Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности студентов в процессе проведения внеаудиторной работы'

Формирование профессиональной компетентности студентов в процессе проведения внеаудиторной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТА / ПРИРОДНО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР / COMPETENCE APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENT / NATURAL-AND-REFLECTIVE TECHNOLOGY / EDUCATIONAL PROCESS / OUT-OF-CLASS WORK / LITERARY SOIREE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волощук Марина Петровна

В статье рассматривается проблема формирования профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа в ходе проведения внеаудиторной работы как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS IN COURSE OF CARRYING OUT OF OUT-OF-CLASS WORK

In the article the problem of formation of professional competence of students of pedagogical college is considered during carrying out of out-of-class work, both in theoretical and in practical aspects.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности студентов в процессе проведения внеаудиторной работы»

УДК 378.4 Волощук Марина Петровна

преподаватель русского языка и литературы Оренбургского президентского кадетского училища тел: (3532) 76-67-08

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

Voloshchuk Marina Petrovna

lecturer of Russian language and literature, Orenburg presidential cadet school tel.: (3532) 76-67-08

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF

STUDENTS

IN COURSE OF CARRYING OUT OF OUT-OF-CLASS WORK

Аннотация:

В статье рассматривается проблема формирования профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа в ходе проведения внеаудиторной работы как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Ключевые слова:

компетентностный подход, профессиональная компетентность студента, природнорефлексивная технология, образовательный процесс, внеаудиторная работа, литературный вечер.

The summary:

In the article the problem of formation of professional competence of students of pedagogical college is considered during carrying out of out-of-class work, both in theoretical and in practical aspects.

Keywords:

competence approach, professional competence of student, natural-and-reflective technology, educational process, out-of-class work, literary soiree.

Современная российская действительность характеризуется активно идущими процессами модернизации. Поиск новой концепции образования, отражающей изменения в обществе в его социально-экономическом и культурном развитии, связан, прежде всего, с реализацией компетентностного подхода.

Компетентностный подход, по мнению ученых, исходит из того, что в процессе образования нужно не просто «снабжать» человека какими-то знаниями и развивать какие-то его способности и качества, а целенаправленно готовить его практически применять эти знания и прилагать эти качества к тем или иным жизненным обстоятельствам. Тем самым целью образования становится содействие не просто отвлеченному от общественной ситуации развитию человека, а его успешной адаптации в современном, чрезвычайно сложно организованном постиндустриальном обществе.

Исследователи отмечают, что сама идея компетентностного подхода возникла и развивается на основе концепции непрерывного образования, направленного на «комплексное освоение знаний и способов практической деятельности, обеспечивающих успешное функционирование человека в ключевых сферах жизнедеятельности в интересах как самого человека, так и общества, государства» [1, с. 50].

По мнению ученых, профессиональная компетентность является интегральной профессионально-личностной характеристикой педагога, включающей в себя не только теоретическую и практическую готовность педагога к выполнению профессиональных функций, но и все субъектные свойства личности, проявляющиеся в деятельности и обеспечивающие ее эффективность.

Любопытной, на наш взгляд, является природно-рефлексивная технология организации педагогического процесса, способствующая формированию профессиональной компетентности студента.

«Природно-рефлексивная технология - это целеустремленный, нормированный, алго-ритмичный процесс организации познавательно-творческого взаимодействия человека с миром и собой с целью развития его потребностей-способностей-сознания» [2, с. 61].

Структура технологии состоит из функционального единства трех этапов:

- целевого пространства, в котором происходит преобразование потребностей человека в цели деятельности;

- познавательно-творческого пространства, в котором возможности человека трансформируются в реальные способности и результат;

- рефлексивное пространство, где происходит осознание собственной деятельности, ее нравственно-интеллектуальной стоимости и здоровьесбережения.

Формирование у студентов рефлексивных способностей создает необходимые предпосылки для преобразования индивидуальных возможностей внутреннего мира человека в его функциональные способности, самосознание, духовно-нравственное саморазвитие.

«Новая позиция преподавателя и студентов — это единый дуальный процесс, где каждый функционер имеет не только права, но и обязанности, — выводит их на единый путь проживания совместной познавательно-творческой деятельности от возникновения цели -потребности до обеспечения соответствующих условий саморазвития способностей, а в итоге - до осознания степени успешности-неуспешности своего саморазвития» [3, с. 69].

Такая позиция требует от преподавателя и студентов непрерывного процесса развития компетентности.

На наш взгляд, на основе природно-рефлексивной технологии формирование профессиональной компетентности студента успешно протекает в процессе внеаудиторной работы.

Приведем пример такой работы преподавателя - словесника и студентов педагогического колледжа - подготовку и проведение литературно-музыкальных вечеров, посвященных творчеству Анны Ахматовой «Поэты не рождаются случайно» и Бориса Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути». Рассмотрим сам процесс организации и проведения поэтапно.

На этапе целевого пространства - проектирования литературного вечера было организовано единое для педагога и студентов познавательно-творческое пространство, обеспечивающее непрерывное саморазвитие компетентности, основанной на природном механизме жизнедеятельности человека, что позволило реально осуществлять единство «духовно-нравственно-интеллектуально-сенсорно-физического» саморазвития педагога и студентов.

На этапе познавательно-творческого пространства студенты вели поиск материала в библиотеке, в Интернете, изучали научную литературу, готовили слайды, находили и предлагали поэтические тексты, музыку; творчески оформляли свои выступления, готовили презентации, сценарии-проекты. Главное событие - встреча гостей и «рождение Поэтического полета». Вступительной нотой для поэтического вечера было стихотворение Игоря Талькова в исполнении студента-ведущего:

Поэты не рождаются случайно.

Они летят на землю с высоты,

Их жизнь окружена глубокой тайной,

Хотя они открыты и просты.

В лесах их песни птицы допевают,

В полях для них цветы венки совьют.

Они уходят вдаль, но никогда не умирают И в песнях и в стихах своих живут [4, с. 42].

Затем прозвучали рассказы о жизни и творчестве поэтов на фоне презентаций. Студенты совершили виртуальную экскурсию в дом-музей Анны Андреевны Ахматовой. Стихотворение «Особенных претензий не имею» заставило слушателей погрузиться в раздумье и перейти к ознакомлению с поэтическими сборниками «Вечер» и «Четки».

В презентации о Борисе Пастернаке прозвучала мысль о том, что поэт прожил бурную, длинную, насыщенную жизнь, пережив пик славы и гонения перед смертью за роман «Доктор Живаго», напечатанный за границей и получивший Нобелевскую премию. Было подчеркнуто, что поэт до конца своих дней оставался душевно и духовно молодым. Часто любил повторять слова своего любимого 90-го псалма: «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится. Говорит Господу: «прибежище мое и защита моя Бог мой, на которого я уповаю!"» [5, с. 142]. Здесь же прозвучало стихотворение «В больнице»:

Мне сладко при свете неярком,

Чуть падающим на кровать,

Себя и свой жребий подарком Бесценным Твоим сознавать...

После погружения в волшебный мир поэзии была объявлена «Поэтическая пауза». Присутствующие по желанию читали стихотворения Анны Ахматовой «Мне ни к чему одические рати», «Зачем вы отравили воду», «Ржавеет золото, и истлевает сталь» и др., а также за-

мечательные стихотворения Бориса Пастернака из его уникальной «Поэтической тетради» Доктора Живаго: «Гамлет», «Март», «Белая ночь», «Зимняя ночь», «Разлука», «Свидание», «Рождественская звезда», «Рассвет», «Чудо», «Магдалина» и «Гефсиманский сад». Любопытным событием литературного вечера, на наш взгляд, был диалог, родившийся в процессе размышления студентов на традиционную тему о назначении поэта. Будущие словесники согласились со словами самих поэтов: «Поэт — это тот, кому ничего нельзя дать и у кого ничего нельзя отнять». Затем студенты слушали Живой голос поэтов и смотрели видеоматериалы «Анна Ахматова» и «Борис Пастернак».

Этап рефлексивного пространства, на наш взгляд, самый главный и самый ответственный, происходит естественным путем, это своего рода творческий самоанализ: в активном процессе взаимодействия педагога и студентов, где все стремятся выявить свои реальные «духовно-нравственно-интеллектуально-физические» возможности, ценностные ориентации, уровень своих знаний. Происходит самокритичное познание самих себя на основе глубокого уважения личности каждого, признания его нравственного и интеллектуального потенциала, происходит переоценка студентов своих собственных возможностей, появляется уверенность в своих силах, что вызывает у них уважение и доверие к педагогу и друг к другу, активное желание сотрудничать. Этот нравственно-психологический контакт является необходимым условием взаимодействия педагога и студентов, которое протекает в режиме демократического, резонансного взаимодействия и становится внешним механизмом развития компетентности как у студентов, так и у педагога. Развитие активного, ответственного, грамотного человека происходит в процессе взаимодействия педагога и студентов естественно. Оно обеспечивается пониманием взаимных ошибок, открытой для критики и самокритики организацией совместной работы, формированием новых способов мышления, личностных позиций, ответственности за собственную деятельность.

Такой подход к подготовке и проведению внеаудиторной работы требует от преподавателя и студентов непрерывного развития компетентности и способствует формированию мотивационно-волевого, функционального, коммуникативного и рефлексивного компонентов, составляющих педагогическую основу профессиональной компетентности студента.

Ссылки: References (transliterated):

1. Петров Ю.Н. Компетентность и качество профес- 1. Petrov Y.N. Kompetentnost' i kachestvo profession-

сионального образования // Компетентность и al'nogo obrazovaniya // Kompetentnost' i tehnologii

технологии образования. Horsens, 2008. obrazovaniya. Horsens, 2008.

2. Вазина К.Я. Природно-рефлексивная технология 2. Vazina K.Y. Prirodno-refleksivnaya tehnologiya

саморазвития человека. М., 2002. samorazvitiya cheloveka. M., 2002.

З. Там же. З. Ibid.

4. Ефименко Н.В. «Поэты не рождаются случайно.» 4. Efimenko N.V. «Poety ne rozhdayutsya sluchayno...»

// Литература в школе. 2005. № 1. // Literatura v shkole. 2005. No. 1.

5. Колесова О.С. «Сейте разумное, доброе, веч- 5. Kolesova O.S. «Seyte razumnoe, dobroe, vech-

ное.»: о русской классике в свете Евангелия. noe...»: o russkoy klassike v svete Evangeliya. SPb.,

СПб., 2003. 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.