Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности выпускников учреждений профессионального образования'

Формирование профессиональной компетентности выпускников учреждений профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
736
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОЕКТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / INNOVATION / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROJECT / DESIGN / PEDAGOGICAL DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Читаева Юлия Александровна

В данной статье автором рассматриваются вопросы «новой экономики» и инновационной деятельности; развития профессионального образования в условиях «новой» экономики; вопросы компетентности и профессиональной компетентности; возможности достижения профессиональной компетентности выпускниками профессиональных школами.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Читаева Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this paper the author considers with questions of «new» economy and innovation; questions of vocational education in a changing environment of the «new» economy; questions of competence and professional competence and professional competence; opportunities to achieving professional competence of graduates vocational schools.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности выпускников учреждений профессионального образования»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

ЧИТАЕВА Ю.А.

В данной статье автором рассматриваются вопросы «новой экономики» и инновационной деятельности; развития профессионального образования в условиях «новой» экономики; вопросы компетентности и профессиональной компетентности; возможности достижения профессиональной компетентности выпускниками профессиональных школами.

На рубеже XX - XXI веков сформировался фундамент «новой» экономики, основой которой является инновационная деятельность (ускорение темпов инвестирования в знания (нематериальные активы) государством, частным сектором и их коммерциализация; новые информационно-телекоммуникационные технологии и вычислительная техника, в сочетании с организационной и институциональной средой). Она направлена на трансформацию идей в новый или усовершенствованный продукт, технологический процесс, внедренный на рынке, новый подход к социальным услугам; включает в себя научно - исследовательскую деятельность, приобретение технологий в овеществленной и неовеществленной (ноу-хау) формах, создание промышленных образцов, промышленный дизайн, освоение производства продукции и маркетинг.

«Новая» экономика представляет собой экономический и промышленный прорыв, революционный переход к новому экономическому укладу, где локомотивом повсеместного распространения инноваций являются новые производства и отрасли.

Инновация (буквально означает «инвестиция в новацию»). Конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно - организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Создание: нового товара или нового качества товара; нового метода производства (не обязательно связанного с научным открытием); нового рынка; нового источника факторов производства; новой организации отрасли; этот набор, в общем определяет основные характеристики инновации в настоящее время.

Инновации распространяются все шире и становятся более разнообразными. Для успешного развития инноваций необходимо не только выявление и распространение «передовой практики», важно обеспечить развитие национальных инновационных систем:

- общие благоприятные институциональные условия, гибкую систему образования и повышения квалификации;

- интеграцию «научного капитала» и эффективную кооперацию исследований;

- систему механизмов распространения и передачи технологий для использования потенциала наукоемких отраслей в коммерческих целях на внутреннем и внешнем рынках.

Инновационное развитие имеет циклический характер, что приводит к одновременному функционированию старых, традиционных и новых видов техники и технологий. Инновационный процесс приводит к развитию производительных сил, его экономическая функция состоит

In this paper the author considers with questions of «new» economy and innovation; questions of vocational education in a changing environment of the «new» economy; questions of competence and professional competence and professional competence; opportunities to achieving professional competence of graduates vocational schools.

в придании им нового качества, посредством которого увеличивается сам их масштаб; изменяя структуру одного из элементов производительных сил и характеризуется четкой ориентацией на удовлетворение конечной общественной потребности.

В эпоху новых технологий, развития информатики и вычислительной техники, основным определителем темпов экономического роста и социального прогресса становится образовательный потенциал работников. «Новая» экономика остро нуждается в квалифицированных специалистах, способных обеспечить непрерывность цикла «фундаментальные исследования -прикладные исследования - разработки - внедрение научно - технических достижений - производство и распространение инновационной продукции». Она предъявляет новые квалификационные требования к выпускникам профессиональных школ, которые должны обладать: способностями к быстрой переориентации в меняющихся условиях рынка труда; готовностью к постоянным изменениям; способностью к овладению особыми новыми знаниями, умениями, свойствами, качествами, практическим опытом, необходимым как в профессиональной, так и в социальной жизни; готовностью к образованию в течение всей жизни и неоднократной переквалификации.

В связи с вышеуказанным, возникает необходимость в инновационном образовании, в т.ч. и в профессиональном, - реформирование (модернизацииО образования, сменой парадигмы образования и как следствие новыми, более высокими требованиями к уровню подготовки специалистов.

Инновационная деятельность в образовании, в т.ч. и в профессиональном, представляют собой деятельность, направленную на разработку и реализацию новых и усовершенствованных образовательных услуг и образовательных технологий, используемых в практической деятельности. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов образования: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления.

Инновации в образовании - это конечный результат инновационной деятельности, обеспечивающий качественны рост эффективности образования, подготовку кадров, востребованных рынком труда; процесс создания, обновления, распространения и применения новшества в области технических средств, технологий образования, научных исследований.

Инновации в профессиональном образовании включают изменения структуры профессий/специальностей и специализаций, проектирование новых федеральных образовательных стандартов, разработку новых моделей и концепций подготовки кадров, определение содержания образовательных программ, форм и методов реализации образовательного процесса, применение информационно - коммуникационных технологий.

Профессиональное образование определяется как процесс и (или) результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением заранее установленными знаниями, умениями и компетенциями по конкретным профессиям и специальностям и ориентируется на становление социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью, мобильностью, гибкостью и активностью; требует внимания государства, работодателей и работников; регионов (республик, краев, областей) и общин, тем самым расширяя возможности становления большего разнообразия путей развития самого профессионального образования.

Целью освоения ФГОСов начального и среднего профессионального образования в России является формирование общих и профессиональных компетенций. Этим подразумевается, что компетентным выпускник станет в процессе его трудовой деятельности, так как компетентность более высокая стадия развития специалиста. Но, выпускник, обладающий квалификацией на том или ином ее уровне, естественно компетентен в рамках данной квалификации. Следовательно, формируя в процессе профессионального обучения общие и профессиональные компетенции обучающихся с целью подготовки квалифицированного работника, мы формируем компетентность индивидуума, поскольку квалификация, компетентность и компе-

тенции - звенья одной цепи.

Условия «новой» экономики задают параметры для формирования выпускника как профессионала определенного квалификационного уровня с такими профессиональными и личностными качествами, которые необходимы для овладения профессией (группой профессий) или специальностью; качественного выполнения соответствующих функций профессиональной деятельности, личного профессионального совершенствования.

Компетентность (от лат. comprtens - соответствующий, способный) - глубокое, доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков. Это характеристика профессиональной, общественно значимой деятельности субъекта, которая объединяет значение своего дела, существа выполняемой работы, сходных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей. Компетентность - это способность человека вести себя таким образом, который удовлетворял бы требованиям профессиональной деятельности в определенной организационной среде, что в свою очередь, являлось бы причиной достижения желаемых результатов.

Компетентность выражается в способности правильно оценивать сложившуюся ситуацию и принимать в связи с этим нужное решение, позволяющее достигнуть значимого результата. Компетентность предполагает умение актуализировать накопленные знания и умения в нужный момент и использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций и подразумевает помимо технологической подготовки целый ряд других компонентов, имеющих, в основном, профессиональный характер.

Понимая «компетентность как сочетание факторов, позволяющих действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции», часто рассматривают ее в контексте личностного потенциала квалифицированного работника как целостную многопараметрическую характеристику; компетентность представляет собой трехкомпонентную индивидуальную характеристику человека, в которой присутствуют:

- деятельностный компонент, обусловленный наличием определенных реализующих факторов и представляющий собой устойчивую способность к продуктивной деятельности;

- образовательный компонент, определяющий постоянное развитие, гибкость и динамичность знаний и умений, составляющих основу компетентности; образовательный компонент связывает формирование общих и профессиональных компетенций с компетентностью);

- личностный компонент, обеспечиваемый за счет ряда свойств, имеющих в основном непрофессиональный характер.

Различают:

- общую компетентность - она может быть применена ко всем специалистам или применена к родственной группе должностей, в которой характер работы сходен, но выполняется на разных уровнях (менеджеры, ученые, квалифицированные рабочие, торговый персонал, административный персонала);

- специфическую компетентность - это тип компетентности, связанный с индивидуальными обязанностями;

- пороговую компетентность - это базовая компетентность, необходимая для выполнения работы, при этом не делается различия между работниками с высокими и низкими показателями;

- рабочую компетентность - проводит различие между высокими и низкими показателями (разрядами, категориями работников);

- дифференцированную компетентность - эта компетентность определяет поведенческие характеристики, которые демонстрируют квалифицированные рабочие и специалисты; это характеристики, которые отличают их от менее квалифицированных - уровень показателей

их работы;

- профессиональную компетентность - форма исполнения своей деятельности, обусловленной глубокими знаниями свойств, преобразуемых предметов, свободным содержанием своего труда, которая включает в себя: а) специальную компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие; б) социальную компетентность

- владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии/специальности приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда; в) личностную компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности; г) индивидуальную компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии/специальности, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно.

Профессиональная компетентность - совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности. С одной стороны, профессиональная компетентность - это интегральный критерий качества профессионального обучения, профессиональной деятельности, а с другой стороны, - свойство личности, для которой характерны высокое качество выполнения трудовых функций. Выделяют следующие компоненты профессиональной компетентности работника: мотивационно - волевой, функциональный. коммуникативный, рефлексивный.

Решающим фактором социальной защищенности и профессионального развития выпускников профессиональных школ является высокий уровень их профессиональной компетентности, поэтому его достижение - это главная задача процесса обучения в профессиональных школах.

Формирование профессиональной компетентности выпускников профессиональных школ

- процесс, который «не заканчивается однажды по причине ее окончательной сформирован-ности, он не прерывается в течение всей жизни человека, так как в сферу его деятельности попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к решению».

Для возможности формирования профессиональной компетентности выпускников профессиональных школ адекватно использование в практике обучения педагогического проектирования.

Проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения, в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач с четко определенными целями.

Педагогический проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете, с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организацией. Педагогический проект охватывает широкий спектр работ с различной категоричностью требований и широкий диапазон видов деятельности. Педагогический проект должен быть инвариативным, описываться простым языком, иметь простую структуру, обладать структурной логикой, соответствовать своему смыслу, согласовываться со стандартами качества, использоваться по своему назначению, выстраивается, исходя из заранее заданных параметров, только тогда можно быть уверенным, что данный педагогический проект будет соответствовать возлагаемой на него задаче.

Педагогическое проектирование - процесс сложный и длительный, представляющий собой неразрывное единство двух подпроцессов, без одного из которых проектирование теряет смысл.

Педагогическое проектирование включает в себя: содержание обучения, формы и методы обучения, организацию образовательного процесса, технологии обучения, оценку качества обучения, дальнейшую адаптацию выпускников на рабочих местах. Задачами педагогического проектирования являются:

- обоснование конкретных направлений поиска в создании условий для воспитания и развития человека;

- актуализации его внутренних сил, социального самоопределения и становления;

- прогнозирование развития педагогических систем и процессов;

- создание, обеспечение, организация процессов педагогической деятельности, которые позволяют определить желаемые результаты в образовании и достичь их;

- педагогический анализ и, на его основе, координация деятельности педагогов и коррекция педагогических процессов.

На основе вышеизложенного, можно прийти к выводу, что, подготовка выпускников профессиональных школ при условии развития инновационного профессионального образования возможна посредством применения современных педагогических технологий, одной из которых и наиболее эффективной является проектная деятельность на всех этапах обучения. Это позволяет развивать необходимые для конкретной профессии/специальности компетенции выпускников профессиональных школ, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а в конечном счете их компетентности в соответствии с квалификационными требованиями.

Библиографический список:

1. Безюлева Г.В., Иванова Н.В., Никитин М.В., Шеламова Г.М. Профессиональная компетентность: аспекты формирования / Под ред. Г.В. Безюлевой. - М.: Московский психолого -социальный институт, Федеральный институт развития образования, 2005. - С. 3-6.

2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно - ориентированного образования. - Ростов - на/Д.: РПУ, 2000.

3. Зеер Э.Ф, Заводчиков Д.П. Инновации в профессиональном образовании; Учебнометодическое пособие. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф. - пед. ун-т», 2007.

4. Зеер Э.Ф, Шахматова О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста: Науч -метод. пособие. - Екатеринбург: Из-во Урал. гос. проф. - пед. Унта, 1999.

5. Зеер Э.Ф Понятийно - терминологическое обеспечение компетентностного подхода в профессиональном образовании/ Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. П 56 тр. вып. 5 / Отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. - М .: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007.

6. Киселева В.В. Государственное регулирование инновационной сферы (Текст): учеб.пособие для вузов / В.В. Киселева, М.Г. Колосницына; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. - С. 15-31.

7. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996ю - С.31, 34-35.

8. Организационно - экономический механизм формирования и реализации инновационной политики в вузе. Монография / А.В. Тодосийчук, В.А. Попков. - М.: ИУО РАО, 2007.

9. Прикот О.Г., Виноградов В.Н. Стратегическое развитие образовательных систем и организаций на основе проектного менеджмента. Учебно-методическое пособие. - СПб: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ - Санкт - Петербург, 2011. - 148С.

10. Профессиональное обучение в рамках дуальной системы в Федеративной Республике Германии. Инвестиции в будущее. - Бонн: BMBW Федеральное министерство образования и науки, 1991. - С.1.

11. Тодосийчук А.В. (руководитель авторского коллектива), Поляков В.А., Бромберг Г.В., Дага-ев А.А., Ерошин В.И., Краевский В.В., Полонский В.М., Смирнов И.П., Яковец Ю.В. Теоретиче-

ские основы научно - инновационного развития профессионального образования. Коллективная монография. - М.: ИУО РАО, 2006. - С.14.

12. Цветков В.А., Моргунов Е.В., Илларионов Н.В. Инновационная экономика как форма постиндустриального развития // Промышленная политика Российской Федерации. - 2208. -№1. С. 24-40.

13. Читаева Ю.А. Формирование ключевых компетенций учащихся на основе национальных стандартов профессионального образования (Европейский Союз и Россия): Дис. ... к-та пед. наук. - Москва, 2009. - С. 143-144.

14. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982.

15. Boyatzis R.E. The Competent Manager: A model for effective performance. - Chicester: John Wiley and Sons, 1982.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, компетентность, профессиональная компетентность, проект, проектирование, педагогическое проектирование.

Keywords: innovation, innovation, competence, professional competence, project, design, pedagogical design.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.