Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОСТАВЛЯЮЩИЕ / МОБИЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАЖИРОВКА / СПЕЦИАЛИСТ / БУДУЩИЙ ЮРИСТ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / MOBILITY / INTERNAL MOBILITY / INTERNATIONAL MOBILITY / COMPONENTS OF COMMUNICATIVE COMPETENCE / PROFESSIONAL READINESS / INTERNATIONAL INTERNSHIP / SPECIALIST / PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE LAWYERS / LAWYER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оробченко Анна Сергеевна

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме формирования профессиональной мобильности будущих юристов. Показано значение коммуникативной и профессиональной компетентности, участие в международных программах будущего специалиста в формировании профессиональной мобильности студентов. Целью статьи является анализ формирования профессиональной мобильности будущих юристов. Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, признанных научным сообществом. Результаты. На основе деятельностного, компетентностного и контекстного подходов сформулированы основные компетенции, способствующие формированию профессиональной мобильности. Для процесса формирования профессиональной компетентности будущих юристов важным является определение ее компонентов (набор знаний, навыков и отношений), критериев (когнитивный, операционный, личностный), показателей и уровней (высокий, достаточный, критический), что и было осуществлено в ходе исследования. Заключение. Предложенная в статье авторская концепция формирования профессиональной мобильности будущих юристов может быть реализована в вариативной части этой подготовки. Результаты работы можно использовать как рекомендации для подготовки выпускников к эффективной адаптации на рынке труда или при выборе профиля магистерской программы на основе сформированных в процессе освоения основных и смежных профессионально-профилированных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS FOR PROFESSIONAL MOBILITY IN FUTURE LAWYERS

The problem and the goal. The article is devoted to the problem of the formation of professional mobility readiness in future lawyers. The importance of communicative and professional competence, participation in international programs for the future specialists in the formation of professional mobility of students is shown. The purpose of the article is to analyze the formation of professional mobility in future lawyers. The research methodology consists in the analysis and generalization of research works by foreign and domestic scientists recognized by scientific community. Results. On the basis of activity, competence and contextual approaches, the main competencies that contribute to the formation of professional mobility are formulated. It was important to determine its components of the process of developing professional competence in future lawyers, such as: a set of knowledge, skills and attitudes; criteria (cognitive, operational, personal); indicators and levels (high, sufficient, critical). This research task was carried out during the study. Conclusion The author’s concept of professional mobility formation in future lawyers suggested in the article can be implemented in the variable part of training. The results of the work can be used as recommendations for preparing graduates to effectively adapt to the conditions of the labor market, or when choosing a profile of a master’s program based on the core and related professional competencies formed in the process of mastering.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-47-1-113

УДК 37.013

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

А.С. Оробченко (Ханты-Мансийск, Россия)

Аннотация

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме формирования профессиональной мобильности будущих юристов. Показано значение коммуникативной и профессиональной компетентности, участие в международных программах будущего специалиста в формировании профессиональной мобильности студентов. Целью статьи является анализ формирования профессиональной мобильности будущих юристов.

Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, признанных научным сообществом.

Результаты. На основе деятельностного, ком-петентностного и контекстного подходов сформулированы основные компетенции, способствующие формированию профессиональной мобильности.

Для процесса формирования профессиональной компетентности будущих юристов важным является

определение ее компонентов (набор знаний, навыков и отношений), критериев (когнитивный, операционный, личностный), показателей и уровней (высокий, достаточный, критический), что и было осуществлено в ходе исследования.

Заключение. Предложенная в статье авторская концепция формирования профессиональной мобильности будущих юристов может быть реализована в вариативной части этой подготовки. Результаты работы можно использовать как рекомендации для подготовки выпускников к эффективной адаптации на рынке труда или при выборе профиля магистерской программы на основе сформированных в процессе освоения основных и смежных профессионально-профилированных компетенций.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, профессиональная компетентность, составляющие, мобильность, профессиональная готовность, международная стажировка, специалист, будущий юрист.

Постановка проблемы. Развитие профессиональной мобильности будущих специалистов является чрезвычайно актуальным направлением развития современной юридической науки, ведь достичь успеха в различных сферах жизнедеятельности можно только при условии мобильности, динамизма, конструктивности, развитого чувства ответственности в профессиональной деятельности.

Подготовка мобильных, конкурентоспособных специалистов, способных к профессиональному росту в условиях быстро меняющихся потребностей общества, является одной из самых приоритетных задач, стоящих сегодня перед высшим юридическим образованием. Профессиональная мобильность является неотъемлемой составляющей профессионализма будущего специалиста, определяет механизм адаптации личности и обеспечивает согласованность отдельных

звеньев профессионального развития, умение приспособиться к современным условиям труда.

Методологию исследования составляют основные положения системного подхода (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.И. Загвязин-ский, Г.Н. Сериков, В.А. Сластенин и др.), положения деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, В.А. Беликов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.Ф. Исаев, С.Л. Рубинштейн), положения личностно-ориентированного подхода (В.А. Беликов, В.А. Болотов, Е.В. Бондаревская, Л.П. Качалова, М.Н. Костикова, И.С. Якиманская и др.).

Обзор научной литературы. Вопросу профессиональной мобильности специалиста посвящено немало работ отечественных и зарубежных ученых. В философии, психологии и педагогике профессиональное становление человека, развитие его сущностных основ и личностных качеств признается важным. К его различным аспектам

в свое время обращались классики педагогики (А. Дистервег, Я. Коменский, И. Песталоцци, Ушин-ский) и философии (С. Гессен, М. Каган, А. Лосев, В. Розанов и др.). Вопросу развития высшего профессионального образования посвящены труды С. Архангельского, В. Байденко, С. Батышева, А. Долженко, М. Розова, В. Сластенина, Ю. Татур и др. Первые основные положения проблемы формирования мобильности как неотъемлемого элемента общества появились в трудах Б. Барбера, Ю. Вениг, Э. Гидденса, Л. Дьетваи, Е. Ежа, К. Маркса, П. Сорокина. Историческому аспекту возникновения проблемы профессиональной мобильности в науке и образовании посвящены труды таких ученых, как И. Вишнеградский, Б. Гершун-ский, Б. Митин, Ю. Калиновский, И. Янжул и др.

Однако, несмотря на постоянный интерес ученых к различным аспектам проблемы формирования профессиональной мобильности будущих юристов, недостаточно разработанными являются вопросы, требующие определения концептуальных основ формирования профессиональной мобильности будущих юристов.

Результаты исследования. Современный специалист юридического профиля должен быть профессионально мобильным, востребованным на рынке труда, коммуникабельным. Данное требование к молодым специалистам обусловлено постоянными изменениями в различных социальных сферах и необходимостью подстраиваться под эти инновации.

Для формирования мобильности студент -будущий юрист должен обладать и стремиться к совершенствованию следующих компетенций.

1. Коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность будущих юристов характеризует уровень владения знаниями и умениями в сфере общения, достаточный для решения профессиональных задач, является необходимым фактором достижения специалистами конкурентоспособности на рынке труда.

Рассматривая структуру коммуникативной компетентности будущего юриста, можно выделить в ней три компонента:

- мотивационно-ценностный компонент: мотив выбора профессии юриста; интерес к вы-

бранной профессии; коммуникативные установки; профессиональные ориентации юриста, которые определяют направленность его общения;

- поведенческий компонент: умение кодировать-декодировать вербальные и невербальные сообщения; адаптироваться в профессиональных ситуациях взаимодействия; производить впечатление; влиять на аудиторию; умение выбора способов взаимодействия с другими участниками правоотношений;

- когнитивный компонент: знание родного и, как минимум, одного иностранного языка; психологических особенностей общения; правил официальной субординации; способов воздействия на аудиторию; способов установления психологического контакта; социокультурные знания реалий страны изучаемого языка [Тер-Минасова, 2000].

Многогранность коммуникативной компетентности будущих специалистов, наличие в ее составе ценностей, мотивов, установок, социально-психологических стереотипов, знаний, умений, навыков позволяет отнести коммуникативность к одному из профессионально важных качеств, обладание которым обусловливает возможность реализации студентами права на мобильность.

2. Участие в международных профессиональных программах. Одним из мощных рычагов создания будущего специалиста в сфере права, который мотивирует к созданию профессионализма с высоким уровнем самостоятельности и самоконтроля, является Европейская Ассоциация Студентов Права - ELSA - крупнейшая в мире организация, которая объединяет студентов права и молодых юристов1.

Организация предоставляет возможность студентам права и молодым юристам изучать другие культуры и правовые системы в духе диалога и научного сотрудничества, направляет студентов права и молодых юристов на международное сотрудничество и профессиональную квалификацию, поощряет действовать на благо общества. Организация ELSA предоставляет идеальную базу для

< и

а

4

с

PQ

5 к

EÜ Ш

н S

и ^

д и К

0

1

к

ш

PQ Н

и fc с

и

о

[-4

0

ё

и

Ин

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

1 Костюшина Ю.И. Международное сотрудничество как один из факторов устойчивого развития отечественной высшей школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Рязань, 2003. 147 с. 6.

S

к

н и

w

PQ

развития их навыков, получения новых знаний и общения со всей Европой через научную, академическую сферу и программы студенческих стажировок. Профессиональные международные студенческие стажировки призваны обеспечивать обменом студентов-юристов и молодых юристов, направлены на развитие правового образования и взаимопонимания путем поиска международных стажировок и стажеров. Такая программа помогает будущему специалисту почувствовать себя юристом влиятельной иностранной юридической компании и получить бесценный опыт работы в области юриспруденции другой страны под руководством настоящих специалистов своего дела, открыть для себя перспективы на будущее.

3. Основной компетентностью, которая способствует формированию мобильности студента-юриста, является профессиональная компетентность.

Профессиональная компетентность - это качество, свойство или состояние специалиста, которое обеспечивает одновременно или последовательно его физические, психические и духовные потребности, что соответствуют требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой служебной должности и т.д.2

Так, М.А. Чошанов в структуре профессиональной компетентности специалиста выделяет следующие компоненты:

- мобильность знания (то есть его постоянное обновление, овладение новой, неизвестной информацией для успешного применения в определенных условиях выполнения профессиональной деятельности);

- гибкость мышления (специалист должен не только знать сущность проблемы, но и уметь ее практически решать, применяя при этом в зависимости от обстоятельств метод, наиболее целесообразный по данным условиям в настоящее время);

- критичность мышления (т.е. способность выбирать наиболее оптимальное решение, ар-

2 Кайдаш А.В. Психологические особенности профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Ставрополь: РГБ, 2006. 230 с.

гументированно отвергать ошибочные суждения, подвергать сомнению эффектные, но не эффективные решения и т.д.) [Чошанов, 1997].

В концепции М.А. Чошанова говорится о характеристиках творческого мышления (гибкость и критичность мышления). И хотя творческое мышление может быть одним из компонентов профессиональной компетенции специалиста определенной области деятельности, сами по себе характеристики творческого мышления нельзя относить к структурным компонентам профессиональной компетентности, ведь это разные по психологической сути понятия, структуру которых следует описывать тщательно, учитывая принадлежность каждой дефиниции к определенной психологической категории.

Заключение. Формирование профессиональной мобильности будущих юристов - динамичный, системный педагогический процесс, характеризующийся единством целей, инновационных технологий путем внедрения форм и методов обучения, направленных на формирование личности, готовности к саморазвитию, самоконструированию и адаптации в изменяющихся условиях профессиональной среды в процессе профессиональной деятельности. Под профессиональной мобильностью юристов понимают способность будущего специалиста решать широкий круг задач в юридической сфере, оперативно, быстро осваивать новые специальности, быть готовым справляться с новыми профессиональными функциями, успешно овладевать новыми инновационными технологиями, знаниями, умениями и навыками. Сформированная на высоком уровне коммуникативная и профессиональная компетентность, участие в международных программах будущего специалиста являются одними из необходимых факторов, повышающих мобильность студентов и их рейтинг конкурентоспособности на рынке труда в условиях глобализации.

Библиографический список

1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентност-ная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 30-42.

2. Бекоева М.И. Основные подходы к изучению проблемы профессиональной мобильности студентов // Молодой ученый. 2014. № 17. С. 451.

3. Морозова М.А. Проблема эффективной образовательной деятельности студентов в вузе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. № 4 (4), т. 15. С. 947.

4. Назарова А.С. Профессиональное саморазвитие как важнейшее условие эффективной деятельности юриста // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (Москва, февраль 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. С. 273-276. URL: https://moluch. ru/conf/ped/archive/100/4873/ (дата обращения: 15.12.2018).

5. Николашкина В.Е., Шерайзина Р.М., Дони-на И.А. Профессионально-коммуникативная компетентность будущих юристов как предмет междисциплинарных исследований // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6; URL: http://science-education. ru/ru/article/view?id=26032 (дата обращения: 07.12.2018).

6. Пилецкая Л.С. Профессиональная мобильность личности: новый взгляд на проблему // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 693-697. URL https://moluch.ru/archive/61/9004/ (дата обращения: 15.01.2019).

7. Приходько Е.М. Формирование профессионально важных качеств будущих юристов в процессе профессионального обучения // Актуальные вопросы современной педагогики: матер. IV Междунар. науч. конф. (Уфа, ноябрь 2013 г.). Уфа: Лето, 2013. С. 13-16. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4411/ (дата обращения: 12.01.2019).

8. Самиева О.Б., Сбитнева А.Н. Психологопе-дагогические проблемы академической

мобильности в современной системе образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 57-60.

9. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. М.: Слово / Slovo, 2000. С. 624.

10. Фортова Л.К., Кужеков А.Ю. Профессиональная мобильность молодежи на современном этапе развития российского общества // Молодой ученый. 2015. № 13. С. 715.

11. Чошанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. 1997. № 2. С. 21-29.

12. Beverly K., Williams L., Cowart L., Weaver S. Up Is Not the Only Way: Rethinking Career Mobility // Berrett-Koehler Publishers. 2017 (Audiobook). URL: https://wwwUp-Not-Only-Way-Rethinking/dp/1523083484 (date of access: 01.02.2019).

13. Mishchenko V., Belova L., Frolova E., Torkunova J., Dudov A., Galiyev R., Palyanov M., Tenyunina I. Management factors and conditions of higher education students professional mobility formation // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. 6 (1). P. 70-74. URL: http://dergipark.gov.tr/download/article-file/36759 (date of access: 18.12.2018).

14. Taddia M. How to: change specialism // The Law Society Gazette publication of record to solicitors in England and Wales. 2016, 07.11. URL: https://www.lawgazette.co.uk/practice-man-agement/how-to-change-specialism/5058686. article (date of access: 01.02.2019).

15. Tremblay К. Lalancette D. Roseveare D. Assessment of higher education learning outcomes. Vol. 1. Design and Implementation: OECD 2012. URL: http://www.oecd.org/education/ skills-beyond school/AHELOFSReportVolume1. pdf (date of access: 11.12.2018).

<

PQ %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4

tí PQ

¡5 к

w

H К

и ^

д

PQ

к

о

ü к

w

PQ H

и

ft <

£tí

и

о

l-ч

0

ё и ft

1 I

и

>>

0

1

и w V

к

ь

[-4 <

э

с

S

к

н и

w

PQ

# HAyHHbIM flEBtoT

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-47-1-113

FORMATION OF READINESS FOR PROFESSIONAL MOBILITY IN FUTURE LAWYERS

A.S. Orobchenko (Khanty-Mansiysk, Russia) Abstract

The problem and the goal. The article is devoted to the problem of the formation of professional mobility readiness in future lawyers. The importance of communicative and professional competence, participation in international programs for the future specialists in the formation of professional mobility of students is shown. The purpose of the article is to analyze the formation of professional mobility in future lawyers.

The research methodology consists in the analysis and generalization of research works by foreign and domestic scientists recognized by scientific community.

Results. On the basis of activity, competence and contextual approaches, the main competencies that contribute to the formation of professional mobility are formulated.

It was important to determine its components of the process of developing professional competence in

References

1. Bolotov V.A., Serikov V.V. Competency model: from idea to educational program // Pedagogy. 2003. No. 10. P. 30-42.

2. Bekoeva M.I. Basic approaches to the study of the problem of professional mobility of students // Young Scientist. 2014. No. 17. P. 451.

3. Morozova M.A. The problem of effective educational activities of students in high school // News of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2013. No. 4 (4), t. 15. P. 947.

4. Nazarova A.S. Professional self-development as the most important condition for the standard activity of a lawyer // Pedagogical mastery: materials of the IV Intern. scientific conf. (Moscow, February 2014). Moscow: Buki-Vedi, 2014. P. 273-276. URL https://moluch.ru/ conf/ped/archive/100/4873/ (date of access: 12/15/2018).

5. Nikolashkina V.E., Sheraizina R.M., Donina I.A. Professional and communicative competence

future lawyers, such as: a set of knowledge, skills and attitudes; criteria (cognitive, operational, personal); indicators and levels (high, sufficient, critical). This research task was carried out during the study.

Conclusion The author's concept of professional mobility formation in future lawyers suggested in the article can be implemented in the variable part of training. The results of the work can be used as recommendations for preparing graduates to effectively adapt to the conditions of the labor market, or when choosing a profile of a master's program based on the core and related professional competencies formed in the process of mastering.

Keywords: communicative competence, mobility, internal mobility, international mobility, components of communicative competence, professional readiness, international internship, specialist, professional competence of future lawyers, lawyer.

of future lawyers as a subject of interdisciplinary research // Modern problems of science and education. 2016. No. 6. URL: http://sci-ence-education.ru/ru/article/view?id=26032 (date of access: 07.12.2018).

6. Piletskaya L.S. Professional mobility of the individual: a new look at the problem // Young scientist. 2014. No. 2. P. 693-697. URL: https:// moluch.ru/archive/61/9004/ (date of access: 01.15.2019).

7. Prikhodko E.M. Formation of professionally important qualities of future lawyers in the process of professional training // Actual problems of modern pedagogy: materials of the IV Intern. scientific conf. (Ufa, November 2013). Ufa: Summer, 2013. P. 13-16. URL: https://mo-luch.ru/conf/ped/archive/97/4411/ (date of access: 12.01.2019)

8. Samiyev O.B., Sbitneva A.N. Psychological and pedagogical problems of academic mobility in the modern education system // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2013. No. 4. P. 57-60.

9. Ter-Minasova S. G. Language and intercultural communication: (Textbook. Manual). M.: Word / Slovo, 2000. P. 624.

10. Fortova L.K., Kuzhekov A.Yu. Professional mobility of youth at the present stage of development of Russian society // Young Scientist. 2015. No. 13. P. 715.

11. Choshanov M.A. Didactic design of a flexible learning technology // Pedagogy. 1997. No. 2. P. 21-29.

12. Beverly K., Williams L., Cowart L., Weaver S. Up Not the Only Way: Rethinking Career Mobility // Berrett-Koehler Publishers. 2017 (Audiobook). URL: https: // wwwUp-Not-Only-Way-Rethinking / dp / 1523083484 (date of access: 02/01/2019).

13. Mishchenko V., Belova L., Frolova E., Torkunova J., Dudov A., Galiyev R., Palyanov M., Tenyunina

I. Management factors and conditions of higher education students professional mobility formation // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. 6(1). 70-74. URL: http:// dergipark.gov.tr/download/article-file/36759 (date of access: 18.12.2018).

14. Taddia M. How to change specialism. The Law Society Gazette - publication of record to solicitors in England and Wales. 2016, 07.11. URL: https://www.lawgazette.co.uk/practice-man-agement/how-to-change-specialism/5058686. article (date of access: 01.02.2019).

15. Tremblay K. Lalancette D. Roseveare D. Assessment of higher education learning outcomes. Vol. 1 Design and Implementation: OECD 2012 URL:http://www.oecd.org/education/skills-beyond school/AHELOFSReportVolume1.pdf (date of access: 11.12.2018).

<

PQ £ a

4

tí PQ

s

ES

w

H

5

и ^

д

PQ S

о

ü к

w

PQ H

и

ft <

£tí

и

о

l-ч

0

ё и ft

1 I

>>

0

1

и w V

s

Ь

1-й <

G

«

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s к

H

и

W PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.