18
Lingua mobilis № 7 (33), 2011
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В РАБОТЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ
Л. В. Климина
В статье предлагаем познакомиться с профессионально необходимой для современного учителя русской словесности системой знаний, умений и навыков в работе с художественным текстом.
Ключевые слова: компетентность, текст, художественный текст, анализ текста.
Под профессиональной компетентностью понимается интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений. Одним из основных компонентов профессиональной компетентности является специальная компетентность, которую следует толковать как подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности.
На разных этапах развития педагогического знания ученые размышляли о личности учителя, ее профессионально значимых качествах, способностях и умениях, специфических видах деятельности. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. Для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Существуют многочисленные подходы к пониманию категории «профессиональная компетентность учителя». Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Среди многочисленных трактовок понятия компетентности специалиста отметим понимание компетентности как интегральной характеристики личности, отражающей целостность ее профессиональной деятельности, оцениваемой профессиональным сообществом. В этом плане компетентность специалиста
Язык художественной литературы
19
представляет собой единство квалификации и опыта [6. С. 21]. Профессиональная компетентность учителя оценивается уровнем сфор-мированности профессионально-педагогических умений. В группе профессионально-педагогических умений ценными являются специальные умения, то есть узкопрофессиональные умения в рамках какой-либо одной отрасли знаний. Одно из направлений в толковании рассматриваемой категории - это понимание профессиональной компетентности как системы качеств, умений. В этом случае под профессиональной компетентностью следует понимать систему знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих возможность выполнения профессиональных обязанностей определенного уровня. Данное понимание является значимым в работе по формированию профессиональной компетентности будущих учителей. В настоящей статье предлагаем познакомиться с профессионально необходимой для современного учителя русской словесности системой знаний, умений и навыков в работе с художественным текстом.
Текст являются центральным объектом исследования в современной филологической науке. Текстоцентризм и антропоцентризм современной научной парадигмы способствовали развитию традиционных подходов к тексту и появлению разнообразных новых аспектов его анализа. В сфере вузовского филологического образования важным по-прежнему является комплексный разбор текста как системно-структурного образования и значимыми становятся концептуально-культурологический и коммуникативно-когнитивный подходы к исследованию произведений словесности. Курс «Филологический анализ текста» в педагогическом вузе призван не только познакомить студентов с теорией текста, с разнообразными технологиями его исследования, но и сформировать у будущих учителей русского языка и литературы умения и навыки самостоятельного анализа произведений словесности, раскрыть приёмы приобщения школьников к творческой текстовой и исследовательской деятельности, показать возможности воспитания учащихся художественным словом. Научный анализ художественных текстов и анализ произведений художественной словесности в лингводидактическом аспекте обогатят студентов-филологов новыми профессиональными знаниями и идеями, что значимо для формирования их профессиональной компетентности.
В процессе изучения курса «Филологический анализ текста» студентам педагогического вуза предлагается изучить содержание
20
Lingua mobilis № 7 (33), 2011
следующих разделов данной учебной дисциплины: «Модели анализа произведений словесности», «Анализ текста в системе современного филологического образования», «Формирование умений и навыков в работе с художественным текстом». Первый раздел «Модели анализа произведений словесности» содержит теоретический и практический материал, посвященный комплексному, частичному и избирательному (детерминантному) разбору художественных текстов. Во втором разделе «Анализ текста в системе современного филологического образования» учитываются современные знания в области лингвистики текста и раскрываются основы инновационных подходов к анализу произведений словесности. Последний раздел «Формирование умений и навыков в работе с художественным текстом» имеет практическую направленность и позволяет дать будущим учителям русской словесности необходимые знания по методике разбора художественных текстов в школе.
Знание моделей анализа произведений художественной словесности предполагает познание основ комплексного лингвосмыслового анализа художественного текста, частичного лингвосмыслового анализа и избирательного (детерминантного) подхода к анализу произведений словесности. На лекциях студенты знакомятся с признаками и понятием текста, спецификой и определением художественного текста. Лекционный материал по теории в области филологического анализа текста предполагает освещение вопросов: «Тема и идея словесных произведений», «Сюжет и композиция художественных произведений», «Экспрессивно-эстетические ресурсы уровней языка произведений художественной словесности», «Особенности языковой организации поэтических, прозаических и драматургических текстов», «Принципы, методы и приемы анализа художественного текста». На практикуме студенты знакомятся с образцами многоуровневого, частичного и избирательного анализа произведений, самостоятельно анализирую их, знакомятся с лингводидактической моделью комплексного разбора текста, самостоятельно исследуют произведения художественной словесности в лингводидактическом аспекте и выявляют их воспитательный потенциал. Студентам предлагается самостоятельно проанализировать стихотворение Ф. И. Тютчева «Silentium», указать тему и идею этого произведения, исследовать соотношение между предметно-логической и эмоционально-экспрессивной сторонами содержательной структуры стихотворения В. Я. Брюсова «Первый снег», определить особенности композиционной организации стихотворения М. Ю. Лермонтова
Язык художественной литературы
21
«Родина». Затем студенты показывают экспрессивно-эстетические возможности лексико-семантического и фонетического уровней в стихотворении А. А. Вознесенского «Снег в октябре», указывают экспрессивно-эстетические функции звукописи в стихотворении К. Д. Бальмонта «Я вольный ветер, я вечно вею...», комментируют использование звукописи и местоимений как средств художественной выразительности в стихотворении А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье.», выясняют экспрессивно-эстетическую нагру-женность морфологического, синтаксического и метрического уровней языка стихотворения К. Д. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени.». В ходе работы с прозаическими произведениями художественной словесности предлагаем выявить основную мысль рассказа И. А. Бунина «Солнечный удар», используя избирательный (детерминантный) подход к анализу текста. Будущие учителя русской словесности пытаются самостоятельно разработать лингводидактическую модель анализа стихотворения И. А. Бунина «Слово», акцентируя внимание на воспитательном потенциале произведения, и выполняют комплексный филологический анализ стихотворений Б. Л. Пастернака «Единственные дни» и Е. А. Евтушенко «Достойно, главное, достойно.», включенных в школьную хрестоматию в соответствии с программой по литературе.
Раздел «Анализ текста в системе современного филологического образования» знакомит студентов с традиционными и инновационными подходами к анализу художественного текста в современной лингвистике и с полипарадигмальностью в современной модели лингвистического анализа исторических текстов. На лекциях освещаются актуальные для современного филологического образования подходы к анализу произведений художественной словесности и, помимо традиционной модели исследования текстов, разъясняются разработанные лингвистами в рамках антропоцентрической парадигмы новые технологии филологического анализа текста. На практикуме преподаватель представляет образцы исследования семантического пространства художественного произведения и примеры изучения исторических и художественных текстов в национально-культурном аспекте. На практических занятиях также рассматриваются возможности полипарадигмального научного толкования литературных текстов, учитывающего разные направления современных лингвистических знаний. Студентам предлагается самостоятельно подготовить собственно языковой комментарий к думе К. Ф. Рылеева «Олег Вещий», проанализировать в триаде сти-
22
Lingua mobilis № 7 (33), 2011
хотворение А. А. Ахматовой «Я слышу иволги всегда печальный голос...». В процессе самостоятельного исследования семантического пространства художественных произведений студенты определяют в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» глобальную текстовую ситуацию и особенности ее развертывания, исследуют языковую реализацию категории времени и категории пространства в повести И. С. Тургенева «Ася», выявляют концептуальную информацию в семантическом пространстве рассказа Е. И. Носова «Живое пламя», включенного в общеобразовательной средней школе в программу по литературе для внеклассного чтения, характеризуют эмоциональную тональность рассказа М. М. Зощенко «Обезьяний язык» и указывают языковые средства ее создания. Завершается самостоятельная работа студентов по второму разделу курса выполнением филологического анализа стихотворения М. И. Цветаевой «Волк» в контексте русской культуры.
В процессе освоения раздела «Формирование умений и навыков в работе с художественным текстом» будущие педагоги обсуждают элементы исследовательской работы на занятиях по русской словесности и вопрос использования художественных текстов на уроках русского языка. Преподаватель предлагает описание фрагментов уроков, на которых формируются исследовательские навыки учащихся в работе с произведениями словесности разных эпох, обращает внимание на историко-лингвистическую подготовку, позволяющую грамотно анализировать художественные тексты XVIII-XIX веков в историко-культурном контексте. На практических занятиях рассматриваются вопросы использования текстов на занятиях по русскому языку с целью обобщения и систематизации теоретических знаний школьников, обогащения их словарного запаса, корректировки стилистических умений и орфографических и пунктуационных навыков. Студентам предлагается самостоятельно показать возможности количественного анализа языка стихотворных произведений русских поэтов XX века, включенных в программу по литературе для общеобразовательной средней школы, выполнить филологический анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Голуби», учитывая жанровое своеобразие произведения, проанализировать речевую организацию рассказа М. М. Зощенко «Встреча». Студенты определяют, от чего зависит языковой состав произведений М. В. Ломоносова, сопоставляют язык стихотворных текстов А. С. Пушкина, созданных поэтом в разные периоды творчества на одну тему. В ходе филологического анализа произведений
Язык художественной литературы
23
М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого,
А. П. Чехова студенты называют приметы индивидуального стиля русских писателей XIX века.
Список литературы
1. Бабенко, Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум [Текст] / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. - М. : Флинта: Наука, 2003. - 496 с.
2. Болотнова, Н. С. Филологический анализ текста: Учеб. пособие [Текст] / Н. С. Болотнова. -М. :Флинта : Наука, 2009. - 520 с.
3. Климина, Л. В. Анализ текста: лингводидактический аспект: Учеб. пособие для студентов филологических специальностей педвуза [Текст] / Л. В. Климина. - Стерлитамак : Стерлитамак-ская гос.пед.академия им. Зайнаб Биишевой, 2009. - 209 с.
4. Сенашенко, В. С. О компетенциях, квалификации и компетенции [Текст] / В. С. Сенашенко, В. А. Кузнецова, В. С. Кузнецов // Высшее образование в России. -
2010. - № 6. - С. 18-23.
List of literature
1. Babenko, L. G. Lingvisticheskij analiz hudozhestvennogo teksta. Teorija i praktika: Uchebnik; Prak-tikum [Tekst] / L. G. Babenko, Ju. V. Kazarin. - M. : Flinta: Nauka, 2003. - 496 s.
2. Bolotnova, N. S. Filologicheskij
analiz teksta: Ucheb. posobie
[Tekst] / N. S. Bolotnova. - M. :Flinta : Nauka, 2009. - 520 s.
3. Klimina, L. V Analiz tek-sta: lingvodidakticheskij aspekt: Ucheb. posobie dlja studentov filo-logicheskih special'nostej pedvuza [Tekst] / L. V. Klimina. - Sterlita-mak : Sterlitamakskaja gos.ped. akademija im. Zajnab Biishevoj, 2009. - 209 s.
4. Senashenko, V. S. O kompeten-cijah, kvalifikacii i kompetencii [] / V. S. Senashenko, V. A. Kuznecova, V. S. Kuznecov // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2010. - №
6. - S. 18-23.