Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов средством преподавания курса «Инновации в начальном образовании»'

Формирование профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов средством преподавания курса «Инновации в начальном образовании» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
491
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЛИЧНОСТИ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ / INNOVATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / INNOVATIVE / COMPETENCE OF A TEACHER / A TEACHER OF PRIMARY SCHOOL / PROFESSIONALISM OF A PERSONALITY / PRACTICE KNOWLEDGE AND SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жук Мирослава Ивановна

В статье проанализировано содержание понятий «инновация», «профессиональная компетентность», «инновационная компетентность педагога». Автор акцентирует внимание на важности изучения будущими учителями начальной школы учебной дисциплины «Инновации в начальном образовании», для того чтобы быть профессионально компетентными в своей работе. Раскрывает потенциальные возможности дисциплины. Дидактическую основу составляют: тематика курса, формы и методы обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PRIMARY PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF PRIMARY SCHOOL IN TEACHING THE COURSE «INNOVATIONS IN PRIMARY EDUCATION»

The meaning of such words as «innovation», «professional competence», «innovative», «competence of a teacher» were analyzed in the article. The author underlines the importance of studying such subject as. «Innovation in primary education» by future teachers of primary school for receiving professional competence in their work.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов средством преподавания курса «Инновации в начальном образовании»»

УДК 37.013:373.3 ББК 74.4 М. И. Жук Аспирант

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВОМ ПРЕПОДАВАНИЯ КуРСА «ИННОВАЦИИ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

В статье проанализировано содержание понятий «инновация», «профессиональная компетентность», «инновационная компетентность педагога». Автор акцентирует внимание на важности изучения будущими учителями начальной школы учебной дисциплины «Инновации в начальном образовании», для того чтобы быть профессионально компетентными в своей работе. Раскрывает потенциальные возможности дисциплины. Дидактическую основу составляют: тематика курса, формы и методы обучения студентов.

Ключевые слова: инновация, профессиональная компетентность, инновационная компетентность, начальное образование, учитель начальной школы, профессионализм личности, практические знания и умения.

М. I. Zhuk Postgraduate student

FORMATION OF PRIMARY PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF PRIMARY SCHOOL IN TEACHING THE COURSE «INNOVATIONS IN PRIMARY EDUCATION»

The meaning of such words as «innovation», «professional competence», «innovative», «competence of a teacher» were analyzed in the article. The author underlines the importance of studying such subject as. «Innovation in primary education» by future teachers of primary school for receiving professional competence in their work.

Key words: innovation, professional competence, innovative, competence of a teacher, a teacher of primary school, professionalism of a personality, practice knowledge and skills

Развитие системы образования требует от педагогической науки и практики изучения и внедрения новых методов обучения и воспитания детей. Применение инноваций в педагогическом процессе призвано обеспечить повышение качества обучения и воспитания детей или снизить затраты на достижение привычных результатов образования. Только педагогически компетентный учитель начальных классов обеспечит эффективность учебно-воспитательной деятельности учащихся, будет развивать у своих воспитанников умение приобретать новые знания и новую информацию.

Анализ последних исследований. Современные отечественные ученые рассматривают инновацию (итал. іnnovatiоnе) в образовании как «процесс создания, распространения и использования новых средств (нововведений) для решения тех педагогических проблем, которые до сих пор решались по-другому» (О. Я. Савченко); как «... комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшеств..» (Л. М. Ващенко); как процесс и конечный результат инновационной деятельности (А.В. Попова); как процесс обновления или усовершенствования теории и

практики образования, который оптимизирует достижения ее цели (Л. И. Даниленко); как результат творческого поиска оригинальных, нестандартных решений различных педагогических проблем” (Г. Д. Ярмаченко); как „актуальные, значимые и системные новообразования, которые возникают на основе разнообразных инициатив и нововведений, становятся перспективными для эволюции образования и положительно влияют на ее развитие”(И.Г.Ермаков)[1, 2, 4, 7]. В Положении об инновационной образовательной деятельности инновация рассматривается как впервые созданные, усовершенствованные или уже существующие образовательные, дидактические, воспитательные, управленческие системы, их компоненты, существенно улучшающие результаты.

Проблемы инновации рассматривают в своих научных исследованиях Ю.З. Гильбух, Г. И. Дробноход, Г. В. Кларин, Е. И. Огарев, В. Г. Онушкин, И. П. Подласый, А. И. Подласый, В. А. Сластенин.

Обратимся также к обоснованию понятия «профессиональная компетентность», которая в настоящее время определяется уровнем профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивационными стремлениями к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу. Психолого-педагогические исследования Э. Ф. Зеер, А. К. Марковой, О. Хуторского позволяют определить отдельный обобщенный показатель профессионализма любого специалиста, с профессиональной компетентностью. Так, по мнению А. К. Марковой, профессиональная компетентность является сочетанием психических качеств и состояний, которые позволяют действовать самостоятельно и ответственно с целью овладения человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции [5]. Э. Ф. Зеер считает, что профессионально компетентный работник является специалистом с необходимыми для качественного и продуктивного выполнения труда знаниями, умениями, качествами, опытом и индивидуальным стилем деятельности [3]. Профессиональная компетентность является интегральной характеристикой личности, что обусловливает готовность и способность выполнять профессиональные функции.

Следовательно, инновационная компетентность (от лат. сошре1еш (сотре1еиИ8) - должный, соответствующий) педагога - система мотивов, знаний, умений, навыков, личностных качеств педагога, что обеспечивает эффективность использования новых педагогических технологий в работе с детьми [2, 338].

Формулировка целей статьи. Целью статьи является определение потенциальных возможностей учебной дисциплины «Инновации в начальном образовании» как ориентиров формирования профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов.

Основная часть. Мы пришли к выводу, что повысить уровень профессионализма будущие учителя начальных классов смогут в процессе изучения учебной дисциплины «Инновации в начальном образовании».

Так, программа курса «Инновации в начальном образовании» предназначена для студентов 4 курса специальности 5.01010201 «Начальное образование». Апробация этой учебной дисциплины уже несколько лет проходит в отделе Начального образования педагогического колледжа Черновицкого национального университета им. Ю. Федьковича.

Основная цель курса «Инновации в начальном образовании» заключается в обеспечении студентов глубокими знаниями по истории развития содержания начального образования, инноваций в начальном образовании, выработке умений оперативного включения педагогических инноваций в процесс обучения начальной школы с использованием соответствующих методов обучения.

Задачи курса - обеспечить понимание сущности педагогических инноваций и необходимости их скорейшего применения, выяснения ведущих современных тенденций развития содержания начального образования и способов реагирования на них. В результате его изучения студенты имеют возможность приобрести следующие компетенции:

• знать историю развития педагогических инноваций в начальном образовании, понятие „содержание начального образования”, понятие „педагогической инновации”, современные методы сбора, фиксации и внедрения в учебный процесс педагогических инноваций;

• уметь осуществлять целенаправленный поиск педагогических инноваций;

• внедрять педагогические инновации в учебный процесс;

• уметь использовать методы портфолио и кейс-стади для накопления и использования педагогических инноваций.

Следует указать на то, что основное содержание курса раскрыто в двух разделах: «Предмет и задачи курса «Инновации в начальном образовании» и «Реализация педагогических инноваций в начальном образовании». Реализовать вышеназванную цель курса дает возможность следующая тематика: «Сущность понятия «инновационная деятельность учителя начальных классов», «Понятие «ин-

новационная педагогическая технология», «Анализ инновационной сущности понятия «методическая система», «Личностно-ориентированные педагогические технологии», «Методы выявления и фиксации педагогических инноваций», «Инновационные тенденции развития начального образования», «Интегративные процессы в начальном образовании как педагогическая инновация», «Интегративно-синергетическая модель педагогической технологии как источник развития инновационных технологий».

Активные педагогические воздействия на формирование определенных компетенций у студентов педагогических учебных заведений осуществляются в процессе лекционных, практических занятий и их самостоятельной работы. Учебная дисциплина изучается в 7 семестре на 4 курсе, рассчитана на 54 часа, из них 24 - аудиторных часа (12 часов лекционных, 12 часов практических), 30 часов самостоятельной работы.

На лекционных занятиях рассматриваются наиболее сложные и актуальные проблемы педагогической теории и практики.

На практических занятиях анализируется педагогическая литература, нормативные документы, проводится защита проекта с последующим обсуждением. Такие формы работы дают возможность студентам развивать инициативу, создают условия для поисковой работы и эффективного творческого применения приобретенного опыта в работе со школьниками, совершенствуют навыки анализа, синтеза, обобщения материала, развивают умение выражать собственные мысли, учат культуре дискуссии. Практические занятия уточняют, конкретизируют и систематизируют знания студентов, полученные во время лекций и самостоятельной работы, формируют практические умения и навыки. К практическим занятиям студенты имеют возможность готовиться творчески. Свидетельством этому являются такие виды работы:

• проектирование раздела учебника (по выбору студентами учебной дисциплины);

• проектное задание: выявить, создать портфолио инновации на заданную (произвольную) тему.

Предполагается использовать инновационные методы обучения:

• методы «мозговой атаки», построенные на коллективном эвристическом диалоге (полилоге), направленном на продуцирование новых идей;

• метод эвристических вопросов применяется для направления творческого поиска с целью решения определенной

проблемы;

• метод многомерных матриц является методом морфологического анализа систем с целью выявления неизвестных элементов, подсистем;

• метод свободных ассоциаций заключается в построении множества новых ассоциаций, отдельные из которых могут послужить вектором поиска решения проблемы;

• метод инверсии (перестановка, переворачивание) направлен на решение проблемы в новейших направлениях (изменение языка постановки проблемы, построение рассуждений в обратном направлении и тому подобное);

• метод эмпатии является методом личностных аналогий;

• метод синектики - характеризуется ознакомлением студентов со стратегией решения проблем, побуждением их к самостоятельной постановке проблемы для нахождения путей ее решения;

• метод системного анализа и моделирования.

На самостоятельную работу вынесены вопросы, связанные с анализом первоисточников, периодической печати. Разработано три уровня вопросов: вопросы репродуктивного характера, вопросы-аналогии, вопросы-противоречия.

Текущий контроль осуществляется в форме опроса, выступления на практических занятиях, письменного контроля усвоения учебного материала, выполнении проектов и т.д. Достаточно эффективными являются такие формы участия студентов в учебном процессе, которые подлежат текущему контролю: устный доклад; дополнения; вопросы к тому, кто отвечает; рецензия на выступление; участие в дискуссиях, в интерактивных формах организации занятия; анализ дополнительной литературы; письменные задания (тестовые, контрольные и творческие работы и др.); самостоятельная обработка темы; подготовка тезисов, конспектов учебных или научных текстов.

Выводы. Подытоживая, следует отметить, что важность и актуальность профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов сегодня не вызывает никаких сомнений, надеемся, что выше изложенный подход к подготовке специалиста предоставит и теоретическую, и практическую готовность к работе в современной начальной школе студентам специальности «Начальное образование». Перспективу для дальнейших исследований в данном направлении усматриваем в проведении мониторингового исследования по результативности выше поставленных дидактических основ данного курса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ващенко Л. М. Управління інноваційними процесами в загальній середній освіті регіону і Монографія. - К. і Тираж, 2005. - 380 с.

2. Дичківська М. І. Інноваційні педагогічні технологіїі навчальний посібник. - К. і Академвидав, 2004. -352 с.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. - М. і Академический проспект. - Екатеринбург і Деловая книга, 2003. - 286 с.

4. Інноваційні пошуки в сучасній освіті / за ред.. Л. І. Даниленко, В. Ф. Паламарчук; упорядник Г.М. Перевознікова.

- К. і Логос, 2004. - 220 с.

5. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М. і МГФ, 1996. - 315 с.

6. Підласий І. П. Підласий А.І. Педагогічні інновації // рідна школа. - 1998. - № 12. - С. 3.

7. Попова О. В. Становлення і розвиток інноваційних педагогічних ідей в Україні в ХХ ст.. - Харків і ОВС, 2001.

- 256 с.

REFERENCES

1. Vaschenko L. M. Management of innovation processes in general secondary education area! Monograph. Kiev, Tyrazh, 2005. 380 p.

2. Dychkivs’ka M. I. Innovative educational technology і textbook. Kiev, Akademvydav, 2004. 352 p.

3. Zeer E. F. Psychology of professions / E. F. Zeer. Moscow, Akademicheckiy prospekt. - Ekaterinburg: Delovaya kniga, 2003. 286 p.

4. Innovative researches in modern education / edited by L. I. Danylenko, V.F. Palamarchuk; rompiler G.M. Perevoznikova. Kiev, Logos, 2004. 220 p.

5. Markova A. K. Psychology of professionalism / A. K. Markova. Moscow, MGF, 1996. 315 p.

6. Pidlasyi I. P., Pidlasyi A. I., Teaching innovations / Ridna shkola, 1998. no.12. p.3 (on Ukranian)

7. Popova O. V. Formation and development of innovative teaching ideas in Ukraine in the 20 th century. Kharkiv, OVS, 2001. 256 p.

Информация об авторе Жук Мирослава Ивановна (Украина, Черновцы) - Преподаватель. Педагогический коледж Черновицкого национального университета им. Ю.Федьковичаі аспирант Института высшего образования Национальной Академии педагогических наук Украины. E-maih zhuk.mir@ yandex.ua

Information about the author Zhuk Myroslava Ivanovna (Ukraine, Chernivtsi) - Lecturer. Pedagogical College of Chernivtsi National Universety afta Y.Fedkovych рostgraduate student Institute of higher education of the National Academy of pedagogical sciences of Ukraine. E-maih [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.