in teaching biology with the development of professional self-awareness and professional motivation is considered.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной мотивации учащихся старших классов»

УДК 377 ББК 74.20

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

И. А. Гнеушева

Аннотация. Методом анкетирования учащихся старших химико-биологических классов выявлены наиболее значимые факторы мотивации профессиональной деятельности. Рассмотрена взаимосвязь использования профориентационно-педагоги-ческих технологий в преподавании биологии с развитием профессионального самосознания и профессиональной мотивации.

Ключевые слова: профильное обучение, профориентация, профессиональная мотивация, профориентационно-педагогические технологии, профориентационный урок.

FORMING PROFESSIONAL MOTIVATION OF SENIOR CLASSES STUDENTS

I. A. Gneusheva

Abstract. The method of questioning students of senior chemical and biological classes revealed the most significant factors in the motivation of their professional activity. The interrelation of the use of vocational-pedagogical technologies in teaching biology with the development of professional self-awareness and professional motivation is considered.

Keywords: subject oriented instruction, vocational guidance, professional motivation, vocational guidance and pedagogical technologies, vocational guidance lesson.

В настоящее время достаточно остро стоит проблема профессионального самоопределения будущих выпускников. Жесткая конкуренция на рынке труда заставляет серьезно задумываться над вопросом определения будущей сферы профессиональной деятельности.

Правильный и осознанный выбор профессии - это важный шаг выпускника к

дальнейшей профессиональной жизни, позволяющий соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии. К окончанию школы, в случае сознательного выбора профессии, учащиеся мотивированы на качественное профессиональное образование, что обеспечивает подготовку специалистов высокой квалификации.

Профориентация в школе призвана выявлять личностные особенности учащихся, их интересы и способности и оказывать помощь в сознательном выборе профессии [1, с. 144].

Профориентация в старшей школе должна быть направлена на развитие профессиональной мотивации учащихся к уже выбранной профессиональной деятельности. Ведь именно с формированием мотива-ционных факторов и начинается осознанный выбор профессии и дальнейшее овладение ею в послешкольном образовании.

В средней школе учащиеся владеют информацией о возможных путях профессионального образования (среднего профессионального и высшего), принимают первые решения о выборе будущей профессии [2, с. 3].

На выбор профессии влияют различные факторы - это и социоэкономический статус, этническая принадлежность, интеллектуальные возможности учащегося, специальные способности, профессии близких, а также семья, навязывающая те или иные критерии профессиональной карьеры.

Проблемой профессиональной мотивации занимались такие зарубежные ученые, как Х. Шольц, В. Врум, П. Мартин, Дуглас Мак-Грегор, Д. Аткинсон и отечественные психологии И. А. Зимняя, В. К. Вилюнас, Л. И. Божович, Е. П. Ильин [3, с. 65].

Профессиональное самоопределение -достаточно сложный процесс, включающий в себя осознанные личностные смыслы будущей профессиональной деятельности на этапе будущей профессии [4, с. 254].

Профессиональная мотивация в старшей школе - важный, но длительно формирующийся многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в его дальнейших профессиональных планах. Это один из главных компонентов социализации личности [5, с. 65].

Важно оказать профессиональную про-фориентационную помощь учащимся старшей школы в осознанном выборе профессии, например, на уроках биологии. Ученик доложен знакомиться с различными про-

фессиями, примерять свои силы и возможности к каждой из них, искать в себе профессиональные интересы, формировать значимые мотивы. Важна консультация педагога о востребованных профессиях по вопросам получения и дальнейшего трудоустройства.

Учебная деятельность должна быть направлена, прежде всего, на развитие творческих способностей ученика, умений самостоятельно ставить цели и выстраивать пути их реализации. Важно научить учащегося контролировать и оценивать свои силы, неудачи и достижения.

В связи с этим целью данной работы являлось педагогическое исследование формирования профессиональной мотивации учащихся старших классов посредством включения в учебную деятельность на уроках биологии профориентационно-педагогических технологий.

Актуальность данной педагогической задачи обусловлена потребностью современного общества в востребованных высококвалифицированных кадрах, обладающих профессионально значимыми характеристиками, положительно мотивированных на карьерный успех.

Материалы и методы

Педагогическое исследование проводилось в три этапа, начиная с 2015-2016 учебного года. Объектом исследования являлись учащиеся 9-х классов пгт. Нарышки-но Орловской области, которые выбрали продолжение обучения в старшей школе.

На первом этапе (2015-2016 учебный год) была разработана программа с учетом закономерностей возрастного развития учащихся, где был предусмотрен выбор средств и методов обучения детей, с учетом специфики и особенностей учебного заведения.

Второй этап (2016-2017учебный год) -основной педагогический эксперимент.

Завершающий этап (2017-2018 учебный год) включает в себя рефлексию объективного осознанного выбора учащимися 11-го класса будущей профессии.

В работе использовали следующие методики для профориентации: «Методика изучения статусов профессиональной идентичности» (А. А. Азбель, А. Г. Грецов), «Социализированное^ личности» (М. А. Рожкова), «Матрица выбора профессии» (по В. Г. Резапкиной) [6].

Результаты и обсуждение

Согласно результатам проведенного первого анкетирования учащихся 10-класс-ников (сентябрь 2016 г.), 21 ученик (35%) собирается после окончания школы поступать в вузы, 12 (20%) - продолжить обучение в средних профессиональных заведениях, 27 (45%) не задумывались над этим вопросом.

При этом 44% опрошенных учеников характеризовались неопределенным состоянием профессиональной идентичности, то есть не имеют прочных профессиональных целей и планов, при этом не пытаются их сформировать. Сформированная профессиональная идентичность представлена у 12% учащихся, очевидно, совершивших определенный выбор дальнейшего профессионального развития. 6% опрошенных свой профессиональный путь выбрали по советам родителей и близких родственников. 38% опрошенных рассматривали альтернативные варианты дальнейшего профессионального развития, стремились как можно больше узнать о разных специальностях и путях их получения.

С целью расширения возможностей социализации учащихся была проведена психолого-педагогическая диагностика 10-классников по методике «Социализированного личности» (М. А. Рожкова), результаты которой показали, что 70% учащихся имели средний уровень отношения к действительности, 60% - средний уровень социальной адаптивности, 30% имели низкий уровень социальной адаптивности, что существенно влияло на эффективность работы с ними.

В связи с этим при работе с данной категорией учащихся на уроках биологии с целью формирования профессиональной

мотивации была поставлена цель - создать положительную мотивацию у выпускников на получение высшего образования, выбраны следующие методы учебной деятельности - проблемное обучение, технология личностно-ориентированного обучения, исследовательское проектирование.

В рамках данного педагогического исследования разработаны и апробированы проблемные профориентационныеуроки по темам: «ГМО: за или против?», «Биотехнология: возможности и перспективы», «Биофизика человека» и т. д., позволяющим ближе познакомиться с отдельными направлениями и способами профессиональной деятельности.

Атмосфера урока позволяет учащимся «прожить» социально значимую профессиональную роль, узнать о профессии больше, получить научную и познавательную информацию, тем самым подталкивая ребенка к саморазвитию, к работе в коллективе, или, наоборот, к самостоятельности.

Профориентационные семинары, например, по теме: «Экология» (10-й класс), «Генетика человека» (11-й класс), позволяют старшеклассникам обсуждать волнующие вопросы современности (например, наследственные заболевания и их причины, генная инженерия) и выступать в роли исследователей, врачей, экологов, криминалистов, социологов и др.

Проблемно-интегрированные уроки, например, по теме «Белковая пища с точки зрения биохимии» (10-й класс) позволяют учащимся испытывать себя в роли лаборантов и проводить анализ пищевых продуктов на наличие белка и других нутриен-тов, чтобы ответить на волнующий вопрос: «Правильно ли мы питаемся?».

Важно формировать исследовательскую позицию учащихся. Научно-исследовательская деятельность, особенно если она будет подкреплена тесным сотрудничеством учебного заведения с вузами и научными центрами, позволяет ученикам приобретать новые знания и применять их на практике, формировать самостоятельность, активную позицию учащихся. В настоящее время обладать этими качествами

ся, обеспечив всеми необходимыми условиями для выполнения исследования. Учащийся пробует свои силы в различных областях знания, пытается самостоятельно ставить цели исследования, выстраивать путь реализации, выносит на обсуждение полученные результаты на всевозможных конкурсах.

В ходе данного педагогического исследования учащиеся 11-х классов с проектами «Современная проблема антибиотико-резистентности», «Исследование микробиологической безопасности воды различных природных источников района» заняли призовые места в конкурсе «Мои первые шаги в науке», ежегодно проходящем на базе ФГБОУ ВО Орловский ГАУ.

В табл. 1 представлены результаты анкетирования исследуемой категории учащихся (9-11-х классов) с целью выяснить, какую профессию они собирались приобрести в будущем.

Таблица 1

Выбор профессии учащимися

Профессии Количество учащихся, участвующих в исследовании, по годам учебы

9-й класс (2015-2016) 10-й класс (2016-2017) 11-й класс (2017-2018)

Инженер 0 0 3

Художественные специальности 0 3 6

Естественнонаучные специальности 0 15 21

Экономические специальности 3 3 3

Социальная сфера 0 3 6

Гуманитарные специальности 0 3 3

Медицина 3 3 6

Юриспруденция 6 3 0

Военные и правоохранительные органы 6 3 3

Менеджеры 9 3 3

Программисты 6 3 3

Рабочие 0 0 0

Другие 0 3 3

Затрудняются ответить 27 15 0

выпускнику особенно важно для того, чтобы реализовать свой послешкольный творческий потенциал, быть успешным и конкурентоспособным в обществе.

Урочная исследовательская деятельность, например, по теме «Биология и мир современных профессий» позволяет расширить информированность учащихся о мире профессий с биологической направленностью и познакомиться с более востребованными профессиями современности.

Внеурочная научно-исследовательская деятельность, особенно консультантом-преподавателем вуза на базе научных учреждений, позволяет поддержать талантливых детей, развить их интеллектуальный потенциал, создать условия для реализации их способностей [7].

Тесное сотрудничество школы с научными центрами вузов позволяет вовлечь в научно-исследовательскую деятельность учащих-

Таблица 2

Выбор профессий биологической направленности учащимися

Профессии Количество учащихся, участвующих в исследовании, по годам учебы

9-й класс (2015-2016) 10-й класс (2016-2017) 11-й класс (2017-2018)

Лаборант 0 0 3

Дизайнер ландшафта 3 6 3

Эколог 0 3 3

Медицинская сестра 0 6 6

Стоматолог 0 3 3

Врач 0 0 3

Психолог 0 3 6

Социальный педагог 0 0 0

Учитель биологии 0 0 6

Ветеринар 0 3 3

Химик-технолог 3 3 6

Дизайнер-флорист 0 3 0

Итого 6 30 42

К окончанию школы будущие выпускники на 100% профессионально определились.

Отслеживалась динамика выбора специальностей биологического профиля учащимися 11-го класса в марте 2018 г. В исследуемой группе старшеклассников в период учебы с 9-го по 11-й класс возрос интерес к биологическим специальностям на 85% (от 6 до 42 человек) (табл. 2).

Внедрение педагогических технологий профориентационной работы при изучении биологии в профильном химико-биологическом классе обеспечило формирование устойчивой мотивации учащихся к выбору будущей профессии. На 1 сентября 2018 г. 90% выпускников школы поступили в высшие учебные заведения (хотя планировали только 35%), 10% в колледжи.

Таким образом, на основании полученных данных и результатов их обработки показано, что побуждающая мотивация учащихся, возникающая при применении активных профориентационно-направлен-

ных методов обучения, является важным фактором повышения результативности достижения поставленной цели - формирования профессиональной мотивации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Смирнова Е. Е. На пути к выбору профессии. СПб.: КАРО, 2008. 176 с.

2. Кузьмина В. М. Особенности формирования профессиональной мотивации выпускников школ // Общество: социология, психология, педагогика. 2011. № 3-4. С. 36-39.

3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.

4. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды / под ред. А. А. Бода-лева; Рос. акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. Воронеж: МОДЭК, 2005. 431 с.

5. Лежнина Л. В. Подготовка старшеклассников к учебно-профессиональ-

ной деятельности в вузе // Воспитание школьников. 2009. № 4. С. 64-66.

6. Врублевская М. М, Зыкова О. В. Про-фориентационная работа в школе: метод. рекомендации. Магнитогорск: МаГУ, 2004. 80 с.

7. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Высшее образование в российской традиции: опыт и современность // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар, 2014. № 9. С. 229-232.

REFERENCES

1. Smimova E. E. Na puti k vyboru profes-sii. St. Petersburg: KARO, 2008. 176 p.

2. Kuzmina V. M. Osobennosti formirovani-ya professionalnoy motivatsii vy-pusknikov shkol. Obshchestvo: sotsi-ologiya, psikhologiya, pedagogika. 2011, No. 3-4, pp. 36-39.

3. Ilyin E. P. Motivatsiya i motivy. St. Petersburg: Piter, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ananiev B. G. Psikhologiya i problemy chelovekoznaniya: izbrannye psikho-logicheskie trudy. Voronezh: MODEK, 2005. 431 p.

5. Lezhnina L. V. Podgotovka starsheklass-nikov k uchebno-professionalnoy dey-atelnosti v vuze. Vospitanie shkolnikov. 2009, No. 4, pp. 64-66.

6. Vrublevskaya M. M., Zykova O. V Pro-forientatsionnaya rabota v shkole: metod. rekomendatsii. Magnitogorsk: MaGU, 2004. 80 p.

7. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V Vysshee obrazovanie v rossiyskoy tradit-sii: opyt i sovremennost. Gumanitarnye, sotsialno-ekonomicheskie i obshchest-vennye nauki. Krasnodar, 2014, No. 9, pp. 229-232.

Гнеушева Ирина Алексеевна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Биотехнология», ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н. В. Парахина» e-mail: [email protected]

Gneusheva Irina A., PhD in Technical Sciences, Assistant Professor at the „Biotechnology" Department, Orel State Agrarian University named after N. V. Parahin e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 03.03.2019 The article was received on 03.03.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.