Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИСТ / ЮРИДИЧЕСКАЯ СФЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ / ФОРМИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мищенко Владимир Александрович, Оробченко Анна Сергеевна

Проблема и цель. Статья посвящена исследованию профессиональной мобильности будущих специалистов юридической сферы. Высокая динамичность процессов информационного и экономического развития современного мира провоцирует кардинальные структурные изменения и перестройку общественной жизни и экономики во всех странах мира. Следствием данных процессов являются возникновение и активизация развития новых и изменения существующих сфер профессиональной деятельности современного юриста, что вызывает значительные мобильные перераспределения профессиональных сегментов на рынке труда, появление к специалистам новых требований, которые являются адекватными требованиям времени в сфере профессиональной деятельности. Это определяет чрезвычайную актуальность цели статьи - исследование профессиональной мобильности для современных специалистов юридической сферы, поскольку профессиональная мобильность выступает в нынешних условиях одной из важных характеристик взаимодействия человека с миром профессий, его профессиональной деятельности и профессионального развития. Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ отечественных и зарубежных ученых. Обобщение подходов к понятию «профессиональная мобильность». Результаты. На основе изучения теоретических подходов выявлены факторы, способствующие процессу формирования профессиональной мобильности. Также сделан вывод о необходимости развития современной педагогической науки, так как в процессе обучения в вузе формируются только основы готовности к профессиональной мобильности. Заключение.Только при условии мобильности, динамизма, конструктивности, развитого чувства ответственности можно достичь успеха в профессиональной деятельности. Результаты работы можно использовать как рекомендации для подготовки выпускников к эффективной адаптации на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MOBILITY AMONG FUTURE LAWYERS

Statement of the problem and purpose of the article. This article is devoted to the study of professional mobility of future legal professionals. The author notes that the high dynamism of the processes of information and economic development of the modern world provokes dramatic structural changes and the restructuring of public life and the economy in all countries of the world. The consequence of these processes is the emergence and intensification of the development of new areas and changes in the existing areas of professional activity of a modern lawyer, that causes significant mobile redistribution of professional segments in the labor market, the emergence of new requirements for specialists that are adequate to the requirements of the time in the field of professional activity. This determines the urgency of the problem of professional mobility for modern legal professionals, since professional mobility in the current environment is one of the important characteristics of a person»s interaction with the world of professions, professional activity, and professional development. The research methodologyis the analysis and synthesis of research works of Russian and international scientists. There is a synthesis of approaches to the concept of “professional mobility”. Research results. Based on the study of theoretical approaches, factors are identified that contribute to development of professional mobility. It is also concluded that it is necessary to develop modern pedagogical science, since only the basics of readiness for professional mobility are formed in the university educational process. Conclusion.Only with mobility, dynamism, constructiveness, and a developed sense of responsibility success can be achieved in professional activities. The results of the work can be used as recommendations for preparing graduates for effective adaptation in the labor market.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-50-4-162

УДК 378.1

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

В.А. Мищенко (Ханты-Мансийск, Россия) А.С. Оробченко (Ханты-Мансийск, Россия)

Аннотация

Проблема и цель. Статья посвящена исследованию профессиональной мобильности будущих специалистов юридической сферы. Высокая динамичность процессов информационного и экономического развития современного мира провоцирует кардинальные структурные изменения и перестройку общественной жизни и экономики во всех странах мира. Следствием данных процессов являются возникновение и активизация развития новых и изменения существующих сфер профессиональной деятельности современного юриста, что вызывает значительные мобильные перераспределения профессиональных сегментов на рынке труда, появление к специалистам новых требований, которые являются адекватными требованиям времени в сфере профессиональной деятельности. Это определяет чрезвычайную актуальность цели статьи - исследование профессиональной мобильности для современных специалистов юридической сферы, поскольку профессиональная мобильность выступает в нынешних условиях одной из важных характеристик взаимодействия человека с миром профессий,

его профессиональной деятельности и профессионального развития.

Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ отечественных и зарубежных ученых. Обобщение подходов к понятию «профессиональная мобильность».

Результаты. На основе изучения теоретических подходов выявлены факторы, способствующие процессу формирования профессиональной мобильности. Также сделан вывод о необходимости развития современной педагогической науки, так как в процессе обучения в вузе формируются только основы готовности к профессиональной мобильности.

Заключение. Только при условии мобильности, динамизма, конструктивности, развитого чувства ответственности можно достичь успеха в профессиональной деятельности. Результаты работы можно использовать как рекомендации для подготовки выпускников к эффективной адаптации на рынке труда.

Ключевые слова: юрист, юридическая сфера, профессиональная мобильность, специалист, формирование, образование.

Постановка проблемы. Развития профессиональной мобильности будущих юристов можно достичь только при условии мобильности, конструктивности и динамизма. Формирование профессиональной мобильности будущих юристов представляет собой комплексный и структурированный педагогический процесс, для которого характерны единство целей, инновационных технологий путем внедрения форм и методов обучения, направленных на формирование специалиста, который всегда стремится к саморазвитию, самоконструированию и готов к адаптации в профессиональной деятельности при условии изменяющейся профессиональной среды.

Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ отечественных и зарубежных ученых. Педагогические аспекты формирования профессиональной мобильности исследовали А.И. Ковалева, В.Г. Бу-раева, Л.Я. Хоронько и др. Влияние внешних и внутренних факторов становления профессиональной компетенции специалистов рассматривали В.Л. Васильев1, Е.М. Приходько, Д.П. Харитиди, Е. Валд, Р. Диновицер и др. Несмотря на обширность круга исследований, учеными недостаточно полно рассматривается проблема формирования профессиональной мобильности будущих юристов.

С И

а

с

и'

к

м н

и ^

д и 8

0

1

к

м рр

н и

Ни

с и

о

[-4

0

ё

и

РМ

1

I

и

>>

0

1

и м V

к

ь

[-4 <

э

с

1 Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2009. С. 221-229.

К

н и

и

Обзор научной литературы. Обзор научной литературы выполнен на основе анализа работ исследователей, посвященных педагогике и развитию высшего профессионального образования В.И. Байденко, В.А. Сластенина, М.Таддия, К.Д.Ушинского2 и др. Первые положения касательно проблемы формирования мобильности находят отражение в трудах Б. Барбера3, П. Сорокина4 и др. Историческому аспекту возникновения проблемы профессиональной мобильности в науке и образовании посвящены труды таких ученых, как Б.С. Гершунский5, М.Б. Митин6, Ю.И. Калиновский и др.

Несмотря на постоянный интерес ученых к данной проблеме, вопросы, требующие определения основ формирования профессиональной мобильности, остаются недостаточно изученными.

Результаты исследования. Модернизация во всех сферах общественной жизни и хозяйствования, которая связана с созданием человека новой формации на основе информационного пространства и глобализационных процессов, предъявляет особые требования к юристам. Ведь они стоят у истоков формирования правовой защиты нации. Известно, что место в жизни легче находит тот человек, который способен принимать решения, выполнять их и отвечать за результаты. Сейчас для общества характерен период, когда во всех отраслях народного хозяйства происходят определенные сокращения персонала. Следствием этого является потребность в приобретении специалистом нескольких специальностей, которые были бы взаимозаменяемыми. Направления на такой вид подготовки

2 Ушинский К.Д. и русская школа: Беседы о великом педагоге / Е.П. Белозерцев, С.Б. Каменецкая, Н.И. Лифинцева и др.; под ред. Е.П. Белозерцева. М.: Роман-газета, 1994. 191с.

3 Barbey E.G. l'Aurevilly. P. 1904. E. Seill. Barbey d'Aurevilly. P. 1910.

4 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. M.: Политиздат, 1992.

5 Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. М.: Пед. общество России, 2001. С. 459.

6 Митин М.Б. Проблемы современной идеологиче-

ской борьбы: критика социологических и социально-политических концепций. М., 1976.

проводятся в процессе обучения в высшем учебном заведении. Этот подход также связан с формированием профессиональной мобильности будущих специалистов правовой сферы.

Рассмотрению вопросов профессиональной мобильности и профессионализма будущих юристов уделяется все больше внимания. В последние годы в педагогике появляются статьи, в которых рассматривается вопрос профессиональной мобильности специалистов, в частности юристов, которые могут быть профессионально-мобильными при наличии профессиональной компетентности. Одной из причин актуальности этого вопроса является то, что сейчас отдается предпочтение специалистам, которые владеют несколькими смежными профессиями или специальностями. Это выдвигает вопрос о профессиональной мобильности.

В трудах современных ученых встречаются различные трактовки понятия «профессиональная мобильность»:

- мобильность - подвижность, готовность к быстрому изменению состояния;

- мобильность - способность к быстрому передвижению, действию;

- мобильность - состояние или способность быть подвижным;

- мобильность - мера способности фактора производства к перемещению между сферами использования [Ковалева7 , 2012];

- мобильность - подвижность, готовность к быстрой реакции, быстрому включению в деятельность;

- мобильность - интегративное качество личности, объединяющее в себе сложившуюся внутреннюю потребность в профессиональной мобильности, способности и знаниях основ профессиональной мобильности;

- мобильность - одна из сущностных характеристик человека, которая проявляется в процессе труда, то есть профессиональной деятельности;

- мобильность - способность в кратчайшие сроки на высоком научном, техническом и эко-

7 Ковалева А.И. Профессиональная мобильность // Энциклопедия гуманитарных наук. 2012. № 1. С. 298-300.

номическом уровне решать поставленные и возникающие задачи [Меркулова8, 2008].

Мобильный специалист должен представлять собой человека как универсум [Хоронько, Боярко, 2010]. Различают следующие виды мобильности: академическая, эко, культурная, профессиональная, социальная, территориальная, трудовая. Процесс формирования профессиональной мобильности зависит от ряда факторов: социальных, профессиональных, личностных, психологических, среди которых наибольшее значение имеют следующие:

- уровень развития экономики, влияние на становление будущего юриста социально-экономических кризисов, стремительное изменение социокультурной и экономической ситуации в стране, нестабильность на рынке труда;

- динамическое развитие рынка профессий, уровень востребованности взаимозаменяемых профессий;

- модернизация правовой и законодательной системы;

- внедрение современных информационных технологий, наличие запаса знаний;

- четкое осознание своих профессиональных обязанностей;

- уровень образования.

«Внутренний ресурс» будущего специалиста оказывает наибольшее влияние на профессиональную мобильность, он является четким показателем изменений его уровня жизни и отвечает за способность специалиста изменять род деятельности для улучшения качества жизни [Эггинс9, 2016].

В психолого-педагогической литературе ученые дают определения профессиональной мобильности специалиста, среди которых стоит выделить следующие:

1) качество личности, которое позволяет ей быть социально активной, конкурентоспособной, профессионально-компетентной, способ-

8 Меркулова Л.П., Меркулов А.И. Коррекция личностных характеристик студентов: учеб. пособие. Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокос. ун-та, 2008. С 3-4.

9 Eggins N.K, Soc B.Wk. Lifelong Career Mobility and Change Options in Knowledge Occupations: Career Pathway Implica-

tions of Initial Degree Choices, 2016.

ной к саморазвитию и модернизации собственной деятельности и изменению видов деятельности [Бураева, 2015];

2) способность быстро менять вид труда, переключаться на другую деятельность в связи с изменениями техники и технологии производства. Она отражается во владении системой обобщенных приемов профессионального труда и применении их для успешного выполнения любого задания на смежных по технологии участках производства [Ковалева, 2012];

3) способность и готовность личности достаточно быстро и успешно осваивать новую технику и технологию, приобретать знания и умения, недостающие для обеспечения эффективности подготовки к новой профессиональной деятельности [Хоронько, Боярко, 2010];

4) готовность и способность работника к смене выполняемых производственных заданий, освоению новых специальностей или изменений в них, возникающих под влиянием технических и технологических преобразований. Этого мнения придерживается и Н.Н. Шамрай, которая, рассматривая специфические особенности профессионального образования, детерминирует в нем принцип профессиональной мобильности. Кроме этого, автор делает акцент на том факте, что профессиональная мобильность включает в себя «воспитание потребности постоянно повышать свое образование и квалификацию» [Загвязинский, Закирова10, 2008].

В последнее десятилетие концепция мобильности активно развивается педагогической наукой. Мобильность исследуется под разными углами в зависимости от сферы научных и профессиональных интересов автора. В контексте нашего исследования мы рассматриваем профессиональную мобильность юристов.

Отметим, что профессиональная мобильность означает способность и возможность успешно переключаться на другие виды деятельности или изменять тип работы. Профессиональная мобильность предполагает наличие

< И

а

4

с

PQ

5 к

EÜ Ш

н S

и ^

д и к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

1

к

ш PQ Н

и ft с

и

о

[-4

0

ё и ft

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Заки-ровой и др. М.: Академия, 2008. С. 137-138.

S

к

н и

w

PQ

системы обобщенных профессиональных методик и способности эффективно применять их для выполнения любых задач в смежных отраслях и относительно легко переходить от одной деятельности к другой. Эта тенденция чрезвычайно важна в работе будущих юристов как основная предпосылка и условия для успешной профессиональной деятельности.

Следует отметить, что профессиональная мобильность не является врожденным качеством и формируется в процессе обучения, обретения жизненного опыта и профессиональной деятельности будущих юристов.

Специфика профессиональной мобильности будущего юриста отражается в том, что профессии следователя, прокурора, судьи, адвоката характеризуются обширным кругом решаемых задач. В деятельности всех лиц, занятых юридическим трудом, можно выделить следующие стороны с соответствующими специфическими функциями: социальную, поисковую, реконструктивную, коммуникативную, организационную, удостоверительную [Васильев11, 2009]. С целью полноценного владения и оперирования своими функциями будущему юристу необходимо иметь качества, которые позволяют оперативно и гибко ориентироваться в большом объеме информации, быстро и правильно принимать решения в экстремальных ситуациях [Ха-ритиди, 2010]. Специалисту юридической направленности следует также гибко и эффективно работать с различными группами лиц (потерпевшими, преступниками, свидетелями и т.д.), уметь быстро перестраиваться с одного вида деятельности на другой.

Таким образом, профессиональную мобильность юристов стоит рассматривать как интегра-тивное качество личности, обладающей юридическим мышлением, сформированным правосознанием и целевой установкой на самообразование, а также успешно оперирующей обобщенными знаниями в юридической сфере, умениями и навыками, которые способствуют быстрому и успешному овладению новыми приемами

11 Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2009. С. 221-229.

следственной практики и меняющимся правовым законодательством.

Стоит отметить, что образование, которое студенты приобретают в профессиональном образовательном учреждении, ограничено во времени и способно обеспечить обучающимся лишь начальную организацию опыта реализации полученных знаний по избранной профессии, специальности, направлению [Приходько, 2013]. В связи с чем в процессе обучения в вузе формируются только основы готовности к профессиональной мобильности.

Заключение. Формирование профессиональной мобильности будущих специалистов является чрезвычайно актуальным направлением развития современной педагогической науки, ведь стремление стать успешным в различных сферах жизнедеятельности можно достичь только при условии мобильности, динамизма, конструктивности, развитого чувства ответственности в профессиональной деятельности.

Под профессиональной мобильностью юристов следует понимать комплекс способностей будущего специалиста решать широкий круг задач в юридической сфере, оперативно осваивать новые специальности, быть готовым справляться с новыми профессиональными функциями, успешно овладевать новыми инновационными технологиями, знаниями, умениями и навыками. Успешное формирование профессиональной мобильности тесно связано с процессом интеллектуализации профессиональной деятельности, где требуются систематическое самообразование и самосовершенствование, повышение эффективности общественного и личного труда.

Формирование профессиональной мобильности будущих юристов представляет собой комплексный и структурированный педагогический процесс, для которого характерно единство целей и инновационных технологий путем внедрения форм и методов обучения, направленных на формирование специалиста, который всегда стремится к самоконструированию и готов адаптироваться под изменения профессиональной деятельности. С процессом интеллектуализации профессиональной деятельности

тесно связано формирование профессиональной мобильности, где требуются систематическое самообразование и самосовершенствование, повышение эффективности общественного и личного труда.

Библиографический список

1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 4-12. URL: cyberleninka. ru/a rtide/v/kompetentsii-v-professionalnom-obrazovanii-k-osvoeniyu-kompetentnostnogo-podhoda (дата обращения: 01.10.2019).

2. Бураева В.Г. Профессиональная мобильность как интегральное качество личности современного специалиста // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4. С. 70-73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profes-sionalnaya-mobilnost-kak-integralnoe-kachestvo-lichnosti-sovremennogo-spetsia-lista (дата обращения: 01.10.2019).

3. Калиновский Ю.И. Особенности образовательной и педагогической системы образования взрослых// Региональное образование 21 века: проблемы и перспективы. 2001. № 3. URL:https://cyberleninka. ru/article/v/obrazovanie-vzroslyh-v-periody-reformirovaniya-otechestvennoy-sistemy-obrazovaniya (дата обращения: 01.10.2019).

4. Ковалева А.И. Профессиональная мобильность // Энциклопедия гуманитарных наук. 2012. № 1. С. 298-300. URL: http://www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2012/1/Kovaleva_ Professional-Mobility/52_2012_1.pdf (дата обращения: 01.10.2019).

5. Морозова М.А. Проблема эффективной образовательной деятельности студентов в вузе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. № 4, т. 15. С. 944-947. URL: https://cyberleninka. ru/article/v/problema-effektivnoy-obrazovatelnoy-deyatelnosti-studentov-v-vuze (дата обращения: 01.10.2019).

6. Сластенин В.А., Окулич-Казарин В.П. К вопросу об унификации содержания первой

ступени высшего профессионального образования // Педагогическое образование и наука. 2004. № 2. С. 8-16.

7. Приходько Е.М. Формирование профессионально важных качеств будущих юристов в процессе профессионального обучения // Актуальные вопросы современной педагогики: матер. IV Междунар. науч. конф. (Уфа, ноябрь 2013 г.). Уфа: Лето, 2013. С. 13-16. URL: https://moluch.ru/archive/ 270/ (дата обращения: 01.10.2019).

8. Харитиди Д.П. Психологическая готовность студентов-юристов к профессиональной деятельности // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 1. С. 17-18. URL: http://naukarus.com/issledovanie-for-mirovaniya-gotovnosti-studentovyuristov-k-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 01.10.2019).

9. Хоронько Л.Я., Боярко Е.С. Профессиональная мобильность как свойство личности специалиста // Вестник непрерывного образования. 2010. № 1. С. 60-63. URL:https:// elibrary.ru/item.asp?id=15273450 (дата обращения: 01.10.2019).

10. Dinovitzer R., Hagan J. Lawyers on the move: the consequences of mobility for legal careers // International Journal of the Legal Profession. 2006. Vol. 13, № 2. P. 119-135. URL: https:// www.http://individual.utoronto.ca/dino-vitzer/Publications/Dinovitzer_Hagan_2006. pdf (дата обращения: 01.09.2019).

11. Taddia M. How to: change specialism // The Law Society Gazette. 2016. July 11. URL: https://www.lawgazette.co.uk/prac-tice-management/how-to-change-special-ism/5058686.article (дата обращения: 01.09.2019).

12. Wald E. Lawyer mobility and legal ethics: resolving the tension between confidentiality requirements and contemporary lawyers» career paths // University of Denver Sturm College of Law. 2008. № 08-01. P. 199-273. URL: https://ssrn.com/abstract=1081892 (дата обращения: 15.08.2019).

С

PQ £ a

4

с

PQ

¡5 к

EÜ W H Я

и ^

ш PQ

к

о

к

w PQ H

и

ft <

и

о

l-ч

0

ё и ft

s

1

и

>>

0

1

и w V

к

ь

l-ч <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-50-4-162

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MOBILITY AMONG FUTURE LAWYERS

V.A. Mishchenko (Khanty-Mansiysk, Russia) A.S. Orobchenko (Khanty-Mansiysk, Russia)

Abstract

Statement of the problem and purpose of the article. This article is devoted to the study of professional mobility of future legal professionals. The author notes that the high dynamism of the processes of information and economic development of the modern world provokes dramatic structural changes and the restructuring of public life and the economy in all countries of the world. The consequence of these processes is the emergence and intensification of the development of new areas and changes in the existing areas of professional activity of a modern lawyer, that causes significant mobile redistribution of professional segments in the labor market, the emergence of new requirements for specialists that are adequate to the requirements of the time in the field of professional activity. This determines the urgency of the problem of professional mobility for modern legal professionals, since professional mobility in the current environment is one of the important characteristics of a

References

1. Baydenko V.I. Competencies in vocational education // Vysshee obrazovanie v Rossii (Higher education in Russia). 2011. No. 4. P. 4-12. URL: cyberleninka.ru/article/v/kompetentsii-v-professionalnom-obrazovanii-k-osvoeniyu-kompetentnostnogo-podhoda (access date: 15.08.2019).

2. Burayeva V.G. Professional mobility as an integral personality quality of a modern specialist // Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal (Baltic Humanitarian Journal). 2015. No. 4. P. 70-73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profession-alnaya-mobilnost-kak-integralnoe-kachestvo-lichnosti-sovremennogo-spetsialista (access date: 15.08.2019).

3. Kalinovsky Yu.I. Special aspects of educational and pedagogical system for adult education // Regionalnoe obrazovanie 21 veka: problemy i perspektivy (Regional Education of the 21st Century: Problems and Prospects). 2001. No. 3.

person»s interaction with the world of professions, professional activity, and professional development.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The research methodology is the analysis and synthesis of research works of Russian and international scientists. There is a synthesis of approaches to the concept of "professional mobility".

Research results. Based on the study of theoretical approaches, factors are identified that contribute to development of professional mobility. It is also concluded that it is necessary to develop modern pedagogical science, since only the basics of readiness for professional mobility are formed in the university educational process.

Conclusion. Only with mobility, dynamism, construc-tiveness, and a developed sense of responsibility success can be achieved in professional activities. The results of the work can be used as recommendations for preparing graduates for effective adaptation in the labor market.

Keywords: lawyer, legal sphere, professional mobility, specialist, development, education.

URL: https: //cyberleninka.ru/article/v/obra-zovanie-vzroslyh-v-periody-reformirovaniya-otechestvennoy-sistemy- obrazovaniya (access date: 15.08.2019).

4. Kovaleva A.I. Professional mobility // Entsik-lopediya gumanitarnykh nauk (Encyclopedia of Humanities). 2012. No 1. P. 298-300. URL: http: //www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2012/1/ Kovaleva_Professional-Mobility/52_2012_1. pdf (access date: 15.08.2019).

5. Morozova M.A. The problem of effective educational activity of students at a university // Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Ros-siyskoy akademii nauk (Bulletin of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences). 2013. No. 4. Vol. 15. P. 944-947. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/problema-ef-fektivnoy-ob razovatelnoy-deyatelnosti-studen-tov-v-vuze (access date: 15.08.2019).

6. Slastenin V.A., Okulich-Kazarin V.P. On the unification of the content for the first stage of high-

er professional education // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka (Pedagogical education and science). 2004. No. 2. P. 8-16.

7. Prikhodko E.M. Development of professionally important qualities of future lawyers in the process of professional training. In: Proceedings of the IV International Scientific Conference "Topical problems of modern pedagogy" (Ufa, November 2013). Ufa: Leto, 2013. P. 13-16. URL: https://moluch.ru/archive/270/ (access date: 15.08.2019).

8. Kharitidi D.P. Psychological readiness of law students for professional activities // Vestnik Mos-kovskogo universiteta MVD Rossii (Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia). 2010. No. 1. P. 17-18. URL: http://naukarus.com/issledovanie-formirovani-ya-gotovnosti-studentovyuristov-k-profession-alnoy-deyatelnosti (access date: 15.08.2019).

9. Khoronko L.Ya., Boyarko E.S. Professional mobility as a property of a specialists personality // Vestnik nepreryvnogo obrazovaniya

(Bulletin of Continual Education). 2010. No. 1. P. 60-63. URL: https: //elibrary.ru/item.asp? Id = 15273450 (access date: 15.08.2019).

10. Dinovitzer R., Hagan J. Lawyers on the move: the consequences of mobility for legal careers // International Journal of the Legal Profession. 2006. Vol. 13, No 2. P. 119-135. URL: https:// www.http://individual.utoronto.ca/dinovitzer/ Publications/Dinovitzer_Hagan_2006.pdf (access date: 01.09.2019).

11. Taddia M. How to: change specialism // The Law Society Gazette. 2016, July 11. URL: https://www.lawgazette.co.uk/practice-man-agement/how-to-change-specialism/5058686. article (access date: 01.09.2019).

12. Wald E. Lawyer mobility and legal ethics: resolving the tension between confidentiality requirements and contemporary lawyers career paths // University of Denver Sturm College of Law. 2008. No 08-01. P. 199-273. URL: https:// ssrn.com/abstract=1081892 (access date: 15.08.2019).

<

PQ £ a

c

PQ

¡5 s

EÜ W H

S

u ^

w

PQ

s

o

a

w PQ H

u

ft <

u

o

[-H

0

ä u ft

s

1

>>

0

1

u w V K

b

I-h <

% a

s

ffi

H

u

w

PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.