Научная статья на тему 'Формирование профессиональной мобильности будущих бакалавров по адаптивной физической культуре посредством активных и интерактивных методов, и форм обучения и воспитания'

Формирование профессиональной мобильности будущих бакалавров по адаптивной физической культуре посредством активных и интерактивных методов, и форм обучения и воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БУДУЩИЕ БАКАЛАВРЫ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ / АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / HIGHER EDUCATION / FUTURE BACHELORS IN ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE / PROFESSIONAL MOBILITY / SUPPORT TECHNOLOGY / ACTIVE AND INTERACTIVE TEACHING AND UPBRINGING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесов А.Ю.

Профессиональная мобильность позволяет бакалавру по адаптивной физической культуре самоактуализировать свой личностный потенциал, удовлетворить потребность в успехе и признании, что сказывается на повышении результативности труда, предотвращении профессионального выгорания. Для формирования данного личностного качества большим педагогическим потенциалом обладают активные и интерактивные методы и формы воспитания, и обучения (проблемный, визуализация, тренинг, принятия решений, мозговой штурм, экспертная оценка, форсайт, анализ конкретных ситуаций, обучение действием, кейс-стади).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесов А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY OF FUTURE BACHELORS IN ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE BY ACTIVE AND INTERACTIVE METHODS AND FORMS OF TEACHING AND EDUCATION

Professional mobility allows the bachelor in adaptive physical education to self-actualize his personal potential, satisfy the need for success and recognition, which affects the improvement of labor productivity, prevention of professional burnout. Active and interactive methods and forms of education and training (problematic, visualization, training, decision making, brainstorming, expert assessment, foresight, analysis of specific situations, action learning, case studies) have great pedagogical potential for the formation of this personal quality.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной мобильности будущих бакалавров по адаптивной физической культуре посредством активных и интерактивных методов, и форм обучения и воспитания»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ, И ФОРМ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Колесов А.Ю.

Аспирант

Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина, Елец, РФ

FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY OF FUTURE BACHELORS IN ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE BY ACTIVE AND INTERACTIVE METHODS AND FORMS OF TEACHING

AND EDUCATION

Kolesov A.

Postgraduate

Bunin Yelets State University, Yelets, Russian Federation

АННОТАЦИЯ

Профессиональная мобильность позволяет бакалавру по адаптивной физической культуре самоактуализировать свой личностный потенциал, удовлетворить потребность в успехе и признании, что сказывается на повышении результативности труда, предотвращении профессионального выгорания. Для формирования данного личностного качества большим педагогическим потенциалом обладают активные и интерактивные методы и формы воспитания, и обучения (проблемный, визуализация, тренинг, принятия решений, мозговой штурм, экспертная оценка, форсайт, анализ конкретных ситуаций, обучение действием, кейс-стади).

ABSTRACT

Professional mobility allows the bachelor in adaptive physical education to self-actualize his personal potential, satisfy the need for success and recognition, which affects the improvement of labor productivity, prevention of professional burnout. Active and interactive methods and forms of education and training (problematic, visualization, training, decision making, brainstorming, expert assessment, foresight, analysis of specific situations, action learning, case studies) have great pedagogical potential for the formation of this personal quality.

Ключевые слова: высшее образование, будущие бакалавры по адаптивной физической культуре, профессиональная мобильность, технология сопровождения, активные и интерактивные методы обучения и воспитания.

Keywords: higher education, future bachelors in adaptive physical culture, professional mobility, support technology, active and interactive teaching and upbringing methods.

Развитие профессиональной мобильности человека может осуществляться как в период профессиональной подготовки, так и в период непосредственной профессиональной деятельности. Если в первом случае этот процесс обладает целенаправленным характером, следовательно, он управляем, то во втором случае он стихиен и дискретен. Очевидна необходимость активации процесса формирования и развития профессиональной мобильности личности именно на уровне высшего образования. Как правило, формирование и развитие профессиональной мобильности студентов обусловлено средой образовательной организации высшего образования.

Профессиональная деятельность в области адаптивной физической культуры требует высокой степени горизонтальной мобильности, что обусловлено, во-первых, ее интегрированным характером (синтез педагогической, воспитательной, развивающей, реабилитационной, компенсаторной, профилактической деятельностей), во-вторых, необходимостью постоянного совершенствования профессиональной компетентности и комплекса личностных качеств, определяющих эффективность труда. В вертикальном измерении данная профессиональная сфера достаточно ограничена, кроме того, эта деятельность не сопряжена с широким социальным

признанием, авторитет профессионала в области адаптивной физической культуры локален. В данном контексте развитие профессиональной мобильности позволяет бакалавру по адаптивной физической культуре самоактуализировать свой личностный потенциал, удовлетворить потребность в успехе и признании, что естественным образом сказывается на повышении результативности труда, предотвращении профессионального выгорания.

Следовательно, актуальным представляется разработка механизмов качественного форсирования процессов формирования и развития профессиональной мобильности студентов - будущих бакалавров по адаптивной физической культуре.

Поскольку профессиональная мобильность представляет собой интегративное личностное образование, включающее в себя качества личности, социальные и профессиональные компетенции, опыт профессиональной деятельности, ее формирование базируется на активности личности (О. Ю. Акулов [2], И. А. Зимняя [13], Е. А. Никитина [27], И. К. Прохорова [32], И. Г. Шпакина [41]), следовательно, возникает потребность в использовании в педагогическом процессе форм и методов, активизирующих внутренний потенциал личности студента. Данным требованиям отвечают активные и

интерактивные формы и методы обучения, и воспитания (Т. Г. Мухина [1], Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова [30], С. Б. Ступина [36].

Отличие активных и интерактивных форм, и методов обучения, и воспитания заключается в специфике учебного взаимодействия между преподавателем и студентами (Н. В. Борисова [6], А. А. Вербицкий [9], Ю. В. Гущин [11]). При активном обучении преподаватель активизирует познавательную деятельность студентов, при интерактивном обучении преподаватель создает условия, в которых студенты активизируют свою познавательную деятельность во взаимодействии друг с другом.

В процессе психологического сопровождения формирования профессиональной мобильности будущего бакалавра по адаптивной физической культуре решаются вопросы, связанные с профессиональной мотивацией, определением видения своего профессионального будущего, рефлексией профессионального развития. Следовательно, основными функциями психологического сопровождения являются формирование определенных психологических установок, проектирование будущего и рефлексия.

Для формирования психологических установок и организации рефлексии целесообразно использовать такие активные и интерактивные методы и формы, как тренинги, в том числе и тренинги профессионального роста. В данном случае речь идет о тренингах как о формах и методах одновременно, поскольку исследователи часто затрудняются разделить данные категории в пределах тренинговых практик (В. В. Кузнецов [21], А. С. Прутченков [33], К. В. Фопель [38]).

В форме тренингов могут быть организованы кураторские часы. Тренинги необходимо проводить в соответствии с общими рекомендациями к организации психологических тренингов (И. В. Вачков [8], О. П. Елисеев [12], В. А. Климчук [16]). Основная цель тренингов - совместно научиться решать проблемы, в данном случае это следующие проблемные вопросы: «Как развить у себя профессиональную мотивацию?», «Как достичь успеха в профессиональной деятельности?», «Как правильно проводить профессиональную рефлексию?» и др. Все тренинги имеют схожую структуру: психологический разогрев; постановка, разбор и решение проблемы; рефлексия.

Особенность данных тренингов профессионального роста как интерактивного метода заключается в том, что предметом формирования в них являются не личностные качества или проблемы, обусловленные сугубо личностной сферой, а профессионально важные качества и профессиональные компетенции (Н. А. Низовских [26], И. В. Орлова [29]). Апробированные тренинги профессионального роста предполагают работу с так называемыми «мягкими» профессиональными компетенциями, то есть наиболее обобщенными.

Студенты в ходе прохождения практики могут столкнуться с проблемами несовпадения ожиданий

и реального опыта профессиональной деятельности. Для преодоления барьеров профессиональной деятельности, коррекции профессиональной Я-кон-цепции личности обучающихся в период прохождения ими практики необходимо использовать такую форму психологического сопровождения, как консультирование (Дж. Кори [19], Р. Кочюнас [20]).

Групповое и индивидуальное консультирование реализуется в виде использования методов беседы, активного и эмпатического слушания. Данные методы позволяют в доступной форме выявить проблему студента и подвести его к конкретному решению (Н. Н. Апарин [35], Н. Н. Ежова [12], Е. М. Лысенко, Т. А. Молодиченко [23]).

Реализация проектировочных установок относительно видения профессионального будущего студента может быть успешно осуществлена посредством проведения кураторских часов в форме форсайт-сессии.

Инструмент форсайта зарекомендовал себя как эффективный метод предвидения и прогнозирования будущего в экономике, науке, технике, социологии в зарубежной научно-исследовательской практике более 30 лет назад (В. А. Козлов [17]), в России данный метод применяется сравнительно недавно (Н. В. Гапоненко [10], Е. В. Шевченко, В. Ф. Стукач, В. П. Третьяк [40]). Помимо достижения глобальных целей, метод форсайта был переориентирован в плоскость образовательной деятельности, а также в психологической практике (Л. Р. Ка-юмова, В. Г. Закирова, В. К. Власова [14], Н. С. Ла-дыжец [22]).

Как и в случае с тренингом, мы сталкиваемся с тем, что метод обусловливает форму: применение метода форсайта осуществляется в форме форсайт-сессии, которая этапизирована: подготовка к форсайту, распределение ролей, генерация будущего [14]. Помимо метода форсайта, в организации форсайт-сессии применяются разнообразные методы: экспертной оценки, мозгового штурма. В контексте настоящего исследования применение форсайта необходимо для психологического сопровождения процесса проектирования позитивного профессионального будущего студентов, что выступает основой практики целеполагания: чтобы достичь чего-либо, мы должны представить это в деталях, затем уже определиться со стратегией достижения.

Педагогическое сопровождение процесса формирования профессиональной мобильности будущих бакалавров по адаптивной физической культуре нацелено на исследование информационной составляющей вопросов, связанных с трудоустройством выпускников и перемещений в социально-профессиональном пространстве: система профессий и должностей в области адаптивной физической культуры; способы аттестации в пределах одной должности; повышение квалификации; сертификация; способы овладения смежными профессиями; профессиональная переподготовка; способы трудоустройства; Интернет-площадки по трудоустройству; резюме. Педагогическое сопровождение данного процесса может осуществляться на кураторских часах в форме семинара-исследования. В

основу организации семинара-исследования положены идеи проблемного метода обучения (Н. В. Бодровская [5], А. А. Вербицкий [9], М. И. Махму-тов [24], А. П. Панфилова [31], Г. К. Селевко [3434]). Для интенсификации восприятия материала необходимо использовать различные методы визуализации: постеры, ментальные карты, хронологии и т.д.

Научно-методическое сопровождение процесса формирования профессиональной мобильности будущих бакалавров по адаптивной физической культуре предполагает обучение студентов основам написания научной статьи, ее публикации, выступления на конференциях. Следовательно, в качестве активных и интерактивных форм достижения данной цели в исследовании мы рассматриваем воркшоп (Д. Д. Ашрапова [4], А. Н. Толкачев [37], К. В. Фопель [38]). Данная форма в отличие от семинаров предполагает не только рассмотрение теоретических вопросов, но и приобретение определенных умений в формате мастерской, проведение дискуссий. При проведении воркшопа используют разнообразные методы. Наиболее употребительные - групповой метод принятия решений, репродуктивный метод.

Социальное сопровождение процесса формирования профессиональной мобильности будущих бакалавров по адаптивной физической культуре предполагает овладение способами эффективного общения с коллегами, руководством, обучающимися (в том числе с инвалидами и лицами с ОВЗ). Как следствие, требуется использование игровых и ситуативных методов обучения. Среди игровых методов наиболее полно соответствует задачи социального сопровождения метод деловой игры (А. Митина [25], А. М. Новиков [28], А. П. Панфилова [31], П. Хаккарайнен, М. Бредиките [39]), среди ситуативных - метод анализа конкретных ситуаций, кейс-стади (Н. В. Архипова, В. С. Кобызев, В. Е. Медведев [3], В. П. Бугрин, Н. В. Борисова [7], Н. П. Колесник [18], А. В. Старшинова [15]).

Таким образом, формирование профессиональной мобильности будущих бакалавров по адаптивной физической культуре требует применения активных и интерактивных методов (проблемный, визуализация (ментальные карты, постеры, хронологии), тренинг, принятия решений, мозговой штурм, экспертная оценка, форсайт, анализ конкретных ситуаций, обучение действием, кейс-стади) и форм (семинар-исследование, практико-ориентированный семинар, воркшоп, семинар-игра, кейс-семинар, форсайт-сессия, тренинг) воспитания и обучения.

Литература

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.

2. Акулов О.Ю. Формирование профессиональной мобильности курсанта в образовательном процессе военного вуза:

диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. - Воронеж, 2016. - 196 с.

3. Архипова Н.В., Кобызев В.С., Медведев В.Е. Образовательная технология кейс стади как способ реализации ФГОС ВПО: методическое пособие для слушателей факультетов повышения квалификации преподавателей. - М.: Спутник+, 2014. - 176 с.

4. Ашрапова Д.Д. Развивающие воркшопы в системе высшего образования США // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2018. - № 1 (29). - С. 24-29.

5. Бордовская Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: учебное пособие. - СПб. ООО «Книжный Дом», 2007. -408с.

6. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. -М.: ИЦПКПО, 2000. - 146 с.

7. Бугрин В.П., Борисова Н.В. Анализ конкретных ситуаций как образовательная технология исследовательского типа и технология оценки формирования профессиональных общекультурных компетенций: учебно-методический комплекс по образовательному модулю. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 82 с.

8. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. - М.: Ось-89, 2001. - 224 с.

9. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991. -204 с.

10. Гапоненко Н.В. Форсайт: теория, методология, опыт. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 238 с.

11. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Dubna Psychological Journal. - 2012. - № 2. - С. 1-18.

12. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб: Питер, 2010. - 512с.

13. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 41 с.

14. Каюмова Л.Р., Закирова В.Г., Власова В.К. Опыт использования форсайт-сессии в рискоорентированной подготовке педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 2 (февраль). - С. 67-77.

15. Кейс-стади (case study) в теоретическом и практическом обучении: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по программе магистратуры по направлению подготовки 040400 «Социальная работа» / А.В. Старшинова и др.; под общ. ред. А.В. Старшиновой. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2013. - 162 с.

16. Климчук В.А. Тренинг внутренней мотивации. - СПб. Речь, 2005. - 76 с.

17. Козлов В.А. Зарубежный опыт Форсайта: учебник. - М., 2018. - 440 с.

18. Колесник Н.П. Кейс-стади в интерактивном обучении педагогике: в 2 ч. Ч. 1. -СПб. Стратегия будущего, 2006. - 199 с.

19. Кори Дж. Теория и практика группового консультирования. - 5-е изд., междунар. - М.: Эксмо, 2003. - 637 с.

20. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии: учеб. пособие для вузов. - 2. изд., стер. - М.: Академ. проект: ОППЛ, 2003. - 462 с.

21. Кузнецов В.В. Общая и профессиональная педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 136 с.

22. Ладыжец Н.С. Социальная технология форсайта. Обратный ракурс: работа с будущим для настоящего // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». -2015. - Т. 25, вып. 1. - С. 27-33.

23. Лысенко Е.М., Молодиченко Т.А. Групповое психологическое консультирование: краткий курс лекций. - М.: Владос-Пресс, 2006. -159 с.

24. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975.

- 368 с.

25. Митина А. Рефлексивно-игровая технология обучения // Высшее образование в России. - 2003. - №4. - С. 86-90.

26. Низовских Н.А. Человек как автор самого себя: психосемантическое исследование жизненных принципов в структуре саморазвивающейся личности: монография. - М.: Смысл, 2007. - 116 с.

27. Никитина Е.А., Кузнецова А.А. Формирование позитивной Я-концепции студентов: от теории к практике: учебное пособие.

- Курск: ЮЗГУ, 2014. - 107 с.

28. Новиков А.М. Методология игровой деятельности // Школьные технологии. - 2009. -№6. - С.77-89.

29. Орлова И.В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии. - СПб. Речь, 2006. -128с.

30. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2008. - 176с.

31. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учебное пособие для студ.; под. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. -М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 368 с.

32. Прохорова И.К. Роль педагогической практики в формировании профессиональной мобильности будущего педагога: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01, 13.00.08. - Тюмень, 2012. - 174 с.

33. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе: Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 140 с.

34. Селевко Г.К. Проблемное обучение // Школьные технологии. - 2006. - №2. - С. 61-65.

35. Социально-психологический тренинг: методические указания / сост. Н.Н. Апарин. -Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2017. - 25 с.

36. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие. - Саратов: Издательский центр «Наука»,

2009. - 52 с.

37. Толкачев А.Н. Применение формата <^о^Лор» как нового вида учебных занятий со студентами Института бизнеса и дизайна // Бизнес и дизайн ревю. - 2016. - Т. 1. № 1. - С. 17.

38. Фопель К.В. Психологические принципы обучения взрослых: проведение воркшопов: семинаров, мастер-классов. - М.: Генезис, 2010. -359 с.

39. Хаккарайнен П., Бредиките М. Обучение, основанное на игре, как надежный фундамент развития // Психологическая наука и образование. -

2010. - Том 15. № 3. - С. 71-79.

40. Шевченко Е.В., Стукач В.Ф., Третьяк В.П. Форсайт: методология, практика исследований: монография. - Омск: ЛИТЕРА, 2017. - 163 с.

41. Шпакина И.Г. Развитие компетентности руководителей школ в вопросах управления персоналом в муниципальной системе образования: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. - Омск, 2007. -230с.

THE STATE OF HIGH MEDICAL EDUCATION IN RUSSIA WITH THE ASPECT OF

GLOBALIZATION

Stepanova I.

Omsk State Medical University, the head of chemistry department

Kryukova N.

Omsk State Medical University, the interpreter of International department

Pisclakova S.

Omsk State Medical University, the head of International department

Maksimenko L.

Omsk State Medical University, the head of philosophy and social science department

Myalkin Y.

Omsk State Medical University, the student

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.