Научная статья на тему 'Анализ основных образовательных трендов'

Анализ основных образовательных трендов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
689
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНДЕНЦИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ТЕХНОЛОГИИ / БУДУЩЕЕ / ИНФОРМАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРМАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трушникова Екатерина Леонидовна

Рассматриваются основные тенденции развития образования в ближайшем будущем. Раскрывается проблема реализации компетентностного подхода в российском образовании. Анализируются актуальные экспертные прогнозы влияния новых технологий на систему образования. Перспективы развития образования на ближайшие 20 лет. Очевидные тренды, формирующиеся под воздействием высоких технологий: дистанционное обучение (онлайн), персонализация и геймификация образования. Выявляются востребованные образовательные форматы и инновационные методы, которые соответствуют принципам: обучения всю жизнь, самостоятельности и развития личностных потенциалов. В статье представлен обзор новых методов организации образовательного процесса: баркемп, воркшоп, форсайт и метаигры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE MAIN TRENDS OF EDUCATION

The main trends in the development of education in the near future are discussed. The issue of implementation of competence approach in Russian education is addressed. The current expert forecasts that affect the impact of technology on education are analyzed. Prospects for the development of education for the next 20 years are described. Popular educational formats and innovative teaching methods are identified. The principles of lifelong learning, self-reliance and development of personal potential are addressed. The article provides an overview of new methods of organization of the educational process: barcamp, workshop, foresight and metagame.

Текст научной работы на тему «Анализ основных образовательных трендов»

УДК 378.14 ББК 74.480.25

DOI 10.7442/2071-9620-2015-1-89-97

Е.Л. Трушникова

(Русско-Британский Институт Управления, г. Челябинск, Россия)

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРЕНДОВ

Рассматриваются основные тенденции развития образования в ближайшем будущем. Раскрывается проблема реализации компетентностного подхода в российском образовании. Анализируются актуальные экспертные прогнозы влияния новых технологий на систему образования. Перспективы развития образования на ближайшие 20 лет. Очевидные тренды, формирующиеся под воздействием высоких технологий: дистанционное обучение (онлайн), персонализация и геймификация образования. Выявляются востребованные образовательные форматы и инновационные методы, которые соответствуют принципам: обучения всю жизнь, самостоятельности и развития личностных потенциалов. В статье представлен обзор новых методов организации образовательного процесса: баркемп, воркшоп, форсайт и метаигры.

Ключевые слова: тенденции, компетенции, технологии, будущее, информация, образовательный формат.

E.L. Trushnikova

(Russian-British Institute of Management, Chelyabinsk, Russia)

ANALYSIS OF THE MAIN TRENDS OF EDUCATION

The main trends in the development of education in the near future are discussed. The issue of implementation of competence approach in Russian education is addressed. The current expert forecasts that affect the impact of technology on education are analyzed. Prospects for the development of education for the next 20 years are described. Popular educational formats and innovative teaching methods are identified. The principles of lifelong learning, self-reliance and development of personal potential are addressed. The article provides an overview of new methods of organization of the educational process: barcamp, workshop, foresight and metagame.

Key words: trends, competence, technology, future, information, educational format.

Изменения, происходящие в обществе, неизбежно влекут за собой и перемены в системе образования. Причины многочисленны, однако можно обозначить главные: расширенное проникновение во все сферы жизнедеятельности новых технологий, становление общества потребления, увеличившиеся средства и способы коммуникаций. Каждая из обо-

значенных позиций влечет за собой цепную реакцию трансформаций. Ключевая трансформация связана со сменой мировоззрения, ментальных установок, привычных схем отношения к сложившимся социальным институтам и их роли в обществе. Даже самые «неповоротливые» чувствуют на себе воздействие циви-лизационного сдвига. Образование как

m

0 Ч

1 <u ü н X _0 I

_0

ф

I— га m о

СО

го ü ю

0 X _0

1

m

0

1

о о

го

I

<

го m о

х

Э

Ш

раз из таких «неповоротливых» гигантов. Рассмотрим основные тенденции, которые ждут образование в будущем. Остановимся на тех, которые уже начали реализовываться и задавать вектор преобразовательного движения, а также проанализируем прогнозы экспертов в области образовательных технологий. Это даст нам возможность увидеть более четко, насколько отличается опыт свершившихся преобразований от реалий большинства образовательных систем.

Исследованием недалекого будущего активно занимались с 60-х годов 20 века, предчувствуя наступление Новых технологий.

В работе «Третья волна» Элвин Тоф-флер вскользь касается вопросов образования Второй волны, в данных им характеристиках мы узнаем систему, в которой выросло не одно поколение. Эта образовательная система строилась на цивилизационных принципах индустриального типа общества. Людей необходимо было встраивать в складывающуюся цивилизационную модель. «Результатом решения этой проблемы явилась другая основная структура всех обществ Второй волны: массовое обучение. Построенное по фабричной модели, массовое образование включало в себя основы чтения, письма и арифметики, немножко истории и других предметов. Это был «явный учебный план». Однако под ним находился невидимый, или «скрытый учебный план», который был куда более основательным. Он состоял (и все еще состоит в большинстве индустриальных стран) из трех курсов, цель которых - научить пунктуальности, послушанию и выполнению механической, однообразной работы» [11, с. 66]. Результатом такого «учебного плана» становится увеличение продолжительности обучения.

Прогнозируемые им изменения были связаны с «психокультурными переменами», которые формируют новый социальный характер. И если индустриальный тип цивилизации был ориентирован

на создание нового мировоззрения у масс людей, переселившихся из сельской местности в города, то последующие изменения связаны уже с факторами совершенно другими. Людей Третьей волны (по терминологии Тоффлера) ждут серьезные структурные и мировоззренческие перемены во всех сферах жизнедеятельности. «Многие дети станут учиться не в классной аудитории. Несмотря на давление профсоюзов, сократится, а не увеличится число лет обязательного школьного образования. Исчезнет строгая возрастная изоляция, молодые и старые будут общаться друг с другом. Образование, более разнообразное и тесно связанное с работой, будет продолжаться в течение всей жизни» [11, с. 607]. Первая публикация «Третьей волны» произошла в 1980 году, через три года она стала одной из самых читаемых книг в жанре нон-фикшн в Китае. Автор «социализма с китайской спецификой» Дэн Сяопин встречался с Тоффлером для того, чтобы начать претворять его идеи в жизнь. Рост экономики Китая - яркое тому подтверждение. Такие компании как Alibaba, Lenovo, Baidu, Xiaomi свидетельствуют о переходе китайцев к Третьей волне.

Перемены неизбежны, они происходят. Как всегда жизнь вносит свои коррективы, не считаясь с установившимся порядком, который сложился в рамках социальных институтов. Если социальный институт не удовлетворят общественных потребностей, он изменяется, подстраиваясь под реальные нужды людей. Так же и система современного образования вслед за семьей, религией, способами хозяйствования вынуждена меняться. Это происходит не впервые, так когда-то формирование нового социокультурного феномена под названием наука определило образовательную модель, ориентированную на знания. Таким образом, образование стало науко-ориентированным. Последующие успехи в научных и технических достижениях подтверждали эффективность такой образовательной парадигмы.

Но вопрос о соотношении теории и практики в процессе образовательной деятельности постоянно актуализировался, что реализовывалось в обновлении содержания образовательных программ. «Однако изменения в социальной, информационной, технологической сферах не могли не привести к становлению типа культуры, для которой односторонне понимаемое знаниевое образование утрачивало свою эффективность и даже целесообразность. Сегодня можно с полным основанием говорить о кризисе знаниево-просветительской парадигмы, который обусловлен несколькими причинами» [1, с. 8].

Чтобы отдельно не останавливаться на анализе этих причин, обозначим главную: влияние средств массовой коммуникации. И, как следствие, увеличение информации и всего, что с ней связано: добывание, обновление, устаревание, хранение. К сожалению, информация в каком-то смысле вышла из-под нашего контроля. Ее много, она разнообразна, источники доступны, а те, кто обучает, ориентируется в ситуации работы с информацией хуже учеников. На чаше весов оказываются фундаментальные знания и подготовленность к жизни. Дилемма, как никогда прежде, актуализировалась и обострилась.

«Другая причина кризиса знаниевой парадигмы видится в том, что отпадает необходимость перегружать память «ребенка» истинами «про запас», ибо существуют хранилища информации иной природы. Надо только научить школьников пользоваться ими» [1, с. 8]. И здесь приоритетным становится самостоятельность как выбора, так и формирования образовательного процесса, что связано с развитием личностного потенциала, готового решать разного рода задачи и брать на себя ответственность за последствия своей деятельности, и в рамках педагогических поисков привело исследователей к формированию компетент-ностного подхода в образовании, где на первое место выходят не знания в чистом

виде, а способность разрешать проблемы, ориентироваться в конкретных ситуациях. Ситуации могут быть как познавательными, так и прикладными, и даже повседневными. Так, Б.Д. Эльконин рассматривает компетентность с позиций развивающего обучения. Для развития компетенции необходимо моделировать «ситуации включения» [14], когда нет заранее готовых ответов, только через действия возможно достичь результат.

В связи с этим возникают вопросы: чему будут учиться люди, как технологии изменят образование и каковы перспективы развития образования на ближайшие 20 лет.

Во всем мире на первое место выдвигается концепция обучения всю жизнь. Это принципиально изменяет отношение к образовательным программам. Прежние образовательные программы были рассчитаны на молодых. Обучение происходило с раннего детства и до начала активной трудовой деятельности. Сейчас актуальными становятся принципы обучения взрослых. Здесь следует отметить, что поколение современных сорокалетних, которое во многом характеризуется инфантилизмом, вырастило детей, которые в 7 лет уже считают себя взрослыми. Это отдельный любопытный тренд: раннее самоощущение ребенка.

Обучение становится все более самостоятельным. Мы подробнее остановимся на этой позиции, когда будем говорить о влиянии технологий на образовательные тренды. Здесь же хотелось бы отметить вектор изменений, который характеризует самостоятельность в обучении. Поскольку информация открыта и доступна, то возможности ознакомления с ней принципиально расширяются. Это формирует как социальную среду (обмен информацией, актуализация ее), саморегулирующую информационные потоки, так и ментальную установку индивида на выбор и свободное моделирование индивидуально нужных знаний.

Обучение дисциплинам продолжится, но будет вбирать в себя возможно-

ш

0 ч

1

ф

н X _0 I

_0 ц

щ

н го со о

СО

го

ю

0 X _0

1

со

0

1

о о

го

сти, которые предоставляют технологии. Одна из актуальных тем в этом направлении - это роль и степень участия преподавателя. Скорее всего, здесь нас ждут большие перемены. Традиционный лектор дисциплин с листа будет не востребован. Конкурировать преподавателям придется не столько с коллегами по образовательному учреждению, сколько с коллегами в конкретной сфере знания и практики, зачастую на глобальном уровне.

И, конечно, люди хотят обучаться жизненно необходимым навыкам: работе в команде, ориентации в непредвиденным ситуациях, адаптации к изменяющимся обстоятельствам, раскрытию личностного потенциала.

Рассмотрим перспективы образования в ближайшем будущем. Любопытное исследование было проведено в июне 2014 года среди 645 экспертов, представителей международного сообщества, которые участвовали во всемирном саммите, посвященном инновациям в сфере образования (WISE). Экспертам было предложено высказать свои предположения о том, как будет выглядеть образование к 2030 году. Все без исключения считают, что в ближайшем будущем образование ждут кардинальные перемены. Опрос экспертов выявил 9 основных позиций, которые являются основополагающими для процесса обучения [10]. Кратко их обозначим.

На первом месте в ответе на вопрос о том, кто будет давать знания, почти половина экспертов считают: онлайн контент, и только вторую позицию занимает традиционное образование. Среди навыков номер один - личностные, затем практические и только затем академические знания. Так же эксперты отметили возрастание роли сертификатов кампаний, они почти сравняются по значению с дипломами образовательных учреждений. g Обучение как дело всей жизни уже ни

1 у кого не вызывает сомнений. Изменение роли учителя - главный вектор. Учи-¡3 тель - преподаватель теперь организует ш и направляет индивидуальную схему

обучения. Как следствие, учебные планы претерпят изменения и станут более персонализированными.

Более половины экспертов считают, что язык образовательных программ будет все больше стремиться к глобальному языку общения, - на сегодня это английский. Системы больших данных, получившие распространение в связи с виртуализацией общества, будут играть в образовании определяющую роль, особенно для построения образовательного сообщества. И последний прогноз связан с уменьшением роли государства в финансировании образования.

На фоне выше рассмотренных прогнозов общественность начинает активно интересоваться конкретными примерами влияния новых технологий на современную систему образования. Тренд-аналитика постепенно становится очень востребованным приемом не только для исследователей, но и для публицистической деятельности. Будущее наступает быстрее, чем мы успеваем его осознать. Перемены столь стремительно входят в опыт жизнедеятельности, что появляется необходимость отдельно анализировать зарождающиеся тенденции. Итак, в сфере образовательной деятельности тенденции, связанные с высокими технологиями, формируют новые культурные феномены. Остановимся не некоторых примерах.

«Два профессора Стэнфорда минувшей осенью решили позволить прослушать их вводный курс по искусственному интеллекту любому желающему прямо в интернете. Лекции, тесты, домашние задания, финальный экзамен. Все как обычно, только онлайн. Себастьян Трун и Питер Норвиг рассчитывали заполучить максимум пару тысяч студентов, однако к началу семестра на курсы записались 160 000 человек из 200 стран мира» [5]. Такова иллюстрация распространения тенденции к дистанционному образованию: различные ресурсы собирают многотысячные аудитории. Задача собрать лучшие знания и методы

их изучения и сделать доступными для максимально широкой аудитории через интернет. Мировой опыт - это десятки ресурсов, на которых хранятся материалы по различным областям знаний, к ним добавляются целые учебные онлайн курсы (лекции, задания, проверочные работы). Что важно подчеркнуть, так это интерактивность, открытость для всех заинтересованных в процессе обучения участников.

Персонализация образования - еще один тренд. И здесь технологии обеспечивают быстрое и актуальное индивидуальное решение образовательных задач. Один из примеров - проект, созданный в 2008 году. «Knewton предлагает создателям онлайн-курсов использовать разработанный компанией движок, который детально анализирует прогресс студента по конкретному предмету. В зависимости от собранной информации, Knewton выстраивает для каждого студента уникальную программу. Knewton решает, к какой теме переходить студенту, в чем его слабые места и какие учебные материалы он лучше воспринимает (текст или видео). Недавно крупнейшее в мире издательство учебной литературы Pearson использовало Knewton для создания онлайн-курсов по математике. Конечная цель - продавать интерактивные учебники, которые будут переписываться по ходу их прочтения» [5].

Игровые методы в обучении - тема, достаточно прочно вошедшая в педагогические исследования. Однако современные тенденции, берущие за основу игровые принципы, несколько отличаются от традиционных методов. Первое -это феномен геймификации - введение игровых бонусов в повседневные ситуации, получать вознаграждение за проделанную работу. Данная тенденция имеет повсеместное распространение от маркетинговых приемов до развлечений. Важно грамотно начать использовать это в процессе обучения. Традиционная оценочная система недостаточно эффективно мотивирует. Поэтому воплоще-

ние геймификации в образовательный процесс пока лишь разрабатывается, но очевидно, что даже самое минимальное достижение должно поощряться.

Долгое время компьютерные игры оценивались только с позиций коммерческой успешности и психологической зависимости. Исследования более внимательные и менее предвзятые говорят о более широком спектре их применения и влияния. «По мнению экспертов, компьютерные игры обладают уникальной для остальных типов медиа возможностью сообщать знания о реальном мире через интерактивное погружение в мир виртуальный. Исследование австралийского Foresigh Institute показало, что модель игрового мира стратегии Civilisation III дает достаточно четкое представление о логике исторического процесса и объясняет, как и почему некоторые земные цивилизации исчезают с лица планеты, тогда как другие процветают» [5]. Таким образом, потенциал видеоигр в контексте образования будет в будущем расширяться.

На фоне рассмотренных нами тенденций следует обратить внимание еще на один аспект, который тоже может быть обозначен: внедрение различных образовательных форматов и методов, которые уже происходят в России.

Из российских активистов образования будущего следует упомянуть такой проект, как «Метавер», ориентированный на изменения в нашей системе, учитывая современные реалии и мировой опыт. Среди основных направлений их деятельности следует отметить некоторые: разрабатывать собственные образовательные форматы (iCamp, RuCamp, EduCamp, Rapid Foresight, метаигры); сближать образование, исследование и управление; стирать границы между образованием и бизнесом, заимствовать лучшие практики из бизнеса, учить «в деле», а не за партой, делать образование асинхронным и вариативным [7]. «Ме-тавер» и один из его идейных вдохновителей Д. Песков [9] выступают как ини-

ш

0 ч

1

ф

Ci I— X _0 I

_0 ц

0) I—

го m о

СО

го

Ci

ю

0 X _0

1

m

0

1

о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го

го со о

I

Э

ш

циаторы преобразований, которые будут происходить неизбежно, но они предлагают смело смотреть в будущее и быть готовыми к вызовам времени.

Исходя из заявленных направлений деятельности, соответствующих грядущим переменам, более подробно следует рассмотреть новые образовательные форматы.

Лекторий - популярный формат образовательных проектов, где люди узнают что-то новое, освежают «хорошо забытое». Формат востребован образованными взрослыми, кто уже не учится, но любит учиться. Так, в 2000-х появились самые значимые: «Прямая речь» -лекторий Высшей школы экономики, следом стали распространяться лектории при музеях и библиотеках. Для столичных жителей посещение лектория стало одним из видов досуга. Именно в таком формате можно познакомиться с авторскими идеями, оригинальными научными концепциями, попасть на лекцию к именитому ученому, расширить свой кругозор. Это подтверждает тенденцию к самостоятельности выбора образовательного контента, но пока еще в таком виде. Многие из лекториев выкладывают свои материалы в сеть, что делает их доступными для неограниченного количества пользователей.

Отдельно следует отметить негосударственные образовательные учреждения с экспериментальным подходом. Из примечательных и успешных следует выделить институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Кроме образовательной деятельности институт занимается изданием литературы о дизайне, городской среде и архитектуре. Выпускает электронный журнал «Стрелка», готовит летние программы, открытые и бесплатные, для всех, кто интересуется тематикой города. Обучение бесплатное, но конкурсные требования достаточно высокие. «Абитуриенты должны иметь законченное высшее образование по любой специальности. Однако предпочтение отдается тем, кто интересуется/занимается

архитектурой, медиа, дизайном и городским развитием, имеет рабочий стаж или опыт успешной социальной деятельности не менее 3 лет» [3]. В целом «Стрелка» -это проект по конкретному направлению деятельности, максимально широко трактующий возможности развития, исследования и преобразования городской среды. Интересно, что каждый год является тематическим. Так, 2014-2015 учебный год посвящен сценариям будущего в широком исследовательском контексте.

Закономерно, что если появляются новые образовательные проекты, то и сам процесс обучения дополняется оригинальными способами взаимодействия людей, нацеленных на получение новых знаний, опыта, знакомств. Рассмотрим их подробнее - это баркемп, воркшоп, форсайт и метаигры. Что их объединят? «Фирмы хотят получать сотрудников не только компетентных, но и способных к творчеству, обладающих аналитическими способностями и готовых брать на себя ответственность. Поэтому нам нужны формы обучения, развивающие весь творческий потенциал человека, в том числе, самостоятельность и готовность к сотрудничеству, способность принимать решения и коммуникативную компетентность» [12, с. 17].

Баркемп - это новый формат организации конференции, который создается самими участниками. Все организационные аспекты деятельности берут на себя ее участники. Как правило, это очень мобильный способ проведения мероприятия, когда сроки от концепции до реализации сжаты, условия участия в презентациях, дискуссия, обучающий семинар максимально открыты для всех заинтересованных. Основателем бар-кемпа считается американский издатель Тим О'Рейли, впервые организовавший подобное мероприятие в 2005 году [4].

На сегодня к этому понятию добавилось русскоязычное название «самосбор», объединившее баркемпы, блог-кемпы, айкемпы. Есть свои принципы, но главный - один: мероприятие будет

успешным, если его участники этого захотят. Включенность в процесс обсуждения вопросов других участников, желание поделиться своими соображениями и выводами, сотрудничать и общаться - вот основные правила. И, конечно же, все материалы, представленные в процессе обсуждения, должны быть выложены в сеть. Существует мировой ресурс barcamp.org, где размещено расписание всех мероприятий, которые проходят почти каждый день. «Вагсатр решает две ключевые проблемы: практических знаний и знакомств. Мир технологий ускорился как спринтер, а образовательные структуры, прежде всего, государственные, по своему определению консервативны, не поспевают за заданным темпом» [6].

Воркшоп - новое модное слово или новый способ структурировать процесс обучения, исходя из целей группы. Так, некоторое время назад, Клаус Фопель -разработчик обучающих тренинговых методик, сформулировал в своей работе «Психологические принципы обучения взрослых» главные вопросы, на которые должны ориентироваться разработчики образовательных программ. Самый важный из них - соответствует ли предлагаемая программа духу времени. Поэтому Фопель предлагает отойти от традиционной модели обучения, где обучающиеся являются пассивным звеном, мало оказывающим влияние на формирование тематики и логики материала. А также от самой идеи организации учебного пространства, внося в него элементы домашней гостиной, рабочего кабинета, зимнего сада... Звучит заманчиво. А главное - это сам процесс. Поэтому понятие «воркшоп» - это мастерская, где «все учащиеся должны быть активными и самостоятельными» [12, с. 13]. Итак, воркшоп определяется как интенсивное учебное мероприятие, «на котором участники учатся, прежде всего, благодаря собственной активной работе; в центре внимания находится самостоятельное обучение участников и

интенсивное групповое взаимодействие. Акцент делается на получении динамического знания. Участники сами могут определять цели обучения. Они разделяют с ведущим ответственность за свой учебный процесс» [12, с. 13-14].

Конечно, воркшоп как форма организации обучения предполагает интенсивное взаимодействие участников в течение определенного времени (от нескольких часов до нескольких дней). Активизировать участников - вот основная задача ведущего.

Форсайт рассматривается как технология определения и описания будущих сценариев развития науки, техники, потребительских предпочтений, политических трансформаций и т.п. По большому счету, форсайт - это способ с помощью экспертного опроса составить карту будущего, как можно более подробную. В педагогической практике метод форсайт-проектов получил свое распространение за большой исследовательский и моти-вационный потенциал. Использование форсайта в обучении предполагает выстраивание образовательного процесса, ориентированного на актуальные тренды и прогнозы, как следствие, формирует компетентность особого свойства -прогностическую, связанную с умением применять на практике исследовательский потенциал в конкретных прикладных сферах деятельности.

В образовательном процессе ценность форсайта обуславливается наличием разработанных инструментов, которые можно активно применять в различных учебных курсах (метод Дель-фи, метод сценариев, технологические дорожные карты, бенчмаркинг, дерево целей и другие) [2].

Последний способ организации обучения - это метаигра. Теоретиком ме-таигр Н. Ховардом был разработан понятийный и аналитический потенциал нового подхода к играм [13]. Метаигры -это модификация ролевых игр, ориентированных на экзистенциальный опыт, свободу воли и выбора. Тема и содержа-

ш

0 ч

1

ф

н X _0 I _0

0) н га со о

СО

го

ю

0 X _0

1

со

0

1

о о

го

го m о

х

Э

ÜÜ

ние могут быть любыми, главное - отработка ситуации (конфликт, переговоры, собеседование, лидерство, моменты неопределенности и т.д.). «Разработчики Мета-Игр называют их социальными тренажерами, позволяющими отработать стратегию и тактику, применимые в области управления людьми и взаимодействия с сотрудниками. Программа позволяет замоделировать различные социальные слои и среды, посмотреть, как они будут развиваться и трансформироваться в зависимости от внутренних или внешних причин» [8]. В метаиграх реализуется возможность формирования компетенций и отработка их на практике. Использование метаигр как образовательной технологии расширятся. Пока это удел отдельных энтузиастов, но тенденция представлена в желании отрабатывать знания, умения, навыки в ситуациях, приближенных к жизни.

Исходя из рассмотренных тенденций, можно сделать выводы о влиянии технологий на образовательные системы в целом по всему миру. Новые информационно-коммуникационные средства и возможности кардинально меняют процесс передачи знания и его получения. Роль и значение преподавателя и ученика меняются, мы больше не в ситуации закрытости и элитарности доступа к информации, что делает всех участников образовательного процесса партнерами, собеседниками, соавторами.

Актуализирующиеся образовательные форматы поддерживают концепцию образования всю жизнь, право выбирать темы, дисциплины, точки зрения, и, конечно, ориентацию на индивидуальные и практикоориентированные методы обучения.

Библиографический список:

1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компе-тентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.

2. Гапоненко Н.В. Форсайт. Теория. Методология. Опыт: монография. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 239 с.

3. Институт «Стрелка» // [Электронный ресурс]: http://www.strelka.com/ru/ home.

4. Кокорев Д. Сделай конференцию сам // [Электронный ресурс]: http://letopisi. org/index.php.

5. Левин М. Как технологии изменят образование: пять главных трендов // [Электронный ресурс]: http://www. forbes.ru/tehno/budushchee/82871-kak-tehnologii-izmenyat-obrazovanie-pyat-glavnyh-trendov.

6. Лунёв С. Баркемп: конференция информационного века. Как проходят информационные ивенты // [Электронный ресурс]: http://hungryshark. ru/articles/2740-barcamp.

7. Метавер: образование будущего // [Электронный ресурс]: http://metaver. net/wtf/.

8. Метаигра - это универсальная образовательная технология нового типа // [Электронный ресурс]: http://www. soling.su.

9. Образование будущего: Google ломает шпиль МГУ // [Электронный ресурс]: http:www.e-xecutive.ru/knowle-dge/announcement/1406143/index. php?page=0.

10. Петрова М. Как изменится школьное образование к 2030 году? // [Электронный ресурс]: www.ug.ru/ appreciator/62.

11. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: АСТ,

2009. - 800 с.

12. Фопель К. Психологические принципы обучения взрослых. Проведение воркшопов: семинаров, мастер-классов / пер. с нем. - М.: Генезис,

2010. - 360 с.

13. Ховард Н. Теория драмы (избранные фрагменты) // [Электронный ресурс]: http://www.jourssa.ru/?q=ru/2008_4.

14. Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетент-ностно-ориентированному образованию. - Красноярск, 2002. - 267 с.

Поступила 27.03.15

Об авторе:

Трушникова Екатерина Леонидовна, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, заместитель директора Высшей школы менеджмента по международным программам Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Русско-Британский Институт Управления» (Россия, г. Челябинск, ул. Ворошилова, д. 12), кандидат культурологии, etrushnikova77@mail.ru

Для цитирования: Трушникова Е.Л. Анализ основных образовательных трендов // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 1. С. 89-97

References:

1. Bolotov V.A., Serikov VV. Competence model: from idea to educational programme. Pedagogika, 2003. № 10. p. 8-14. [in Russian]

2. Gaponenko N.V. Forsight. Theory. Methodology. Experience. M.: Uniti-Dana, 2012 [in Russian]

3. "Strelka" institute. [electronic resource] http://www.strelka.com/ru/home. [in Russian]

4. Kokorev D. Make a conference yourself .[electronic resource] http://letopisi.org/index.php. [in Russian]

5. Levin M. How technologies will change education: five main trends. [electronic resource] http://www.forbes.ru/tehno/budushchee/82871-kak-tehnologii-izmenyat-obrazovanie-pyat-glavnyh-trendov. [in Russian]

6. Luniev S. Barcamp: conference of the information age. How information events are held. [electronic resource] http://hungryshark.ru/articles/2740-barcamp. [in Russian]

7. Metaver: education of the future. [electronic resource] http://hungryshark.ru/articles/2740-barcamp. [in Russian]

8. Metagame is a universal education technology of a new type. [electronic resource] http:// www.soling.su. [in Russian]

9. Education of the future: Google breaks the MSU spire. [electronic resource] http:www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/1406143/index.php?page=0. [in Russian]

10. Petrova M. How school education will change by 2030? [electronic resource] www.ug.ru/ appreciator/62. [in Russian]

11. Toffler A. The Third Wave. M.: AST, 2009

12. Vopel K. Psychological principles of training adults. Workshops, seminars, amster-classes. M.: Genesis, 2010

13. Howard N. Drama theory (selected extracts). [electronic resource] http://www.jourssa. ru/?q=ru/2008_4. [in Russian]

14. Elkonin B.D. the concept of confidence viewed in the aspect of developmental learning. Sovremennyie podkhody k competentnostno-orientirovannomu orazovaniu. Ktasnoyarsk, ° 2002 [in Russian]

m

About the author: 5

Trushnikova Ekaterina Leonidovna, Candidate of Sciences (Culturology), Assistant £

(0

Director for international programs, Higher School of Management, Russian-British Institute of g

CO

Management (12, Str. Voroshilova, Chelyabinsk, Russia), etrushnikova77@mail.ru S.

X

For citation: Trushnikova E.L. Analysis of the main trends of education // Contemporary í Higher Education: Innovative Aspects. 2015. № 1. P. 89-97 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.