Научная статья на тему 'Развивающие воркшопы в системе высшего образования США'

Развивающие воркшопы в системе высшего образования США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОРКШОПЫ / ЭСТРАДНЫЙ ПЕВЕЦ / ВОКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЯ / ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ / ПРАКТИЧЕСКИЕ УРОКИ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВЫЙ ВОКАЛИСТ / MI КОЛЛЕДЖ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ / США / WORKSHOPS / A VARIETY SINGER / VOCAL PEDAGOGY / SINGER'S DEVELOPMENT / GROUP LESSONS / PRACTICAL LESSONS / MUSIC EDUCATION / VARIETY AND JAZZ VOCALIST / MI COLLEGE OF CONTEMPORARY MUSIC / USA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ашрапова Диана Дамировна

Введение. В статье представлен обзор новой формы профессионального образования в виде воркшопов. Цель статьи рассмотреть вопрос, касающийся значимости данного подхода при обучении эстрадных певцов в системе высшего образования не только в США, но и в нашей стране на основе факторов, необходимых для объективной оценки исследуемого концепта. Методология. Исследование проведено с использованием методов индукции и дедукции, компаративного, метода включенного наблюдения, обобщения деятельности педагогов-новаторов, опросов и анкетирования. Результаты заключаются в том, что на примере работы с эстрадными исполнителями были обнаружены статистически значимые различия между подходами к преподаванию в московской и американской школах. Заключение. Автор отмечает, что представленная форма обучения воркшопы способствует динамичному развитию профессиональных навыков эстрадных исполнителей, делает процесс обучения не только интересным, но и информативным, дает возможность «здесь и сейчас» проверять приобретаемые качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING WORKSHOPS IN THE US HIGHER EDUCATION SYSTEM

Introduction. The article presents an overview of a new form of professional education such as workshops. The question of the importance of this approach to the training of variety singers at colleges of the United States, as well as an objective evaluation of the studied concept. Materials and Methods. The research is conducted on the basis of induction and deduction, comparative method, participant observation, compilation of innovative teachers’ activity, surveys and questionnaires. Results. Statistically significant differences were found between the teaching approaches of the Moscow and the American schools in education process of variety singers. Conclusions. The author notes that the presented form of training, the “workshops” contributes to the dynamic development of variety performers’ professional skills, makes the learning process not only interesting but also informative, gives the opportunity to check the acquired qualities here and now.

Текст научной работы на тему «Развивающие воркшопы в системе высшего образования США»

инновации и технологии современного образования

INNOVATIONS AND TECHNOLOGIES OF MODERN EDuCATION

УДК/uDC 378(73) Д. Д. Ашрапова

D. Ashrapova

РАЗВИВАЮЩИЕ ВОРКШОПЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ США

DEVELOPING workshops IN THE uS HIGHER EDuCATION SYSTEM

Введение. В статье представлен обзор новой формы профессионального образования в виде воркшопов. Цель статьи — рассмотреть вопрос, касающийся значимости данного подхода при обучении эстрадных певцов в системе высшего образования не только в США, но и в нашей стране на основе факторов, необходимых для объективной оценки исследуемого концепта.

Методология. Исследование проведено с использованием методов индукции и дедукции, компаративного, метода включенного наблюдения, обобщения деятельности педагогов-новаторов, опросов и анкетирования.

Результаты заключаются в том, что на примере работы с эстрадными исполнителями были обнаружены статистически значимые различия между подходами к преподаванию в московской и американской школах.

Заключение. Автор отмечает, что представленная форма обучения — воркшопы — способствует динамичному развитию профессиональных навыков эстрадных исполнителей, делает процесс обучения не только интересным, но и информативным, дает возможность «здесь и сейчас» проверять приобретаемые качества.

Introduction. The article presents an overview of a new form of professional education such as workshops. The question of the importance of this approach to the training of variety singers at colleges of the United States, as well as an objective evaluation of the studied concept.

Materials and Methods. The research is conducted on the basis of induction and deduction, comparative method, participant observation, compilation of innovative teachers' activity, surveys and questionnaires.

Results. Statistically significant differences were found between the teaching approaches of the Moscow and the American schools in education process of variety singers.

Conclusions. The author notes that the presented form of training, the "workshops" contributes to the dynamic development of variety performers' professional skills, makes the learning process not only interesting but also informative, gives the opportunity to check the acquired qualities here and now.

Ключевые слова: воркшопы, эстрадный певец, вокальная педагогика, развитие исполнителя, групповые занятия, практические уроки, музыкальное образование, эстрадно-джазовый вокалист, MI колледж современной музыки, США.

Keywords: workshops, a variety singer, vocal pedagogy, singer's development, group lessons, practical lessons, music education, variety and jazz vocalist, MI College of Contemporary Music, USA.

Введение

Воркшопы (workshop) — это мастер-классы, семинары, суть которых заключается в том, чтобы в условиях группового обучения помочь учащемуся решать проблемы индивидуального характера. В системе образования США воркшопы вводятся со второго курса. Отметим самое важное отличие: роль педагога как руководителя учебного процесса в них принципиально иная, чем при обычных занятиях или на мастер-классах. Он является модератором, который помогает на практике достичь тех целей, которые ставят перед собой сами студенты. Тем самым складывается такой тип обучения, при котором студенты в значительной степени берут ответственность на себя [2]. Возникает вопрос: являются ли воркшопы трендом современного образования, или они действительно способствуют мощному, динамичному развитию студентов, тем самым становятся новым способом развивающего обучения? Цель данной статьи — показать специфику организации воркшопов на примере обучения эстрадных исполнителей в MI колледже современной музыки (г. Лос-Анджелес) и сравнить данный подход с тем, что принято в нашей стране.

О воркшопах в системе музыкального обучения написано достаточно мало, существуют лишь отдельные публикации, связанные с описанием процесса и некоторых форм занятий. Кроме того, часто воркшопами называют обычные мастер-классы, в то время как у них есть своя специфика.

Методология

Для данной работы были выбраны методы исследования, которые давали нам возможность не только показать сущность воркшопов, как это понимают в данном колледже, но и сравнить подходы к обучению эстрадных певцов в Америке и у нас в стране. Поэтому за основные методы мы приняли компаративный и метод включенного наблюдения, изучение и обобщение деятельности педагогов-новаторов.

Воркшопы — это бесценный опыт, который готовит студентов к будущему. Немаловажным фактором является то, что в центре этой формы обучения находится его практическая направленность. Метод включенного наблюдения позволил выявить основные черты воркшопов. Все данные фиксировались по ходу занятия, причем нас интересовали действия всех участников учебного процесса. Обобщение данных, которые были получены в результате наблюдения, позволило составить представление о деятельности педагогов-новаторов, включающих данную форму обучения в процесс воспитания эстрадного певца.

В американском колледже все сосредоточено на том, чтобы у студента была возможность погрузиться в атмосферу реальной сцены, на которой он должен воплотить персональные исполнительские задачи. Групповым это обучение является потому, что студент действует в условиях коллективного исполнения. В центре обучения на факультете эстрадного исполнительства — солист, а затем и вся его группа. На эти воркшопы каждый студент может ходить бесчисленное количество раз, помогая однокурсникам других направлений (например, где фронтменом группы будет не вокалист, а гитарист или барабанщик и т. п.). Тем самым он может занимать разные роли, но всегда находится под пристальным вниманием руководителя.

Такой подход является достаточно новым в системе высшего музыкального обучения и характерен для США и Европы. Он уже занял достойное место в системе обучения и приобрел достаточно четкую структуру занятий. Иную картину мы наблюдаем в отечественных высших учебных заведениях, которые готовят специалистов того же направления. Для этого был применен компаративный метод исследования.

В московских вузах учебный процесс рассчитан на то, чтобы студент оттачивал свое мастерство, в основном на площадках, которые он ищет самостоятельно. В учебных планах есть дисциплины, способствующие развитию его профессионализма: подготовка концертных номеров, вокальный ансамбль, основа актерского мастерства, работа с режиссером, техника вокального

дыхания, техника речи и др. Как правило, работа с педагогом по вокалу также проводится в условиях, максимально приближенных к концертному исполнению и включающих небольшую сцену в классе,необходимое оборудование.

В чем же существенное отличие обучения в воркшопах от всего перечисленного, что получает наш студент? Самым важным отличием является роль педагога-руководителя учебного процесса. Следует признать, что в подавляющем большинстве случаев наша система обучения предполагает, что педагог выступает в роли «небожителя», главенствует практически во всех направлениях, особенно при решении глобальных задач. Привычным стал подход, при котором буквально все находится под строгим контролем преподавателя и диктуется им. Нет сомнений в том, что материал должен проходить строгий анализ и отбор преподавателя, музыкальные произведения и вокализы должны быть оценены с точки зрения вокальной стороны и технической подготовленности учащихся [1], что нельзя ставить непосильные задачи и идти на поводу у студента. В воркшопах же педагог является скорее советчиком, человеком, который обращает внимание на самые разные параметры исполнения, приучая тем самым к самостоятельному анализу, к ответственности за себя и группу.

Мастер, проводящий занятия, должен обладать целым набором качеств. Он должен разбираться в стилистике прорабатываемых произведений, владеть всеми нюансами актерского мастерства, в том числе особенностями взаимодействия между членами группы. У него должен быть прекрасный вкус, но предпочтения мастера не должны быть решающими, и он не должен довлеть над студентами. Его советы носят характер предложений, над которыми стоит задуматься, но это ни в коем случае не является окончательным решением. Он является модератором в силу следующих обстоятельств: выслушивает проблему, которая волнует участников, направляет их внимание на определенные параметры исполнения, помогает собрать варианты исполнения и сравнить их. Контроль за тем, как именно решена поставленная проблема, также принадлежит не ему. Он помогает оценить созданный продукт исходя из максимального набора параметров. Сюда входят и рефлексия, связанная с качеством исполнения, и оценка возможного продукта на музыкальном рынке, и много иных факторов. Тем самым руководитель способствует тому, чтобы студенты учились анализировать исполнение и с позиции востребованности самой разной аудиторией слушателей.

Профессиональные инструкторы, действующие исполнители или приглашенные знаменитости могут стать руководителями воркшопов, но только те из них, кто обладает необходимыми качествами. Они должны выступать, скорее, в роли советчика, старшего товарища, доброжелательного критика. Для этого необходимо четко понимать значение психологической составляющей и уметь справляться с трудными ситуациями. Часто модератор предпочитает метод поощрения, помогает создать максимально комфортную атмосферу, наладить творческие связи внутри коллектива. Студенты заранее подготавливают сложные для себя произведения, которые нуждаются во взгляде со стороны. Часто они берут материал, с которым никогда не работали, или тот, который помогает расширить их возможности исполнителей. Они исполняют самостоятельно выбранную композицию на сцене в ансамбле со студентами других факультетов и получают от модератора обратную связь в самых разнообразных формах. Тем самым воркшопы помогают будущим артистам налаживать общение друг с другом, изучать различные стили и обогащать собственный репертуар.

Нужно признать, что воркшопы не входят в число основных дисциплин: эта форма обучения не обязательна для всех эстрадных певцов, то есть она носит элективный характер. Однако ворк-шопы необычайно востребованы среди студентов именно в силу указанных нами причин, и это является несомненным показателем успешности внедрения данной формы обучения в систему высшего музыкального образования.

В колледже М1 (Лос-Анджелес) большое количество учебных часов отведено практическим занятиям. Хотя лекция действительно имеет свои преимущества, популярными являются все же практические курсы. Например, совместная работа над текстом оказывается обычным явлением в практическом курсе, чего не скажешь о работе в классе лекционного стиля. При достаточно плотном расписании основных предметов воркшопы в М1 проходят с полной посещаемостью, так как являются уникальными и увлекательными. Студенты, которые выступают во время воркшопа, и те, кто приходит их послушать, отмечают, насколько ценно иметь опыт

реальной сцены и обыгрывать различные ситуации, которые могут возникнуть в момент пер-фоманса.

Подготовка студентов вокальных отделений в Лос-Анджелесе отличается также и тем, как студенты проводят свое личное время. Например, участие во внеклассных мероприятиях гораздо чаще встречается в США. Тем не менее внеклассные занятия также помогают достичь навыков, необходимых для участия в конкурсах, при отборе работодателями. Несомненно, разносторонний учебный план предоставляет студентам хорошую ориентированность в профессии, однако весомая рабочая нагрузка влияет на благосостояние учащихся и качество усвоения. Вероятно, это является одной из причин, почему студенты предпочитают обучаться три года.

Стоит отметить, что домашние задания часто весьма объемные, однако они выполняются всеми студентами США. Профессора получают их только в самом лучшем качестве. Это обусловлено в первую очередь высокой мотивацией студентов — они знают, что такой возможности, которую они получат сейчас, больше может уже никогда не появиться. Кроме того, дорогостоящее обучение тоже является немаловажным стимулом, даже в случае отсроченной оплаты (студенты могут взять кредит, который они будут выплачивать в течение нескольких лет после окончания вуза) [4].

На воркшопах по стилистике все студенты пробуют себя в блюзе, классическом роке, кантри, современном роке, тяжелом роке, металле, панке, мюзикле, современном ритм-энд-блюзе, в хип-хопе современной и старой школы, фьюжене, фанке, кей-попе, поп-музыке мировых чартов, джемах, бразильской музыке, неосоуле, латино, поп-латино, регги и т. д. [3].

Таким образом, изучение и обобщение деятельности педагогов-новаторов по исполнительству в MI колледже приводят нас к следующим выводам.

Студенты свободны в выборе одного из пяти направлений, которые в наибольшей степени отражают их профессиональные интересы. Наблюдения за ходом занятий показали, что это может быть:

1) произведение в современном стиле, исполняемое под чутким руководством педагога;

2) традиционный джаз-ансамбль — ситуация, при которой студенты самостоятельно объединяются в ансамбли, затем работают под присмотром преподавателя;

3) джазовая импровизация — студенты обучаются стилистике и импровизационным навыкам, включая ансамбли по импровизации;

4) современный джазовый ансамбль — исполнение джазовых композиций, включая фьюжн;

5) кофе-шоп: три вечера в неделю проводятся занятия по написанию музыки, созданию музыкальных произведений и живым выступлениям. Студенты вырабатывают свою индивидуальность и выбирают форму исполнения оригинальных песен (соло, дуэты, трио) или с использованием собственных аранжировок [5]. Эта часть обучения направлена на развитие такого важного аспекта, как понимание стилистики, что помогает охватывать большое число жанров.

Роль педагога заключается в том, чтобы предоставлять им новые ресурсы для достижения поставленных целей, оттачивать мастерство, находить новые решения при создании сценического образа артиста того или иного жанра. Задача такого практического образования состоит в том, чтобы заложить основу для развития креативности учащегося и в то же время для улучшения его профессиональных качеств. Каждое поколение должно научиться совершенствоваться, развиваться и иметь возможность основывать эти изменения на традициях и достижениях, уже установленных в музыкальном мире. Педагоги должны поощрять молодых людей в их начинаниях в качестве самостоятельных артистов. Профессиональная свобода преподавателя имеет решающее значение для развития личностных качеств студента. Профессиональная свобода не означает, что педагог может делать все, что ему нравится, но, зная своих учеников, он может решить, какие методы использовать для создания оптимальной учебной ситуации. Профессиональная и академическая свобода для преподавателя также имеет значение: для достижения поставленных целей он стремится минимизировать свое влияние, оставляет за собой право руководить учебным процессом, помогать при поиске проблемы и способов ее решения. Он поощряет любой вид творчества, учит не бояться ошибочных решений. Основная его деятельность зиждется на запросе студентов, следовательно, их необходимо научить способам самостоятельного изучения и решения вопросов, которые встречаются в профессиональной деятельности. Поэтому лицам, не входящим в эту творческую реальность, делать замечания и комментарии запрещено.

Результаты

В результате наблюдений за ходом обучения в формате воркшопа нами были выявлены следующие его преимущества:

1 ) усиливает мотивацию обучения и рост самостоятельности учащихся;

2) переориентирует педагога на роль специалиста, сопровождающего обучение;

3) демонстрирует значительную динамику обучения;

4) предоставляет возможность студентам совместно с педагогами искать и находить варианты исполнения, что необходимо при обучении эстрадному вокалу;

5) особенностью американского образования является то, что все лекции подкрепляются практическими занятиями, и у студентов есть прекрасная возможность на практике оценить и принять то, что им необходимо в их профессиональной деятельности [6];

6) разносторонность предметов, выработанных для обучения эстрадных певцов в Соединенных Штатах, направлена на развитие артиста с учетом тех обстоятельств, которые могут встретиться в его профессиональной деятельности. По окончании факультета перед выпускником стоит выбор, в какой сфере реализовать себя. Возможность успешного выбора должна обеспечить ему система обучения.

Заключение

Участие в воркшопах в качестве включенного наблюдателя позволило автору примерить на себя различные роли: обучающегося, руководителя учебного процесса. На протяжении двух месяцев автору удалось ощутить преимущества предлагаемой формы обучения, обеспечивающие раскрепощенность участников и одновременно высокую степень ответственности руководителя. Следует отметить безусловно важные для обучения творческих людей моменты: комфортная обстановка, отсутствие страха ошибиться, самостоятельность, понимание сроков, необходимых для достижения намеченных целей, трезвая оценка и анализ происходящего, заинтересованность участников в экспериментах со стилями, образами и т. д.

Доказывать значимость воркшопов в США для развития эстрадного исполнителя излишне. К чему стремятся вокалисты, что они способны вложить в свою работу уже на стадии обучения, как это реализуется и каких результатов удается добиться — все это должно привести их к творческой зрелости и свободе исполнения. Считаю, что внедрение воркшопов в нашей стране будет способствовать улучшению качества образования у будущего эстрадного певца, так как у студентов появляется возможность отрабатывать те моменты, которые не входят в традиционный курс обучения, например взаимодействие и общение с группой и звукорежиссерами, работа с акустикой в большом зале, а также микрофоном на сцене, свобода размещения себя на площадке, моделирование и приближение к реальному воплощению своего номера, возможность отработать тот материал, который необходим артисту, вне зависимости от учебного плана, реализация своих творческих идей. Сегодня в Санкт-Петербурге во многих частных музыкальных школах устраивают воркшопы, а также проводят их для взрослых как отдельный тренинг повышения квалификации исполнителя. Мы все чаще встречаемся с этой формой обучения в нашей стране, и, вероятнее всего, в ближайшие годы их популярность будет только расти.

Литература

1. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М. : Музыка, 2G12. 368 с.

2. Пикова С. В. Что такое воркшоп? [Электронный ресурс]. URL: http://lifemarketing.ru/2G1 З/na-polzu-biznesu/ chto-takoe-vorkshop/.

3. Course catalog 2G16-2G17 / MI college of contemporary music. Los Angeles, California, 2G16. 242 p.

4. Course catalog 2G17-2G18 [Electronic resource] / MI college of contemporary music. Los Angeles, California, 2G17. 132 p. URL: https://www.mi.edu/wp-content/uploads/2G18/G2/MI-Catalog_G2.19.18.pdf.

5. Musicians Institute Vocal Student Brittany Coates Talks About the MI Experience [Electronic resource]. URL: https://m. youtube.com/watch?v=csATq8VHmY.

6. Вокальная программа [Электронный ресурс]. URL: https://m.youtube.com/watch?v=IUkbTfColms.

References

1. Dmitriev L. B. Basics of vocal technique [Osnovy vokal'noj metodiki]. Moscow. : Music, 2G12. 368 p. (In Russian).

2. Pikova S. V. What is workshops? [Chto takoe vorkshop]. Available at: http://lifemarketing.ru/2G13/na-polzu-biznesu/chto-takoe-vorkshop/ (In Russian).

3. Course catalog 2G16-2G17 / MI college of contemporary music. Los Angeles, California, 2G16. 242 p. (In English).

4. Course catalog 2017-2018 [Electronic resource] / MI college of contemporary music. Los Angeles, California, 2017. 132 p. URL: https://www.mi.edu/wp-content/uploads/2018/02/MI-Catalog_02.19.18.pdf. (In English).

5. Musicians Institute Vocal Student Brittany Coates Talks About the MI Experience. Available at: https://rn.youtube.com/ watch?v=csATq8VHmY. (In English).

6. Vocal Program [Vokal'naja programma]. Available at: https://m.youtube.com/watch?v=IUkbTfColms. (In English).

эффективность группового решения в проектной деятельности профессиональных образовательных организаций

THE EFFECTIVENESS OF GROuP DECISIONS IN THE PROJECT ACTIVITY OF PROFESSIONAL EDuCATIONAL ORGANIZATIONS

Введение. Успешное решение задач модернизации профессионального образования не возможно без внедрения в деятельность профессиональных образовательных организаций проектного управления. Реализация проектов — это всегда командная работа, которая предполагает, в том числе, групповое принятие решений. Целью данного исследования является анализ качества группового решения и выявление факторов, определяющих его эффективность.

Методология. Исследование проведено на основе данных, полученных в результате эксперимента, участники которого (руководители и заместители руководителей образовательных организаций) решали дизъюнктивную задачу сначала индивидуально, а затем группой. Обработка полученных данных осуществлялась с использованием математических методов, в частности статистического и корреляционного анализа,аппроксимации.

Результаты исследования. Исследование показало, что результат группового решения не всегда превосходит лучший индивидуальный результат, который показал один из участников группы при самостоятельном решении данной задачи. Однако в результате корреляционного анализа установлено, во-первых, наличие сильной положительной связи между подготовленностью участника группы, показавшего лучший результат решения задачи, и результатом работы группы. Во-вторых, групповая динамика определяет, будет ли групповое лучше индивидуального решения сильнейшего участника, то есть примет ли группа его решение. В проведенном эксперименте участники 11 групп (44 %) из 25 не согласились с решением сильнейшего участника своей группы.

Заключение. Результаты исследования показали, что для эффективного решения задач, связанных с проектной деятельностью, участникам команды недостаточно обладать знанием теоретических основ как в сфере собственно профессиональной деятельности, так и проектного управления, что само по себе имеет значение. Большую роль в обеспечении качества и эффективности решения играет групповая динамика. Как следствие, для обеспечения качественной проектной деятельности необходимо обучение руководителей и специалистов профессиональных образовательных организаций вопросам групповой динамики.

Introduction. The successful solution of problems in modernization of vocational education is not possible without the implementation of project management in the professional educational organizations. Implementation of projects is always a team work, which involves group decision making. The aim of this study is to analyze the quality of group decision making and the identification of factors determining its efficiency.

Material and Methods. The study was conducted on the base of the data obtained in the experiment, during which its members (Heads and Deputy Heads of educational institutions) solved a disjunctive task, firstly, individually, and then in the group. Data processing was carried out with the use of mathematical methods, in particular, statistical and correlation analysis, approximation.

УДК/uDC 377

Е. А. Баканов

E. Bakanov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.