Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности студентов в процессе научной деятельности'

Формирование профессиональной компетентности студентов в процессе научной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колосова О. А.

Статья посвящена анализу проблемы формирования профессиональной компетентности студентов в процессе научной деятельности. В связи с увеличением доли научно-творческой деятельности в сложных видах профессиональной деятельности создается необходимость обязательного вовлечения студентов в научное творчество. Данный показатель вовлеченности студентов становится показателем качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колосова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности студентов в процессе научной деятельности»

Колосова Ольга Анатольевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии и психологии управления государственного университета управления, г.

Москва Kolosova Olga Anatolevna

candidate ofpsychological Sciences, associate Professor of sociology and psychology of management, state University of management, Moscow

olga_kolosova@mail. ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ НАУЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

The formation ofprofessional competence of students in the process of

scientific activities

Аннотация. Статья посвящена анализу проблемы формирования профессиональной компетентности студентов в процессе научной деятельности. В связи с увеличением доли научно-творческой деятельности в сложных видах профессиональной деятельности создается необходимость обязательного вовлечения студентов в научное творчество. Данный показатель вовлеченности студентов становится показателем качества образования.

Ключевые слова: профессиональная компетентность. научная деятельность, профессиональная деятельность, научное творчество, вовлеченность качество образования.

Abstract. The article analyzes the problems of formation of professional competence of students in the process of scientific activities. In connection with the increase in the share of research and creative activities in difficult types of professional activity creates the need for mandatory involvement of students in research work. This measure of student engagement is an indicator of the quality of education

Keywords: professional competence. scientific activity, professional activity, scientific creativity, the engagement, the quality of education.

На современном этапе российское общество находится в динамической фазе преобразования, основной характеристикой которой является повышение требований к профессионализму выпускников вузов, обучение специалистов, которые быстро ориентируются в меняющихся условиях жизни и конкурентоспособных на современном рынке труда. В условиях постоянно ускоряющихся социальных процессов, усложнения взаимоотношений и взаимосвязей в профессиональной деятельности необходима ориентация системы высшего образования на целенаправленное

формирование и развитие профессиональной компетентности студентов в процессе научной деятельности, реализацию их потенциальных возможностей и способностей.

Одна из главных составляющих в рамках системы подготовки в ВУЗе -это включение студентов в научно-исследовательскую деятельность, которая открывает возможность для стимулирования творческого потенциала личности. В связи с увеличением доли научно-творческой деятельности в сложных видах профессиональной деятельности, создается необходимость обязательного вовлечения студентов в научное творчество. Данный показатель вовлеченности студентов становится показателем качества образования.

Для правильной разработки модели внедрения и опоры на научно-творческую деятельность студентов и приобщение их к науке необходимо обратить внимание на процесс модернизации программы развития высшего образования. Слияние науки, образования и производства, требования оперативного и самостоятельного решения специалистом возникающих в процессе профессиональной деятельности проблем требует синтеза обучения, воспитания, производственной практики и научно-исследовательской деятельности в рамках получения образования в ВУЗе [Кирсанов, А. А., 2010].

Становление научно-исследовательской деятельности студентов в России не является новым явлением и в процессе ее становления можно выделить несколько периодов.

1. XIX - начало XX века

Появление первых научных кружков.

2. Первая половина XX века.

В данный период времени происходит становление научной работы студентов в ВУЗах, появляются первые студенческих научные общества (СНО).

3. 40-50гг XX века.

На данном этапе происходит активизация работы студенческих научных обществ и появление студенческих конструкторских бюро.

4. 1954-1968гг.

Происходит признание научно-исследовательской работы студентов, как части учебного процесса.

5. 1969-1978гг.

Научно-исследовательская работа студентов превращается в эффективную систему по повышению уровня подготовки будущих специалистов. Создается Всесоюзный совет по научной работе студентов.

6. 1979-1991гг.

Реализуется комплексный подход в организации Научно-исследовательской работы студентов. До конца 1991-1992гг. в ВУЗах наблюдается тенденция развития научной деятельности молодых студентов.

7. С 1992 по настоящее время.

С 1992 года наблюдались кризисные явления, которые со временем перетекли к росту интереса студентов к получению высшего образования и к самой научной деятельности [Галиуллина Ф.Ш., 2011].

Теоретические основы научно-исследовательской деятельности

Одним из показателей готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности является уровень сформированности у студентов навыков научно-исследовательской деятельности, что предполагает под собой развитие подготовленности студентов к выполнению творческих действий в процессе решения исследовательских задач на различных уровнях (планирование, сбор и обработка информации, фиксирование результатов, применение их на практике).

Также, помимо всего прочего, научная деятельность обладает прикладной значимостью и влияет на качества конкурентоспособности студента.

Эффективность научно-исследовательской деятельности зависит, прежде всего, от ее организации в рамках ВУЗа, то есть существовании специальных структур, ответственных за научно-исследовательскую деятельность, способы поддержки молодых талантов и т.п. Также на качество научно-исследовательской деятельности влияют и внешние факторы, такие как заинтересованность различных компаний и предприятий, которые выступают в качестве потребителей кадров, различные НИИ при ВУЗах и другие социальные институты.

Целями научно-исследовательской деятельности студентов ВУЗов на современном этапе являются:

1. Расширение и углубление теоретических знаний студентов по основам изучаемых дисциплин.

2. Получение и развитие определенных практических навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

3. Проведение научных изысканий для решения актуальных задач.

4. Выработка навыков грамотного изложения результатов собственных научных исследований и развитие способности к аргументированной и обоснованной защите и обоснованию получаемых результатов.

5. Прививание навыков пользования вычислительной техникой при проведении исследований и обработке результатов.

6. Широкое внедрение новых информационных технологий, обеспечение информационно-программной поддержки исследований.

7. Формирование системной методологии, способов и принципов исследования различных объектов.

Научно-исследовательская деятельность состоит из двух элементов:

- обучение студентов элементами исследовательского труда и привитие им навыков труда;

- непосредственно научные исследования, которые проводится студентами под чьим-либо руководством.

Основными задачами научно-исследовательской деятельности студентов являются:

- помощь в развитии творческого и аналитического мышления у студентов, расширение их научного кругозора;

- привитие навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

- повышение качества усвоения знаний по изучаемым дисциплинам;

- выработка умений по применению теоретических знаний и современных методов научных исследований.

Таким образом, можно сделать вывод, что научно-исследовательская деятельность способствует развитию научного кругозора, исследовательских навыков, индивидуальных способностей, научной интуиции, творческого подхода, необходимых в будущей практической профессиональной деятельности, что и является главной целью научно-исследовательской работы студентов.

Следовательно, можно выделить основные функции научно-исследовательской деятельности в рамках образовательного процесса в Вузе:

1. Образовательная (расширения имеющихся знаний, их актуализация, расширение межпредметных связей, повышение эффективности работы с различными средствами коммуникации, закрепление общих и специальных знаний).

2. Развивающая (развитие познавательной активности и интереса, самостоятельности, творческих способностей и т.д.).

3. Деятельностная (привлечение и мотивирование к самостоятельной исследовательской деятельности, применение современных методов поиска, обработки и использования научное информации, применение исследовательского подхода для любого вида деятельности).

4. Стимулирующая (формирование установок на имманентность наличия исследовательских компетенций у студентов)

Формы научно-исследовательской деятельности

Научная деятельность ВУЗа обычно имеет несколько направлений. Данные направления представлены на Рисунке 2.

Научно-

исследовательская работа.

Управление и координация научной и инновационной деятельностью:

- фундаментальные исследования:

- прикладные исследования:

- опытно-конструкторские разработки (изобретательская н рационализаторская)

Работа по договорным взаимоотношениям. Научные школы вуза. Работа научно-исследовательских лабораторий, центров, исследования на кафедрах. Работа научно-технического совета

т

Подготовка научно-исследовательских кадров высшей квалпфпкаппп □ пх аттестация. Работа аспирантуры и докторантуры. Работа

диссертационных

советов.

Работа

профессорских семинаров.

Участие в конкурсах на финанспрование НИР.

Работа по грантам.

федеральным

целевым

программам,

госбюджетным

Участие в технологических платформах

Студенческая наука.

Научно-

исследовательская

работа студентов:

участие в научных

олимпиадах.

конкурсах,

конференциях,

выставках

городского,

областного,

всероссийского и

международного

уровня.

Работа по участию в студенческих грантах. Научные публикации студентов. Доклады на студенческих конференциях, семинарах. Дипломные работы и проекты

X.

Издание научной литературы.

Монографии.

сборники

научных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

трудов,

материалы

конференций.

Научные

периодические

рецензируемы

е журналы

Малые

пниоваппонн

ые

предприятия.

Сотрудничест во и

стратегнческо е партнерство с бизнесом. Коммерциали зация

результатов интеллектуаль ной

собственности вуза.

Интеллектуальная собственность.

Регистрация ноу-хау, защита прав университета на вузовские объекты интеллектуальной собственности. Патентная работа. Нормативное обеспечение

Рис. 1 Основные направления научной деятельности в ВУЗе

Форма научно-исследовательской деятельности - это способ организации процесса этой деятельности, определяющий его внутреннюю структуру и внешние связи. Также форму научно-исследовательской деятельности можно описать как «способ, характер взаимодействия педагога со студентом, студентов между собой, студентом с изучаемым материалом» [Ипполитова Н.В., 2015].

Современные формы научно-исследовательской деятельности в ВУЗе можно условно разделить на три категории:

- индивидуальные;

- групповые;

- массовые.

1. Индивидуальные формы научно-исследовательской деятельности.

К индивидуальным формам научно-исследовательской деятельности относятся: доклады, рефераты, статьи, сообщения, исследовательские, курсовые, дипломные проекты и выпускные квалификационные работы.

Реферат - это форма работы, представляющая из себя письменное изложение информации по определенной теме на основе разнообразных источников.

Сообщение - краткая форма предоставления информации.

Доклад - сообщение, отображающее суть информации или исследуемого вопроса.

Статья - целостный, логически связанный материал на какую-либо тему.

Исследовательский проект - решение исследовательских задач, реализованное с помощью разнообразных исследовательских методов и являющаяся предварительной работой для создания реальных объектов, предметов или теоретических продуктов (курсовых и выпускных квалификационных работ и т.д.).

Курсовые, дипломные и выпускные квалификационные работы - работы творческого характера, направленные на развитие умений выявления и реализации взаимосвязи теоретических знаний с практической деятельностью по специальности студента, развитие умений анализировать и решать профессиональные задачи и актуальные проблемы, развитие умений самостоятельного поиска, переработки и применения новой информации, развитие профессиональной направленности студентов [Ипполитова Н.В., 2015].

2. Групповые формы исследовательской деятельности студентов.

К массовым формам научно-исследовательской деятельности студентов относят научные общества, студенческие научные кружки, проблемные студенческие группы.

Научное общество - добровольное объединение студентов, ученых и других лиц, занимающихся исследовательской работой. Термин «научное общество» был введен в оборот М. Полани для фиксации в рамках концепции личного знания условий свободной коммуникации ученых и необходимости сохранения научных традиций. Цель научного общества состоит в обмене информацией, издании научных трудов и координации исследований.

Студенческое научное общество - общественная организация, основанная на добровольных началах и объединяющая студентов, проявляющих склонности к самостоятельной творческой, научно-исследовательской деятельности.

Студенческие научные кружки - форма групповой исследовательской деятельности, которая характеризуется интересами и уровнем подготовки студентов.

Проблемная студенческая группа - объединение студентов (5-15 человек), занимающихся исследованиями в рамках конкретной проблемы или ее аспектов, согласно деятельности кафедры или самостоятельно выбранному направлению. В отличии от студенческого кружка, в проблемную студенческую группу могут входить студенты разных курсов и специальностей.

3. Массовые формы исследовательской деятельности.

К массовым формам исследовательской деятельности относятся ассамблеи, конгрессы, конференции, симпозиумы, форумы и т.д.

Интеллектуальные студенческие ассамблеи - это собрания, на которых рассматриваются вопросы различных отраслей науки и формулируются рекомендации, проходят конференции и открытые слушания.

Конгресс - собрания, съезды, посвященные конкретным проблемам научно-исследовательской деятельности.

Конференция - собрание, совещание представителей каких-либо организаций, групп, государств, а также отдельных лиц, ученых для обсуждения определенных, часто теоретических, вопросов.

Конференции также можно подразделить по формам на:

- по уровню организации: факультетские, межфакультетские, вузовские, межвузовские, областные, региональные, федеральные, международные и т.д.;

- по характеру организации: научные, научно-практические, научно-методические и т.д.;

- по форме проведения: очные, заочные, очно-заочные; конференции в режиме онлайн, интернет-конференции, видеоконференции, пресс-конференции, выездные конференции и т.д.

Симпозиум - научная конференция по отдельному вопросу, обычно включающая в себя участие представителей из разных стран.

Сами научно-исследовательские работы также можно разделить на несколько категорий в зависимости от применяемых методов и средств.

1. Теоретические исследования.

Такие исследования основываются на применении математических или логических методов познания объекта. В результате такого исследования устанавливаются новые зависимости свойств и закономерностей происходящих явлений. Результаты, полученные в рамках теоретических исследований, должны быть подтверждены практикой.

2. Теоретико-экспериментальные исследования.

Теоретико-экспериментальные исследования подразумевают проверку теоретических результатов путем проведения экспериментов на натуральных образцах или моделях.

3. Экспериментальные исследования.

Такие исследования осуществляются в реальных или лабораторных условиях, на натуральных объектах, моделях или образцах. В рамках таких исследований устанавливаются новые свойства, зависимости и закономерности, служащие для подтверждения выдвинутых теоретических предположений.

Также научные исследования можно разделить на:

1. Фундаментальные (решение новых теоретических проблем) и прикладные (поиск и решение практических задач).

2. Комплексные (изучение разнородных свойств одного объекта) и дифференцированные (изучение одного из свойств или группы однородных свойств объекта).

Проблемы в рамках организации научно-исследовательской деятельности как способа формирования профессиональной

компетенции

Современные условия и сложившаяся ситуация в сфере высшего образования дает студентом возможность участия в научно-исследовательской деятельности не только в местном локальном масштабе (в рамках ВУЗа или города), но также и в глобальном (в рамках страны и при взаимодействии с другими странами).

В рамках вовлеченности студентов в научно-исследовательскую деятельность существует ряд проблем:

1. Наличие в организации деятельности признаков бессистемности, целостной поэтапной программы вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность, четкие критерии и показатели результатов достижения в развитии научного потенциала личности.

2. Отсутствие должного внимания у многих ВУЗов к региональному аспекту.

3. Неудовлетворительное состояние мотивационного компонента участия студентов в научно-исследовательской деятельности как в сфере, направленной на подготовку к будущей профессии.

4. Отсутствие дифференцированного подхода к готовности студентов для различной научно-творческой деятельности (в том числе отсутствие у различных студентов определенных необходимых знаний, умений и навыков).

Для повышения стимуляции к вовлечению студентов в научно-исследовательскую деятельность, необходимо создать ряд условий:

- внимание к мотивационному компоненту;

- поэтапное формирование навыков научно-исследовательской деятельности у студентов и соотнесение их с задачами обучения в самом ВУЗе;

- обогащение технологического компонента как способ активизации потенциала научно-исследовательской деятельности;

- реализация индивидуально-дифференцированного подхода в формировании у студентов навыков научно-исследовательской деятельности с учетом их возможностей и способностей к выполнению исследовательской работы;

- непрерывное наблюдение за профессиональным и научным ростом студента в процессе его обучения в ВУЗе;

- практическая направленность научно-исследовательской деятельности студента и возможность ее реализации на практике;

- наличие компетентного научного руководителя, заинтересованного в научно-исследовательской деятельности студента;

- программа стимулирования талантливых студентов [Галиуллина Ф.Ш., 2011].

Процесс обучения в ВУЗе может быть дополнен рядом мероприятий, которые влияют на повышение заинтересованности исследований среди студентов. Такими мероприятиями, например, могут быть:

- практические занятия в условиях, близких к реальным,

- специальные курсы, тренинги по инновационным тематикам, близким к направлению исследовательской деятельности студентов,

- привлечение студентов к участию в различных формах исследовательской деятельности.

Таким образов, в рамках выполнения научно-исследовательской деятельности, у студентов формируются следующие знания, умения и навыки, входящие в состав профессиональной компетенции:

1. Осваиваются методы сбора и анализа информации.

2. Студенты самостоятельно овладевают знаниями, умениями и навыками, применимыми в их профессиональной сфере деятельности.

3. Студенты получают навыки самостоятельной, творческой работы.

4. Студенты реализуют новые, эффективные формы организации своей деятельности и самоорганизации.

5. Получают навыки постановки научных задач.

6. Определяют пути экспериментальной реализации научных задач и навыки проведения экспериментов.

7. Получают навыки составления отчетов согласно результатам своей работы и навыки публичного представления результатов своей деятельности.

Более подробно получаемые студентами, в рамках выполнения научно-исследовательской деятельности, компетенции можно представить следующим образом [Соловьева Н.Н., 2005]:

1. Группа А. Приобретение таких умений как

Логика изложения, точность (однозначность), сжатость, конкретность, объективность, научная фразеология, владение понятийным аппаратом, единство изложения, использование специфической лексики, например, слов «организаторов»: потому, таким образом, с другой стороны, кажется; «выделительно-усилительных» частиц: крайне, весьма и т.п., выбор формы интерпретации исходного материала, защита авторского приоритета, формулировка выводов, оформление таблиц, схем, графиков, фотографического материала, оптимизация количества транслируемого материала (информации), выявление главного тезиса работы, обеспечения речевой культуры, владение методиками, способами, приемами исследований (научной методологией).

2. Группа В. Приобретение таких умений как:

Адекватное восприятие информации (критическое восприятие), работа с научной литературой, умение слышать оппонента, слушать и воспринимать научные доклады и сообщения, умение составлять глоссарий, формулировка проблемы, обоснование актуальности и новизны исследования, выступления с публичным научным сообщением, аргументировать свою позицию, участие в научной дискуссии, создание научных текстов (написание планов, аннотаций, тезисов, оглавлений, конспектов, статей, отчетов), чтение с извлечением из текстов необходимой информации, воспринимать и понимать информацию, включая умение делать выписки (идеи, факты, цифры, различные точки зрения и т.д.), составление обзоров (рефератов) литературы

по заданной теме, анализ и обобщение полученной информации, составление списка использованной литературы, использование ГОСТов на оформление документов, организация эксперимента (контроль параметров, выявление управляемых условий).

Принципы и тенденции развития научной деятельности студентов

Отдельной программы развития творческого образования и научно-исследовательской деятельности в России не существует, так как не существует понимания того, что научно-исследовательская и творческая деятельность ВУЗов должна быть ориентирована не только и не столько на «развитие научного потенциала» отрасли, а на воспитание и формирование членов гражданского общества - высокоинтеллектуальных и обладающих научными навыками и научной методологией решения чисто практических вопросов в соответствии с требованиями времени [Масликов В. А.. 2009].

В рамках становления научно-исследовательской деятельности было выделено семь этапов, описанных ранее [Худоренко Е.А., 2011] . На современном этапе, несмотря на то, что в стране проводится ряд различных мероприятий в рамках комплексного подхода по развитию научно-исследовательской работы студентов со стороны государства, достижения в данной сфере не всегда и не везде можно считать достаточными.

Согласно мнению Андрея Александровича Фурсенко, (бывший Министр образования и науки Российской Федерации) около трети российских ВУЗов соответствуют современному образовательному процессу и, соответственно, могут в полной мере заниматься развитием научно-исследовательской деятельности.

Согласно проводимым исследованиям готовности студентов Российских ВУЗов к участию в научно-исследовательской деятельности был выявлен ряд проблем, таких как неполное и недостаточное обширное представление у студентов о научно-исследовательской деятельности, отсутствие и фрагментарное присутствие умений, необходимых для ее осуществления, слабо организованная исследовательская работа студентов в части ВУЗов.

В статье «Направления активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов», опубликованной авторами Шульга Н.Н., Новосельцевой С.Н., Михайловой И.Г. в 2016г., описывается анализ динамики постановки научной работы в российских вузах . Согласно данным статьи современный уровень научно-исследовательской деятельности студентов значительно уступает по результатам и масштабам деятельности, имевшей место в 70-80-х гг. XX века. Например, в тот период времени около 20% студентов принимали участие в научных семинарах и кружках, тогда как сейчас этот показатель составляет всего лишь 5%.

Причинами этого служит акцент в рамках обучения студентов на исполнительской деятельности и промежуточных результатах, и отсутствия достаточно верных методов оценки качества работы кафедр и самих ВУЗов.

Несмотря на это именно кафедры играют важную роль и несут основную нагрузку по привлечению студентов ВУЗов к участию в научно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

исследовательской деятельности. В рамках функционирования кафедр осуществляется интеграция научного потенциала преподавателей и студентов, на базе данной интеграции создаются технологии и идеи, применимые в учебном процессе.

Как инициатор и организатор научно-исследовательской деятельности в рамках ВУЗа может выступать любая кафедра, но основную нагрузку должна брать на себя выпускающая студента кафедра, так как именно она имеет наибольший интерес в результате обучения студента, и, в силу своей специфики, оказывает на него наибольшее влияние.

Для развития в ВУЗе научно-исследовательской работы со студентами необходимо:

1. Находить наиболее одаренных и способных студентов с наибольших мотиваций к исследовательской деятельности.

2. Создавать благоприятные условия для внедрения различных форм деятельности, с учетом российского и зарубежного передового опыта.

3. Содействовать всестороннему развитию личности и способствовать формированию его объективной самооценки, навыков самостоятельной и групповой работы.

4. Обеспечивать возможность участия студента в прикладных, фундаментальных и других видах исследовательской деятельности, в том числе и материально.

5. Заниматься интеграцией научно-практического потенциала преподавателей и студентов с целью решения научно-практических проблем.

6. Работать в направлении увеличения научного потенциала преподавателей и способствовать проведению ими, в том числе, исследовательских работ.

7. Поощрять научное общение в неформальной обстановке.

8. Обеспечивать доведение до студентов значения научно-исследовательской деятельности (в том числе на примерах лучших студентов и выпускников вуза).

9. Совершенствовать методы и приемы поощрения успешных студентов.

10. Заниматься популяризацией итогов исследований студентов и формированием их личной известности через интернет-сайт вуза.

11. Заниматься популяризацией научно-исследовательской деятельности путем создания тематических групп в популярных социальных сетях.

12. Учитывать научные интересы студентов при их участии в научных работах.

При непрерывной научно-исследовательской деятельности, в которую вовлечен студент, при условии плавного перехода от ее простых форм к сложным, студент будет развиваться гармонично и плавно, не будет испытывать чрезмерных нагрузок. В рамках непрерывного и плавного перехода также смогут проявить себя наиболее талантливые и мотивированные студенты.

Основными принципами, применимыми к организации научно-исследовательской деятельности на современном этапе, являются [Худоренко Е.А., 2011]:

- преемственность научно-исследовательской деятельности (по студиям и курсам обучения);

- логичность усложнения методов и форм.

Таким образом, для процесса модернизации современного российского образования необходимо учитывать включенности студентов в научно-исследовательскую деятельность, стимулирующую творческий потенциал их личности.

Для формирования модели профессиональной компетентности необходимо учитывать, универсальные и обязательные для любой профессии компоненты профессиональной компетенции: эмоционально-волевой, мотивационно- ценностный, когнитивный, коммуникативный, креативно-деятельностный. Эффективность научной деятельности, в рамках который развиваются данные компоненты, зависит напрямую от деятельности ВУЗа, который отвечает за ее организацию. На сегодняшний день существует множество разнообразных форм, позволяющих вовлекать студентов в научно-исследовательскую деятельность, которые в обобщенном виде можно представить как индивидуальные, групповые и массовые.

Но, к сожалению, на современном этапе обучения в ВУЗе вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность также сталкивается с широким рядом проблем, связанных с кадровой и материальной обеспеченностью данного процесса, организационной работой по его внедрению в учебную деятельность и по поддержке данной деятельности со стороны ВУЗа. Кроме того, важно учитывать и развивать в процессе обучения мотивационный аспект привлечения и вовлечения студентов в научно- исследовательскую деятельность и принципы по ее организации.

Список литературы:

1. Галиуллина Ф.Ш. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования профессиональной компетентности // Вестник ТГГПУ. 2011. №25 С.235-239

2. Ипполитова Н.В. Стрехова Н.С. Виды и формы организации исследовательской деятельности студентов педвуза. Вестник Шадринского государственного педагогического университета (Шадринск) №1(25) - 2015. - С.41-49

3. Кирсанов, А.А. Методологические проблемы инженерной педагогики как самостоятельного направления профессиональной педагогики / А.А.Кирсанов, В.Г.Иванов, В.В.Кондратьев // Вестник Казанского технологического университета. - 2010. - №4. -С.228-249.

4. Киселев М.В. Перспективные задачи развития вузовской научной деятельности. // Вестник Костромского государственного технологического университета 2013 г № 01(30).

5. Масликов В. А. Через воспитание в образовании к социализации // Материалы Афанасьевских чтений. 2009. Т. 1. № 7. С. 238-241.

6. Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов (для студентов и аспирантов). 2-е изд., перераб. и доп. М.: АПК и ППРО, 2005г

7. Худоренко Е.А. Развитие научно-исследовательской деятельности студентов в высших учебных заведениях России и проблемы ее современного состояния // Статистика и экономика. 2011. №4 С.6-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.